Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ В СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ В СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ТОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ТОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ДУХОВЕНСТВО / АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ / ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ / ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зноско Юрий Анатольевич

Приводится краткий историографический обзор исследований, посвященных истории Томской епархии и входящей в ее состав Алтайской духовной миссии, ее территориально-административного делению, духовенству, направлениям деятельности. Выделены четыре научные школы (Алтайская, Кемеровская, Новосибирская и Томская), изучающие различные аспекты православия на территории Западной Сибири, определены их особенности, основные авторы и их труды. Отмечена необходимость проведения комплексного пространственного анализа динамики развития Томской епархии. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зноско Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF STUDYING THE HISTORY OF THE TOMSK DIOCESE IN MODERN HISTORICAL RESEARCH

The article is devoted to the study of the issues of modern historiography of the Tomsk diocese. In the course of the research, the author identifies four main centers for the study of local church history in Western Siberia, which differ in local historiosophical traditions, approaches, issues and problems raised. The Altai school is characterized by a great research interest in the history of the Altai spiritual Mission and, accordingly, the issues of missionary work, as well as the extensive use of methods of historical geoinformatics. The experience of cartographic reconstruction, produced on the basis of church documentation, seems to be potential for the analysis of demographic, socio-economic, and cultural processes. The Kemerovo School of Church researchers is the most numerous. It is distinguished by a fundamental approach to research and a wide range of issues under consideration, such as monastic and church construction, the parish system, the relationship between the Orthodox clergy and Old Believers, parish education, etc. In Novosibirsk the appeal to the history of the church and church documentation made it possible to significantly expand the source base on the issues of worldview, education, management, and economy of the region, but in recent years the roles and functions of the clergy have been actively studied through certain aspects of their activities such as the fight against drunkenness, health education, charity, etc. The Tomsk school mainly considers the church through biographies and the worldview of the clergy, as well as in the context of the development of Siberia and its socio-political life. Common to all regions are the following: broad study of issues related to the repressions against the clergy that occurred after 1917; local history and search activities to fill in the lost information about churches, clergy. Thus, the author comes to the conclusion about decentralization of study of this issue, which has both positive and negative features. Each of these centers of study has its own scientific school, its own traditions, interests and a set of methodological technologies. The article notes that the list of issues, subjects, problems, in which the clergy of the Tomsk diocese are studied, has been rapidly expanding in recent years, and previously unprocessed documents are being introduced into scientific circulation. The author also expressed the need to more actively use GIS technologies and methods of spatial analysis, which will make it possible to study the territorial and administrative division more systematically, as well as the dynamics of social processes and the influence of topogeographic factors on them in the context of migration processes to Siberia. The author declares no conflicts of interests.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ В СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 77

Tomsk State University Journal of History. 2022. № 77

Научная статья

УДК 94(570) + 930.2+271.2

doi: 10.17223/19988613/77/14

Вопросы изучения истории Томской епархии в современных исторических исследованиях

Юрий Анатольевич Зноско

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия Средняя школа № 153, Новосибирск, Россия znoskoJ868@gmail. com

Аннотация. Приводится краткий историографический обзор исследований, посвященных истории Томской епархии и входящей в ее состав Алтайской духовной миссии, ее территориально-административного делению, духовенству, направлениям деятельности. Выделены четыре научные школы (Алтайская, Кемеровская, Новосибирская и Томская), изучающие различные аспекты православия на территории Западной Сибири, определены их особенности, основные авторы и их труды. Отмечена необходимость проведения комплексного пространственного анализа динамики развития Томской епархии.

Ключевые слова: Русская православная церковь, Томская епархия, Томская губерния, духовенство, Алтайская духовная миссия, церковная история, церковно-административное деление

Для цитирования: Зноско Ю.А. Вопросы изучения истории Томской епархии в современных исторических исследованиях // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 77. С. 115-123. doi: 10.17223/19988613/77/14

Original article

Questions of studying the history of the Tomsk diocese in modern historical research

Yuri A. Znosko

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation Secondary School No. 153, Novosibirsk, Russian Federation znoskol868@gmail. com

Abstract. The article is devoted to the study of the issues of modern historiography of the Tomsk diocese. In the course of the research, the author identifies four main centers for the study of local church history in Western Siberia, which differ in local historiosophical traditions, approaches, issues and problems raised. The Altai school is characterized by a great research interest in the history of the Altai spiritual Mission and, accordingly, the issues of missionary work, as well as the extensive use of methods of historical geoinformatics. The experience of cartographic reconstruction, produced on the basis of church documentation, seems to be potential for the analysis of demographic, socio-economic, and cultural processes. The Kemerovo School of Church researchers is the most numerous. It is distinguished by a fundamental approach to research and a wide range of issues under consideration, such as monastic and church construction, the parish system, the relationship between the Orthodox clergy and Old Believers, parish education, etc. In Novosibirsk the appeal to the history of the church and church documentation made it possible to significantly expand the source base on the issues of worldview, education, management, and economy of the region, but in recent years the roles and functions of the clergy have been actively studied through certain aspects of their activities such as the fight against drunkenness, health education, charity, etc. The Tomsk school mainly considers the church through biographies and the worldview of the clergy, as well as in the context of the development of Siberia and its socio-political life. Common to all regions are the following: broad study of issues related to the repressions against the clergy that occurred after 1917; local history and search activities to fill in the lost information about churches, clergy. Thus, the author comes to the conclusion about decentralization of study of this issue, which has both positive and negative features. Each of these centers of study has its own scientific school, its own traditions, interests and a set of methodological technologies. The article notes that the list of issues, subjects, problems, in which the clergy of the Tomsk diocese are studied, has been rapidly expanding in recent years, and previously unprocessed documents are being introduced into scientific circulation. The author also expressed the need to more actively use GIS technologies and methods of spatial analysis, which will make it possible to study the territorial and administrative division more systematically, as well as the dynamics of social processes and the influence of topogeographic factors on them in the context of migration processes to Siberia.

© Ю.А. Зноско, 2022

Keywords: Russian Orthodox Church, Tomsk diocese, Tomsk province, clergy, Altai spiritual mission, church history, church-administrative division

For citation: Znosko, Y.A. (2022) Questions of studying the history of the Tomsk diocese in modern historical research. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 77. pp. 115— 123. doi: 10.17223/19988613/77/14

Вопросы, связанные с историей Русской православной церкви, на сегодняшний день активно разрабатываются на различных уровнях. Особенно историков привлекает период XIX - начала XX в. Связано это с множеством факторов, среди которых можно выделить открытие церковных фондов архивами и музеями для исследователей, удовлетворительную степень сохранности церковной документации, появление и развитие множества направлений исторической науки, а также стремление восполнить пробелы в исследовании церкви, связанные с отношением к данной теме советской идеологии. Исходя из этого мы определили необходимость краткого историографического обзора изучения Томской епархии Русской православной церкви для определения направления будущих исследований.

