УДК 352.075:316.485.25-048.66
Левин Алексей Иванович
кандидат философских наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права Курской академии государственной и муниципальной службы
Левина Людмила Викторовна
кандидат социологических наук, доцент кафедры иностранных языков Юго-Западного государственного университета
Гревцева Наталья Владимировна
магистрант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», профиль «Региональное управление» Курской академии государственной и муниципальной службы
ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ЛИЦАМИ, ПОДВЕРЖЕННЫМИ ВОЗДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩИНАХ И ПРИБЫВШИМИ В ПОТОКАХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ
Аннотация:
В статье обсуждаются вопросы организации органами местного самоуправления профилактической работы по предупреждению проявлений экстремизма и терроризма среди трудовых мигрантов. Задачи, которые ставятся перед региональными властями, определяются приоритетами национальной политики и оперативной обстановкой на местах. Указывается на ряд социальных эффектов, которые возникают в результате притока мигрантов, в частности на изменения в трудовой сфере. Также отмечается, что рассматриваемая категория лиц может при определенных обстоятельствах стать очагом экстремистской и террористической идеологии. Особое внимание уделяется процессам вовлечения в противоправную деятельность выходцев из Центральной и Средней Азии. В связи с указанными обстоятельствами определены комплексные задачи по профилактике проявлений экстремизма в среде компактного проживания мигрантов, а также задачи межведомственного взаимодействия, общей, комплексной и дополнительной профилактической деятельности, адресной работы в отношении отдельных лиц. В качестве вывода утверждается, что грамотно организованная работа с указанными категориями граждан и местным сообществом позволит поддерживать мирное взаимодействие между конфессиями и нациями на территории муниципального образования.
Ключевые слова:
местное самоуправление, трудовая миграция, компактное проживание, профилактическая деятельность, экстремизм, терроризм, национальная безопасность, радикализация, адаптация, межведомственное взаимодействие
Levin Aleksei Ivanovich
PhD, Associate Professor, State and Municipal Administration and Law Department, Kursk Academy of State and Municipal Service
Levina Lyudmila Viktorovna
PhD in Social Science, Associate Professor, Foreign Languages Department, Southwest State University
Grevtseva Natalya Vladimirovna
Master's Degree student, major in "State and Municipal Management", profile "Regional Management", Kursk Academy of State and Municipal Service
ISSUES OF LOCAL SIGNIFICANCE ON PREVENTIVE WORK WITH PEOPLE EXPOSED TO THE IDEOLOGY OF TERRORISM IN ETHNIC COMMUNITIES IN THE FLOWS OF LABOR MIGRANTS
Summary:
The present study considers the issues of organization of activities aimed at prevention of manifestations of extremism and terrorism among migrant workers by local governments. The tasks assigned to local authorities are determined by national policy priorities and the local operational situation. There are specified a number of social effects that arise as a result of the influx of migrants, especially in the labor sphere. It is also noted that labor migrants may, under certain circumstances, become disseminators of extremism and terrorism ideology. Special attention is paid to the processes of involvement of migrants from Central Asia in illegal activities. In connection with the above stated circumstances, there are determined complex tasks concerning prevention of extremism manifestations in places of compact settlement of migrants, as well as the tasks of interdepartmental interaction, general, complex and additional preventive activities, targeted work with certain individuals. In conclusion it is emphasized that competent preventive work with labor migrants and the local community will allow to maintain peaceful interaction between different confessions and nationalities within a municipality.
Keywords:
local self-government, labor migration, compact settlement, preventive activities, extremism, terrorism, national security, radicalization, adaptation, interdepartmental interaction
Органы местного самоуправления Российской Федерации являются одним из уровней публичного управления и решают ряд вопросов местного значения. Среди них ключевую роль играют вопросы безопасности жизнедеятельности на территории муниципальных образований. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [0] к соответствующим положениям отнесены следующие вопросы: «участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения» и «создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов» (статья 14). Реализация указанных положений позволяет органам местного самоуправления решить ряд задач, которые определяются, с одной стороны, приоритетами национальной политики России, а с другой стороны - обстановкой, которая складывается в настоящее время в среде мигрантов и в межнациональных отношениях.
