Научная статья на тему 'Вопросы науки и образования в учредительных актах интеграционных организаций стран Азии, Африки и Америки'

Вопросы науки и образования в учредительных актах интеграционных организаций стран Азии, Африки и Америки Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
311
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / SCIENCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / ОБУЧЕНИЕ / STUDY / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ПРАВО / LAW / РАВЕНСТВО / EQUALITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРОГРАММЫ / PROGRAMS / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / РЕЖИМЫ / ПРИЗНАНИЕ ДОКУМЕНТОВ / RECOGNITION OF THE DOCUMENTS / REGIMES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Четвериков Артем Олегович

В статье исследуются практически не рассматривавшиеся ранее вопросы правового регулирования науки и образования в интеграционных образованиях стран Азии, Африки и Америки. Показано растущее влияние проблематики правового регулирования вопросов организации и развития образования на разных континентах с различным уровнем развития экономики, образования, науки и права. Анализируются правовые механизмы организации образования в интеграционных группировках упомянутых континентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

African and American countriues

The article examines issues of legal regulation of science and education in integrational bodies of Asian, African and American countries that practically were not considered before. The author demonstrates the growing influence of the problems of legal regulation of the organization and the development of education in different continents with different levels of economical, educational, scientific and legal development. The legal mechanisms of the organization of education in the integrative groupings of mentioned continents are analyzed.

Текст научной работы на тему «Вопросы науки и образования в учредительных актах интеграционных организаций стран Азии, Африки и Америки»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

А.О. Четвериков*

Вопросы науки и образования в учредительных актах интеграционных организаций стран Азии, Африки и Америки**

Аннотация. В статье исследуются практически не рассматривавшиеся ранее вопросы правового регулирования науки и образования в интеграционных образованиях стран Азии, Африки и Америки. Показано растущее влияние проблематики правового регулирования вопросов организации и развития образования на разных континентах с различным уровнем развития экономики, образования, науки и права. Анализируются правовые механизмы организации образования в интеграционных группировках упомянутых континентов.

Ключевые слова: наука, образование, квалификация, обучение, интеграция, право, равенство, образовательные услуги, высшее образование, программы, принципы, режимы, признание документов.

Интеграционные процессы, развивающиеся за пределами Европы (Европейский Союз, Совет Европы и др.) и пространства бывшего СССР (Содружество Независимых Государств, Евразийский экономический союз и др.) — относительно мало исследованный в России географический ареал международной интеграции1.

Действительно, к настоящему времени интеграционные организации стран Азии, Африки, Америки, а также Австралии и Океании в целом находятся в положении «догоняющих» по отношению к европейским. В экономике и большинстве других сфер общественной жизни они ориентируются на опыт Европейского Союза, а в вопросах создания региональных механизмов защиты прав человека берут на вооружение достижения Совета Европы.

В свою очередь, в образовательной сфере, которая сегодня превратилось в одно из актуальнейших направлений международной интеграции, ориентиром для неевропейских стран служит Болонский процесс по созданию Европейского пространства высшего образования2. Как отмечают в этой связи эксперты ВТО: «Несмотря на свое европейское происхождение, Болонский процесс также играет первостепенную роль в обеспечении гармонизации и сопоставимости программ и дипломов» во всем мире3.

1 Общую характеристику международной интеграции и интеграционных организаций в разных регионах Земного шара см.: Основы интеграционного права / под ред. С.Ю. Кашкина М., 2014.

2 Так, Австралия предложила начать в Азиатско-Тихоокеанском регионе процесс, аналогичный Болонскому процессу в Европе (Брисбанское коммюнике 2006 г.). Предложения по имитации Болонского процесса в своих регионах высказывали также некоторые африканские и латиноамериканские страны. См.: Espace européen de l'Enseignement Supérieur (EEES). Processus de Bologne // Conseil des ministres de l'Éducation (Canada). Mai 2008 P. 6. URL: www.cmec.ca.

3 См.: Organisation mondiale du commerce. Conseil du com-

merce des services. Services d'éducation. Note d'information

du Secrétariat. Doc. S/C/W/313. 1 avril 2010. P. 14.

© Четвериков А.О., 2014

* Четвериков Артем Олегович — доктор юридических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой права Европейского Союза, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кута-фина (МГЮА). [info@eulaw.edu.ru]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.

** Настоящая статья подготовлена в рамках гранта Минобрнауки , рег. номер 10.01.09.2014 «Разработка рекомендаций по развитию правовой базы в области международного сотрудничества РФ в сферах науки, образования и молодежной политики с ключевыми международными организациями и региональными объединениями (включая вопросы взаимного признания иностранных образования и квалификаций)».

