Научная статья на тему 'Вопросы конституционного права Канады'

Вопросы конституционного права Канады Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3226
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы конституционного права Канады»

© Е.П. Симаева, 2006

ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАНАДЫ

Е.П. Симаева

На сегодняшний день Канада является одной из наиболее благополучных в социально-экономическом отношении стран мира, несмотря на довольно непродолжительное ее существование в качестве независимого государства. Отметим, что полную независимость Канада обрела в 1982 году, когда английским парламентом был принят Конституционный акт, которым была проведена «репатриация» («возвращение на родину») канадской конституции, поскольку ни один акт парламента Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии после вступления в силу Конституционного акта 1982 года не может являться частью права Канады (п. 2 Акта о Канаде)1.

Однако свой день рождения североамериканское государство отмечает 1 июля с момента вступления в силу Акта о Британской Северной Америке 1867 года. Именно с этого дня Великобритания признала Канаду своим доминионом, то есть самоуправляющейся колонией, и заложила основы современного канадского государства.

Особое внимание в контексте столь благополучного социально-экономического развития Канады привлекает конституционное развитие данной страны.

При этом представляется целесообразным остановиться на исследовании основных вопросов конституционного права Канады.

Обратимся к истории. Термин «конституция» (от лат. сошйШйо - устанавливаю, утверждаю) стал употребляться еще в античные времена; так назывался один из декретов римских императоров. Первые в современном значении конституционные акты как явления демократического порядка, принимавшиеся народом (или при его участии) и ограничивавшие институты власти, были приняты в конце XVIII века (США - 1787 год, Франция - 1791 год, Польша - 1791 год)2.

Конституционное право является определяющим для других отраслей права, посколь-

ку национальная конституция занимает особое место в иерархии законодательных актов любого государства и представляет собой совокупность правовых норм, определяющих основы государственного устройства, порядок создания и компетенцию государственных органов власти, правовой статус граждан.

Основным источником конституционного права, безусловно, является конституция, имеющая универсальный характер, так как она закрепляет важнейшие институты национального права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права.

В зависимости от формы различают два вида конституций: писаные и неписаные. Писаная конституция составлена по форме единого документа, официально признанного в качестве основного закона государства 3. Основные положения неписаной конституции содержатся не в едином документе, а в большом количестве источников разнопланового характера.

К какой же форме можно отнести Конституцию Канады? С одной стороны, канадская конституция является более систематизированной по сравнению с конституцией Великобритании, и в настоящее время наблюдаются тенденции создания статутного права в Канаде. Начиная со второй половины XIX века все большее значение приобретают парламентские статуты - законодательные акты, принимаемые британским, а также канадским парламентами. Кроме того, возрастает роль делегированного законодательства, высшей формой которого является «приказ в Совете» - правительственный акт, издаваемый от имени Короны и Тайного совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими органами управления по уполномочию парламента 4.

Но, с другой стороны, как и во всех британских колониях, в стране кленового листа ут-

вердилась система английского общего права, по которой решения судов высокого ранга, не только местных, но и британских, получают обязательную силу судебного прецедента, считаются таким же источником права, как законодательные нормы, издаваемые парламентом.

Ответить на поставленный выше вопрос может Верховный суд Канады, созданный в 1875 году и призванный разъяснять вопросы, связанные с толкованием конституционных актов.

Верховный суд Канады 28 сентября

1981 года отметил, что Конституцию страны составляют нормы законов, нормы общего права и конституционные конвенции 5. Примером конвенции может служить такое важное, сложившееся еще в средневековой Англии соглашение, как «ответственное правительство»: Кабинет может оставаться у власти до тех пор, пока пользуется доверием большинства Палаты общин.

С учетом изложенного можно сделать заключение, что Конституция Канады условно включает в себя две части: писаную, состоящую из законодательных актов и судебных прецедентов, и неписаную - в виде правовых обычаев и конвенционных соглашений.

