Вопросы государственного регулирования экономики в условиях сложной эпидемиологическом обстановки в Российской Федерации
Симоненко Виталий Николаевич,
д.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономики», ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», [email protected]
Павлов Радион Владимирович,
к.э.н., доцент кафедры оценки бизнеса, учета и корпоративных финансов ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» (Первый казачий университет), [email protected]
Сурай Наталья Михайловна,
к.т.н., доцент, доцент кафедры оценки бизнеса, учета и корпоративных финансов ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» (Первый казачий университет), [email protected]
Многими развитыми странами в целях нивелирования экономических последствий влияния коронавирусной эпидемии СОУЮ-19 были введены налоговые послабления для бизнеса (отсрочки по налоговым платежам по уплате НДС, страховых взносов, налогу на недвижимость, сокращение налоговых ставок). Аналогичные меры были введены и в России в части введения налоговых каникул на 3 месяца, начиная с 30 марта для предпринимателей, пострадавших от коронавируса, снижение ставки страховых взносов с 30 % до 15 % для малых и средних предприятий, которые стремятся сохранить занятость на уровне 90 % и др. Общемировой тенденцией регулирования занятости во многих странах во время пандемии являлась программа неполной занятости. Происходило сокращение рабочих часов и заработной платы, при этом государство покрывало часть недополученный заработной платы работников. Как итог предполагается использовать механизмы реализации таких программ и в будущем, вероятно с небольшими адаптациями и подстройкой к тем или иным особенностям. В данной статье анализируется опыт регулирования экономики со стороны государства в условиях вспышки коронавируса СОУЮ-19, в частности, рынка труда, фондового рынка, рынка туризма и авиаперевозок и бюджетов регионов. Также в статье представлены возможные факторы, усиливающие и ослабляющие развитие экономики под влиянием принимаемых мер. Ключевые слова: человеческий капитал, глобальный рынок, рынок труда, пандемия, СОУЮ-19, государство, кризис.
Введение
Верный спутник человеческого общества в экономическом плане - это кризисы. По мере включения стран в глобальную экономику кризис вовлекает в себя все больше участников, что угрожает благосостоянию стран и расшатывает экономические системы, экономический рост замедляется, в некоторых случаях и прекращается, а также нарушается экономическое равновесие [6].
Переходя к кризису современного периода, можно отметить широкомасштабное распространение новой коронавирусной инфекции, оказавшая непосредственное негативное воздействие на все сферы национальных экономик. Относительно России касательно вопросов осуществления социально-экономической политики глобальная пандемия COVID-19 вскрыла проблему механизма взаимодействия федеральной и региональной уровней власти учитывая особенности региона, его возможности, местоположение и человеческий потенциал.
Цель исследования - оценка влияния эпидемиологической обстановки. Связанной с COVID-19 на рынок труда в России.
Материалы и методы исследования.
В процессе исследования применялись следующие методы: экономико-статистический, монографический, методы сравнения и группировки, анализа, систематизации и обобщения. Также использовались данные научных электронных библиотек Elibrary.ru и Scielo, сведения из журналов входящих в базы данных Scimago Journal Country Rank, Scopus.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, материалы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, материалы интервью, данные управлений сельского хозяйства обследованных регионов.
Результаты исследования и их обсуждение.
Можно выделить основные сферы, затронутые кризисом, вызванной COVID-19:
1. Трудовые процессы, выражаемые в росте безработицы, появления скрытой занятости населения.
Принято считать, что человеческий капитал в условиях кризиса выступает стабилизирующим фактором, поскольку люди, имеющие образование грамотно понимают окружающие экономические явления и события, и соответственно меньше поддаются паническим настро-ениям,халатности и недисциплинированности.
Издержки бездействия любой страны в сфере развития человеческого капитала играют определяющую роль для отсутствия устойчивого экономического роста,
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м
см
0 см
01
о ш т
X
<
т О X X
дефицита работников, готовых занять требующие повышенной квалификации рабочие места. [3]
Отметим, что начавшаяся пандемия COVID-19 в 2020 году разрушила не только транспортные связи, но и производственную кооперацию, трудовую миграцию между странами, что повлияло на восприятие человеческого капитала в стране. Так, в России с целью регулирования миграционных процессов на период пандемии был принят Указ № 392 от 15.06.2020 г. «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVЮ-19)». [1] Приведем несколько цифр о состоянии рынка труда за 2019-2020 гг. (рисунок 1).