Интерес ученых к региональным аспектам церковной истории возрос после 1993 г., когда был издан справочник по документам РПЦ, хранящимся в центральных и региональных архивах [1, 2]. Так, в период 1992-2001 гг. появились труды посвященные истории Санкт-Петербургской, Иркутской, Тобольской, Астраханской, Пензенской, Владивостокской и Приморской, Самарской, Екатеринбургской и других епархий. За последние 20 лет сфера изучения жизни РПЦ в досоветском обществе значительно расширилась: социокультурное значение РПЦ в образовании, просвещении, миссионерстве, политической жизни общества; история регионов, благочиний, приходов, отдельных монастырей и храмов; биографии представителей духовенства; церковная мемуаристика; анализ церковных СМИ; религиозная география; взаимодействие с другими конфессиями. Это лишь некоторые из актуальных и активно развивающихся сегодня направлений изучения истории церкви. Одним из таких вопросов является история Томской епархии, ее роль и влияние на другие сферы жизни.

Томская епархия в начале XX в. включала в себя территории современных Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Алтайского края, Республики Алтай, часть территории Казахстана, Красноярского края и Тюменской области. Данный факт отразился и на изучении местной церковной истории в XXI в. Сложилось несколько самостоятельных, но взаимодополняющих направлений исследования Томской епархии. При этом работы отражают традиции, подходы и имеющийся опыт той научной школы, к которой принадлежал исследователь, а на объекты их интересов во многом влияет содержание документальных источников, которые доступны исследователям в родном регионе. Так, условно можно выделить четыре школы: Алтайскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Томскую.

Характерными чертами Алтайской школы церковной истории можно назвать системный подход, широкий круг рассматриваемых вопросов, использование

ГИС-технологий для пространственного анализа. При этом поле внимания алтайских исследователей, как правило, территориально, не выходит за границы Алтая. Во многом это связано с Алтайской духовной миссией (АДМ) - структурным подразделением РПЦ на территории Алтая, которое во многих вопросах было автономно от епархиального руководства, подчиняясь напрямую Святейшему Синоду.

Заментый импульс изучению православия в Западной Сибири, а особенно на Алтае, дала публикация ключевых документальных источников по церковной истории [3].

Значительную работу по сбору, поиску и обнародованию материалов по Алтайской духовной миссии провел протоиерей Ю.А. Крейдун. Помимо публикации документальных и визуальных архивных документов по культовым сооружениям Алтайской духовной миссии, были составлены компьютерные объемные проекции ряда зданий на основе чертежей и фотоматериалов, что может быть использовано как в учебно -информационных целях, так и в научной реконструкции архитектуры [4]. Данный автор также рассмотрел строительный процесс, архитектурную стилистику и провел ряд экспедиций с использованием археологических и этнографических методов, пытаясь ответить на нетривиальный вопрос: «Как строили храмы?», -и составил проект всей технологической цепочки строительства культовых сооружений в XIX - начале XX в. [5]. Также Ю.А. Крейдун провел обстоятельное исследование истории АДМ, ее структуры, подразделений и миссионерской деятельности [6].

Большой вклад в изучение АДМ внесла Н.В. Расо-ва [7]. Она уточнила и дополнила хронику развития миссии, дала характеристику ее служащим и собрала документальные и мемуарные сведения, дающие оценку их деятельности. Развитие и эволюцию системы женских обителей на территории Алтая, а также их просветительскую и благотворительную деятельность рассмотрела А.П. Адлыкова [8]. Становление и развитие миссионерства изучал и В.Ю. Софронов, но в более широких временных (конец XVII - конец XX в.) и территориальных (миссии Западной Сибири) границах [9]. Отличительными чертами его работы стали сравнительный анализ Алтайской миссии с Обдорской, Кондин-ской и Сургутской миссиями, рассмотрение методов и результатов взаимодействия православной миссии с представителями других конфессий, старообрядчества, различных сект. Роль и деятельность РПЦ в контексте Столыпинской реформы на Алтае обозначили в коллективной монографии В.Н. Разгон, А.А. Храм-ков, К.А. Пожарская [10].

Нельзя обойти вниманием и развитие в среде алтайских историков такого направления, как историческая геоинформатика. Данная технология позволяет

обобщить картографическую, статистическую и текстовую информацию из различных источников и создать уникальный информативный картографический продукт, на основе которого можно визуализировать различные исторические процессы, проследить связи и закономерности, неочевидные ранее. Одним из признанных специалистов в этой сфере исследований является В.Н. Владимиров, чей ученик М.Е. Чибисов применил опыт перенесения информации текстовых источников, а именно клировых ведомостей, в графический формат с использованием ГИС-технологий [11]. Им были составлены карты приходов Барнаульского духовного правления с указанием различных параметров, что дает обширную базу для пространственного анализа. Однако по данным картам невозможно проследить динамическое различие приходских и волостных границ, границы благочиний, центры приходов и населенные пункты, входящие в них. Д.Е. Сарафанов осуществил картографическую реконструкцию демографической картины Барнаула XIX в. на основе документации церковно-приходского учета населения [12], а также критический анализ такого типа источников, проведя сравнение данных церковных и светских органов управления [13]. Подобный подход к обработке и использованию источников дает потенциал для изучения не только демографических, но и социально-экономических, культурных и других процессов.

Кемеровская школа исследователей Томской епархии выделяется фундаментальным подходом в своих работах, используя основной массив источниковой базы, а также вводя в научных оборот необработанные ранее документы. Важную роль в дальнейших исследованиях сыграла источниковедческая работа В.В. Шиллера [14], в которой были определены основные методики и практики использования в исторических исследованиях церковной документации. Количество приходов Томской епархии, их социальный состав, состав причта и его взаимодействие с прихожанами изучил А.М. Адаменко [15]. Сбор сведений о каждом приходе позволил отобразить общую картину приходской структуры. Критериями для обобщения были выбраны приходская церковь и населенный пункт, где она находилась, а также количество представителей каждого из сословий. К данным за 1914 г. добавляется количество населенных пунктов в приходе, количество православных, раскольников и язычников, состав причта, обеспеченность землей и жилым помещением, источники содержания причта, однако за этот год не приводятся сведения о сословном составе прихода. К тому же большой временной промежуток между сводными данными (1855, 1875 и 1914 гг.) не дает полной возможности отследить динамику изменения прихода, его размеров, кадрового и материального обеспечения, а также оценить влияние факторов, связанных с активным переселением в Западную Сибирь в конце XIX - начале XX в.

Вопрос развития монастырской сети, роль и место монастырей в управленческой, миссионерской, общественной и хозяйственной жизни Томской епархии стал объектом изучения В.А. Овчинникова [16]. Им были рассмотрены динамическое развитие монасты-

рей и обителей, их типологизация, характеристика и численность монашествующих лиц, а также приведены примеры процедуры открытия новых монастырей и обителей. Развитие православия в Кузбассе изучалось Л.А. Тресвятским [17]. Рассматривая историю развития отдельных приходов, церквей и их причта, автору удалось собрать и обработать колоссальный объем документов и ввести их в научный оборот, но, к сожалению, период XX в. в его работах отражен слабо. В данном контексте нельзя не упомянуть коллективную монографию об истории строительства, архитектурно-стилевых особенностях православных храмов на территории современной Кемеровской области [18].

Развитие, положение и организацию системы церков-но-приходского образования изучила Ю.Ю. Гизей [19]. Ею проведен системный анализ места и роли церковно -приходской школы в системе начального образования Западной Сибири, деятельности Томского епархиального училищного Совета в организации образовательного процесса, дана характеристика образа учительского персонала. Однако вопросы процесса и оценки подготовки педагогических кадров остается, на наш взгляд, не полностью проработанным, а именно не дана оценка качества курсов учительской подготовки.

