Научная статья на тему 'Региональная финансовая интеграция в развивающихся странах'

Региональная финансовая интеграция в развивающихся странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ ФИНАНСОВ / GEOGRAPHY OF FINANCE / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / DEVELOPING COUNTRIES / РЫНКИ КАПИТАЛА / CAPITAL MARKETS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / EMERGING MARKETS / МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохоров И.А.

Процессы региональной интеграции в последние десятилетия приняли почти повсеместный характер. Одним из направлений этого процесса является интеграция в финансовой сфере, призванная способствовать достижению двух основных целей снижения издержек на трансграничные операции и повышения доступности финансирования для субъектов национальных экономик. Имеющиеся региональные интеграционные группировки развивающихся стран различаются как по масштабам и уровню развития экономик стран-участниц, так и по ключевым целям интеграционного процесса. Ввиду разнообразия развивающихся стран, обусловленного как историческими причинами, так и их различной ролью в мировом хозяйстве, а также их принципиально разным уровнем развития, при реализации интеграционных процессов в финансовой сфере возникает необходимость выявления их общих черт и различий. В то время как региональной экономической интеграции в целом уделяется достаточно много внимания, финансовая интеграция как в отечественной, так и в зарубежной науке остается во многом «белым пятном». В статье освещен опыт изучения региональной интеграции в финансовой сфере в странах Африки, Латинской Америки и на постсоветском пространстве. Рассмотрены различия между региональными объединениями, выявляющиеся в ходе реализации интеграционных процессов, и выделены основные причины, их обусловившие. В исследовании выделены существующие модели финансовой интеграции и типология региональных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FINANCIAL INTEGRATION IN DEVELOPING COUNTRIES

The processes of regional integration have become common in recent years. Integration in financial sphere is one of its main directions aimed two principal goals: cutting costs of transborder operations and broadening of the access to capital market resources for economic agents. Modern regional groups differ both in the level of economic development of its members and in their key purposes of integration activities. Considering a wide variety of developing countries caused by their different role in the world economy and by other economic and historical reasons, the problem of finding out common and distinctive features of financial integration processes among the regional groups has become very urgent. Although regional integration is relatively popular in economic research, financial integration still remains a kind of a “white spot” in domestic and foreign sciences. The paper examines the experience of regional integration in financial sector among the countries of Africa, Latin America and post-soviet space. It observes the differences in financial integration processes between regional groups and allocates key reasons for it. The study provides a typology of regional integration groups based on a core model of financial integration.

Текст научной работы на тему «Региональная финансовая интеграция в развивающихся странах»

И.А. Прохоров, аспирант, кафедра географии мирового хозяйства, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия, ivan.prokhoroff@gmail.com

РЕГИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

Процессы региональной интеграции в последние десятилетия приняли почти повсеместный характер. Одним из направлений этого процесса является интеграция в финансовой сфере, призванная способствовать достижению двух основных целей — снижения издержек на трансграничные операции и повышения доступности финансирования для субъектов национальных экономик. Имеющиеся региональные интеграционные группировки развивающихся стран различаются как по масштабам и уровню развития экономик стран-участниц, так и по ключевым целям интеграционного процесса. Ввиду разнообразия развивающихся стран, обусловленного как историческими причинами, так и их различной ролью в мировом хозяйстве, а также их принципиально разным уровнем развития, при реализации интеграционных процессов в финансовой сфере возникает необходимость выявления их общих черт и различий. В то время как региональной экономической интеграции в целом уделяется достаточно много внимания, финансовая интеграция как в отечественной, так и в зарубежной науке остается во многом «белым пятном». В статье освещен опыт изучения региональной интеграции в финансовой сфере в странах Африки, Латинской Америки и на постсоветском пространстве. Рассмотрены различия между региональными объединениями, выявляющиеся в ходе реализации интеграционных процессов, и выделены основные причины, их обусловившие. В исследовании выделены существующие модели финансовой интеграции и типология региональных объединений. Ключевые слова: география финансов, развивающиеся страны, рынки капитала, региональная экономическая интеграция, финансовые рынки, мировое хозяйство, региональные интеграционные группировки.

