Научная статья на тему 'Факторы и резервы развития материально-технической базы машиностроительного комплекса'

Факторы и резервы развития материально-технической базы машиностроительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / ФАКТОРЫ / РЕЗЕРВЫ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / СИСТЕМА / НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татарских Борис Яковлевич, Туктарова Лилия Равильевна

В статье рассматриваются межотраслевые проблемы развития материально-технической базы машиностроения России. Определены основные факторы и резервы ускорения темпов повышения эффективности отечественного машиностроения. Основное внимание уделено механизмам реализации организационно-технологических резервов повышения инновационного потенциала машиностроения в современных условиях функционирования экономики России. Отмечается проблема повышения доли активной части основных производственных фондов и прежде всего в составе основного технологического оборудования. В статье особое внимание уделяется вопросам использования структурно-технологических и организационно-экономических резервов развития производственного потенциала отраслей машиностроительного комплекса России. Показаны недостатки формирования долгосрочной государственной научно-технической стратегии внедрения технологий двойного назначения в гражданском машиностроении. Рассмотрены вопросы совершенствования управления инновационной деятельностью в наукоемких подотраслях отечественного машиностроения. Определены направления повышения базовых технико-экономических показателей на основе совершенствования механизмов реального инвестирования в современных условиях. Указаны инновационно-технологические факторы межотраслевого значения в деле решения задач ускорения темпов повышения доли наукоемкой машиностроительной продукции как условия обеспечения технологической независимости страны. Обозначены стратегические направления совершенствования управления технологий в ведущих наукоемких подотраслях российского машиностроения в условиях действия отрицательных факторов санкционного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Татарских Борис Яковлевич, Туктарова Лилия Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы и резервы развития материально-технической базы машиностроительного комплекса»

Факторы и резервы развития материально-технической базы машиностроительного комплекса

сч

09 £

Б

а

2 ©

Татарских Борис Яковлевич

д-р экон. наук, профессор, кафедра экономики, организации и стратегии развития предприятия, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», oisrpp@rambler.ru

Туктарова Лилия Равильевна

канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики, организации и стратегии развития предприятия, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», tuktarovalr@rambler.ru

В статье рассматриваются межотраслевые проблемы развития материально-технической базы машиностроения России. Определены основные факторы и резервы ускорения темпов повышения эффективности отечественного машиностроения. Основное внимание уделено механизмам реализации организационно-технологических резервов повышения инновационного потенциала машиностроения в современных условиях функционирования экономики России. Отмечается проблема повышения доли активной части основных производственных фондов и прежде всего в составе основного технологического оборудования. В статье особое внимание уделяется вопросам использования структурно-технологических и организационно-экономических резервов развития производственного потенциала отраслей машиностроительного комплекса России. Показаны недостатки формирования долгосрочной государственной научно-технической стратегии внедрения технологий двойного назначения в гражданском машиностроении. Рассмотрены вопросы совершенствования управления инновационной деятельностью в наукоемких подотраслях отечественного машиностроения. Определены направления повышения базовых технико-экономических показателей на основе совершенствования механизмов реального инвестирования в современных условиях. Указаны инновационно-технологические факторы межотраслевого значения в деле решения задач ускорения темпов повышения доли наукоемкой машиностроительной продукции как условия обеспечения технологической независимости страны. Обозначены стратегические направления совершенствования управления технологий в ведущих наукоемких подотраслях российского машиностроения в условиях действия отрицательных факторов санк-ционного характера.

Ключевые слова: машиностроение, факторы, резервы, технология, потенциал, эффективность, научно-технический прогресс, материально-техническая база, система, направления повышения, инновационная деятельность.

Экономический и оборонный потенциал страны во многом определяется уровнем развития машиностроительного комплекса. Однако в последние годы все более заметно снижение прироста уровня выпуска отечественного машиностроения, значение которого в текущей экономической ситуации имеет стратегическое значение. Необходимо отметить, что доля машиностроения в общепромышленном производства в России в 2017 году составляла только 21%, при 34-55% в промышленно-развитых странах (США, Япония, Германия, Ю. Корея).

