ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Ирина Владимировна ЛАГКУЕВА,
старший преподаватель кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
ВОПРОСЫ НАЛОГОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ — ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Аннотация. В статье рассматриваются изменения национального законодательства государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации. Анализируются природа и условия процесса гармонизации с учетом законодательных изменений. Сравниваются наиболее важные косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы) в странах — участницах ЕАЭС. Кроме того, сопоставляется состояние их налоговых систем, определяются их особенности, дальнейшая унификация и реструктуризация, сопоставляется их соотношение с нормами Договора о ЕАЭС. Несмотря на многолетние усилия по гармонизации налогов, остаются вопросы, нуждающиеся в межгосударственном урегулировании. В настоящее время подходы к налогообложению в странах ЕАЭС существенно различаются, что затрудняет процессы интеграции в рамках объединения.
Говоря о налоговой гармонизации в ЕАЭС, стоит отметить значительный прогресс в вопросах унификации подходов к косвенному налогообложению. От этого зависит конкурентоспособность стран-участниц на мировом рынке, рост благосостояния населения. При продаже товаров между государствами — членами Евразийского экономического союза нет таможенного контроля, не взимаются таможенные пошлины и сборы. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров, (выполнении работ, оказании услуг) между государствами — членами ЕАЭС регулируется нормами Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014, и положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о ЕАЭС.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, налоговая система, Договор о ЕАЭС, косвенный налог, налог на добавленную стоимость, гармонизация.
DOI: 10.17803/2311-5998.2020.73.9.204-214
© И. В Лагкуева, 2020
в
ЕСТНИК Лагкуева И. В. QnB
УНИВЕРСИТЕТА Вопросы налоговой интеграции государств — ^S^J^J
имени o.e. кутафина(мгюА) членов Евразийского экономического союза
I. V. LAGKUEVA,
Senior Lecturerof the Department of Financial Lawof the Kutafin Moscow State Law
University (MSAL), Cand. Sci. (Law) [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9
ISSUES OF TAX INTEGRATION OF THE MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Abstract. The article discusses changes in the national legislation of the states of the Eurasian Economic Union (EAEU): the Republic of Armenia, the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic and the Russian Federation. The nature and conditions of the harmonization process are analyzed taking into account legislative changes. The most important indirect taxes (value added tax, excise taxes) in the EAEU member countries are compared.
In addition, the state of their tax systems is compared, features, their further unification and restructuring are determined, and their ratio is compared with the provisions of the EAEU Treaty. Despite many years of efforts to harmonize taxes, issues remain that need an interstate settlement. Currently, taxation approaches in the EAEU countries are significantly different, which complicates the integration processes within the framework of the association. Speaking of tax harmonization in the EAEU, it is worth noting significant progress in the harmonization of approaches to indirect taxation. The competitiveness of the participating countries in the world market and the growth of the welfare of the population depend on this. When selling goods between the member states of the Eurasian Economic Union, there is no customs control, customs duties and fees are not levied. The procedure for levying indirect taxes (VAT and excise taxes) for the supply of goods (performing work, rendering services) between the EAEU member states is governed by the provisions of the Treaty on the Eurasian Economic Union, signed in Astana on May 29, 2014 and the provisions of the Protocol on the procedure for levying indirect taxes and the mechanism of control over their payment when exporting and importing goods, performing work, and rendering services, which is Appendix No. 18 to the EAEU Agreement. Keywords: Eurasian Economic Union, tax system, EAEU Treaty, indirect tax, value added tax, harmonization.
А
вразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) является международ- У
ной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Договор о ЕАЭС закрепил договоренность государств-членов о проведении скоординированной энергополитики и формировании на базе общих принципов общих энергорынков (электроэнергетического, рынка газа, нефти и нефтепродуктов).