Старообрядцы и инородцы в пореформенный период занимали особое место в социальной структуре Российской империи. К началу XX в. санкционная политика по отношению к ним со стороны православной церкви и государства ослабевает, создается и поддерживается система единоверческих церквей, и в связи с этим они становятся более «открытыми» для статистического учета и анализа, который осуществлялся епархиальным начальством. Благодаря этому К.Ю. Иванову удалось рассмотреть положение и статус сибирского старообрядчества и его взаимоотношения с православным духовенством [20].

Алтайская духовная миссия также интересовала кузбасских исследователей. Так, в 1996 г. Д.В. Кацюба обобщил наработки исторической науки по вопросам данной миссии на тот момент, что стало опорой для следующего поколения исследователей [21].

Одна из основных работ по истории Томской епархии принадлежит О.Н. Устьянцевой (Тереховой) [22]. Она дала институциональные характеристики Томской епархии как управленческой структуре, выполняющей ряд социальных и культурных функций, проанализировала в динамике ее общее состояние, процесс хра-мостроительства, социальное и финансовое положение духовенства. Автором проведен анализ изменений территориально-административного деления епархии, просчитана динамика роста приходов и дано сравнение местных тенденций с общегосударственными, однако ряд вопросов остался незатронутым или не до конца раскрытым. Среди таких вопросов движение приходских и благочинных границ, проблема приписки населения к приходам, отсутствие визуализации динамики количественных и качественных статистических показателей церковного административно -территориального деления, проблемы, вызванные различиями границ светской и духовной власти, особенно при выполнении государственных обязанностей.

Обобщенный опыт кузбасских исследователей Томской епархии был собран в виде коллективной монографии [23].

В Томске, что удивительно, проблемы истории Томской епархии XIX - начала XX в. специально практически не изучалась. Исключение составляет монография В.П. Бойко, С.В. Смокотина и Е.В. Ситниковой о храмовом строительстве в Томской губернии [24]. Фактически это издание незащищенной диссертации безвременно почившего иерея С.В. Смокотина по истории деятельности РПЦ в Томской губернии, дополненное иллюстрациями храмов и чертежей церквей. Можно отметить лишь несколько работ, посвященных биографическому обзору томских архиереев [25] и проведенных томскими учеными на должном уровне. Трансформации, культурные и ментальные характеристики сибирского старообрядчества основательно изучила Е.Е. Дутчак [26]. Различные аспекты деятельности РПЦ рассмотрены при изучении колонизации Сибири [27], ее хозяйственного освоения [28] и общественно-политической жизни [29].

В Новосибирске роль православной церкви в региональных исторических процессах и различные аспекты ее деятельности попали в поле научных интересов с начала 1980-х гг. Пионером данного направления была Н.Д. Зольникова. Именно она во многом заложила основу и обозначила вектор дальнейших исследований региональных конфессиональных обществ. Обозначенные ею вопросы - взаимодействие церкви и государства [30], состояние приходской системы [31], изучение культуры и быта различных региональных ветвей старообрядчества [32]. Это позволило уже к концу 1980-х гг. использовать материалы духовного ведомства для дополнения картины исторических процессов, происходивших в конце XIX - начале XX в, например, в просвещении, где без изучения церковного образования, которое к тому периоду занимало с переменным успехом более половины рынка начального образования, невозможно было дать объективную оценку. Обращение к этим материалам позволило К.Е. Зверевой полноценно представить организацию и процесс начального образования в указанный период [33]. Позднее данный вопрос развивали в своих работах А.В. Ремнёв [34], Е.И. Соловьёва, Д.В. Константинов [35]. Использовав наработки коллег, а также изучив ранее недоступные документы церковного делопроизводства, Т.В. Батурина смогла дать характеристику роли и влияния православной церкви на переселенческие процессы в Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. [36].

Открытие доступа исследователям к церковным фондам архивов и избавление от идеологических ограничений в конфессиональном вопросе позволили М.М. Громыко [37] и Н.А. Миненко [38] системно изучить культурологические и мировоззренческие вопросы сибирского населения. Именно они во многом определили современное представление о роли религии в культурной жизни сибиряков. Однако в наши дни актуальным и востребованным становится вопрос об особенных социокультурных характеристиках самого духовенства, как его отдельных представителей, так и

группы в целом. Так, образ священника-миссионера, формируемый и транслируемый через церковную периодическую печать, детально разобрала Н.А. Лысенко [39], определив, что епархиальное руководство старалось представить миссионера исследователем, первооткрывателем и проводником для инородцев в цивилизованный мир. И, несмотря на критику, этот образ был довольно устойчив. В свою очередь, социокультурный облик духовенства как отдельного класса с набором особенных характеристик рассмотрела А.В. Васильева [40].

На сегодняшний день мы имеем целый ряд работ, которые обозревают различные направления деятельности духовенства Томской епархии, что дает в итоге более объективную картину ее значения, масштаба влияния и взаимодействия с обществом. Среди таких направлений можно выделить роль церкви в культурно-массовой жизни [41], борьбу с пьянством [42], попечение бедных и сирот [43], санитарную и медицинскую деятельность [44], миссионерство и борьбу с сектантством [45], благотворительность [46], женские объединения [47]. Также здесь стоит отметить контекстное изучение роли духовенства в глобальных процессах на региональном уровне. В первую очередь это связано с деятельностью представителей церкви в период Первой мировой войны, события, которое на территории Томской губернии изучали Ю.А. Фабрика [48], И.А. Еремин [49], А.И. Тимошенко, В.В. Введенский [50], М.В. Шиловский [51]. Последний также рассматривал политическое и общественное влияние духовенства региона в условиях революции 1904-1905 гг. [52], а также революционных событий 1917 г. [53].

Отдельно стоит выделить работы, посвященные истории православной церкви в условиях революций 1917 г., Гражданской войны, отдельных вех советского государства. Одним из первых в современной России проблемы взаимоотношений советской власти и церкви обозначил М.Л. Белоглазов [54]. Им определено, что главными сложностями, с которыми столкнулась церковь, были внутренний раскол и репрессивные меры со стороны государства. Одним из специалистов по истории церкви 1920-х гг. является С.Г. Петров [55]. Публикация документов центральных архивов, иллюстрирующих действия государства по отношению к церкви, осуществленная им в соавторстве с академиком Н.Н. Покровским, дала неоценимую источнико-вую базу для изучения взаимоотношений советской власти и духовенства в раннесоветский период [56], а анализ и критика этого корпуса документов позволяет использовать их более эффективно [57]. Вопрос дискриминации и репрессий духовенства со стороны советской власти является в наше время неполностью изученным вследствие слабой сохранности документальной базы, однако попытки оценить этот процесс стоит отметить. Так, ограничения в правах и свободах, вводимые государством против православного духовенства, и его реакцию на данную дискриминацию исследовала Д.Н. Москаленская [58]. Историю церковных репрессий на территории Томской области рассмотрели М.В. Фаст, Н.П. Фаст [59], В.Н. Уйманов [60], на Алтае - В.Ф. Гришаев [61], в Новосибирской

области - И.В. Затолокин [62]. Книги памяти жертв политических репрессий также содержат сведения о представителях духовенства. В последние годы они составляются и обновляются регионами: Томская область [63], Новосибирская область [64], Кемеровская область [65], Алтайский край [66], Республика Алтай [67].

