Научная статья на тему 'Вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности наукоемких предприятий'

Вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности наукоемких предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности наукоемких предприятий»

ВОПРОСЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НАУКОЕМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ М.Н. Дудкина, аспирант

Воронежский государственный технический университет

Главной причиной неэффективного управления интеллектуальной собственностью (ИС) российских наукоемких предприятий является отсутствие опыта преобразования научно-технического потенциала в коммерческий результат. Данное утверждение основывается на анализе существовавшей еще в СССР патентной системы, которая была нацелена на оценку патентоспособности изобретений, подачу заявок на патенты, получении свидетельств о регистрации и никогда не была ориентирована на поиск партнеров и покупателей наукоемкой продукции. На большинстве современных наукоемких предприятий до сих пор действует такая система, поэтому, несмотря на положительную динамику процесса патентования, число продаваемых технологий остается исключительно низким.

Также препятствиями на пути создания и коммерциализации объектов ИС в России являются ограниченность централизованного финансирования наукоемких средств у предприятий, низкий уровень привлекательности долгосрочных вложений в инновационные проекты для отечественных и иностранных инвесторов в связи с высоким риском потери капитала в условиях нестабильности российской экономики, отсутствие развернутой инфраструктуры инновационного рынка, отвечающей требованиям товаропроизводителей, направленность промышленной политики на энергосырьевые отрасли и неспособность предпринимательского сектора самостоятельно приступить к крупным инновационным проектам.

Говоря о коммерциализации, необходимо, прежде всего, дифференцировать суть этого понятия. В публикациях по данной теме понятие «коммерциализация технологий» часто употребляют в связке с другим понятием - «трансфер технологий». Эти понятия появились в русскоязычной литературе недавно и напрямую связаны с переориентацией на рыночные отношения в большинстве сфер человеческой деятельности. Однако смысловое содержание этих понятий неодинаково:

- коммерциализация технологии предполагает обязательное получение прибыли и не обязательно связано с подключением третьих лиц (кроме источника технологии и конечного пользователя);

- трансфер технологии предполагает обязательную передачу технологии реципиенту, который и осуществляет ее промышленное освоение, но это не обязательно связано с извлечением прибыли как источником технологии, так и ее реципиентом [5].

Важнейшей частью процесса коммерциализации технологии является охрана и коммерциализация интеллектуальной собственности. Дело в том, что созданная технология (при условии ее технической исключительности и востребованности рынком) приобретает коммерческую ценность только в двух случаях: если подтверждены исключительные нрава на ее использование (патент на изобретение, свидетельство на полезную модель и др.) или если технология представляет собой ноу-хау, что также является предметом правовой охраны.

Иными словами, сегодня практически любая инновационная технология неразрывно связана с исключительными правами на ее использование - правами интеллектуальной собственности, поэтому понятие «коммерциализация интеллектуальной собственности» неразрывно связано с понятием «коммерциализация технологий», которое является для российского бизнеса относительно новым, но вместе с тем достаточно прочно вошедшим в употребление.

Проанализировав литературу в области управления интеллектуальной собственностью [1,2,3], автор пришел к выводу, что коммерциализация ИС наукоемких предприятий представляет собой коммерческое продвижение результатов интеллектуальной деятельности, сутью которого является их внедрение (использование), а содержанием и специфической особенностью - отношения, складывающиеся между экономическими субъектами (создателями и/или собственниками и потребителями) в процессе рыночного обмена.

Этап 1. Исследование коммерческой перспективности научно-технической разработки

1.1. Аудит технологий

Новизна, проверка основных результатов, совместимость с другими технологиями

1.2. Маркетинговый аудит

1.3. Патентный поиск

Потенциальная емкость рынка технологии, наиболее перспективные промышленные применения, конкурирующие технологии, перечень потенциальных потребителей технологии или партнеров по ее продвижению на рынок

Принадлежность и охрана интеллектуальной собственности, статус интеллектуальной собственности

1.4. Стоимостная оценка коммерческого потенциала интеллектуальной собственности

Предположения и обоснования оценок, оценка технологии

3.1.Выбор формы правовой охраны интеллектуальной собственности

3.2.Выбор формы коммерциализации технологии

Этап 2. Принятие решения о коммерциализации технологии

Этап 3. Разработка модели коммерциализации технологии

Этап 4. Проведение мероприятий по обеспечению коммерциализации интеллектуальной

собственности

4.1. Анализ собственных возможностей по внедрению технологии в производ-

4.2. Поиск потенциальных инвесторов, партнеров, покупателей

4.3. Разработка бизнес-плана, инновационного проекта, плана маркетинга

4.4. Анализ юридической и финансовой сторон коммерческой реализации

Алгоритм коммерциализации интеллектуальной собственности наукоемким предприятием

Коммерциализация разработок нацелена на получение коммерческого результата и начинается с момента выявления перспектив коммерческого использования новой разработки и заканчивается реализацией разработки (технологии, полученного с ее помощью товара или оказанной услуги) на рынке и получением коммерческого эффекта. Авторское видение принятия решения о коммерциализации технологии наукоемким предприятием и о порядке его выполнения представлено на рисунке.

