Научная статья на тему 'Кадровый потенциал в контексте социально-экономической характеристики региона'

Кадровый потенциал в контексте социально-экономической характеристики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN RESOURCES / РАБОТОДАТЕЛЬ / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / ВЫПУСКНИК / GRADUATE / ВУЗ / UNIVERSITY / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOR / РЕГИОН / REGION / РЫНОЧНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MARKET AND LABOUR RELATIONS / EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Ольга Юрьевна

Формирование кадрового потенциала требует определенного уровня и условий его профессиональной подготовки. Однако его реализация в российских регионах сталкивается со значительными проблемами. Важным фактором формирования и реализации кадрового потенциала выступает степень интегрированности рынков труда и образовательных услуг. Противоречия между ними, отсутствие четких механизмов взаимодействия провоцируют увеличение доли безработицы среди молодых специалистов и затрудняют не только формирование кадрового потенциала, адекватного потребностям общества и регионов, но и создают проблемы его реализации. При изучении взаимодействия рынков важно учитывать интересы и возможности формирования личности, ее социальные характеристики, которые позволяют оценить профессиональный потенциал, спрогнозировать поведение работников в системе социально-экономических отношений, для чего требуется социологический мониторинг. Рынок образовательных услуг создает условия для достижения целей в профессиональной самореализации личности. Процесс формирования ее потенциала происходит через духовные и культурные ценности, знания, умения и навыки, приобретенные во время профессионального образования. Практико-ориентированное обучение способствует достижению уровня профессионализма, квалификации, который определяет социальный портрет молодого специалиста, востребованного на рынке труда. Совокупность таких специалистов создает кадровый потенциал, который формируется на рынке образовательных услуг. Реализация кадрового потенциала как рабочей силы происходит через оценку достижения определенных результатов, которые являются основными показателями для работодателя. Осложняет процесс реализации внутренняя нестабильность рынка труда. В последнее время он переживает, с одной стороны, диверсификацию, с другой стихийное соотношение спроса и предложения рабочей силы. Внутренние его колебания, несформированная политика занятости отражаются на увеличении безработицы. Строгие требования к наличию квалификации, профессиональных навыков, способность работать в команде, мобильность и готовность к новаторским решениям это немаловажные критерии, которые формируют оценки кадрового потенциала работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL POTENTIAL IN THE CONTEXT OF SOCIO-ECONOMIC CHARACTERISTICS OF THE REGION

The formation of human resources requires a certain level and conditions of professional training. However, its implementation in the Russian regions is faced with significant problems. An important factor in the formation and realization of human potential is the degree of integration of labour markets and educational services. Contradictions between them, the lack of clear mechanisms of interaction provoke an increase in the share of unemployment among young professionals and complicate not only the formation of human resources, adequate to the needs of society and regions, but also create problems of its implementation. When studying the interaction between markets it is important to take into account the interests and possibilities of the formation of personality, social characteristics, which allow the assessment of professional potential, to predict the behavior of workers in the system of socio-economic relations, which requires a sociological monitoring. The market of educational services creates conditions for achieving professional self-realization. The process of forming its potential occurs through spiritual and cultural values, knowledge, abilities and skills acquired during professional education. Practice-oriented training promotes the achievement level of professionalism, qualification, which defines a social portrait of a young specialist in demand on the labour market. The totality of such specialists creates human resource capacity, which is formed on the educational services market. The realization of human potential as the workforce is through the assessment of the achievement of certain results, which are key indicators for the employer. Complicates the process of implementation of the internal instability of the labour market. Lately he is experiencing, on the one hand, diversification, with other natural ratio of demand and supply of labour. Internal fluctuations, unformed employment policies affect the increase of unemployment. Strict requirements qualifications, skills, ability to work in a team, mobility and readiness for innovative solutions is an important criteria that form the assessment of the personnel potential employers.

