Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ'

ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
95
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ЗАКОН / ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / CULTURE / CULTURAL POLICY / MODERNIZATION / STRATEGY / LAW / LEGAL DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юлдашева М.Б.

Политика государства в области культуры заключается, прежде всего, в создании экономических и организационно-правовых условий развития культуры, сохранения и обеспечения эффективной деятельности ее организаций, предприятий, учреждений, подготовки и социальной защиты работников культуры, стимулировании общественных объединений и творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERNIZATION AND IMPROVEMENT OF STATE REGULATION IN THE SPHERE OF CULTURE IN UZBEKISTAN

The policy of the state in the field of culture is, first of all, to create economic, organizational and legal conditions for the development of culture, to preserve and ensure the effective operation of its organizations, enterprises, institutions, training and social protection of cultural workers, to stimulate public associations and creativity.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ»

УДК 351.85

Юлдашева М.Б. доцент

кафера «Организация и управление учреждениями культуры и

искусств»

государственный институт искусств и культуры

ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В

УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: Политика государства в области культуры заключается, прежде всего, в создании экономических и организационно-правовых условий развития культуры, сохранения и обеспечения эффективной деятельности ее организаций, предприятий, учреждений, подготовки и социальной защиты работников культуры, стимулировании общественных объединений и творчества.

Ключевые слова: Культура, культурная политика, модернизация, стратегия, закон, правовые документы.

Manzura Yu.B.

associate Professor of chair "Organization and management cultural and

arts institutions» Uzbek state Institute of arts and culture THE MODERNIZATION AND IMPROVEMENT OF STATE REGULATION IN THE SPHERE OF CULTURE IN UZBEKISTAN

Abstract: The policy of the state in the field of culture is, first of all, to create economic, organizational and legal conditions for the development of culture, to preserve and ensure the effective operation of its organizations, enterprises, institutions, training and social protection of cultural workers, to stimulate public associations and creativity.

Key words: Culture, cultural policy, modernization, strategy, law, legal documents.

Глубокие социально-политические и хозяйственные изменения в Республике Узбекистан, направленные на построение экономически устойчивого, демократического, правового государства, изменили условия протекания и направленность культурных процессов, которые происходят в стране. Чтобы сохранить и усилить свои основные функции в жизни общества в сфере культуры необходимо создать условия для организационного усовершенствования своей инфраструктуры, экономических и правовых оснований своего функционирования.

Модернизированное общество имеет комплекс взаимосвязанных черт, которые часто рассматриваются как отдельные процессы экономической, политической, социальной и культурной модернизации. Социальная модернизация предполагает формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Такое общество возникло и развивалось на

основе рыночных отношений, правовой системы, регулирующей отношения собственников, и демократической системы, возможно, не достаточно совершенной [1, с.13].

Культурная модернизация предполагает формирование высокодифференцированной и в то же время унифицированной культуры, базирующейся на комплексной парадигме прогресса, совершенствования, эффективности, счастья и природного выражения личных возможностей и чувств, а также на развитии индивидуализма. В последние годы развития стран мира все больше и больше стало зависеть от модернизации стратегических отраслей экономики и внедрений инновационных технологий в различные сферы. Современную социокультурную ситуацию в республике определяют факторы внутренней динамики (экономика, социально -политические изменения, уровень образования, урбанизация, экологические проблемы и т.д.), факторы исторического характера (традиции, национальный образ жизни, поликонфессионализм, особенности становления узбекской государственности и т.д.) и факторы внешние (влияние мировой культуры, межгосударственные культурные контакты).

За прошедшие годы в Узбекистане реализованы комплексные меры по поддержке культуры и искусства, сохранению и приумножению национального культурного и духовного наследия, приобщению населения к лучшим образцам национальной и мировой культуры, улучшению материально-технической базы и укреплению международных культурных связей. Однако, вместе с тем, в данной сфере имеется ряд системных проблем и недостатков, препятствующих дальнейшему развитию культуры и искусства. В целях обеспечения инновационного развития сферы культуры и искусства, улучшения материально-технической базы учреждений культуры и искусства, стимулирования интереса населения к их посещению, интеграции страны в мировое культурное пространство. А также во исполнение задач, определенных стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 -2021 годах, было принято Постановление президента «О мерах по инновационному развитию сферы культуры и искусства в республике Узбекистан», от 26 августа 2018 года [4, с.1], Постановление президента республики «Об утверждении концепции дальнейшего развития национальной культуры в республике Узбекистан» от 28.11.2018 г. В Республике Узбекистан много внимания уделяется вопросам, без решения которых невозможен культурный процесс в стране. К ним относятся вопросы нормативно -правового регулирования в культуре, финансово- экономические проблемы, материальная база сферы культуры, техническое перевооружение отрасли и ее информатизация и др.