5000000 4500000 4000000 3500000 1000000 г 500000 ¿000000 1500000
юооооо
5000(10
о
Рисунок 1 - Динамика безработицы в России в 2020 г.
В прогнозе Минтруда к 2021 году число россиян, официально зарегистрированных на бирже труда, может увеличится до 900 тыс. человек, что превышает уровень показателя 2019 года. В целом в 2019 году на бирже труда были зарегистрированы 750 тыс. человек. Конечно же речь идет о регистрируемой безработице. По данным Минтруда в 2021 г. число официально зарегистрированных на рынке труда увеличится до 900 тыс. человек, а в 2022 г. сохранится на этом уровне. Другие же показатели рынка труда на 2021-2023 гг. значительно меняться не будут: в пределах 1% до 2022 года возрастет число занятых в экономике россиян, 5% трудовых мигрантов, меньше чем на 1% сократится количество работающих пенсионеров. Основными сферами занятости останутся торговля, ремонт автотранспорта, обрабатывающие производства и строительство.
Помимо регистрируемой безработицы выделяют безработицу по стандартам Международной организации труда. Этот показатель характеризует долю людей, ищущих доходное занятие и готовые выйти на работу.
Таким образом, Минтруд считает, что число безработных фактически значительно не изменится и поиск места работы будет осуществляться посредством службы занятости.
2. Процессы производства, что выражалось в недопроизводстве продукции.
Более подходящим макроэкономическим показателем, выражающим производство продукции в масштабах государства является ВВП страны.
В апреле 2020 года ВВП России, по оценке минэкономразвития, сократился на 12% по сравнению с апрелем 2019 года. Наиболее сильно пострадали секторы, связанные с потребительским спросом, а это продажи и услуги. В последние годы именно потребление было ос-
новным драйвером роста российской экономики. Введенные из-за коронавируса ограничения привели к спаду в сфере потребительских услуг: объем предоставленных населению платных услуг снизился более чем на треть. Оборот розничной торговли упал на 23%. В наибольшей степени это падение обусловлено обвалом более чем на треть в сегменте непродовольственных товаров. Продажи новых легковых автомобилей, снизились на 72%. Минэконоразвития ожидает, что уже во втором квартале 2020 года снижение оборота в торговле замедлится по мере снятия ограничительных мер.
3. Равновесие между спросом и предложением, или промышленным производством и платежеспособным спросом.
В условиях COVID-19 изменилась потребительская корзина как за рубежом, так и в России. В России наибольший рост в натуральном выражении показали бакалея, сладости и снеки, товары бытовой химии, напитки. По-прежнему, самая большая категория в корзине россиян мясо. За год этот показатель вырос на 2%.
В первой половине июня 2019 к маю 2020 доля про-мопродукции выросла - в продуктовых категориях на 2,1%., в непродуктовых сегментах продукции - на 4,2%.
Доля жестких дискаунтеров показала наибольший рост объема продажа как канала реализации в общем обороте рынка за год (июнь 2019 - май 2020 к июню 2019 - маю 2018) рост на 52%.
Рост продаж интернет-магазинов и реализации продукции по электронным каналам связи стабильно увеличивался и до кризиса, и во время кризиса: динамика за год в деньгах - (+46%), доля в обороте - 3%.
Кризис пандемии ускорил процесс перехода на цифровые технологии, что выражается в дальнейшем распространении электронной торговли и увеличении темпов внедрения телемедицины, видеоконференций, дистанционного обучения и финансовых технологий.
4. Финансовые аспекты стран, что являлось следствием несбалансированности бюджетов и внутренними противоречиями поступления и распределения финансовых ресурсов.
В силу того, что Российская Федерация объединяет большое количество разнотипных субъектов, необходим пересмотр алгоритма централизации управленческих решений в вопросах распределения денежных потоков. Это, конечно же, идет вразрез со сложившейся практикой поддержания общественного консенсуса, опирающегося на основные принципы федеративной формы государственного устройства.
Федеративная модель предполагает наличие формы государственной организации регионов с определенной степенью единства собственной государственности и предметами ведения, компетенциями между федеральным центром и субъектами. Наличие у субъектов собственных властных полномочий и самостоятельность в их реализации позволяют говорить о независимом осуществлении ими государственной власти, реализации собственных государственно-властных функций в рамках этих предметов ведения [4].
Рассматриваемый современный экономический кризис является ничем другим, как результатом пандемии. Он продемонстрировал актуальность вопросов, находящихся в ведении государства, связанных с управлением субнациональных финансов и актуализацией инструментов, имеющихся в распоряжении федерального центра и региональных правительств.
