Научная статья на тему 'Вопросы международной ответственности за ядерный ущерб в рамках двустороннего сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в области мирного использования атомной энергии'

Вопросы международной ответственности за ядерный ущерб в рамках двустороннего сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в области мирного использования атомной энергии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1453
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ЯДЕРНЫЙ УЩЕРБ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожеуров Ярослав Сергеевич

Российская Федерация занимает лидирующее место в мире в области международного сотрудничества по использованию атомной энергии в мирных целях. Однако уроки Чернобыля и Фукусимы не позволяют забыть, что при всех своих достоинствах ядерная энергетика чревата в случае аварий и инцидентов серьезными, подчас катастрофичными последствиями для жизни, здоровья и окружающей среды, в связи с чем на первый план выдвигается проблема обеспечения радиационной безопасности, а также возмещения ядерного ущерба. Задача настоящей статьи заключается в рассмотрении того, как вопросы возмещения ядерного ущерба регламентируются в международных соглашениях Российской Федерации, связанных с использованием ядерной энергии. Для решения этой задачи указанные международные соглашения Российской Федерации были классифицированы на две группы: к первой отнесены рамочные межправительственные соглашения, определяющие основные принципы сотрудничества государств в области использования атомной энергии - это соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Во вторую группы попали соглашения, регулирующие отдельные аспекты сотрудничества в области использования атомной энергии: соглашения о сотрудничестве в проектировании, строительстве и эксплуатации атомных электростанций; соглашения в области перевозки ядерного материала; соглашения об утилизации ядерных потенциалов и отработавшего ядерного топлива. Проведенный анализ показал, что далеко не всегда вопросам ответственности за ядерный ущерб в двусторонних соглашениях Российской Федерации уделяется должное внимание. Частично проблема регламентации этого вопроса была решена путем присоединения в 2005 году Российской Федерации к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 года, правила которой достаточно детализированы. Однако в отношениях с государствами, которые не участвуют в Венской конвенции, следует уделять самое пристальное внимание регламентации вопросов ответственности за ядерный ущерб, в том числе путем отсылок к Венской Конвенции 1963 г., как это сделано в соглашениях с Вьетнамом. Также представляется целесообразным рассмотреть вопрос о присоединении Российской Федерации к Протоколу 1997 г. о внесении поправок в Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб и к Конвенции о дополнительном возмещении за ядерный ущерб 1997 г. Наконец, давно назрела необходимость принятия Федерального закона о гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of international liability for nuclear damage in the framework of bilateral cooperation between the Russian Federation and foreign States in the field of peaceful use of atomic energy

The Russian Federation takes a leading place in the world in the field of international cooperation on uses of atomic energy for peaceful purposes. However, the lessons of Chernobyl and Fukushima is not allowed to forget that for all its advantages, nuclear power is fraught with accidents with serious, sometimes catastrophic consequences for life, health and the environment, and therefore brings to the fore the problem of radiation safety and nuclear damage compensation. The objective of this article is to consider how the issues of compensation for nuclear damage shall be regulated in international agreements of the Russian Federation involving the use of nuclear energy. To solve this problem, these international agreements of the Russian Federation were classified into two groups: the first group includes framework intergovernmental agreements, defining the basic principles of cooperation in the field of use of atomic energy (agreements on cooperation in the field of use of atomic energy for peaceful purposes). The second group got agreements governing certain aspects of cooperation in the field of use of atomic energy: agreements on cooperation in the design, construction and operation of nuclear power plants; agreements in the field of transport of nuclear material; the agreements on the disposal of nuclear materials and spent nuclear fuel. The analysis showed that the issue of liability for nuclear damage in bilateral agreements of the Russian Federation does not always receive due attention. Ratification by Russian Federation in 2005 the Vienna Convention on civil liability for nuclear damage of 1963, rules of which are detailed enough, had sold some problems of this issue. However, in relations with States not party to the Vienna Convention, the utmost attention regulation on liability for nuclear damage should be given, among others by reference to the 1963 Vienna Convention, as it done in the agreements with Vietnam. It is also feasible to consider the participation of the Russian Federation in the 1997 Protocol amending the Vienna Convention on civil liability for nuclear damage and in the 1997 Convention on supplementary compensation for nuclear damage. Finally, adoption of the Federal law on civil liability for causing nuclear damage and its financial security is long overdue necessity.

Текст научной работы на тему «Вопросы международной ответственности за ядерный ущерб в рамках двустороннего сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в области мирного использования атомной энергии»

Бизнес в законе

5’2014

14. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ; МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

14.1. ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЯДЕРНЫЙ УЩЕРБ В РАМКАХ ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В ОБЛАСТИ МИРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ1

Кожеуров Ярослав Сергеевич, доцент кафедры международного права, кандидат юридических наук, доцент

Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафи-на (МГЮА)»

kmpr@msal.ru

Аннотация: Российская Федерация занимает лидирующее место в мире в области международного сотрудничества по использованию атомной энергии в мирных целях. Однако уроки Чернобыля и Фукусимы не позволяют забыть, что при всех своих достоинствах ядерная энергетика чревата в случае аварий и инцидентов серьезными, подчас катастрофичными последствиями для жизни, здоровья и окружающей среды, в связи с чем на первый план выдвигается проблема обеспечения радиационной безопасности, а также возмещения ядерного ущерба. Задача настоящей статьи заключается в рассмотрении того, как вопросы возмещения ядерного ущерба регламентируются в международных соглашениях Российской Федерации, связанных с использованием ядерной энергии. Для решения этой задачи указанные международные соглашения Российской Федерации были классифицированы на две группы: к первой отнесены рамочные межправительственные соглашения, определяющие основные принципы сотрудничества государств в области использования атомной энергии - это соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Во вторую группы попали соглашения, регулирующие отдельные аспекты сотрудничества в области использования атомной энергии: соглашения о сотрудничестве в проектировании, строительстве и эксплуатации атомных электростанций; соглашения в области перевозки ядерного материала; соглашения об утилизации ядерных потенциалов и отработавшего ядерного топлива. Проведенный анализ показал, что далеко не всегда вопросам ответственности за ядерный ущерб в двусторонних соглашениях Российской Федерации уделяется должное внимание. Частично проблема регламентации этого вопроса была решена путем присоединения в 2005 году Российской Федерации к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 года, правила которой достаточно детализированы. Однако в отношениях с государствами, которые не участвуют в Венской конвенции, следует уделять самое пристальное внимание регламентации вопросов ответственности за ядерный ущерб, в том числе путем отсылок к Венской Конвенции 1963 г., как это сделано в соглашениях с Вьетнамом. Также представляется целесообразным рассмотреть вопрос о присоединении Российской Федерации к Протоколу 1997 г. о внесе-

1 Работа проводилась за счет средств гранта РГНФ по соглашению № 14-03-00732/14

нии поправок в Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб и к Конвенции о дополнительном возмещении за ядерный ущерб 1997 г. Наконец, давно назрела необходимость принятия Федерального закона о гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении.

Ключевые слова: атомная энергетика, ядерный ущерб, ответственность

THE ISSUES OF INTERNATIONAL LIABILITY FOR NUCLEAR DAMAGE IN THE FRAMEWORK OF BILATERAL COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN STATES IN THE FIELD OF PEACEFUL USE OF ATOMIC ENERGY

Kozheurov Yaroslav S., associate professor of the Chair of International Law, candidate of law sciences, associate professor Work place: Kutafin Moscow State Law University

kmpr@msal.ru

Annotation: The Russian Federation takes a leading place in the world in the field of international cooperation on uses of atomic energy for peaceful purposes. However, the lessons of Chernobyl and Fukushima is not allowed to forget that for all its advantages, nuclear power is fraught with accidents with serious, sometimes catastrophic consequences for life, health and the environment, and therefore brings to the fore the problem of radiation safety and nuclear damage compensation. The objective of this article is to consider how the issues of compensation for nuclear damage shall be regulated in international agreements of the Russian Federation involving the use of nuclear energy. To solve this problem, these international agreements of the Russian Federation were classified into two groups: the first group includes framework intergovernmental agreements, defining the basic principles of cooperation in the field of use of atomic energy (agreements on cooperation in the field of use of atomic energy for peaceful purposes). The second group got agreements governing certain aspects of cooperation in the field of use of atomic energy: agreements on cooperation in the design, construction and operation of nuclear power plants; agreements in the field of transport of nuclear material; the agreements on the disposal of nuclear materials and spent nuclear fuel.

The analysis showed that the issue of liability for nuclear damage in bilateral agreements of the Russian Federation does not always receive due attention. Ratification by Russian Federation in 2005 the Vienna Convention on civil liability for nuclear damage of 1963, rules of which are detailed enough, had sold some problems of this issue. However, in relations with States not party to the Vienna Convention, the utmost attention regulation on liability for nuclear damage should be given, among others by reference to the 1963 Vienna Convention, as it done in the agreements with Vietnam. It is also feasible to consider the participation of the Russian Federation in the 1997 Protocol amending the Vienna Convention on civil liability for nuclear damage and in the 1997 Convention on supplementary compensation for nuclear damage. Finally, adoption of the Federal law on civil liability for causing nuclear damage and its financial security is long overdue necessity.

Keywords: nuclear energy, nuclear damage, liability

198

Кожеуров Я. С.

ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЯДЕРНЫЙ УЩЕРБ

Российская Федерация занимает лидирующее место в мире в области международного сотрудничества по использованию атомной энергии в мирных целях. Основными направлениями являются проектирование, строительство и эксплуатация атомных электростанций, поставки ядерных материалов, прием, утилизация и захоронение отработавшего ядерного топлива, создание Международного центра по обогащению урана и многое другое. Разработана обширная международно-правовая база, в первую очередь - на двусторонней основе, регламентирующая подобное сотрудничество: Российская Федерация является стороной около сотни таких соглашений. Однако уроки Чернобыля и Фукусимы не позволяют забыть, что при всех своих достоинствах ядерная энергетика чревата в случае аварий и инцидентов серьезными, подчас катастрофичными последствиями для жизни, здоровья и окружающей среды, в связи с чем на первый план выдвигается проблема обеспечения радиационной безопасности, а также возмещения ядерного ущерба. Задача настоящей статьи заключается в рассмотрении того, как вопросы возмещения ядерного ущерба регламентируются в международных соглашениях Российской Федерации, связанных с использованием ядерной энергии. Для решения этой задачи указанные международные соглашения Российской Федерации были классифицированы на две группы: к первой отнесены рамочные межправительственные соглашения, определяющие основные принципы сотрудничества государств в области использования атомной энергии - это соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Во вторую группы попали соглашения, регулирующие отдельные аспекты сотрудничества в области использования атомной энергии:

- соглашения о сотрудничестве в проектировании, строительстве и эксплуатации атомных электростанций;

- соглашения в области перевозки ядерного материала;

- соглашения об утилизации ядерных потенциалов и отработавшего ядерного топлива.

