УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
УДК 343.9:343.34
С. А. Роганов, Т. Л. Роганова
Повышение эффективности мер по профилактике экстремизма и терроризма
В статье рассматривается вопрос об эффективности мер профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде. На основе проведенного анализа определяются причины, побуждающие мигрантов совершать преступления данного вида, а также предлагается алгоритм действий по их предотвращению.
The article discusses the effectiveness of measures to prevent extremism and terrorism among young people. On the basis of the analysis, the reasons that encourage migrants to commit crimes of this type are determined, and an algorithm of actions to prevent them is proposed.
Ключевые слова: преступления экстремистской направленности, причины терроризма, профилактика экстремизма.
Key words: extremist crimes, causes of terrorism, prevention of extremism.
Интенсивное развитие телекоммуникационных, информационных и компьютерных технологий открывает практически безграничные возможности для общения, образования, бизнеса. Однако такие инновации порождают новые угрозы и риски, так как предоставляют возможность визуализировать и беспрепятственно распространять различные материалы радикального толка, в том числе экстремистского и террористического характера. В настоящий момент молодежь очень уязвима пред интернет-воздействием экстремистов и террористов, что приводит в конечном итоге к совершению преступлений данного вида.
Так, за 2018 г. на территории Российской Федерации было совершено 1241 преступление террористического характера и 1165 преступлений экстремистской направленности, что всего на 2 % меньше, чем за 2017 г. [1].
Не менее сложная ситуация складывается и в сфере религиозных, политических и социальных отношений в молодежной среде. Все острые вопросы в данных сферах ввиду определенных социально-возрастных особенностей воспринимаются молодежью очень критично. А в совокупности с трансляционными возможностями сети Интернет эти проблемы приобретают еще более
© Роганов С. А., Роганова Т. Л., 2019
негативную оценку общественности. Как следствие, социальная система оказывается не в состоянии адекватно и оперативно реагировать на подобного рода угрозы. В этой связи актуальным вопросом является повышение эффективности мер по профилактике экстремизма и терроризма.
Одним из направлений повышения профилактических мероприятий радикального характера является совершенствование миграционной политики. Проблемы в миграционной сфере представляют угрозу как на региональном, так и на федеральном уровне.
Так, например, исследования «Международной кризисной группы» показали, что за последние три года в Сирийскую Арабскую Республику из Таджикистана и Узбекистана приехало примерно две-четыре тысячи человек. Причиной этому послужило присоединение Исламского движения Узбекистана к «Исламскому государству» (запрещенное на территории Российской Федерации террористическое образование) и с ухудшением ситуации в Средней Азии.
Средства массовой информации многократно высказывались о том, что ИГИЛ удалось победить. Однако это не так. Эта организация была ослаблена и вынуждена изменить свою форму. Если раньше ИГИЛ было квазигосударственным образованием, то в настоящее время оно представляет собой разрозненную сетевую структуру, каждая из частей которой осуществляет экспансии на интересующих их территориях, например в Афганистане.
Правительство Российской Федерации осознает реальную угрозу данного явления. В 2015 г. на заседании ОДКБ в городе Душанбе министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров заявил, что «с нарастающими угрозами с южного направления в связи с деградирующей обстановкой в Афганистане, где уже появилось Исламское государство, сталкивается Таджикистан» [3, с. 1]. Также министр Лавров подчеркнул, что боевики ИГИЛ занимаются активной вербовочной деятельностью на территории Афганистана и постепенно проникают в Таджикистан. Граница длиной 1350 километров охраняется довольно плохо, а со стороны Афганистана находится под полным контролем талибов.
Все это в совокупности с обострением ситуации с экстремистским и террористическим подпольем в странах Центральной Азии, учитывая их довольно тесные связи с Российской Федерацией и активной миграционной политикой, создает реальную угрозу для Российской Федерации.
