Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РОССИИ'

ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
838
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ДЕТИ / ЗАЩИТА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ / ПРОФИЛАКТИКА / ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ / CONSTITUTIONAL STATUS / MINORS / CHILDREN / PROTECTION / PROVISION CHILDREN'S RIGHTS / PREVENTION / LEGAL REPRESENTATIVES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аристов Евгений Вячеславовоч, Михалева Галия Габтулвахаповна

Статья посвящена конституционно-правовому обеспечению и защите прав детей. Рассматриваются права ребенка в конституционно-правовом контексте, а также проблемы обеспечения и защиты прав детей в Российской Федерации. В настоящее время достаточно много уделяется внимания защите прав детей как со стороны государства в лице государственных органов, так и со стороны заинтересованных лиц, однако случаи нарушения прав детей имеются до сих пор. В статье приводится анализ норм права по обеспечению и защите прав детей, а также указывается на пробелы, требующие пристального внимания и доработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF THE CONSTITUTIONAL-LEGAL SUPPORT AND PROTECTION OF THE RIGHTS OF CHILDREN IN RUSSIA

The article is devoted to constitutional and legal support and protection of children's rights. The rights of the child are examined in the constitutional legal context, as well as the problems of ensuring and protecting the rights of children in the Russian Federation. Currently, much attention is paid to protecting the rights of children both from the state in the person of state bodies and from interested parties, however, there remain cases of violation of children's rights. The article provides an analysis of the rule of law to ensure and protect the rights of children, as well as points to gaps that require close attention and refinement.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РОССИИ»

УДК 342.7 ББК 67.400.22

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10410

ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РОССИИ

Евгений Вячеславовоч АРИСТОВ, профессор кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор юридических наук E-mail: [email protected]

Галия Габтулвахаповна МИХАЛЕВА, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. Статья посвящена конституционно-правовому обеспечению и защите прав детей. Рассматриваются права ребенка в конституционно-правовом контексте, а также проблемы обеспечения и защиты прав детей в Российской Федерации. В настоящее время достаточно много уделяется внимания защите прав детей как со стороны государства в лице государственных органов, так и со стороны заинтересованных лиц, однако случаи нарушения прав детей имеются до сих пор. В статье приводится анализ норм права по обеспечению и защите прав детей, а также указывается на пробелы, требующие пристального внимания и доработки.

Ключевые слова: конституционно-правовой статус, несовершеннолетние, дети, защита, обеспечение прав детей, профилактика, законные представители.

Annotation. The article is devoted to constitutional and legal support and protection of children's rights. The rights of the child are examined in the constitutional legal context, as well as the problems of ensuring and protecting the rights of children in the Russian Federation. Currently, much attention is paid to protecting the rights of children both from the state in the person of state bodies and from interested parties, however, there remain cases of violation of children's rights. The article provides an analysis of the rule of law to ensure and protect the rights of children, as well as points to gaps that require close attention and refinement.

Keywords: constitutional status, minors, children, protection, provision children's rights, prevention, legal representatives.

Важным источником прав детей является Конституция РФ, обеспечивающая государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Кроме того, был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 27 июля 1998 № 124-ФЗ1, в свою очередь устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов детей с целью создания правовых и социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей.

Данный Закон устанавливает следующие основные цели государственной политики в интересах детей:

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

осуществление прав детей, основанных на Конституции РФ;

недопущение дискриминации детей; упрочнение основных гарантий прав детей; восстановление прав детей в случае их нарушения;

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

■ содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей;

■ воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности;

■ реализация ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры;

■ защита от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое и нравственное развитие.

Кроме этого, рассматриваемый нами Федеральный закон предусматривает следующие меры, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов детей:

■ защита прав, связанных с образованием и воспитанием;

■ обеспечение прав на охрану здоровья и отдых, а также их оздоровление;

■ защита прав в сфере профессиональной ориентации и занятости;

■ защита прав и законных интересов при формировании социальной инфраструктуры;

■ защита от информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию;

■ защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации2.

Прошло уже несколько лет, как Россия присоединилась к Конвенции о правах ребенка; за эти годы много сделано для разработки законов, направленных на охрану прав, свобод и законных интересов детей, однако зачастую принятые нормы носят декларативный характер.