В отрасли машиностроения России организационно-технический уровень в течении последнего десятилетия практически не увеличился. В машиностроении высока степень износа ведущего технологического оборудования (56-67%). В структуре парка ведущего оборудования значительна доля основных фондов, возраст которых составляет 16-18 лет, между тем по оценкам исследователей, в развитых экономиках мира замена оборудования производится в среднем при продолжительности эксплуатации 6-8 лет. Необходимо подчеркнуть, что в российской отрасли машиностроения на заготовительных стадиях зачастую применяется основные фонды, срок эксплуатации которых превышает даже 15-18 лет. Статистические показатели состояния производственных фондов машиностроения указывает на то, что оно устаревает высокими темпами. В настоящее время поддерживающие подразделения машиностроительных предприятий (энергетическое, ремонтное, инструментальное и транспортное хозяйства) не обеспечивают требуемой технологической устойчивости основных производственных процессов. Физически и морально устаревшее оборудование сдерживает сроки перехода к производству новой продукции как условия повышения её конкурентоспособности. Россия все больше зависит от поставок оборудования иностранного производства, что неизбежно приводит к технологической и экономической зависимости национальной экономики. Уровень инвестиций в развитие инновационных техник и технологий, и обновление оборудования недостаточен.

Система функционально-технических и производственно-хозяйственных связей в ведущих машиностроительных центрах страны за последние 12 лет ухудшилась. Незначительна доля экспорта высокотехнологической инновационной продукции машиностроения, оборудования. Основная гражданская продукция машиностроения России с низкими темпами расширяет свое присутствие на мировом рынке из-за ряда причин, ключевой из которых является низкий уровень конкурентоспособности. Значительное количество отечественных предприятий не могут увеличить потенциал конкурентоспособности по следующим причинам. В первую очередь к ним относится отсутствие стратегической государственной промышленной политики, посредством которой необходимо определить приоритеты развития производств сферы машиностроения. Во-вторых, в настоящее время не определена долгосрочная научно обоснованная концепция развития производительных сил национальной экономики. В-третьих, уровень инвестиционного обеспечения в настоящее время является недостаточным. В-четвертых, по мнению автора, в отношении ситуации в российском машиностроении не исследованы структурно-технологические факторы, определяющие системные трансформации современного производственного потенциала. Приватизация как инструмент решения системных проблем машиностроения, по мнению автора, не привела к улучшению результатов хозяйствования предприятий машиностроения, существующий технологический потенциал значительного количества предприятий оборонно-промышленного комплекса, функционирующего в системе машиностроения недозагружен, что существенного сокращает совокупную эффективность отрасли машиностроения. Применение инновационных технологий в ОПк в гражданском машиностроении происходит замедленными темпами, между тем в большинстве случаев для этого не потребуются существенные финансовые и материальные ресурсы. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев не определяется совокупность межрегиональных, межотраслевых, а также организационных и структурно-технологических факторов, значение которых в современных условиях существенно повышается [2].

Устойчивое и системное использование значительного количества резервов технического и технологического, а также управленческого и экономического характера является ключевой задачей в стратегической перспективе, решение которой может стать основой реализации концепции обеспечения технологической безопасности России при целенаправленном повышении экономической и технологической эффективности предприятий машиностроения.

Увеличение эффективности воспроизводства общественного продукта предполагает в первую очередь повышение темпов развития машиностроительного комплекса, которому принадлежит ведущая роль в осуществлении НТП, дальнейшем повышении энергетического потенциала и обеспечение обороноспособности страны. В текущий момент увеличение воспроизводства продукции машиностроения происходит в больинстве случаев экстенсивно; в машиностроении существует в настоящее время тенденция снижения уровня фондоотдачи, снизилось значение коэффициента загруженности производственных мощностей, не решаются насущные экологические и социальные проблемы, остаются нереализ-рованными программы развития, направленные на повышение эффективности машиностроения. В отраслях машиностроении развитие материально-технической базы осуществляется замедленными темпами, и в то же время многими экспертами определяется существенное влияние структурного кризиса, причиной которого является избыточные ожидания владельцев предприятий машиностроения, высокой экономической концентрацией рынков и отсутствием информационно-технологической интеграцией отдельных предприятий. Очевидно и значимое для эффективного развития отраслей и разрушение производственных связей в рамках региональной экономики, особенно в традиционных машиностроительных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Н.Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Самара и др.).

