Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ'

ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституционные основы / охрана окружающей среды / рациональное природопользование / устойчивое развитие / биоразнообразие. / constitutional foundations / environmental protection / sustainable natural resource management / sustainable development / biodiversity.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батыгов Зяудин Османович, Гордан Макки Михайловна

В данной статье производится анализ конституционных основ охраны окружающей среды и рационального природопользования, исследуя их роль в обеспечении устойчивого развития и сохранении биоразнообразия. Авторы рассматривают различные аспекты правового регулирования, включая конституционные нормы, судебную практику и международные договоры, связанные с этой темой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Батыгов Зяудин Османович, Гордан Макки Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF THE CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES

This article conducts an in-depth analysis of the constitutional foundations of environmental protection and sustainable natural resource management, examining their role in promoting sustainable development and preserving biodiversity. The authors explore various aspects of legal regulation, including constitutional norms, judicial practices, and international agreements related to this topic.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

БАТЫГОВ Зяудин Османович,

канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права, Ингушский государственный университет, г. Магас, Республика Ингушетия, Россия; e-mail: bat-zo@yandex.ru

ГОРДАН Макки Михайловна,

магистрант юридического факультета, Ингушского государственного университета e-mail: madgar2016@mail.ru

ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотаци. В данной статье производится анализ конституционных основ охраны окружающей среды и рационального природопользования, исследуя их роль в обеспечении устойчивого развития и сохранении биоразнообразия. Авторы рассматривают различные аспекты правового регулирования, включая конституционные нормы, судебную практику и международные договоры, связанные с этой темой.

Ключевые слова: конституционные основы, охрана окружающей среды, рациональное природопользование, устойчивое развитие, биоразнообразие.

BATYGOV Zyaudin Osmanovich,

Ph.D. ped. Sciences, Associate Professor, Head. Department of Theory and History of State and Law, Ingush State University, Magas, Republic of Ingushetia, Russia;

GORDAN Makki Mikhailovna,

Master's student at the Faculty of Law, Ingush State University

ISSUES OF THE CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES

Annotation. This article conducts an in-depth analysis of the constitutional foundations of environmental protection and sustainable natural resource management, examining their role in promoting sustainable development and preserving biodiversity. The authors explore various aspects of legal regulation, including constitutional norms, judicial practices, and international agreements related to this topic.

Key words; constitutional foundations, environmental protection, sustainable natural resource management, sustainable development, biodiversity.

Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам закреплена на государственном уровне в ст. 58 Конституции Российской Федерации. [1] Закрепление данного положения на конституционном

уровне имеет значимость в силу различных причин:

1. Поддержание устойчивой планетарной окружающей среды необходимо, поскольку от этого зависит не только жизнь государства, но и всего человечества.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

2. От состояния природы и окружающей среды зависит здоровье человека и гражданина, благополучие и процветание России, что напрямую коррелирует с преамбулой Конституции Российской Федерации.

3. Сохранение и поддержание природы и окружающей среды определяет то, насколько качественной будет жизнь населения Российской Федерации.

Моральная и нравственная составляющие, разумный и волевой подход к проблематике ответственности перед природой и окружающей средой, религиозные и культурные особенности также играют значительную роль в важности закрепления на конституционном уровне рассматриваемого положения об обязанности сохранять природу и окружающую среду. Несмотря на все перечисленные обстоятельства, есть определенные проблемы применения данной нормы на практике и, что ещё важнее, её восприятия населением. Для отражения проблемы восприятия населением положения о сохранении окружающей среды и природы можно рассмотреть несколько ситуаций. Примеры известных истории случаев на атомных электростанциях (Фукусима-1, Чернобыльская АЭС) показывают, что в случае техногенной катастрофы может произойти полное опустошение местности, гибель биоресурсов и (или) их мутация, невозможность проживания населения на обширной территории на протяжении значительного времени (в случае с Чернобыльской АЭС -вплоть до 100 лет). [2] Произошедшая в 1984 году Бхопальская катастрофа также привела к ужасающим последствиям - по приблизительным оценкам в день катастрофы погибло около 150 000 человек, а в последующие годы - около 350 000 человек. [3]

