Научная статья на тему 'Вопросы использования ряда нормативных актов в судебно-экспертной деятельности'

Вопросы использования ряда нормативных актов в судебно-экспертной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / FORENSICS / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / REGULATIONS / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TECHNICAL REGULATIONS / ЕДИНСТВО ИЗМЕРЕНИЙ / ЗАКОНЫ / ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / EXPERT RESEARCH / ОЦЕНКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ / EVALUATION OF EVIDENCE / МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / METHODS OF EXPERT RESEARCH / TRACEABILITY LAWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семикаленова Анастасия Игоревна

В статье рассматриваются два законодательных акта, применение которых, на взгляд автора, необходимо для эксперта, Федеральные законы от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Закон Ns 102-ФЗ является основополагающим для использования в судебной экспертизе всех естественно-научных методов, в основе которых лежат измерения и вычисления. Применение Закона № 184-ФЗ обусловлено тем, что в ходе исследования вещественных доказательств и некоторых материалов дела эксперт должен учитывать технические регламенты, данные о сертификации, относящиеся к исследуемому объекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семикаленова Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes a number of laws, the use of which, in our opinion, is necessary for the expert. These regulations include legislation on technical regulations, technical regulations, state standards, technical specifications and other. Considering these laws should be noted that they are often important conditions for use as measurement tools and techniques in forensic activities.

Текст научной работы на тему «Вопросы использования ряда нормативных актов в судебно-экспертной деятельности»

ввоитин ШИВВРЭО'й'З™

имени D.E. Кутафина (МГЮА)

Анастасия Игоревна СЕМИКАЛЕНОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЯДА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются два законодательных акта, применение которых, на взгляд автора, необходимо для эксперта, — Федеральные законы от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Закон № 102-ФЗ является основополагающим для использования в судебной экспертизе всех естественно-научных методов, в основе которых лежат измерения и вычисления. Применение Закона № 184-ФЗ обусловлено тем, что в ходе исследования вещественных доказательств и некоторых материалов дела эксперт должен учитывать технические регламенты, данные о сертификации, относящиеся к исследуемому объекту. Ключевые слова: судебная экспертиза, нормативные акты, техническое регулирование, единство измерений, законы, экспертное исследование, оценка доказательств, методы экспертного исследования.

The article describes a number of laws, the use of which, in our opinion, is necessary for the expert. These regulations include legislation on technical regulations, technical regulations, state standards, technical specifications and other. Considering these laws should be noted that they are often important conditions for use as measurement tools and techniques in forensic activities.

Keywords: forensics, regulations, technical regulations, traceability, laws, expert research, evaluation of evidence, methods of expert research.

Сегодня часто возникают дискуссии о правомерности использования юридических знаний судебными экспертами. В пылу полемики стороны порой забывают такие важные вопросы, как непосредственное регулирование вопросов, находящихся в компетенции судебных экспертов разных специальностей. К таким нормативным актам относятся законодательные акты о техническом регулировании, технические регламенты, ГОСТы, технические условия и др. О каждой из этих групп уже не раз говорилось в трудах различных ученых (например, Е. Р. Россинской, А. А. Эксархопуло, Е. В. Ивановой и др). Однако в экспертной среде вопрос использования правовых знаний как необходимых остается открытым и чаще всего воспринимается отрицательно. В этой статье хотелось бы остановиться на двух законодательных актах, применение которых, на наш взгляд, является необходимым для эксперта. Это Федеральные законы от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее — Закон № 102-ФЗ) и от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон № 184-ФЗ). Именно эти документы зачастую являются важными условиями использования как средств измерения, © А. И. Семикаленова, 2014 так и методов в судебно-экспертной деятельности.