Финансовая интеграция на региональном уровне для многих развивающихся стран является одним из немногих способов формирования относительно жизнеспособного финансового рынка. Она позволяет объединить имеющиеся у них ограниченные ресурсы в единое целое, что облегчает доступ к ним нуждающимся в финансовых средствах компаниям и государственным органам. С другой стороны, расширяются и возможности приложения финансовых ресурсов для потенциальных инвесторов.

Среди составных частей финансового рынка региональная интеграция наиболее

актуальна для денежного рынка, рынка капитала, а также валютного (введение общей денежной единицы). Как известно, принципиальным отличием денежного рынка от рынка капитала является срок, на который привлекаются средства. Первый способствует переносу свободной ликвидности посредством краткосрочных финансовых инструментов (со сроком обращения, как правило, до года). Ключевой же функцией рынка капитала является «мобилизация финансовых ресурсов для реализации долгосрочных проектов посредством эмиссии акций и облигаций либо привлечения кредитов со сроком погашения более года»1.

Наличие доступа к источникам финансирования является одним из важнейших условий, необходимых для обеспечения экономического роста. В его отсутствие частный сектор вынужден финансировать свои инвестиции лишь за счет средств акционеров и прибыли, что сильно ограничивает инвестиционную активность и, как следствие, темпы роста конкретного бизнеса и национальной экономики в целом. Для государственного сектора отсутствие рынка капитала сокращает возможности по управлению бюджетом — в этом случае единственным источником заемных средств остаются инструменты денежного рынка, что повышает риск долговых проблем (ввиду ограниченности горизонта планирования). Сказывается это и на банках, за которыми в ряде стран закрепляется обязанность по покупке краткосрочного госдолга2.

В ряде наиболее успешных развивающихся экономик имеются сформировавшиеся рынки капитала с диверсифицированным набором инструментов. Однако в большинстве стран они остаются в зачаточном состоянии. Основным, а часто и единственным, источником капитала в них является банковское кредитование, однако и оно доступно не всем экономическим субъектам.

Развитие национальных финансовых рынков сдерживается дефицитом и предложения ресурсов и спроса на них. С одной стороны, ввиду низкого уровня жизни населения объем накоплений невысок. С другой — низкий уровень развития экономики не способствует формированию спроса на финансовые ресурсы. Экономика большинства развивающихся стран основана либо на аграрном секторе, либо на добыче и экспорте полезных ископаемых. Количество = компаний, имеющих возможность выходить на рынки капитала, предельно ограниченно.

Привлечение капитала на международном рынке недоступно для большинства

Наличие доступа к источникам

финансирования является одним из важнейших условий, необходимых для обеспечения экономического роста.

Развитие национальных финансовых рынков сдерживается дефицитом и предложения ресурсов и спроса на них. С одной стороны, ввиду низкого уровня жизни

населения объем накоплений невысок. С другой - низкий уровень развития экономики не способствует формированию спроса на финансовые ресурсы.

компаний развивающихся стран. Затраты на приведение своей деятельности и отчетности к международным стандартам оказываются непосильными для многих из них.

Кроме того, даже наиболее эффективные компании испытывают негативное влияние невысоких суверенных рейтингов своих стран и тем более — их отсутствия. Это выливается в высокую стоимость привлечения заимствований на долговом рынке (к тому же номинированному в иностранной валюте) либо в дефицит инвесторов в случае размещения своих акций.

Направления финансовой интеграции Основные направления финансовой интеграции приведены на рис. 1. Каждое из этих направлений работает на достижение отдельных целей, способствующих экономическому развитию и росту межстрано-вого взаимодействия внутри регионального интеграционного объединения.