Было бы ошибкой, однако, рассматривать учредительные акты неевропейских интеграционных организаций в качестве своеобразной копии аналогичных документов европейских организаций. В этих актах содержится множество интересных, оригинальных и уникальных положений, в том числе в сфере образовательной и тесно связанной с ней научно-технической интеграции.

Указанные положения были выработаны применительно к особенностям стран соответствующего региона, а их знание может быть полезно как в контексте совершенствования правовых основ Евразийского экономического союза, так и для развития сотрудничества России как глобальной державы со странами других континентов и регионов Земного шара.

1. Интеграционные организации

азиатских стран

Созданная в 1967 г. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) первоначально являлась организацией международного сотрудничества государств этого региона и не преследовала интеграционных целей.

На рубеже XX—XXI вв. ситуация изменилась. В этот период в рамках АСЕАН были приняты и, в основном, реализованы в жизнь соглашения, которые, заложили правовую основу создания зоны свободной торговли между ее государства-ми-членами4.

В настоящее время государства — члены АСЕАН ведут работу по достижению еще более амбициозных целей в области взаимной интеграции, связанных с созданием интеграционного Сообщества АСЕАН (ASEAN Community).

Проектируемое Сообщество АСЕАН должно базироваться на трех опорах (pillars) в экономической — «Экономическое сообщество АСЕАН» (ASEAN Economic Community), в политической — «Сообщество АСЕАН в сфере политики и безопасности» (ASEAN Political-Security Community) и, наконец, в социально-культурной, в том числе научной и образовательной сферах — «Социально-культурное сообщество АСЕАН» (ASEAN Socio-Cultural Community)5.

На другом краю Азии положения по вопросам взаимной интеграции в научной и образовательной сферах закрепляют учредительные акты Совета сотрудничества арабских государств Пер-

сидского залива (ССАГПЗ), объединяющего страны Аравийского полуострова6.

Прежде всего, гражданам государств-членов ССАГПЗ гарантировано равенство в доступе к различным видам деятельности и услугам на территориях друг друга, в том числе в доступе к образовательным услугам, что в перспективе должно привести к учреждению общего для них «гражданства Залива» (Gulf citizenship)7.

Интеграция государств-членов ССАГПЗ в сфере образования объявлена составной частью политики по «развитию человеческих ресурсов» (development of human resources), обращенной, прежде всего, к арабской молодежи. В этой сфере государства-члены ССАГПЗ обязались:

- принять меры по ликвидации неграмотности и введению всеобщего начального образования8;

- сотрудничать в развитии программ общего, высшего и технического образования, обеспечить высокие уровни его научного содержания и соответствие потребностям развития;

- обеспечить интеграцию между университетами во всех областях;

- разработать адекватные политические меры и механизмы с целью гарантировать взаимную совместимость между результатами высшего образования, научно-технологических исследований, с одной стороны, и потребностями рынка труда и экономического развития, с другой стороны;

- разработать эффективные программы по повышению навыков рабочей силы, программы в области профессиональной подготовки на рабочем месте9.

Целями и конкретными направлениями политики государств — членов ССАГПЗ в сфере научно-технических исследований выступают:

4 Соглашение об общей эффективной преференциальной тарифной схеме для зоны свободной торговли АСЕАН 1992 г., Рамочное соглашение АСЕАН по интеграции приоритетных секторов 2003 г., Соглашение АСЕАН по торговле товарами 2009 г. и др.

5 Декларация об ускорении процесса учреждения Сообщества АСЕАН к 2015 г. от 13 января 2007 г. (Declaration on the Acceleration of the Establishment of an ASEAN Com-mynity by 2015) URL: www.aseansec.org/19260.htm.

6 В переводе на английский язык организация имеет более лаконичное наименование: «Совет сотрудничества Залива» (Gulf Cooperation Council), сокращенно «GCC». Официальным языком организации является арабский язык.

7 Преамбула и гл. II «Общий рынок» Экономического соглашения между государствами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива 2001 г. Экономическое соглашение цитируется по официальному переводу на английский язык, опубликованному на Интернет-портале ССАГПЗ. URL: http://library.gcc-sg.org/English/ Books/econagree2004.htm.