Е
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Названные задачи поэтапно реализуются в несколько этапов и окончательно будут завершены к 2025 г.1 Налоговое законодательство подлежит согласованию между странами — членами ЕАЭС. Его целью является правильное функционирование внутреннего рынка. Гармонизация косвенных налогов напрямую связана с созданием слаженно функционирующего единого рынка. Существующие отличия могут потенциально создавать искажения, подрывающие единый рынок, приводящие к дискриминации или влияющие на свободу передвижения услуг и капитала. На едином рынке налоговые органы стран-участниц осуществляют контроль, в основном благодаря использованию обмена информацией по НДС и акцизам, что способствует борьбе с мошенничеством.
Организация создавалась с целью свободного передвижения рабочей силы, капитала, различных товаров, с целью осуществления единой, согласованной и скоординированной политики в сфере экономики и усиления экономического сотрудничества между странами — членами Союза. Евразийская интеграция прошла важные этапы становления2, и ключевой фазой формирования ее архитектуры стало подписание Договора о Евразийском экономическом союзе. Этому предшествовали 20 лет формирования интеграционного объединения государств, образовавшихся после распада Союза Советских Социалистических Республик. Добровольное объединение республик создавало единое политическое, идеологическое, социальное, экономическое пространство. Сразу после распада СССР среди его бывших субъектов обозначился вектор дальнейшего геополитического развития. Десятилетия спустя, следуя запросу общества и государственным интересам, начинают образовываться различные союзы и возобновляются тенденции к объединению, основанные на взаимном экономическом интересе.
Вступление в силу Договора о ЕАЭС объединило пять стран: Российскую Федерацию, Республику Беларусь, Республику Армения, Республику Казахстан, Киргизскую Республику. Все государства — члены ЕАЭС имеют налоговый суверенитет. Перед странами — участницами ЕАЭС стоит задача гармонизации налогового законодательства и налоговой политики, устранения диспропорций и создания равных экономических условий в сфере налогообложения.
Национальные налоговые системы сталкиваются с высокой конкуренцией в результате глобализации экономики. Налоговая конкуренция благоприятствует определенным категориям налогоплательщиков в ущерб другим. Цифровизация создает новые бизнес-модели и влияет на экономику в целом. Глобализация и цифровизация невозможны без существенной адаптации налогообложения. Модернизация налоговых систем, как правило, создает нежелательный потенциал, позволяющий избегать уплаты налогов или уклоняться от них. Это противоречит главной цели — установления благоприятных условий роста и взаимного сотрудничества.
1 Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015). Евразийская экономическая комиссия.
2 См.: Артемов Н. М., Ситник А. А., Шохин С. О. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : учебник для магистратуры / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М. : Проспект, 2015. С. 30—34.
в
ЕСТНИК Лагкуева И. В. ОГТУ
УНИВЕРСИТЕТА Вопросы налоговой интеграции государств — 2U/
имени o.e. кугафина(мгюА) членов Евразийского экономического союза
Ядром масштабного объединения в сфере экономики является интеграция налоговых систем стран — участниц ЕАЭС. Именно этот фактор способствует развитию и созданию объединенного внутреннего рынка. Потенциальное улучшение системы взимания косвенных налогов во взаимной торговле с применением информационных технологий влечет за собой расширение возможностей администрирования со стороны государственных органов и облегчение условий для ведения бизнеса.
Налоговая система каждой страны-участницы применяет различные правила для расчета налогового обязательства, что влечет большие расходы. Особенно негативно это сказывается на привлечении потенциальных инвесторов. Экономическая политика каждой страны вкючает мероприятия по поддержке экономического роста с целью увеличения уровня жизни граждан. Для достижения этой цели необходимы формирование и реализация грамотной фискальной политики.
Существенное влияние на операции по взаимной торговле оказывают налоговая политика, совершенствование налоговой политики и системы администрирования НДС, возмещение НДС, налогообложение торговли в Интернете. Договор о создании ЕАЭС закрепляет право национального регулирования налоговой политики. Растущий оборот электронной торговли объясняет необходимость появления комплексного регулирования.