Ученые отмечают, что в России не осуществлена эффективная реализация процесса конверсии как на уровне машиностроения в целом, так и в рамках отдельных регионов, что не позволило реализовать экономически оптимальный переход к рынку в условиях существенных ограничений инвестиций и снижения уровня конкурентоспособности машиностроения. В оборонно-промышленном комплексе пока нет утвержденной

соответствующим нормативным актом научно-технической стратегии имплемен-тации технологий военного и гражданского назначения, эффективность которых неоднократно показана на основании опыта зарубежных стран и ряда российских предприятий машиностроения. В последние годы увеличение функций продукции машиностроения, а также постоянно увеличивающиеся потребности национальной экономики стали причиной резкого увеличения ассортимента изделий выпускаемых предприятиями. Необходимо учитывать при этом также и качественные характеристики машиностроительной продукции, а также ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. В 2010-2017 гг. динамика результатов промышленного производства и структуры затрат характеризует преимущественно экстенсивный характер развития машиностроения. Данный вид развития производственной деятельности определяеся с позиции исследуемой отрасли как выпуск в первую очередь металло- и трудоемкой продукции, что в существующих условиях сокращает возможности увеличения темпов роста экономической эффективности предприятий машиностроения.

В российском машиностроении в настоящее время фактически не сокращается удельный расход сырья на единицу готовой продукции и повышается энергоэффективность в базовых подотраслях комплекса, и данные процессы не способствует сокращению себестоимости продукции. С 2005 года из-за нестабильного количества заказов на ассортимент высокотехнологичной продукции сократился уровень прибыли предприятий и другие технико-экономические показатели, определяющие качество хозяйствования. Несовершенство системы ценообразования не позволяет объективно оценивать динамику такого общепринятого показателя как «рентабельность». Полагаем, что при определении эффективности деятельности предприятий необходимо применять показатели потенциала предприятий (например, потенциал увеличения производительности труда, результаты технологического прогресса и показатели экономической эффективности: рентабельность, производительность труда, фондо- и материалоотдачу и др.). Целесообразно применять в первую очередь натуральные измерители при выявлении тенденций развития производства как ключевого условия определения факторов влияния определённых элементов системы на динамику уровня

эффективности производства в условиях действия негативных внешних факторов. Все это позволит повысить качество принимаемых «чисто» инженерных хозяйственных решений на различных уровнях управления. В отрасли не улучшается функционально-технологическое «сопряжение» всех функциональных , что приводит к производственным диспропорциям и снижению эффективности предприятий. С 2005 года структура основных фондов машиностроения фактически не изменилась. В настоящее время в данной отрасли НТП носит эволюционный характер; с 1970-х в данной сфере экономики наибольшую долю занимают традиционные технологии металлообработки, которые не позволяют увеличить показатель эффективности использования металла как базового конструкционного материала. В российском машиностроении проблемной областью остается инструментальная и технологическая оснащенность производства, недостаточный уровень которой снижает темпы перехода к выпуску новой продукции, достоверность чего подтверждается статистическими данными, которые характеризуют низкую эффективность инновационной деятельности на большинстве предприятий машиностроения [3].

В российском машиностроении за период 2004-2016 гг. уровень технологической оснащенности повысился только на 15%, при этом снижение с 1,3 до 1,0 коэффициента сменности работы базового оборудования, задействованного в основном производства за указанный период привело к сокращению уровня станко- и фондоотдачи.

При этом во вспомогательных производствах предприятий машиностроения коэффициент сменности составляет еще меньшее значение и оценивается на уровне 0,6-0,7. Однако определение тенденций развития материально-технической базы машиностроительных предприятий только по стоимостным показателям не дает объективной оценки характеристики уровня технико-экономической эффективности, что во многом сопряжено с повторным счетом продукции (в т.ч. из-за высокого удельного веса комплектующих изделий в рамках системы кооперации), а также в связи с общим удорожанием оборудования, особенно металлообрабатывающего, цена которого ежегодно увеличивается на 5-8 процентов.

