Научная статья на тему 'Вопросы использования инновационно-технологических резервов повышения динамики эффективности отечественного машиностроения'

Вопросы использования инновационно-технологических резервов повышения динамики эффективности отечественного машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФАКТОРЫ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРЕСС / ЗАТРАТЫ / СТРУКТУРА / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татарских Б.Я., Туктарова Л.Р., Заступов А.В.

В данной работе исследуются проблемы интенсификации развития российского машиностроительного комплекса на базе исследования воздействия на него инновационнотехнологических и организационных резервов и роли структурных факторов. В результате исследования показано, что проблемой российской инновационной системы в машиностроении является нахождение различных составляющих комплекса в различных технологических укладах, а также недостаточно системный учет энергоэффективности. Кроме того, показано, что в настоящее время несмотря на наличие значительного количества программ развития отдельных направления машиностроения, нет единого стратегического плана развития отрасли, что также ограничивает возможности его развития. В заключении работы определены направления снижения материальных и трудовых затрат под влиянием организационно-экономических изменений в связи с внедрением достижений научно-технического прогресса и показана динамика основных резервов повышения базовых технико-экономических показателей функционирования машиностроения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы использования инновационно-технологических резервов повышения динамики эффективности отечественного машиностроения»

Вопросы использования инновационно-технологических резервов повышения динамики эффективности отечественного машиностроения

Татарских Борис Яковлевич

д-р экон. наук, профессор, кафедра экономики, организации и стратегии развития предприятия, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,

oisrpp@rambler.ru

Туктарова Лилия Равильевна

канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики, организации и стратегии развития предприятия, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,

tuktarovalr@rambler.ru

Заступов Андрей Владимирович

канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики, организации и стратегии развития предприятия, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,

oiler79@mail.ru

В данной работе исследуются проблемы интенсификации развития российского машиностроительного комплекса на базе исследования воздействия на него инновационно-технологических и организационных резервов и роли структурных факторов. В результате исследования показано, что проблемой российской инновационной системы в машиностроении является нахождение различных составляющих комплекса в различных технологических укладах, а также недостаточно системный учет энергоэффективности. Кроме того, показано, что в настоящее время несмотря на наличие значительного количества программ развития отдельных направления машиностроения, нет единого стратегического плана развития отрасли, что также ограничивает возможности его развития. В заключении работы определены направления снижения материальных и трудовых затрат под влиянием организационно-экономических изменений в связи с внедрением достижений научно-технического прогресса и показана динамика основных резервов повышения базовых технико-экономических показателей функционирования машиностроения России.

Ключевые слова: машиностроение, инновационно-технологические резервы, эффективность, факторы, научно-технических прогресс, затраты, структура, динамика.

Эффективности промышленного производства в России зависит от ускорения темпов развития машиностроительного комплекса, которому принадлежит важная роль в реализации достижений научно-технологического прогресса. Развитие машиностроительного производства имеет существенное воздействие на реальный сектор национальной экономики, в части совершенствования материально-технической базы. Однако темпы роста данного сектора экономики существенно замедлились за последние 15-20 лет[1, с. 466-467].

В настоящее время рост производства машиностроительной продукции происходит экстенсивно. На фоне этого происходит снижение уровня материалоотдачи и загруженности производственных мощностей, что приводит к замедлению темпов решения социальных задач для занятых отрасли, не достигают своих целей реализуемые в рамках национальной экономики и отрасли научно-технические программы.

Существенно ухудшились хозяйственные связи в системе федеральных округов, в которых есть ведущие машиностроительные центры. Пока нет единой концепции развития отечественного машиностроения.

Российский машиностроительный комплекс не обладает долгосрочной, реализуемой на уровне национальной экономики научно-технической программы имплементации технологий двойного назначения, результативность которых доказана опытом иностранных и отечественных компаний. Под воздействием ряда факторов объективно трансформируется организационно-структурный характер машиностроительного производства. За последние 1520 лет эталоном высокого технологически-организационного уровня было поточно-конвейерное производство, регулярно выпускавшее совокупность однотипных изделий. В настоящее время массовое машиностроение составляет менее 18%, при этом более 82 % всего производства машиностроительного производства приходятся на изделия, имеющих характер серийного, мелкосерийного и индивиду-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю 5

М О

О)

о

см

ш

О!

