Научная статья на тему 'Основные направления бюджетной политики Республики Бурятия на 2017 - 2019 годы'

Основные направления бюджетной политики Республики Бурятия на 2017 - 2019 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / BUDGET / FINANCIAL RESOURCES / OPTIMIZATION / REPUBLIC OF BURYATIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назимова Елена Алексеевна

В статье рассмотрены основные направления бюджетной политики Республики Бурятия на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в современных условиях рецессии экономики и снижения доходной базы, определены задачи в сфере межбюджетных отношений и пути их решения в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Рассмотрены направления работы по повышению качества финансового менеджмента участников бюджетного процесса, необходимость усиления работы с доходной частью бюджета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Назимова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of the budget policy of the republic of Buryatia for 2017 - 2019

The article describes the main directions of the budget policy of the Republic of Buryatia in 2017 and the planning period of 2018 and 2019 in modern conditions of economic recession and declining revenue base, and identifies the problems in the sphere of interbudgetary relations and the ways of their solution in conditions of limited financial resources. The directions of work for improving the quality of financial management of the budget process, the need to strengthen the work with the revenue side of the budget are considered.

Текст научной работы на тему «Основные направления бюджетной политики Республики Бурятия на 2017 - 2019 годы»

УДК 336.14(571.54)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2017 - 2019 ГОДЫ

© Назимова Е. А., 2017

ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», г. Улан-Удэ

В статье рассмотрены основные направления бюджетной политики Республики Бурятия на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в современных условиях рецессии экономики и снижения доходной базы, определены задачи в сфере межбюджетных отношений и пути их решения в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Рассмотрены направления работы по повышению качества финансового менеджмента участников бюджетного процесса, необходимость усиления работы с доходной частью бюджета

№ 1 • 2017

Бизнес-образование в экономике знаний 60

Ключевые слова: бюджет, финансовые ресурсы, оптимизация, Республика Бурятия

Эффективность использования бюджетных средств определяется из соотношения затрат и результата. Бюджетный кодекс РФ предусматривает создание бюджетного профицита, который отражает принцип сбалансированности, то есть не допускает превышения расходов над суммой доходов и поступлений из источников финансирования. Обязанности по эффективному расходованию бюджетных средств возлагаются на главных распорядителей и получателей бюджетных средств. Для достижения высокой степени эффективности использования бюджетных средств, при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения данных результатов с использованием минимальных затрат для получения максимального результата. Как правило, при любой бюджетной системе правительство играет большую роль в обеспечении финансирования расходов местных бюджетов [1].

Таблица 1.

Показатель Ед. изм. 2016 год (оценка) Прогноз

2017 год 2018 год 2019 год

ВРП млрд. руб. 197,4 209,2 219,9 232,3

Индекс физического объема ВРП % к пред. году 95,0 100,6 100,8 101,8

Индекс-дефлятор объема ВРП % к пред. году 106,0 105,3 104,3 103,8

Индекс промышленного производства % к пред. году в сопост. ценах 86,0 102,4 102,2 102,8

Индекс производства по виду деятельности % к пред. году в сопост. ценах 76,1 101,4 102,4 103,9

«Обрабатывающие производства»

Индекс производства продукции сельского хозяйства % к пред. году в сопост. ценах 100,5 101,0 101,7 101,7

Индекс производства по виду деятельности «Строительство» % к пред. году в сопост. ценах 96,5 100,5 101,5 102,5

Индекс потребительских цен % к пред. году 108,4 106,4 105,7 105,2

создание благоприятных условий для развития Основными направлениями действий экономики республики, расширение и укрепление

Правительства Республики Бурятия по управлению налоговой базы путем оказания поддержки

собственными доходами должны стать:

В современных условиях рецессии экономики и снижения доходной базы на первый план выходит задача обеспечения сбалансированности бюджета Республики Бурятия.

В рамках решения данной задачи необходимо усилить работу с доходной частью бюджета, максимально четко и продуманно осуществлять бюджетную политику в области расходов бюджета и жестко придерживаться бюджетных ограничений, установленных бюджетным законодательством и соглашениями о получении бюджетных кредитов из федерального бюджета.

В целях формирования проекта республиканского бюджета на данный период будет использован базовый вариант предварительного прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия, предполагающий следующую динамику основных макроэкономических показателей [2]:

61 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 1 • 2017

организациям реального сектора экономики, субъектов малого и среднего бизнеса;

предоставление налоговых льгот только с учетом предварительной оценки их эффективности;

реализация мероприятий по повышению эффективности управления республиканской собственностью, увеличению доходов от ее использования.

В целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов из вышестоящего бюджета предстоит работа с федеральным центром по продвижению наших предложений по разграничению доходных источников и расходных полномочий, внесению изменений в методику распределения дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации. Также активная работа по данному направлению должна проходить в рамках взаимодействия по реализации государственных программ Российской Федерации [2].

Перед исполнительными органами

государственной власти и органами местного самоуправления встает задача организовать деятельность бюджетных, автономных и казенных учреждений по повышению качества предоставления государственных услуг, созданию стимулов и мотивации к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного имущества.