Стоит также отметить интерактивную ГИС проекта «Родиновед», руководителем которого является уже упомянутый протоиерей И.В. Затолокин [68]. На данный момент на этой платформе собраны сведения о церквях, монастырях, архиерейских домах и других культовых православных сооружениях на территории бывшей Томской епархии. Эти данные включают: координаты местонахождения объекта, историю объекта, сведения о нынешнем состоянии (сохранилось / не сохранилось / восстановлено), информацию о служителях данных объектов, фотоматериалы. Несмотря на большой объем проделанной работы и обработанной информации, данный проект нельзя назвать полностью завершенным. Во-первых, акцент сделан в первую очередь на объекты, находящиеся на данный момент на территории Новосибирской области, охват других регионов, входивших в Томскую епархию, произведен, но не полностью. Во-вторых, отсутствует возможность хронологически на карте проследить развитие храмовой сети региона, хотя в представленном каталоге церквей есть возможность отсортировать их по году постройки. В-третьих, не показаны границы приходов

и благочиний, что не поволяет оценить, какие населенные пункты, не имеющие собственной церкви, к какой из соседних церквей были приписаны.

Резюмируя все вышеупомянутое, нужно отметить, что на сегодняшний день изучение Томской епархии, ее структуры, деятельности и представителей развивается в основных центрах, которые она ранее объединяла, что лишь подтверждает многогранную роль, которую церковь играла в Российской империи к началу XX в. В каждом из центров изучения имеются своя научная школа, свои традиции, интересы и набор методологических технологий. Такой подход не только позволяет внутри каждой школы готовить новых специалистов, передавать навыки опытным путем, но и свидетельствует о децентрализации научного сообщества, имеющей как позитивные, так и негативные стороны. Набор вопросов, сюжетов, проблем, в рамках которых изучается духовенство Томской епархии, постоянно расширяется, вводятся в научный оборот ранее необработанные документы. Однако использование пространственного анализа приходского и благочинного устройства Томской епархии остается одной из важнейших задач, решение которой будет способствовать системному и многофакторному представлению процессов, происходивших в территориально-административном делении, социальной структуре, выявлению влияния топогеографических факторов как на развитие приходской системы управления церкви, так и на процессы переселения в Западную Сибирь в начале XX в.

Список источников

1. История Русской Православной церкви в документах региональных архивов России : аннот. справ.-указ. / сост. М.В. Бельдова и др. М. :

Новоспас. монастырь, 1993. 681 с.

2. История Русской Православной церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга : аннот. справ.-

указ. / сост. М.В. Бельдова и др. М. : Новоспас. монастырь, 1995. 397 с.

3. Документы по истории церквей и вероисповедания в Алтайском крае. Барнаул, 1997. 407 с.

4. Крейдун Ю.А. Храмы, станы и монастыри Алтайской духовной миссии : чертежи, панорамы, 3Э-модели. Барнаул : Алт. дом печати, 2013.

287 с.

5. Крейдун Ю.А. Миссионерское храмоздательство на Алтае. Воссоздание облика утраченных храмов XIX - начала XX в. Барнаул : Алт. дом

печати, 2013. 262 с.

6. Крейдун Г., свящ. Алтайская духовная миссия в 1830-1919 годы: структура и деятельность. М. : Изд-во ПСТГУ, 2008. 200 с.

7. Расова Н.В. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви на Алтае в XIX - начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Новоси-

бирск, 2002. 287 с.

8. Адлыкова А.П. Монастыри Алтайской Духовной миссии во второй половине XIX - начале XX века : дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск,

2003. 214 с.

9. Софронов В.Ю. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви в Западной Сибири в конце XVII - начале XX веков : дис. ...

канд. ист. наук. Барнаул, 2007. 450 с.

10. Разгон В.Н., Храмков А.А., Пожарская К.А. Столыпинские мигранты в Алтайском округе. Барнаул : Азбука, 2013. 346 с.

11. Чибисов М.Е. Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа (1804-1864 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 2006. 243 с.

12. Сарафонов Д.Е. Материалы церковно-приходского учета населения как источник для изучения численности и демографического развития населения Барнаула в XIX в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 2006. 27 с.

13. Сарафонов Д.Е. Опыт сравнительного анализа материалов церковно-приходского и административного учетов населения (на примере населения Барнаула XIX в.) // Материалы церковно-приходского учета населения как историко-демографических источник / под ред. В.Н. Владимирова. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2007. С. 217-240.

14. Шиллер В.В. Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX - XX в. (источники и методы изучения) : авто-реф. дис. . канд. ист. наук. Кемерово, 2004. 30 с.

15. Адаменко А.М. Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVIII - начале XX века. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2014. 190 с.

16. Овчинников В.А. Православные монастыри, архиерейские дома и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2002. 26 с.

17. Тресвятский Л.А. Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2013. 267 с.

18. Кимеев В.М., Кандрашин Д.Е., Усольцев В.Н. Православные храмы Кузбасса. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1996. 307 с.

19. Гизей Ю.Ю. Церковно-приходская школа Западной Сибири конца XIX - начала XX вв. (по материалам Томской Епархии) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2004. 24 с.

20. Иванов К.Ю. Старообрядчество юга Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX века : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2001. 272 с.

21. Кацюба Д.В. Алтайская Духовная миссия. Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. Кемерово : Изд-во КемГУ, 1996. 155 с.

22. Устьянцева О.Н. Томская епархия в конце XIX - начале XX века : дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2003. 259 с.

23. Русская православная церковь юга Западной Сибири (Х1Х-ХХ вв.) : исторические очерки / А.М. Адаменко, Ю.Ю. Гизей, А.В. Горбатов и др. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2007. 319 с.

24. Бойко В.П., Смокотин С.В., Ситникова Е.В. Православное храмовое строительство в Томской губернии в XVII - начале ХХ века. Томск : Изд-во ТГАСУ, 2021. 164 с.

25. Исаков С.А., Дмитриенко Н.М. Томские архиереи : биогр. словарь, 1834-2002. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. 111 с.

26. Дутчак Е.Е. Старообрядческие таежные монастыри: условия сохранения и воспроизводства социокультурной традиции (вторая половина

XIX - начало XXI в.) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Томск, 2008. 55 с.

27. Черная М.П. Роль христианизации в русской колонизации (XVII-XIX вв.) // Американский и Сибирский фронтир : материалы междунар. науч. конф. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1997. Вып. 2. С. 115-124.

28. Храпова Н.Ю. Место и роль Алтайской духовной миссии в процессе колонизации и хозяйственного освоения Горного Алтая (1828-1905 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1989. 24 с.

29. Общественно-политическая жизнь Томской губернии в 1880-1919 гг. / сост. В.П. Зиновьев, О.А. Харусь. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2013. Т. 1: 1880 - февраль 1917 г. 402 с.

30. Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск : Наука, 1981. 183 с.

31. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск : Наука, 1990. 288 с.

32. Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-XX вв.: проблемы творчества и общественного сознания. М. : Памятники истор. мысли, 2002. 466 с.