Представленные техногенные катастрофы свидетельствуют об опасности антропогенного вмешательства не только для окружающей среды и природы, но и самого человека, что приводит к вопросу того, каким образом следует понимать конституционную обязанность, закрепленную в ст. 58 Конституции Российской Федерации. Правосознание как система различных правовых взглядов, включая теории, представления, убеждения, оценочные суждения - это один из основных факторов, определяющих то, насколько успешно реализуются нормативные правовые акты в государстве, и конституционные положения в данном случае не являются исключением.

Конституционные основы охраны окружающей среды и рационального природопользования играют ключевую роль в формировании и поддержании устойчивого и сбалансированного взаимодействия человека с природой. В современном мире вопросы охраны окружающей среды стано-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

вятся все более актуальными и приобретают принципиальное значение для общества, поскольку негативные воздействия на природу имеют потенциал оказывать серьезные последствия как на уровне отдельных регионов, так и на мировой арене. Конституционные нормы и положения, направленные на защиту окружающей среды, отражают признание важности сохранения природных ресурсов для нынешних и будущих поколений. Они определяют права и обязанности государства, общества и индивидуумов в отношении природы, а также устанавливают основные принципы использования природных ресурсов с учетом их сохранения и воспроизводства.

В большинстве современных конституций прописаны положения, обеспечивающие правовую базу для защиты окружающей среды. Они включают в себя право граждан на благоприятную окружающую среду, обязанность государства обеспечивать эту среду, а также принципы устойчивого развития и рационального использования природных ресурсов. Принцип устойчивого развития, закрепленный в многих конституциях, предполагает необходимость обеспечения удовлетворения потребностей современного поколения без ущерба возможностям будущих поколений обеспечить себе те же ресурсы. Этот принцип включает в себя рациональное использование природных ресурсов, минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и сохранение биоразнообразия. Также конституции могут содержать положения, направленные на гармонизацию интересов человека и природы, установление ответственности за нарушения экологических норм, обязательство разработки и реализации программ охраны окружающей среды, а также создание институтов, способствующих защите природы.

Однако, несмотря на наличие таких конституционных норм, реализация положений об охране окружающей среды часто сталкивается с проблемами в практической сфере. Недостаточная эффективность контроля за соблюдением экологических норм, проблемы в реализации законов, недостаточное финансирование экологических программ - все это является вызовами для эффективной защиты окружающей среды на практике. Таким образом, конституционные основы охраны окружающей среды и рационального природопользования играют важную роль в формировании правовой базы для защиты природы и устойчивого развития общества. Однако их эффективная реализация требует не только наличия соответствующих норм в конституциях, но и системного подхода, активной государственной политики и вовлечения общественности в процесс сохранения и улучшения окружающей среды.

Для дальнейшего рассмотрения правосознания применительно к положениям ст. 58 Конституции Российской Федерации необходимо отметить особенности формулировки, представленной в нормативном правовом акте. Указывается на обязанность «сохранять», а не «охранять» природу и окружающую среду, что уже делает неприменимым исключительно охранительный подход к исследованию проблемы восприятия рассматриваемого положения. На простом примере можно представить данную концепцию следующим образом: если для строительства была вырублена роща, но на месте вырубки организована посадка новых деревьев, за которыми будет вестись уход, предполагается отсутствие реального вреда окружающей среде, однако подобный компенсационный подход применим не ко всей деятельности. Для этого можно привести в пример ещё одну конструкцию: государство строит (лицензирует) промышленные предприятия, разрабатывает полезные ископаемые, в результате чего практически всегда наносится тот или иной вред окружающей среде, причинение которого «условно» является противопоставлением сохранения окружающей среды и природы, однако доходы от подобной деятельности (в качестве прямых денежных поступлений или налогов) могут частично идти на покрытие социальных расходов (пенсии, льготы), строительство новых домов для населения государства, на развитие медицины. Таким образом, несмотря на вред окружающей среде, существуют объективные причины продолжать подобную деятельность.