Для подробного анализа в настоящем исследовании были выбраны региональные объединения развивающихся стран, находящиеся на стадии интеграции от таможенного союза и выше. В анализе автор будет опираться на теорию Балассе, который полагал, что в своем развитии любое интеграционное объединение проходит следующие пять этапов: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, политический = союз3. В число анализируемых объединений входят: экономический союз ЕАЭС (Евразийский экономический союз: Армения, Беларусь, Казахстан, Россия); три валютных союза: Западно-Африканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-дИвуар, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Сенегал, Того), Организация восточно-карибских государств (ОВКГ: Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс

^ Упрощение внутрирегиональной

торговли ^ Упрощение доступа иностранных инвесторов и расширение перечня отраслей, в которые возможны инвестиции

^ Упрощение и ускорение

трансграничных расчетов ^ Уменьшение издержек на создание и функционирования инфраструктуры ^ Повышение доступности

финансирования ^ Увеличение ликвидности ^ Расширение круга потенциальных инвесторов

Направления финансовой интеграции

S Упрощение ведения бизнеса

^ Снижение валютных рисков ^ Минимизация затрат на

конвертацию ^ Снижение стоимости

заимствований ^ Повышение ликвидности государственного долга

Унификация фин. инструментов (в т.ч. введение валютной единицы и общих долговых инструментов)

Рис. 1. Направления и цели финансовой интеграции

и Невис, Сент-Люсия, Монтсеррат) и Цен-тральноафриканский валютный и экономический союз (ЦАВЭС: Габон, Камерун, Республика Конго, Центральноафриканская республика, Чад, Экваториальная Гвинея); один общий рынок: Меркосур (Общий рынок стран Южной Америки, Mercado Común del Sur: Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай, Уругвай); еще три таможенных союза: Южноафриканский (ЮАТС: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР), Восточ-ноафриканское сообщество (ВАС: Бурунди, Кения, Руанда, Танзания, Уганда) и Андское сообщество (АС: Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор).

Подобная выборка объясняется необходимостью отсечения объединений, имеющих ограниченные задачи в реализации интеграционных процессов. Многие региональные группировки и заявляют о планах по формированию общих рынков, единой валютной единицы и т. п., но реальные шаги

по достижению заявленных амбиций ими не предпринимаются. Поэтому при формировании выборки было решено отказаться от детального рассмотрения зон свободной торговли, не достигших последующих стадий интеграции — их количество к настоящему моменту составляет несколько десятков, находятся они на различных уровнях интеграционного взаимодействия и, более того, имеют различные цели. Хотя отдельные региональные зоны свободной торговли стремятся к более глубокой интеграции, большинство сконцентрировано именно на повышении конкурентоспособности экономик стран — участниц объединений в международной торговле.

Несмотря на значительные различия, существует ряд общих черт, характерных для всех интеграционных объединений развивающихся стран. Уровень межстранового взаимодействия в экономической сфере остается невысоким в сравнении с объ-

единениями развитых стран: в то время как в НАФТА и ЕС объем внутрирегиональной торговли достигает половины от торгового оборота, в большинстве развивающихся группировок ее доля не превышает и 10 процентов. Невелика в них и роль взаимных инвестиций. За небольшими исключениями, финансовые рынки развивающихся стран имеют весьма невысокую глубину проникновения, а ключевым инструментом рынка капиталов остаются банковские кредиты.

В соответствии с направлениями финансовой интеграции в табл. 1 приведены меры, реализованные в региональных объединениях развивающихся стран.

Типология региональных объединений по характеру реализации финансовой интеграции

Финансовая интеграция может реа-лизовываться по двум основным моделям. В первом случае она происходит в условиях ограниченного доступа субъектов национальных экономик к ресурсам рынков капитала, являясь ключевым фактором внутрирегионального взаимодействия — осью, на которую «нанизываются» интеграционные процессы и в остальных сферах. Во втором — взаимодействие в финансовой сфере является лишь одним из процессов, призванным достичь синхронности в интеграции.

