Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ КАРТИРОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ СИМПОЗИУМЕ «ЭКОЛОГИЯ ВЫСОКОГОРИЙ» (ТБИЛИСИ- КАЗБЕГИ, 1984 Г.)'

ВОПРОСЫ КАРТИРОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ СИМПОЗИУМЕ «ЭКОЛОГИЯ ВЫСОКОГОРИЙ» (ТБИЛИСИ- КАЗБЕГИ, 1984 Г.) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Грибова С. А., Ладыгина Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ КАРТИРОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ СИМПОЗИУМЕ «ЭКОЛОГИЯ ВЫСОКОГОРИЙ» (ТБИЛИСИ- КАЗБЕГИ, 1984 Г.)»

С. А. ГРИБОВА, Г. М. ЛАДЫГИНА

ВОПРОСЫ КАРТИРОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ СИМПОЗИУМЕ «ЭКОЛОГИЯ ВЫСОКОГОРИЙ» (Тбилиси—Казбеги, 1984 г.)

19 июня 1984 г. в Тбилиси открылся Международный симпозиум «Экология высокогорий», организованный Международным экологическим обществом и Институтом ботаники АН ГССР. Основная часть симпозиума проходила в Казбеги на высокогорном стационаре института. В его работе приняли участие ботаники многих стран — Австрии, Болгарии, Данииг Индии, Непала, Румынии, США, Швейцарии, ФРГ, Чехословакии. Советский Союз представляли сотрудники Института ботаники АН ГССР, Ботанического института АН СССР, Ленинградского и Московского университетов.

Тематика докладов симпозиума затрагивала весьма широкий круг вопросов экологии горных экосистем разных природных зон и регионов земного шара. Большинство из них касались изучения разнообразных аспектов стратегии растений в условиях климатического стресса (\¥. Ьаг-

cher, Австрия; F. Eckardt, Дания) и их адаптации к различным экологическим факторам (M. Rychnovska, ЧССР; М- Caldwell, США; L.Kappen, ФРГ, и др.)» а также реакции горных экосистем на антропогенную нагрузку (A. Cernuska, Австрия; С. Johnson, США). Особо необходимо назвать эколого-физиологические доклады, зачитанные сотрудниками Института ботаники АН ГССР по материалам, собранным на высокогорном стационаре «Казбеги», — Г. Ш. Нахуцришвили, JI. Д. Хецуриани, Т. А. Гамкрелидзе, Г. М. Санадкрадзе, а также Т. К. Горышиной (ЛГУ) и др.

Этой проблематике будут посвящены специальные информационные сообщения. Мы же коснемся только вопросов картирования растительности, которые заняли в программе симпозиума заметное место, а также расскажем о ботанических экскурсиях.

На первом заседании с докладом «Анализ комплексов растительности в изучении экологии ландшафтов» выступил представитель Бернского университета (Швейцария) О. Хег (О. Hegg). Он продемонстрировал серлю аналитических карт, на которых показаны отдельные синтаксоны, установленные на основе флористической классификации Браун-Бланке, и синтетическую карту, составленную путем их интеграции. Хег обратил внимание на то, что в горных условиях в связи с большой пестротой экологических условий растительность отличается чрезвычайной неоднородностью. На небольшом пространстве наблюдается смена нескольких типэв растительных сообществ, что крайне затрудняет их картирование дажз в крупном масштабе. Это привело докладчика в практике картирования к необходимости объединения нескольких территориально сопряженных синтаксонов в территориальные единицы и к показу последних на картах, которые он назвал ландшафтными.

Хочется отметить, что картирование гетерогенной растительности и показ ее на геоботанических картах уже давно осуществляются в СССР и в советской геоботанической картографии развиты и обоснованы теоретические положения этого подхода.

Группа докладов на особом заседании была посвящена обзору картирования горной растительности в Румынии, Болгарии и Альпийской гордой системе.

Н. Доница (N. Doni^ä, СРР) на примере картирования Румынских Карпат рассказал об истории становления мелкомасштабного геоботанического картирования и ее связи с развитием ботанической географии в стране.1 Он обратил внимание на методические особенности картирования растительности в горах. В частности, из-за мелкоконтурности растительного покрова при создании средне- и мелкомасштабных карт часто приходится отказываться от показа единиц фитоценотическоц классификации и переходить к картированию территориальных единиц.» Им была продемонстрирована обзорная многокрасочная карта Румынии м. 1 : 1 ООО ООО, на основе которой выполнено геоботаническое районирование страны.

И. Бондев и Т. Мешинев (I. Bondev, T. Meshinev, НРБ) рассказали о картировании горной растительности Болгарии. Они ознакомили собравшихся со своеобразием флоры и растительности этой территории, дали анализ демонстрировавшейся обзорной карты страны. Особое внимание докладчики обратили на те элементы растительного покрова, которые обнаруживают связи с растительностью Кавказа.

