Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРЫ НА МОНГОЛЬСКОЙ ФЛЕЙТЕ-ЛИМБЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИКИ НЕПРЕРЫВНОГО ДЫХАНИЯ'

ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРЫ НА МОНГОЛЬСКОЙ ФЛЕЙТЕ-ЛИМБЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИКИ НЕПРЕРЫВНОГО ДЫХАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционная музыка / флейта-лимбе / нематериальное наследие / протяжная песня / методика обучения / Mongolian limba playing / cultural heritage of the Mongols / historiography of the issue / intangible heritage

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Церенбальжир Цэвэгсурэн

Настоящая статья посвящена технике непрерывного дыхания при игре на монгольской поперечной флейте-лимбе, представляющей собой ценнейщее культурное наследие монголов. Традиционная практика исполнения протяжных песен (уртын-дуун) на лимбе является уникальной, требующей внимания, сохранения и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qustions of studing the play on the mongolian flute-limba using the technique of circular breathing

This article is devoted to the technique of circular breathing when playing the Mongolian traverse flute – limba, which is the most valuable cultural heritage of the Mongols. The traditional practice of performing long songs (urtyn-duun) on the limba is unique, requiring attention, preservation and development.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРЫ НА МОНГОЛЬСКОЙ ФЛЕЙТЕ-ЛИМБЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИКИ НЕПРЕРЫВНОГО ДЫХАНИЯ»

Церенбальжир Цэвэгсурэн

ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРЫ НА МОНГОЛЬСКОЙ ФЛЕЙТЕ-ЛИМБЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИКИ НЕПРЕРЫВНОГО ДЫХАНИЯ

Аннотация. Настоящая статья посвящена технике непрерывного дыхания при игре на монгольской поперечной флейте-лимбе, представляющей собой ценнейщее культурное наследие монголов. Традиционная практика исполнения протяжных песен (уртын-дуун) на лимбе является уникальной, требующей внимания, сохранения и развития.

Ключевые слова: традиционная музыка, флейта-лимбе, нематериальное наследие, протяжная песня, методика обучения.

Среди музыкальных инструментов, распространённых в Монголии, особое место занимает поперечная флейта - лимба1. В предшествующие столетия (возможно даже во времена гуннов и сяньби) она называлась хэнчуй или хундлэн бичхур. Ряд исследователей (Г.Бадрах [2], Ж.Энэбиш [8], Л.Оюунчимэг [5], С.Соронзонболд [6]) обратили внимание, что такие инструменты были в составе оркестра церемонии дворца монгольского государства Юань, основанного Хубилай-ханом в XIII веке. Присутствие лимбе регистрируют в дворцовой практике различные путешественники, бывавшие в Монголии, вплоть до начала ХХ века2.

Монголы передавали мастерство игры на любимом инструменте из поколения в поколение, пользуясь методикой обучения, называемой "шавь сургалт", в рамках которой применялись древние способы игры. В частности, здесь осваивали удивительную технику.исполнения народной протяжной песни (уртын-дуун) на лимбе с использованием непрерывного дыхания3.

Непрерывное дыхание являтся специфическим способом намеренного изменения нормального порядка вдоха и выхода, когда единовременно осуществляются оба процесса, что создаёт возможность продолжительного звукоизвлечения из флейты, намного превышающего время обычной игры на инструменте на выдохе4.

Считается, что техника непрерывное дыхания связана с кузнечным делом монголов. Даже сейчас некоторые кузнецы, возможно, владеют секретом изготовления особо сложных металлических изделий с применением этого метода, по крайней мере, до конца 1970-х годов такие мастера были известны.

Сегодня игра на лимбе с применением непрерывного дыхания встречается редко. Этим искусством владеют не более десятка музыкантов. Их умение требует особого внимания, защиты и распространия. Ведь, по сути дела, главным смыслом игры на лимбе является именно развёртывание мелодии протяжной песни, где без применения непрерывного дыхания нельзя достигнуть высшего уровня мастерства.