О Ш

т х

<

т о х

X

ального производства. Это положение характерно и для отраслей транспортного и тяжелого машиностроения, судостроения, станкостроения, строительно-дорожного, химического машиностроения [2, с. 140-145].

Обоснование целей научно-технического прогресса в машиностроении определяет особенности многоцелевого производства, что определяется потребностями современного рынка. Ученые указывают на то, что за последние 20 лет в машиностроении усилилось влияние факторов технологии. Существующие технологии, зачастую, выявляют технико-экономические параметры машин, такие как производственная мощность, ресурс и экологические параметры.

Инновации являются причиной формирования новых технических систем. Увеличение скорости проникновения новых технологий в деятельности машиностроительных предприятия является основным условием производства конкурентоспособной на мировом уровне продукции. Между тем эксперты отмечают, что «узким местом» технологический эффективности является обеспеченность новыми видами орудий труда в заготовительных и обрабатывающих цехах.

Применение новых видов энергоносителей формирует предпосылки создания инноваций в машиностроительных технологиях, например, таких как отказ от наиболее распространенной схемы технологического процесса «материал -заготовка - деталь» к совмещенным процессам получения материала с одновременным формированием деталей. В том числе развитие данных технологий связывают с углублением электрификации. Стимулирование внедрения инновационных электротехнологических процессов в машиностроении невозможно без объективного подхода к системной исследованию их эффективности. Использование электроэнергии в этих условиях рассматривается как процесс улучшения методов производства, а эффективность электротехнологии в качестве элемента критериев оценки эффективности. В то же время, определение экономической эффективности применения электроэнергии для воздействия на предмет труда в машиностроении отличается от других отраслей промышленности [3, с. 1].

Инновационные энергоносители обладают различными сферами имплементации (не менее чем в 22 базовых технологических процессах), однако до настоящего времени в машиностроении недостаточно широко применяются энергоэффективные технологии. Причиной такого положения является недостаточный уровень инвестиций в реализацию таких технологий. Между тем, их внедрение обеспечит в том числе и снижение экологической нагрузки при производстве машиностроительной продукции.

Все это становится причиной достижения весомого социально-экономического результата. Необходимо учитывать, что интенсификация технологических процессов в машиностроении и металлообработке осуществляется с совершенствованием технологий природоохранного характера, доля которых составляет от 7 до 22% в совокупной стоимости основных производственных фондов предприятий. Наиболее распространено это для предприятий развитых стран (Япония, Германия, США, Ю. Корея и др.). При постоянном повышении цен на энергоносители необходимо учитывать экологический эффект нового энерготехнологического оборудования [4, с. 39-40].

Выборочные исследования машиностроительных организаций указывают на наличие необходимых экономических механизмов стимулирования сотрудников за предложения по совершенствованию технологий, качества, энергоэффективности. На данных предприятий поощрения инициативы работников не осуществляется, что в совокупности ограничивает эффективности использования знаний работников предприятий.

Еще одним ограничением развития является различие в применяемых укладах в области энерготехнологического обеспечения машиностроительного производства, в первую очередь в заготовительных производствах.

Современные тенденции развития ресурсной базы машиностроений указывают на то, что инновационные технологии должны предшествовать изменениям в технических системах.

Особое технико-экономическое значение в машиностроении имеет потенциал двойных технологий, обеспечивающих оптимальную организационную мобильность предприятий для перехода к выпуску инновационной продукции. Им-плементация результатов НТР реализуется посредством существенных инвестиций и поэтому инновационные технологии нуждаются в объективной оценке затрат, связанных с их импле-ментацией [5, с. 181-189]. В экономической литературе само понятие «новая технология», более широкое, чем «новая техника», оценивается технологическими, экономическими, социальными и экологическими характеристиками. В металлообработке энергетическая составляющая в системе главных функциональных элементов производства все больше меняет весь процесс производства, что обусловлено закономерностью развития энергетической функции и изменениями параметров технологий.