Основным приоритетным направлением деятельности в Российской Федерации является забота о несовершеннолетних, защита их прав и свобод. Несовершеннолетние относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества и, как следствие, нуждаются в особой защите государства. В связи с определенными возрастными особенностями подростки самостоятельно не в состоянии защитить свои права в отличие от взрослого дееспособного человека. Именно поэтому в Российской Федерации и создаются специальные правовые средства по защите прав детей.

Правовая защита направлена на регулирование правоотношений во всех сферах жизнедея-

тельности несовершеннолетних, это необходимо, прежде всего, для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Именно при создании специальных правовых норм, регулирующих правоотношения с таким специальным субъектом, как несовершеннолетние, можно говорить о правовом демократическом государ-стве3. Государство принимает разные правовые нормы, направленные на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в разных областях, таких, как образование, медицина, социальное обеспечение и т.д.

При рассмотрении системы права, регламентирующей защиту прав несовершеннолетних, необходимо обратиться к теории права. Под защитой прав несовершеннолетних следует понимать совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что помимо норм российского права так же определяют основные положения политики в области защиты прав детей и международные правовые акты.

Основные направления международной политики, направленные на защиту прав детей, это4:

■ осуществление прав детей, предусмотренных конституциями стран, ратифицировавших международный договор;

■ формирование правовых основ гарантий прав детей;

■ содействие физическому, психическому, духовному и нравственному воспитанию детей, а также реализация личности детей в интересах общества;

■ соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;

■ законодательное обеспечение прав ребенка;

■ государственная поддержка семьи в целях поддержки полноценного воспитания детей;

■ демократический характер, гуманность, гласность в деятельности органов, осуществляющих защиту прав детей;

■ ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав детей и причинение им вреда.

В Российской Федерации начиная с 1993 г. было принято больше 200 нормативных правовых актов, затрагивающих интересы детей, се-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

мьи, устанавливающих меры социальной защиты указанных субъектов, которые можно классифицировать следующим образом:

1. По назначению:

■ общие нормы, т.е. нормы, провозглашающие основные права человека и гражданина и распространяющиеся на всех граждан, включая и несовершеннолетних;

■ специальные нормы, т.е. нормы, регулирующие правоотношения с определенным субъектом права, в нашем случае с несовершеннолетними. Данные нормы созданы для защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Они имеют свое отражение в отраслевом законодательстве, где несовершеннолетние выделяются в отдельную категорию в качестве специального субъекта права. Например, в главе 14 Уголовного кодекса РФ, в которой говорится об «особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Трудовой кодекс РФ в главе 42 закрепил особенности труда работников моложе восемнадцати лет; в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, а именно в главе 50, выделено «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних».

2. По территории действия:

■ международные правовые акты. К ним относят: Всеобщую Декларацию прав человека (принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН)5, Конвенцию по защите прав человека и основных свобод (от 04.11.1950 г.), Декларацию прав ребенка (от 20.11.1959 г.)6, Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966 г.)7, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (от 16.12.1966 г.)8, Конвенцию ООН о правах ребенка (20.11.1989 г.)9, Минимальные стандарты и правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Пекинские правила и др.;

■ федеральные нормативные правовые акты, законы и подзаконные акты. К таким законам можно отнести: Конституцию РФ, кодифицированные законы Российской Федерации (Уголовный кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.), регулирующие права и законные интересы несовершеннолетних10.

Кроме кодифицированных законов, немаловажную роль в защите прав несовершеннолетних также играют и федеральные законы, устанавливающие определенный круг правоотношений между несовершеннолетними, государственными органами и государством в целом. К таким федеральным законам относятся: Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. № 124 (ред. 28.12.2016 г.), Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

Законодательство субъектов Федерации включает нормативные акты, направленные за защиту прав и законных интересов несовершеннолетних на местном уровне. К ним можно отнести: Закон Пермского края «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае» от 10 мая 2017 г. № 91, Закон Пермской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» от 9 сентября 1996 г. № 533-83.

3. По отраслевой принадлежности выделяют нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус несовершеннолетних в сфере различных правоотношений, к ним можно отнести сферы уголовного, семейного, административного, трудового права.