В условиях ограничения финансовых ресурсов в новом бюджетном цикле требуется сконцентрировать усилия на ключевых задачах государства, требующих безусловного и полного решения в очередном финансовом году и плановом периоде.

И, в первую очередь, это касается финансового обеспечения публичных нормативных

обязательств, программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, в том числе платежа на неработающее население, дорожных карт на исполнение «майских указов» и переселения из аварийного жилищного фонда.

Исходя из приоритета социальных обязательств, неизбежна оптимизация сети государственных учреждений и расходов на содержание органов государственной власти, к которой необходимо подойти взвешенно и скрупулезно.

В сложившихся условиях, как никогда, важна задача повышения качества финансового менеджмента среди участников бюджетного процесса. Основными направлениями работы в этой сфере должны стать:

• ужесточение финансовой дисциплины;

• повышение качества администрирования доходов республиканского бюджета;

• повышение операционной эффективности расходования бюджетных средств;

• активное использование такого ограничительного инструмента, как предельные объемы финансирования;

• недопущение «бюджетного навеса», когда активность расходования средств во второй половине года значительно выше, чем в первом полугодии, вследствие позднего подписания соглашений, заключения контрактных договоров и затягивания прочих процедурных вопросов.

С начала текущего года все государственные услуги (работы) предоставляются в соответствии с ведомственными перечнями государственных услуг (работ), утвержденными исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия на основании федеральных базовых перечней государственных услуг (работ). На данном этапе необходимо продолжить работу по актуализации ведомственных перечней государственных услуг (работ) в целях исключения финансового обеспечения услуг (работ), не связанных с реализацией полномочий субъектов Российской Федерации.

Нормативные затраты на оказание государственных услуг должны подвергнутся тщательному анализу с целью выявления существенной дифференциации в стоимости однотипных государственных услуг и принятия мер по оптимизации затрат на их оказание.

С целью обеспечения долговой устойчивости бюджета будет продолжена работа по замещению рыночных долговых обязательств бюджетными кредитами из федерального бюджета.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов, как на республиканском, так и на местном уровнях, бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на решение следующих приоритетных задач:

• содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов муниципальных образований, в том числе за счет проведения мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и увеличения налоговых и неналоговых доходов;

• реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства;

• сокращение муниципального долга;

• повышение качества управления муниципальными финансами.

В целях стимулирования органов местного самоуправления в увеличении доходной базы местных бюджетов продолжится практика установления дополнительных нормативов отчислений из налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

№ 1 • 2017

Бизнес-образование в экономике знаний 62

В среднесрочной перспективе целесообразно пересмотреть пропорции дотаций и субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета местным бюджетам. В этих целях необходимо повысить значимость выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, рассмотреть вопрос о замещении субсидий, предоставляемых на исполнение расходных обязательств местного значения, носящих текущий и постоянный характер, нецелевыми межбюджетными трансфертами и (или) нормативами отчислений и сборов в местные бюджеты [3].

В 2018-2019 годах распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований будет произведено с учетом формирования нераспределенного между муниципальными образованиями объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в размере 20 процентов общего объема указанных дотаций.

В среднесрочном периоде будет продолжено развитие, повышение качества и прозрачности внутреннего государственного финансового контроля, деятельность которого будет направлена на неукоснительное соблюдение, а также профилактику и предупреждение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Необходимо осуществлять всесторонний анализ системы внутреннего финансового контроля и аудита, обеспечивающий более полный и своевременный контроль внутренних бюджетных процедур, результатом которого станет принятие управленческих решений, направленных на устранение недостатков и снижение рисков, повышение качества финансовой и исполнительской дисциплины министерств и ведомств.

Сэкономить бюджетные средства и предотвратить значительное количество неумышленных нарушений при проведении закупок позволит централизация муниципальных закупок, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет целевых межбюджетных трансфертов, через

исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, курирующий данную сферу деятельности.

Еще одним значимым направлением работы в предстоящем периоде будет являться обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса путем вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений [2].

В рамках данного направления необходимо продолжить работу по публикации бюджетных данных на портале «Открытый бюджет Республики Бурятия» и расширить практическое применение брошюры «Бюджет для граждан». ■

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.

2. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 26 октября 2016 года № 707-р.

3. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 16 августа 2011 года № 584-р.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.

Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 26 октября 2016 года № 707-р.

Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 16 августа 2011 года № 584-р.

The main directions of the budget policy of the republic of Buryatia for 2017 - 2019

© Nazimova E., 2017

The article describes the main directions of the budget policy of the Republic of Buryatia in 2017 and the planning period of 2018 and 2019 in modern conditions of economic recession and declining revenue base, and identifies the problems in the sphere of interbudgetary relations and the ways of their solution in conditions of limited financial resources. The directions of work for improving the quality of financial management of the budget process, the need to strengthen the work with the revenue side of the budget are considered.

Keywords: budget, financial resources, optimization, the Republic of Buryatia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.