Закон № 102-ФЗ — основополагающий для применения в судебной экспертизе всех естественно-научных методов, имеющих в основе измерения и вычисления. Это вытекает из п. «р» ст. 71 Конституции Российской Федерации: «В вед ении Российской Федерации находятся: <...> р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет». Регулирование этого вопроса Российская Федерация осуществляет в том числе с Закона № 102-ФЗ. Подпункт 3 п. 1 ст. 1 этого Закона устанавливает, что « целями настоящего Федерального закона являются: .3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности». Это напрямую корреспондирует с требованиями объективности, всесторонности и полноты проводимых судебными экспертами исследований, прописанными в Федеральном законе от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 73-ФЗ). В частности, в п. 2 ст. 8 сказано: «Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных» (означенные данные практически во всех видах специальных знаний включают в себя результаты измерений). Помимо этого, в Законе № 102-ФЗ непосредственно упоминается экспертная деятельность как сфера государственного регулирования, подпадающая под действие этого Закона. В подпункте 16 п. 3 ст. 1 сказано: «3. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются при: <...> 16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти». На то, что экспертная деятельность подпадает под эту статью, указывают:

— ч. 1 ст. 79 «Назначение экспертизы» ГПК РФ: «При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам»;

— ч. 1 ст. 195 «Порядок назначения судебной экспертизы» УПК РФ: «Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются:

1) основания назначения судебной экспертизы;

2) фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта»;

— ч. 1 ст. 82 «Назначение экспертизы» АПК РФ: «Для разъяснения возникающих > при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд на- д значает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, уча- ^ ствующих в деле», ^

— а также ст. 26.4 КоАП РФ, ст. 378 Таможенного кодекса РФ, ст. 95 НК РФ. <

Помимо перечисленных нормативных актов, на это прямо указывает и Закон т

№ 73-ФЗ в ст. 9: «судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из про- I ведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и экспертизе^

ввоинин ШИВВРЭО'П'З™

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу».

Итак, мы видим, что применение Закона № 102-ФЗ обязательно для судебного эксперта. Постараемся разобраться с теми положениями, которые важны при проведении судебной экспертизы.

О том, что судебный эксперт должен пользоваться только узаконенными единицами измерений СИ, говорилось уже не раз. Обратим внимание лишь на то, что нормативным актом, устанавливающим эту систему как обязательную для применения на территории Российской Федерации, является Закон № 102-ФЗ (ст. 6). Однако для того, чтобы непосредственно проводить измерения, необходимо использовать, в соответствии со ст. 5 данного Закона, исключительно аттестованные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии1(далее — Росстандарт) метрологические методики. Разработаны и аттестованы они должны быть в соответствии с ГОСТ Р 8.563-2009 «Методики (методы) измерений». В большинстве случаев эксперты используют методики, реализованные в специализированных средствах измерения, что совершенно не противоречит закону (ст. 5 Закона № 102-ФЗ). Здесь требования предъявляются уже не к методике измерения, а непосредственно к прибору, который ее осуществляет. Так, в силу ст. 9 Закона № 102-ФЗ все используемые экспертами средства измерения должны быть утвержденного Росстандартом типа, прошедшими поверку в соответствии со ст. 13 этого Закона. Все утвержденные типы средств измерения заносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений2. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке3 в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Стоит отметить, что эксперты в ходе судебной экспертизы зачастую применяют не только однозначно определяемые средства измерения, такие как линейки, частотомеры, весы, амперметры и т.д., но и сложные технические системы и устройства с измерительными функциями, т.е. такие технические системы и устройства, которые наряду с их основными функциями выполняют измерительные функции, например хромато-масс-спектрометр, двулучевые ИК-спектрометры. К таким экспертным системам, в соответствии со ст. 10 Закона № 102-ФЗ, применяются обязательные требования, а также формы оценки их соответствия указанным требованиям, устанавливаемые законодательством Российской Федерации о техническом регулировании4.

Основным нормативным правовым актом, устанавливающим правила технического регулирования на территории Российской Федерации, является Закон № 184-ФЗ.

1 Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».

2 Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Сведения об утвержденных типах средств измерений. 11Р1_: http://www.fundmetrology.ru/10_tipy_si/list.aspx (дата обращения 22.01.2014).

3 Постановление Госстандарта РФ от 17.12.2002 № 124 «О принятии правил по метрологии» ; постановление Правительства РФ от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» ; постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 602 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации».