Таблица 1

Обзор реализованных мер по финансовой интеграции в различных региональных объединениях развивающихся стран*

ЮАТС ВАС ЗАЭВС ЦАВЭС ОВКГ Меркосур АС ЕЭП

1. Меры по упрощению движения капитала

Снижение барьеров для инвестиций + + + + + * * +

В т. ч. в банковской сфере + * * * + - - *

2. Меры по гармонизации законодательства

Общая система коммерческого права * * + + + - - *

Единые стандарты бухгалтерской отчетности * * + * * - - -

3. Меры по формированию общей финансовой инфраструктуры

Единая платежная система * * + + + - - -

Стандартизация условий листинга + + + + + - - -

Региональная фондовая биржа - - + + + - - -

4. Меры по унификации инструментов

Единая валютная единица *1 - + + + - - -

Общие долговые инструменты - - * - * - - -

(«+» — мера реализована, «*» — мера реализована частично, «—» — мера не реализована).

* Таблица составлена по: Потемкин А.И. Участие Московской биржи в формировании единого биржевого пространства стран СНГ. [Электронный ресурс] URL: confer.fbc-cis.ru/baku2012/prez/potemkin.pptx (дата обращения: 12.01.2015); Fanelli J.M., Albrieu R., Beckzuk R., Pires de Souza F., Cardim de Carvalho F., Rutkoski C., Aboal D., Lanzilotta B., Perera M. MERCOSUR: Integración y Profundización de los Mercados Financieros. Montevideo: RED MERCOSUR de Investigaciones Económicas, 2008; Financial Integration in Three Regions of Africa: How Regional Financial Integration Can Support Growth, Development and Poverty Reduction. Abidjan: African Development Bank Group, 2010; Inter-American Development Bank [Электронный ресурс]. URL:http://www.iadb.org (дата обращения 26.12.2014); Piesse J., Hearn B. Regional Integration of Equity Markets in Sub-Saharan Africa //South African Journal of Economics. Vol 73:1. p 36—53.

1 Общая валюта в Южно-Африканском таможенном союзе отсутствует, однако валюты всех стран-участниц привязаны к южноафриканскому ранду.

Таблица 2

Классификация региональных объединений развивающихся стран по характеру и темпам интеграции в финансовой сфере

Модель интеграции финансовых рынков Интенсивность интеграции финансовых рынков в сравнении с общеэкономической интеграцией

Опережающая Синхронная Запаздывающая

Интеграция «равных» ЗАЭВС ЦАВЭС ОВКГ ВАС Меркосур Андское сообщество

Интеграция «вокруг ядра» ЮАТС ЕАЭС

Как правило, финансовая интеграция запаздывает по сравнению с остальными процессами (торговлей, движением людских ресурсов и даже политическим взаимодействием). Достаточно вспомнить тот факт, что даже у наиболее передового интеграционного объединения мира — Европейского союза — на фоне открытых границ, тесного взаимодействия в политической и экономической сфере и остальных достижений, сохраняется значительный дисбаланс в финансовой сфере.

В то же время можно отметить, что в отдельных региональных объединениях, находящихся на более низкой стадии развития, глубина финансовой интеграции превосходит аналогичный показатель у более развитых региональных группировок.

Еще одним важным критерием типологии региональных интеграционных группировок является факт наличия в их составе ярко выраженной страны-лидера — участника, заметно превосходящего остальные государства региона по масштабам экономики и финансовой системы. При наличии такой страны интеграция происходит по принципиально иной модели — в этом случае страны уже не «объединяют усилия» для формирования единого финансового рынка, а в значительной мере пользуются финансовой инфраструктурой, законодательной базой и зачастую валютой страны-лидера.

Финансовая интеграция запаздывает по сравнению с остальными процессами. Даже у наиболее передового интеграционного объединения мира - Европейского союза - на фоне открытых границ, тесного взаимодействия в политической и экономической сфере и остальных достижений,

сохраняется значительный дисбаланс в финансовой сфере.