Ключевым нематериальным активом машиностроения являются новые технологии, трансформации которых являются одновременно условием и результатом повышения экономической эффективности применения всех материальных ресурсов.

Здесь речь идет о переходе от дискретных многооперационных процессов к малооперационным процессам. Повышение оснащенности производства способствует сокращению длины «технологической цепочки» при создании инновационных методов воздействия на обрабатываемые материалы как на заготовительных, так и на других стадиях. Малооперационные технологии являются значимым технико-экономическим фактором повышения потенциала материально-технической базы машиностроения.

Усиления темпов производства определение широкую имплементацию малооперационнх технологий на базе системной электрификации. Энергия, определяя динамику технологий, оказывает особое влияние на способы создания металлообрабатывающего оборудования, к которому в первую очередь относятся многоцелевые, многооперационные обрабатывающие центры и рабочей машины в «едином блоке» применения достижений в области электромеханики, электроники, вычислительной техники, гидравлики и т.д.

Широкая сфера применения энергоносителей позволяет одновременное выполнение нескольких операций, что приводит к сокращению рабочего цикла, сокращению используемых ресурсов, в том числе и трудовых. Анализируя энергетические функции применяемых машин, следует отметить, что они являются постоянно действующими, всеобщими, без которых не осуществляются ни транспортно-

технологические, ни контрольно-управляющие или другие функции. В машиностроении энергетические процессы, практически имеющие самостоятельное значение, не функционируют отдельно от других факторов производства.

Энергетическое оснащение является ключевым элементом современного машиностроительного производства, однако в научной литературе значение данной составляющей недостаточно комплексно исследовано. Однако, необходимо учитывать что взаимосвязь между предметами труда и технологией их использования является настолько существенной, что их часто отождествляют.

Применение инновационных технологических процессов на базе операционного воздействия электроэнергии на предмет труда стало причиной формирования инноваций в области создания орудий труда на базе имплементации положений теории концентрации энергетического воздействия. В том числе это было выражено в создании комбинированных методов обработки, пластическое формообразование материала механическим воздействием с одновременным приложением электрического тока высокой плотности.

Условия НТП в отрасли машиностроения предполагают более широкое применение магнитных и электрических полей, при этом ограничения внедрения методов основанных на таких технологиях в ближайшие 15-20 лет связывают с отсутствием необходимого промышленного оборудования [6, с. 16-18].

С позиции экономической эффективности все это имеет весьма большое

народнохозяйственное значение. Инновационно-технологический потенциал машиностроения определяется значимым потенциалом орудий труда, на базе инновационных энергоноси-тей, оказывающих воздействие на обрабатываемые материалы. Фактором развития новых видов энергоносителей и сокращением потерь при их применении при обработке материалов, обеспечивая существенное снижение технологической трудоемкости производимой продукции. Под влиянием достижений НТП происходят трансформации используемых электротехнологий с замещением механических процессов оперирования предметом труда физико-химическими.

Для имплементации инноваций необходима реализация новых подходов к организации работы в помещениях, предметам и орудиям труда. Ориентация на использование новые конструкционных материалов становится причиной использования новых способов применения электроэнергии. Увеличивая эффективность применяемых методов обработки, заменяя морально и технологически устаревшие механические методы обработки, инновационные технологии на основе прогрессивных энергоносителей являются условием появления новых орудий труда. Повышение качества металла способствует созданию облегченных конструкций машин, более прочных, надежных и долговечных. За последние 10 лет темп роста удельного веса электростали в общем объеме выплавляемой в России стали замедлился. По этому показателю наша страна значительно отстает от ряда промышленно развитых стран. Во многом это связано с тем, что машиностроение не заказывает для своих нужд качественную сталь, прежде всего, из-за организационно-экономических факторов. В структуре конструкционных материалов доля стали в машиностроении остается высокой и в ближайшие 15-20 лет эта доля будет не менее 47-52%. Развитие научно-технического процесса в черной и цветной металлургии является причиной создания инновационных технологий, которые позволят обеспечить повышение качественных характеристик заготовок для машиностроительной продукции. Существенные трансформации в структуре ме-таллопотребления происходят в таких отраслях как транспортное машиностроение, что в свою

X X

о

го А

с.