33. Зверева К.Е. Просвещение крестьянства Сибири в конце XIX - начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1988. 249 с.

34. Ремнёв А.В. Правительственный взгляд на церковное и школьное строительство в зоне Сибирской железной дороги на рубеже XIX-

XX веков // История культуры советского общества. Омск : ОмГУ, 1990. С. 67-70.

35. Соловьёва Е.И., Константинов Д.В. Деятельность фонда имени императора Александра III в церковно-школьном строительстве Сибири // Культурный потенциал Сибири в досоветский период. Новосибирск : Изд-во НГПИ, 1992. С. 105-114.

36. Батурина Т.В. Русская православная церковь и крестьянские переселения в Сибирь на рубеже XIX-XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1999. 204 с.

37. Громыко М.М. Мир русской деревни. М. : Молодая гвардия, 1991. 446 с.

38. Миненко Н.А. Культура русских крестьян Зауралья. М. : Наука, 1991. 222 с.

39. Лысенко Н.А. Идеал сибирского священника-миссионера в официальных периодических изданиях Русской православной церкви второй половины XIX - начала XX в. : дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2014. 222 с.

40. Васильева А.В. Социокультурный облик православного духовенства в Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2015. 261 с.

41. Дегальцева Е.А. Культурно-просветительские объединения Томской губернии в последней трети XIX - начале XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1999. 300 с.

42. Караваева Е.В. Из истории трезвеннического движения в Томской епархии (конец XIX - начало XX века) // Сибирский медицинский журнал. 2010. Т. 25, № 3-1. С. 96-101; № 4-1. С. 148-153.

43. Караваева Е.В. Призрение сирот при монастырях и женских общинах в последней четверти XIX - начале XX в. (на примере Томской епархии) // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-3. С. 95-100.

44. Караваева Е.В. Санитарно-просветительская и медицинская деятельность русской православной церкви среди сельского населения во второй половине XIX - начале XX в. (по материалам Томской губернии) : дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2011. 290 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Ильин В.Н. Противораскольническое братство святителя Димитрия, митрополита Ростовского в Томской епархии // Известия АлтГУ. 2013. № 4 (80). С. 157-161.

46. Быкасова Л.В. Благотворительность в истории культурной жизни Западной Сибири конца XVIII - начала XX века. Новокузнецк : СибГИУ, 2007. 164 с.

47. Катионов О.Н., Зноско Ю.А. Кружки дам духовного звания Томской губернии в годы Первой мировой войны // Интерэкспо-ГЕО-Сибирь-2016 : XII Междунар. науч. конгресс. Новосибирск : СГУГиТ, 2016. Т. 1. С. 26-30.

48. Фабрика Ю.А. Сибирь сражающаяся. Омский (Сибирский) военный округ в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Новосибирск : Сиб. кн. изд-во, 2014. Т. 1. 688 с.

49. Ерёмин И.А. Томская губерния как тыловой район России в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.). Барнаул : Изд-во БГПУ, 2005. 276 с.

50. Сибирский тыл в исторической динамике XX столетия: теория и практика реализации идеи / А.И. Тимошенко, В.В. Введенский, В.А. Ису-пов и др. Новосибирск : Параллель, 2016. 379 с.

51. Шиловский М.В. Первая мировая война 1914-1918 годов и Сибирь. Новосибирск : Автограф, 2015. 329 с.

52. Шиловский М.В. Православное духовенство и погромы в Сибири в конце 1905 г. // Сибирь на перекрестье мировых религий : материалы межрегион. науч.- практ. конф. Новосибирск, 2011. С. 132-135.

53. Шиловский М.В. Сибирские объединения РПЦ в революции 1917 г. (на примере Томской епархии) // Известия Иркутского государственного университета. Сер. История. 2017. Т. 21. С. 96-100.

54. Белоглазов М.Л. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае (октябрь 1917 - 1925 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1992. 19 с.

55. Петров С.Г. Новые данные об обновленческом Поместном соборе 1923 года // История Русской Православной Церкви в XX веке (19171933) : материалы конф., Сэнтендре (Венгрия), 13-16 ноября 2001 г. Сэнтендре, 2002. С. 259-283.

56. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. : в 2 кн. / изд. подгот. Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. Новосибирск : Сиб. хронограф ; М. : РОССПЭН, 1997-1998.

57. Петров С.Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской церкви (1921-1925 гг.) / отв. ред. Н.Н. Покровский. М. : РОССПЭН, 2004. 406 с.

58. Москаленская Д.Н. Православные священно- и церковнослужители-«лишенцы» Западной Сибири в середине 1920-х - середине 1930-х гг.: статус, облик, поведение : дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2017. 227 с.

59. Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская голгофа: материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск ; М. : Водолей, 2004. 560 с.

60. Уйманов В.Н. Ликвидация и реабилитация: политические репрессии в Западной Сибири в системе большевистской власти (конец 1919 -1941 гг.). Томск : Том. гос. ун-т, 2012. 562 с.

61. Гришаев В.Ф. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае. 2-е изд. Бийск : Бия, 2007. 238 с.

62. Ложок : из истории Искитимского «каторжного» лагеря. 4-е изд. / сост. И.В. Затолокин. Искитим, 2019. 200 с.

63. Боль людская : книга памяти жителей Томской области репрессированных в 1920-х - начале 1950-х гг. : в 3 т. 2-е изд., доп. и перераб. / сост. В.Н. Уйманов. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2016.

64. Книга памяти жертв политических репрессий в Новосибирской области / сост. и отв. ред. С.А. Папков. Новосибирск : К-2, 2018. Вып. 5. 382 с.

65. Сталинск. Годы репрессий (по материалам Новокузнецкого городского краеведческого музея) / авт.-сост. Л.И. Фойгт. Новокузнецк : Кузнецкая крепость, 1994. Вып. 1. 38 с.

66. Жертвы политических репрессий в Алтайском крае / отв. ред. Г.Н. Безруков. Барнаул : Управление архивного дела Администр. Алт. края, 1998. Т. 1: 1919-1930. 483 с.

67. Книга памяти жертв политических репрессий / сост. П.И. Чепкин, О.Н. Вразовская, Т.А. Бурак. Горно-Алтайск : Юч-Сюмер, 1996. Т. 1. 285 с.

68. Родиновед : сайт сибирских краеведов. URL: http://rodinoved.ru/ (дата обращения: 11.08.2021).

References

1. Beldova, M.V. et al. (eds) (1993) Istoriya Russkoy Pravoslavnoy tserkvi v dokumentakh regional'nykh arkhivov Rossii [The history of the Russian

Orthodox Church in the documents of the regional archives of Russia]. Moscow: Novospas. monastyr'.

2. Beldova, M.V. et al. (eds) (1995) Istoriya Russkoy Pravoslavnoy tserkvi v dokumentakh federal'nykh arkhivov Rossii, arkhivov Moskvy i Sankt-

Peterburga [The history of the Russian Orthodox Church in the documents of the Federal Archives of Russia, the archives of Moscow and St. Petersburg]. Moscow: Novospas. monastyr'.

3. Division of Archival Affairs of the Altai Territory Administration. (1997) Dokumenty po istorii tserkvey i veroispovedaniya v Altayskom krae [Docu-

ments on the history of churches and religion in the Altai Region]. Barnaul: Division of Archival Affairs of the Altai Territory Administration.