Распределение рассматриваемых интеграционных группировок по выделенным типам приведено в табл. 2.

Объединения с опережающими темпами финансовой интеграции

Финансовые рынки находятся в авангарде интеграционных процессов в трех валютных союзах: ЗАЭВС, ЦАЭВС, а также в Организации восточно-карибских государств. Интересно, что все три объединения входят в состав более крупных региональных группировок, находящихся на более низких стадиях интеграции — соответственно, ЭКОВАС (Экономический союз Западной Африки), ЭКОЦАС (Экономический союз Центральной Африки) и КАРИ КОМ (Карибское сообщество). Если КАРИКОМ характеризуется глубоким уровнем интеграции и имеет все атрибуты полноценного экономического союза, то оба африканских объединения отличаются практически полным отсутствием внутрирегионального взаимодействия вне соответствующих валютных союзов.

Можно выделить ряд общих факторов, обеспечивших опережающее развитие финансовой интеграции в этих группировках. Во-первых, это обусловлено сравнительно небольшими и/или слабо -развитыми экономиками, что создает потребность в консолидации финансовых ресурсов. Именно по этой причине модель интеграции вокруг ядра не представлена. Во-вторых, страны — члены этих союзов объединены

сравнительно недавней общей колониальной историей, давшей такой серьезный задел для финансовой интеграции, как общая

_ _ * _

валютная единица , а также единая правовая база — действует общая =

для ЗАЭВС и ЦАВЭС система коммерческого права — ОХАДА (Organisation pour l'Harmonisation en Afrique du Droit des Affaires).

Наиболее яркий пример опережающих темпов региональной финансовой интеграции демонстрирует ЗАЭВС. После того как в 1994 =

году валютный союз принял и экономическую составляющую, в регионе начались последовательные реформы, направленные на гармонизацию финансовых систем стран — участников ЗАЭВС: на базе регионального ЦБ был создан единый надзорный орган, к 1995 году создана единая законодательная база в финансовой сфере. Наконец, в 2006 году была введена в эксплуатацию единая платежная система в реальном времени.

Важным достижением стало создание в 1998 году на базе биржи Абиджана Региональной фондовой биржи BRVM (Bourse Régionale des Valeurs Mobilières). Это способствовало расширению возможностей государственных органов стран ЗАЭВС для финансирования бюджетного дефицита, что сказалось и на развитии рынков капитала. За 15 лет отношение объема кредитов, предоставленных частному сектору, к ВВП выросло в два-три раза, что значительно превосходит темпы роста кредитования в странах, находящихся на таком же уровне развития, однако не вовлеченных в процессы региональной финансовой интеграции.

На рынке акций эффект от интеграции практически не сказался: из более чем тридцати компаний, имеющих листинг на BRVM, лишь четыре зарегистрированы не в Кот-д'Ивуаре, и в текущих условиях потенциал расширения этого списка практически исчерпан. Биржа исполнила функ-

До недавнего времени единственным относительно доступным источником привлечения капитала был рынок банковского кредитования, однако и его уровень проникновения оставляет желать лучшего: ни в одной из стран ЦАВЭС отношение кредитов, предоставленных частному сектору, к ВВП не превышает 10%.

ции площадки для привлечения капитала: за десять лет посредством размещения акций было привлечено более 3 млрд. долларов4, что является успешным результатом = для стран, находящихся на таком уровне развития. Для дальнейшего развития финансовой интеграции необходимо увеличение объемов взаимодействия между странами — участницами ЗАЭВС — прежде всего, за счет роста внутрирегиональной торговли.

Интеграция = в ЦАВЭС имела схожие предпосылки, но ее результаты в финансовой сфере малозаметны. Несмотря на весьма высокий по меркам Африки уровень ВВП на душу населения в большинстве стран союза, все они отличаются крайне низким даже по сравнению с другими странами материка уровнем развития рынков капитала.

