В.В. Уманская
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ .
гипсование). Это активизирует окислительно-восстановительные процессы, повышает доступность элементов питания для растений, оптимизирует реакцию почвенного раствора.
В системах интегрированной защиты культуры риса от вредителей и болезней значительное место отводится применению пестицидов и гербицидов, которые должны обеспечивать биологическую эффективность при минимальных нормах затрат, а также быть максимально безопасными для окружающей среды. С учетом этих требований должен формироваться комплекс пестицидов и гербицидов для применения в отрасли рисоводства Херсонской области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закрытая оросительная система с замкнутым циклом водоросподеления : информационный листок / [Маковский В. И., Ушкаренко В. А., Морозов В. В. и др.]. - Херсон : ЦНТИ, 1994. - 4 с.
2. Ванцовський А. А. Культура рису на Укратш:
[монографiя] / А. А. Ванцовський. - Херсон: Айлант, 2004. - 172 с.
3. Дудченко В. В. Технолопя нормованого водоко-ристування при вирощуванш рису з врахуванням вимог ресурсо-та природозбереження в господарствах Укра!ни / Дудченко В. В., Корнбергер В. Г., Морозов В. В. ; за ред. В. В. Морозова. - Херсон: ХДУ, 2009. - 103 с.
4. Вожегов С. Г. Використання рисових зрошувальних систем в Украшг стан та перспективи [Електронний ресурс] / С. Г. Вожегов, О. I. Чекамова. - Режим доступу : http://www. nbuv.gov.ua/ роИаЮет_Вю1Яаупу/2010_68/68_14^
5. Грановська Л. М. Економжа природокористування в зош рисоаяння Укрш'ни / Грановська Л. М. ; за ред. П. П. Руснака. - Кшв-Херсон: Наддшпряночка, 2004. -300 с.
6. Стратепя економiчного та сощального розвитку Херсонсько! обласп до 2015 року. Управлшня проце-сами розвитку репону до 2020 року / [Р. В. Морозов, Б. В. Сшенков, Ю. I. Сшрко та ш.]. - Херсон : Вид-во «ТФ «Тимекс», 2007. - 232 с.
PROBLEM DEFINITION AND STUDY AREAS OF RATIONAL USE OF PRODUCTION AND RESOURCE POTENTIAL OF RICE FARMING INDUSTRY BASED ON MULTIVARIATE
CORRELATION ANALYSIS OF RICE YIELD
© 2014
V.V. Umanska, applicant
Kherson State Agrarian University, Kherson (Ukraine)
Annotation: In the article the features of production and resource potential of rice farming industry and the problems of its use were defined. Using multivariate regression analysis of rice yield as an indicator of the status and trends of resource management directions and measures for its improvement were studied.
Keywords: rice industry, production and resource potential, multivariate correlation and regression analysis, yield, rice, efficiency, improvement, resource conservation, economic leverage, and amelioration.
УДК 316.334.22
ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ «РЫНОК ТРУДА» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ
© 2014
О.Ю. Щербакова, кандидат социологических наук, ст. преподаватель кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Общая направленность налаживания социально-экономических отношений в рыночных условиях диктует необходимость подробного изучения и осмысления условий развития рынка и взаимодействия его субъектов. Противоречивость точек зрения в науке подчеркивает важность проведения комплексного анализа в трактовке определения. На основе его предлагается авторская социологическая интерпретация рынка, которая конкретизирует цели, функции участников и результат его деятельности в аспекте социологической науки.
Ключевые слова: рынок, рынок труда, внешний рынок труда, внутренний рынок труда, работодатель, безработные, спрос, предложение, товар, рабочая сила, кадровый потенциал, рынок образовательных услуг, труд, специалист.
Одним из важнейших механизмов, который определяет как государственную политику страны и ее международное положение, так и ее экономическое состояние, является рынок. Он формирует не только всю внутреннюю среду страны, но и значительно влияет на ее внешние связи и взаимодействие с другими государствами. Поэтому понятие «рынок» и его взаимодействие с другими социально-экономическими институтами, представляет на данный момент значительный научный интерес.
Вопросы его формирования и развития исследуются представителями различных научных дисциплин - экономики, социологии, истории, политологии и др. Понятие «рынок» наиболее характерно для экономической теории, поэтому в ее контексте существует множество различных точек зрения. В виду того, что социально - экономическое развитие общества стремительно меняется, происходит постоянная трансформация рынка. Поэтому интерес к его значению, функциям среди исследователей неизменно растет, а отсюда следует, что в научной среде пока не выработана общепризнанная точка зрения по каноническому определению, что такое «рынок».