8 В порядке сравнения отметим, что неграмотность или недостаточная грамотность населения остается проблемой не только развивающихся, но и некоторых развитых стран, в том числе европейских. В целях решения этой проблемы Совет Европейского Союза в 2012 г. издал специальные «заключения»: Заключения Совета от 28 ноября 2012 г. о грамотности (умение читать и писать) (Conlusions du Conseil du 26 novembre 2012 sur la littératie (maîtrise de la lecture et de l'écriture) // Journal officeil de l'Union européenne C 393 du 19.12.2012. P. 1).

9 Ст. 14 «Обязательное начальное образование и искоренение неграмотности», Ст. 15 «Образование», ст. 17 «По-

вышение уровня занятости и обучение граждан» Экономического соглашения 2001 г.

- увеличение финансирования научно-технических исследований;

- побуждение частного сектора к финансовой поддержке научно-технических исследований;

- обеспечение того, чтобы иностранные компании, работающие в государствах — членах ССАГПЗ, спонсировали специализированные программы научно-технических исследований в этих государствах;

- создание собственной научно-технической и информационно-технологической базы. которая в полной мере использует опыт международных и региональных организаций;

- интеграция научно-исследовательских институтов государств — членов ССАГПЗ для развития вышеуказанной базы и учреждение совместных исследовательских центров;

- развитие механизмов оптимального использования научно-технических исследований в публичном и частном секторах;

- обеспечение доступности научно-технической и информационно-технологической базы ССАГПЗ для специалистов, исследователей, предпринимателей и инвесторов на основе упрощенных процедур;

- поддержка и развитие сетей, систем и центров технической информации в государствах-членах, принятие программ по содействию распространения информации и информационным обменам между научно-исследовательскими институтами государств-членов;

- развитие программ поощрения талантливых людей и поддержки инноваций и изобретений, сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности, выработка правил и процедур, обеспечивающих защиту прав интеллектуальной собственности, координация соответствующей политики государств-членов в международных и региональных организациях10.

2. Интеграционные организации африканских стран

Крупнейшая интеграционная организация в Африке, объединяющая почти все страны этого континента, — Африканский союз. Африканский союз создан в 2000 г. на месте бывшей Организации Африканского Единства. Он включил в себя Африканское экономическое сообщество, учредительный договор которого был подписан еще в 1991 г.

Помимо целей экономической интеграции Договор об учреждении Африканского экономического сообщества 1991 г. предусматривает широкомасштабные интеграционные преобразования в других сферах общественной жизни африканских стран, не исключая сферы науки и образования.

В научно-технической сфере зафиксированы следующие общие цели африканских государств:

- усиление научно-технологических потенциалов с тем, чтобы африканские государства смогли провести социально-экономические преобразования, необходимые для повышения качества жизни их населения;

- адекватное применение науки и технологий в различных секторах экономики и общественной жизни, таких как сельское хозяйство, транспорт и коммуникации, промышленность, здравоохранение и гигиена, энергетика, образование и человеческие ресурсы, а также для охраны окружающей среды;

- сокращение зависимости африканских государств и содействие их индивидуальной и коллективной самостоятельности в области технологий;

- развитие сотрудничества в вопросах разработки, применения и распространения технологий;

- укрепление существующих и создание новых научно-исследовательских институтов.

Для достижения этих целей африканские государства приняли на себя следующие интеграционные обязательства:

- гармонизировать свою национальную политику в области научно-технологических исследований и интегрировать ее в свои планы социально-экономического развития;

- гармонизировать свои планы социально-экономического развития с правовым регулированием в области промышленной собственности и передачи технологий,;

- координировать программы в сферах прикладных исследований, исследований на службе развития (recherche-développement), по вопросам функционирования научно-технологических служб;

- координировать позиции по научно-техническим вопросам, которые являются предметом международных переговоров11;

- проводить обмен информацией и документацией, создать общие сети и банки данных;

- разработать совместные программы обучения научно-технических кадров, включая обучение квалифицированной рабочей силы;

- содействовать обменам исследователями и специалистами между африканскими странами с целью в полной мере использовать имеющиеся у них технические компетенции;

- пересмотреть образовательные системы с целью лучше адаптировать программы научно-технической подготовки к специфическим потребностям развития Африки;

10 Гл. VI «Научно- технические исследования» Экономического соглашения 2001 г.

11 Имеется в виду, в частности, координация позиций африканских государств в рамках ООН и ВТО.

- разработать и осуществлять совместные программы научных исследований и технологического развития12.

В образовательной сфере африканские государства ставят целями усиление взаимного сотрудничества и координации своей политики. Это должно привести к формированию поколения людей, способных содействовать преобразованиям, которые необходимы для общественного прогресса и развития африканского континента.