Однако прежде чем подробно рассмотреть вопросы ответственности за ядерный ущерб в рамках двустороннего сотрудничества Российской Федерации, необходимо кратко охарактеризовать существующие многосторонние конвенции в этой области, сформировавшие в настоящее время два параллельных правовых режима: «Парижский» и «Венский». Первым многосторонним международно-правовым документом в области ответственности за ядерный ущерб стала Конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии (далее - Парижская конвенция 1960 года), которая была принята в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), дополненная соглашением 1963 года (Брюссельская конвенция 1963 года). В Парижской конвенции участвуют 17 государств, в основном Западной и Северной Европы.

В 1963 г. под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) принимается Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (далее - Венская конвенция 1963 года). В Венской конвенции 1963 года участвует 36 государств, включая Российскую Федерацию (с 2005 г.).

Парижская конвенция 1960 г. и Венская конвенция 1963 г. связаны между собой Совместным протоколом 1988 г. относительно применения Венской и Парижской конвенций (Совместный протокол), который направлен на взаимное распространение преимуществ гражданской ответственности, предусмотренных в каждой конвенции, а

также на устранение какой-либо коллизии, которая может возникнуть в результате одновременного применения обеих конвенций в случае ядерного инцидента.

После ядерной аварии на Чернобыльской АЭС 1986 г. в рамках МАГАТЭ были пересмотрены определения термина «ядерный ущерб» и повышены суммы возмещения согласно Венской конвенции 1963 г. Новеллы были закреплены в Протоколе 1997 г. о внесении поправок в Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб (сводный текст Конвенции 1963 г. в редакции Протокола 1997 г. именуется Венской конвенцией 1997 г.) и в Конвенции о дополнительном возмещении за ядерный ущерб 1997 г. (Конвенция о ДВЯУ 1997 г.), направленной на создание системы возмещения за счет совместно формируемых государствами фондов (в силу не вступила).

Изменения, внесенные в «Венский режим», частично повлияли на изменения в «Парижском режиме»: Протоколом 2004 г. в Парижскую конвенцию 1960 г. и в Брюссельскую конвенцию 1963 г. были внесены (Парижская конвенция 2004 г. и Брюссельская дополнительная конвенция 2004 г., в силу не вступили).

Правовое регулирование возмещения ядерного ущерба в соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. СССР было заключено всего 6 соглашений, которые могут быть отнесены к соглашениям о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях: с Югославией (1963), Нидерландами и Бельгией (1965), с Финляндией (1969), с Пакистаном (1970), с Ираком (1975), с Аргентиной (1990).

Россией было заключено 30 таких соглашений (включая одно в рамках СНГ 1992 г.): с Казахстаном (1993), с Украиной (1993), с Чехией (1994), с Бразилией (1994), с Болгарией (1995), с Францией (1996), с Китаем (1996), с Великобританией (1996), с Швецией (1997), с Узбекистаном (1997), с Сирией (1999), с Республикой Кореей (1999), с Арменией (2000), с Вьетнамом (2002), с ЮАР (2004), с Чили (2005), с Индонезией (2006), с Перу (2006), с Австралией (2007), с Египтом (2008), с США (2008), с Венесуэлой (2008), с Японией (2009), с Беларусью (2009), с Нигерией (2009), с Турцией (2009), с Эквадором2 (2009), с Индией (2010), с Бангладеш (2010).

Анализ указанных соглашений показал, что в большинстве из них не содержится никаких правил, относящихся к ответственности за ядерный ущерб (24). К числу таких соглашений относятся соглашения с Югославией (1963), Нидерландами и Бельгией (1965), с Пакистаном (1970), с Ираком (1975), с Аргентиной (1990), СНГ (1992 г.): с Казахстаном (1993), с Украиной (1993), с Чехией (1994),с Бразилией (1994), с Болгарией (1995), с Францией (1996), с Китаем (1996), с Швецией (1997), с Узбекистаном (1997), с Сирией (1999), с Республикой Кореей (1999), с Арменией (2000), с ЮАР (2004), с Индонезией (2006), с Австралией (2007), с Египтом (2008), с США (2008), с Японией (2009).

В соглашениях с Бангладеш (2010), Индией (2010), Эквадором (2009), Турцией (2009), Нигерией (2009), Беларусью (2009), Венесуэлой (2008), Перу (2006) относительно правил возмещения ядерного ущерба содержится отсылка к частным контрактам, заключаемым на основании и во исполнение межправительственных соглашений, а также бланкетная отсылка к

2 Не вступило в силу.

199

Бизнес в законе

5’2014

применимым нормам международного права и национального законодательства.

В соглашениях со Вьетнамом (2002) и с Чили (2005) отсылка предусмотрена только к частным контрактам.

Соглашения с Финляндией (1969) и с Великобританией (1996) содержат особые условия. Соглашение с Великобританией в ст. 5 предусматривает, что ни одна из Сторон не несет ответственности за последствия использования в другой стране любых материалов, оборудования, информации или установок, передаваемых в соответствии с настоящим Соглашением.

