Научная статья на тему 'Вопросы межбюджетных отношений республики Казахстан'

Вопросы межбюджетных отношений республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
796
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERBUDGETARY RELATIONS / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / LOCAL BUDGET / РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ / STATE BUDGET / ТРАНСФЕРТЫ / TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исaховa Aсия Сейдихaпбaровнa

В статье исследуются проблемы межбюджетных отношений Республики Казахстан путем приведения срaвнительной тaблицы принципов бюджетной системы и определения основных задач для реализации распростроненных особенностей бюджетной политики. Особое внимание уделяется приоритетным направлениям пути совершенствовaния межбюджетных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы межбюджетных отношений республики Казахстан»

Литература

1. Николаева И. П. Теневая экономика. Особенности теневой экономики в России. Экономическая теория. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2008. 527 с.

2. Официальная статистика / Публикации / Каталог публикаций / Экономическая активность населения России. [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_61/Main.htm. (дата обращения: 07.04.2016).

Questions regarding interbudgetary relations of the Republic of Kazakhstan

Issakhova A.

Вопросы межбюджетных отношений Республики Казахстан

Исaховa A. С.

McaxoBa Acия Ceuduxan6apoBna /Issakhova Assiya — доктор PhD, cmapmuU преподaвaтелъ, кафедра «Финансы и кредит», школа «Финансы и учет», АО Университет Нархоз, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье исследуются проблемы межбюджетных отношений Республики Казахстан путем приведения сравнительной таблицы принципов бюджетной системы и определения основных задач для реализации распростроненных особенностей бюджетной политики. Особое внимание уделяется приоритетным направлениям пути cовершенcтвовaния межбюджетных отношений\ Abstract: this paper investigates problems of interbudgetary relations of the Republic of Kazakhstan by means of a comparative table of principles of the budgetary system and identification of the main tasks for the implementation of widespread features of the budgetary policy. Priority directions in development of interbudgetary relations are emphasized in the paper.

Ключевые словa: межбюджетные отношения, местный бюджет, республиканский бюджет, трансферты.

Keywords: interbudgetary relations, local budget, state budget, transfers.

Проблемa межбюджетных отношений дaвно изучaется в госудaрственных оргашх, в тучных кругах и в прессе. Одшко до создaния стройной системы межбюджетных отношений в Кaзaхстaне все еще дaлеко. Основные дискуссии в последние годы сосредоточены не упорядочении межбюджетных отношений между республикшским бюджетом и бюджетaми облaстей и в меньшей степени не уровне облaстных и нижестоящих бюджетов (бюджетов рaйонов и городов). Это, конечно, не обеспечивaет комплексного подходa к решению проблемы.

Ня современном этaпе рaзвития стрены, исходя из необходимости дaльнейшего повышения эффективности госудaрственного упрaвления, приоритетными стшовятся вопросы более четкого рaзгрaничения функций между всеми уровнями влaсти, переносa центря проведения реформ не нижние уровни местного госудaрственного упрaвления [1] .

№ п/п Зaкон РК «О бюджетной системе» от 24.12.1996 г. № п/п Бюджетный кодекс РК от 24.04.2004 г. № п/п Бюджетный кодекс РК от 04.12.2008 г.

1 Единства 1 Единства 1 Единства

2 Полноты 2 Полноты 2 Полноты

3 Реальности 3 Реалистичности 3 Реалистичности

4 Самостоятельности 4 Самостоятельности 4 Самостоятельности

5 Гласности 5 Транспарентности 5 Транспарентности

6 Последовательности 6 Последовательности

7 Эффективности и результативности 7 Результативности

8 Приоритетности 8 Эффективности

9 Ответственности 9 Ответственности

10 Преемственности

11 Обоснованности

12 Своевременности

13 Адресности и целевого характера бюджетных средств

14 Единства кассы

Примечание - систематизировано автором на основе анализа законодательных актов

В бюджетном законодательстве РК (далее - РК) для бюджетной системы предусмотрены основные принципы, которые проведены в таблице 1 [2].

Как видно из таблицы 1, увеличение количества принципов организации бюджетной системы, изменение их качественной составляющей в период с 1996 по 2008 год свидетельствуют о попытках государства добиться максимально эффективного и рационального использования бюджетных средств на благо всего общества, что в свою очередь, и является в определенной мере целью государственного менеджмента. В Бюджетном кодексе РК предусмотрена статья об оценке эффективности бюджетных программ, согласно которой оценкой эффективности являются проведение соответствующих расчетов, анализ обоснования бюджетных программ, хода их выполнения и оказываемого ими воздействия на социально-экономическое положение страны и определение неэффективных направлений бюджетных программ. Вместе с тем, несмотря на то, что взаимоотношения между республиканскими органами власти РК и областными органами в бюджетно-финансовой сфере являются одним из ключевых направлений современной региональной политики, до настоящего времени целостной и проработанной концепции реализации принципов межбюджетных отношений нет. Определены базовые подходы и механизм разграничения бюджетных полномочий центра и регионов, но игнорируется возникающая на практике независимость функционирования бюджетов на уровне областей [3].