4. Kreydun, Yu.A. (2013a) Khramy, stany i monastyri Altayskoy dukhovnoy missii: chertezhi, panoramy, 3D-modeli [Temples, camps and monasteries

of the Altai Spiritual Mission: drawings, panoramas, 3D models]. Barnaul: Alt. dom pechati.

5. Kreydun, Yu.A. (2013b) Missionerskoe khramozdatel'stvo na Altae. Vossozdanie oblika utrachennykh khramov XIX — nachala XX v. [Missionary

church building in the Altai. Reconstruction of the appearance of the lost temples of the 19th - early 20th century]. Barnaul: Alt. dom pechati.

6. Kreydun, G. (2008) Altayskaya dukhovnaya missiya v J830-J9J9 gody: struktura i deyatel'nost' [Altai Spiritual Mission in 1830-1919: its structure

and activity]. Moscow: St. Tikhon's Orthodox University.

7. Rasova, N.V. (2002) Missionerskaya deyatel'nost' Russkoy Pravoslavnoy tserkvi na Altae v XIX — nachale XX vv. [Missionary activity of the Russian

Orthodox Church in the Altai in the 19th - early 20th century]. History Cand. Diss. Novosibirsk.

8. Adlykova, A.P. (2003) Monastyri Altayskoy Dukhovnoy missii vo vtoroy polovine XIX— nachale XX veka [Monasteries of the Altai Spiritual Mission

in the second half of the 19th - early 20th century]. History Cand. Diss. Novosibirsk.

9. Sofronov, V.Yu. (2007) Missionerskaya deyatel'nost' Russkoy Pravoslavnoy tserkvi v Zapadnoy Sibiri v kontse XVII — nachale XX vekov [Missionary

activity of the Russian Orthodox Church in Western Siberia in the late 17th - early 20th century]. History Cand. Diss. Barnaul.

10. Razgon, V.N., Khramkov, A.A. & Pozharskaya, K.A. (2013) Stolypinskie migranty vAltayskom okruge [The Stolypin migrants in the Altai District]. Barnaul: Azbuka.

11. Chibisov, M.E. (2006) Klirovye vedomosti kak istochnik po istorii prikhodov Barnaul'skogo dukhovnogo pravleniya Kolyvano-Voskresenskogo (Altayskogo) gornogo okruga (J804—J864 gg.) ["Klirovye Vedomosti" as a source on the history of parishes of the Barnaul Church Board of the Kolyvan-Voskresensky (Altai) Mountain District (1804-1864)]. History Cand. Diss. Barnaul.

12. Sarafonov, D.E. (2006) Materialy tserkovno-prikhodskogo ucheta naseleniya kak istochnik dlya izucheniya chislennosti i demograficheskogo razvitiya naseleniya Barnaula v XIX v. [Materials of the parish population registration as a source for studying the number and demographic development of the population of Barnaul in the 19th century]. History Cand. Diss. Barnaul.

13. Sarafonov, D.E. (2007) Opyt sravnitel'nogo analiza materialov tserkovno-prikhodskogo i administrativnogo uchetov naseleniya (na primere nasele-niya Barnaula XIX v.) [The comparative analysis of parish and administrative population records (a case study of the Barnaul population in the 19th century)]. In: Vladimirov, V.N. (ed.) Materialy tserkovno-prikhodskogo ucheta naseleniya kak istoriko-demograficheskikh istochnik [Materials of the parish population records as a historical and demographic source]. Barnaul: Altai State University. pp. 217-240.

14. Shiller, V.V. (2004) Etnokonfessional'noe vzaimodeystvie v Kemerovskoy oblasti v kontse XIX — XX v. (istochniki i metody izucheniya) [Ethno-confessional interaction in Kemerovo region in the late 19th - 20th centuries (sources and methods of study)]. Abstract of History Cand. Diss. Kemerovo.

15. Adamenko, A.M. (2014) Prikhody Russkoy pravoslavnoy tserkvi na yuge Zapadnoy Sibiri v XVIII — nachale XX veka [Parishes of the Russian Orthodox Church in the south of Western Siberia in the 18th - early 20th century]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat.

16. Ovchinnikov, V.A. (2002) Pravoslavnye monastyri, arkhiereyskie doma i zhenskie obshchiny Tomskoy eparkhii vo vtoroy polovine XIX — nachale XX vv. [Orthodox monasteries, episcopal houses and women's communities of the Tomsk diocese in the second half of the 19th - early 20th centuries]. Abstract of History Cand. Diss. Kemerovo.

17. Tresvyatskiy, L.A. (2013) Pravoslavie na Kuznetskoy zemle v dorevolyutsionnyy period [Orthodoxy in the Kuznetsk land in the pre-revolutionary period]. Novokuznetsk: MAOU DPO IPK.

18. Kimeev, V.M., Kandrashin, D.E. & Usoltsev, V.N. (1996) Pravoslavnye khramy Kuzbassa [Orthodox Churches of Kuzbass]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat

19. Gizey, Yu.Yu. (2004) Tserkovno-prikhodskaya shkola Zapadnoy Sibiri kontsa XIX — nachala XX vv. (po materialam Tomskoy Eparkhii) [The parochial school of Western Siberia of the late 19th - early 20th centuries (a case study of the Tomsk Diocese)]. Abstract of History Cand. Diss. Kemerovo.

20. Ivanov, K.Yu. (2001) Staroobryadchestvo yuga Zapadnoy Sibiri vo vtoroy polovine XIX — nachale XX veka [The Old Believers of the South of Western Siberia in the second half of the 19th - early 20th century]. History Cand. Diss. Kemerovo.

21. Katsyuba, D.V. (1996) Altayskaya Dukhovnaya missiya. Voprosy istorii, prosveshcheniya, kul'tury i blagotvoritel'nosti [Altai Church Mission. Questions of history, education, culture, and charity]. Kemerovo: Kemerovo State University.

22. Ustyantseva, O.N. (2003) Tomskaya eparkhiya v kontseXIX — nachaleXXveka [Tomsk Diocese in the late 19th - early 20th century]. History Cand. Diss. Kemerovo.

23. Adamenko, A.M., Gizey, Yu.Yu. & Gorbatov, A.V. (2007) Russkaya pravoslavnaya tserkov' yuga Zapadnoy Sibiri (XIX — XX vv.): istoricheskie ocherki [The Russian Orthodox Church of the South of Western Siberia (the 19th - 20th centuries): historical essays]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat.

24. Boyko, V.P., Smokitin, S.V. & Sitnikova, E.V. (2021) Pravoslavnoe khramovoe stroitel'stvo v Tomskoy gubernii v XVII — nachale XX veka [Orthodox church construction in Tomsk province in the 19th - early 20th century] Томsk: TSUAB.

25. Isakov, S.A. & Dmitrienko, N.M. (eds) (2002) Tomskie arkhierei: biogr. slovar', 1834—2002 [Tomsk bishops: Biographies, 1834-2002], Tomsk: Tomsk State University.