Развернутые положения, касающиеся ответственности за ядерный ущерб, содержатся только в соглашении с Финляндией (1969), пункт 2 ст. VII которого устанавливает, что в случае, если будут иметь место ядерные аварии, связанные с мирным использованием атомной энергии в рамках настоящего Соглашения, Договаривающиеся Стороны освобождают друг друга и находящихся под юрисдикцией другой стороны лиц от всей ответственности и обязанности возмещения ущерба (включая ответственность в отношении к третьему лицу), которые могут касаться правительства или находящихся под их юрисдикцией лиц, за ядерный ущерб, вызванный ядерной аварией, которая произошла в реакторе, полностью или частично поставленном одной договаривающейся стороной в другую на основании настоящего Соглашения, или которой способствовал полученный на основании настоящего Соглашения материал или радиоактивный продукт, полученный в результате использования такого реактора или материала, и которая имела место в то время, когда реактор или причинивший ущерб материал или радиоактивный продукт находился во владении договаривающейся стороны или находящихся под ее юрисдикцией лиц.

При отсутствии развернутых положений, касающихся ответственности за ядерный ущерб, в двусторонних соглашениях, применению подлежат нормы многосторонних конвенций. Так как Российская Федерация является участницей только Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., вопросы возмещения ядерного ущерба в отношениях с государством, которое также является участницей указанной конвенции, будут регулироваться указанной конвенцией. К таким государствам относятся Казахстан, Армения, Египет, Чили, Перу, Беларусь, Нигерия.

Двусторонние соглашения о сотрудничестве в проектировании, строительстве и эксплуатации атомных электростанций. По данным ОАО «Атомстройэкспорт» (предприятие госкорпорации «Росатом») силами отечественных предприятий были построены (реализованные проекты) Тяньваньская АЭС (Китай), АЭС «Богу-нице» (Словакия), АЭС «Козлодуй» (Болгария), АЭС «Пакш» (Венгрия).

К текущим проектам относятся АЭС «Бушер» (Иран), АЭС «Куданкулам» (Индия), АЭС «Аккую» (Турция), Тяньваньская АЭС 3, 4 (Китай), АЭС «Ниньтхуан-1» (Вьетнам), АЭС «Моховце» (Словакия), Белорусская АЭС, Хмельницкая АЭС (Украина), АЭС «Пакш» (Венгрия), АЭС «Темелин» (Чехия).

Перспективными проектами являются АЭС «Теме-лин» 3, 4 (Чехия), Иорданская АЭС, Армянская АЭС (Армения), АЭС с РУ ВбЭР-300 (Казахстан), Саньмин-ская АЭС (Китай).

Правовой базой такого сотрудничества являются частноправовые контракты, заключаемые, в свою очередь, на основе межправительственных договоренностей.

Еще СССР заключил соглашения о сотрудничестве в сооружении атомных электростанций в Венгрии (1966) и Чехословакии (1970), а также с Болгарией о сотрудничестве в сооружении третьей очереди атомной электростанции «Козлодуй» (1981).

Российской Федерацией подписаны соглашения о сотрудничестве в проектировании, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации атомных электростанций с Нигерией (2012), Бангладеш (2011), Беларусью (2011), Вьетнамом (2010), Венесуэлой (исследовательский реактор и АЭС, 2010), Арменией (2010, а также соглашение 1994 г. о расконсервации и возобновлении эксплуатации Армянской АЭС), Турцией («Аккую», 2010), Украиной (3-й и 4-й энергоблоки Хмельницкой АЭС, 2010), Индией («Куданкулам», 2008), Словакией (завершение сооружения первой очереди АЭС «Моховице», 1995), Китаем (АЭС газоцентрифужный завод по обогащению урана, 1992), Ираном (1992).

Большинство указанных соглашений содержит положения, касающиеся возмещения ядерного ущерба. Наиболее часто встречается отсылка к Венской конвенции 1963 г. - в соглашениях с Нигерией, Беларусью, Украиной (2010 г.), Арменией. В соглашении с Вьетнамом тоже содержится отсылка к Венской конвенции 1963 г., «как если бы Вьетнам являлся ее участником» (ст. 10).

В целом ряде соглашений все ответственность за ядерный ущерб возлагается на «принимающую» сторону (где осуществляется строительство). К таким соглашениям относятся соглашения с Китаем (Протокол 2000 г.), Индией, Бангладеш.

В соглашении с Венесуэлой содержится отсылка к иным двусторонним соглашениям сторон и частноправовым контрактам.

В соглашении с Турцией, которая является участницей Парижской конвенции об ответственности перед третьей стороной в области ядерной 1960 г., содержится отсылка к праву Турции.

Соглашения о перевозке ядерного материала и о ввозе на территорию Российской Федерации ядерного топлива также можно подразделить на несколько групп. К первой группе относятся соглашения о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облученного ядерного топлива.

Международное право оставляет на усмотрение государства разрешение на ввоз для хранения и переработки отработавшего ядерного топлива. Согласно ст. 48 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки осуществляется в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышения уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта.

Согласно ст. 64 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 г. №170-ФЗ вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию тепловыделяющих сборок ядерных реакторов осуществляются на условиях гражданско-правовых договоров. Порядок осуществления вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию тепловыделяющих сборок ядерных реакторов определяется Правительством Российской Федерации.

Экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных ве-

200

Кожеуров Я. С.

ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЯДЕРНЫЙ УЩЕРБ

ществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам экспортного контроля на основании выданных разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Ввоз из иностранных государств на территорию Российской Федерации отработавшего ядерного топлива в целях осуществления временного технологического хранения и (или) его переработки осуществляется в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерного реактора, произведенных на территории иностранного государства (облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства), осуществляется на основании положительного заключения специальной комиссии, образуемой Президентом Российской Федерации. В состав указанной комиссии входят председатель комиссии и двадцать членов комиссии (по пять представителей Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации).

Специальная комиссия представляет Президенту Российской Федерации и палатам Федерального Собрания Российской Федерации ежегодные доклады о положении дел с ввозом в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства. Положение о специальной комиссии утверждается указом Президента Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2003 г. № 418 утверждено Положение о ввозе в РФ облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов. Контракты на ввоз, хранение и (или) переработку облученного ядерного топлива заключают уполномоченные Правительством РФ организации.

Международно-правовой основой заключения частных контрактов по ввозу на территорию Российской Федерации облученного ядерного топлива служат межправительственные соглашения, заключенные Российской Федерацией с Латвией (2007), Болгарией (2008), Венгрией (2008), Румынией (2009), Сербией (2009), Польшей (2009), Ливией (2009), Беларусью (2010), Вьетнамом (2012), Узбекистаном (2012).

Во всех указанных соглашениях имеется специальная статья (статья 6), посвященная распределению ответственности за ядерный ущерб, причиненный ядерным инцидентом, происшедшим при транспортировании облученного ядерного топлива. Согласно типовом условиям указанной статьи, ответственность от одного оператора к другому переходит в момент передачи ядерного материала в пункте, указанном в гражданско-правовых договорах о ввозе облеченного ядерного топлива (соглашения с Узбекистаном, Ливией, Польшей, Сербией, Румынией, Венгрией, Болгарией, Болгарией). В качестве примера можно привести статью 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облученного ядерного топлива исследовательского реактора (София, 18 января 2008 г.).

Ответственность за ядерный ущерб, причиненный ядерным инцидентом, произошедшим при транспортировании облученного ядерного топлива исследовательско-

го реактора из Республики Болгарии в Российскую Федерацию, несет болгарский оператор - при транспортировании облученного ядерного топлива из Республики Болгарии в Российскую Федерацию до момента передачи облученного ядерного топлива российскому оператору в пункте, указанном во внешнеторговом контракте между уполномоченными организациями Сторон; российский оператор - при транспортировании облученного ядерного топлива из Республики Болгарии в Российскую Федерацию с момента приема облученного ядерного топлива от болгарского оператора в пункте, указанном во внешнеторговом контракте между уполномоченными организациями Сторон.

При этом в статье 1 указанных соглашений дается определение облученного ядерного топлива. Например, в соглашении с Болгарией предусматривается, что «облученное ядерное топливо» означает находящиеся в Республике Болгарии на дату вступления в силу настоящего Соглашения облученные тепловыделяющие сборки (включая поврежденные и разобранные) исследовательского реактора Института ядерных исследований и ядерной энергетики Болгарской академии наук, г. София. Также в указанных соглашениях предусматривается, что понятия «оператор», «ядерный инцидент» и «ядерный ущерб» имеют значения, определенные Венской конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 г.

Соглашения с Беларусью и Вьетнамом в статье 6 содержат отсылки к Венской конвенции 1963 г. В п. 1 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облученного и свежего высокообогащенного ядерного топлива исследовательских реакторов и поставке в Республику Белоруссия свежего низкообогащенного ядерного топлива (Москва, 8 октября 2010 г.) предусматривается, что ответственность за ядерный ущерб, причиненный ядерным инцидентом, регулируется в соответствии с законодательством государств Сторон и международными обязательствами Сторон, в частности, положениями Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 г.

В п. 1 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облученного ядерного топлива исследовательского реактора (Ханой, 16 марта 2012 г.) указывается, что ответственность за ядерный ущерб, который может возникнуть в связи с осуществлением сотрудничества в рамках настоящего Соглашения, регулируется Сторонами в соответствии с Венской конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 г., при этом указанная Конвенция применяется для обеих Сторон в объеме, как если бы Социалистическая Республика Вьетнам являлась участником этой Конвенции.

На общем фоне выделяется Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облученного ядерного топлива исследовательского реактора (Москва, 3 декабря 2007 г.), статья 6 которого предусматривает, что латвийский оператор до момента передачи облученного ядерного топлива российскому оператору в пункте Посинь несет ответственность за ядерный ущерб в соответствии с Венской конвенцией о гражданской

201

Бизнес в законе

5’2014

ответственности за ядерный ущерб в редакции 1997 г., а российский, с момента приема топлива, - по Венской конвенции в редакции 1963 г.

Другую группы соглашению составляют соглашения о перевозке ядерного материала. В связи с тем, что для транспортировки ядерных материалов во исполнение международных обязательств Российской Федерации перед Словакией, Венгрией, Болгарией, Чехией требуется урегулирование условий транзита ядерных материалов через территорию Украины, были заключены трехсторонние соглашения: российско-украинско-словацкое (2010), российско-украинско-болгарское (2006), российско-украинско-венгерское (1992) о перевозке ядерных материалов между Российской Федерацией и этими странами через территорию Украины, а также четырехстороннее российско-украинско-словацко-чешское соглашение о сотрудничестве в области транспортирования ядерных материалов между Российской Федерацией и Чешской Республикой через территорию Словацкой Республики и территорию Украины (1998).