Достижение данной цели в среднесрочном периоде возможно только при решении следующих задач:

- совершенствование бюджетного законодательства, планирования и процедур исполнения бюджета;

- повышение эффективности и результативности государственных расходов;

- гармонизация стратегических, среднесрочных, годовых программ и планов развития с республиканским бюджетом;

- финансовое обеспечение проводимых социальных реформ, развитие образования, здравоохранения, сельского хозяйства и общественной инфраструктуры;

- снижение доли теневой экономики;

- обеспечение прозрачности и стабильности межбюджетных отношений;

- совершенствование механизма формирования и использования средств Национального фонда [4].

В наиболее общем виде проблемы и задачи бюджетной политики в сфере межбюджетных

отношений можно систематизировать следующим образом (в соответствии с таблицей 2).

Проблемы бюджетной политики Зaдaчи бюджетной политики

1 2

1 .Продолжается централизация налоговых поступлений в республиканский бюджет Обеспечить обоснованное распределение налогов, сборов между бюджетами

2. При разработке местного бюджета нет полной самостоятельности местных органов власти Увеличить собственные доходы местного бюджета с целью самостоятельного принятия ими финансовых решений

З.Трансферты стали основным инструментом решения социально-экономических задач на местном уровне Повысить заинтересованность местных органов власти в расширении налоговой базы (путем усиления администрирования)

4. Помимо субвенций и целевых трансфертов, областям выделяются бюджетные кредиты с заведомо низкой вероятностью их возврата Совершенствовать методы финансирования затрат и предоставления бюджетных кредитов

5. Неравенство регионов по обеспеченности доходными источниками Разработать методику выравнивания с учетом социально-экономических, природно-климатических и экологических условий регионов

6. Нарушения законодательства о государственных закупках Совершенствовать бюджетное законодательство и законодательство по государственным закупкам

7. Нецелевое использование бюджетных средств Повысить эффективность контроля над использованием бюджетных средств

8. Неосвоенные бюджетные средства Осуществлять жесткий контроль над выделением денег из бюджета, основанный на утвержденном плане месячного финансирования и прогноза поступлений

Примечание: Систематизировано по источнику [5]

Важнейшим направлением совершенствования финансовых и налоговых отношений в бюджетной системе является последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения регионов республики. В этих целях за местного бюджета должны быть закреплены постоянные и достаточные источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

Считаем целесообразным за каждым уровнем бюджетной системы закрепить на постоянной основе собственные доходные источники, достаточные для финансирования возложенных на них функций. Нужно заинтересовать регионы в развитии своего налогового потенциала, снижении зависимости от субвенции из республиканского бюджета.

Анализ действующей практики межбюджетных отношений в Казахстане и возможные направления решения проблем финансовой децентрализации представлены в таблице 3.

Рекомендации Ожидаемый результат

1. Трансферты стали основным инструментом решения социально-экономических задач на местном уровне Повысить уровень бюджетного самообеспечения регионов республики: путем квотирования доходных поступлений от налогов. Местные органы власти будут заинтересованы в повышении собственной налоговой базы

2. Отсутствие в бюджетном законодательстве справедливых механизмов, компенсирующих последствия применения механизма изъятий в случаях невыполнения регионами-донорами прогнозных планов налоговых поступлений Предусмотреть в бюджетном законодательстве случаи недовыполнения доходной части местного бюджета, и при их возникновении производить бюджетные изъятия пропорционально проценту исполнения доходной части соответствующих местного бюджета. Снижение негативного влияния изъятий в случае наличия неточностей в произведенных расчетах трансфертов

3. Формирование доходной базы местного бюджета осуществляется «сверху», то есть процесс принятия решений идет сверху вниз. Местные органы управления фактически не имеют влияния на доходы и расходы бюджета Планирование бюджетов всех уровней управления на основе относительно стабильных нормативов распределения доходов и налогов между звеньями бюджетной системы с одновременным четким разграничением закрепленных за ними доходов Создаются необходимые предпосылки внедрения на уровне местных органов управления механизмов самофинансирования, при котором формирование расходов каждого звена становится в непосредственную зависимость от поступления зарабатываемых средств. Это закладывает основу самостоятельности бюджетов

4. Регионы Казахстана в значительной степени различаются по бюджетной обеспеченности Разработать норматив минимальной бюджетной обеспеченности регионов с учетом экономических, социальных и климатических факторов Нормативы позволят рассчитать бюджетную обеспеченность регионов, а также разработать механизм регулирования межбюджетных отношений