В мире есть прецеденты игры с использованием непрерывного дыхания (австралийское диджерду, сардинский лаунеддас и египетский аргил). Знают подобные приёмы также музыканты национальных, джазовых и духовых оркестров стран Азии и Европы. Но их

1 В русскоязычной литературе нет устоявшейся нормы транлитерации названия этого монгольского инструмента. Встречаются варианты: лимбя, лимбэ, лимбе, лимба. Мы используем последний вариант, поскольку он применяется в трудах, посвященных бурятской музыке. Фактически там речь идёт о том же инструменте.

2 Исторические свидетельства о распространении лимбе мы указывали в статье [7].

3 В 2011 эта техника была зарегистрирована как нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО.

4 По-английски этот метод называется "circular breathing".

методы отличаются от наших. Когда монгольский лимбист исполняет протяжную песню, он никогда не запасает воздух во рту, но с помощью языка меняет направление воздуха, выходящего из легких.

В современном профессиональном обучении монгольских лимбистов применяются средства, сложившиеся на основе традиции. Они включают в себя слушание игры на лимбе, где использовано непрерывное дыхание, подражание услышанному и сопровождение певцу протяжной песни вместе с моринхуром5. Ж. Бадраа писал: "Протяжная песня имеет мелодию с богатым ритмом и широким диапазоном с восхождением и нисхождением, фальцетом и голосовыми украшениями. Лимбист выражает вышеупомянутые особенности протяжной песни мелодичной акустикой лимбы методом четырёх пальцов, непрерывным дыханием, тонкими украшениями. Во время исполнения протяжной песни умелое непрерывное вдыхание и исполнение без потери украшений мелодии во время вдыхания певца выражают мастерство музыканта" [1, 103~\.

Изучение игры лимбиста с применением непрерывного дыхания осуществляется при помощи разных средств, например, видеодиагностического оборудования, используемого в медицинских науках и 3Б-моделирования, характерного для физических исследований. В Монголии этим интересуются не только музыканты, но и спортсмены. Однако нам важно понять и разъяснить технику игры на лимбе именно как части художественного процесса.

Для изучения мы используем записи старейших лимбистов. Например, в 1933 году Москве была записана пластинка монгольских народных песен, среди которых была песня "Дурвэн цаг" ("Четыре времени"), исполненная известным лимбистом Л. Цэрэндоржем. Это исключительно ценный артефакт, позволяющий составить представление о реальном состоянии традиции столетней давности. Благодаря таким редким записям, мы можем понять в каких пределах времени осуществлялось звучание инструмента с применением непрерывного дыхания и сравнить с современной практикой.

Исполнение, осуществляемое лимбистами с использованием непрерывного дыхания, является высоким искусством. Это средство наиболее полного выражения мелодических ресурсов, с их широкими интервалами и полётностью, а также сложной ритмикой длинной песни. Благодаря технике непрерывного дыхания обеспечиваются условия для безупречного дления уртын-дуун, обогащается и украшается мелодия. Когда лимбист выступает вместе с певцом протяжной песни, он даёт возможность певцу передохнуть, твердо поддерживая звучание мелодии без перерыва. Таким образом, умение пользоваться ресурсами непрерывного дыхания является основным критерием для определения мастерства игры на лимбе.

Монгольским мастерам-лимбистам необходимо использование непрерывного дыхания в протяжной песне. Здесь эта техника наиболее уместна в смысле содержательной насыщенности, если исходить из традиционных мировоззренческих представлений, благодаря прочной связи с конституцией человеческого тела (1), выносливостью (2), мышлением (3), чувством (4), медитацией (5) и творчеством (6)6.

5 Струнный смычковый инструмент.

6 Эти категории рассматриваются в буддийских мистическое развитие человека.

традициях как «каналы», по которым осуществляется

Рис.1

Рисунок движения "Кругового звука" с помощью непрерывного дыхания

Попытаемся объяснить, как появляется "круговой" звук с помощью узора улзия (узор

^ у

бесконечного узла, обозначающий счастливую судьбу) . Разумеется, это не более чем аналогия.