В приведенных примерах правовое сознание граждан в некоторой степени балансирует на грани между публичными и частными интересами, которые по рассматриваемому вопросу могут быть разделены на две большие группы: 1) направленность на извлечение выгоды (с сопутствующим нанесением вреда окружающей среде); 2) направленность на сохранение окружающей среды (несмотря на возможную выгоду и даже пользу для определенного круга лиц). Правосознание населения может колебаться между представленными крайностями в попытке определить ту грань, когда конституционная норма об обязанности сохранять природу и окружающую среду нарушена, а в каких случаях были приняты решения, связанные с необходимостью. Именно этим объясняется важность учета различных интересов и выработки принципов взаимодействия с окружающей средой и природой на правовом уровне.

Рассмотрение конституционных основ охраны окружающей среды и рационального природопользования важно начать с осознания того,

что природа является основой жизни на Земле. Человечество, стремясь к экономическому и социальному развитию, часто сталкивается с противоречиями между потребностями общества и сохранением окружающей среды. Конституционные нормы направлены на поиск баланса между этими двумя аспектами.

В современных конституциях стран приняты положения, защищающие право граждан на благоприятную окружающую среду как основу здоровой жизни и благополучия. Это включает в себя право на доступ к информации об экологическом состоянии, участие в принятии решений, влияющих на окружающую среду, а также право на компенсацию ущерба, причиненного экологическими нарушениями. Одним из важных принципов, отраженных в конституционных нормах, является принцип устойчивого развития. Этот принцип предполагает развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не ущемляя возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. В его основе лежит баланс между социально-экономическими потребностями и защитой окружающей среды.

Важным аспектом конституционных норм является также установление ответственности за нарушение экологических норм. Государство и общество несут ответственность за охрану природы и обязаны принимать меры по предотвращению и компенсации ущерба, причиненного природе. Вопросы охраны окружающей среды включают в себя и сотрудничество государств на международном уровне. Многие конституции содержат положения о необходимости сотрудничества в области охраны окружающей среды для решения глобальных экологических проблем. Однако, реализация этих конституционных положений требует не только законодательного обеспечения, но и активного вовлечения гражданского общества, эффективного управления природными ресурсами и стратегического планирования для устойчивого развития. Таким образом, конституционные основы охраны окружающей среды и рационального природопользования являются важной основой для создания устойчивого общества, где баланс между потребностями человека и защитой природы играет решающую роль в обеспечении благополучия настоящих и будущих поколений.

Вопросы перехода к устойчивому эколого-э-кономическому развитию регионов активно обсуждаются на современном этапе. Неразрывное сочетание экономической, экологической и инновационной политики - необходимое условие формирования актуальной модели экономического развития, не наносящей ущерб природе. Это связано с тем, что вопросы рационального природо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

пользования и инноваций сопряжены со многими экономическими проблемами.

Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [4]к числу стратегических ориентиров долгосрочного социально-экономического развития отнесена экологическая безопасность экономики и экология человека. В этом документе отмечается, что динамика основных экологических показателей развития России показывает на увеличение негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от стационарных и мобильных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки). Прогноз основных опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера показывает, что на территории России сохранится высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера. В связи с этим в Концепции выделяются следующие основные направления обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека: экология производства - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников; экология человека -создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха; экологический бизнес - создание эффективного экологического сектора экономики; экология природной среды - сохранение и защита природной среды. Безусловно, региональный аспект имеет важное значение в исследовании данной проблемы. Социально-экономическое развитие региона определяется оптимальным сочетанием производительных сил и наличием природных ресурсов, сосредоточенных на его территории. Все это должно учитываться при определении тенденций государственной политики, направленной на сохранение и рациональное использование природных ресурсов на региональном уровне.