5. Снижение доли собственных источников формирования местного бюджета 1) Реформировать налоги на собственность в части снижения льгот и усиления администрирования. Это возможно с введение всеобщего декларирования 2) передать на местный уровень КПН. 3) Ввести разграничение поступления НДС между республиканским и местными бюджетами. 4) реформирование механизма исчисления индивидуального подоходного налога на - рост доходов местного бюджета; - снижение величины встречных финансовых потоков между уровнями бюджетной системы; - стимулирование заинтересованности местных властей в налоговом администрировании

Примечание: Систематизировав по источнику [5]

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод:

Грамотно построенный механизм формирования и использования бюджетных средств может положительно повлиять на экономический рост региона. Разработка методологии проведения оценки государственных доходов, расходов и проведение ежегодной оценки наиболее значимых бюджетных программ на республиканском и местном уровне позволят повысить не только эффективность использования бюджетных ресурсов, но и качество управления бюджетным процессом в целом.

Таким образом, основные изъяны межбюджетных отношений демонстрируют неравномерность оказания бюджетных услуг по регионам и необходимость решения проблем финансовой устойчивости местного бюджета.

Литература

1. Мухтарова К. С., Таласбаева А. И. Анализ состояния межбюджетных отношений в Казахстане на современном этапе. // «Вестник КазНУ им. Аль-Фараби»: экономическая серия. Алматы, Казахстан, 2015. С.147-153.

2. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4.12.2008 г. №95 - IV с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.

3. Интыкбаева С. Ж. Фискальная политика и её роль в обеспечении устойчивого экономического развития экономики Казахстана // Каржы-Каражат, 2002. №3. С. 18.

4. Исахова А. С. Совершенствование механизма эффективного использования бюджетных средств в регионах: дис. ... на PhD: 6D050900. - Алматы: Новый Экономический Университет, 2015. 173 с.

5. Джарикбаева Д. Т. Межбюджетные отношения и межбюджетный регионализм в Республике Казахстан: дис. ...PhD: 6D050900. - Алматы: КазЭУ им. Т.Рыскулова, 2013. 155 с.

The importance of client-oriented technologies in improving the quality

of hotel services Proncheva O.

Значение клиентоориентированных технологий в повышении качества

гостиничных услуг Прончева О. К.

Прончева Олъга Карповна /Proncheva Olga - доцент, кафедра туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, Омский университет дизайна и технологии, г. Омск

Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема повышения качества гостиничных услуг. Анализируется понятие «качество гостиничных услуг», а также соотношение технического и функционального качества в обслуживании клиентов. В статье обосновывается необходимость политики клиентоориентированности гостиничного предприятия, позволяющей получать устойчивую прибыль в долгосрочном периоде.

Abstract: the article covers the topical problem of improvement of quality of hotel services. Analyzed the concept of "quality of hotel services", and the ratio of technical and functional quality in customer service. The article substantiates the need for a policy of customer orientation of a hotel enterprise, allowing to receive stable profit in the long term.

Ключевые слова: гостиничные услуги, качество, клиентоориентированность, прибыль, лояльность клиентов.

Keywords: hotel services, quality, customer focus, profit, and customer loyalty.

В рыночной экономике гостиничные предприятия конкурируют друг с другом и, следовательно, они заботятся об улучшении своего имиджа и усилении привлекательности. Большую роль в усилении привлекательности для гостей выполняет качество предоставляемых гостиничных услуг, так как качество услуг не только привлекает туристов, но и является мощным важным фактором повышения рейтинга гостиницы.

Анализ состояния гостиничной отрасли города Омска свидетельствует о существенном отставании темпов ее развития. С 2013 года кризисные явления в гостиничном хозяйстве города Омска становятся все более заметными, и темпы развития гостиничного бизнеса в городе замедлились. Развитие гостиничного рынка г. Омска, не отличавшееся высокой динамикой развития в благоприятных экономических условиях, в нынешней кризисной ситуации осложнилось еще более. В условиях экономического кризиса отельеры ищут способы выхода гостиничного хозяйства города из кризисного состояния.

Основополагающее назначение гостиницы и других средств размещения - предоставление временного жилья. Размещение - это центральное место в комплексе всех гостиничных услуг, предоставляемых туристам во время путешествия.

Современные средства размещения с целью привлечения и удержания своих клиентов должны гарантировать определенные стандарты обслуживания, которые бы были понятны и привлекательны клиентам. Стандарты обслуживания закрепляются классификационными системами, которые разрабатываются соответствующими государственными органами или предпринимательскими ассоциациями.

Существуют различные подходы к толкованию качества услуг (обслуживания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.