Нормы указанных соглашений призваны исключить ответственность транзитного государства (Украины) и распределить ответственность между операторами.

Менее всего разработаны нормы, касающиеся возмещения ядерного ущерба, в соглашении с Венгрией (ст. 5): в «случае радиационной аварии, происшедшей при перевозке ядерного топлива, Венгерская Сторона несет ответственность за возмещение ущерба на своей территории, а Российская Сторона - на территории Украины и Российской Федерации».

В российско-украинско-болгарском и в российско-украинско-словацком соглашениях положения, касающиеся возмещения ущерба, практически идентичны (статьи 7 указанных соглашений):

«1. Вопросы, касающиеся гражданской ответственности за ядерный ущерб, причиненный ядерным инцидентом, который произошел при перевозке специальных грузов (далее - ядерный ущерб), регулируются Сторонами в соответствии с Венской конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 г.

2. Ответственность за ядерный ущерб возлагается в порядке, предусмотренном Венской конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 г.:

- при перевозке специальных грузов с территории Российской Федерации на территорию Словацкой Республики - на российского оператора до момента передачи специальных грузов словацкому оператору, на словацкого оператора с момента принятия специального груза от российского оператора в пункте, указанном в контракте;

- при перевозке специальных грузов с территории Словацкой Республики на территорию Российской Федерации - на словацкого оператора до момента передачи специальных грузов российскому оператору, на российского оператора с момента принятия специального груза от словацкого оператора в пункте, указанном в контракте.

Самые развернутые условия относительно ответственности содержит четырехстороннее соглашение между Россией, Украиной, Словакией и Чехией и перевозке ядерного материала между Россией и Чехией через территории Украины и Словакии (ст. 6). Помимо ссылок на Венскую конвенцию 1963 г. (в которой Россия на момент заключения соглашения еще не участвовала), в том числе по определению понятий ядерного ущерба, ядерного инцидента, оператора, в Конвенции предусматривается, что Российская и Чешская Стороны гарантируют выполнение финансовых обязательств операторов, находящихся под их юрисдикцией, в случае возникновения от-

ветственности за ядерный ущерб, причиненный ядерным инцидентом, происшедшим при транспортировании специальных грузов по настоящему Соглашению, в соответствии с положениями Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 года.

В случае если ядерный инцидент явился результатом действия форс-мажорных обстоятельств или грубой небрежности лиц, находящихся под юрисдикцией Стороны государства, на территории которого произошел инцидент, их преднамеренных действий или бездействия с намерением причинить ущерб, вопросы гражданской ответственности и возмещения ядерного ущерба определяются решением межправительственной комиссии заинтересованных Сторон (п. 4 ст. 6).

Кроме трех- и четырехсторонних соглашений имеются двусторонние соглашения Российской Федерации с Украиной в области транспортировки ядерных материалов.

Соглашения с Украиной характерны тем, что ответственность за ядерный ущерб в них возлагается на Стороны, а не на оператора и распределяется не в момент передачи ядерного материала, а по государственной границе.

Согласно ст. 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области транспортирования ядерных материалов (Москва, 12 апреля 1996 г.) «ответственность за ядерный ущерб, который может быть причинен ядерным инцидентом при транспортировании специальных грузов между Российской Федерацией и Украиной, несет в соответствии с ее национальным законодательством Сторона, на территории которой произошел ядерный инцидент. Ответственность за указанный ядерный ущерб переходит к другой Стороне в момент пересечения государственной границы транспортом со специальными грузами

Согласно ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о порядке перемещения ядерных боеприпасов с территории Украины на центральные предзаводские базы Российской Федерации с целью их разукомплектования и уничтожения (Москва, 11 апреля 1992 г.) «в случае аварии с ядерными боеприпасами на территории Украины последствия такой аварии ликвидируются Сторонами. Вопросы, связанные с ответственностью за возмещение нанесенного аварией ущерба, включая возмещение ущерба физическим и юридическим лицам третьих государств, рассматриваются специальной комиссией Сторон, создаваемой на паритетных началах.

Кроме перечисленного, Россия заключила два соглашения, специально посвященные вопросам ответственности за ядерный ущерб, причиненный при перевозке ядерных материалов: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о гражданской ответственности за ядерный ущерб в связи с поставками из Французской Республики для ядерных установок в Российской Федерации (Париж, 20 июня 2000 г.) и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об ответственности за ядерный ущерб в связи с поставками из Федеративной Республики Германия для ядерных установок в Российской Федерации (Бонн, 8 июня 1998 г.)

Указанные соглашения регулируют вопросы ответственности за ядерный ущерб в случае ядерного инцидента на территории Российской Федерации, возникшего в связи с поставками из Германии или Франции для ядерных установок в Российской Федерации.

202

Кожеуров Я. С.

ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЯДЕРНЫЙ УЩЕРБ

В соглашениях содержатся ссылки на Венскую конвенцию 1963 г. в том, что касается определения понятий ядерного ущерба, ядерного инцидента, ядерной установки.

Соглашения содержат определения «поставки», «поставщика» и «получателя».

В российско-германском соглашении «поставка» означает поставку ядерных установок, транспортных средств, включая контейнеры для перевозки радиоактивных веществ, их частей, запасных частей, иного необходимого оборудования и товаров для ядерных установок и транспортных средств, а также передачу ноу-хау и предоставление услуг для сооружения, эксплуатации, модернизации и вывода из эксплуатации ядерных установок в Российской Федерации.