До недавнего времени единственным относительно доступным источником привлечения капитала был рынок банковского кредитования, однако и его уровень проникновения оставляет желать лучшего: ни в одной из стран ЦАВЭС отношение кредитов, предоставленных частному сектору, к ВВП не превышает 10%. Объясняется подобная картина структурой экономик стран блока: значительная часть доходов обеспечивается продажей нефти, в то время как большая часть населения занята в небольших, чаще всего сельскохозяйственных, предприятиях. В этих условиях предпосылки для формирования спроса на капитал практически отсутствуют. Региональная фондовая биржа Центральной Африки (Bourse Régionale des Valeurs Mobilières d'Afrique Centrale, BVMAC) была создана в 2003 году в Либревиле. Акции на бирже не представлены вовсе, а круг эмитентов облигаций весьма ограничен. Ничтожная роль фондового рынка в привлечении капитала, а также тот факт, что в регионе действует еще одна биржа (Дуальская), наталкивают на мысль, что создание BVMAC носило в большей степени политические, не-

* Есть и исключения — Экваториальная Гвинея и Гвинея-Бисау, соответственно в ЦАВЭС и ЗАЭВС, не бывшие ранее французскими колониями и отказавшиеся от своих валют в пользу франков КФА.

жели экономические предпосылки — как ответ на создание BRVM.

Финансовая интеграция в ОВКГ, хотя и включена в ту же типологическую ячейку, что и указанные выше африканские объединения, происходит по достаточно специфической модели. Государства, входящие в эту группировку, отличаются сравнительно высоким уровнем экономического развития, однако их население не превышает нескольких десятков тысяч человек, что не позволяет создать развитые финансовые рынки самостоятельно. Кроме того, если в ЗАЭВС и ЦАВЭС интеграционные процессы происходили под направляющим влиянием государственных властей, то в ОВКГ эту функцию частично взяли на себя международные банки, что объясняется специализацией ряда стран группировки на предоставлении финансовых услуг. Как и страны ЗАЭВС и ЦАВЭС, государства ОВКГ унаследовали единую систему права. Единая восточно-карибская фондовая биржа, созданная в 1999 году, стала весьма успешной площадкой для размещения суверенного долга стран-участниц5.

Объединения с синхронными темпами финансовой интеграции

Синхронность процессов финансовой интеграции в сравнении с остальными ха-

рактерна для двух африканских таможенных союзов — ЮАТС и ВАС. Их объединяет длительная история интеграционных процессов — так, ЮАТС является старейшим таможенным союзом в мире. В контексте финансовой интеграции важную роль сыграло и существование этих стран внутри британской колониальной империи, что обусловило наличие в каждой из стран-участниц сравнительно развитого самостоятельного финансового рынка. В этих условиях у стран ВАС и ЮАТС, в отличие от объединений предыдущего типа, не было острой потребности в реализации финансовой интеграции любой ценой — в них она происходит при минимальном участии властей, синхронно с остальными процессами — начиная от создания таможенного союза и заканчивая введением единых паспортов. Вместе с тем англосаксонское право и организация финансового рынка не позволили финансовой интеграции сильно отстать от остальных процессов.

Несмотря на перечисленные общие черты, очевидны и различия между группировками. В то время как крупнейшая экономика ВАС — Кения, являясь «локомотивом» интеграционных процессов, не является явным лидером, в Южной Африке доминирование ЮАР очевидно. Это проявляется во многих

сферах. Так, товарообмен внутри ЮАТС происходит почти целиком по линии «страна — член союза — ЮАР», обеспечивая от 80% (у Ботсваны, Намибии и Лесото) до 95% (у Свазиленда) импорта. Доля экспорта в ЮАР значительно ниже, однако и она превышает показатели ЦАВЭС и ЗАЭВС. Для самой ЮАР внутрирегиональная торговля не играет значительной роли.