X

го т

о

ю 5

М О

О)

о

см

ш

О!

О Ш

т х

<

т о х

X

очередь воздействует на его роль в отрасли в целом, Ключевым источником увеличения эффективности является совокупность готовых производств, значение которого не всегда объективно оценивается конструкторами и технологами [7, с. 52-53].

Научно-технический прогресс осуществляется в условиях существенной трансформации структуры производства продукции промежуточных стадий промышленного передела, в первую очередь за счет повышения доли комбинированных заготовок.

Реализация обоснованной с научной точки зрения совокупной технической политики развития смежных с машиностроением отраслей в рамках системы «металлургия - машиностроение» является ключевым источником увеличения экономической эффективности машиностроения.

Экспертами в данной области показано, что современные темпы научно-технического прогресса не могут оказать решающее воздействие на развитие российского машиностроения. Все это определяет потребность в решении значительного количества организационно-технических, управленческих и экономических задач в рамках системы «металлургия-машиностроение». Анализ факторов, определяющих тенденции производства металлоемкости машиностроительной продукции определяет их объективную классификацию. Комплексная система воздействия совокупности факторов на динамику и структуру металлопотребления в машиностроении позволит улучшить технико-экономические показатели предприятий машиностроения.

Экспертные оценки указывают на то, что до 2023-2028 гг. в объеме основным по удельному весу останется парк металлорежущих станков, доля которого в настоящее время составляет около 60 процентов. Создание стратегической программы развития станкостроения определяется динамикой структуры и динамики технологических трансформаций в черной и цветной металлургии, влияние которые необходимо учитывать [8, с. 34-36].

Современное состояние российского станкостроения не позволяет сохранять и увеличивать материально-техническую базу из-за постоянно недостатка инвестиций. В то же время положительной тенденцией является то, что имеющиеся капиталовложения ориентированы на воспроизводство машин и оборудования, их доля в течении последних 20 лет постоянно увеличивается. При этом коэффициент использования металла по всем подотраслям машиностроения увеличился за этот период незначительно, что характеризует медленное совершенствование функционально-технологической системы «ме-

таллургия - машиностроение». Пока на федеральном уровне нет долгосрочной научно-технической программы развития металлургических и машиностроительных отраслей, которая бы ориентировала эти ведущие отрасли на достижение высоких конечных народнохозяйственных социально-экономических результатов. В машиностроении медленно оптимизируется структура парка ведущего оборудования. В условиях экономического спада производства машиностроительной продукции проблема оптимизации структуры парка оборудования становится особенно актуальной. Однако пока нет научных рекомендаций по обоснованию динамики структуры парка оборудования, вероятно, прежде, всего из-за отсутствия стратегии технологического развития машиностроения при низкой результативности инновационной деятельности.

Учеными в последние 15 лет отмечается повышение роли в современном машиностроении заготовительных производств [9, с. 186-188].

Успешное развитие производств промежуточных стадий промышленного передела является ключевым факторов повышения экономической результативности машиностроительного комплекса в целом [10, с. 49-52].

В настоящее время в рамках поиска институциональной модели развития российского машиностроения осуществляется разработка таких инструментов как научно-технические программы, однако их применение по отдельности не является эффективным инструментов возрождения российского машиностроения. Ведущие научно-исследовательские организации в данной области в настоящее время не осуществляют разработку комплексной стратегии по увеличению инновационности российского машиностроительного производства. При этом существующие программы являются несогласованными, что не позволяет комплексно решать цели и задачи по технологическому развитию отрасли.

Производство машиностроительной продукции как значимая отрасль национальной экономики должна развиваться согласно комплексной программы с учетом фактора сохранения традиций преемственности навыков и умений, так как создание кадрового потенциала является более сложной задачей в современных условиях. Средства для реализации такой программы должны быть выделены на период 10-15 лет. Без этого решить задачу ускорения технологического развития российского машиностроения представляется не реальной.