Для достижения указанных целей африканские государства приняли на себя следующие обязательства:

- повышать эффективность существующих образовательных систем путем содействия обучению учителей (formation des formateurs) и использованию надлежащих методов и оборудования;

- сотрудничать в укреплении существующих образовательных учреждения и, при необходимости, создавать новые учреждения;

- разработать, координировать и гармонизировать образовательные программы, которые должны быть лучше адаптированы к потребностям развития с тем, чтобы постепенно обеспечить самодостаточность Африки в квалифицированных кадрах;

- развивать систематический обмен опытом и информацией по вопросам образовательной политики и планирования образования;

- принимать надлежащие меры для прекращения утечки мозгов из Африки, поощрять возвращение лучших специалистов и квалифицированной рабочей силы в свои страны происхождения13.

Африканские государства также обязалась разработать общую политику по вопросам профессионального обучения и создать условия, позволяющие молодым людям получать образование, гарантирующее им возможность трудоустройства с выплатой заработной платы14.

С учетом больших размеров африканского континента, низких уровней экономического развития и политической нестабильности во многих африканских странах процесс интеграции между ними в большей степени развивается сегодня не в общеафриканских масштабах, а в рамках так называемых региональных экономических сообществ (communautés économiques régionales), которые созданы в отдельных частях Африки15.

12 Ст. 51 «Наука и технология», ст. 52 «Научные исследования и технологическое развитие» Договора об учреждении Африканского экономического сообщества 1991 г.

13 Ст. 68 «Образование и обучение» Договора об учреждении Африканского экономического сообщества 1991 г.

14 Ст. 71 «Человеческие ресурсы», ст. 52 «Социальные вопросы» Договора об учреждении Африканского экономического сообщества 1991 г.

15 Количество региональных африканских сообществ в

настоящее время составляет более десяти, причем в одном

Так, учредительный акт Восточноафриканского сообщества (ВАС) предусматривает всестороннюю интеграция его «государств-партнеров» (Partner States) в разных сферах, которая в перспективе может привести к созданию между ними «политической федерации» (Political Federation of Partner States)16.

Составной частью комплексного процесса восточноафриканской интеграции выступает и интеграция в сферах науки и образования. Применительно к науке учредительным актом ВАС предусмотрено:

- совместное учреждение и совместная поддержка государствами-партнерами научно-технологических исследований и соответствующих институтов в разных дисциплинах;

- создание благоприятной среды для развития науки и технологий внутри ВАС;

- поощрение использование и развития местной (indigenous) науки и местных технологий;

- мобилизация технической и финансовой поддержки из местных и иностранных источников, а также поддержки международных организаций и агентств для развития науки и технологий в ВАС;

- обмен научной информацией, научными кадрами и развитие публикаций результатов исследований и научных открытий;

- сотрудничество в подготовке кадров в различных научно-технологических дисциплинах на всех уровнях с использованием существующих и вновь создаваемых институтов;

- поощрение, развитие и применение информационных и других новых технологий;

- выработка общих этических ориентиров для исследований;

- гармонизация политики государств-партнеров по вопросам коммерческого использования технологий, поощрения и защиты прав интеллектуальной собственности17. Применительно к образованию учредительный акт ВАС закрепляет следующие обязательства государств-партнеров:

- координация политики и программ развития человеческих ресурсов;

- усиление существующих и, при необходимости, создание новых совместных образовательных учреждений;

- сотрудничество в профессиональной подготовке на рабочем месте;

- разработка новых совместных программ начального, среднего и высшего образования, а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

регионе могут параллельно действовать сразу несколько сообществ с частично совпадающим составом (например, Южноафриканский таможенный союз и более широкое по составу Южноафриканское сообщество развития).

16 Ст. 123 «Политические вопросы» Договора об учреждении Восточноафриканского сообщества 1999 г.

17 Ст. 103 «Наука и технология» Договора об учреждении Восточноафриканского сообщества 1999 г.

также общей программы обучения взрослых людей и непрерывного образования (general programme for adult and continuing education);

- возобновление и расширение деятельности Межуниверситетского совета для Восточной Африки;

- поощрение и поддержка мобильности обучающихся и преподавателей;

- обмен информацией и опытом по вопросам, которые являются общими для образовательных систем государств-партнеров;

- сотрудничество во введении в действие программ обучения людей со специальными потребностями и групп, находящихся в неблагоприятном положении;

- поощрение и поддержка участия частного сектора в развитии человеческих ресурсов посредством образования и обучения;

- выявление и развитие передовых центров образования (centres of excellence) в Восточной Африке18.

