Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТОВ В СВЕТЕ ОПЫТА СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ'

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТОВ В СВЕТЕ ОПЫТА СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА / ОСОБЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SECURITY / TERRITORIAL DEFENSE / SPECIAL LEGAL REGIMES / MARTIAL LAW / STATE OF EMERGENCY / INTERACTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кардаш И.Л.

В статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности объектов и территории от различных угроз и опасностей с учетом опыта их проявлений в период проведения специальной военной операции. Проведен анализ мер, принимаемых в государстве, по противодействию данным угрозам. С учетом исторического опыта предложен ряд подходов к совершенствованию системы обеспечения безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кардаш И.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF TERRITORIES AND OBJECTS SECURITY IN THE LIGHT OF THE EXPERIENCE OF THE SPECIAL MILITARY OPERATION

The article deals with the issues of ensuring the security of facilities and territories from various threats and dangers, taking into account the experience of their manifestations during the special military operation. The analysis of measures taken in the state to counteract these threats is carried out. Taking into account historical experience, a number of approaches to improving the security system are proposed

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТОВ В СВЕТЕ ОПЫТА СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ»

УДК 355

Вопросы обеспечения безопасности территории и объектов в свете опыта специальной военной операции

КАРДАШ ИГОРЬ ЛЕОНИДОВИЧ,

главный научный сотрудник Главного центра научных исследований Росгвардии, доктор военных наук, профессор (e-mail: ikar03@mail.ru)

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности объектов и территории от различных угроз и опасностей с учетом опыта их проявлений в период проведения специальной военной операции. Проведен анализ мер, принимаемых в государстве, по противодействию данным угрозам. С учетом исторического опыта предложен ряд подходов к совершенствованию системы обеспечения безопасности. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: безопасность, территориальная оборона, особые правовые режимы, военное положение, чрезвычайное положение, взаимодействие.

ISSUES OF TERRITORIES AND OBJECTS SECURITY IN THE LIGHT OF THE EXPERIENCE OF THE SPECIAL MILITARY OPERATION

KARDASH IGOR LEONIDOVICH,

Chief Researcher at the Main Center for Scientific Research of the Russian National Guard; Doctor of Military Sciences, Professor (e-mail: ikar03@mail.ru)

ANNOTATION

The article deals with the issues of ensuring the security of facilities and territories from various threats and dangers, taking into account the experience of their manifestations during the special military operation. The analysis of measures taken in the state to counteract these threats is carried out. Taking into account historical experience, a number of approaches to improving the security system are proposed.

KEYWORDS: security, territorial defense, special legal regimes, martial law, state of emergency, interaction.

Специальная военная операция, проводимая с 24 февраля 2022 года с целями демилитаризации и денацификации Украины, защиты народов Донбасса, высветила ряд вопросов, требующих своего научного осмысления, поиска, обоснования и правового оформления путей их решения практически во всех областях, связанных с обороной и обеспечением безопасности Российской Федерации.

Один из таких вопросов - обеспечение безопасности территории и объектов.

В целом для решения подобных вопросов законодательством Российской Федерации

предусмотрена система мер - территориальная оборона страны [1].

Необходимо отметить, что данный вопрос сегодня является предметом активного обсуждения в обществе.

В частности, по мнению А. Г. Михайлова, «Тероборона [терминология автора] - это такая же структура, как любой правоохранительный орган. Этих людей надо собирать, постоянно инструктировать, знакомить с ориентировками и пр. С ними нужно регулярно работать, чтобы они постоянно находились в состоянии боевой готовности. ... Создание -это когда у тебя есть четко структурированная

организация, которая имеет права, обязанности, с которой постоянно работают правоохранительные органы» [2].

А. А. Бартош пишет: «На фоне намеченных руководством России мер по обеспечению национальной безопасности нашего государства политические и военные реалии современности требуют ... крепить территориальную оборону...» [3].

Актуальность данного вопроса подтверждается и историческим опытом.

С началом Великой Отечественной войны охрана тыла действующей армии (аналог современной территориальной обороны) стала приоритетной задачей.

Для этого в составе НКВД СССР были созданы специальные войска, задачами которых были:

- обеспечение охраны тыла от подрывных действий противника;

- решительное уничтожение шпионов, диверсантов и парашютистов;

- ведение беспощадной борьбы с дезертирами, паникерами, распространителями провокационных слухов.