Несколько отличающее определение поставки содержится в российско-французском соглашении: «поставка» означает поставки и услуги любого характера, осуществляемые поставщиком и относящиеся к ядерным установкам или к их частям, поставки транспортных средств, включая контейнеры для перевозки радиоактивных веществ, их частей, запасных частей, поставки иного необходимого оборудования и товаров для ядерных установок и транспортных средств, а также передачу ноу-хау и предоставление услуг для сооружения, эксплуатации, модернизации или вывода из эксплуатации ядерных установок в Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определения поставщика во многом схожи: «поставщик» означает любое физическое или юридическое лицо, имеющее своим местом жительства, нахождения или постоянного пребывания Федеративную Республику Германия, включая его филиалы, предприятия с его долевым участием и связанные с ним предприятия (дочерние предприятия, совместные предприятия) внутри страны и за рубежом, а также его субпоставщиков с их персоналом, которые на основании договора и в соответствии с национальным законодательством Сторон осуществляют согласованные по количеству, комплектности, качеству и срокам поставки Получателю, за исключением случаев, когда Получатель одновременно выполняет функции Поставщика (российско-германское соглашение).

Согласно российско-германскому соглашению «получателем» признается российский гражданин или российское юридическое лицо, которое получает поставку на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации, а согласно соглашению с Францией - российское физическое или юридическое лицо, получающее поставки в соответствии с настоящим Соглашением и с законодательством Российской Федерации.

Оба соглашения полностью исключают ответственность Франции или Германии и ее поставщиков за ядерный ущерб, причиненный на территории Российской Федерации в связи с поставками из этих стран для ядерных установок Российской Федерации. Согласно ст. 3 российско-германского соглашения Российская Сторона не будет предъявлять претензий в связи с ядерным ущербом, причиненным вследствие ядерного инцидента, произошедшего на территории Российской Федерации, ни к Германской Стороне, ни к поставщикам. Российская Сторона обеспечивает Германской Стороне и поставщикам надлежащую правовую защиту и освобождает их от обязанности возмещения ущерба по претензиям третьих сторон в связи с ядерным ущербом, причиненным вследствие ядерного инцидента, произошедшего на террито-

рии Российской Федерации. Однако Российская Сторона не освобождает Германскую Сторону и поставщиков от обязанности возмещения ущерба, если ядерный инцидент и причиненный им ядерный ущерб явился результатом преднамеренных действий Германской Стороны или поставщиков, а также если Германская Сторона и поставщики не уведомили Российскую Сторону незамедлительно о предъявленных к ним требованиях возмещения ущерба или о судебных исках.

При этом обязательства, принятые Российской Стороной относительно ядерных установок, остаются в силе независимо от последующей передачи права собственности на эти ядерные установки. Следует отметить, что указанные правила не исключают возможности добровольного возмещения ущерба обеими Сторонами в соответствии с их национальным законодательством (п. 6 ст. 3).

Аналогичные положения содержит соглашение с Францией.

Данные условия являются менее благоприятными для Российской Федерации, чем предусмотренные Парижской конвенцией 1960 г. или Венской конвенцией 1963 г.3, которые исходят из того, что «принимающий» ядерный материал оператор ядерной установки несет ответственность за ядерный ущерб только после принятия такой ответственности согласно специальным условиям контракта, а при отсутствии таких условий - после фактического принятия ядерного материала. Однако следует отметить, что ни одна из этих конвенций не применяется к отношениям России с Францией и ФРГ, поскольку эти страны не участвуют в Венской конвенции, а Россия не участвует в Парижской конвенции, в которой участвуют ФРГ и Франция.

Отдельно следует рассмотреть Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) о создании на территории Российской Федерации физического запаса низкообогащенного урана и поставках низкообогащенного урана из него Международному агентству по атомной энергии для его государств-членов (Вена, 29 марта 2010 г.), которое было заключено по инициативе Генерального секретаря МАГАТЭ и предусматривает создание запаса низкообогащенного урана в целях гарантированных поставок низкообогащенного урана для любого государства - члена МАГАТЭ, испытывающего перебои в поставках по причинам, не имеющим отношения к техническим или коммерческим обстоятельствам, согласно предложению Правительства Российской Федерации создать за счет собственных ресурсов гарантийного физического запаса для поставок в третьи государства низкообогащенного урана по уведомлению МАГАТЭ.

По условиям соглашения Правительство Российской Федерации создает гарантийный физический запас низкообогащенного урана в количестве 120 тонн (далее -«гарантийный физический запас НОУ»). Правительство Российской Федерации по получении уведомления Генерального директора МАГАТЭ поставляет из гарантийного физического запаса НОУ, запрашиваемый в таком уведомлении, МАГАТЭ в г. Санкт-Петербург для дальнейших его поставок государствам - членам МАГАТЭ. Со-

3 Однако ни одна из этих конвенций не применяется к отношениям России с Францией и ФРГ, поскольку эти страны не участвуют в Венской конвенции, а Россия не участвует в Парижской конвенции, в которой участвуют ФРГ и Франция.