Зафиксированный в учредительном акте ВАС перечень совместных мероприятий и обязательств государств-партнеров в научной и образовательной сфере не является исчерпывающим. При необходимости он может быть расширен по решению политического органа ВАС — Совета на уровне министров по восточноафриканским делам, министров юстиции и других уполномоченных министров государств-партнеров.

Сходные, а подчас и идентичные положения по вопросам научной и образовательной интеграции можно встретить в учредительных актах других региональных экономических сообществ стран Африке: Экономического сообщества западноафриканских государств19, Экономического сообщества центральноафриканских государств20 и др.

Весьма интересные практические результаты в области интеграции образовательных систем достигнуты государствами Западной и Центральной Африки из числа бывших французских колоний, которые в валютно-экономической сфере составляют зону африканского франка.

Так, в рамках Центральноафриканского экономического и валютного сообщества (СЕМАК) руководителями его государств-членов в 2005 г. была принята декларация о строительстве инте-

грированного Пространства высшего образования, научных исследований и профессионального обучения СЕМАК21.

В контексте формирования этого пространства в государствах — членах СЕМАК введена единая система высшего образования. За ее основу была взята французская система, которая, в свою очередь, базируется сегодня на общих принципах, выработанных в рамках Болонского процесса:

Единая система высшего образования СЕ-МАК получила название «система ЛМД» и регулируется двумя директивами Совета министров СЕМАК, изданными в 2006 г.22:

«Л» — «лицензия» (licence), то есть аналог российского бакалавра. Для получения диплома лицензии необходимо пройти обучение 6 семестров и получить не менее 180 кредитов. Также предусмотрена выдача профессиональной лицензии для специализированной профессиональной подготовке в партнерстве с деловыми кругами (2 семестра и 60 кредитов);

«М» — «магистр». Получение диплома магистра предполагает обучение 4 семестра и получение 120 кредитов;

«Д» — «доктор». Докторская степень присваивается после обучения длительностью в 3 года (с возможным продлением еще на 2 года) и публичной защиты докторской диссертации. Как и во Франции, докторская степень присваивается университетом самостоятельно, а лицо, успешно защитившую диссертацию, получает со стороны диссертационного совета («жюри») оценки, такие как «достоин», «очень достоин» или «очень достоин с поздравлениями» (высшая оценка).

Годом позже, в 2007 г., единая система ЛМД была введена в Западноафриканском экономическом и валютном союзе (ЗАЭВС)23. Интеграцион-

18 Ст. 102 «Образование и обучение» Договора об учреждении Восточноафриканского сообщества 1999 г.

19 Ст. 27 «Наука и технология», ст. 60 «Человеческие ресурсы» (применительно к образованию) и ст. 61 «Социальные вопросы» (применительно к обучению чтению и письму, а также профессиональному обучению) Пересмотренного договора Экономического сообщества западноафриканских государств 1993 г.

20 Гл. X «Сотрудничество в области науки и технологии», гл. XIII «Сотрудничество в области образование, обучения и туризма» Договора об учреждении Экономического сообщества восточноафриканских государств 1983 г.

21 Либревильская декларация от 11 февраля 2005 г. о строительстве пространства высшего образования, научных исследований и профессионального обучения СЕМАК (Déclaration de Libreville du 11 Février 2005 sur la construction de l'Espace CEMAC de l'Enseignement Supérieur, de la Recherche et de la Formation Professionnelle).

22 Директива о применении системы ЛМД (лицензия, магистр, доктор) в университетах и высших учебных заведениях пространства СЕМАК (Directive № 01/06-UEAC-019-CM-14 portant application du Systeme LMD (Licence, Master, Doctorat) dans les Universités et Etablissements d'enseignement supérieur de l'espace CEMAC) и Директива об организации университетского обучения на пространстве СЕМАК в рамках системы ЛМД (Directive № 02/06-UEAC-019-CM-14 portant organisation des Etudes universitaires dans l'espace CEMAC dans le cadre du Systeme LMD). Обе директивы утверждены 10 марта 2006 г., имеют обязательную силу для государств-членов и опубликованы на официальном Интернет-портале СЕМАК. URL: www. ceac.int/Textes/Officiels/reglements.htm.

23 Директива о принятии системы «лицензия, магистр,

доктор (ЛМД)» в университетах и учреждениях высшего

образования в ЗАЭВС (Directive № 03/2007/CM/UEM0A portant adoption du systeme licence, master, doctorat (LMD) dans les universités et établissements d'enseignement supérieur au sein de l'UEMOA).

ное законодательство ЗАЭВС также гарантирует гражданам всех государств-членов равные права в поступлении в государственные высшие учебные заведения любого из этих государств24.