26. Dutchak, E.E. (2008) Staroobryadcheskie taezhnye monastyri: usloviya sokhraneniya i vosproizvodstva sotsiokul'turnoy traditsii (vtorayapolovina XIX — nachalo XXI v.) [Old Believers ' taiga monasteries: conditions for the preservation and reproduction of socio-cultural tradition (the second half of the 19th - early 21st century)]. Abstract of History Cand. Diss. Tomsk.

27. Chernaya, M.P. (1997) Rol' khristianizatsii v russkoy kolonizatsii (XVII-XIX vv.) [The role of Christianization in Russian colonization (the 17th -19th centuries)]. In: Pelipas, M.Ya. (ed.) Amerikanskiy i Sibirskiy frontir [The American and Siberian Frontier]. Vol. 2. Tomsk: Tomsk State University. pp. 115-124.

28. Khrapova, N.Yu. (1989) Mesto i rol' Altayskoy dukhovnoy missii vprotsesse kolonizatsii i khozyaystvennogo osvoeniya Gornogo Altaya (1828-1905 gg.) [The place and role of the Altai Church Mission in the colonization and economic development of the Altai Mountains (1828-1905)]. Abstract of History Cand. Diss. Tomsk.

29. Zinoviev, V.P. & Kharus, O.A. (eds) (2013) Obshchestvenno-politicheskaya zhizn' Tomskoy gubernii v 1880-1919 gg. [The socio-political life of the Tomsk province in 1880-1919]. Vol. 1. Tomsk: Tomsk State University.

30. Zolnikova, N.D. (1981) Soslovnye problemy vo vzaimootnosheniyakh tserkvi i gosudarstva v Sibiri (XVIII v.) [Caste problems in the relationship between Church and State in Siberia (the 18th century)]. Novosibirsk: Nauka.

31. Zolnikova, N.D. (1990) Sibirskayaprikhodskaya obshchina vXVIII veke [The Siberian parish community in the 18th century]. Novosibirsk: Nauka.

32. Pokrovskiy, N.N. & Zolnikova, N.D. (2002) Starovery-chasovennye na vostoke Rossii v XVIII-XX vv.: problemy tvorchestva i obshchestvennogo soznaniya [Old Believers-Chapels in the East of Russia in the 18th - 20th centuries: problems of creativity and public consciousness]. Moscow: Pamyatniki istor. mysli.

33. Zvereva, K.E. (1988) Prosveshchenie krest'yanstva Sibiri v kontse XIX- nachale XX vv. [Education of the Siberian peasantry in the late 19th - early 20th centuries]. History Cand. Diss. Novosibirsk.

34. Remnev, A.V. (1990) Pravitel'stvennyy vzglyad na tserkovnoe i shkol'noe stroitel'stvo v zone Sibirskoy zheleznoy dorogi na rubezhe XIX-XX vekov [The government view on church and school construction in the Siberian Railway zone at the turn of the 20th centuries]. In: Istoriya kul'tury sovetskogo obshchestva [History of the Soviet Culture]. Omsk: Omsk State University. pp. 67-70.

35. Solovieva, E.I. & Konstantinov, D.V. (1992) Deyatel'nost' fonda imeni imperatora Aleksandra III v tserkovno-shkol'nom stroitel'stve Sibiri [Activities of The Emperor Alexander III Foundation in church and school construction in Siberia]. In: Solovieva, E.I. (ed.) Kul'turnyy potentsial Sibiri v dosovetskiyperiod [The cultural potential of Siberia in the pre-Soviet period]. Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University. pp. 105-114.

36. Baturina, T.V. (1999) Russkayapravoslavnaya tserkov' i krest'yanskie pereseleniya v Sibir' na rubezhe XIX-XX vv. [The Russian Orthodox Church and peasant migrations to Siberia at the turn of the 20th century]. History Cand. Diss. Novosibirsk.

37. Gromyko, M.M. (1991)Mir russkoy derevni [The World of the Russian Village]. Moscow: Molodaya gvardiya.

38. Minenko, N.A. (1991) Kul'tura russkikh krest'yan Zaural'ya [Culture of Russian Trans-Urals Peasants]. Moscow: Nauka.

39. Lysenko, N.A. (2014) Ideal sibirskogo svyashchennika-missionera v ofitsial'nykh periodicheskikh izdaniyakh Russkoy pravoslavnoy tserkvi vtoroy poloviny XIX- nachalaXX v. [The ideal of a Siberian missionary priest in the official periodicals of the Russian Orthodox Church of the second half of the 19th - early 20th century]. History Cand. Diss. Novosibirsk.

40. Vasilieva, A.V. (2015) Sotsiokul'turnyy oblik pravoslavnogo dukhovenstva v Zapadnoy Sibiri v kontse XIX - nachale XX vv. [The socio-cultural image of the Orthodox clergy in Western Siberia in the late 19th - early 20th century]. History Cand. Diss. Omsk.

41. Degaltseva, E.A. (1999) Kul'turno-prosvetitel'skie ob"edineniya Tomskoy gubernii vposledney treti XIX- nachale XX vv. [Cultural and educational associations of the Tomsk province in the last third of the 19th - early 20th centuries]. Abstract of History Cand. Diss. Novosibirsk.

42. Karavaeva, E.V. (2010) From the history of antialcoholic movement in the Tomsk Diocese (the end of the 19th - early 20th centuries]. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal - The Siberian Medical Journal. 25(3-1; 4-1). pp. 96-101; 148-153.

43. Karavaeva, E.V. (2010) Prizrenie sirot pri monastyryakh i zhenskikh obshchinakh v posledney chetverti XIX - nachale XX v. (na primere Tomskoy eparkhii) [Charity of orphans at monasteries and women's communities in the last quarter of the XIX-early XX century. (on the example of the Tomsk Diocese)]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta - Izvestia of Altai State University. 4-3. pp. 95-100.

44. Karavaeva, E.V. (2011) Sanitarno-prosvetitel'skaya i meditsinskaya deyatel'nost' russkoy pravoslavnoy tserkvi sredi sel'skogo naseleniya vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. (po materialam Tomskoy gubernii) [Sanitary-educational and medical activities of the Russian Orthodox Church among the rural population in the second half of the 19th - early 20th century (based on the materials of the Tomsk province)]. History Cand. Diss. Novosibirsk.

45. Ilin, V.N. (2013) Protivoraskol'nicheskoe bratstvo svyatitelya Dimitriya, mitropolita Rostovskogo v Tomskoy eparkhii [Anti-Schismatic Brotherhood of St. Demetrius, Metropolitan of Rostov in the Tomsk Diocese]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta - Izvestia of Altai State University. 4(80). pp. 157-161.

46. Bykasova, L.V. (2007) Blagotvoritel'nost' v istorii kul'turnoy zhizni Zapadnoy Sibiri kontsa XVIII - nachala XX veka [Charity in the history of the cultural life of Western Siberia at the end of the 18th - early 20th century]. Novokuzneck: SibSIU.

47. Kationov, O.N. & Znosko, Yu.A. (2016) Kruzhki dam dukhovnogo zvaniya Tomskoy gubernii v gody Pervoy mirovoy voyny [Groups of ladies of the spiritual rank in the Tomsk province during the First World War]. Interekspo-GEO-Sibir'-2016 [Interexpo-GEO-Siberia-2016]. Proc. of the 12th Congress. Vol. 1. Novosibirsk: SGUGiT. pp. 26-30.