Текст научной работы на тему «Кадровый потенциал в контексте социально-экономической характеристики региона»

УДК 316.334.22

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕГИОНА

© 2015

О.Ю. Щербакова, кандидат социологических наук, ст. преподаватель

кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Формирование кадрового потенциала требует определенного уровня и условий его профессиональной подготовки. Однако его реализация в российских регионах сталкивается со значительными проблемами. Важным фактором формирования и реализации кадрового потенциала выступает степень интегрированности рынков труда и образовательных услуг. Противоречия между ними, отсутствие четких механизмов взаимодействия провоцируют увеличение доли безработицы среди молодых специалистов и затрудняют не только формирование кадрового потенциала, адекватного потребностям общества и регионов, но и создают проблемы его реализации. При изучении взаимодействия рынков важно учитывать интересы и возможности формирования личности, ее социальные характеристики, которые позволяют оценить профессиональный потенциал, спрогнозировать поведение работников в системе социально-экономических отношений, для чего требуется социологический мониторинг. Рынок образовательных услуг создает условия для достижения целей в профессиональной самореализации личности. Процесс формирования ее потенциала происходит через духовные и культурные ценности, знания, умения и навыки, приобретенные во время профессионального образования. Практико-ориентированное обучение способствует достижению уровня профессионализма, квалификации, который определяет социальный портрет молодого специалиста, востребованного на рынке труда. Совокупность таких специалистов создает кадровый потенциал, который формируется на рынке образовательных услуг. Реализация кадрового потенциала как рабочей силы происходит через оценку достижения определенных результатов, которые являются основными показателями для работодателя. Осложняет процесс реализации внутренняя нестабильность рынка труда. В последнее время он переживает, с одной стороны, диверсификацию, с другой - стихийное соотношение спроса и предложения рабочей силы. Внутренние его колебания, несформированная политика занятости отражаются на увеличении безработицы. Строгие требования к наличию квалификации, профессиональных навыков, способность работать в команде, мобильность и готовность к новаторским решениям - это немаловажные критерии, которые формируют оценки кадрового потенциала работодателями.

Ключевые слова: кадровый потенциал, работодатель, рынок труда, рынок образовательных услуг, выпускник, вуз, трудовые ресурсы, регион, рыночно-трудовые отношения.

Для регионального развития особое значение имеет правильное использование трудовых ресурсов, его интеллектуального и культурно - духовного потенциала. Каждый регион имеет свою экономическую специфику, что определяет взаимоотношения рынков внутри него. Под регионом, на наш взгляд, следует понимать социально-территориальную систему, главной основой которой является «целостность, обеспечиваемая единством ее составляющих» [1]. Одним из главных показателей социально-экономической стабильности в развитии региона является сбалансированность между затратами на производительность и потреблением результатов производительности. Но помимо этого необходимо учитывать и другие критерии, демонстрирующие уровень социально-экономического состояния региона, например, мобильность и активность рынка труда, к которым следует отнести количественные показатели наличия трудоемких и нетрудоемких областей экономики региона. Обычно, чем выше уровень развития региона, тем больше представлено на его рынке отраслевых предприятий, их количество способствует полноценному развитию инфраструктуры города. Как правило, хуже всего приходится тем регионам, в которых присутствует не просто ограниченный набор отраслей, а действует одно ведущее градообразующее предприятие, что на сегодняшний день доказывают моногорода. Как показывает практика, насыщенность отраслевым производством региона позволяет создать ему некий экономический фундамент для развития и поддержания различных областей инфраструктуры, как, например, научно-информационной сферы, культуры и образования и т.д.

Особый интерес с точки зрения изучения социально-экономических процессов, происходящих на региональном рынке труда, вызывают моногорода. Самарская область интересна тем, что в ее состав входит моногород Тольятти (на данный момент он объявлен свободной экономической зоной) с градообразующим предприятием «АВТОВАЗ». Его деятельность имеет федеральное значение, а, следовательно, оказывает влияние на рынок труда, как самого города, так и области. Происходящие

в нем изменения, отражаются и на формировании и реализации кадрового потенциала региона.

Тольятти входит в состав Самарской области, не являясь областным городом, он, благодаря мощной организационной деятельности градообразующего предприятия АВТОВАЗ, занял лидирующее место в региональной политике области. В советские времена, стремительно развиваясь, он оказывал значительное влияние на формирование и развитие области, что подчеркивает его значительную роль на региональном рынке. Основываясь на принципы районирования, которое подразделяется на высшее звено (крупные экономические районы), среднее звено (края, области, республики), низшее звено (городские и сельские районы), мы относим г.о. Тольятти к низшему звену, на его основе «образуются начальные специализированные территориальные производительные комплексы».