Столь же однонаправлено происходит и взаимодействие в финансовой сфере. В условиях свободного движения капитала между странами большая часть рынка финансовых услуг (от 70% в Ботсване до 100% в Лесото) оказалась под контролем южноафриканских банков. Происходит и интеграция фондовых рынков: к настоящему моменту большинство намибийских и бот-сванских компаний имеют листинг и на Йо-ханнесбургской, и на своих национальных биржах. На последних это сказалось не лучшим образом: с начала 2000-х гг. объем привлечения капитала, равно как и оборот торгов на них, существенно снизились.

Таким образом, финансовые институты стран ЮАТС не выдержали конкуренции со стороны имевших значительно большие ресурсы банков из ЮАР. Тем не менее на доступности капитала это сказалось положительно.

Объединения с запаздывающими темпами финансовой интеграции

В двух южноамериканских группировках, а также объединениях на постсоветском пространстве финансовая интеграция заметно отстает от аналогичного процесса в прочих сферах внутрирегионального взаимодействия. Так, для Латинской Америки характерен едва ли не самый низкий в мире уровень взаимного проникновения банковских систем: несмотря на достаточно высокую долю представительств иностранных банков в структуре активов финансовых организаций, подавляющее их большинство как в странах Меркосур и Андского сообщества, так и в остальных странах региона, представлено

дочерними организациями североамериканских и европейских банков.

Для запаздывания финансовой интеграции на постсоветском пространстве существуют и свои достаточно специфичные причины. Как и в Латинской Америке, в рамках реализации планов по созданию и развитию Евразийского экономического союза наибольшее внимание уделяется политической составляющей интеграции; по сути, на ее базе происходит и формирование остальных интеграционных процессов.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Региональная финансовая интеграция может способствовать как решению внутренних задач каждой из национальных экономик — то есть повышению доступности финансирования, так и расширению общеэкономических связей между государствами, входящими в региональную группировку. Иными словами, она может выступать и как самостоятельный и как вспомогательный процесс.

2. Из двух целей финансовой интеграции — устранения барьеров для трансграничного движения капитала и формирования единого финансового рынка — относительно успешно в развивающихся странах реализуется лишь вторая, причем не во всех региональных группировках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Наибольшую потребность в финансовой интеграции испытывают малые и/или

низкодоходные страны. Особенно ярко это проявляется в интеграционных группировках Центральной и Западной Африки, имеющих низкий уровень дохода на душу населения и, в отличие от ВАС и ЮАТС, не унаследовавших с колониальных времен сравнительно прогрессивную англо-саксонскую финансовую систему.

4. На качество финансовой интеграции оказывает влияние и структура экономики стран — участниц конкретного регионального объединения. В случае схожей спе-

В условиях свободного движения капитала между странами большая часть рынка финансовых услуг оказалась под контролем южноафриканских банков. Происходит и интеграция фондовых рынков: к настоящему моменту большинство намибийских и бот-сванских компаний имеют листинг

и на Йоханнесбургской, и на своих национальных биржах.

циализации сфера взаимодействия весьма ограниченна. Наиболее яркой иллюстрацией к этому тезису служит финансовая интеграция в Центральной Африке.

5. Помимо масштабов и уровня развития экономики, на характер финансовой интеграции оказывают влияние и историко-культурные факторы. В этой связи характерно отличие стран, являвшихся ранее французскими колониями (ЦАВЭС и ЗАЭВС), от бывших британских (ВАС и ЮАТС).

Существенно отличаются процессы финансовой интеграции и в Южной Америке, где она находится в зачаточном состоянии. Это обусловлено, с одной стороны, сравнительно высоким уровнем развития стран и их длительной независимой историей, что позволило создать собственные финансовые рынки, с другой — сохранением «континентальной» модели финансовой системы. Кроме того, по причине имевших место многочисленных конфликтов между странами — участницами МЕРКОСУР и Андского сообщества, первоочередной задачей становится достижение интеграции именно в политической сфере.