Писаная канадская конституция представляет собой многоактный документ, состоящий из последовательно принимавшихся в разные годы - в период с 1867 по 1982 год -Актов о Конституции 6.

Среди конституционных актов Канады наибольшего внимания заслуживает Акт о Британской Северной Америке 1867 года, определивший федеральное устройство Канады и просуществовавший более ста лет до принятия Конституционного акта 1982 года.

В целях более глубокого исследования юридической природы конституции Канады, приведем классификации актов, имеющих конституционное значение.

Итак, в зависимости от субъекта законотворчества конституционные акты разделяются на:

1) конституционные акты Канады, принятые парламентом Великобритании;

2) конституционные акты Канады, принятые парламентом Канады и парламентами ее провинций.

Первую группу актов составляет значительная часть писаной канадской конституции:

Акт о Британской Северной Америке 1867 года, Вестминстерский статут 1931 года, Конституционный акт 1949 года, Акт о Канаде 1982 года и др. Ко второй группе относятся: Акт о территории Юкон 1898 года, Конституционный акт 1952 года, Конституционный акт 1985 года.

Кроме того, исходя из содержания, конституционные акты разделяются на:

1) конституционные акты, устанавливающие порядок организации и функционирования органов власти и их полномочия: Конституционный акт 1867 года, Конституционный акт 1915 года, Вестминстерский статут 1931 года, Конституционный акт 1940 года и др.

2) конституционные акты о присоединении новых провинций, которые определяют структуру и полномочия органов власти последних: Акт о Манитобе 1870 года, Акт о территории Юкон 1898 года, Акт об Альберте 1905 года, Акт о Ньюфаудленде 1998 года и др.

3) конституционные акты, определяющие правовое положение граждан Канады: Часть I Конституционного акта 1982 года, Конституционный акт 1993 года.

Неписаная часть канадской конституции представлена, в основном, конвенционными соглашениями и правовыми обычаями. Для Канады конвенционное соглашение - это «живая плоть» ее государственно-правовой системы. А.В. Дайси в своей работе «Конституционное право» определил конституционные конвенции «как обычаи, обыкновения, предписания, не установленные судебными органами и обусловливающие функционирование органов власти на основе конституционной или политической этики»7. Он также отметил, что конвенции имеют одну общую черту: «все или большинство из них - это правила, определяющие способ, метод, в соответствии с которым дискреционное право (не зависящее от конкретных обстоятельств и дающее возможность действовать по своему усмотрению) Короны должно быть осуществлено»7.

К конституционным конвенциям относятся: назначение премьером лидера партии, получившей большинство в Палате общин; назначение министров только по рекомендации премьера. Будучи по своему происхождению британс-

кими, приведенные выше конвенции отражают один из важнейших принципов парламентской монархии: глава государства обязан следовать любому конституционному совету своего правительства. С 1887 года в Канаде действует конституционная конвенция, согласно которой генерал-губернатор не может применять право резервирования билля для королевского усмотрения, что было отражено и в решении имперской конференции того же года8.

Кроме того, понятие конституции Канады может определяться в двух смыслах: широком и узком. В контексте расширительного толкования, канадская конституция - это совокупность основных, базовых законов, обычаев и конвенций, которые определяют систему действующих органов власти в государстве. По существу, конституцию составляют9:

1) основополагающие принципы и правила, лежащие в основе политической жизни общества;

2) определения высших органов власти во всех четырех ветвях - законодательной, исполнительной, судебной и административной (их структура, функции, полномочия, ограничения);

3) распределение и координация власти между федеральными органами и органами провинций;

4) установление правового положения граждан страны и определение характера их взаимоотношений с государством.

С точки зрения ограничительного толкования, под конституцией Канады понимают совокупность юридических норм, устанавливающих полномочия высших органов власти и определяющих процедуру реализации последних.