В российском машиностроении за последнее десятилетие отмечается замедление темпов обновления производ-

© £

Ю

5

00 2

см

09 £

Б

а

2 ©

ственных фондов, что приводит к их старению и не обеспечивает полное применение технико-экономических показателей производимого оборудования, что в также можно отнести и к инновационному металлообрабатывающему оборудованию и производственным автоматическим линиям в самых различных отраслях машиностроения. Детальное представление о тенденциях динамики трансформации структуры базового технологического оборудования позволит дать функциональная классификация признаков трансформации структуры, в том числе включая такие показатели как занимаемая производственная площадь, стоимости оборудования,заявленной и используемой энергетической мощности, мате-риало- фондо- и трудоемкости технического обслуживания и планового ремонта оборудования. В ряде исследований доказаны положения о том, что реализуемая в 2007-2012 гг. государственная инвестиционная политика в российской экономике не имела системного научного обоснования, что стало причиной значительных диспропорций во включении технологической, видовой и возрастной структуры основных фондов в системе вертикальной интеграции промышленности. В современных исследованиях отсутствуют достоверные прогнозы развития машиностроения страны и соответствующих рынков сбыта, является причиной того, что структура производственных фондов на основе данных об существующем уровне развития формируется без учета перспективы развития данной сферы экономики, а также показателей, определяющих результат сбалансированности стоимости рабочего места, а также размера штата во последовательных технологических переделах. Процесс создания новых рабочих мест в отраслях машиностроения часто реализуется без системного анализа как отраслевых, так и региональных факторов материально-технического обеспечения, наличия возможностей получения доступа к кадровым ресурсам с высоким уровнем квалификации, причин текучести рабочей силы, динамики показателей уровня производственной мощности взаимосвязанных производств. При исследовании производственного потенциала, применение которого за последние годы не претерпело изменений, улючевое значение имеет проблемы производственно-функционального «сопряжения» развития базовых производств и вспомогательных цехов предприятий. Данные эффективности отраслей машиностроения показыва-

ют, что в исследуемой отрасли преобладают технологии, технологические решения которых были создания и имплемен-тированы 60-70 лет назад. При решении вопросов повышения эффективности материально-технической базы необходимо учитывать, что стратегические, нормативно определенные программы развития базовых технологий производства должны необходимо основывать на знании тенденций трансформации структуры сортамента металла, получаемого от металлургических предприятий, а также соответствующей ему типоразмерной структуры производимого станкостроителями ведущего оборудования. Требуется разработка научно-методических рекомендаций по формированию и имп-лементации странкостроительной политики на основе эффективной координации деятельности НИИ и КБ соответствующих подотраслей машиностроения и их целевой инвестиционной поддержки за счет государства.

Базовыми факторами НТП в сфере внедрения инноваций технологии являются: имплементация прогрессивных заготовок, снижающих объем их дальнейшей обработки резанием, снижение доли ручных работ, имплементация управляемых технологических процессов, позволяющих обеспечить надежность размерности и чистоты обработки, а также высокую производительность и технологичность труда при одновременном себестоимости продукции машиностроения.

Как показано в современных исследованиях, что в ближайшие 15-20 лет не менее 80-85% всех конструкционных материалов будет приходиться на черные и цветные металлы. Система технико-экономических связей «металлургия-машиностроение» оказывает лючевое влияние на тенденции трансформации структуры основного технологического оборудования и уровень его энергоэффективности. Реализация современной инновационной политики в данной системе является ключевым фактором эффективного управления развитием технологий, которые становятся базовым условием ускоренных темпов воспроизводства продукта современного машиностроения. Вместе с тем в машиностроительном комплексе в настоящее время замедленными темпами трансформируется структура расходов на технические и технологические инновации, отражаемые в статье «Затраты на НИОКР». В головных НИИ машиностроения деятельность по экономическому прогнозированию разработки и диффу-

зии в реальное производство инновационных технологий реализуются эпизодически. В условиях производства машин и оборудования технологическая, экономическая, энергетическая, экологическая и эксплуатационная оценка в большинстве случаев не выполняется, что снижает эффект инженерных решений при обосновании и реализации планов диффузии новой техники на основе разработки инноваций. В ряде случаев менеджмент машиностроительных даже крупных предприятий машиностроения не учитывают современные достижения науки в области решения проблем повышения эффективности производства. При росте сложности современной машиностроительной продукции в статистических данных видно снижение темпа роста качества рабочей силы, что отрицательно сказывается на темпах базовых технико-экономических показателей. Пока наукоемкость продукции машиностроения повышается медленно, в некоторых подотраслях при этом сокращается объем НИОКР из-за отсутствия финансовых средств; значительное количество утвержденных государством программ поддержки научно-технического прогресса выполняются с большим опозданием и не в полном объеме. Все больше увеличивается информационно-документальный поток, становится причиной постоянного, системного повышения профессионального уровня трудовых ресурсов отрасли. За последние годы формируются предпосылки возникновения структурной безработицы в отношении отдельных профессий и специальностей. В этих условиях необходима соответствующая ситуации трансформация системы подготовки (переподготовка) работников как важное условие не только поддержания производства, но социальной защиты населения экономики региона. В настоящее время в российском машиностроении производится преимущественно трудо- и металлоемкая продукция, и в этих условиях качество рабочей силы не имеет, по мнению ряда руководителей предприятий отрасли, существенного значения.

