Научная статья на тему 'Вопросы и проблемы взаимодеиствия рынка труда и рынка образовательных услуг'

Вопросы и проблемы взаимодеиствия рынка труда и рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПОТРЕБНОСТЬ / NEED / СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / SPECIALIZATION / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / BALANCE / РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ / LABOUR MARKET / EMPLOYMENT MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храбров Константин Геннадьевич

В условиях нарастающего экономического кризиса все большую актуальность приобретают системы и модели, оптимизирующие определенный вид деятельности. Рассматривая проблему дисбаланса в подготовке специалистов с высшим образованием, можно констатировать, что моделированию и оптимизации стратегии и тактики в условиях конкуренции на рынках труда и занятости не уделялось должного внимания. В связи с этим крайне важным в нынешних условиях считается выявление факторов, являющихся причиной рассогласования рынка труда и рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS AND PROBLEMS IN INTERACTION BETWEEN THE LABOUR MARKET AND THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

In the conditions of an accruing economic crisis the increasing relevance is gained by systems and the models optimizing a certain kind of activity. Considering an imbalance problem in training of specialists with the higher education, it is possible to note that there was no proper attention paid to modeling and optimization of strategy and tactics in the conditions of the competition on labor and employment markets. In this connection in present conditions the identification of the factors which are at the bottom of a mismatch of a labor market and the market of educational services is considered to be extremely important.

Текст научной работы на тему «Вопросы и проблемы взаимодеиствия рынка труда и рынка образовательных услуг»

ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

УДК 331.522

Константин Геннадьевич Храбров,

аспирант, каф. Математические и инструментальные методы экономики, Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия», аналитик, ООО «Пронто-Москва» Тел.: 8 (916) 068-31-20 Эл. почта: [email protected]

В условиях нарастающего экономического кризиса все большую актуальность приобретают системы и модели, оптимизирующие определенный вид деятельности. Рассматривая проблему дисбаланса в подготовке специалистов с высшим образованием, можно констатировать, что моделированию и оптимизации стратегии и тактики в условиях конкуренции на рынках труда и занятости не уделялось должного внимания. В связи с этим крайне важным в нынешних условиях считается выявление факторов, являющихся причиной рассогласования рынка труда и рынка образовательных услуг.

Ключевые слова: образование, потребность, специализации, сбалансированность, рынок труда и занятости.

Konstantin G. Hrabrov,

Post-graduate student, the Department of Mathematical and Instrumental Methods of Economics, Moscow University for Industry and Finance «Synergy», Analyst, OOO «Pronto-Moscow», LLC, Tel.: 8 (916) 068-31-20 E-mail: [email protected]

QUESTIONS AND PROBLEMS IN INTERACTION BETWEEN THE LABOUR MARKET AND THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

In the conditions of an accruing economic crisis the increasing relevance is gained by systems and the models optimizing a certain kind of activity. Considering an imbalance problem in training of specialists with the higher education, it is possible to note that there was no proper attention paid to modeling and optimization of strategy and tactics in the conditions of the competition on labor and employment markets. In this connection in present conditions the identification of the factors which are at the bottom of a mismatch of a labor market and the market of educational services is considered to be extremely important.

Keywords: education, need, specialization, balance, labour market, employment market.

1. Введение

Актуальность темы исследования состоит в том что, в настоящее время существует проблема отсутствия устойчивой связи между потребностями рынка труда и перепроизводством специалистов, не востребованных в экономике. Владимир Владимирович Путин в своем обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации заявил, что в настоящий момент нет устойчивой связи между рынком труда и профессиональным образованием. Более половины выпускником не могут найти работу по полученной специальности. На сегодняшний момент количество абитуриентов поступающих в высшие учебные заведения практически сравнялось с количеством выпускников средних школ. Однако при таком количестве дипломированных специалистов в России сохраняется нехватка квалифицированных кадров, крайне необходимых стране. [1] Можно заметить, что эта цитата не теряет своей актуальности вот уже на протяжении 9 лет. В связи с мировым кризисом финансовой системы и переходом России к рыночным отношениям проблемы связанные с функционированием рынка труда и занятости становятся трудной и сложной задачей.