203

Бизнес в законе

5’2014

гласно п. 4 ст. I Соглашения Российская Федерация является собственником НОУ. Право собственности на фактическое количество поставленного НОУ переходит к МАГАТЭ в момент передачи НОУ МАГАТЭ. Как только МАГАТЭ становится собственником НОУ на территории Российской Федерации, МАГАТЭ должно иметь возможность осуществить автоматическую передачу своего права собственности на НОУ государству-потребителю незамедлительно после того, как такое право получает МАГАТЭ, и Правительство Российской Федерации оперативно создает необходимые условия для такой передачи права собственности.

Согласно ст. IV Соглашения ответственность за ядерный ущерб, вызванный ядерным инцидентом, связанным с хранением НОУ, обращением с ним или его транспортировкой, регулируется положениями Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 года. В случаях, когда положения Венской конвенции не применимы, ответственность за любой ущерб, вызванный инцидентом, связанным с хранением НОУ, обращением с ним или его перевозкой, принимает на себя собственник НОУ.

Проведенный анализ показал, что далеко не всегда вопросам ответственности за ядерный ущерб в двусторонних соглашениях Российской Федерации уделяется должное внимание. Частично проблема регламентации этого вопроса была решена путем присоединения в 2005 году Российской Федерации к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 года, правила которой достаточно детализированы. Однако следует помнить, что далеко не все государства-партнеры Российской Федерации также участвуют в этой конвенции. В отношениях с такими государствами следует уделять самое пристальное внимание регламентации вопросов ответственности за ядерный ущерб, в том числе путем отсылок к Венской Конвенции 1963 г., как это сделано в соглашениях с Вьетнамом. Также представляется целесообразным рассмотреть вопрос о присоединении Российской Федерации к Протоколу 1997 г. о внесении поправок в Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб и к Конвенции о дополнительном возмещении за ядерный ущерб 1997 г., которые существенно расширяют сферу применения Венской конвенции 1963 г. как в части определений ядерного ущерба и причин, его вызывающих, так и в части территориальной сферы действия, а также предусматривают большие гарантии возмещения ядерного ущерба, в том числе за счет создания международных фондов. Наконец, давно назрела необходимость принятия Федерального закона о гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении, проект которого «пылится» в Государственной Думе РФ с 1996 года.

Список литературы:

1. Ефимов С.А. Унификация оформления договорных отношений при перевозке ядерных материалов морским транспортом // Бизнес в законе. 2011. №3.

2. Иойрыш А. И., ВасильеваЕ.Н., Супатаева О.А. Ответственность за ядерный ущерб. М., 1997. 47 с.

3. Кожеуров Я.С. Сфера применения многосторонних международных конвенций об ответственности за ядерный ущерб // Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы. Материалы секции международного права V Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения»: сборник докладов / отв. ред. Н.А. Соколова. М., МГЮА, 2014.

4. Поляков С.А. Отражение и реализация в российской концепции международной безопасности принципов и норм международного права в части ядерной безопасности // Бизнес в законе. 2014. №1.

5. Сиразеев Р.Р. Международно-правовое сотрудничество в использовании и исследовании космического пространства в рамках ООН // Бизнес в законе 2011. №2.

6. Талевлин А. А. Юридическая ответственность за ядерный ущерб // Журнал российского права. 2002. № 6.

Reference list:

1. Efimov, S. A. Unification of registration of the contractual relationship with the transportation of nuclear materials by sea transport // Business in law. 2011. No. 3. 2.

Jorish A.I., Vasiljeva.N., Supataeva O. A. Liability for nuclear damage. M., 1997. 47 p.

3. Kozheurov Ja. S. Scope of multilateral international conventions on liability for nuclear damage // Constitutionalism and legal system of Russia: results and prospects. Materials of the international law section of the 5th International scientific-practical conference "Kutafin reading” / ed. Ed. N.A. Sokolova. M, MSAL, 2014.

4. Polyakov S. A. Reflection and realization of principles and norms of international law concerning nuclear security in the Russian concept of international security // Business in law. 2014. No. 1.

5. Sirazeev R. R. International legal cooperation within the framework of UN in the use and exploration of outer space // Business in law 2011. No. 2.

6. Talevlin A. A. Legal liability for nuclear damage // Journal of Russian law. 2002. No. 6.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью к.ю.н., доц. Я.С. Кожеурова на тему «Вопросы международной ответственности за ядерный ущерб в рамках двустороннего сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в области мирного использования атомной энергии»

Атомная энергетика представляет собой крайне важную и выгодную область международного сотрудничества Российской Федерации, в которой наша страна занимает лидирующие позиции в мире. Однако риск, связанный с осуществлением деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации ядерных установок, перевозке и утилизации ядерных материалов настолько велик, что делает жизненно важным разработку международно-правовых инструментов, направленных на обеспечение компенсации возможного ущерба. В этом смысле анализ действующих двусторонних соглашений Российской Федерации на предмет содержащихся в них положений об ответственности за ядерный ущерб, чему посвящена рецензируемая статья, представляется весьма актуальной научной задачей.

Статья обладает научной новизной, теоретической и практической значимостью, выводы и предложения автора обоснованы в тексте статьи и могут быть использованы для совершенствования правового регулирования в рассматриваемой области.

Статья к.ю.н., доц. Я.С. Кожеурова «Вопросы международной ответственности за ядерный ущерб в рамках двустороннего сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в области мирного использования атомной энергии» рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Доктор юридически наук, профессор профессор кафедры международного права Университета имени О.Е. Кутафнна (МГЮА)

Н.А.Соколова

204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.