Таким образом, базовый источник права Канады в соответствии с канадской энциклопедией можно определить как систему законов (статутов) и конвенций, определяющих государственное устройство, основной закон государства, закон среди законов 10.

Закрепление прав, свобод, обязанностей, а также гарантий их обеспечения на конституционном уровне является залогом построения демократического правового государства, государства, функционирующего на благо человека.

Конституции всех развитых и развивающихся стран содержат нормы права, регламен-

тирующие правовое положение личности в государстве. Однако декларативное провозглашение прав и свобод еще не говорит о демократическом и социальном характере соответствующего государства. При этом особое внимание следует уделять различным видам гарантий прав (экономическим, политическим, правовым), механизму реализации и защиты прав и свобод.

В 1982 году английским парламентом был принят Акт о Канаде, частью которого является Конституционный акт 1982 года. Указанный акт включает в себя Хартию прав и свобод (ст. 1-34)11.

Хартия прав и свобод Канады 1982 года впервые конституционно закрепила основные права и свободы человека и гражданина, не определив при этом обязанности, что является нарушением юридической формулы: каждому праву одной стороны противостоит обязанность другой. Иными словами, в Хартии отсутствует раздел об обязанностях граждан Канады.

Хартия прав и свобод заменила ранее действовавшие Билль о правах 1960 года, Закон об официальных языках 1969 года, Закон о правах человека 1977 года и другие, не имевшие силы конституционного закона. В этот же период в провинциях вступили в силу более тридцати законов, касающихся прав и свобод граждан, запрещавшие дискриминацию граждан по признакам расы, пола, вероисповедания. Их недостатком было то, что это были простые законы, которые могли быть изменены законодательными органами федерации и провинций в обычном порядке и в любое время. Более того, многие из них, например, Билль о правах, не устанавливали механизма защиты их в случае нарушения 12.

Структуру канадской Хартии составляют 12 разделов, включающих 34 статьи. В разделе «Гарантии прав и свобод» провозглашаются права и свободы, которые указаны в Хартии. Кроме того, говорится об ограничении прав и свобод «в пределах, считаемых разумными и оправданность которых может быть объяснена в свободном и демократическом обществе»13, делая данную формулировку размытой и нечеткой.

Раздел «Основные свободы» закрепляет такие политические свободы, как свобода

совести, исповедания религии, мысли, печати, собраний с мирными целями, ассоциаций.

К демократическим правам в третьем разделе законодатель относит лишь политическое право избирать и быть избранным на выборах членов Палаты общин и законодательных собраний провинций, игнорируя другие права и свободы.

Важным завоеванием демократических сил Канады является закрепление в пятом разделе Хартии норм, запрещающих дискриминацию по признакам расы, национального или этнического происхождения, цвета кожи, религии, пола, умственных или физических недостатков. Однако указанное положение должно было вступить в силу по истечении трех лет с момента вступления в силу Конституционного акта 1982 года.

В шестом разделе «Официальные языки Канады» затрагивается проблема национального характера. Хартия (ст. 16, п. 1) не только закрепила положение о том, что английский и французский язык являются официальными языками Канады и имеют равный статус и равные права, привилегии в их использовании, но и придала им конституционный статус.

Раздел об официальных языках является наиболее уязвимым местом в канадской Хартии прав и свобод, так как свидетельствует об отказе правительства от признания равноправия франко-канадской и англо-канадской нации, о сведении проблемы равноправия наций к языковому равенству 14.

Много неточностей и половинчатое решение проблемы содержит восьмой раздел, регулирующий права языковых меньшинств провинций на получение образования. Пункт 1 статьи 23 Хартии закрепляет право англо- и франко-канадцев, проживающих в провинции, где на их языке разговаривает меньшинство населения, дать своим детям начальное и среднее образование на том языке, на котором разговаривают их родители 15. Кроме того, п. 3 ст. 23 Хартии устанавливает, что обеспечение общественными фондами образования детей языковых меньшинств будет производиться только там, где «имеется достаточное число» таких детей. Определения «достаточного числа» Хартия не дает.