Ведется консолидированная работа по совершенствованию системы взимания косвенных налогов, включая устранение неравных условий налогообложения товаров, импортируемых из государств — членов ЕАЭС, и собственного производства. Что касается товаров, облагаемых по сниженной ставке НДС, то импортные аналогичные товары также должны облагаться по той же ставке, когда они продаются на территории этого государства. В основном эта категория товаров включает социально значимые товары, такие как детское питание, детская одежда и лекарства. Применение пониженной ставки НДС в отношении этих товаров принято с целью устранения неоправданной дискриминации и направлено на обеспечение функционирования внутреннего рынка наших стран3.
Как правило, косвенные налоги являются очень эффективным способом увеличения налоговых поступлений в бюджет. Чтобы минимизировать экономические искажения, в идеале существует только одна стандартная ставка, взимаемая со всего конечного потребления, с как можно меньшим количеством исключений. Однако страны ЕАЭС устанавливают сниженные ставки и освобождают определенные товары и услуги от НДС.
Одной из основных причин снижения ставок НДС и освобожденных от НДС товаров/услуг является декларируемый принцип справедливости, поскольку физические лица с более низким доходом, как правило, тратят большую долю дохода на товары и услуги — такие как продукты питания и общественный транспорт.
НДС — это косвенный налог, который платит покупатель, поскольку иностранные покупатели не подчиняются налоговому законодательству страны, значит, не должны уплачивать НДС. Другие причины включают в себя поощрение по- б
требления «полезных товаров» (книг), продвижение местных услуг (туризма) и
деятельности по улучшению внешних факторов (экологии). i
[г
s
3 URL: http://www.eaeunion.org. опыт
>
208 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ероктега
L-и мени O.E. Кугафина (МПОА)
Для обеспечения устойчивого экономического роста экспорт имеет первостепенное значение. Одним из инструментов коммерческого участия в экспортных операциях является нулевая ставка НДС. Экспорт в страны ЕАЭС облагается по нулевой ставке НДС (0 %) в любом случае. Договор о ЕАЭС не предусматривает отступления от нулевой ставки НДС. Нормы договора о ЕАЭС имеют приоритет по сравнению с нормами Налогового кодекса.
Налоговая политика в ЕАЭС состоит из двух компонентов: прямое налогообложение, являющееся прерогативой государств-членов, и косвенное, оказывающее влияние на свободное перемещение товаров и свободу предоставления услуг на формирующемся едином рынке. Говоря о прямом налогообложении, следует сказать об утверждении некоторых стандартов налогообложения компаний и физических лиц. Этому способствуют совместные меры, принимаемые странами-участницами для предотвращения уклонения от уплаты налогов и двойного налогообложения.
В отношении косвенного налогообложения в ЕАЭС продолжается работа по гармонизации налогообложения — НДС и акцизов. Это гарантирует, что конкуренция на внутреннем рынке не будет искажена колебаниями ставок косвенного налогообложения и систем, дающих предприятиям в одной стране несправедливое преимущество перед другими.
Законодательную основу налогообложения государств — членов ЕАЭС составляют раздел XVII, Приложение № 18 Договора о ЕАЭС.
Устанавливается порядок уплаты НДС во взаимной торговле товарами, работами и услугами между налогоплательщиками ЕАЭС и с налогоплательщиками из третьих стран. В статьях 71 и 72 Договора определяются общие принципы и условия уплаты НДС. Также в Договоре содержатся принципы и нормы налогообложения товаров, продуктов и услуг, которые перемещаются в пределах интеграционного пространства.
Различные формы государственно-территориального устройства предопределяют отличия в подходах к проведению налогово-бюджетной политики. Важным этапом следует считать установление процедуры взаимного признания документов путем электронных средств верификации. Безусловно, это будет способствовать дальнейшей интеграции системы налогового администрирования. Внедрение электронной цифровой подписи сделает возможным развитие целого комплекса технических нововведений. Объективный интерес к более детальной разработке новых механизмов налогового администрирования обусловлен возрастающим спросом и глобализацией экономических процессов. С развитием электронной коммерции актуально согласование налоговой политики электронной торговли ЕАЭС.