Новые социально-экономические условия страны значительно отразились на работе промышленных предприятий, а, следовательно, и на рынке труда. Сбой в работе производства продемонстрировал слабые стороны прежней системы рынка труда промышленного города. Для такого города как Тольятти с населением около 700 тыс. человек, сокращение на производстве моментально отразилось на состоянии рынка труда и рынка образовательных услуг. Первый не мог оперативно отреагировать и направить поток на свободные рабочие места, второй оказался слишком консервативным для того, чтобы быстро перестроиться на выпуск новых квалифицированных кадров.

Городской округ Тольятти до недавнего времени оставался одним из наиболее миграционно привлекательных регионов Российской Федерации. Взвешенная социальная политика, высокие зарплаты, активное жилищное строительство - это основные условия для постоянно увеличивающегося миграционного притока в городе. В настоящее время миграция компенсирует естественную убыль населения, но уровень компенсации с каждым годом снижается. Но миграция не может стать единственным способом регулирования потоков рабо-

чей силы на региональном рынке труда. Невозможность занятости значительной части трудоспособного населения в промышленном секторе привела к необходимости решения данной проблемы за счет насыщения экономики новыми секторами, которые бы обеспечивали рынок новыми рабочими местами. Рынок города требовал перераспределение социально-экономических потоков.

Основу экономики города Тольятти условно составляют четыре основных направления деятельности: АВТОВАЗ, бизнес-партнеры АВТОВАЗа, «северный промузел» и предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность города. Основным градообразующим предприятием города является ОАО «АВТОВАЗ». От трудовых ресурсов в процентном соотношении данный показатель составляет около 22%, который составляет практически 30% от числа занятых в экономике и 43% от работающих на крупных и средних предприятиях города. Доля АВТОВАЗА представляет собой 35 - 40%.

Административно город Тольятти делится на три района: Комсомольский, Центральный и Автозаводской. Каждый из этих районов был возведен с определенной задачей, которая в целом была связана с целью города как промышленного сектора страны. Комсомольский район был построен для обеспечения Волжской ГЭС. Автозаводской район связан с Волжским автомобильным заводом и был возведен для заводчан. На сегодняшний день около 80% его жителей работают на заводе «АВТОВАЗ». Центральный район начал строиться в период создания химических предприятий. К нему относится крупный Северный промышленный узел города. Таким образом, изначально рынок труда Тольятти был условно разделен на три основные промышленные зоны, которые сформировали фундамент рынка труда и задали определенные требования рынку образовательных услуг.

Мощная индустриальная база, авторитет который укреплялся за счет градообразующего предприятия «АВТОВАЗа» привлекала квалифицированных специалистов из разных городов России, которые призваны были усилить и укрепить развитие города. Но период застройки города выявил необходимость для промышленных предприятий обеспечения инженерными кадрами, поэтому был открыт ТПИ. Благодаря непрерывному развитию промышленной отрасли, в Тольятти функционируют много заводов по различным отраслям.

По данным Самарастата [2], на 1 января 2015 г. количество жителей г.о. Тольятти составило 718498 человека, число работающих на «АВТОВАЗе», по данным «Годового отчета ОАО «АВТОВАЗ» за 2013 г. составляет около 67 тыс. [3], тогда как в 2010 г. составляло 75447 человек (в 2008 году - 104209 человек). Иными словами данное предприятие выступало как градообразующее ядро кадрового потенциала. При этом численность принятых молодых работников в возрасте до 30 лет в 2008 году составила примерно 9040 человек, в 2009 г. - 840, а уже в 2010 году - ни одного человека. Таким образом, данные демонстрируют ежегодный спад общего количества работников завода, и практическое отсутствие реализации на нем кадрового потенциала молодежи в последние годы. В рамках рыночно-трудовых отношений города идет процесс перераспределения кадрового потенциала в другие отрасли экономики.