Следует отметить, что в рамках стратегии развития Южного федерального округа определен инновационный сценарий, предполагающий качественно новый подход к решению региональных проблем рационального природопользования и экологии за счет снижения негативных экологических последствий экономической, туристической, научной и иной деятельности, осуществления значимых мероприятий в области экологиче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

ски безопасного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, туризма, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов. Инновационными направлениями снижения негативных для экологии последствий экономической деятельности являются создание и использование возобновляемых источников энергии, организация работ по реконструкции глубоководных выпусков сточных вод, создание современной системы утилизации отходов, базирующейся на использовании передовых технологий по их переработке и обезвреживанию. [5]

Исполнение государственных функций по государственному надзору осуществляется за счет средств бюджета субъектов РФ и средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций. В целом комплекс реализованных природоохранных мероприятий позволяет стабилизировать экологическую ситуацию в регионах. В заключение, конституционные основы охраны окружающей среды и рационального природопользования играют критическую роль в формировании правовой базы для устойчивого развития общества. Они отражают осознание важности сохранения природных ресурсов для нынешних и будущих поколений, устанавливая принципы и нормы, направленные на баланс между потребностями человека и сохранением окружающей среды. Эти конституционные положения предоставляют права граждан на благоприятную окружающую среду, устанавливают обязанности государства по ее охране и принципы устойчивого развития. Вместе они служат основой для разработки стратегий, направленных на сохранение биоразнообразия, улучшение качества окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Однако, реализация этих конституционных норм требует не только принятия законов, но и их активной реализации на практике. Важно обеспечить эффективную систему контроля за соблюдением экологических норм, активное участие общества в процессе принятия решений, а также развитие инструментов и механизмов для поддержки устойчивого природопользования.

Только через совместные усилия государства, общества и международного сообщества можно обеспечить реализацию конституционных принципов охраны окружающей среды. Только тогда можно создать устойчивую и гармоничную модель развития, которая учитывает потребности современного общества, не забывая о будущих поколениях и сохранении нашей планеты для них. Таким образом, экономическое развитие, улучшение состояния окружающей среды, качества

жизни и здоровья населения должно обеспечиваться соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, природоохранных программ, повышением эффективности государственного управления в сфере природопользования, сохранением природного потенциала.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

[2] Чекин С. Ю., Максютов М. А., Кащеев В. В., Меняйло А. Н. и др. «Прогноз отдалённых медицинских радиологических последствий аварии на чернобыльской АЭС для граждан России и Республики Беларусь по основным радиацион-но-обусловленным заболеваниям» // Радиация и риск (Бюллетень Национального радиационно-э-пидемиологического регистра). - 2021. - № 4 (25). - С. 7.

[3] Попова Л. И. Глобальные угрозы функционирования стран БРИКС: экологические риски Бразилии и Индии. Национальная безопасность // Nota Bene. - 2018. - № 6 (59). - С. 27.

[4] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс

[5] Постановление Правительства РФ от 15.01.2001, №31 «Об утверждении Положения о

государственном контроля за охраной атмосферного воздуха» // Собрание законодательства РФ, 2001, №4, - Ст. 293, с. 1260- 1264.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020)

[2] CHekin S. YU., Maksyutov M. A., Kashcheev V. V., Menyajlo A. N. i dr. «Prognoz otdalyonnyh medicinskih radiologicheskih posledstvij avarii na chernobyl'skoj AES dlya grazhdan Rossii i Respubliki Belarus' po osnovnym radiacionno-obuslovlennym zabolevaniyam» // Radiaciya i risk (Byulleten' Nacion-al'nogo radiacionno-epidemiologicheskogo registra). - 2021. - № 4 (25). - S. 7.

[3] Popova L. I. Global'nye ugrozy funkcion-irovaniya stran BRIKS: ekologicheskie riski Brazilii i Indii. Nacional'naya bezopasnost' // Nota Bene. -2018. - № 6 (59). - S. 27.

[4] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Kon-cepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii» // SPS Konsul'tant Plyus

[5] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.01.2001, №31 «Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarstvennom kontrolya za ohranoj atmosfernogo vozduha» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 2001, №4, - St. 293, s. 1260- 1264.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.