Главенствующую роль обретает координация систем налогового администрирования. В Договоре о ЕАЭС изложены основные принципы косвенного налогообложения, национальный режим в сфере косвенных налогов, гармонизация ставок акцизов на отдельные товары, совершенствование администрирования косвенных налогов, обложение НДС торговли товарами, с учетом места назначения и реализации работ и услуг.
Межведомственное соглашение между государствами-членами регулирует вопросы взаимообмена налоговой информацией. Государство-импортер взимает косвенные налоги, при импорте товаров. Ставки косвенных налогов при импор-
в
ЕСТНИК ЛагкуеваИ. В. О ПО
УНИВЕРСИТЕТА Вопросы налоговой интеграции государств — имени o.e. кугафина(мгюА) членов Евразийского экономического союза
те не должны превышать подобные ставки обложения аналогичных товаров на территории экспортера.
На сегодняшний день Договор о ЕАЭС определяет основополагающие стратегические задачи:
1) содействие увеличению конкурентоспособности на мировой арене;
2) обеспечение налоговой гармонизации, а именно наличие нейтралитета в налоговой сфере и отсутствие диспропорций;
3) определение направления, порядка и формы осуществления законодательства в налоговой сфере, которые оказывают взаимное влияние на осуществление торговли;
4) совершенствование контроля в налоговой сфере.
Существенный прогресс в вопросах унификации подходов к осуществлению косвенного налогообложения явился результатом налоговой гармонизации в ЕАЭС. К числу внедренных изменений можно отнести упразднение таможенного оформления и контроля на внутренних границах стран ЕАЭС, а также утверждение единого регламента налогового администрирования взаимной торговли и организацию автоматического обмена информацией, улучшение электронного обмена информацией между налоговыми органами, налаживание механизмов налогового администрирования оборота подакцизной группы товаров.
Основной идеей реализации налоговой гармонизации является обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Безусловно, этому способствует скоординированное проведение согласованной и единой налоговой политики. Методичное сопоставление, сближение норм налогового законодательства и совершенствование механизмов налогового администрирования остаются приоритетными вопросами, налоговые органы должны продолжать развивать межгосударственное сотрудничество.
Внутреннее сотрудничество должно существовать не только между самими странами — участницами ЕАЭС, но и между различными ведомствами каждого государства. Эта потребность в кооперации существенно возрастает в тех сферах, в которых характерно высокое неравенство в распределении доходов и особенно низкая перераспределительная способность налогово-бюджетной политики.
Странами ЕАЭС были достигнуты соглашения, направленные на гармонизацию систем исчисления и взимания косвенных налогов. Это способствует эффективному функционированию единого экономического пространства и углублению торгово-экономических связей. Для скорейшего урегулирования названных процессов, с учетом новых экономических условий, необходим запуск системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС, также требуется модернизация электронных сервисов налоговых органов.
Совершенствуется институциональная и правовая основа ЕАЭС. Для точного определения направлений в целях выполнения поставленных задач необходимо
Ш а
охарактеризовать состояние национальных налоговых систем всех участников Союза: общее объединяющее начало и различия. Коротко рассмотрим каждую налоговую систему государств — членов ЕАЭС.
В Республике Армения действует двухуровневая налоговая система. Как и в некоторых других странах — участницах ЕАЭС все налоги уплачиваются в местный и государственный бюджет. К числу местных налогов следует отнести
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
налог на парковочное место транспортного средства, земельный налог и налог на имущество. К общегосударственным относятся НДС, акциз, подоходный налог и налог на прибыль4.
В Республике Беларусь существует двухуровневая система, состоящая из местного и республиканского бюджетов. Налоговое законодательство Республики включает Налоговый кодекс, а также иные законы в сфере налогообложения. Налоговая реформа проводится в два этапа, первый этап начался в текущем году.