Коммерциализация ИС наукоемких предприятий ведет к накоплению капитала, обеспечивает финансовую поддержку разработчиков, владельцев собственности и участников проекта, позволяет: формировать крупный уставной капитал без отвлечения денежных средств; получать дополнительные доходы за передачу прав на использование объектов НИС; документально отражать права собственности на балансе в качестве имущества предприятия; значительно повышать стоимость предприятия без существенных материальных затрат; использовать ИС в качестве взноса в уставной капитал; конвертировать собственность в целях повышения экономической эффективности бизнеса; облегчить поиск ресурсов и усилить заинтересованность инвесторов; оптимизировать налогообложение [3].

Основные трудности, с которыми сталкиваются наукоемкие предприятия при коммерциализации научно-технических разработок:

- превращение научно-технических разработок в товар на рынке технологий;

- выбор оптимальной формы охраны результата интеллектуальной деятельности и оформление исключительных прав;

- финансово-экономические проблемы коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности и их бухгалтерского учета (постановка на бухгалтерский учет, оценка стоимости, налогообо-ложение и др.);

- разработка бизнес-плана и поиск партнеров и инвесторов;

- выбор формы коммерциализации (реализации) интеллектуальной собственности на рынке технологий.

По мнению автора, проблема выбора формы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности является наиболее неизученной в экономической литературе, посвященной вопросам управления результатами интеллектуальной деятельности. В результате анализа исследований в области интеллектуальной собственности были выделены семь форм коммерциализации ИС, наиболее реализуемых в деятельности наукоемкого предприятия.

1. Внедрение в собственное производство. Эта форма является самой эффективной в рамках дея-

тельности наукоемкого предприятия, так как позволяет самостоятельно осуществлять производство и реализацию продукции, в основе которой лежит объект интеллектуальной собственности. Итогом является получение прибыли и развитие инновационной деятельности предприятия.

2. Уступка исключительного права (продажа прав) - эта форма почти аналогична коммерциализации обычного товара и представляет собой процесс отчуждения-присвоения интеллектуального товара и прав собственности на него.

3. Передача прав на использование (лицензирование) - осуществляется на основании лицензионного договора, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право на объем, характер и срок использования прав в отношении объекта ИС другой стороне (лицензиату), который выплачивает соответствующее вознаграждение в форме роялти, паушальных платежей.

4. Франчайзинг осуществляется по договору коммерческой концессии, когда одна сторона (франчайзер) за вознаграждение предоставляет другой (франчайзи) возможность использовать в предпринимательской деятельности комплекс своих исключительных прав, таких как товарный знак, знак обслуживания, секрет производства и др. (п.1 ст.1027 Гражданского Кодекса РФ).

5. Лизинг - аренда наукоемкой продукции с компонентами интеллектуальной собственности на определенной территории, используемой в коммерческих или производственных целях лизингодержате-лем при сохранении прав собственности за арендодателем.

6. Инжиниринг предполагает предоставление на основе договора комплекса отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с исследованием, проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятиях заказчика, с усовершенствованием имеющихся производственных процессов. Применение инжиниринга обусловлено необходимостью обобщения и привлечения научно-технических знаний и мирового опыта для решения научнотехнических и производственных проблем [4].

7. Промышленная кооперация - это форма коммерциализации технологий, когда обеспечивается интенсивный технологический обмен. При коммерциализации технологий в форме промышленной кооперации заключаются соглашения о производственной кооперации, в рамках которых помимо прямых или взаимных поставок (продаж и закупок) продукции или оказания услуг между сторонами создается длительная общность интересов, направленных на получение дополнительной взаимной выгод.

Выбор варианта коммерциализации ИС является сложным процессом, в ходе которого необходимо проанализировать реальные возможности использования результатов интеллектуальной деятельности и соответствие их следующим критериям: патентной чистоте изделий, перспективности ИС, соответствию технического уровня разработок требованиям рынка, оценке вероятности коммерческого успеха.

Очевидно, что проблемы формирования рыночных отношений коммерческого использования интеллектуальной собственности являются очень сложными и актуальными в практическом применении, так как от степени успешного разрешения этих проблем зависит возможность достижения конечных положительных результатов инвестиционной и инновационной деятельности наукоемких предприятий. Поэтому совершенствование процессов коммерциализации интеллектуальной собственности позволит высокотехнологичным предприятиям встать на путь инновационного развития и повысить уровень использования наукоемких продуктов для достижения социально-экономического роста российской экономики.

Литература

1. Нигматуллина Л.Г. Особенности коммерциализации интеллектуальной собственности в переходной экономике / Л.Г. Нигматуллина // Ресурсоэффек-тивность и энергосбережение: труды V Междунар. симпозиума. - Казань, 2005. - С. 697 - 700.

2. Шумянкова Н.В. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности / Н.В. Шумянкова. - М.: Приор-издат, 2005. - 293 с.

3. Карпова Т.С. Некоторые аспекты управления интеллектуальной собственностью в России / Т.С. Карпова // Научный журнал "Современные проблемы науки и образования". - 2007. - №6. - С.25-31.

4. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / К.В. Балдин и др. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

5. Барсукова О.В. Понятие инновационного трансфера и модель выбора варианта его ресурсного обеспечения / О.В. Барсукова, И.А. Выходов // Управление общественными и экономическими системами.

- 2008. - № 1- С. 1-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.