48. Fabrika, Yu.A. (2014) Sibir' srazhayushchayasya. Omskiy (Sibirskiy) voennyy okrug v Pervoy mirovoy voyne 1914-1918 gg. [The fighting Siberia. The Omsk (Siberian) military District in the First World War of 1914-1918]. Vol. 1. Novosibirsk: Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo.

49. Eremin, I.A. (2005) Tomskaya guberniya kak tylovoy rayon Rossii v gody Pervoy mirovoy voyny (1914-1918 gg.) [Tomsk province as a rear region of Russia during the First World War (1914-1918)]. Barnaul: BSPU.

50. Timoshenko, A.I., Vvedenskiy, V.V., Isupov, V.A., Laperdin, V.B. & Romanov, R.E. (2016) Sibirskiy tyl v istoricheskoy dinamike XX stoletiya: teoriya i praktika realizatsii idei [The Siberian rear in the historical dynamics of the 20th century: theory and practice of implementing the idea]. Novosibirsk: Parallel'.

51. Shilovskiy, M.V. (2015) Pervaya mirovaya voyna 1914-1918 godov i Sibir' [The First World War of 1914-1918 and Siberia]. Novosibirsk: Avtograf.

52. Shilovskiy, M.V. (2011) Pravoslavnoe dukhovenstvo i pogromy v Sibiri v kontse 1905 g. [Orthodox clergy and pogroms in Siberia at the end of 1905]. In: Sibir'naperekrest'e mirovykh religiy [Siberia at the crossroads of world religions]. Proc. of the Conference. Novosibirsk. pp. 132-135.

53. Shilovskiy, M.V. (2017) Siberian Branches of the Russian Orthodox Church in the Revolution of 1917 (by the Example of Tomsk Diocese). Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoriya - The Bulletin of Irkutsk State University. Series "History". 21. pp. 96-100. (In Russian).

54. Beloglazov, M.L. (1992) Vzaimootnosheniya organov gosudarstvennoy vlasti i pravoslavnoy tserkvi na Altae (oktyabr' 1917 - 1925 gg.) [Relations between state authorities and the Orthodox Church in the Altai (October 1917-1925)]. Abstract of History Cand. Diss. Tomsk.

55. Petrov, S.G. (2002) Novye dannye ob obnovlencheskom Pomestnom sobore 1923 goda [New data on the Renovationist Local Cathedral of 1923]. Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi v XX veke (1917-1933) [The History of the Russian Orthodox Church in the 20th century (1917-1933). Proc. of the Conference. Szentendre (Hungary), November 13-16, 2001. Szentendre (Hungary). pp. 259-283.

56. Pokrovskiy, N.N. & Petrov, S.G. (eds) (1997-1998) Arkhivy Kremlya: Politbyuro i Tserkov'. 1922-1925 gg. [Archives of the Kremlin: The Politburo and the Church. 1922-1925]. Novosibirsk: Sib. hronograf ; Moscow: ROSSPEN.

57. Petrov, S.G. (2004) Dokumenty deloproizvodstva Politbyuro TsK RKP(b) kak istochnik po istorii Russkoy tserkvi (1921-1925 gg.) [Documents of the Politburo of the Central Committee of the RCP (b) office as a source on the history of the Russian Church (1921-1925)]. Moscow: ROSSPEN.

58. Moskalenskaya, D.N. (2017) Pravoslavnye svyashchenno- i tserkovnosluzhiteli-«lishentsy» Zapadnoy Sibiri v seredine 1920-kh - seredine 1930-kh gg.: status, oblik, povedenie [Orthodox sacred and church clergy - "non-voters" of Western Siberia in the mid-1920s - mid-1930s: status, appearance, behavior]. History Cand. Diss. Novosibirsk.

59. Fast, M.V. & Fast, N.P. (2004) Narymskaya golgofa: materialy k istorii tserkovnykh repressiy v Tomskoy oblasti v sovetskiy period [The Narym Golgotha: materials for the history of Church repressions in Tomsk Region during the Soviet period]. Tomsk; Moscow: Vodoley.

60. Uymanov, V.N. (2012) Likvidatsiya i reabilitatsiya: politicheskie repressii v Zapadnoy Sibiri v sisteme bol'shevistskoy vlasti (konets J9J9 — J94J gg.) [Liquidation and rehabilitation: political repressions in Western Siberia in the system of Bolshevik power (end of 1919 - 1941)]. Tomsk: Tomsk State University.

61. Grishaev, V.F. (2007) Nevinno ubiennye. K istorii stalinskikh repressiy pravoslavnogo dukhovenstva na Altae [The Innocently Murdered. On the History of Stalin's Repressions of the Orthodox Clergy in the Altai]. 2nd ed. Biysk: Biya.

62. Zatolokin, I.V. (ed.) (2019) Lozhok: iz istorii Iskitimskogo "katorzhnogo" lagerya [Lozhok. From the history of the Iskitim "hard labor" camp]. 4th ed. Iskitim: [s.n.].

63. Uymanov, V.N. (ed.) (2016) Bol' lyudskaya: kniga pamyati zhiteley Tomskoy oblasti repressirovannykh v J920-kh — nachale J950-kh gg. [Human pain. The book of memory of the residents of Tomsk region repressed in the 1920s - early 1950s]. 2nd ed. Tomsk: Tomsk State University.

64. Papkov, S.A. (ed.) (2018) Kniga pamyati zhertv politicheskikh repressiy v Novosibirskoy oblasti [The Book of Memory of the Victims of Political Repression in Novosibirsk Region]. Vol. 5. Novosibirsk: K-2.

65. Foygt, L.I. (ed.) (1994) Stalinsk. Gody repressiy (po materialam Novokuznetskogo gorodskogo kraevedcheskogo muzeya) [Stalinsk. The years of repression (on the materials of the Novokuznetsk City Museum of Local Lore)]. Vol. 1. Novokuznetsk: Kuznetskaya krepost'.

66. Bezrukov, G.N. (ed.) (1998) Zhertvy politicheskikh repressiy v Altayskom krae [Victims of political repression in the Altai Territory]. Vol. 1. Barnaul: Upravlenie arkhivnogo dela Administr. Alt. kraya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

67. Chepkin, P.I., Vrazovskaya, O.N. & Burak, T.A. (eds) (1996) Kniga pamyati zhertv politicheskikh repressiy [The Book of Memory of the Victims of Political Repression] Vol. 1. Gorno-Altaysk: Yuch-Syumer.

68. Rodinoved.ru. (n.d.) Rodinoved: sayt sibirskikh kraevedov [Rodinoved: the site of Siberian local historians]. [Online] Available from: http://rodinoved.ru/ (Accessed: 11th August 2021).

Сведения об авторе:

Зноско Юрий Анатольевич - аспирант кафедры отечественной и всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического университета; учитель истории и обществознания средней школы № 153 (Новосибирск, Россия). E-mail: znosko1868@gmail.com

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Znosko Yuri A. - Post-Graduate Student of the Department of National and Universal History of Novosibirsk State Pedagogical University; Teacher of History and Social Studies of Secondary School No. 153 (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: znosko1868@gmail.com

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 26.0J.2022; принята к публикации 06.05.2022 The article was submitted 26.0J.2022; accepted for publication 06.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.