Правовая регламентация в сфере культуры включает два основных направления: создание культурных ценностей и обеспечение условий пользованием достижений культуры. Главное в этом - устранение пробелов и противоречий законодательного регулирования отношений в сфере культуры, обеспечение условий для реализации целей ее развития. Национальная

культура является важнейшим компонентом современной общественной жизни. Культурный уровень граждан в большой степени определяет экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную, духовно-моральную структуру и облик. В июне 2017 года, президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев утвердил программу по совершенствованию сферы культуры и искусства до 2021 года. Главными задачами программы стали законодательное развитие вопроса культуры и искусства, а также улучшение системы управления в этой сфере, осуществить достойное финансирование культуры и искусства по всем вопросам, в том числе поддержка заслуженных деятелей и юных талантов. Важным моментом в совершенствовании системы работы в этой сфере является обучение и переквалификация кадров, а также контроль за охраной культурного наследия и развитие привлекательности музейных объектов. Надо отметить, что серьезные реформы в сфере культуры начались в феврале 2017 года, тогда создали Министерство культуры Узбекистана и закрыли несколько организаций, ранее занимавшихся вопросами культуры.

Культурная политика любой страны, в том числе Республики Узбекистан, разрабатывается высшими органами государственной власти при постоянной консультации и экспертной поддержке со стороны научных организаций, религиозных структур, творческой интеллигенции. Политика рассматривается как отзвук на комплекс объективных потребностей социума в тех или иных ценностных принципах и установках. Политика государства в области культуры заключается, прежде всего, в создании экономических и организационно-правовых условий развития культуры, сохранения и обеспечения эффективной деятельности ее организаций, предприятий, учреждений, подготовки и социальной защиты работников культуры, стимулировании общественных объединений и самодеятельного народного творчества. Государственные органы во взаимодействии с общественными организациями обеспечивают развитие культуры, несут ответственность за духовное, моральное, эстетическое воспитание граждан.

Состояние узбекской культуры характеризуется наличием позитивных тенденций ее развития. К позитивным можно отнести принятие ряда законодательных актов по вопросам культуры, последовательную поддержку сферы культуры и искусства руководством республики: сохранение сети учреждений культуры, постепенное улучшение материально-технической базы, успешное участие представителей Узбекистана в международных конкурсах, активная поддержка государством детей и молодежи, региональные культурные контакты с другими странами. К таким законодательным актам можно отнести: Постановление кабинета министров республики Узбекистан «О мерах по формированию в 2013-2018 годах современных центров культуры и досуга населения», Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 -2021 годах [6, с.2], Указ Президента от 15 февраля 2017 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и

спорта» [7, с.1].

Развитие узбекской, как и другой национальной культуры имеет свою внутреннюю логику. Государственная стратегия содействует этому развитию и опирается на него. Поэтому большую роль играет определение долгосрочных целей и задач культурной политики. Основными целями и задачами государственной политики в сфере культуры являются:

-формирование идеологических, демократических основ культурной жизни и деятельности народа, в том числе ответственности государства за то, чтобы каждому члену общества был гарантирован доступ к культурному наследию, возможность заниматься культурной деятельностью;

-поддержка культуры в таком состоянии, которое обеспечивает необходимые условия для политического, экономического и духовного развития общества и государства;

-обеспечение непрерывности культурного процесса в Узбекистане и защита его национальной самобытности, включение его в мировой культурный процесс;

Нормативно-правовая база в сфере культуры решает следующие задачи: -сохранение культурной самобытности узбекского народа как одного из условий его суверенитета при полном отказе тенденции культурной автаркии, духовной самоизоляции;

-сохранение историко-культурного наследия и развитие национальных культурных традиций, формирующих историческое самосознание народа;

-консолидация деятелей национальной культуры на основе органичного соединения гуманистических традиций народной культуры узбеков, других культур;

-использование в сфере духовно-культурного производства рыночных экономических рычагов при одновременном укреплении роли государства развития культуры;

-юридические гарантии свободы, свободного выбора духовных ценностей, необходимых для развития духовного мира личности;

-укрепление материально-технической базы учреждений культуры, в первую очередь отнесенных к особо важным объектам культурного наследия страны;

-создание условий для возрождения и продуктивного использования творческого потенциала народа, широкого доступа всех членов общества к произведениям национальной и мировой культуры и искусства, осуществления культурных прав личности;

-использование в интересах всей нации культурных достижений и ценностей независимо от национальной или конфессиональной принадлежности создателей;

-обеспечение пространства для межнациональных и межгосударственных культурных контактов между Республикой Узбекистан и другими странами.