Передовая налоговая система Республики Беларусь соответствует и белорусским практикам, и ЕАЭС, и европейским практикам. Полномочия местных органов исполнительной власти гораздо больше, они наделены правом увеличивать и уменьшать ставки по зачисляемым в бюджеты налогам и решать вопросы предоставления дополнительных налоговых льгот. При утверждении бюджета на очередной год устанавливается процент отчислений в местный бюджет от общегосударственных налогов5. В Республике Казахстан налоги подразделяются на общегосударственные и местные. Налоговые отношения основываются на Конституции Республики Казахстан, регламентируются Кодексом Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах (Налоговым кодексом), а также нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом. Значительная часть бюджета на очередной год формируется за счет трансфертов из Национального фонда. Пополнение фонда происходит за счет поступлений налогов от деятельности недропользователей6.
Налоговая система Киргизской Республики также является двухуровневой и состоит из общегосударственных и местных налогов. В Республике упразднены таможенное оформление и контроль на внутренних рынках государств Союза, это было сделано в соответствии с целями налоговой политики и Договором ЕАЭС. Работа по изучению на предмет соответствия требованиям Договора о ЕАЭС разрабатываемых и применяемых нормативных правовых актов ведется постоянно. В Налоговый кодекс были внесены изменения, касающиеся маркировки товаров наряду с внедрением электронных счетов-фактур, применения контрольно-кассовых машин с передачей данных онлайн. Внедряются механизмы прослежива-емости товаров. Также в Налоговый кодекс были внесены изменения, закрепляющие механизм возмещений и возврата НДС экспортерам7.
Налоговая система Российской Федерации является трехуровневой и включает в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Законодательная база в Российской Федерации также существенно шире, чем в странах-партнерах. Основным кодифицированным документом является Налоговый кодекс РФ. В структуру законодательства отрасли входят местные и региональные нормативные акты, а также некоторые федеральные законы8. Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь уже ведутся переговоры по внедрению норм налогообложения в электронной торговле.
4 URL: https://www.petekamutner.am/DefaultTs.aspx?sid=ts
5 URL: http://nalog.gov.by/ru/.
6 URL: http://kgd.gov.kz/ru.
7 URL: http://www.sti.gov.kg.
8 URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru.
"7^ЕСТНИК Лагкуева И. В. ОЛЛ
я УНИВЕРСИТЕТА Вопросы налоговой интеграции государств —
имени o.e. кугафина(мгюА) членов Евразийского экономического союза
В Российской Федерации с января 2019 г. реализуется механизм налогового администрирования электронной коммерции. Для иностранных компаний, реализующих через сеть Интернет услуги в электронном формате для российских пользователей, действует НДС. Введено понятие электронных услуг, разработан упрощенный порядок постановки на учет иностранных организаций на базе сайта ФНС. Было инициировано снижение порога для заявительного возмещения НДС, сокращение срока проведения камеральных налоговых проверок.
Как становится ясно из анализа основных характеристик налоговых систем, в странах — членах ЕАЭС действуют практически идентичные виды налогов, создана сходная схема их администрирования. Таким образом, можно отметить, что в странах — участницах Договора о ЕАЭС действуют сходные налоговые системы, что, безусловно, существенно облегчает сотрудничество этих стран.
Доля налоговых доходов в совокупных доходах бюджетов всех стран-участниц выше 50 %. Наименьшая доля у Казахстана (51 %) , наибольшая — у Армении (94 %). Все показатели большие, в этом проявляется сходство налоговых систем, различия состоят в структуре и видах налогов и сборов. Однако не нужно забывать, что каждая страна — участница Договора о ЕАЭС является автономно существующим государством, имеет свою налоговую систему, которая в чем-то имеет сходство с другими налоговыми системами, а в чем-то и отличия. Во всех государствах большая доля поступлений в бюджет приходится на налоги на доходы и косвенные налоги (НДС, акцизы, а в Киргизской Республике этот перечень также дополняется налогом с продаж).