2. Проблемы рынка труда.

Проблемы рынка труда и занятости Российской Федерации разнообразны по своим определенным причинам, проявлениям и последствиям. К ключевым недостаткам рынка труда и занятости России относятся: неравенство в доходах, низкая заработная плата; бедность; безработица; крайне низкая трудовая мобильность населения и т.д. Снижение темпов в производстве и сфере услуг привело к структурному изменению потребностей в рабочей силе и рассогласованию рынка труда и рынка образовательных услуг. Особое, но недостаточное внимание в науке уделено проблемам функционирования рынка труда и занятости. В первую очередь это связано с тем, что для эффективного развития экономики страны в целом важное значение уделяется процессам, происходящим на рынке труда и занятости. [2]

Как правило, количество и перечень профессий и специальностей, на основании которых происходит подготовка молодых специалистов, рассчитывается на основе неполной, устаревшей или недостаточно проверенной информации, которая не учитывает происходящие изменения на рынке труда.

3. Причины дисбаланса на рынке труда.

Из того следует, часть абитуриентов рискует приобрести специальности, которые уже не пользуются спросом на рынке труда (например, известные перекосы в подготовке по таким специальностям как: «бухгалтер», «юрист», «экономист»). Количество выпускников меняющих свою профессию в ближайшие годы только нарастает, причинами данной проблемы являются: не востребованность полученной профессии на рынке труда или неудовлетворении в предполагаемой заработной плате. После окончания ВУЗа выпускник вынужден сам искать себе работу, и становится настоящей головной болью. С одной стороны выпустив-шиеся молодые специалисты не в состоянии найти подходящую работу по ряду причин (см. Диаграмма №1).

С другой стороны, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда нарастает с высокой скоростью, связано это, прежде всего с соотношением уровней профессионального образования работников. Из этого следует, что рынок труда и занятости имеет двойной структурный дисбаланс спроса и предложения рабочих мест: по уровню образования и в профессионально-квалификационном разрезе.

В свою очередь на проблему не соответствия подготавливаемых и необходимых специалистов с высшим образованием для экономики России, накладывается и общее уменьшение числа абитуриентов поступающих в высшие учебные заведения (см. Диаграмма №2).

Стоит немного остановится на данном графике, можно заметить, что до 2008 для государственных ВУЗов количество абитуриентов росло и было выше, чем количество выпустившихся студентов. Но после 2008 года тенденция коренным

Диаграмма №1. Причины отказа выпускниками 2005—2010 гг. от работы по

специальности в %.[3]

Диаграмма №2. Динамика приема и выбывания студентов с 1996 по 2010 гг. [3]

образом поменялась, и количество абитуриентов постепенно сокращается. Нагляднее всего это можно увидеть на примере коммерческих или негосударственных ВУЗов. Так как негосударственные ВУЗы осуществляют образовательные услуги только за деньги, то кризис, наступивший в 2008 году очень сильно ударил по платежеспособности абитуриентов, а как следствие сокращению количества учащихся за период с 2008 по 2009 на

23% с продолжающимся до сих пор падением. Эта тенденция вызывает беспокойство, так как возможно, что по прошествии времени экономика может остаться без специалистов с высшим образованием, а высшие образовательные учреждения без абитуриентов вследствие чего количество ВУЗов будет сокращаться.

Создание эффективной экономики в России невыполнимо без разумного применения трудовых ресурсов. Рынок

труда, который не отвечает современным требованиям, резко тормозит модернизацию и технологическое обновление экономики вследствие отсутствия необходимых трудовых специализаций, способных обеспечить инновационную часть развития. Уникальность рынка труда в современной России представляет наличие большого количества вакансий и безработных одновременно, что демонстрирует дисбаланс притока и оттока в профессионально-квалификационном составе рабочей силы на рынке труда.