Хартия придала закрепленным в ней правам и свободам высшую юридическую силу

по сравнению с другими правами и свободами, в ней не указанными. В самой Хартии, однако, не затрагиваются социальные и экономические права, а упор делается на права и свободы политического плана. При этом достаточно детальная регламентация предусмотрена только для личных прав и свобод, относящихся к личной неприкосновенности и правам при судебном преследовании. Хартия провозгласила официальным английский и французский языки, придав им равный статус и сведя, таким образом, проблему равноправия франко-канадцев и англо-канадцев к вопросу

о равноправии языков 16.

Особо следует отметить реакцию на принятие Конституционного акта 1982 года провинции Квебек, большинство населения которой составляют франко-канадцы. Квебек оказался единственной провинцией, отказавшейся одобрить Конституционный акт 1982 года. Свою позицию квебекское правительство аргументировало тем, что Акт не предусматривает права вето со стороны Квебека на поправки к Конституции, хотя ранее такой конституционный обычай существовал, и не признает специфического характера Квебека как особого национального сообщества 17.

Правовое положение коренных народов Канады закреплено лишь в некоторых статьях (ст. 35; 35-1) Конституционного акта 1982 года за пределами положений Хартии прав и свобод. Часть II «Права коренных народов Канады», состоящая из двух статей, определяет: «Существующие исконные или вытекающие из договоров права коренных народов Канады признаются и подтверждаются»18. Дальше этих деклараций Акт не идет и не содержит каких-либо указаний о перечне этих прав и свобод.

Таким образом, Хартия прав и свобод

1982 года по своему характеру является ограниченно демократической. Отсутствие положений, регламентирующих социально-экономический статус человека и гражданина Канады и преимущественное наличие юридических гарантий и прав и свобод в уголовно-процессуальной сфере, определяется англо-саксонской правовой системой, которая была экстраполирована на правовую систему Канады.

В заключение необходимо заметить, что в данной статье мы рассмотрели лишь некоторые вопросы конституционного права Канады.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Муртазин А.М. Реформа 1982 г. и принятие Конституционного акта доминиона Канады // Свободомыслие и свобода совести в мировой истории. СПб., 2003. С. 77.

2 Конституционное право зарубежных стран / Под ред. А.В. Малько. М., 2004. С. 86.

3 В некоторых случаях она может состоять из нескольких документов, представляющих определенную систему.

4 Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справ. М., 1993. С. 28.

5 The Canadian encyclopedia / Ed. in chief I.H. Marsh.Vol. 1. Edmonton, 1988. P 497.

6 Данилов С.Ю., Шило В.Е. Политико-государственный механизм современной Канады. М., 1991. С. 17.

7 Smiley Donald V. The federal condition in Canada. Toronto, 1987. P. 29.

8 Кокотов С.А. Конституционные конвенции в истории государственного строительства Канады // США • Канада. 2002. №> 7. С. 75-77.

9 Smiley Donald V. The federal condition in Canada. Toronto, 1987. P. 28.

10 The Canadian encyclopedia. P. 496.

11 http://www. solon.org/Constitutions/ Canada/English.

12 Осавелюк А.М. Канадская Хартия прав и свобод граждан 1982 года // Новые аспекты в регулировании важнейших государственно-правовых институтов капиталистических стран. М., 1986. С. 52.

13 http://concourt.am/wwconst/constit/ consts 2l.htm.

14 Осавелюк А.М. Указ. соч. С. 58.

15 Там же.

16 Муртазин А.М. Указ. соч. С. 78-79.

17 Невинный А. Государственно-правовое регулирование национальных отношений в Канаде // Актуальные проблемы канадоведения. СПб., 2003. С. 73.

18 Конституции зарубежных государств. М., 2002. С. 478.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.