Аналогия относительно косвенных налогов также прослеживается, налоговые базы и объекты обложения налога практически одинаковы. Юридические лица, включая нерезидентов стран-участниц, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, относятся к плательщикам — применяется единообразный порядок взимания косвенных налогов по товарам, ввозимым физическими лицами из других государств.
Следовательно, разграничение налоговых систем всех пяти стран, которое бы влияло на взаимную торговлю, можно провести по разному уровню ставок на налоги. Различаются налоговые системы по налогам, влияющим на взаимную торговлю, неидентичными налоговыми ставками (НДС, акцизы на товары из перечней подакцизных товаров), количеством и размерами предоставляемых льгот.
Однако следует отметить, что ЕАЭС создан не для столкновения правовых и экономических систем государств, а для благоприятного взаимодействия участников. Договор о ЕАЭС и иные нормативные акты, которыми регулируются деятельность Союза, утвердили механизм взимания косвенных налогов, разработанный с учетом практического опыта, исключающий неблагоприятные условия, проявляющиеся на фоне различий норм налоговых законодательств стран-участниц. Данный механизм позволяет избежать неблагоприятных последствий, которые могут возникнуть из-за наличия разных налоговых норм стран участниц. б
На сегодняшний день достигнуты следующие результаты: — отменен таможенный контроль, а также таможенное оформление на внутри- i
государственных границах стран — участниц Союза и реализован их перенос й
на внешние границы; опыт
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
— согласован единый регламент налогового администрирования в сфере взаимной торговли стран-участниц;
— урегулирована работа по исключению налоговых барьеров, изъятий и ограничений в торговле на внутреннем рынке стран-участниц;
— разработаны недискриминационные условия при осуществлении налогообложения с трудовых доходов мигрантов в странах-участницах;
— создана система обмена информацией в электронном виде между налоговыми органами стран-участниц9.
Необходимо отметить, что, несмотря на то, что уже удалось достичь урегулирования многих различий налоговых систем стран-участниц, останавливаться на достигнутом нельзя, следует продолжить унификацию и гармонизацию налогового законодательства стран — участниц ЕАЭС. Планомерные действия в этом направлении будут способствовать усовершенствованию сотрудничества. Анализ экономической взаимосвязи и взаимозависимости национальных налоговых систем через анализ взаимной торговли товарами и услугами и инвестиционного сотрудничества показывает, что степень интеграции на сегодняшний день не отвечает интересам укрепления евразийской интеграции.
Такие масштабные изменения, безусловно, требуют времени и тщательной проработки, так как все участники находятся в равных условиях и интересы каждой страны должны учитываться. К сожалению, не всегда получается быстро выработать и утвердить единое решение. Примером тому служат итоги прошедшего межправительственного совета, в ходе которого не получилось выработать единое решение относительно вопроса цен на транспортировку газа. Об этом говорится в сообщении Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Взаимодействие включает сотрудничество на различных этапах налогового администрирования, в том числе налоговых администраций стран — участниц ЕАЭС, международных организаций, агентств по сотрудничеству, учебных и исследовательских центров, с привлечением гражданского общества и бизнес-сообщества. Посредством этих действий происходит технический взаимообмен по текущим вопросам, разрабатываются технические документы, инструменты для поддержки налогового контроля. Укрепляются связи в аспектах технической поддержки проектов и приоритетных вопросов для налоговых органов стран-участниц.
Стороны Межправительственного совета представили свои позиции по этим вопросам и решили вынести их на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета. Далее главы государств Союза утвердят Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Ряд причин, препятствующих интеграции, напрямую связаны с глобализацией экономической деятельности и новыми способами ведения бизнеса в условиях цифровой экономики. Среди них можно выделить наличие компаний с агрессивным налоговым планированием, юрисдикции с низким уровнем налогообложения, распространенность специальных налоговых режимов для привлечения инвестиций, сложность контроля над трансфертным ценообразованием.