С точки зрения экономической теории понятие «рынок» чаще связано с процессом и действием участников рынка, что, однако, не раскрывает его цели и достижения результатов и дает достаточно узкое представление. Особо выделяется точка зрения известного немецкого экономиста Г. фон Штакельберга (В. Радаев [1]), который считает, что основу функционирования товарных отношений между спросом и предложением составляет конкуренция. По мнению ученого, она придает индивидуальные черты продукту, способствуя тем самым развитию рынка и создавая новые условия для его участников. На наш взгляд, конкуренция является неотъемлемым условием функционирования рынка, но она предполагает определенные действия его участников, о которых речь в данной интерпретации не идет. Среди маркетологов распространено мнение, что понятие «рынок» тесно связано с его участниками, прежде всего с покупателем, как основным участником процесса, от которого зависят все составляющие рынка. Он определяет категорию товара, продукта или услуги на рынке, его значимость, функции, масштабы распространения.
В экономической социологии понятие рынок рассматривается преимущественно с точки зрения его взаи-
О.Ю. Щербакова ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ ...
моотношении с другими институтами под призмои его функциональной характеристики. Как правило, определение «рынок» анализируется следующим образом:
- с позиции его содержательной части, то есть рассматривается как одна из важных экономических составляющих нашего общества;
- как некая система, которая организует процесс взаимодействий в обществе;
- как некая совокупность институтов, которые участвуют в процессе актов обмена.
Интерес представляет точка зрения В. Радаева, который считает, что при анализе понятия «рынок» важно рассматривать «разнообразные виды рынков как социальные конструкты. Это означает, во-первых, что рынок представляет собой одну из специфических форм хозяйства, существующую наряду с другими его формами, которые ничуть не менее ущербны. Во-вторых, он выступает как продукт государственного и социального регулирования, что порождает широкое разнообразие рыночных форм хозяйства. В-третьих, рынок рассматривается как социально укорененная форма хозяйства, что означает его встроенность в сетевые, институциональные и социокультурные отношения, утвердившиеся в данном сообществе в определенный исторический период». Таким образом, исследователь дает следующее определение понятию «рынок»: «рынок представляет собой совокупность структурно связанных продавцов и покупателей определенного товара (товарной группы), деятельность которых регулируется сходными правилами и разделяемыми большинством участников концепциями контроля».
Критерии, предложенные ученым, позволяют выделить не только особенности самого понятия и значения, но и расширяют его функции как социологического понятия, его взаимодействие с различными институтами общества и экономики.
Таким образом, изучив различные точки зрения по определению понятия «рынок», мы пришли к выводу, что отсутствие единства мнения в научных кругах и широкий спектр определений объясняется несколькими причинами: во-первых, изменяющимися историческими условиями с экономической точки зрения, во-вторых, особенностями развития разных стран, в-третьих, глобализацией экономики. В нашей стране его трансформация и модификация обусловлены реформами, мировыми катаклизмами, происходящими в виде кризисов, которые создают новые условия для изучения специфики и развития этого понятия. Все перечисленные причины, не позволяют пока разработать четкое единое определение понятия, поскольку понятийно-смысловая роль рынка имеет в большинстве случаев экономический характер, чем социальный. На наш взгляд, в научной теории существует несколько критериев понятия «рынок», которые могут быть применимы к формулированию понятия «рынок» в контексте различных сфер деятельности:
- по его значению (в более узком значении или более широком). Например, в определении в Энциклопедическом словаре «рынок - это сфера товарного обмена» ([2]), т.е. в узком смысле слова рынок - это лишь система отношений между покупателем и продавцом или спросом и предложением или рынок - это место, где происходит торговля;
- по его географическому местонахождению (рынок может быть местным, внутренним, национальным и т.д.);
- по его влиянию на взаимоотношения с другими социально-экономическими институтами государства;
- по его роли и влиянию на систему государства в целом: или его определяют как некую систему, которая организует процесс или рынок - это механизм, который действует в рамках экономики при определенных условиях.
Данные критерии являются определяющими для изучения понятий «рынок труда» и «рынок образователь-
ных услуг». Отсюда следует, что в результате анализа различных точек зрения, мы предлагаем собственную социологическую интерпретацию понятия «рынок» -это система взаимодействия субъектов, регулируемая государством и обществом, основу которой составляет механизм спроса и предложения с целью удовлетворения потребностей индивидов, социальных групп, институтов, общества, что позволяет рассматривать его как социально-экономическое пространство, в котором происходит формирование и реализация кадрового потенциала.