4. По методу правового регулирования выделяют следующие правовые нормы:

■ императивные, направленные на строгое выполнение их предписаний, не допускают отступления от их формулировки;

■ диспозитивные, предоставляющие определенного рода вариант возможного пове-дения11.

Рассмотрев классификацию нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения такой категории субъектов права, как несовершеннолетние, необходимо отметить, что центральное место в определении правового статуса несовершеннолетних занимает Конституция РФ, закрепившая обязанность государства защищать и поддерживать семью, материнство, отцовство и детство.

Так, рассматриваемые в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» нормы относятся и к несовершеннолетним, это подтверждает ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, в которой сказано, что «основные права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»12.

Таким образом, несовершеннолетние лица должны рассматриваться в качестве специально-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

го субъекта права, обладающего всем комплексом конституционных прав и свобод человека и гражданина. Однако в силу возраста, интеллектуального, физического, психологического развития несовершеннолетние могут реализовать свои права только через родителей или иных законных представителей.

Государство выступает за защиту материнства и детства, что отражено в ст. 38 Конституции РФ, согласно которой «материнство, детство, семья находятся под защитой государства».

Данные принципы находят свое отражение и в отраслевом законодательстве. Например, согласно ч. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ «материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства». Семейное законодательство расширяет полномочия родителей или иных законных представителей. Так, в ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ говорится, что «родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах без специальных на то полномочий».

При этом законодатель возложил обязанность на родителей или иных законных предстателей заниматься воспитанием своих детей; данная норма реализуется в ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ13, где сказано, что «при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении родителями или иными законными представителями своих обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14-летнего возраста в суд»14.

В данном случае законодатель и в отраслевом законодательстве защищает права детей от семейного насилия.

Рассмотрим наиболее важные права несовершеннолетних, которые закреплены в отраслевом законодательстве:

1. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанный выше Федеральный закон определяет следующие гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ■ дополнительные гарантии права на образование;

■ дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание;

■ на имущество и жилое помещение;

■ право на труд;

■ досудебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 27 июля 1998 г. № 124-ФЗ15 регулирует следующие правоотношения, субъектами которых являются несовершеннолетние:

■ меры по защите прав ребенка в области его образования и воспитания. При этом необходимо отметить, что более детально данная норма рассматривается в Федеральном законе «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф316;

■ обеспечение прав детей на охрану здоровья, отдых и оздоровление;

■ защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей (ст. 13);

■ защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью , нравственному и духовному развитию (ст. 14);

- защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 15).

3. Семейный кодекс РФ17 регулирует правоотношения детей и родителей и содержит следующие основные нормы:

■ права и обязанности родителей и детей;

■ алиментные обязательства родителей по отношению к детям;

■ формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе вопросы усыновления, удочерения детей, установления опеки и попечительства над ними.

4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ18 направлен на охрану прав, свобод и законных интересов подростков, что нашло свое отражение в ст. 2 указанного нормативно-правового акта, где раскрываются его основные задачи, к которым можно отнести следующие:

■ предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

■ обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних;

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

■ социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

■ выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Безусловно, права несовершеннолетних также находят свое выражение в других нормативных правовых актах, таких, как Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

Изложенный нами материал по классификации нормативных правовых актов и анализ правовых норм в части государственной защиты несовершеннолетних позволяют определить направления совершенствования государственной политики по формированию законодательства в данной области.

Одним из основных направлений совершенствования законодательства, на наш взгляд, является подготовка комплекса конституционно-правовых мер по закреплению положения российских семей и детей, доступность дошкольных образовательных организаций, а также товаров и услуг, необходимых для умственного и физического развития ребенка.

Необходимо подчеркнуть, что неразрывная связь семьи и ребенка обозначена в Основном законе Российской Федерации. Возникающие проблемы детей, подростков происходят из семьи, обусловлены ее социальным положением и моральным состоянием. Необходимо учитывать и экономическую динамику современной жизни, которая обусловлена тотальной занятостью родителей, имеющих своей целью заработать деньги, сделать хорошую карьеру; при этом утрачивается чувство ответственности за воспитание своих детей19.