Литература

1. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. - М.: Книжный мир, 2018.

2. Туктарова Л.Р., Татарских Б.Я. Экономические проблемы повышения инновационно-технологического потенциала предприятий российского машиностроения // Экономические науки. -2018. - №5.

3. Каблов Е.Н. Материалы как основа безопасности // Индустрия. - Инженерная газета. - 2014. - №16.

4. Румянцев А.А., Рогова А.А. Постиндустральные технологии как вектор структурно-технологической модернизации экономики // Инновации. - 2016. - №11(217).

5. Львов Д., Глазьев С., Фетисов Г. Управление научно-техническим развитием. - М.: Наука, 1990.

6. Федоров О.В. Аспекты ресурсообеспече-ния новых технологических укладов: монография. - М.: ИНФРА-М, 2017.

7. Композит-ЭКСПО-2017. Обзор // Машиностроитель. - 2017. - №5.

8. Сухарев О. Инновационная экономика: старые и новые технологии // Инвестиции в России. - 2017. - №1.

9. Вишнякова А.Б., Татарских Б.Я. Инновационно-технологические и экономические вопросы модернизации машиностроения России // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №3.

10. Татарских Б.Я., Федоров О.В. Технологические и экономические факторы повышения эффективности заготовительных производств в машиностроении России // Экономические науки. - 2019. -№1.

Issues on innovative technological reserves of the dynamics' increase of the domestic engineering effectiveness

Tatarskikh B.Ya., Tuktarova L.R., Zastupov A.V.

Samara State University of Economics

In this paper issued the problems of intensifying the Russian machine-building complex development based on a study of the impact on it of innovative, technological and organizational reserves and the structural factors. As a result of the issue, it was shown that the main problem of the Russian innovation system is finding of various components of the complex of various technological structures of mechanical engineering, as well as insufficient system accounting of energy efficiency.

In addition, it is shown that in contemporary condition, despite the presence of a significant number of development programs for individual areas of mechanical engineering, there is no united strategic plan for the industry development, which also limits the possibilities for its development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In conclusion of this article it's determinates main directions of reducing material and labor costs under the influence of organizational and economic changes in connection with the introduction of the achievements of scientific and technological progress are determined and the dynamics of the main reserves of increasing the basic technical and it's shown that economic indicators of the functioning of machine-building industry in Russia.

Key words: mechanical engineering, innovation and technological reserves, efficiency, factors, scientific and technological progress, costs, structure, dynamics.

References

1. Glazyev S.Yu. Charge to the future. Russia in the new technological and world-wide structures. - M .: Book World, 2018.

2. Tuktarova L.R., Tatarskikh B.Ya. Economic problems of increasing the innovation and technological potential of enterprises of the Russian engineering // Economic Sciences. -2018. - №5.

3. Kablov E.N. Materials as a basis for safety // Industry. -Engineering newspaper. - 2014. - №16.

4. Rumyantsev A.A., Rogova A.A. Post-industrial technologies

as a vector of structural and technological modernization of the economy // Innovations. - 2016. - №11 (217).

5. Lvov D., Glazyev S., Fetisov G. Management of scientific and

technical development. - M .: Science, 1990.

6. Fedorov O.V. Aspects of the supply of new technological structures: a monograph. - M .: INFRA-M, 2017.

7. Composite-EXP0-2017. Review // Mashinostroitel. - 2017. -

№5.

8. Sukharev O. Innovative economy: old and new technologies //

Investments in Russia. - 2017. - №1.

9. Vishnyakova, AB, Tatarskikh, B.Ya. Innovation-technological

and economic issues of modernization of engineering in Russia // Economy and Entrepreneurship. - 2018. - №3.

10. Tatarskikh B.Ya., Fedorov O.V. Technological and economic factors of increasing the efficiency of procurement industries in the engineering industry of Russia // Economic sciences. -2019. -№1.

X X О го А С.

X

го m

о

ю 5

М О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.