Научная статья на тему 'Вопросы государственного управления инновационной деятельностью'

Вопросы государственного управления инновационной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
998
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INNOVATION / NATIONAL VALUE OF INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / STATE ADMINISTRATION / PUBLIC AUTHORITIES OF STATE ADMINISTRATION / LEGAL PROVIDING / METHODICAL PROVIDINAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качина Ю. В.

Данная статья определяет ключевые аспекты общегосударственного значения инноваций и отражает основные элементы системы государственного управления инновационной деятельностью: состав органов государственной власти, реализующих функции по государственному регулированию инновационной деятельности в рамках ее инфраструктуры; содержание нормативно-правового и методического обеспечения инновационной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLKIHG ABOUT THE state ADMINISTRATION of innovative Activity

The present article determines the key aspects of national value of innovations and reflects the basic elements of the system of state administration of innovative activity: composition of public authorities, who realize the functions of government control of innovative activity; legal and methodical providing of innovative activity

Текст научной работы на тему «Вопросы государственного управления инновационной деятельностью»

УДК 338.2

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Ю.В. Качина

Данная статья определяет ключевые аспекты общегосударственного значения инноваций и отражает основные элементы системы государственного управления инновационной деятельностью: состав органов государственной власти, реализующих функции по государственному регулированию инновационной деятельности в рамках ее инфраструктуры; содержание нормативно-правового и методического обеспечения инновационной деятельности

Ключевые слова: инновация, общегосударственное значение инноваций, инновационная деятельность, государственное управление, органы государственного управления, нормативно-правовое обеспечение, методическое обеспечение

В постиндустриальную эпоху ключевую роль в развитии общественно-экономической формации и приоритетное общегосударственное значение приобретают инновации, оказывая определяющее влияние на: структуру народного хозяйства на макроэкономическом уровне (появляются новые отрасли, новые организационные формы функционирования предприятий); механизм управления производством, предприятиями, отраслями, комплексами; процессы международного научно-технологического сотрудничества, масштабы и скорость глобализации; общество (изменяется структура потребностей, политические взгляды, культура и просвещение, качество жизни, социальная стабильность); экологию и безопасность жизнедеятельности.

Именно поэтому активизация инновационной деятельности на предприятиях отечественной промышленности является сегодня приоритетным стратегическим направлением государственной политики, важнейшей национальной задачей.

Систему государственного управления инновационной деятельностью следует определять с точки зрения трех основных составляющих подсистем:

1) субъект управления, представляющий собой иерархию органов государственной власти, реализующих состав функций по государственному регулированию инновационной деятельности;

2) объект управления, в качестве которого выступает научная, инновационная и промышленная деятельность предприятий и объединений;

3) нормативно-правовое (в т.ч. законодательное), методическое и ресурсное обеспечение инновационной деятельности.

Субъектами государственного управления инновационной деятельностью в Российской Федерации (далее РФ) являются:

• Президент РФ;

• Правительство РФ;

• Департамент научно-технической и инновационной политики при Министерстве образования и науки РФ;

• Департамент по инвестиционной политике при Министерстве экономического развития и торговли РФ;

Качина Юлия Вячеславовна - ВГТУ, канд. экон. наук, доцент, тел. (4732) 43-76-67

• Федеральное агентство по науке и инновациям - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности;

• Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки.

Для реализации функций государственного управления инновационной деятельностью в субъектах РФ и муниципальных образованиях созданы специальные подразделения, например, в Воронежской области функционирует Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям.

В качестве объекта рассматриваемой системы выступает научная, инновационная и промышленная деятельность следующих инфраструктурных элементов национального продуцирования инноваций: крупные, средние, малые и микропредприятия, в т.ч. промышленные предприятия, научно-исследовательские институты (НИИ), высшие учебные заведения (ВУЗы), специфические инновационные фирмы, бизнес-инкубаторы; экономические объединения предприятий на базе горизонтальной и вертикальной интеграции; территориальные научно-технологические зоны.

Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ составляют: Конституция РФ, Гражданский и Налоговый кодексы, федеральные законы РФ и Законы субъектов РФ, а также Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и местных органов самоуправления, правила и методические рекомендации, регламентирующие различные аспекты инновационной деятельности.

Ключевую роль в законодательном регулировании инновационной деятельности в РФ в настоящий момент имеют следующие федеральные законы (далее ФЗ):

1) ФЗ от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

2) Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в редакции ФЗ от 10.01.03);

3) ФЗ от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»;

4) ФЗ от 7 апреля 1999 г. N 116-ФЗ «О статусе наукограда в РФ»;

5) ФЗ от 22 июля 2005 г.. N 116-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»;

6) ФЗ от 22 июля 2005 г.. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».

Следует отметить, что один из наиболее важных законодательных актов в области государственного регулирования инновационной деятельности в РФ - ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» - с 1998 года остается на стадии проекта. Именно данный документ призван определить основную терминологию и виды инновационной деятельности в РФ, а также вопросы государственной инновационной политики и механизма ее реализации, в том числе финансирования инновационной деятельности.