Анализ показал, что в настоящее время ситуация с демографической обстановкой, а также количеством зарегистрированных браков и детей, рожденных в семье, складывается не в лучшую сторону, т.е. большая часть российских детей рождается не в полной семье. И это обусловлено рядом причин:

■ рост смертности мужчин в раннем возрасте от употребления психоактивных веществ, алкоголизма, болезней сердца и других факторов. У мужчин трудоспособного возврата основными причинами смерти являются внешние причины;

■ большое количество расторжений браков и увеличение внебрачной рождаемости20.

Так, в 2017 г. было зарегистрировано 1 049 725 браков по сравнению с 2016 г., в котором было зарегистрировано 985 83421.

Возрастает число так называемых гражданских браков, т.е. сожительств людей, регистрация брака отходит на второй план, и это является основой для зарождения неполных семей.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о необходимости разработки комплекса конституционно-правовых мер, направленных на поддержку семей, в которых растут дети, с обеспечением государственного и общественного контроля. Эффективность этой поддержки может быть выражена в следующем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ оптимизация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, занимающихся вопросами материнства и детства, субъектов профилактики, которые контролируют соблюдение конституционных прав и свобод детей;

■ поддержка семьи, материнства и детства с разработкой целевых программ как на федеральном, так и на региональном уровнях, направленных на улучшение жилищных, материальных условий, способствующих поддержанию приоритета семьи в России;

■ разработка программ по повышению правовой грамотности в области защиты прав несовершеннолетних для родителей и детей.

Следующей немаловажной задачей в области правового регулирования является подготовка комплекса мероприятий по конституционно-правовому регулированию проблем здравоохранения и детской смертности.

Так, Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 32322 закреплен приоритет охраны здоровья детей. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития.

Дети, независимо от их семейного и социального положения, подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании им медицинской помощи.

Медицинские организации, общественные объединения обязаны признавать права детей на

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

медицинское обслуживание в сфере охраны их здоровья.

Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г. утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2580-р. Установлены приоритетные направления развития медицины — педиатрия и репродуктивное здоровье.

Однако проблемы детского здравоохранения на сегодняшней день остаются актуальными, что, в свою очередь, свидетельствует о недостаточной заботе государства о подрастающем поколении.

На основании изложенного выше в рамках комплекса мер по разрешению проблем здравоохранения целесообразно:

■ расширить перечень социальных услуг для детей в семьях, в которых воспитываются дети-инвалиды;

■ разработать федеральные целевые программы, направленные на оказание медицинской помощи детям, страдающим тяжелыми заболеваниями, а также создать реабилитационные центры для данной категории детей;

■ повысить ответственность родителей или иных законных представителей за воспитание детей;

■ повысить ответственность врачей с целью сократить возможности совершения врачебной ошибки.

В настоящее время предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних входят в число приоритетных направлений социальной политики, проводимой органами государственной власти Российской Федерации.

Безопасность детства является фундаментальным гарантом развития государства и поддержания его демографического положения.

Однако, несмотря на то что государство принимает достаточные усилия для решения данной проблемы, все еще высока доля правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Одной из главных мер профилактического воздействия и предупреждения совершения подростками преступлений и правонарушений является осуществление субъектами профилактики правового воспитания23. Понимание правового воспитания заключается в передаче на-

копленных знаний о норме права в обществе. В юридической литературе отмечается, что основной целью правового воспитания является воспитание законопослушного гражданина, формирование полноценной личности, знающей свои права и обязанности.

Правовое воспитание направлено, прежде всего, на сознание, а, как следствие, и на поведение несовершеннолетних, что, в свою очередь, влияет на становление подростка как личности. Прививая уважение к обществу и государству, субъекты профилактики решают основную и наиболее значимую проблему в области предотвращения совершения подростками преступлений и правонарушений.

Прежде всего необходимо отметить, что общая профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних — это комплексная деятельность, осуществляемая обществом и государством с применением мер воспитательного воздействия на личность подростка, осуществлением профилактических мероприятий, направленных на пропаганду отказа от совершения противоправных деяний24.

Только своевременная и эффективная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних — залог снижения уровня общей преступности в стране, а также благоприятного развития общества в целом.

Как показывает практика, для сдерживания и тем более сокращения числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, одного применения мер административного или уголовного наказания недостаточно. Субъектами профилактики должны применяться в большей степени меры общепрофилактического воздействия.