Отсутствие достаточного уровня инвестирования в 2010-2016 гг. стало причиной отсутствия существенных улучшений технологий и по всему кругу производственного процесса, что оказало влияние на уровень конкурентоспособности продукции. На основании анализа ключевых тенденций научно-технического прогресса необходимо объективно выявить структуру и динамику научно-технологического потенциала для опреде-

ления его роли в создании и диффузии машиностроительного комплекса. Для повышения эффективности материально-технической базы машиностроения необходима достоверная экономическая оценка темпов развития технологий на основе достоверного определения уровня и структуры затрат и конечных результатов производственной деятельности. Полагаем, что базовыми резервами интенсификации развития российского машиностроения являются: совершенствование структуры и механизмов взаимодействия отдельных подотраслей комплекса машиностроения в целом; создание инженерной и производственной инфраструктуры; развитие материально-технической базы предприятий машиностроения на основе системного перевооружения прежде всего «тылов» производства; совершенствование функционально-производственных и экономических связей в самом машиностроении; создание межотраслевых производств на основе использования резервов производственно-технического потенциала.С целью обеспечения хозяйственной устойчивости на предприятиях машиностроения требуется комплексная научно-техническая программа совершенствования всей совокупности элементов: материально-технической базы производства, технологии, организационного «блока», социально-экологического «блока», информационного обеспечения, «блока» структурных преобразований, кадрового обеспечения, «блока» прогноза о рынках сбыта и конкурентоспособности продукции. Важными нематериальными резервами повышения эффективности машиностроительного производства являются: структурная, пространственная и временная сбалансированность.

В настоящее время в сложных экономических условиях на федеральном уровне инвестиции следует выделять только с учетом стратегических задач отраслей-«локомотивов», имеющих прежде всего социальное и оборонное значение. В стране утверждены целевые федеральные программы развития технологий, финансирование которых ставится на первое место. Однако, несовершенство хозяйственно-правовых и экономических механизмов не позволяет эффективно реа-лизовывать эти программы [5]. Масштаб иностранных инвестиций пока существенно не влияет на результаты произ-водственой деятельности предприятий российского машиностроения. Целевое кредитование совокупности проектов, направленных на развитие базовых от-

раслей промышленности в целом и машиностроения в частности должно осуществляться, как правило, посредством конкурсных процедур при наличии сведений независимой технико-экономической экспертизы инвестиционных проектов. Системная координация государством инвестиционной деятельности на межотраслевом уровне предполагает реализацию различных организационно-методических и других задач: в том числе таких как согласование нормативно-правовых инструментов регулирования инвестиционной деятельности; интеграция деятельности финансово-кредитных систем, развитие института страхования инвестиций; реализует процедуру проведения конкурсного отбора высокоэффективных инвестиционных проектов для оказания системной государственной поддержки; реализует инструменты опережающего развития технологий информационного обеспечения; разработку методологии и инструментария независимой оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов; создание условий для подготовки кадров по экономике и организации инвестиционной и инновационной деятельности с учетом специфики машиностроения в достаточном объеме и высокого уровня квалификации. Последовательное решение данных вопросов во многом позволит сформировать реальные предпосылки для устойчивого функционирования машиностроения. Необходима стратегия реализации национальных приоритетов выхода промышленности страны на качественно новый уровень инновационного развития в этом случае возможное решение сложных вопросов коренной модернизации производственного потенциала отечественного машиностроительного комплекса.

Для эффективной реализации инвестиционной политики необходимо обеспечение на высоком уровне научно-методологического обеспечения создания новых продуктов в машиностроении; требуется разработка механизмов действенных гарантий экономической стабильности инвестиционных проектов, реализуемых в отраслях машиностроения. В этих условиях традиционно сложными являются управленческо-экономические проблемы последовательной и системной модернизации машиностроительного комплекса, решение которых стало бы причиной результативной материализации научно-технических программ, относящихся к формированию системно нового эффективного экономического ме-

ханизма развития предприятий российского машиностроительного комплекса [6].