Сегодня в Республике Узбекистан существует большое количество

нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере культуры. В качестве основных принципов правовой регламентации функционирования и развития культуры относятся:

-определение культуры в качестве одного из важнейших объектов правового регулирования;

-определение приоритетов в развитии национальной культуры; -правовая защита национального культурного наследия; -развитие инфраструктуры сферы культуры через определенные правовые акты;

-поддержка, защита и развитие творческой интеллектуальной деятельности;

-повышение уровня социально-правовой защиты работников творческих профессий и других представителей культуры.

Реализация этих принципов осуществляется на международном, национальном и местном уровне путем разработки и ратификации международных договоров, принятия норм национального законодательства, локальных нормативных актов. Оптимальная система нормативных документов, которые обеспечивают деятельность в сфере культуры, состоит из актов, регулирующих:

-общие положения по осуществлению культурной деятельности, а также организационные, экономические отношения между органами государственной власти и учреждениями, организациями культуры, физическими лицами;

-содержание и формы деятельности учреждений, организаций, предприятий культуры;

-трудовые отношения в сфере культуры и определение статуса творческого работника.

В развитие действующих конституционных актов приняты указы и распоряжения Президента Республики Узбекистан Указ Президента от 15 февраля 2017 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и спорта» [7, с.1], Постановления «О мерах по формированию в 2013-2018 годах современных центров культуры и досуга населения» и другие правовые акты Правительства. Нормативные документы Министерства культуры, направленные на создание благоприятных условий для развития национальной культуры.

Принят ряд исключительно важных для отрасли постановлений Министерства культуры Республики Узбекистан: о поддержке профессионального искусства, о мерах по возрождению народной культуры, о поддержке самодеятельного творчества, о развитии сети клубных учреждений, библиотек, музеев, о международном сотрудничестве и др. Необходимость комплексного решения проблем социокультурного развития, улучшение жизни с использованием культурных услуг нашли свое отражение во всех Государственных программах. В культуре Узбекистана налажена система взаимоотношений между государственными органами, с одной

стороны и учреждениями культуры, деятелями культуры - с другой. Такое взаимодействие в организации работы, поиск эффективных путей в сфере культуры является важным и полезным для обеих сторон. Так, реализация различных программ, проектов существенно меняет содержание культурной политики. Благодаря поддержке Президента Республики Узбекистан и руководства страны, итогом развития культуры за последний период стали: постоянно возрастающая сеть музеев, центров культуры и досуга, библиотек, увеличение детских школ искусств, рост фестивалей, конкурсов, выставок, участие представителей страны в международных конкурсах и фестивалях.

В отношении культуры государство играет важную роль, ведь взаимодействие понятий культура - государство и государство - культура обусловлено их взаимной необходимостью. В процессе взаимоотношений государство создает особенный инструмент воздействия на культуру -культурную политику, которая реализуется через бюджет, законодательство, легитимность тех или иных культурных артефактов, контроль и т.д. Республика Узбекистан выступает в роли важного заказчика и спонсора, поддерживая культурную деятельность финансово и материально или созданием привилегий этой сфере. Государство создает необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию; формирует систему организаций и учреждений искусства и культуры; выделяет необходимые материальные и финансовые средства; обеспечивает проведение научных исследований и разработку научных проектов в области культуры, готовит квалифицированные кадры; создает гарантии и стимулы художественного творчества, сохраняет традиционную культуру (фольклор, народные промыслы, ремесла), обеспечивает формирование среды обитания человека, защиту интересов народа Узбекистана в области культуры.

В Узбекистане много внимания уделяется вопросам нормативно-правового регулирования в сфере культуры, финансово-экономическим проблемам функционирования и развития культуры, организационной работе, техническому перевооружению материальной базы. Законодательство, экономика, организация - триединая задача, решению которой государство уделяет первостепенное значение в рамках развития национальной культуры и узбекского общества в целом.

Использованные источники:

1. Джумаева С. К. Роль социальной модернизации в развитии экономики Республики Узбекистан // Молодой ученый. — 2016. — №21.1. — С. 13-16.

2. Постановление Президента «О мерах по инновационному развитию сферы культуры и искусства в республике Узбекистан» 26 августа 2018

3. Постановление кабинета министров республики Узбекистан «О мерах по формированию в 2013-2018 годах современных центров культуры и досуга населения» 25 июня 2013

4. Постановление президента «О мерах по инновационному развитию сферы культуры и искусства в республике Узбекистан», от 26 августа 2018 года

5. Постановление президента республики «Об утверждении концепции дальнейшего развития национальной культуры в республике Узбекистан» от 28.11.2018 г.

6. Указ Президента «О стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» от 7 февраля

7. Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и спорта» от 15 февраля 2017 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.