Очевидно, что повышение уровня правового воспитания является проблемой, которая требует эффективного решения со стороны всех субъектов профилактики. Подрастающее поколение должно знать основные законы государства, а также возможности применения мер ответственности за их неисполнение. Профилактические мероприятия в этой сфере являются неотъемлемым атрибутом современного общества.

Решение данной проблемы нами видится в реализации следующих направлений деятельности субъектов профилактики:

■ проведение субъектами профилактики общей профилактической работы с несовершеннолетними;

■ повышение уровня правовой грамотности подростков;

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

■ помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

■ установление причин и условий, способствующих совершению подростками правонарушений и иных антиобщественных действий;

■ предоставление регулярных отчетов представителями органов исполнительной власти, входящих в систему профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, законодательным органам государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях, касающихся беспризорных, безнадзорных детей в РФ и в ее субъектах, совершения подростками преступлений, правонарушений, и мер, принимаемых субъектами профилактики по решению данных проблем;

■ увеличение финансовой поддержки семей, воспитывающих приемных детей, как из федерального, так и из регионального бюджетов.

Следующим немаловажным направлением является нормативно-правовое решение проблем, связанных с вопросами вовлечения подростков в употребление алкогольной продукции, а также наркотических и психотропных веществ, профилактика криминального поведения несовершеннолетних.

За последние годы в России выросло число несовершеннолетних, вовлеченных в асоциальные процессы. Как показывает практика, наиболее часто подростки совершают преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения25.

По мнению академика Д.И. Фельдштейна26, подростки с антиобщественной направленностью подразделяются на пять групп. Рассмотрим данные группы подробнее:

В первую группу входят подростки, которые совершили правонарушения без какого-либо умысла; это может быть связано с правовой безграмотностью или ведумостью подростка.

По мнению Д.И. Фельдштейна, несовершеннолетние данной группы являются по характеру слабовольными, ведумыми, потребности у них проасоциальные и не являются сами по себе причиной их антисоциального поведения.

Вторую группу составляют несовершеннолетние со слабодеформированными потребностями, они зачастую безответственны, стараются быть с сильными личностями.

В третью группу входят подростки, которые не признают проасоциальные потребности, при

этом нравственные взгляды для них не являются убеждением. Для них характерно эгоистичное поведение, направленное на удовлетворение собственных потребностей, что, в свою очередь, приводит к антиобщественному поведению;

В четвертую группу входят подростки с деформированными потребностями и низменными устремлениями, которые подражают подросткам, совершающим антиобщественные поступки. Данная группа подростков совершает правонарушения в основном ситуативно.

Пятую группу составляют подростки с устойчивой антиобщественной направленностью, которые осознанно совершают противоправные деяния.

Данные направления необходимы, прежде всего, для рассмотрения проблем, связанных с детьми, изнутри, более глубоко, чем ранее, тем самым устраняются причины и условия совершения подростками административных правонарушений или иных противоправных деяний.

Разрешение указанных проблем представляется следующим образом:

■ придание законотворческому процессу максимальной гласности;

■ разработка программ, как на федеральном, так и на региональном уровнях, которые связаны с повышением правовой грамотности и ориентированы на общую профилактику правонарушений несовершеннолетних;

■ создание и развитие механизма независимого контроля положения детей и семей в России.

В механизме осуществления прав несовершеннолетних правовое тесно переплетено с социальным.

Так, согласно ст. 7 Конституции РФ Россия — это социальное государство, целью которого является создание условий для достойной жизни человека в обществе.

Актуальная задача современности — это построение социального государства, играющего важную роль в обеспечении социальных, культурных, экономических прав несовершеннолетних путем создания соответствующей законодательной базы, в основе которой лежит принцип социально-политической стабильности, и материальных предпосылок для реализации людьми своих прав, а также развитие творческих и иных возможностей всех членов общества27.

Для решения данных проблем, на наш взгляд, необходимо способствовать более рациональному и целенаправленному развитию всей

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

системы законодательства, субъектом которого являются несовершеннолетние, а также укреплению в сознании подрастающего поколения идеи солидарности, социальной справедливости и социального равенства. На сегодняшний день механизм защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних остается далеким от совершенства. Федеральные законы, а также законы субъектов РФ часто либо не ориентированы на какой-либо механизм реализации содержащихся в них норм, либо ориентированы, но на заранее не работающий механизм.