Для борьбы с группами противника, действующими в тылу, привлекались также батальоны народного ополчения, истребительные отряды, команды ОСОАВИАХИМа. Охрана объектов, расположенных на территории военных округов, осуществлялась войсковыми подразделениями, полками НКВД, вооруженными рабочими отрядами. Каждому из таких подразделений назначались определенные объекты, за сохранность которых они несли ответственность.

Важная роль в выполнении задач отводилась такому компоненту сил и средств, как иррегулярные формирования. В соответствии с постановлением СНК СССР от 24 июня 1941 г. и приказом НКВД СССР от 25 июня 1941 г. для борьбы с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе при городских, районных и уездных отделах НКВД создавались истребительные батальоны численностью в 100-200 человек из числа проверенного партийного, комсомольского и советского актива, способного владеть оружием, под руководством оперативных работников НКВД и милиции.

Эти батальоны формировались без отрыва бойцов от постоянной работы. Для поддержания постоянной связи с бойцами и обеспечения своевременного их сбора в необходимых случаях при батальонах организовывались группы связи, на которые возлагалось несение постоянного дежурства.

Для успешного выполнения возложенных задач в районах действий истребительных батальонов в колхозах, совхозах и на отдельных промышленных предприятиях создавались группы содействия с возложением на них задач информации истребительных батальонов (как их командиров, так и в зависимости от конкретной обстановки отдельных бойцов) обо всех случаях появления парашютных десантов и диверсантов противника.

В качестве наблюдателей за возможным появлением парашютных десантов и диверсантов противника привлекались пастухи, лесники, путеобходчики железных дорог, ремонтные рабочие шоссейных дорог, которые соответствующим образом инструктировались. Кроме того, в этом направлении использовались сотрудники сельской милиции [4].

С учетом исторического опыта сформирована современная система территориальной обороны Российской Федерации.

В соответствии с положениями Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями и дополнениями) территориальная оборона представляет собой систему мероприятий по:

- охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями;

- выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности в целях создания благоприятных условий для функционирования указанных объектов

и применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований [1].

При этом подчеркнуто, что мероприятия территориальной обороны осуществляются в период действия военного положения.

В свою очередь, к мерам, применяемым на территории, на которой введено военное положение, в числе прочих, относятся:

- усиление охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения;

- введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней.

Для обеспечения указанных мер предусмотрены задачи для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,воинских формирований и органов, в числе которых:

- поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

- охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности [5].

Таким образом, очевидно, что в рамках территориальной обороны и военного положения особое внимание уделяется именно вопросам обеспечения безопасности объектов и территории.

При этом непосредственный порядок организации, развертывания и ведения территориальной обороны, функции органов военного управления, органов, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями, органами и создаваемыми на военное время специальными формированиями, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области территориальной обороны также определен соответствующими положениями нормативных правовых актов как федерального, так и межведомственного и ведомственного уровней.

В соответствии с положениями руководящих документов в субъектах Российской Федерации территориальная оборона создается военными комиссариатами субъектов Российской Федерации под руководством начальников территориальных гарнизонов совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по субъектам Российской Федерации; в муниципальных образованиях (районах территориальной обороны) - военными комиссарами муниципальных образований совместно с органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по муниципальным образованиям.

На эти же органы (военные комиссариаты) возложены организация, руководство подготовкой, развертыванием и ведением территориальной обороны.

Для обеспечения согласованности совместных действий органов, формирований и организаций, выполняющих мероприятия по территориальной обороне, согласованности мероприятий по территориальной обороне с мероприятиями по обеспечению режима

военного положения, мобилизационными мероприятиями, мероприятиями по гражданской обороне и мероприятиями по противодействию терроризму в субъектах Российской Федерации, на территориях (части территории) которых введено военное положение, в муниципальных образованиях, на территориях которых введено военное положение, с даты начала действия военного положения в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, создаются межведомственные координирующие органы - штабы территориальной обороны [1].

Именно такие штабы созданы Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей созданы штабы территориальной обороны [6].

Вместе с тем Указом № 757 предусмотрено создание в данных субъектах Российской Федерации оперативных штабов под руководством высших должностных лиц субъектов - фактически второго коллегиального органа управления, наряду со штабом территориальной обороны, без конкретизации и разделения функций.

К ведению территориальной обороны привлекаются формирования Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Основу территориальной обороны составляют территориальные войска.

Другие войска (войска национальной гвардии Российской Федерации) привлекаются к выполнению задач территориальной обороны в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) - в числе одной из задач, возложенных на них, определено участие в территориальной обороне Российской Федерации [7].

Кроме того, для выполнения отдельных мероприятий по охране важных объектов, противодействию деятельности ДРФ иностранных государств, НВФ привлекаются в пределах своей компетенции силы и средства федеральных органов исполнительной власти и их

территориальных органов, силы и средства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и нештатные формирования организаций.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756 на части территории Российской Федерации (территориях Донецкой Народной Республики,Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, с учетом их территорий, определенных в федеральных конституционных законах от 4 октября 2022 г. №№ 5, 6, 7, 8) введено военное положение [8], а Указом № 757 введены определенные режимы на других территориях Российской Федерации, конкретизированы меры, осуществляемые в рамках данных режимов, и полномочия органов власти различных уровней по реализации данных мер и проведению других мероприятий, в том числе мероприятий территориальной обороны [6].

Другими словами, вопросы обеспечения военного положения, развертывания и ведения территориальной обороны получили свое правовое оформление.

Вместе с тем, несмотря на то, что Указом № 757 предусмотрено осуществление полномочий по проведению и принятию решений по проведению отдельных мероприятий по территориальной обороне (без конкретизации данных мероприятий) высшими должностными лицами (органами исполнительной власти) субъектов Российской Федерации (Республики Крым, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и г. Севастополя, а также других субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального и Южного федеральных округов) [6], отсутствие военного положения на указанных территориях не позволяет полноценно осуществлять данные мероприятия в рамках правового поля.

Кроме того, помимо военного положения, введенного Указом № 756, в различных субъектах Российской Федерации предусмотрены уровни реагирования и уровни готовности, причем в «связке» с режимом (в редакции Указа № 757 - «режим (максимальный уровень реагирования)», «режим (уровень повышенной

готовности)», «режим (уровень базовой готовности)» [6]).

Данные формулировки несут в себе определенные противоречия: понятие «режим» по своей сути предполагает ограничения. При этом употребление этого термина вместе с терминами «уровень реагирования», «повышенная готовность» отсылает нас к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (с изменениями) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В то же время в соответствии с ФЗ-68 данные термины применяются в случаях, относящихся к деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и в следующих формулировках: режимы (повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации), уровни реагирования (объектовый, местный, региональный, федеральный, особый (устанавливается решением Президента Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации,других войск и воинских формирований)) [9].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. «Об обороне»: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Гарант. Информационно-правовой портал. - URL: http:// www. base. garant.ru/ 13103377.htm (дата обращения 10.07.2023).

2. Михайлов А. Г. Красных линий нет // Еженедельник «Аргументы и факты». № 19, 2023. 10 мая.

3. Бартош А. А. НАТО переходит к гибридной военно-политической структуре // Независимое военное обозрение. № 16 (1235) 2023. 12-18 мая.

4. Органы и войска НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны. Том 1. Органы и войска НКВД СССР накануне и в первом периоде Великой Отечественной войны (1939-1942). Военно-исторический труд в двух томах. - М.: Ред. журнала «На боевом посту». 2022. 400 с., ил.

Таким образом, указанные режимы, связанные с уровнями готовности, не в полной мере раскрывают и позволяют реализовывать меры, которые являются жизненно необходимыми с учетом угроз населению и территории Российской Федерации, противодействие которым осуществляется в рамках специальной военной операции.

Таким образом, впервые за много лет органам государственного и военного управления, Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, формированиям и органам задачи территориальной обороны, обеспечения военного положения выполнялись и выполняются не в ходе учений и тренировок, а на практике, в реальной обстановке, с реальным противником.

Специальная военная операция показала острую необходимость совершенствования данной сферы деятельности, причем в разных областях - от научно-теоретического обоснования, нормативно-правового оформления вопросов подготовки, развертывания и ведения территориальной обороны в новых условиях, вопросов привлечения сил и средств к выполнению задач, управления ими, организации межведомственного взаимодействия, до собственно тактики при выполнении задач в реальных условиях.

5. «О военном положении»: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (с изменениями и дополнениями). // Доступ из справ.-правовой системы Гарант. URL: http:// www.base.garant.ru/ 184121 (дата обращения 10.07.2023).

6. «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756»: Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo. gov.ru//000120221019002 (дата обращения 10.07.2023).

7. «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (с изменениями и дополнениями // Гарант. Информационно-правовой портал. - URL: http:// www. base.

garant.ru/ 71433920.htm (дата обращения 10.07.2023).

8. «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей»: Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.

pravo.gov.ru//0001202210190002 (дата обращения 10.07.2023).

9. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 68-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Доступ из справ.-правовой системы Гарант. URL: http:// www. base.garant. ru/ 10107960 (дата обращения 10.07.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.