Логический порядок движения возникает, начиная с левого угла верхней части рисунка. Возникает движение вниз, затем, обойдя мысленную опору, поднимается вверх, но заканчивается ниже исходной точки. Затем, снова обойдя опору, спускается, достигнув нижней позиции, после чего начинает развёртываться вверх, дойдя в конце до начальной позиции.

В шаблоне улзия видно, как осуществляется извилистое кругообразное движение. Эта круговая регулярность дает возможность объяснить движение воздуха при непрерывном дыхании, а процесс втягивания и закрывания глаз выражает связь между этими двумя процессами на несовершенном и совершенном уровнях.

7 Об узоре улзий существует исследовательские работы, в том числе, на русском языке, например [4].

Улзий отражает взаимозависимую систему бинарных оппозиций в монгольской традиционной культуре: мужское - женское (арга ~ билиг), правое - левое, верх - низ, запад - восток, день - ночь и так далее. Если попытаться описать процесс, с использованием понятий инь и ян, которые обычно связывают с китайским даосизмом, но имеющим отношение и к буддизму на совершенном уровне, то медитация - это инь, а творение - ян.

Тело

Необходимость длительного непрерывного дыхания при развитии возможностей исполнения длинной песни является основой возникновения искусства непрерывного дыхания и соответствующего звукообраза. В связи с этим будет правильным считать, что круговое дыхание возникло в результате действия направленной творческой мысли, а не по случайным причинам. Когда исполнители на лимбе применяют непрерывное дыхание, они производят звук, то возникает соответствие с принятыми в буддизме представлении о логическом порядке связей телесной активности (1), с выносливостью (2), мышлением (3), чувством (4), медитацией (5) и созиданием (6). Целесообразно разделить этот процесс на несовершенный и совершенный уровни, как это объясняется с точки зрения внутренней логики движения энергий в человеческом теле и философии инь и ян. Для вдоха и выдоха при непрерывном дыхании тело использует не только органы дыхания, но и суставы. Музыкант должен научиться выносливости, чтобы выдерживать нагрузку, приходящуюся на тело и разум, чтобы задействовать органы дыхания и суставов желаемым образом. Мышление - это процесс, связанный с прошлым опытом и накопленными знаниями. Он осуществляется в непосредственном соединении с чувством. Реализация мыслительно-чувственного процесса осуществляется в медитации, которая лежит в истоках всякого созидания.

Исполнитель на лимбе подходит к игре, основываясь на своем знании значения и содержания композиции. Для квалифицированного музыканта лимба - это фактор художественного выражения смысла звучащей музыки. Для тела и его выносливости здесь проявляется относительно динамичный ян.

Вполне возможно объяснить процесс, который производит круговой звук, с точки зрения теоретической концепции буддийской философии. Круговой звук - это не образ и мысль; это также не концепция, которая принадлежит образу или мысли отдельно от образа или реального состояния, или мысли и абстрактного понимания. Непрерывное дыхание является накопительным действием, способным преодолевать несовершенство изначальных смыловых данностей. Процесс рисования узора улзий соответствует кумулятивному процессу с таким действием.

Начать рисование узора улзий можно с любой его стороны. Порядок прорисовки соответствует регулярности пересечения створок монгольского платья. Другими словами, когда мы начинаем с правой стороны и продолжаем рисовать, глаз обращается в нижнюю левую сторону, поэтому мы размещаем рисунок в этом логическом порядке. Процесс, посредством которого взгляд притягивается и закрывается в дальнейшем, выражает взаимосвязь между телом, выносливостью и другими факторами на несовершенном и совершенном уровне.

Если мы рассматриваем происходящее во время музицирования на идеальном уровне, медитация - это инь, а творение - ян. Для этой особенности медитация проводится в уравновешенном состоянии ян и инь. Медитация является предпосылкой творения, которое, с одной стороны, полностью включает в себя качества несовершенного изначального состояния внутренней жизни музыканта, а с другой стороны, является неотъемлемой частью творческого процесса с относительно стабильной характеристикой и стремлением к совершенству. Другими словами, без медитации творить невозможно.