Исследования показывают, что низкие темпы модернизации предприятий, загруженных производством профильной продукцией не более чем на 60% не позволяют обеспечить значимый структурно-технологический эффект, получение которого было бы возможно при научно обоснованном проведении системной модернизации объектов мезоуровня сферы машиностроения. В российской экономике пока нет типовых организационных схем реструктуризации, реализация которых должна основываться на научном обосновании и системном исследовании технологического и рыночного потенциала рынка машиностроительной продукции. В России зачастую пренебрегают исследованием зарубежного опыта модернизации предприятий. Ученые отмечают, что для большинства предприятий модернизация - закономерный процесс, вызываемый решением новых стратегических проблем под влиянием рыночных и других объективных факторов. Многие отечественные предприятия машиностроения имеют все признаки натурального хозяйства, при котором организационно сложно задействовать весь «блок» материально-вещественных, трудовых и других ресурсов. Важной является проблема разработки национальной стратегии размещения и развития производительных сил России на основе учета региональных и межотраслевых резервов, использование которых может способствовать ускорению темпов развития машиностроения РФ.

Литература

1. Татарских Б.Я. Управление инновационно-технологическим потенциалом машиностроения России // Экономические науки, 2009, №6.

2. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М.: Экономика, 2010. - 225 с.

3. Татарских Б.Я., Федоров О.В. организационно-технологические направления и резервы модернизации машиностроения Российской Федерации // Новые технологии, 2010, №6.

4. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2012. - 476 с.

5. Амосенок Э.П., Бажанов В.А. Будущее машиностроения России: реальность и иллюзии // ЭКО, 2014, №1.

6. Татарских Б.Я., Федоров О.В. Проблемы и перспективы развития загото-

© £

Ю

5

00 2

см со £

Б

ей

вительных производств в машиностроении // Заготовительные производства в машиностроении, 2017, том 15, №11.

7. Татарских Б.Я. Проблемы системной модернизации материально-технической базы машиностроения на основе повышения инновационно-технологического потенциала // Межвуз. сборник на-учн. тр. «Проблемы совершенствования организации производства и управления пром. предпр. Самара, 2018. вып.1.

8. Анисимова В.Ю. Направление повышения эффективности инновационной деятельности промышленных предприя-тий//Экономика и управление: проблемы, решения. - М.,2016. - №6. т.1(54). -С.15-22.

9. Татарских Б.Я. Экономические и инновационно-технологические резервы повышения эффективности предприятий отечественного машиностроения // Экономические науки, М., 2017. - №8, С.121-127.

10. Татарских Б.Я. Межотраслевые проблемы формирования стратегии инновационного развития машиностроения РФ.// Матер. VII Междун. научн.-практ. конф.: «Организационно-экономические и технологические проблемы модернизации экономики России. - Сб. статей.-Пенза. МНИЦ - 2017, с.13-28.

11. Татарских Б.Я., Туктарова Л.Р. Экономические проблемы повышения инновационно-технологического потенциала предприятий российского машиностроения // Экономические науки. М.,2018, №5, С.41-45.

12. Киселева О.Н. Развитие теоретических положений формирования стратегии инновационного развития предприятий в современных условиях // Вестник Сам. ГУ. Самара. - 2017, №4, С.31-33.

13. Муханова И.В. Инвестиционная политика предприятий машиностроительного комплекса России в условиях экономических санкций // Экономический журнал. - М.:2016. - №1, С.25-33.

14. Сухарев О. «Инновационная экономика»: старые и новые технологии // Инвестиции в России. М.:2017,№1, С.25-31.

15. Пелих С. Реиндустриализация: анализ, проблемы, решения // Экономист. - М.:2017, №5, С.90-96.

16. Татарских Б.Я. НТП и организационно-экономические проблемы развития материально-технической базы машиностроения России // Экономика и социология. - М.:2016, №3(31), С.39-44.

17. Нижегородцев Р.М., Новиков А.Д., Секерин В.Д. Особенности оценки инвестиций в инновационные проекты // Вопросы новой экономики. Киров, 2014, №3(31), С.20-25.

Development factors and reserves of the material and technical base of the machine-building complex Tatarskikh B.Ya., Tuktarova L.R.