Характеристика кадрового потенциала региона по данным ВПН-2010 г.Тольятти [4], представляет собой: население в возрасте 15 лет и старше на 1000 человек приходится 997 чел., в том числе по уровню профессиональное образование 704. Подробная картина по образованию демонстрирует, что наибольший показатель принадлежит категории со средне-специальным образованием - 35%, на втором месте - с высшим образованием - 25%, со средним (полным) образованием - 18%. Население, имеющее послевузовское образование имеет всего 1%, тогда как на рынке труда происходит изменение по приоритетным отраслям производства, что под-

разумевает под собой возможную переквалификацию, дополнительные знания. Низкий показатель может демонстрировать с одной стороны, малоподвижность самой рабочей силы, с другой стороны, незаинтересованность работодателя в обучении и переобучении рабочей силы, и, в-третьих, недостаточное количество предложений со стороны дополнительного образования.

Исходя из рассмотренной нами характеристики города, мы пришли к следующим выводам, что социально-экономический потенциал города представлен следующим образом:

- по трудовым ресурсам: значительной численностью населения с высоким общеобразовательным и квалифицированным уровнем;

- по производственным ресурсам: функционирование промышленного комплекса в городе, основу которого составляет «АВТОВАЗ»;

- по инвестиционно-финансовым ресурсам: город имеет инвестиционную привлекательность, а наличие финансовых институтов предполагает обеспеченность и его развитие;

- по научно-образовательным ресурсам: 6 местных высших учебных заведений (Тольяттинский государственный университет, Тольяттинский государственный университет сервиса, Тольяттинская академия управления, Волжский университет имени В.Н. Татищева, Институт менеджмента, маркетинга и права, Тольяттинский институт искусств), около 11 филиалов иногородних вузов, больше 20 колледжей, техникумов и профессиональных училищ.

Таким образом, можно сделать вывод, что город имеет условия и перспективы развития, поскольку для этого есть как промышленный сектор, так и образовательный, причем образовательный по направлению деятельности будущих специалистов, на первый взгляд, должен отвечать потребностям рынка труда фактически по всем сферам.

Но есть несколько моментов, которые указывают на дисбаланс взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Во-первых, сокращение сотрудников «АВТОВАЗа». Такое сокращение ведет к серьезному перераспределению рабочей силы на рынке труда. При этом нужно учитывать, что большинство из работников имеют узконаправленную специализацию, которую сложно будет применить в других сферах деятельности. Во-вторых, общая тенденция сокращения штата на промышленных предприятиях также создает условия для появления свободной рабочей силы на рынке. В-третьих, рынок испытывает потребность в рабочей силе рабочих специальностей, тогда как высшие учебные заведения по статусу готовят специалистов более высокой категории. В-четвертых, молодые специалисты на рынке труда по-прежнему находятся в неравных условиях в отношении тех, кто уже имеет опыт работы. Следовательно, выпускники вузов входят в группу свободной рабочей силы, которые увеличивают безработицу на рынке труда. В-пятых, рынок в настоящий момент не готов к возведению новых промышленных предприятий, что в целом создает условия для изменения его потребностей. В-шестых, снижение количества сотрудников на градообразующем предприятии автоматически ведет к снижению и изменению статуса «АВТОВАЗа», что также может отразиться на самом городе, нивелируя его статусность как промышленного узла, способствуя метаморфозам на рынке труда не только города, но и региона.

Особенности города требуют от рабочей силы достаточной мобильности и квалификации, отвечающей запросам работодателей. Преимущественно данную проблему способен решить кадровый потенциал региона. К одной из важных черт в характеристике кадрового потенциала можно отнести его мобильность, активность, многочисленность, готовность подстраиваться под новые условия рынка труда, наличие высшего об-

разования. При всей разборчивости к условиям труда, выпускники в большинстве согласны мириться с предлагаемыми условиями работодателя, поскольку у многих из них отсутствует опыт и стаж работы, у них есть временной запас по возрасту, и не все из них обременены семейными обязательствами, что в свою очередь является ограничивающими критериями для более старшей возрастной категории. Мобильность кадрового потенциала, несомненно, формирует система образования, которая через обучение, через компетенции ориентирует выпускника на требования рынка труда в современных условиях. Но, к сожалению, не всегда образовательные программы успевают подстроиться под требования работодателей по психологической, профессиональной и социально-личностной готовности выпускников вузов.