9 Рахимова М. С. Сценарии долгосрочного экономического развития Евразийского экономического союза // Наука и образование сегодня. 2019. № 3 (38). С. 30—32.
в
ЕСТНИК Лагкуева И. В.
УНИВЕРСИТЕТА Вопросы налоговой интеграции государств — имени o.e. кугафина(мгюА) членов Евразийского экономического союза
Цифровая экономика: развитие высоких технологий, электронная коммерция, платформы для совместной межгосударственной работы, цифровые валюты и новые способы сбыта товаров и услуг увеличивают трудности налогообложения и контроля над налогами.
Гармонизация косвенного налогообложения проходит на разных этапах с целью достижения прозрачности во внутрисоюзной торговле. Законодательная инициатива ЕАЭС направлена на координацию и гармонизацию законодательства об НДС и гармонизацию пошлин на алкоголь, табак и энергетику с целью обеспечения надлежащего функционирования внутреннего рынка. Остаются нерешенными некоторые вопросы в сфере энергетики и цен на энергоресурсы.
При импорте электромобилей в Российскую Федерацию не нужно платить пошлину. Эти меры установлены и в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии. Применима нулевая ставка при импорте электромобилей в государства ЕАЭС и распространяется на юридических и физических лиц до конца декабря 2021. Нулевая ввозная пошлина направлена на товары класса «отдельные виды моторных транспортных средств с электрическими двигателями». Соответствующих ограничений на возраст и эксплуатацию электромобиля не предусмотрено.
Теперь при импорте автомобиля потребуется оплатить: утилизационный сбор, НДС (около 20 % от стоимости) и акциз. Таможенные пошлины на электромобили в ЕАЭС уже обнуляли с 2016 по 2017 г (на основании решения Совета Комиссии от 11.06.2016 № 53). Режим не распространялся на физических лиц. Планируемых существенных результатов достичь не удалось.
Таким образом, исследуя вопрос соотношения налоговых систем государств — членов ЕАЭС с нормами Договора о ЕАЭС нужно обозначить проблемные аспекты, затрудняющие функционирование Союза.
1. Необходимо продолжить работу по усовершенствованию механизма администрирования в сфере косвенных налогов, в числе которых:
— оборот подакцизных товаров;
— установка порядка определения места для реализации электронных услуг и порядка уплаты;
— дальнейшее решение вопросов, вызывающих трудности при администрировании косвенных налогов у плательщиков (порядок администрирования при возврате товаров по основаниям иным, чем несоответствие количеству и качеству) ;
2. Необходима реализация программы осуществления Цифровой повестки ЕАЭС: следует обратить особое внимание на реализацию Цифровой повестки в сфере уплаты косвенных налогов, а именно по сопроводительным документам в электронном виде. Инициирована разработка механизма обложения в электронной форме НДС услуг, в том числе и администрирования взимания.
3. Следует совершенствовать электронные сервисы налоговых организаций и органов автоматического обмена информацией; распространять лучший опыт стран — участниц Союза по внедрению разных видов электронного сервиса налоговых органов, в том числе и для проверки статуса заявления, по проверке контрагентов, и др. i
4. Необходимы изучение наилучших международных практик по порядку автоматизации подтверждения применения ставки по НДС 0 % при осуществлении
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
внутренней торговли в рамках интеграционных объединений и рассмотрение возможности их внедрения в ЕАЭС.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Артемов Н. М, Ситник А. А., Шохин С. О. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : учебник для магистратуры / под ред. Е. Ю. Грачевой. — М. : Проспект, 2015.
2. Обзор налоговых систем государств — членов Евразийского экономического союза // URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru.
3. Рахимова М. С. Сценарии долгосрочного экономического развития Евразийского экономического союза // Наука и образование сегодня. — 2019. — № 3 (38). — С. 30—32.