Творение - это внутренний этап процесса, приводящего к появлению кругового звука, с одной стороны, и реализация результата вышеупомянутого процесса и мыслительного

действия, с другой. Искусство рождается в соответствии с правильной логикой, которая исходит из собственного сущностного посыла, и служит знаком веры в построение правильного основания, развёртывания идеи и способности понимать мистические импульсы; знаком веры в правильное пребывание человека в процессе музицирования, включая среду, которая содержится в мысли [3].

Заключение

Вкратце, нами был рассмотрен процесс создания кругового звука путём сопоставления с рисованием узора улзий. Естественно, это только аналогия, но аналогия достаточная, чтобы представить принцип действия музыканта в процессе музицирования. Нет никаких сомнений в том, что исполнение, осуществляемое лимбистом посредством непрерывного дыхания, представляет собой логическое единство тела, выносливости, мышления, чувств, медитации и созидания. Таким образом, конечное исполнение протяжной песни, реализуемое посредством непрерывного дыхания, является особым явлением, которое отражает свойства музыкального мышления монголов и может полностью выразить содержание длинной песни - классической традиционной музыки, звучащей на лимбе.

Это уникальное культурное наследие монголов - визитная карточка Монголии, возникшее на стыке различных сфер и направлений творчества народа, - передаётся последущему поколению музыкантов посредством правильной технологии обучения, что, в свою очередь, является наилучшим способом предупреждения от исчезнования этого редкого культурного наследия.

Мы остановились на общекультурных вопросах, которые возникают при знакомстве с техникой непрерывного дыхания. Существуют и чисто музыкальные проблемы. Например, каковы возможности артикуляции звуков при непрерывном дыхании, и, соответственно, регулирования громкостной динамики, фразировки, использования средств передувания и игры в разных регистрах? Другими задачами являются выявление и регистрация народных музыкантов, играющих на лимбе, которые используют технику непрерывного дыхания, уточнение их навыков и репертуара, определение задач по защите и распространению этой техники. Продумывается также возможность использования такой техники на других духовых инструментах.

Подобные вопросы требуют дополнительного изучения записей и живой пректики музицирования. Соответственно, здесь обозначается задача нового исследования.

Литература

1. Бадраа Ж. Монгол ардын хегжим / Ж.Бадраа. -Уланбатор, 1998. - 168 с.

2. Бадрах Г. Монголын хегжмийн тYYxээс / Г.Бадрах. - Уланбатор, 1960 . - 12-р тал.

3. Баянсан Ж. Соёл , хэл , Yндэстний сэтгэлгээ. - Уланбатор : МУИС, 2002. - 118 с.

4. Гантулга Д. Улзий - символический орнамент благополучия и центр макромира монгольских кочевников // Этнодиалог. 2020, №3 (61). - С. 3-8.

5. Оюунчимэг Л. Шударгын 18 ая хег. - Уланбаатор, 2005. - 16-17-р тал.

6. Соронзонболд С. Монгол хегжим. - Уланбаатор, 2013. - 133 с.

7. Цэвэгсурен Ц. Техника непрерывного дыхания игры на монгольской лимбе как культурное наследие монголов // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусства), 2017, №3 (13), с. 218-221.

8. Энэбиш Ж. Уран сайхны шYYмж буюу онгодыг едеегч халгай. - Уланбаатор, 2007. -

458 с.

Перевод с английского А. Лесовиченко.

Tserenbalzhir Tsevegsuren

Qustions of studing the play on the mongolian flute-limba using the technique of

circular breathing

Abstract. This article is devoted to the technique of circular breathing when playing the Mongolian traverse flute - limba, which is the most valuable cultural heritage of the Mongols. The traditional practice of performing long songs (urtyn-duun) on the limba is unique, requiring attention, preservation and development.

Key words: Mongolian limba playing, cultural heritage of the Mongols, historiography of the issue, intangible heritage.

Сведения об авторе. Церенбальжир Цэвэгсурэн. Доцент по классу лимбы Монгольского государственного университета культуры и искусств. Улан-Батор, Монголия.

tsevegsuren75@gmail.com

Information about the author. Tserenbalzhir Tsevegsuren. Assiciate professor (limba) of the Mongolian State University of Culture and Arts. Ulaanbaatar, Mongolia.

tsevegsuren75@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.