Согласно сведениям Министерства внутренних дел о миграционной ситуации в первой половине 2020 года на учет были поставлены более 4,5 миллионов мигрантов [2]. За этот же период выдано более 585 тысяч патентов на работу в России [3]. Необходимо отметить, что их количество значительно уменьшилось по сравнению с прошлым годом. Это связано с эпидемиологической ситуацией, вызванной СОУЮ-19. Введенные ограничительные меры привели к тому, что взаимодействие со странами ближнего зарубежья было фактически прекращено. Кроме того, в период самоизоляции МВД РФ автоматически продляло патенты, сроки которых закончились в марте - июне 2020 года.
Анализ данных за 2019 год показывает, что большая часть трудовых мигрантов прибыло на территорию РФ из стран СНГ. Среди них лидерство принадлежит Узбекистану (более 918 тысяч человек), следом за ним идет Таджикистан (более 500 тысяч человек), Киргизия (265 тысяч), Украина (более 164 тысяч) и Казахстан (106 тысяч) [4].
Причины, которые приводят к трудовой миграции, можно разделить на экономические и неэкономические. К экономическим мы относим разницу в оплате труда в странах-донорах и реципиентах, дисфункцию занятости, включающей как нехватку рабочих мест в целом, так и затруднения с трудоустройством по специальности, низкий уровень социальной мобильности. К неэкономическим - политические проблемы, религиозные, национальные и расовые проблемы, качество среды, демографические и иные угрозы. Внутри Российской Федерации перемещение трудовых мигрантов вызвано разницей в уровне жизни граждан различных регионов, неоднородностью развития и сосредоточения объектов производства и сельского хозяйства, потребностью в работниках той или иной квалификации.
Отметим, что миграционная ситуация в Курской области является характерной для регионов Центральной России. Традиционно Курск находится на 6-7 месте среди областей ЦФО (без учета Москвы и Московской области). Число мигрантов, вставших на учет в данном регионе, превышает 80 тысяч человек. Среди них есть те, кто постоянно проживает на территории области (более 10 тысяч человек), студенты-иностранцы (более 3 тысяч человек), другие категории лиц. Среди приезжающих большую часть составляют граждане Украины, Армении, Узбекистана, Молдовы и Таджикистана. Наиболее привлекателен для мигрантов областной центр, но не обходят они своим вниманием и другие населенные пункты.
Массовый приток иностранцев, с одной стороны, позволяет решить ряд проблем в трудовой сфере страны. В частности, происходит рост численности населения, увеличение налоговых и иных отчислений в бюджеты различных уровней, перераспределение рынка труда, удовлетворяется экономический спрос на определенные профессии и квалификации. С другой стороны, значительное количество лиц из сопредельных стран (особенно с иными социальными, культурными и религиозными традициями) может вызвать негативные последствия для стабильности этнонациональной ситуации. Среди очевидных эффектов в трудовой сфере назовем повышение конкурентности на местном рынке труда, общее снижение уровня оплаты труда, возникновение зависимости ряда отраслей от наличия дешевой рабочей силы в лице иностранных граждан.
Понимая под трудовой миграцией в первую очередь процессы перераспределения трудовых ресурсов, обозначим цель происходящего движения. Большая часть иностранцев, по разным причинам прибывающих в нашу страну, является лицами, пытающимися улучшить свое материальное положение, осуществляя трудовую деятельность. Однако в силу ряда причин (идеологических, религиозных, материальных и иных) они могут попасть в поле зрения запрещенных организаций, стать носителями экстремистской или террористической идеологии. Так, по мнению К.В. Пилиджа-ньяна и О.А. Мосиной, терроризм подпитывается не религией как таковой, а «тотальной нищетой и отсутствием жизненных перспектив» [5]. Частично соглашаясь с высказанным мнением, отметим,
что более значимым нам представляется элемент политической манипуляции со стороны вербовщиков экстремистских организаций, зачастую совмещаемый с неправильным толкованием религиозных норм и установлений, героизацией радикального поведения. Как результат - мотивация к совершению тех или иных преступлений может быть признана нами комбинаторной.
Дополнительным фактором, подталкивающим отдельных представителей рассматриваемой категории к радикализации, с точки зрения некоторых исследователей, выступает потеря самоидентификации и дезадаптация к обществу западного типа [6, с. 158]. Отмечается тенденция к использованию социально-экономических требований и претензий, особенно в среде выходцев из стран с преимущественно мусульманскими верованиями.