Сложность четкого определения понятия «рынок труда» состоит в том, что его изучение носит двусторонний характер: социальный и экономический. Несомненно, что более логично изучать рынок труда в контексте системы рыночного хозяйства экономики, где труд - это процесс социально-экономический. Отсюда следует, что общее определение рынка труда должно формироваться с учетом следующих факторов: рынок труда - это сфера жизнедеятельности общества, в которой стоимость рабочей силы получает оценку, определяются условия найма, условия труда, величина заработной платы, гарантии занятости, возможность профессионального роста, возможность получения образования.
При анализе различных подходов в определении понятия «рынок труда» составим классификацию:
1. Рынок труда выступает в качестве рынка товара рабочей силы.
2. Рынок труда как соотношение спроса и предложения рабочей силы.
3. Рынок труда выступает в качестве системы. Различными учеными рынок труда рассматривается через подходы системно-эволюционный, системно-институциональный, а также в виде системных конструкций.
4.Рынок труда выступает в качестве определенной сферы деятельности для безработных и для работодателей.
5.Рынок труда в качестве механизма, объединяющего интересы тех, кого нанимают, и тех, кто нанимает.
В контексте каждой позиции можно расширять и дополнять смысловым значением определение через анализ последовательности действий рынка труда, обозначение его главных и второстепенных участников, посредников и т.д.
На наш взгляд, многозначность и сложность понятия рынка труда в социологическом аспекте наиболее четко раскрывает структурный подход. Рынок труда представляет собой сложную структуру социально-экономических отношений, которая включает в себя различные элементы и механизмы их регулирования и управления. В этих рамках реализуется кадровый потенциал, под которым мы понимаем, прежде всего, выпускников вузов.
В. Зарубин, И. Савин, В. Тумалев (В. Зарубин [3]) считают, что при изучении рынка труда важно учитывать его сегментацию. Они предлагают разбить его на три уровня сегментов:
1. Внутренний и внешний рынки труда, различающиеся по способам заполнения рабочих мест (изнутри предприятия по административным стандартам или извне — по рыночным ставкам).
2. Первичный и вторичный рынки труда, различающиеся по степени привилегированности условий труда, уровню его оплаты, престижности выполняемых работ.
3. "Ядро" и "периферия" рынка труда, различающиеся по характеру занятости (в первую очередь, ее полноте, продолжительности и стабильности).
Первый и второй критерии представляют особый интерес в контексте данного исследования, поскольку подчеркивают особенность взаимодействия рынков труда и образовательных услуг и необходимость интеграции обозначенных рынков при формировании и реализации кадрового потенциала.
Данная проблема обостряется из-за потребности в высокообразованных специалистах «свободных про-
О.Ю. Щербакова экономическое
ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ ... направление
фессий», так называемых транспрофессионалах, как считают Е.Авраамова, Ю.Верпаховская (Е.Авраамова, Ю.Верпаховская [4]). «Для них неважно положение в той или иной организационной структуре, они могут свободно входить в нее и покидать, создавая для решения какой-либо комплексной проблемы адекватные формы организации - проектные команды. Для транспрофессионалов характерно свободное использование разнообразных методов для решения творческих задач, отказ от формальных стандартов, креативный стиль мышления, ситуативный подход по отношению к структурным составляющим организации. Транспрофессионалы работают, как правило, в тесном контакте с заказчиком, клиентом, обсуждая с ним различные варианты решения проблемы и находя консенсус. Доминирующей формой социального и профессионального объединения транспрофессионалов являются сети». По его мнению, первоочередными становятся такие качества, как «ресоциали-зация, адаптация и переобучение». Таким образом, работник должен быть оптимальным для любой категории работодателей, а, следовательно, вузы должны оптимизировать свою деятельность так, чтобы обеспечивать подготовку именно таких специалистов.
Противоположную точку зрения высказывают М. Красильникова, Н.Бондаренко (М. Красильникова, Н.Бондаренко [5]), которые считают, что «на рынке труда идет борьба за профессионалов, обладающими узкоспециальными знаниями и навыками, причем чаще всего не за специалистов, занимающих высокие должностные позиции, а за наиболее квалифицированных рабочих, особенно в традиционных секторах...». Потребность работодателей в кадрах с узкоспециализированной направленностью в большом количестве вызывает сомнение, т.к. их востребованность может быть ограничена определенными навыками и квалификацией. Пожалуй, что возможно, существует потребность в кадрах рабочей специальности, со средне-специальным образованием, но их нельзя отнести к специалистам с узкоспециальными знаниями.