В последнее время противодействие экстремизму и терроризму все чаще вступает во взаимодействие с миграционными процессами. Так, в феврале 2016 г. сотрудниками органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в городе Екатеринбурге была задержана террористическая группа, в состав которой входили граждане России, стран Центральной Азии. По оперативным данным, данная группа планировала провести серию терактов в
Москве, Санкт-Петербурге и Свердловской области. Несколько членов данного формирования являлись гражданами России, однако большинство из них были уроженцами киргизского города Узген. Силами ФСБ РФ на территории Тюменской, Свердловской и Челябинской областей были задержаны около ста человек, которые были выходцами из Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Часть из них уже успели получить российское гражданство, другие на тот момент находились в статусе трудовых мигрантов. Все члены данной группировки состояли в сообществе «Рохнамо ба суи давлати исломи», что в переводе с таджикского означает «Путеводитель в Исламское государство». Данное сообщество активно пропагандировало идеологию терроризма и занималось вербовочной деятельностью.
В настоящее время наблюдается так называемая трансформация форм террористической деятельности. Если в самом начале вербовщики призывали своих последователей совершить «хиджру» (переселение на территорию их псевдохалифата), то сейчас, вот уже пару лет, они активно призывают к совершению терактов в странах своего проживания. Доказательством этому может послужить увеличение количества совершаемых терактов на территории Евросоюза, а также довольно резкое увеличение террористических ячеек на территории Российской Федерации.
Социологические исследования, проведенные в Таджикистане под названием «Ислам и трудовая миграция», показали, что в миграционной среде, прежде всего в российском направлении, одновременно происходят два процесса:
1) увеличение практикующих мусульман. Данная тенденция связана с тем, что в современном мире мечеть стала центром всей социокультурной адаптации, где неофициально можно получить практически любую помощь;
2) отход от ислама в сторону светской жизни. Большое количество мигрантов довольно легко поддаются вербовочной деятельности исламистов. Основной причиной этого, по нашему мнению, служит нынешний рост религиозного фактора, который идет вкупе с явно недостаточным знанием традиционного ислама.
Д. Туровский, корреспондент «Медузы», провел довольно интересное аналитическое исследование. Ему удалось выяснить, что большинство новоиспеченных боевиков Исламского государства были завербованы из числа мигрантов на московских стройках. Почти все они были уроженцами Чеченской Республики. Из-за активной рекрутской деятельности вербовщиков ИГИЛ в Сирию уже уехало, по некоторым данным, около двух тысяч человек [2, с. 1].
Как правило, вербовщики призывают всех «правильных» мусульман уезжать из России, убеждая их, что они здесь являются рабами.
Существует несколько типовых причин, которые побуждают мигрантов совершать экстремистские и террористические преступления:
1. Обещание получения прибыли, прагматический интерес. Обычно данный тип свойственен меркантильным людям. Подобные причины характерны для мигрантов, склонных к агрессии и насилию как к одному из способов эмоционального удовлетворения. Как правило, им безразлично кого и где убивать, главное - своевременная оплата.
2. Идеология. Примером данного типа может служить религиозный фанатизм. Мигранты, исповедующие такого рода идеологические убеждения, ставят перед собой цель убить как можно больше «неверных».
3. Ценностная и моральная деградация личности. Представители данного типа вступают в экстремистские и террористические организации из-за потери ими культурных ценностей или после пережитой тяжелой психологической травмы. Обычно такие люди являются простой мишенью для вербовщиков, так как внушить им определенные идеологии довольно просто. Собственная жизнь их уже не сильно интересует.
4. Кровная месть. Желание отомстить за ранее причиненную обиду, чувство несправедливости и ненависть к своему обидчику.
При вопросе социализации мигрантов следует вести справедливую политику. Нельзя допускать проявления ксенофобии и национальной вражды. Однако в то же время нельзя расценивать иную национальность как смягчающее обстоятельство при совершении противоправных деяний.
Ярким примером отсутствия необходимого контроля за пребыванием мигрантов могут послужить события в немецком городе Кёльн в новогоднюю ночь 2016 г., где во время празднования нового года нападению со стороны мигрантов подверглись десятки женщин. По некоторым данным, в полицию поступило около сотни заявлений. Также в самом сердце Евросоюза, в Брюсселе, неизвестные с криками «Аллах Акбар» под новый год столкнули целый автомобиль в подземный переход «Клемансо», а затем подожгли рождественскую ель на главной площади города.
