Научная статья на тему 'Вопросы качества медицинской помощи в подготовке специалистов с высшим сестринским образованием'

Вопросы качества медицинской помощи в подготовке специалистов с высшим сестринским образованием Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
227
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / MEDICAL CARE / КАЧЕСТВО / QUALITY / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ВЫСШЕЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGH NURSING EDUCATION / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / TRAINING PROGRAM / ЭЛЕКТИВ / ELECTIVE COURSE / ТЕМАТИЧЕСКОЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / COURSE FOR IMPROVING QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воробьев П.А., Авксентьева М.В., Камынина Н.Н., Скачкова Е.Н., Лукъянцева Д.В.

В рамках существующей образовательной подготовки менеджеров сестринского дела недостаточно часов отводится на изучение вопросов качества сестринской помощи и стандартизации сестринской деятельности как одному из инструментов управления качеством. В статье описан разработанный в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова комплекс учебных программ для студентов и выпускников факультета высшего сестринского образования: электив «Качество сестринской помощи» и цикл тематического усовершенствования «Организация деятельности руководителя сестринской службы в области стандартизации медицинских (сестринских) услуг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробьев П.А., Авксентьева М.В., Камынина Н.Н., Скачкова Е.Н., Лукъянцева Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical care quality issues in training programs for nurses with high education

Current training programs for nurses with high education do not include enough information about medical care quality management. The article describes new programs created at Moscow medical academy. Two programs were made, the elective training course «Nursing care quality» and training course for improving qualification «The nursing care managers' activities in the field of standardization».

Текст научной работы на тему «Вопросы качества медицинской помощи в подготовке специалистов с высшим сестринским образованием»

ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ СЕСТРИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

П.А. Воробьев, М.В. Авксентьева, H.H. Камынина, E.H. Скачкова, Д.В. Лукъянцева, Т.Б. Свиридова, А.В. Гажева, А.А. Чельцова, H.A. Соловьева, А.В. Новожилов, А.С. Лутиков, О.В. Логвинова, Я.С. Габоян, Л.Б. Шубина, А.В. Пьяных, Ю.В. Анохина

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Одной из основных задач здравоохранения, сформулированной в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ и Программе государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, является оказание качественной и доступной медицинской помощи населению с учетом недостаточного финансирования отрасли и территориальных организационно-экономических особенностей.

Качество медицинской помощи обеспечивается всеми составляющими элементами системы здравоохранения: материально-техническим оснащением, научными, организационными, финансовыми, информационными ресурсами. Значительную роль в обеспечении качества играют хорошо подготовленные, квалифицированные медицинские кадры (руководители медицинских учреждений, врачи, средний медицинский персонал).

В процессе реформирования системы здравоохранения пересматривается роль сестринского

персонала в сторону увеличения самостоятельности и расширения профессиональных компетенций. Однако сложившиеся традиционные подходы к лечебно-диагностическому процессу пока отводят медицинским сестрам роль исполнителя предписаний врача. В этих условиях при оценке качества медицинской помощи (услуги) следует четко представлять, что в конечном результате в работе врача заложена немалая доля результата деятельности медицинской сестры. Без медицинских сестер система здравоохранения не способна обеспечить население общедоступной и высококвалифицированной помощью. Медицинские сестры имеют реальные потенциальные возможности для удовлетворения потребностей населения в доступной и качественной помощи.

Очевидно, что организация деятельности медицинского персонала в соответствии с профессиональными стандартами выполнения конкретных медицинских услуг будет способствовать

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

повышению качества оказываемой медицинской помощи, ее адекватной стоимостной оценке. Но необходимо отметить, что стандартов, посвященных именно сестринской деятельности, не утверждено на данный момент ни одного.

Решение вопросов совершенствования качества сестринской помощи включает в себя много составляющих. Однако главной задачей является выбор приоритетных направлений достижения конечного результата, а именно надлежащей качественной сестринской помощи. Многие влияющие на качество сестринской помощи факторы зависят лично от медицинской сестры или от всего сестринского коллектива, также ряд факторов может выходить за рамки сестринской компетенции и находиться на уровне политических или административных полномочий.

Введение в действие Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» изменило законодательные основы деятельности по стандартизации в РФ, что обусловило необходимость актуализации нормативно-правовой документации в сфере стандартизации в здравоохранении.

В настоящий момент ведется активная работа по приведению системы стандартизации в здравоохранении в соответствие с новыми законодательными основаниями. Национальные стандарты могут использоваться во всех медицинских организациях РФ, их применение будет способствовать решению всех тех задач, которые в принципе могут решать все стандарты: защита прав пациентов и медицинских работников; планирование объемов медицинской помощи и расчет необходимых затрат; проведение экспертизы и оценки качества медицинской помощи больным с определенным заболеванием, синдромом или в определенной клинической ситуации, планирование мероприятий по их совершенствованию; выбор оптимальных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для конкретного пациента.

Учитывая происходящие в отечественном здравоохранении изменения, руководитель сестринской службы лечебного учреждения может и должен организовать работу среднего медицинского персонала по разработке стандартов медицинской деятельности, обеспечивающих качественное оказание медицинской помощи.