Р. Нейхейсл (R. Neuhäusl, ЧССР) посвятил свой доклад вопросам мелкомасштабного картирования растительности высокогорий Альпийской и Карпатской горных систем. Основной задачей при мелкомасштабном картировании в горах он считает отражение закономерностей высотно-поясной дифференциации растительности и ее экологического разнообра-

1 Подробный обзор работ в области картирования растительности в Румынии дан в статье Н. Доницы и Д. Иван в наст, сборнике (с. 34—41).

зия. Докладчик сравнил особенности иоясного распределения растительности в Альпах и Карпатах, а также своеобразие сообществ на карбонатных и силикатных породах в этих горных массивах. Исходя из возможностей мелкого масштаба карт, Нейхейсл предложил не вычленять особо подгорный пояс, а показывать его растительность вместе с равнинной. Субальпийскую растительность в случае, когда она образует неширокий пояс и не может быть закартирована самостоятельно, целесообразно присоединять к альпийской, а субнивальную объединять с нивальной. Это позволит отразить общую структуру высотной поясности.

«Растительность высокогорий на геоботанической карте европейских стран — членов СЭВ» — такова тема коллективного доклада С. А. Грибовой, Т. И. Исаченко (СССР), Р. Нейхейсла (ЧССР). Авторы ознакомили аудиторию с общей концепцией карты и структурой ее легенды, которая уже неоднократно излагалась в печати.2 Особое внимание они уделили аиализу положения альпийской и субальпийской растительности в общей структуре легенды карты, тем более что этот вопрос уже оживленно дискутировался среди авторов карты и не нашел пока удовлетворительного решения.3 В процессе обсуждения Г. Ш. Нахуцришвили поддержал первоначальный проект легенды, согласно которому растительность высокогорий альпийского типа выделялась в самостоятельный раздел на самом высоком ранге. Было решено высокогорную растительность тундровой и бореальной областей подчинить разделу «Тундры», а растительность высокогорий неморальной и средиземноморской областей выделить в качестве самостоятельного раздела, подразделив ее на нивальную (включая субнивальную), альпийскую и субальпийскую. Для Альп и Карпат дальнейшая дифференциация основывается на своеобразии сообществ, обусловленном литологией субстрата. Высокогорная растительность Кавказа (Большого и Малого Кавказа раздельно) расчленяется на 3 ботанико-географических типа для каждого из хребтов.

Большой интерес вызвал доклад Н. И. Зазанишвили «Опыт крупномасштабного картографирования высокогорной луговой растительности Центрального Кавказа», осуществленного в районе стационара Казбеги. Была составлена геоботаническая карта м. 1 : 25 ООО, картируемые единицы которой установлены по доминантным и эдификаторным видам. Наряду с этим проведено изучение ряда синэкологических параметров (количество фитомассы, индекс листовой поверхности, эвапотранспира-ция и др.)> чему был посвящен особый доклад К. И. Джандиери и Н. И. Зазанишвили. Эта синэкологическая информация была положена на геоботаническую карту, на основе которой дана оценка хозяйственного состояния растительности района картирования. Эту работу можно рассматривать как один невозможных путей создания экологических карт, интерес к которым в мировой картографии в последнее время необычайно вырос.

Нам представляется очень важным, что в программе Международного симпозиума «Экология высокогорий» наряду с эколого-физиологическими исследованиями значительное место было уделено ботанико-географиче-ским и картографическим вопросам. Картографический метод расширяет возможности использования данных изучения интимных экологических связей растительности со средой и их ботанико-географической интерпретации и интеграции в пределах географически сходных ландшафтов.

В процессе работы участники симпозиума познакомились с особенностями растительного покрова стационара и совершили ряд ботанических экскурсий в его окрестности. Стационар Казбеги расположен в поясе субальпийских лугов и березовых криволесий (1700—2400 м над ур. м.). В красочных богаторазнотравно-злаковых лугах с господством Agrostis planifolia С. Koch., Bromopsis variegata (Bieb.) Holub, Hordeum violaceum

2 «Геоботаническое картографирование» (Л., 1980—1984).

3 Грибова С. А., Юрковская Т. К. Заседание редакционной коллегии «Карты растительности Европы» (ЧССР, Выходна, 1981 г.). — В кн.: Геоботаническое' картографирование 1983. Л., 1983.

Boiss. et Huet, Festuca woronowii Hack, и большим участием разнотравья (Trifolium ambiguum Bieb., Aichemiila sericata Reichenb. ex Bus., Polygonum carneum G.Koch, Betónica grandiflora Willi., Ranunculus oreophilus Bieb., Carex meinshausenianaV. Krecz. и др.) проводятся основные эколого-физиологические стационарные исследования. Экскурсия в долину р. Сно (бассейн р. Терек) ознакомила участников с сообществами березовых редколесий, слагающих в этом регионе верхнюю границу леса. Наряду с основными видами берез (Betula litwinowii Doluch., В. raddeana Traut v.) здесь встречаются Sorbus caucasigena Korn, ex Gatsch., Populus trémula L.; в состав подлеска входят Salix caprea L., S. kazbekensis A. Skvorts., В osa oxyodon Boiss., Lonicera caucasica Pall. и др.; в травяном покрове преобладает луговое разнотравье (Ranunculus transcaucasicus Kem.-Nath., Geranium sylvaticum L., Lathyrus pratensis L. и др.) и злаки [Agrostis planifolia С. Koch, Poa ibérica Fisch, et Mey., Festuca gigantea (L.) Vill. и др.].