Рынок инноваций представляет собой специфический рынок, предметом торговли на котором является научно-техническая продукция, инновационные товары и услуги. Уникальность предмета торговли -результатов творческого и интеллектуального труда -определяет в качестве основы функционирования на нем следующий пакет законодательного обеспечения в области охраны интеллектуальной собственности: 1) Конституция РФ (ст. 44); 2) ГК РФ Ч.4 (от 18.12.2006 г.) Раздел 7; 3) УК РФ (ст. 147); 4) Закон РФ от 23 сентября 1992г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; 5) Закон РФ от 23 сентября 1992г. N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; 6) Закон РФ от 23 сентября 1992г. N 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; 7) Закон СССР от 31 мая 1991г. N 2213-1 «Об изобретениях в СССР»; 8) ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» (№ 53-53-1 от 9.07.1993 г.); 9) Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3518-1.

Среди Постановлений Правительства РФ следует отметить документы, касающиеся государственной поддержки малого предпринимательства в сфере продуцирования инноваций, использования результатов научно-технической деятельности инвестирования в инновации: 1) Постановление Правительства РФ от 12 апреля 1996г. N 424 «Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства»; 2) Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. «Комплекс мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и по содействию инновационной деятельности»; 3) Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995г. N 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций»; 4) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994г. N 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере»; 5) Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999г. N 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности»; 6) Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998г. N

374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу».

Важнейшим инструментом государственного управления инновационной деятельностью является государственная инновационная политика как часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

Она определяет характер инновационного развития на федеральном уровне, намечает пути совершенствования инновационной деятельности регионов и представляет собой результат интеграции научнотехнической и промышленной политики.

Цели, принципы и особенности формирования государственной инновационной политики РФ изложены в проекте ФЗ РФ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике».

К основным направлениям государственной инновационной политики РФ относят:

разработку и совершенствование нормативноправового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;

создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.;

развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;

использование технологий двойного назначения, которые применяются как для производства военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Главными методами реализации государственной инновационной политики являются:

формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;

государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое,

высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;

создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;

развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах; выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

Неотъемлемой частью государственной инновационной политики является формирование национальной инновационной системы - совокупности взаимодействующих субъектов государственного и негосударственного секторов экономики, осуществляющих инновационную деятельность на основе экономических и институциональных механизмов.

Несмотря на то, что формализованное представление государственной инновационной политики в рамках федерального закона официально не одобрено, инструменты ее реализации функционируют. В их числе Министерством образования науки и образования РФ утверждены следующие документы: Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года; План мероприятий по реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской

Воронежский государственный технический университет

Федерации на период 2006-2008 годы; Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года; Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года.

В настоящее время проблема развития инновационной деятельности занимает одно из ведущих мест в отечественной государственной политике. И развитие это позитивное. Безусловно важные шаги в рамках развития системы государственного управления инновационной деятельностью предприятий уже предприняты: существует иерархия органов государственной власти федерального значения; предложены основы государственной инновационной политики; разработаны и формируются все новые стратегические инструменты реализации государственной инновационной политики; ведется деятельность по совершенствованию нормативно-правого обеспечения.

В числе последних достижений можно отметить создание Корпорации нанотехнологий как органа государственной поддержки и стимулирования продуцирования нанотехнологий, которые, наряду с информационными и биотехнологиями, являются фундаментом научно-технической революции в ХХ1 веке, а также разработку Программы развития наноиндустрии в РФ до 2015 года.

Однако ряд вопросов по формированию гармоничной системы государственного управления инновационной деятельностью остается проблемным. К наиболее актуальным следует отнести: «проектное» состояние ФЗ РФ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике»; недостаточно проработанное нормативно-правовое и финансовое обеспечение в области поддержки и стимулирования инновационной деятельности в промышленности, трансферта технологий, научной деятельности и изобретательства; отсутствие развитого аппарата государственного управления инновациями в регионах РФ; нехватка квалифицированных кадров в сфере инновационного менеджмента в регионах РФ; отсутствие нормативно-правового обеспечения функционирования технопарковых структур.

Литература

1. Янковский К.П. Введение в инновационное предпринимательство. - СПб: Питер, 2004. - 189 с.

2. www.mon.gov.ru

3. www.economy.gov.ru

TOLKIHG ABOUT THE STATE ADMINISTRATION OF INNOVATIVE ACTIVITY

Y.V. Kachina

The present article determines the key aspects of national value of innovations and reflects the basic elements of the system of state administration of innovative activity: composition of public authorities, who realize the functions of government control of innovative activity; legal and methodical providing of innovative activity

Key words: innovation, national value of innovations, innovative activity, state administration, public authorities of state administration, legal providing, methodical providinal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.