Полярность мнений в определении потребности рынка труда является показателем несформированных отношений рынков труда и образовательных услуг, а также демонстрирует отсутствие проведения постоянных мониторингов состояния рынка труда. Необходимо отслеживать, особенно на региональном уровне динамику спроса и предложения, ситуацию с занятостью и безработицей. Результаты данных позволят определить тенденции, спрогнозировать социально-экономические проблемы и выявить перспективы развития регионального рынка труда.
Несомненно, что новые организационные группы предприятий, информационные технологии и расширение информационного пространства изменили рынок труда и мнение работодателей в отношении квалификации специалистов. Последние стали более гибкими к новым сотрудникам, что приводит к ложному представлению выпускников вузов, как кадрового потенциала о подвижности рынка труда и обманывает их ожидания. Неустойчивость требований, постоянная реформация рынка труда и консерватизм вузов приводит к противоречиям, которые замедляют стабильное развитие рынка труда.
В научных кругах неоднократно обсуждались вопросы о включении работодателей в состав государственной комиссии по оценке качества подготовки выпускников, возникали предложения о независимой профессиональной оценке работников со стороны работодателей. На данный момент в вузах на защитах дипломов обязательно присутствуют представители рынка труда, которые оценивают уровень знаний выпускников. Во многих вузах на кафедрах созданы попечительские советы работодателей, на предприятиях действуют «выносные» базовые кафедры, многие факультеты заключают договоры на предмет выпуска тех специалистов, которые 142
нужны заинтересованным предприятиям. Но в целом, разобщенность вузов в достижении целей не приводит к общим действиям на данный момент. Актуально общее межвузовское планирование по выпуску различных специалистов на рынок труда. Такую необходимость особенно испытывает внутренний рынок регионов, который наиболее остро переживает данную проблему.
Структура рынка труда определяется как сложная и многоуровневая, из-за чего она мобильна в развитии и подвержена изменениям, с одной стороны. С другой стороны, из-за того, что многие компоненты в ней взаимосвязаны она может быть достаточно консервативной и малоподвижной. На характер функционирования структуры влияют внешний и внутренний рынки. Под внешним рынком труда следует понимать сферу обращения, т.е. где рынок труда взаимодействует с объектами, входящими к нему с предложениями, под внутренним рынком труда имеется в виду сфера производства, в рамках которой происходят различные трудовые процессы.
Определение внешнего рынка труда требует уточнения, поскольку мы придаем ему особое значение. Под ним понимается «подсистема рынка труда, в институциональной среде которого складываются взаимоотношения между наемными работниками и работодателями по поводу подготовки, поиска, распределения и купли-продажи трудовых услуг и посредством рыночного и регулятивно-управленческого механизмов их взаимодействия с целью заключения трудового договора и достижения занятости» (Л. Бабенкова [6]). Отсюда следует, что на уровне внешнего рынка происходит процесс формирования кадрового потенциала при процессе подготовки и при процессе распространения информации о спросе работодателя на рабочую силу, о его требованиях к работникам, об условиях работы и оплаты труда.
Таким образом, на уровне внутреннего рынка труда происходит реализация кадрового потенциала и оценка его деятельности, которая должна учитываться при передаче информации во внешнем рынке. Однако существует понятие «потенциал рынка труда», который состоит из различных компонентов, находящихся во внутреннем рынке труда. Эту специфику отмечал Л. Киян (Л. Киян [7]). Движению рынка вперед способствуют качественные изменения, которые связаны с деятельностью внутренней его структуры, ее эффективность влияет на зарождение потенциальных потребностей рынка, которые впоследствии проецируются через спрос во внешний рынок труда. Подтверждение этому, мы находим у Л. Бабенковой: «С этих позиций формирование рынка труда представляется процессом появления и наращивания рыночных потенций посредством образования качественно новых структурных отношений...» (Л.Бабенкова [8]). Таким образом, внутренний рынок труда инициирует предложение работодателя, а внешний рынок передает это предложение во внешнюю социально-экономическую среду, в числе которой находится и рынок образовательных услуг. То есть возможности кадрового потенциала зависят от состояния рынка труда в целом, от тенденций его развития, от его готовности предоставлять определенные условия труда, от технической оснащенности производства и т.д. Все эти компоненты в совокупности способствуют накоплению спроса на квалифицированный и профессиональный кадровый потенциал в определенных отраслях рынка труда. Таким образом, рынок труда является площадкой для реализации кадрового потенциала. Его неготовность выражается в дезинтеграции с рынком образовательных услуг.