Для решения ранее перечисленных проблем следует осуществлять регулярный систематический контроль мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации на предмет нарушения миграционного законодательства РФ.
Примером осуществления данного контроля служат профилактические меры по выявлению нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, проводимые губернатором Тульской области А.Г. Дюминым. По его указанию на всей территории Тульской области были проведены серии рейдов с целью выявления мигрантов, незаконно находящихся на территории вышеназванного региона или иным образом нарушающих действующее законодательство РФ.
Сотрудниками Управления Министерства внутренних дел Тульской области, в том числе подразделениями ОМОНа, при поддержке ФСБ и ФСВНГ были проведены оперативно-профилактические мероприятия «Нелегальный мигрант», «Нелегал-ОДКБ» и «Розыск».
В результате данных мероприятий было выявлено 1171 правонарушение в сфере миграции, задержаны 167 иностранных граждан, которые находились на территории Российской Федерации незаконно. В отношении каждого из них судебными органами были приняты решения об административном выдворении из страны, 101 иностранному гражданину был сокращен срок пребывания на территории РФ. Были задержаны 13 иностранных граждан, находящихся в международном розыске.
По оперативным данным, было возбуждено 95 уголовных дел по ст. 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении на территории РФ). Также после работы по сокращению так называемых «резиновых квартир» было вынесено 514 заключений об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на миграционный учет. Установлены 78 трудовых мигрантов, которые были зарегистрированы в домах местных жителей, однако фактически там не проживали.
Таким образом, подобные меры профилактики показали свою эффективность и подтвердили, что их следует проводить не только на региональном, но и на федеральном уровне.
Низкий уровень эффективности превентивных мер по противодействию экстремизму и терроризму вызван в первую очередь человеческим фактором. В данном контексте речь идет об отсутствии заинтересованности лиц, непосредственно участвующих в профилактике данного негативного явления. Как следствие этого: формальный подход к исполнению данных мер профилактики; низкий уровень организационных мероприятий данной направленности; результаты работ данных мер носят, как правило, декларативный характер, выраженный чаще в документальной бюрократической отчетности; формальный подход к организации профилактических мероприятий выражается в отсутствии заинтересованности представителей молодежи данным мероприятием.
В связи с этим необходимо ввести в данную профилактическую систему контрольно-оценочный критерий, выраженный в концепции «контроль-ответственность». Суть предлагаемой концепции состоит в установлении более эффективного контроля за исполнением ряда нормативно-правовых актов, в том числе, Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в отношении профилактических мер по противодействию экстремизму и терроризму на базе образовательных учреждений.
Данная концепция, «контроль-ответственность» не должна вновь сводиться к документально-бюрократическому критерию, выраженному лишь в документальной отчетности, а основываться на проведении учебно-методических мероприятий под пристальным контролем со стороны правоохранительный органов.
Профилактический комплекс мер должен реализовываться в организации соответствующих данной теме лекций с участием представителей различных правоохранительных ведомств.
Представляется целесообразным осуществление внезапных проверочных мероприятий со стороны как образовательных организаций, так и правоохранительных органов с целью выработки практических навыков и алгоритма действий в нештатных ситуациях, в том числе при угрозах экстремистского и террористического характера.
По своей сущности экстремистские и террористические акты представляют собой серьезную угрозу для жизни мирных граждан, и, как правило, их осуществление не обходится без жертв. Однако при применении полученных знаний и навыков на подобных профилактических занятиях в чрезвычайных ситуациях подобного рода возможна минимизация потерь среди мирного населения.
Таким образом, государственная деятельность по профилактике преступлений экстремистской и террористической направленности среди молодежи является необходимой мерой для успешной борьбы с данным видом преступлений.
Список литературы
1. Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2018 г. - URL: https://mvd.ru/uploa (дата обращения 25.06.2019).
2. Туровский Д. Был гастарбайтером - стал боевиком. - URL: http: // meduza.io (дата обращения 20.06.2019).
3. Черненко Е. Россия перебросит 70 миллиардов к Афганистану // Коммерсант. - 2015. - 3 апр.