Samara State University of Economics The article considers inter-branch development problems of the material and technical base of machine building in Russia. The main factors and reserves for accelerating the efficiency of domestic engineering are determined. The main attention is paid to the mechanisms for the implementation of organizational and technological reserves to enhance the innovative potential of machine building in the current conditions of the Russian economy. There is a problem of increasing the share of the active part of fixed production assets and, above all, in the main technological equipment. In the article, special attention is paid to the use of structural-technological and organizational-economic reserves for the development of the productive potential of the Russian machine-building industry. The shortcomings of the formation of the long-term state scientific and technical strategy for the introduction of dual-use technologies in civil engineering are shown. The problems of improving the management of innovative activities in science-intensive sub-sectors of domestic engineering are considered. The directions of increasing the basic technical and economic indicators are determined on the basis of improving the mechanisms of real investment in modern conditions. The innovation-technological factors of interindustry significance are pointed out in the solution of problems of accelerating the share of science-intensive machine-building products as conditions for ensuring the country's technological independence. The strategic directions of technology management development in the leading science-intensive sub-sectors of the Russian machine-building industry in conditions of sanction negative factors are illustrated. Keywords: machine-building, factors, reserves, technology, potential, efficiency, scientific and technical progress, material and technical base, system, directions of increase, innovative activity.

References

1. Tatar B.Ya. Management of the innovative and

technological potential of mechanical engineering of Russia//Economic sciences, 2009, No. 6.

2. Glazyev S. Yu. The strategy of the advancing

development of Russia in the conditions of

global crisis. - M.: Economy, 2010. - 225 pages.

3. Tatar B.Ya., Fedorov O.V. organizational and

technological directions and reserves of modernization of mechanical engineering of the Russian Federation//New technologies, 2010, No. 6.

4. Tebekin A.V. Innovative management. - M.:

OpaMT, 2012. - 476 pages.

5. Amosenok E.P., Bazhanov VA. Future of

mechanical engineering of Russia: reality and illusions//EKO, 2014, No. 1.

6. Tatar B.Ya., Fedorov O.V. Problems and the

prospects of development of procuring productions in mechanical engineering// Procuring productions in mechanical engineering, 2017, volume 15, No. 11.

7. Tatar B.Ya. Problems of system modernization of

material and technical resources of mechanical engineering on the basis of increase in innovative and technological potential// Interhigher education institution. collection HayHH. Tp. «Problems of improvement of the organization of production and management pry. preave. Samara, 2018. issue 1.

8. Anisimova V.Yu. Direction of increase in efficiency

of innovative activity of the industrial enterprises//Economy and management: problems, decisions. - M.,2016. - No. 6. t.1 (54). - Page 15-22.

9. Tatar B.Ya. Economic and innovative and

technological reserves of increase in efficiency of the enterprises of domestic engineering industry//Economic sciences, M., 2017. - No. 8, S. 121-127.

10. Tatar B.Ya. Interindustry problems of formation of strategy of innovative development of mechanical engineering of the Russian Federation.//Mater. VII Mezhdun. HayHH. -npaKT. koh$.: «Organizational and economic and technological problems of modernization of economy of Russia. - C6. articles. - Penza. MNITs - 2017, page 13-28.

11. Tatar B.Ya., Tuktarov L.R. Economic problems of increase in innovative and technological capacity of the enterprises of the Russian mechanical engineering//Economic sciences. M.,2018, No. 5, S. 41-45.

12. Kiselyova O.N. Development of theoretical provisions of formation of strategy of innovative development of the enterprises in modern conditions//the Bulletin. GU. Samara. - 2017, No. 4, S. 31-33.

13. Mukhanova I.V. Investment policy of the enterprises of a machine-building complex of Russia in the conditions of economic sanctions/ /the Economic magazine. - M.:2016. - No. 1, S. 25-33.

14. Sukharev O. «Innovative economy»: old and new technologies//Investments in Russia. M.:2017, No. 1, S. 25-31.

15. Pelikh S. Reindustrialization: analysis, problems, decisions//Economist. - M.:2017, No. 5, S. 90-96.

16. Tatar B.Ya. NTP and organizational and economic

problems of development of material and technical resources of mechanical engineering of Russia//Economy and sociology. - M.:2016, No. 3 (31), Page 39-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Nizhegorodtsev R.M., Novikov A.D., Sekerin V. D. Features of assessment of investments into innovative projects//Questions of new economy. Kirov, 2014, No. 3(31), S. 20-25.

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.