Важная роль в управлении деятельностью сестринского персонала отводится менеджерам сестринского дела (специалистам с высшим

сестринским образованием). Именно эта категория руководителей реализуя на практике основные функции управления, стимулирует сестринский персонал к обеспечению в учреждении благоприятных и безопасных условий для лечения и реабилитации пациентов путем улучшения качества деятельности сестринского персонала.

Однако в рамках существующей государственной образовательной подготовки менеджеров сестринского дела (будущих руководителей сестринских служб, а категория сестринского персонала является в лечебном учреждении наиболее многочисленной) на изучение вопросов качества сестринской помощи отводится крайне малое количество учебных часов, отсутствуют элективы и факультативы, рассматривающие данные вопросы.

Анализ результатов анкетирования руководителей сестринских служб учреждений практического здравоохранения, проведенного в 2005 г. сотрудниками Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, показал низкий уровень информированности главных и старших медицинских сестер в вопросах качества оказываемой сестринской помощи, ее обеспечения на уровне лечебного учреждения (структурного подразделения), использования нормативно-правовой базы для создания стандартов сестринской деятельности и др.

Для решения данной проблемы коллективом преподавателей Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова был разработан комплекс учебных программ «Качество сестринской помощи, оказываемой в лечебном учреждении» для студентов и выпускников факультета высшего сестринского образования (ВСО): электив «Качество сестринской помощи», цикл тематического усовершенствования «Организация деятельности руководителя сестринской службы в области стандартизации медицинских (сестринских) услуг».

Задачами научно исследовательской работы стали:

— Анализ научно-методической, нормативно-правовой документации, иных доступных информационных источников по проблеме качества сестринской помощи.

— Разработка требований к уровню освоения содержания программы электива «Качество сестринской помощи» (72 ч) для студентов факультета ВСО и программы тематического усовершенствования «Организация деятельности руководителя сестринской службы в области стандартизации медицинских (сест-

ринских) услуг» (144 ч) для специалистов по управлению сестринской деятельностью. — Разработка рекомендаций по методике преподавания электива и цикла тематического усовершенствования для преподавателей факультетов ВСО и кафедр послевузовского образования специалистов по управлению сестринской деятельностью.

Учебные программы были созданы на основе принципа преемственности знаний и умений, приобретаемых на этапе дипломного обучения с последующим их расширением и углублением на этапе послевузовского обучения специалистов по управлению сестринской деятельностью.

Разработка требований к уровню освоения электива и цикла тематического усовершенствования проводилась с учетом действующей нормативно-правовой базы, определяющей содержание подготовки (Государственный образовательный стандарт по специальности 040600 — сестринское дело) и характер деятельности выпускника факультета ВСО в учреждениях практического здравоохранения (приказ Минздрава России от 13 сентября 2002 г. № 288 «О специалисте по управлению сестринской деятельностью»).

Введение электива «Качество сестринской помощи» на додипломном уровне направлено на создание определенного представления о проблеме качества сестринской помощи, ознакомление студентов с содержанием их будущей работы в части обеспечения необходимых условий для качественной работы сестринского персонала.

Умения, приобретенные выпускником факультета ВСО на послевузовском уровне в интернатуре (раздел «Качество сестринской помощи»), расширяются за счет обучения на цикле тематического усовершенствования именно в части стандартизации сестринской деятельности, что полностью соответствует потребностям современного практического здравоохранения.

В ходе определения основных умений, приобретаемых в рамках электива и цикла тематического усовершенствования, были определены соответствующие компетенции. Учитывая, что требования к описанию компетенций (точности формулировок) в настоящее время не определены, а анализ доступных источников показал частое совпадение формулировок с описанием требований к знаниям и умениям, в основу описания разработанных компетенций был положен принцип описания действия, часто выпол-

няемого специалистом в рамках своей профессиональной деятельности.

Ожидается, что результаты выполненной работы будут востребованы в системе додипломного образования менеджеров сестринского дела и послевузовского образования специалистов по управлению сестринской деятельностью следующим образом.

— На уровне додипломного образования:

— в процесс обучения на факультете В СО будет включен электив «Качество сестринской помощи» (72 ч), основой для проведения которого является разработанная программа;

— обучение в рамках электива расширит область применения получаемых в процессе обучения на факультете ВСО управленческих знаний, умений, навыков.

— В системе послевузовского образования специалистов по управлению сестринской деятельностью:

— в процесс обучения специалистов по управлению сестринской деятельностью будет включен цикл тематического усовершенствования «Организация деятельности руководителя сестринской службы в области стандартизации медицинских (сестринских) услуг» (144 ч), основой для проведения которого является разработанная программа;

— обучение в рамках тематического усовершенствования расширит компетенции руководителей сестринских служб в области управления качеством сестринской помощи.

Разработанные рекомендации по методике преподавания позволят повысить качество преподавания электива и цикла тематического усовершенствования преподавателями, задействованными в их реализации на факультете ВСО и в системе послевузовской подготовки специалистов по управлению сестринской деятельностью.

Программы электива и тематического усовершенствования построены блоками (разделами), каждый из которых содержит обширную информацию по определенной проблеме. Разделы программ могут быть использованы не только для организации учебного процесса, но и для проведения научно-практических конференций или являться определенными узловыми направлениями методической и научной работы в сестринском деле. Обе программы предусматривают чтение лекций, практические занятия, самостоятельную работу студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.