Экскурсия по восточному макросклону горы Казбеги к леднику Гер-гети позволила проследить основные закономерности распределения высокогорной растительности в пределах поясов. Субальпийские луга и криволесья на высоте 2300—2400 м над ур. м. сменились альпийскими лугами и коврами, на смену которым с высоты 2900 м над ур. м. пришли несомкнутые группировки субнивальных растений. В составе альпийской растительности большую роль играют злаково-разнотравные [Alchemilla caucasica Bus., Polygonum viviparum L., Thalictrum alpinum L., Veronica gentianoides Vahl, Campanula biebersteiniana Schult., Minuartia aizoides (Boiss.) Bornm., Taraxacum stevenii DC., Sibbaldia parviflora Willd., Poa alpina Lñ и др.], злаковые (Nardus glabriculmis Sakalo), осоково-кобре-зиевые [Kobresia schoenoides (С. A. Mey.) Steud., K. capillifolia феспе.) Clarke, Carex buschiorumV. Krecz. и др. ] ковры и луга. На щебнистых осып-ных склонах от высоты 2900 м над ур. м. до снеговой линии (3100 м над ур. м) обитают единичные растения и несомкнутые группировки растений [Saxífraga exarata Willd., S. flagellaris Willd., Delphinium caucasicum C. A. Mey., Veronica minuta C. A. Mey., Corydalis alpestris C. A. Mey., Ziziphora puschkinii Adam., Alopecurus glacialisC. Koch, Senecio taraxa-cifolius (Bieb.) DC. и др.].

Не менее интересной была экскурсия по Дарьяльскому ущелью, вниз ло течению р. Терек. Здесь, на высоте около 1700 м над ур. м., высокогорные луга и криволесья сменяются среднегорными поясами растительности, контрастными на различных макросклонах долины. Верхнюю границу леса наряду с березовыми редколесьями составляют, особенно на скалистых склонах, сосновые (Pinus kochiana Klotzsch ex. С. Koch) леса. Ниже сосновых лесов на склонах северных и западных экспозиций широко лредставлены широколиственные (Tilia cordata Mill., T. caucasica Rupr., Carpinus caucasica Grossh., Quercus robur L. и др.) леса. Для склонов южных и восточных экспозиций характерно господство редколесной и на-горноксерофитно-степнои или фриганоидной растительности, с сообществами которой участники симпозиума познакомились в ущелье р. Армхи (бассейн р. Терек). Здесь на всхолмленных каменисто-мелкоземистых склонах долины на высотах 900—1000 м над ур. м. прослеживалось сочетание разнотравно-злаково-нагорноксерофитных (Astragalus denudatus Stev., Thymus daghestanicus Klok., Artemisia chamaemelifolia Vill., Stipa caucasica Schmalh., Festuca valesiaca Gaud., Carex buschiorum V. Krecz., Ono-brychis bobrovii Grossh., Scutellaria leptostegia Juz., Salvia kuznetzowii Sosn. и др.) и богаторазнотравно-злаковых [Stipa capillata L., S. caucasica Schmalh., Festuca valesiaca Gaud., Koeleria cristata PeTs.,Dianthus caucaseus Smith, Betónica ossetica (Borm.) Chinth., Medicago glutinosa Bieb., Campanula dariali Char., Poly gala anatolica Boiss. et Heldr. ] сообществ с участием Juniperus oblonga Bieb., J. depressa Stev., Cerasus incana (Pall.) Spach и др.

Знакомство со своеобразной фриганоидной растительностью, характерной для переднеазиатских горных стран и фрагментарно представленной в горах Кавказа и Южной Европы, было чрезвычайно полезным для составителей общеевропейской карты, вызвало оживленную дискуссию

и позволило уточнить место и роль этой растительности в системе картируемых подразделений.

Прекрасная организация международного симпозиума и экскурсий позволила обсудить широкий круг актуальных вопросов картографирования горной растительности, познакомиться с основными закономерностями растительности в районе стационара Казбеги. Успех столь ответственного и многопланового симпозиума несомненно связан с талантом его организаторов — представителей Международного экологического общества — Г. Н. Нахуцришвили, В. Лархера, А. Чернуски, высокой квалификацией руководителей экскурсий Р. И. Гагнидзе, М. А. Иванишвили* а также живым участием, добрым отношением и вниманием всех сотрудников стационара и Института ботаники АН ГССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.