В свою очередь, рынок образовательных услуг должен способствовать формированию и возможности продвижения кадрового потенциала. От подготовки рабочей силы, профессиональной квалификации, уровня знаний и способностей зависит качество производства, что определяет взаимоотношения с работодателем, а в целом влияет на состояние рынка труда. Степень подготовки Карельский научный журнал. 2014. № 4
О.Ю. Щербакова ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ ...
кадрового потенциала зависит от трех уровней: взаимодействия рынков образовательных услуг и труда, инфраструктуры рынка труда, уровня производства и технической оснащенности работодателя. Обеспеченность каждого уровня, грамотное взаимодействие внутри них способствуют реализации кадрового потенциала. Ее оценка может быть произведена только тогда, когда произойдет объединение рабочей силы и сферы производства, в рамках которой работники смогут проявить квалификационные навыки и знания, достичь эффективных результатов, которые будут совпадать с поставленными целями производства. Таким образом, в экономическом аспекте кадровый потенциал может быть рассмотрен ограниченно, тогда как в социологическом аспекте, благодаря синтезу количественной и качественной характеристикам, он приобретает значительную влиятельность, например, для рынка труда, демонстрируя проблемы его взаимодействия с другими социальными институтами.
Итак, реализация кадрового потенциала как рабочей силы происходит через оценку достижения определенных результатов, которые являются основными показателями для работодателя. Осложняет процесс реализации внутренняя нестабильность рынка труда. В последнее время он переживает, с одной стороны, диверсификацию, с другой - стихийное соотношение спроса и предложения рабочей силы. Внутренние его колебания в виде регионального рынка труда, несформированная политика занятости отражаются на увеличении безработицы. Отличительная особенность современного рынка труда состоит в том, что его спрос характеризуется скорее качественными показателями, нежели количественными. Строгие требования к наличию квалификации, профессиональных навыков, способность работать в
команде, мобильность и готовность к новаторским решениям - это немаловажные критерии, которые формируют оценки кадрового потенциала работодателями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Радаев В.В. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства: к новой социологии рынков // Социологические исследования. 2003.№9 // URL: http:// www.isras.ru/fi1es/Fi1e/Socis/2003-09 (дата обращения 07.05.09)
2. Общий толковый словарь русского языка // URL: http://to1ks1ovar.ru/r7974.htm1 (дата обращения 11.03.09)
3. Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления: Сборник научных статей - СПб.: Институт бизнеса и права. - 2009 // URL: http://www. ib1.ru/konf/031209/115.htm1 (дата обращения 12.10.2010)
4. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. 2006. №4. С. 37-46.
5. Красильникова М.Д., Бондаренко Н.В. Профессиональная подготовка персонала: кадровые стратегии работодателей // Вопросы образования. 2009. №4. С. 219.
6. Бабенкова Л.М. Теоретические аспекты исследования рынка труда как системы социально-экономических отношений / Бабенкова Л.М. // Известия высших учебных заведений Поволжский регион. 2008. №3. С. 47.
7. Киян Л.П. Экономическая теория рынка труда / Л.П. Киян; Воронеж. гос. ун-т. Воронеж : Б.И., 2004. С. 159.
8. Бабенкова Л.М. Теоретические аспекты исследования рынка труда как системы социально-экономических отношений / Бабенкова Л.М. // Известия высших учебных заведений Поволжский регион. 2008. №3. С. 45.
QUESTIONS OF INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF «LABOUR MARKET»
IN THE CONTEXT OF MODERNITY
© 2014
O. Yu. Shcherbakova, candidate of sociological Sciences, senior lecturer Department of Sociology
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The General orientation of establishing socio-economic relations in market conditions dictate the need for a detailed study and understanding of the conditions of the market development and interaction of its subjects. Contradictory points of view in science highlights the importance of conducting a comprehensive analysis in the interpretation of the definition. On the basis of its author sociological interpretation of the market, which specifies the objectives, functions, participants and the result of its activities in the aspect of social science.
Keywords: market, labor, external labor market, the domestic labour market, employers, unemployed, demand, supply, goods, labor, personnel potential, the market of educational services, labour, specialist.