Таким образом, рассматривая вопрос о правовом регулировании прав несовершеннолетних, можно сделать следующие выводы:

1. Принцип приоритета детства зачастую является декларированным и не реализуется в полной мере.

2. Интересы детей при разработке новых законов, где напрямую или косвенно затрагиваются их права, не принимаются во внимание.

3. Защита прав детей и их законных интересов, а также улучшение их прав осуществляются не в полной мере, без какой-либо системной основы.

4. В настоящее время действующее законодательство в отношении детей в основном соответствует общепризнанным международным нормам, однако до эффективной его реализации далеко.

5. Реконструкция механизма обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних возможна при условии совершенствования законодательных и иных процедуроориентирован-ных на практическое применение норм права, которые должны быть направлены, прежде всего, на защиту прав детей. Защита законных интересов, прав, свобод несовершеннолетних видится нам в оптимизации законодательной практики и совершенствовании работы различных административных институтов.

1 Об основных гарантиях прав ребенка: Федеральный закон от 27.07.1998 г.№ 124-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 25.

2 Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 2016. С. 88.

3 Ильин А.Н., Ильичев И.Е. Проблемы защиты прав и законных интересов детей // Право и образование. 2003. № 5. С. 45—58.

4 Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: БЕК, 1996. С. 125.

5 Всеобщая Декларация прав человека (принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Сб. док. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.

6 Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959 г.) // Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сб. универсальных и региональных меж-дунар. документов / Сост. Л.Б. Корбут, С.В. Поленина. М., 1998.

7 Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17 (1831).

8 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17 (1831).

9 Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29.11.1985 г.) // Сов. юстиция. 1999. № 12-14.

10 Баглай М.Б. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. C. 65.

11 Алиев A.A. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и гражданина: Учеб. пособие для вузов. М., 2015. С. 78.

12 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

13 Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017 г.) // СЗ РФ. 2017. № 1. Ст. 16.

14 Там же.

15 Об основных гарантиях прав ребенка: Федеральный закон от 27.07.1998 г. № 124-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 25.

16 Об образовании в РФ: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 111.

17 Семейный кодекс РФ...

18 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

19 Резаков A.A. Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков с непсихическими и психотическими формами заболеваний (клиника и реабилитация): Дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2011. С. 60.

20 Зыков О.В. Защита прав ребенка (социальные и юридические аспекты). М., 2015. C. 45.

21 Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 2017. C. 185.

22 Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2014. C. 255.

23 Вентцель Н.В. Свобода воспитания: Сб. избр. тр. М., 1993. C. 145.

24 Беспалов Ю. Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика). Владимир, 2001. С. 145.

25 Фахрутдинова Г.Г. Взаимодействие субъектов профилактики по выявлению и предупреждению правонарушений на ранней стадии // Право и практика. 2017. № 3. С. 72—77.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

26 Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М., 2002. С. 58.

27 Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 48.

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Всеобщая Декларация прав человека (принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Сб. док. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.

3. Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959 г.) // Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сб. универсальных и региональных междунар. документов / Сост. Л.Б. Корбут, С.В. Поленина. М., 1998.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17 (1831).

5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17 (1831).

6. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29.11.1985 г.) // Сов. юстиция. 1999. № 12-14.

7. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017 г.) // СЗ РФ. 2017. № 1. Ст. 16.

8. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26.Ст. 3177.

9. Алиев A.A. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и гражданина: Учеб. пособие для вузов. М., 2015.

10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003.

11. Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика). Владимир, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: БЕК, 1996.

13. Вентцелъ Н.В. Свобода воспитания: Сб. избр. тр. М., 1993.

14. Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2014.

15. Зыков О.В. Защита прав ребенка (социальные и юридические аспекты). М., 2015.

16. Илъин А.Н., Илъичев И.Е. Проблемы защиты прав и законных интересов детей / / Право и образование. 2003. № 5. С. 45-58.

17. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 2017.

18. Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 2016.

19. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

20. Резаков А.А. Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков с непсихическими и психотическими формами заболеваний (клиника и реабилитация): Дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2011.

21. Фахрутдинова Г.Г. Взаимодействие субъектов профилактики по выявлению и предупреждению правонарушений на ранней стадии // Право и практика. 2017. № 3. С. 72—77.

22. Фелъдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М., 2002.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.