Проблемы дисбаланса подготовки кадров, не удовлетворяющих потребностям рынка труда и занятости, имеют в своем основании несколько макро- и микроэкономических составляющих. Макроэкономическая составляющая проблемы является резкое и структурное ухудшение обеспечения практических всех наукоемких отраслей экономики квалифицированной рабочей силой. Микроэкономическая проблема подразумевает в себе дефицит квалифицированной рабочей силы в организациях, следовательно, это может привести к потере конкурентоспособности предприятия и его банкротству, что негативно скажется на социальных и финансовых факторах населения - безработица и потеря платежеспособности. [4]

4. Возможные решения проблемы

Учебные заведения, при оказании образовательных услуг, обязаны учитывать потребность работодателей, а также тенденцию в сферах занятости и на рынке труда в целом по региону, данное положение раскрывает проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг сложной и многомерной. Задача мониторинга рынка труда и выявления тенденций в современных условиях становится крайне важной, для определения структуры и объема подготовки кадров в учреждениях высшего и профессионального образования. Также необходимо проводить исследования в области определения потребностей и мотивации молодежи при определении будущей профессии, а также при окончании обучения предоставлять рабочее место.

Важнейшим условием увеличения эффективности подготовки и дальнейшего трудоустройства кадров является взаимосвязь между службами занято с-ти и образовательными учреждениями.

№5, 2013

16

Проблема сокращения кадров в определенных отраслях в период с 1992 г. по 2011 г. ударило, прежде всего, по таким отраслям, как наука и научное обслуживание (на 68%), строительство (на 31%), промышленность (на 35%), транспорт (на 10%), сельское хозяйство (на 35%). Однако по таким сферам как торговля и финансы замечен двойной рост занятости, еще выше в органах управления (на 80%). Обобщая выше сказанное для успешного функционирования системы образования необходимо учитывать следующие три момента:

1) требования современного уровня развития экономики (а в связи с этим обеспечение соответствующего уровня знаний и умений);

2) потребности рынка труда в необходимом количестве специалистов;

3) желания своих потребителей (тех людей, которые приходят для получения знаний) (1.1%)

5. Заключение

Нельзя отвергать роль государства в помощи по трудоустройству абитуриента в поиске подходящей работы соответствующей его специальности. Повышения уровня эффективности трудоустройства должно стать приори-

тетной задачей государства. Государство экономически заинтересованно чтобы трудовая деятельность каждого человека была целесообразна и обладала максимальной экономической отдачей. Именно взаимосвязь всех частей (государства, частного сектора, образовательных учреждений) могут обеспечить экономику необходимыми специалистами, что повлечет за собой востребованность конкретных знаний и образования.

Задачу по обеспечению развития экономики за счет соответствующего кадрового потенциала, необходимо решать системно, на основе комплексного подхода, важно также помнить, что у каждой части системы имеются свои интересы. [5]

Литература

1. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г. Москва [Электронный ресурс], Режим доступа: www. kremlin.ru.

2. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации, М., МФПУ Синергия, 2012, 656 с.

3. Российский статистический ежегодник, 2012: Стат. Сб./Росстат. М. 2013. 782 с.

4. Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия, М., 2011. 82-90 с.

5. Математические методы и модели анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов черноморского побережья Болгарии: сб. ст. международная научно-практическая конференция, Болгария. Изд. ЕООД ИХНИИТ, 2012. 276 с.

References:

1. Putin V.V Message to the Federal Assembly of the Russian Federation of may 26, 2004, Moscow [Electronic resource], the Mode of access: www. kremlin.ru.

2. Алавердов A.R. human resource Management organization, M, University synergy, 2012. 656 с.

3. Russian statistical Yearbook, 2012: Stat. SB./Rosstat. M., 2013. 782 с.

4. Kochetov A.N. Vocational education and the labour market: problems of interaction, M., 2011. 82-90 с.

5. Mathematical methods and models of analysis and forecasting of socioeconomic processes of the black sea coast of Bulgaria: Proc. of Art. international scientific-practical conference, Bulgaria. Ed. Ltd. ИХНИИТ, 2012. 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.