Таким образом, при формировании кадрового потенциала необходимо учитывать происходящие в регионе процессы. Следовательно, вузам нужно переориентироваться на потребности рынка труда. Однако при анализе рынка труда важно принимать во внимание не только текущие потребности предприятий, но также учитывать тенденции развития социально-культурной сферы города. До последнего времени в Тольятти специалистов с профильным гуманитарным образованием было очень мало, в силу того, что в городе реализовывались технократические проекты, и культурные запросы населения удовлетворялись за счет других городов. Появление слоя городской гуманитарной интеллигенции неоднозначно влияет на городскую среду. С одной стороны, это дает возможность молодежи получить гуманитарное образование в родном городе. С другой стороны, распространение гуманитарных знаний повышает уровень

требований населения, в первую очередь, молодежи, к городской среде. Это связано, в первую очередь, с тем, что рабочих мест в социокультурной сфере города недостаточно, по причине того, что на предыдущих этапах она развивалась односторонне.

В современных условиях необходимо осуществлять планирование занятости населения с учетом изменения социально-экономических условий в будущем. При этом важно учитывать не только потребности предприятий в рабочей силе, но также потребности развития социальной инфраструктуры и социально-культурной сферы города. Учет социально-экономических проблем региона, разработка прогнозов зависит от частоты проведения мониторингов рынков труда и образовательных услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Основы регионоведения. Опыт разработки лекционного курса: Учеб пособие для студентов, изучающих соц. и гуманит. дисциплины / Л.С.Аникин, О.Г.Антонова, Г.В.Шляхтин и др.; Под ред. доктора философских наук Г.В.Дыльнова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - С. 222.

2. Предварительная оценка численности населения Самарской области в разрезе муниципальных районов на 1 января 2015 года//иИЬ: http://samarastat.gks.ru (Дата обращения: 25.02.2015 г.)

3. Годовой отчет ОАО «АВТОВАЗ» за 2013г.// URL: http://info.avtovaz.ru (Дата обращения 26.02.15 г.)

4. Экспресс-доклад «Уровень образования населения г. Тольятти (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года)// URL: http://www.tgl.ru/statistics (Дата обращения: 25.02.2015 г.)

PERSONNEL POTENTIAL IN THE CONTEXT OF SOCIO-ECONOMIC CHARACTERISTICS OF THE REGION

© 2015

O. Yu. Shcherbakova, candidate of sociological Sciences, senior lecturer Department of Sociology

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. The formation of human resources requires a certain level and conditions of professional training. However, its implementation in the Russian regions is faced with significant problems. An important factor in the formation and realization of human potential is the degree of integration of labour markets and educational services. Contradictions between them, the lack of clear mechanisms of interaction provoke an increase in the share of unemployment among young professionals and complicate not only the formation of human resources, adequate to the needs of society and regions, but also create problems of its implementation. When studying the interaction between markets it is important to take into account the interests and possibilities of the formation of personality, social characteristics, which allow the assessment of professional potential, to predict the behavior of workers in the system of socio-economic relations, which requires a sociological monitoring. The market of educational services creates conditions for achieving professional self-realization. The process of forming its potential occurs through spiritual and cultural values, knowledge, abilities and skills acquired during professional education. Practice-oriented training promotes the achievement level of professionalism, qualification, which defines a social portrait of a young specialist in demand on the labour market. The totality of such specialists creates human resource capacity, which is formed on the educational services market. The realization of human potential as the workforce is through the assessment of the achievement of certain results, which are key indicators for the employer. Complicates the process of implementation of the internal instability of the labour market. Lately he is experiencing, on the one hand, diversification, with other natural ratio of demand and supply of labour. Internal fluctuations, unformed employment policies affect the increase of unemployment. Strict requirements qualifications, skills, ability to work in a team, mobility and readiness for innovative solutions is an important criteria that form the assessment of the personnel potential employers.

Keywords: human resources, employers, the labour market, the market of educational services, graduate, University, labor, region, market and labour relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.