Можно выделить ряд аспектов вовлечения мигрантов в экстремистскую и террористическую деятельность в местах их компактного проживания. Это «прозрачность» границ, схожесть законодательства стран СНГ и некоторых других государств, позволяющие приезжим легко оседать и легализовываться на территории РФ. Зачастую трудовые мигранты имеют низкий социальный статус, плохо адаптированы к местам проживания, подвергаются нападкам со стороны коренного населения [7]. Это приводит к нарушению механизмов социального взаимодействия, формирует стремление приезжих к компактному проживанию.
В Российской Федерации, как и во многих других странах, существует тенденция к обособленному размещению рабочих-иностранцев (особенно выходцев из Азии). Зачастую условия их жизни стеснены, а круг общения очень узок. Поддерживается клановость, а религиозные обряды и нормы замещают местное законодательство, мораль и этику [8, с. 277].
Следствием подобных процессов выступают риски для страны-реципиента, касающиеся национальной безопасности. Так, следует отметить рост социальной и политической напряженности, повышение вероятности возникновения конфликтов на религиозной или национальной почве, угрозу общественному спокойствию. Наибольшую опасность представляют носители экстремистских идей, доступность пропагандистских материалов, активность вербовщиков, представляющих международные террористические организации. Так, например, члены некоторых из них активно пропагандируют идею «уммы» - надгосударственного объединения мусульман всего мира, управляемого по законам шариата [9], что не может способствовать стабилизации обстановки в среде мигрантов.
Многие из граждан государств Средней и Центральной Азии в силу возраста и социального положения слабо ориентируются в основах веры, поэтому специально подготовленные агенты получают возможность легко формировать из их числа экстремистские группы, а также влиять на отдельных представителей мигрантских диаспор. Добавим, что в отдельных случаях вербовщики международных террористических организаций могут находиться на нелегальном или полулегальном положении, выдавать себя за духовных лидеров общин, создавать молельные дома (комнаты) и религиозно-«просветительские» школы. Неофиты привлекаются обещаниями духовной помощи, образования в области веры, вовлекаются в политическую деятельность по строительству «справедливого» государства, стимулируются материальным вознаграждением за активные действия.
Борьба с проявлениями экстремизма и терроризма в среде трудовых мигрантов в местах их компактного проживания - комплексная задача. Важнейшим ее элементом представляется профилактика проявления деструктивизма со стороны органов местного самоуправления. Для того чтобы эффективно действовать в этом направлении, работникам необходимо понимать сущностные характеристики экстремизма и терроризма, знать их происхождение и проявления, учитывать факторы подпитки и развития, а также владеть методологией предупреждения и ликвидации рассматриваемых явлений.
Основным методом профилактики, предлагаемым для работы с трудовыми мигрантами и этническими общинами, выступает мониторинг политических, социально-экономических и культурных условий территории. Грамотно проведенный анализ его результатов позволяет выявлять нарастание напряженности в межнациональной и межконфессиональной сферах, адресно работать с представителями диаспор.
В рамках межведомственного взаимодействия муниципалитеты участвуют в разработке и реализации программ противодействия нелегальной миграции. Реализация приоритетов национальной политики Российской Федерации требует активного проведения мероприятий по социальной и культурной адаптации мигрантов (в том числе и временно находящихся в нашей стране). Одновременно ставится и задача по преодолению ксенофобских настроений и проявлений в обществе.
Успешным можно признать опыт укрепления межконфессиональных связей в Люберецком районе Московской области. Он проводится в виде встреч представителей различных религиозных общин, их лидеров и священников для обсуждения актуальных вопросов взаимодействия в
области нравственного и духовного воспитания молодежи в рамках так называемой «Школы добрососедства» [10].
К работе по культурной адаптации мигрантов рекомендуется привлекать «НКО (школы правовой грамотности, некоммерческие организации, центры социальной адаптации трудовых мигрантов) для оказания им юридической, лингвистической и социальной поддержки».
Желательной представляется консультативная помощь мигрантам по правовым, экономическим и информационным вопросам. Параллельно необходима «обратная связь», призванная обеспечить взаимодействие с гражданами в местах скопления мигрантов и предупреждение проявлений среди них экстремизма и терроризма.