В рамках ЗАЭВС, кроме того, установлен единый срок проведения в государствах-членах государственной аттестации по итогам среднего образования с 18 по 21 июня каждого года25. Эта аттестация обозначается здесь, как и во Франции, термином «бакалавриат», что примерно соответствует по смысле единому государственному экзамену в России.

3. Интеграционные организации стран Северной, Южной Америки и Карибского бассейна

Центром интеграционных процессов в Северной Америке выступает Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), объединяющая США, Канаду и Мексику.

НАФТА — сугубо экономическое объединение североамериканских государств, ограничивающееся созданием между ними зоной свободной торговли товарами и частичной либерализацией рынка услуг.

Именно в контексте трансграничной торговли услугами учредительный акт НАФТА предусмотрел обязательства североамериканских государств в области «профессионального признания» (reconnaissance professionnelle), то есть признания их образовательных и иных квалификаций, полученных в одном государстве-члене и дающих право на осуществление экономической деятельности на территории другого государства-члена.

Обязательства североамериканских государств в области профессионального признания изложены в высшей степени абстрактно и оставляют им широкие пределы усмотрения в признании иностранных квалификаций. Основными обязательствами в этой области являются следующие:

- меры в отношении профессионального признания должны базироваться на объективных и прозрачных критериях, таких как компетентность и способность предоставлять соответствующую услугу;

- меры в отношении профессионального признания не должны выступать более тяжким бременем, чем это необходимо для обеспечения качества услуги;

- меры в отношении профессионального признания не должны служить замаскированным ограничением трансграничного предоставления услуг26.

Другие меры НАФТА в области либерализации трансграничной торговли услугами и трансграничных инвестиций, способные затрагивать образовательным услуги (например, дистанционное обучение или открытие филиалов образовательных учреждений), базируются на положениях права ВТО. Таковы, например, принципы национального режима и режима наибольшего благоприятствования, запрещающие государствам — членам НАФТА производить дискриминацию иностранных поставщиков услуг по сравнению со своими собственными гражданами и организациями (национальный режим), а равно по сравнению с гражданами и юридическими лицами других стран (режим наибольшего благоприятствования)27.

В отличие от права ВТО, где либерализация трансграничной торговли услугами сегодня остается скорее исключением, чем правилом (члены ВТО открывают свои рынки услуг только в тех секторах, которые они включили в собственные перечни уступок и обязательств по услугам, прилагаемые к Генеральному соглашению по торговле услугами ВТО), в рамках НАФТА подобная либерализация выступает правилом. Государства-члены НАФТА обязаны взаимно отменить ограничения на трансграничную торговлю услугами, а равно на трансграничные инвестиции, если только они не оговорили для себя право сохранять эти ограничения в индивидуальных перечнях изъятий и исключений, прилагаемых к учредительному акту НАФТА28.

Более амбициозные цели в области науки и образования зафиксированы в учредительных актах интеграционных организаций, объединяющих страны Южной и Центральной Америки.

24 Директива о равноправии студентов — граждан ЗАЭВС в определении условий и прав доступа в публичные учреждения высшего образования государств-членов Союза (Directive № 01/2005/CM/UEMOA sur l'égalité de traitement des étudiants ressortissants de l'UEMOA dans la détermination des conditions et des droits d'acces aux institutions publiques d'enseignement supérieur des États Membres de l'Union).

25 Директива об установлении единого периода проведения бакалавриата в государствах-членах Союза (Directive № 02/2007/CM/UEMOA portant instauration d'une période unique de tenue du baccalauréat dans les États Membres de l'Union). Вышеупомянутые нормативные акты ЗАЭВС опубликованы на официальном Интернет-портале этой интеграционной организации. URL: www.uemoa.int.

26 Ст. 1210 «Разрешение на осуществление деятельности и профессиональное признание» Североамериканского соглашения о свободной торговле 1992 г.

27 Применительно к трансграничным инвестициям данные принципы закреплены в гл. 11 «Инвестиции» Североамериканского соглашения о свободной торговле 1992 г. (ст. 1102 «Национальный режим» и ст. 1103 «Режим наиболее благо-приятствуемой нации»). Применительно к трансграничной торговле услугами аналогичные принципы содержатся в гл. 12 «Трансграничная торговля услугами» того же Соглашения (ст. 1202 «Национальный режим» и ст. 1203 «Режим наиболее благоприятствуемой нации»).

28 Ст. 1108 «Оговорки и исключения» гл. 11 «Инвестиции»,

ст. 1206 «Оговорки» и ст. 1207 «Количественные ограниче-

ния» гл. 12 «Трансграничная торговля услугами» Североаме-

риканского соглашения о свободной торговле 1992 г.

Так, учредительный акт Центральноамериканской интеграционной системы декларирует «всеобъемклющий характер процесса интеграции» (globalidad del proceso de integración) между государствами Центральной Америки29. В рамках Центральноамериканской интеграционной системы также подписан ряд договоров по вопросам социальной и культурной интеграции, функционируют специализированные институты научной и образовательной направленности:

- Генеральный секретариат центральноамериканской образовательной и культурной координации;

- Высший совет университетов Центральной Америки;

- Комиссия по научному и технологическому развитию в Центральной Америке и Панаме. Учредительный акт Союза южноамериканских

наций (УНАСУР) относит образование к числу приоритетных сфер интеграции стран Южной Америки. В качестве специальных целей УНАСУР в научной и образовательной сферах признаны:

- искоренение неграмотности;

- всеобщий доступ к качественному образованию;

- региональное признание образовательных курсов и документов об образовании;

- определение и реализация общих или взаимодополняющих политик и проектов по вопросам научных исследований, инноваций, передачи и создания новых технологий, направленных на усиление собственного потенциала Южной Америки, ее устойчивости и технологического развития. Непосредственное отношение к интеграции

в научной и образовательной сферах также имеет цель введения южноамериканского гражданства. Предпосылкой к этому должно стать уравнивание в правах национальных граждан, проживающих на территории разных государств-членов УНАСУР30.

В рамках Андского сообщества, объединяющего государства северо-западной части Южной Америки, образовательная и научная интеграция рассматривается как составная часть их социально-экономического сотрудничества31.

Так, в сфере науки андские государства обязались продвигать вперед совместное научно-технологическое развитие для достижения следующих целей:

- создание андской субрегиональной способности отвечать на вызовы научно-технической революции;

- обеспечение вклада науки и технологий в разработку и реализацию андских стратегий и программ развития;

- использование экономических механизмов для стимулирования технологических инноваций и модернизации производства.

Для достижения этих целей государства-члены Андского сообщества принимают:

- программы сотрудничества и скоординированных усилий в науке и технологиях в областях, где более эффективно обучать человеческие ресурсы и достигать результатов от исследований на субрегиональном уровне;

- программы технологического развития, призванные содействовать развитию производства и повышению конкурентоспособности;

- программы использования преимуществ интегрированного рынка Андского сообщества и совместных физических, человеческих и финансовых потенциалов андских государств для содействия технологическому развитию в секторах, представляющих общий интерес32. В сфере образования интеграция государств-

членов Андского сообщества также развивается на основе общих программ, а именно:

- образовательных программ, нацеленных на обновление и повышение качества начального образования;

- программ, направленных на диверсификацию и повышение технического уровня и охвата профессионального обучения и системы повышения квалификации на рабочем месте;

- программ по обеспечению взаимного признания степеней высшего образования на андском уровне с целью облегчить предоставление профессиональных услуг в андском су-брегионе33.

Серьезное внимание вопросам научной и образовательной интеграции уделяется и в интеграционных организациях стран бассейна Карибского моря, несмотря на их преимущественно экономическую направленность.

Так, государства-члены Организации вос-точнокарибских государств (ОВКГ)34 поставили перед собой общей целью обеспечение справедливого и равного доступа всех их граждан к общедоступному образованию и профессиональной подготовке. Для достижения этой цели они обязались:

29 Ст. 4 Протокола Тегусигальпы к Уставу Организации центральноамериканских государств 1991 г., на основании которого данная Организация была преобразована в Центральноамериканскую интеграционную систему.

30 Ст. 2 «Цель» и ст. 3 «Специальные цели» Учредительного договора Союза южноамериканских наций 2008 г.

31 Гл. XXI «Экономическое и социальное сотрудничество» Андского субрегионального интеграционного соглашения 1969 г. (с последующими изменениями).

32 Ст. 125 Андского субрегионального интеграционного соглашения 1969 г.

33 Ст. 129 Андского субрегионального интеграционного соглашения 1969 г.

34 ОВКГ — одна из немногих в современном мире интеграционных организаций, которые достигли высшей формы экономической интеграции — экономического и валютного союза с единой валютой «восточнокарибский доллар», находящейся под управлением наднационального Восточнокарибского центрального банка.

- гармонизировать аккредитацию образовательных программ и курсов на всех уровнях образования;

- гармонизировать и стандартизировать механизмы оценки качества работы образовательных учреждений;

- учредить службу, обеспечивающую снабжение обучающихся необходимой учебной литературой.

К числу других целей общей образовательной политики ОВКГ ее учредительный акт относит стимулирование образования на протяжении всей жизни, творческого и критического мышления, инноваций, формирования навыков, которые позволят обеспечить наиболее эффективное и устойчивое использование всех ресурсов ОВКГ для достижения справедливого социально-экономического развития35.

В более широком по составу Карибском сообществе (КАРИКОМ) вопросы образовательной интеграции рассматриваются, во-первых, в контексте формирования единого рынка рабочей силы его государств-членов. С этой целью государства — члены КАРИКОМ обязались в своем законодательстве ввести механизмы подтверждения эквивалентности образовательных степеней, полученных в других государствах-членах36.

Во-вторых, сфера образования в рамках КАРИКОМ признана одним из объектов политики по развитию человеческих ресурсов, которая, в свою очередь, являются составной частью «общих мер поддержки» (common supportive measures) экономической интеграции КАРИКОМ37.

С учетом структуры экономики государств-членов КАРИКОМ (ключевая роль сельского хозяйства и туристического сектора) его учредительный акт особое внимание уделяет развитию сельскохозяйственного образования и содействию многоязычию граждан с акцентом на потребности сферы услуг38.

В сфере науки учредительный акт КАРИКОМ ставит целью содействие исследованиям, ориентированным на потребности рынка (market-led research), технологическому развитию и адаптации технологий для поддержки производства, его диверсификации и повышения международной конкурентоспособности.

35 Ст. 22 «Образование» Протокола об экономическом союзе, прилагаемого к Пересмотренному договору об учреждении Организации восточнокарибских государств 2010 г.

36 Ст. 44 «Передвижение квалифицированных граждан Сообщества» Пересмотренного договора об учреждении Карибского сообщества, включая единый рынок и единую экономику КАРИКОМ, 2001 г.

37 Ч. 3 «Общие меры поддержки» Пересмотренного договора об учреждении Карибского сообщества, включая единый рынок и единую экономику КАРИКОМ, 2001 г.

38 Ст. 63 «Развитие человеческих ресурсов» Пересмотрен-

ного договора об учреждении Карибского сообщества, вклю-

чая единый рынок и единую экономику КАРИКОМ, 2001 г.

С этой целью предусматривается принятие различных поощрительных мер, например:

- поощрение публичных и частных агентств, научно-исследовательским институтов и учреждений высшего образования к проведению научных исследований и технологическому развитию, содействие в поиски источников финансирования такой деятельности;

- стимулирование сотрудничества в научных исследованиях и технологическом развитии;

- обеспечение обмена научной и технической информацией между компетентными институтами;

- обеспечение свободного передвижению исследователей между карибскими государствами39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках КАРИКОМ управление научной и образовательной интеграцией отнесено к полномочиям разных специализированных органов. состоящих из соответствующих министров его государств-членов:

- сфера науки наряду с другими вопросами экономической интеграции подведомственна Совету по торговле и экономическому развитию;

- сфера образования как составная часть социальной и гуманитарной интеграции является объектом полномочий Совета по гуманитарному и социальному развитию. Некоторые интересные проекты в сфере науки и образования реализуются также в других интеграционных организациях американских государств. Так, в рамках Боливарианского альянса для народов нашей Америки (АЛЬБА), созданного в 2005 г. по инициативе Венесуэлы и Кубы и объединяющего сегодня около десяти стран Южной, Центральной Америки и Карибского бассейна, его государства-основатели, а впоследствии и другие государства-члены (в частности, Боливия) договорились осуществлять обмен технологиями, полученными в каждом из государств, а также предоставлять стипендии на обучение студентов друг друга в своих высших учебных заведениях.

Так, Куба обязалась выделять венесуэльским студентам 2000 стипендий ежегодно, а также направить в Боливарианский университет Венесуэлы свыше 15 000 своих медицинских специалистов для обучения местных врачей. Венесуэла, со своей стороны, взяла обязательство финансировать обучение кубинских студентов, особенно, в сфере энергетики40.

Материал поступил в редакцию 18 июля 2014 г.

39 Ст. 44 «Научные исследования и развитие» Пересмотренного договора об учреждении Карибского сообщества, включая единый рынок и единую экономику КАРИКОМ, 2001 г.

40 Ст. Х11-Х111 Соглашения между Президентом Болива-рианской Республики Венесуэла и Председателем Государственного совета Кубы о претворении в жизнь Боливари-анской альтернативы для Америк 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.