Процессы на постсоветском пространстве можно охарактеризовать как попытку приостановить дезинтеграцию — в этой связи финансовому сектору определяется явно не главенствующая роль.

6. Соотношение интенсивности финансовой и общеэкономической интеграции находится в обратной зависимости от уровня амбиций региональных объединений. Для интеграционных группировок, ставящих задачей превратиться в один из полюсов мировой экономики (ЕАЭС, а также УНАСУР, который объединит Анд-ское сообщество и МЕРКОСУР), роль фи-

нансовой интеграции на текущий момент не так важна, как выработка общей повестки в экономической и политической сфере. Напротив, группировки, лишенные геополитических амбиций, сконцентрированные на решении региональных задач, демонстрируют более высокие темпы интеграции в финансовой сфере.

7. Существуют и негативные последствия финансовой интеграции. При реализации этого процесса по модели «вокруг ядра» вероятен отток ресурсов рынков капитала из периферийных стран в экономику регионального лидера. Кроме того, это сказывается и на финансовой независимости — кредитные организации небольших стран часто не выдерживают конкуренции со стороны имеющих большие ресурсы банков из «ядра», что приводит к вытеснению этих организаций с финансового рынка. На более глубоких стадиях интеграции — при введении общей валютной единицы — страны-участницы лишаются возможности проводить самостоятельную монетарную политику, что ограничивает их гибкость в реализации экономической политики, -'jjjj

Литература

1. Дворецкая А.Е. Рынок капитала в системе финансирования экономического развития. М.: Анкил, 2007.

2. Panizza Ugo. Domestic and External Public Debt in Developing Countries. UNCTAD Discussion Papers, No 188. N.Y.: United Nations, 2008.

3. Balassa B. The Theory of Economic Integration (Routledge Revivals). Routledge, 2013.

4. Bourse Régionale des Valeurs Mobilières. [Электронный ресурс]. URL:http://www.brvm.org/ (дата обращения 16.02.2015).

5. Eastern Caribbean Securities Exchange. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 17.03.2015).

REGIONAL FINANCIAL INTEGRATION IN DEVELOPING COUNTRIES

I.A. Prokhorov, postgraudate, The department of geography of the world economy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, ivan.prokhoroff@gmail.com

The processes of regional integration have become common in recent years. Integration in financial sphere is one of its main directions aimed two principal goals: cutting costs of transborder operations and broadening of the access to capital market resources for economic agents. Modern regional groups differ both in the level of economic development of its members and in their key purposes of integration activities. Considering a wide variety of developing countries caused by their different role in the world economy and by other economic and

historical reasons, the problem of finding out common and distinctive features of financial integration processes among the regional groups has become very urgent. Although regional integration is relatively popular in economic research, financial integration still remains a kind of a "white spot" in domestic and foreign sciences. The paper examines the experience of regional integration in financial sector among the countries of Africa, Latin America and post-soviet space. It observes the differences in financial integration processes between regional groups and allocates key reasons for it. The study provides a typology of regional integration groups based on a core model of financial integration.

Key words: geography of finance, developing countries, emerging markets, capital markets, regional economic integration.

References

1. Dvoretskaia A.E. Rynok kapitala v sisteme finansirovaniia ekonomicheskogo razvitiia [The capital market in financing economic development]. Moscow, Ankil Publ., 2007. 288 p.

2. Panizza Ugo. Domestic and External Public Debt in Developing Countries. UNCTAD Discussion Papers, No 188. N.Y.: United Nations, 2008.

3. Balassa B. The Theory of Economic Integration (Routledge Revivals). Routledge, 2013.

4. Bourse Régionale des Valeurs Mobilière. Available at: http://www.brvm.org/ (accessed 16.02.2015).

5. Eastern Caribbean Securities Exchange. Available at: (accessed 17.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.