4 ГОСТ Р 8.674-2009 ГСИ. Общие требования к средствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями ; ГОСТ Р 8.678-2009. Государственная система обеспечения единства измерений. Форма оценки соответствия технических систем и устройств с измерительными функциями установленным требованиям.

С момента вступления его в силу прекратили свое действие Законы РФ от 10.06.1993 № 5154-1 «О стандартизации» и № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг».

Изучение Закона № 184-ФЗ необходимо начать с понимания его необходимости для деятельности судебных экспертов. Данный закон призван регулировать три сферы правоотношений: первая — отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; вторая — отношения в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; третья — отношения в области оценки соответствия. Встает вопрос: зачем эти правоотношения нужно учитывать судебному эксперту? Для ответа на него обратимся к определению сущности судебно-экспертной деятельности. Напомним, что сущность судебной экспертизы состоит в исследовании посредством применения естественно-научных и иных методов предоставляемых в распоряжение эксперта материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. Осуществляется эта деятельность в соответствии с заданием следователя, дознавателя, суда, лица или органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Вещественными доказательствами по делу могут быть любые предметы промышленного, кустарного производства, а также предметы, не созданные руками человека (палки, камни, частицы грунта и т.д.). И если при исследовании второй группы вещественных доказательств Закон № 184-ФЗ распространяется только на средства измерения и экспертное оборудование, то первая группа полностью подпадает под его регулирование. Это связано с тем, что в процессе исследования будут учитываться технические регламенты, данные о сертификации, относящиеся к исследуемому объекту

Поэтому рассмотрим основные положения Закона № 184-ФЗ подробнее.

Для судебного эксперта наиболее важно то, что на смену ГОСТам пришли технические регламенты.

В соответствии со ст. 2 Закона № 184-ФЗ технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Техрегламент является основополагающим документом для отнесения исследуемого объекта к определенной категории товаров или услуг, установления качества > их исполнения. Наиболее часто подобные задачи решаются судебной товароведческой экспертизой, например при ответе на вопросы: «Соответствуют ли наименование и характеристики товара данным, указанным на этикетке, маркировочным знакам, клеймам на нем (на таре, упаковке)?»; «Какими правилами регламентируется хранение и транс- < портировка данного изделия?»; «Каково наименование этого товара? Из какого вида сы- т рья он изготовлен или должен быть изготовлен?» и др. 1

Приведем пример, когда у эксперта возникает необходимость использовать техни- § ческий регламент. Гражданин А., являясь частным предпринимателем (кондитером), при- экспертизе

<

£

О

с

ввоинин ШИВВРЭО'П'З™

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

обрел на молокозаводе Т. партию сметаны, которую собирался использовать для изготовления кондитерских изделий. В тот момент, когда сметана была пущена в производство, он заметил, что продукт содержит комочки неизвестного происхождения и абразивные включения. Поскольку в замене на товар надлежащего качества на заводе ему было отказано, а партия была большая и срок годности продукта не истек, гражданин А. обратился в суд с требованием признать сметану продуктом ненадлежащего качества и принудить завод расторгнуть договор поставки. Для установления качества сметаны суд назначил судебную товароведческую экспертизу, в процессе которой эксперт как к справочному материалу обратился к Федеральному закону от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Помимо судебной товароведческой экспертизы технические регламенты используются в судебной строительной, пожарно-технической, компьютерно-технической, автотехнической и других экспертизах для определения вида объекта и его характеристик, качества выполнения ремонтных, проектных, строительных работ и др. Так, в случае обрушения строящегося здания, признания пригодности или непригодности здания для дальнейшей эксплуатации строительно-технический эксперт будет пользовать Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Говоря о технических регламентах, применяемых в судебно-экспертной деятельности, еще раз заметим, что они не являются абсолютным нововведением в правовой сфере Российской Федерации: ранее их роль выполняли государственные стандарты. Именно на них опирались эксперты, проводя исследования, аналогичные рассмотренным выше. Большинство требований ГОСТов носили обязательный характер. Преобладающей формой подтверждения соответствия им продукции или оказываемых услуг являлась обязательная сертификация.