Дополнительными мерами выступают:
- проведение профилактических бесед по недопущению конфликтов на национальной и региональной почве, напоминание о правовой ответственности за нарушение законодательства о миграции;
- вынесение официальных предостережений о недопустимости террористической и иной экстремистской деятельности;
- разъяснение диаспорам и НКО, представляющим национальные сообщества, необходимости устранения причин и условий, способствующих террористической и иной экстремистской деятельности;
- ориентирование лидеров диаспор и мигрантских сообществ на сотрудничество в сфере профилактики терроризма и экстремизма;
- анализ рынка труда на предмет возможного запрета на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан;
- отказ в выдаче либо аннулирование разрешения на временное проживание или на работу.
Элементами общей профилактической работы может также служить пропаганда традиций
и обычаев совместно проживающих народов, регулярное антитеррористическое и противоэкс-тремистское информирование населения через местные средства массовой информации (включая электронные), профилактика проявления ксенофобии и дискриминации в образовательных учреждениях, совместные рейды с представителями органов внутренних дел по местам скопления трудовых мигрантов.
К мероприятиям комплексной профилактики отнесем деятельность, направленную на принимающее сообщество: социальную рекламу необходимости трудовой миграции, информирование населения о культурных обычаях, поведении и проблемах мигрантов, развитие толерантности.
Одним из ключевых аспектов в профилактической деятельности остается адресная работа в отношении ряда лиц:
- проявляющих признаки противоправного поведения;
- молодежи, более склонной следовать убеждениям вербовщиков и агитаторов;
- родственников мигрантов, о которых известно, что они покинули страну для участия в боевых действиях на стороне незаконных вооруженных формирований;
- имеющих устойчивые связи в этнической криминальной среде.
Индивидуальная работа может проводиться во время бесед, консультаций, оказания правовой помощи. Одной из целей подобных встреч выступает выявление возможных вербовщиков и активных сторонников экстремизма среди указанных лиц.
Для повышения эффективности профилактической работы следует привлекать к ней специалистов из различных сфер - представителей правоохранительных органов, юристов, ученых (социологов, психологов, религиоведов), знатоков конкретных религий и культур, священников.
Результатом успешно проведенной профилактической работы должна стать атмосфера взаимного доверия, миролюбия и уважения к иной культуре со стороны всех участников социальной коммуникации. При этом желательно отходить от «компанейщины» и стремления к шаблонам, стремиться к живому ежедневному общению с представителями мигрантов. Поставленная на системную и грамотную основу деятельность по предупреждению экстремизма и терроризма в местах компактного проживания иностранных граждан позволит поддерживать мир между конфессиями и нациями.
Ссылки:
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) : федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - май 2020 года [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/20346674/ (дата обращения: 22.09.2020).
3. Данилова М. Сколько мигрантов в России? [Электронный ресурс] // Migranturus. URL: https://migranturus.com/skolko-migrantov-v-rossii/ (дата обращения: 22.09.2020).
4. ФСБ впервые за 20 лет раскрыла число приехавших работать иностранцев [Электронный ресурс] // РБК. Экономика. URL: https://www.rbc.ru/economics/16/08/2019/5d5560979a7947af4fa8a883 (дата обращения: 22.09.2020).
5. Пилиджаньян К.В., Мосина О.А. К вопросу взаимосвязи миграции и терроризма // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2015. Т. 37. С. 56-60.
6. Павлик М.Ю., Боричев К.В. Особенности взаимодействия европейских государств в борьбе с терроризмом // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 4 (54). С. 154-165.
7. Красинский В. В. Профилактика терроризма в среде мигрантов (на примере Московской области) // Современное право. 2018. № 7-8. С. 97-102.
8. Петрищев В.В. Что такое терроризм или введение в террорологию. М., 2013. 462 с.
9. Боричев К.В., Павлик М.Ю. O причастности трудовых мигрантов - выходцев из стран Центральной Азии - к террористической деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 4 (84). С. 92-98. https://doi.org/10.35750/2071 -8284-2019-4-92-98.
10. 2018 год. «Школа добрососедства» - проект Московской областной епархии [Электронный ресурс] // Все ереси. URL: https://vseeresi.com/2018/12/11/2018-год-школа-добрососедства-проект/ (дата обращения: 22.09.2020).
Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна