Научная статья на тему 'Вопросы исследования факторов экономии металла в отечественном машиностроении'

Вопросы исследования факторов экономии металла в отечественном машиностроении Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
928
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Татарских Б. Я., Шмунк М. М.

В статье рассматриваются вопросы поиска организационно-экономических резервов металлосбережения в машиностроении России. Отмечаются тенденции металлоемкости машиностроительной продукции, позволяющие прогнозировать варианты управления металлоемкостью в машиностроительном комплексе. Показана эффективность внедрения НТП в сфере металлопотребления, обозначены пути дальнейшего снижения затрат металла в производстве продукции машиностроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF RESEARCH OF METAL ECONOMY FACTORS IN NATIVE ENGINEERING INDUSTRY

The questions of organizational-economic reserves search for metalpreservation in Russian engineering industry are regarded in this article. The authors mark the tendencies of steel intensity of engineering products allowing forecasting variants of steel intensity management in engineering complex. Also the effectiveness of NTP introduction in the sphere of metal consumption is shown, and the ways of further decrease of metal costs at production of engineering products are indicated in this work.

Текст научной работы на тему «Вопросы исследования факторов экономии металла в отечественном машиностроении»

ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИИ МЕТАЛЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МАШИНОСТРОЕНИИ

В статье рассматриваются вопросы поиска организационно-экономических резервов металло-сбережения в машиностроении России. Отмечаются тенденции металлоемкости машиностроительной продукции, позволяющие прогнозировать варианты управления металлоемкостью в машиностроительном комплексе. Показана эффективность внедрения НТП в сфере металлопотребления, обозначены пути дальнейшего снижения затрат металла в производстве продукции машиностроения.

Эффективное развитие машиностроительного комплекса страны непосредственно обуславливается снижением материальных затрат, в составе которых наибольшее значение имеют затраты, связанные с расходом металло-основного конструкционного материала. При этом следует исходить из того, что в ближайшие 20-25 лет металл будет главным элементом продукции машиностроения, роль которого закономерно возрастает. Материалоемкость продукции машиностроения страны снижается очень медленно, а материальные затраты в структуре себестоимости продукции машиностроения занимают большой удельный вес и имеют некоторую тенденцию к росту, что связано с непрерывным повышением цен и прежде всего на энергоносители и продукцию металлургии. Машиностроительная продукция Р.Ф. имеет более высокий уровень металлоемкости по сравнению с аналогичной продукцией промышленно развитых стран. Пока коэффициент использования металла в машиностроительном комплексе страны практически не повышается.(1, 208). Медленно растет коэффициент использования и наиболее дорогостоящих металлов и их сплавов. В машиностроении Р.Ф. имеются значительные технологические и другие резервы повышения эффективности использования металла на всех стадиях его обработки, начиная с заготовительных. Как отмечают специалисты, наиболее эффективным резервом экономии металла в машиностроении является последовательное снижение конструктивной металлоемкости машин, однако, этот резерв пока используется недостаточно в силу ряда отраслевых и межотраслевых технологических организационно-экономических факторов. По данным специалистов реализация резервов, например, за счет уточ-

нения запасов прочности увеличивает экономичность конструкций не только при их производстве, но и в сфере эксплуатации. Оптимизация сортамента проката черных и цветных металлов позволяет более рационально использовать прокат и снижать общую металлоемкость продукции. Все еще недостаточно широко в отраслях используются облегченные профили высокоточного проката. Так, применение периодических профилей продольной и поперечно-винтовой прокатки дает значительный технический и экономический эффект, так как потери проката в облой при горячей штамповке деталей машин составляют не менее 16-22 процента. Широкое использование периодического проката повышает его коэффициент использования на 15-20 процентов; применение заготовок из периодического профиля позволяет снизить отходы металла, трудозатраты и уменьшить энергоемкость машиностроительной продукции практически во всех отраслях. Существенная экономия металла и снижение себестоимости машин и оборудования в машиностроении обеспечивается за счет оптимизации их технико-экономических характеристик, когда используются современные методы системного технико-экономического анализа конструкций машин и оборудования на основе новых компьютерных технологий и современных методов моделирования. Большие возможности экономии основных материальных ресурсов связаны с использованием эффективных заменителей металла, что позволяет не только экономить дорогостоящие дефицитные материалы, но и способствует ускорению темпов научно-технологического прогресса, улучшает технико-экономические характеристики машин. Рациональная замена металлов пластмассами - важный резерв снижения

себестоимости и повышения конкурентоспособности продукции отрасли. Применение пластмасс в машиностроении позволяет экономить в значительных объемах черные металлы. Часто, однако, конструкторы и технологи в силу различных причин это не учитывают. Использование конструкционных материалов происходит без глубоких исследований факторов научно-технологического прогресса. Резервы экономии металла во многом связаны с совершенствованием технологии изготовления изделий и повышением коэффициента использования металла, который отражает темпы развития технологии изготовления деталей и характеризует тенденции качества развития материальнотехнической базы отрасли. Главным технологическим фактором снижения металлоемкости продукции машиностроения является совершенствование заготовительного производства на основе оптимизации технологической структуры парка оборудования. Исследования показывают, что в машиностроительном комплексе страны структура прямых металлоотходов на 2007 год характеризуется такими данными: в литейном производстве - 28-30%; кузнечно-прессовом - 6-8%; металлорежущем - 54-57%; сварочном - 1-2. Требуются изменения в структуре исходных заготовок, совершенствование парка оборудования и повышение уровня инструментальной оснащенности в связи с большими резервами в системе «станок - приспособление - инструмент - деталь», реализация которых может дать значительный техникоэкономический эффект.(2, 5).

Все еще медленно внедряются технологии, в основе которых лежат прогрессивные энергоносители, использование которых возможно в автоматическом режиме для регулирования необходимых параметров, что может уменьшить влияние так называемого человеческого фактора. Это прежде всего специальные точные методы литья черных и цветных металлов. Динамику коэффициента использования металла в машиностроении определяют: качество заготовок, получаемых от предприятий металлургической промышленности и собственных заготовительных производств; конструктивная слож-

ность изготовляемых изделий; структура металлообрабатывающего оборудования; экономическое стимулирование металлосбе-режения; технологические возможности применения заменителей металла; организационно-экономические и технологические факторы утилизации производственных отходов; факторы транспортировки и хранения готовой машиностроительной продукции; цены на металлопродукцию и заменители металла; масштабы НИОКР в сфере метал-лосбережения (инновационное и кадровое обеспечение); качество рабочей силы.

В структуре парка ведущего технологического оборудования в отрасли следует увеличивать долю современных кузнечно-прессовых и штамповочных машин, которые позволяют получать точные заготовки методами пластической деформации. В отрасли высок удельный вес трудоемкости снятия излишек припусков, который составляет 48-59% общей трудоемкости механической обработки. В машиностроении Р.Ф. в составе ведущего оборудования преобладают металлорежущие станки, а доля кузнечно-прессовых машин растет очень медленно, что ведет к росту объема механической обработки и технологической трудоемкости, увеличивает длительность производственного цикла, что в условиях рынка имеет существенное значение.

Исследование специалистов, показывают, что значительные резервы экономии металла в отрасли связаны с развитием сварочных современных технологий. Однако, пока эти методы используются недостаточно широко и в структуре технологической трудоемкости они составляют всего 8-10 процентов. Для повышения эффективности литейного производства с точки зрения экономии металла, необходимо повысить физико-механические свойства материала отливок в 1,51,9 раза, что позволит практически во столько же раз снизить их штучный вес.(3, 29).

Особое значение имеют резервы организационно-экономического характера, реализуемые путем внедрения различных мероприятий, в числе которых оптимизация структуры производства продукции, повышение уровня специализации производства, увеличение объема производства, совершенствование

организации использования отходов металла, улучшение нормирования и учета, развитие механизма стимулирования металлосбереже-ния. Важным резервом являются структурные сдвиги выпускаемой продукции. Часто увеличение массы многих видов машин и оборудования научно необоснованно относительно их технико- экономических характеристик.

Наряду с технологическими резервами обеспечения снижения металлоемкости продукции в отечественном машиностроении необходимо использовать и резервы организационного характера. Это относится, например, к повышению качества технологической подготовки и решению экономических проблем на стыке поставщиков металла и его потребителей в системе отрасли. Установлено, что использование технологического маркетинга на современных предприятиях машиностроения, занятых производством сложной наукоемкой продукции, позволяет создавать научно-технический задел, способствующий сокращению в 2-3 раза сроков создания новых машин. Следует поэтому усиливать финансирование всей системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ путем повышения технологической и информационной вооруженности инженеров-исследователей, инженеров-кон-структоров, инженеров-технологов и других специалистов в машиностроении. Необходимо повысить роль инновационного менеджмента и служб, ответственных за темпы и качество стратегического развития предприятий. Новые компьютерные технологии позволяют существенно улучшать результативность управления в заготовительных производствах предприятий машиностроения и поэтому следует на особо крупных предприятиях создавать такие системы как «АСУ -металл», функционирование которой может способствовать экономии металла. Адресное стимулирование использования качественного проката металла в системе подразделений предприятий отрасли предполагает использование методов опережающего маркетинга всей номенклатуры конструкционных материалов, поступающих от металлургов. В условиях рынка повышается роль технической экспертизы поступающего на маши-

ностроительные предприятия металла. В этой связи необходимо постоянное повышение технического уровня служб входного контроля путем комплексной механизации и автоматизации труда, позволяющего существенно повышать степень объективности данных о качестве поступающего металла, в том числе за счет проведения экспресс-анализа. Комплексная оценка степени объективности качества исходных материалов является сложной инженерно-технической проблемой, решение которой возможно при совершенствовании производственно-технологических и экономических связей предприятий металлургии и машиностроения. Применение в полном наборе рыночных инструментов в системе хозяйствования на предприятиях позволяет принимать управленческие решения с меньшими рисками. Данные показывают, что на предприятиях отрасли возможна значительная экономия металла, если будут задействованы все уровни хозяйствования, начиная с рабочего места. В процессе управления металлосбережением специалисты инженерных и экономических служб должны предусматривать введение объективных оценочных показателей, точно отражающих вклад конкретных работников предприятия в размеры экономии металла. Пока же механизмы стимулирования за экономию металла несовершенны и только на крупных предприятиях отрасли этой проблеме уделяют значительное внимание. При планировании на предприятиях машиностроения целесообразно иметь раздел «Ма-териаллосбережение», в котором следует иметь соответствующий подраздел «Метал-лосбережение». Следует выделять средства на мотивацию проведения работ, связанных с получением экономии всех видов материальных и других ресурсов. Необходимо больше внимания уделять возможностям, которые появляются в связи с прогнозированием рынков металлопродукции и методами коммерческой логистики. Пока в машиностроении еще недостаточно используются возможности компьютерных технологий и система «Интернет» в службах материально-технологического обеспечения. На предприятиях отрасли наличие надежной

информации в этих службах и службах технологического развития позволяет принимать эффективные инженерно-экономические решения, обеспечивающие высокие конечные результаты. Требуется системная работа по решению проблем металлосбереже-ния на основе государственной научно-технической программы ускорения развития машиностроительного комплекса - основы решения базовых задач экономики страны.

Особое место в отрасли занимают заготовительные производства, в которых создаются технологические предпосылки выпуска конкурентоспособной продукции. Решающее значение здесь имеет технический уровень и структура парка основного производственного оборудования, которое «реализует» классические способы воздействия на металл. Рост эффективности заготовительных производств во многом определяется совершенствованием структуры парка кузнечно-прессового оборудования, которая за последние 18 лет качественно практически не изменилась.

Исследования показывают, что универсальность машиностроительных заводов приводит к нерациональному использованию материальных, трудовых, энергетических, информационных и финансовых ресурсов. В машиностроении страны за последние 18 лет в структуре производства заготовок возросла доля сварных конструкций. Внедрение сварки в заготовительном производстве позволило существенно усовершенствовать технологию изготовления крупных заготовок в тяжелом, энергетическом, транспортном и нефтегазовом машиностроении, что повысило эффективность производства в основных переделах соответствующих предприятии отрасли. Но в этих переделах есть много резервов, связанных с металлургией страны.

Отечественная металлургическая промышленность за последние 7-10 лет сделала определенные успехи с точки зрения удовлетворения потребностей основных машиностроительных отраслей, но есть еще много технико-организационных и экономических проблем. Прежде всего это относится к вопросу совершенствования экономического стимулирования персонала предприятии металлургии. В числе организационно-эко-

номических мероприятий по повышению эффективности системы «металлургия-машиностроение» необходимо предусмотреть разработку объективно оценочных критериев качества удовлетворения потребностей машиностроения металлом соответствующего сортамента и требуемых физикомеханических и других параметров, от которых зависят уровень качества производимой продукции и во многом экономические результаты. В качестве интегрального показателя коэффициента (К), который позволяет дать объективную оценку, можно принять отношение фактического (Ф ) уровня показателей, достигнутых металлургами, например, по прокату черных металлов (геометрические параметры), к величине норматива (теоретически достижимого уровня) показателя по этому же параметру (Т ) за ряд лет.

В машиностроении страны медленно повышается доля прогрессивных видов заготовок, в том числе недостаточное применение находят горячие штамповки, позволяющие улучшать многие технологические параметры исходных заготовок для механообрабатывающих цехов.(4, 19).

Сейчас, однако, более 60% всех инвестиций в черную металлургию направляются на увеличение добычи и обогащения сырья, производства кокса, чугуна и стали. Пути ускорения темпов повышения технического уровня машиностроения и металлообработки определяются в значительной мере качеством управления НТП на основе четких положений межотраслевой технической политики. Оценивая «слабые» звенья в системе управления и планирования научно-технического прогресса в элементном аспекте, на первое место по значению и перспективности с точки зрения реализации достижений НТР выдвигается технология заготовительных производств. В отечественном машиностроении медленно растет доля обработки металла пластической деформацией по сравнению с машиностроением США что, во многом связано с отсутствием стратегии уменьшения влияния отрицательных факторов так называемой технологической мно-гоукладности, которая не позволяет существенно снизить уровень общей металлоем-

кости продукции машиностроения. Для уменьшения влияния отрицательных факторов технологической многоукладности в машиностроении необходимы значительные материальные и финансовые ресурсы и прежде всего в заготовительных производствах. Основными факторами научно-технического прогресса в области развития технологии являются широкое применение прогрессивных заготовок, уменьшающих объем их дальнейшей обработки резанием; максимальное сокращение всех видов ручных работ; внедрение управляемых технологических процессов, обеспечивающих надежность размерности и чистоты обработки, а также высокую производительность труда и снижение технологической себестоимости продукции.

В машиностроении 80-х гг. нашла применение технология порошковой металлургии. Номенклатура массовых деталей, изготовляемых методом порошковой металлургии расширяется и уже освоено изготовление более 200 наименований (прежде всего в автомобилестроении и сельхозмашиностроении). Каждая тысяча тонн изделий, изготовленных этим методом, дает экономию около 2 тыс. т. проката и в 1,7-2,0 раза повышает производительность труда на предприятиях массового машиностроения. Здесь технико-экономическая эффективность достигается также за счет внедрения новых методов объемного выдавливания, получившего большое распространение в некоторых отраслях машиностроения. Совершенствование механической обработки является определяющим фактором повышения качества обработки массовых деталей, которая позволяет при оптимальных капитальных затратах обеспечить рост качества типовых деталей на 25-30% при сроке окупаемости затрат всего около 2 лет. Но без коренного улучшения работы конечных переделов в черной и цветной металлургии сложно решать стратегические задачи развития машиностроения, металлоемкость продукции которого уменьшается очень медленно. Необходимо увеличивать удельный вес инвестиций в прокатное производство и в отделку готовой продукции, в так называемый четвертый передел. Между тем на расшире-

ние сортамента и повышение качества металла за последние 17 лет выделялось менее 20% всех капитальных вложений.

С целью снижения трудоемкости продукции машиностроения целесообразно реализовать ряд крупных организационно-экономических и технических мероприятий, которые бы позволили за счет отрасли существенно изменить общую численность рабочих в металлургии и машиностроении. Это прежде всего: реализация единой инвестиционной политики с целью совершенствования структуры капитальных вложений; дальнейшее более ускоренное развитие четвертого передела в металлургии; создание небольших, но высокоспециализированных металлургических предприятий в ведущих машиностроительных центрах страны. Имеются данные о том, что в результате применения прогрессивных технологий выплавки металла стали рентабельными предприятия, имеющие во много раз меньшие мощности по сравнению с современными металлургическими комбинатами-гигантами.

Межотраслевые проблемы повышения эффективности системы «металлургия-машиностроение» во многом определяются сложностью организации и координации работы НИИ, предприятии указанной системы, решающих фундаментальные инженерные задачи в комплексе машиностроительных отраслей.

Программа достижения высоких конечных результатов технолого-экономической системы «металлургия-машиностроение» должна иметь надежную научную основу в рамках единой межотраслевой технологической стратегии на федеральном уровне и иметь целевое финансирование для ее реализации.

Исходя из долгосрочных задач ускорения темпов развития металлургических и машиностроительных отраслей, целесообразно иметь прогнозные оценки на долгосрочный период по объему и структуре конструкционных и инструментальных материалов. Следует при этом учесть и тенденции роста применения заменителей черных и цветных металлов, существенно влияющих на эффективность технологических процессов и конечные экономические показатели

работы предприятий машиностроительного комплекса на основе проведения исследований учеными вузов, отраслевых НИИ и организациями системы РАН.

В машиностроении необходима научно обоснованная долгосрочная программа производства машин и оборудования на основе данных машипотребляющих предприятий, работающих в жестких рыночных условиях хозяйствования.

Актуальными становятся вопросы определения номенклатуры наиболее перспективной техники в отраслях-потребителях.

Необходима разработка научных основ оптимизации технологической структуры парка ведущего металлообрабатывающего оборудования как для нужд самой отрасли, так и в связи с задачами повышения эффективности четвертого передела в металлургии. За счет четвертого передела эффективность применения металла в народном хозяйстве поднимается примерно на 18-25%, что позволяет экономить тысячи тонн метал-лопродукции.(5, 96).

Особое значение имеют новые технологии в производстве стали. Доля электростали в общем объеме выплавляемой стали в Р.Ф. составляет примерно 18% (в США -около 34%). Конструкторами в машиностроении страны запас прочности завышается в 2-4 раза, что приводит к значительному увеличению веса машиностроительной продукции, а это приводит к большим расходах материально-энергетических и других ресурсов. Требуется научно-методическое решение вопросов оптимизации энергетических мощностей на основе более точной оценки как перспектив развития металлургии, так и заготовительных производств самого машиностроения, где находятся основные резервы улучшения использования производственных фондов. Следует при стратегическом планировании инвестиционных ресурсов значительную их долю направлять преж-

де всего на совершенствование материальной базы литейных и кузнечно-штамповочных цехов действующих предприятий с целью ускоренного обновления ведущего оборудования в этих цехах. Развитие системы «металлургия - машиностроение» оказывает решающее влияние на тенденции структуры основного технологического оборудования. Реализация единой технической политики в рамках указанной системы является важным условием эффективного управления технологией в отрасли, которая все больше играет роль самостоятельного элемента современного производства в отрасли.

Необходима работа по координации машиностроительных предприятий по вопросам проектирования, производства и эксплуатации основного оборудования и, прежде всего, оборудования энергоемких производств и цехов (литейных, кузнечно-штамповочных, термических и др.). Связано это с тем, что: во-первых, эти группы оборудования непосредственно обеспечивают «сопряжение» металлургических и машиностроительных отраслей; во-вторых, в ряде регионов имеются жесткие ограничения по потреблению энергоресурсов (особенно электроэнергии); в-третьих, в заготовительных цехах практически находятся основные резервы снижения трудоемкости продукции отрасли.

Долгосрочные программы развития основных технологий производства в машиностроении должны базироваться на глубоком знании динамики структуры сортамента металла, получаемого от металлургов, а также ожидаемой типоразмерной структуры парка производимого станкостроителями основного оборудования.

В современных условиях комплексное исследование факторов экономии металла в машиностроении является важным условием разработки мероприятий по повышению технико-экономических показателей работы отрасли.

Список использованной литературы:

1. Совершенствование управления научно-техническим прогрессом в современных условиях./ Матер. V Междун. на-учн.-практ. конф.- Пенза, МНИЦ, 2007., с.208.

2. Татарских Б.Я, Организационно-экономические вопросы развития заготовительных производств в машинострое-нии.//М.: «Заготовительные производства в машиностроении», 2007, №2, с.3-8.

3. Фролов К.В. Приоритеты машиностроения.// Экономист, 2005, №5, с.29-33.

4. Татарских Б.Я. Динамика материально-технической базы машиностроения России-Самара, Изд-во СГЭУ, 2005, с.14-15, 19.

5. Фролов К.В. Машиноведение и машиностроение. - М.: Наука, 2007., с. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.