Зачем в Российской Федерации государственные стандарты были заменены техническими регламентами? Основной причиной явилась подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), что потребовало реформирования системы технического нормирования согласно требованиям ВТО5. В государствах — членах ВТО обязательные требования к продукции определяются техническими регламентами, утверждаемыми органами власти. Национальные же стандарты являются добровольными и могут обеспечивать доказательную базу соответствия продукции техническому регламенту (презумпция соответствия). В России процесс приведения обязательных требований к продукции к виду, установленному Законом № 184-ФЗ, занимает довольно длительный период: технические регламенты принимаются постепенно. Разрабатывать их, согласно Закону № 184-ФЗ, могут все заинтересованные лица. До вступления в действие соответствующих технических регламентов требования к продукции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению. В том числе и ГОСТы.

Справедливости ради надо отметить, что стандарты на территории Российской Федерации не перестанут применяться. И даже больше — будут приниматься новые. Однако использовать их станут в добровольном порядке. В Законе № 184-ФЗ стандарт определяется как документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения

5 22 августа 2012 г. Российская Федерация официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации.

работ или оказания услуг; он также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Затрагивая вопрос принятия стандартов на территории Российской Федерации, необходимо говорить о том, что эта деятельность является составной частью стандартизации продукции, также регулируемой Законом № 184-ФЗ. В частности, в нем предусмотрены 4 вида документов по стандартизации:

— национальные стандарты;

— правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

— общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

— стандарты организаций.

Национальные стандарты утверждаются национальным органом Российской Федерации по стандартизации, т.е. Росстандартом. Разработка и ведение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Минпромторгом России, Росстандартом, Росстатом, Минфином России, Минэкономразвития России и Федеральным казначейством6.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

В соответствии со ст. 17 Закона № 184-ФЗ стандарты организаций разрабатываются для целей стандартизации, установленных законом, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно в соответствии с принципами стандартизации, закрепленными в Законе № 184-ФЗ.

Органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов, а также отвечающим за стандартизацию, является Росстандарт7.

Рассматривая стандартизацию, пришедшую на территорию Российской Федерации с принятием Закона № 184-ФЗ, нельзя обойти вниманием такое важное для эксперта явление, как подтверждение соответствия. Именно документ о подтверждении соответствия является тем основанием, на котором эксперт может выстраивать свои экспертные версии, подбирать методы и средства исследования, строить выводы. Например, в рассмотренном нами примере со сметаной не последнее место займет анализ экспертом свидетельства о прохождении продуктом процедуры подтверждения соответствия, поскольку на его основе будет проанализировано соответствие характеристик представленного продукта заявленным характеристикам.

Как предусмотрено ст. 20 Закона № 184-ФЗ, подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный харак- > тер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме доброволь- д ной сертификации, а обязательное — в формах а) принятия декларации о соответствии, £

б) обязательной сертификации. С

<

__Е

--т

6 Постановление Правительства РФ от 10.11.2003 № 677 «Об общероссийских классификаторах 1 технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области». О

7 Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 294. экспертизе

3/2014

>

128

1аука □ судетюй экспертизе

ввоинеш ^УШИВВРЭИ'й'З™

имани О.Е. Кутафина (МГЮА)

Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Сертификация проводится по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может понадобиться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем8.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, перечисленных в техническом регламенте, и исключительно на соответствие требованиям данного регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть лишь продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории РФ в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных согласно законодательству РФ. Выдается декларация о соответствии, как и сертификат соответствия, аккредитованным органом и подлежит регистрации в электронной форме в Едином реестре в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия9. Ведет Единые реестры деклараций о соответствии и сертификатов соответствия Росаккредитация10.

Завершая эту статью, хочется еще раз обратить внимание на то, что неукоснительное применение рассмотренных законов и ряда сопутствующих им нормативных актов является важным условием использования и средств измерения, и методов судебно-экспертной деятельности. Именно это позволяет быть уверенным в правильности полученных данных, экспертных исследований и выводов.

8

9

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Ст. 21. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ. Ст. 24-26.

Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредита-

ции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.