Каждый третий регион России закончил 2019 год с дефицитом бюджета, следует из данных Минфина. Данные Минфина об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации свидетельствуют, что число регионов России, которые закончили 2019 год с дефицитом бюджета, выросло по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза - с 15 до 35 в абсолютном выражении (в относительном выражении с 17% до 40%). Ожидается, что к концу 2020 года 62 региона могут остаться без запасов ликвидности из-за опережающего роста расходов. Существенный объем бюджетных резервов придется потратить в этом году на компенсацию дефицита, при этом в некоторых регионах ликвидные ресурсы уже исчерпаны. Есть вероятность, что стать дефицитным может даже Федеральный бюджет.
Выводы.
Считаем важным отметить, что в условиях развития новой коронавирусной инфекции как фактора, усиливающего экономический кризис, к мероприятиям, способствующим минимизации экономического кризиса, следует отнести:
1) Оптимизация налогообложения (как вариант снижение ставки налога на прибыль.
2) Отказ от сокращения бюджетных расходов, за счет увеличения уровня долговых обязательств, то есть 100% исполнения принятых региональных бюджетов.
3) Выделение межбюджетных трансфертов федеральным центром как за счет использования уже существующих инструментов, так и за счет новых.
4) Сокращение регионами бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов.
Главные векторы документов Правительства Российской Федерации на ближайшую перспективу, следующие:
- развитие и рост инфраструктуры регионов и муниципальных образований, во многом, будет определяться использованием механизмов внебюджетных средств.
- целесообразность совершенствования форм взаимодействия государственных органов и бизнеса посредством государственно-частного партнерства. Эффективной основой для достижения стабильных и устойчивых темпов роста и развития экономики регионов должно выступать партнерство государственных и муниципальных органов власти с представителями бизнес-структур. [4]
Многими развитыми странами в целях нивелирования экономических последствий влияния коронавирусной эпидемии СОУЮ-19 были введены налоговые послабления для бизнеса (отсрочки по налоговым платежам по уплате НДС, страховых взносов, налогу на недвижимость, сокращение налоговых ставок). Аналогичные меры были введены и в России в части введения налоговых каникул на 3 месяца, начиная с 30 марта для предпринимателей, пострадавших от коронавируса, снижение ставки страховых взносов с 30 % до 15 % для малых и средних предприятий, которые стремятся сохранить занятость на уровне 90 % и др. [2]
Общемировой тенденцией регулирования занятости во многих странах во время пандемии являлась программа неполной занятости. Происходило сокращение рабочих часов и заработной платы, при этом государство покрывало часть недополученный заработной
платы работников. Как итог предполагается использовать механизмы реализации таких программ и в будущем, вероятно с небольшими адаптациями и подстройкой к тем или иным особенностям.
Заключение.
Удаленная работа показала как положительные стороны, так и отрицательные стороны как способа деятельности человека в условиях сложной эпидемиологической обстановки. Недостатки удаленной работы, по мнению работодателей — это отсутствие возможности точно и в срок регулировать аспекты труда, тем более, если речь идет об определенной творческой составляющей, в которой необходимо постоянное консультирование и доведение до конечного вида. Положительная же сторона - отсутствие строго регламентированных рамок по времени, и как итог ориентирование на результат, а не «на работу ради работы».
Самый важный урок, преподнесенный миру пандемией COVID-19, состоит в необходимости совместного решения проблем, затрагивающих все человечество. Работая сообща, мы способны на большее, чем, действуя в одиночку.
Литература
1. Абрамов В.И., Евдокимов Д.С. Применение агент-ориентированного подхода для анализа миграционных потоков с учетом эпидемиологической ситуации, вызванной пандемией covid-19 // Проблемы рыночной экономики. 2020. № 3. С. 49-58.
2. Дудин, М. Н. Коронавирус COVID-19 — «джокер», который может привести мировую экономику в глубокую рецессию / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников // Вестник МИР-БИС. 2020. № 2 (22). С. 6-15.
3. Жуде А.Г. Развитие человеческого капитала и рынка труда после эпидемии пандемии // В мире научных открытий. Материалы IV Международной студенческой научной конференции. Ульяновск, 2020. С. 277-279.
4. Залозная Г.М., Исхакова Н.Б. Социально-экономическая политика Российской Федерации в условиях новой коронавирусной инфекции // Экономика коро-накризиса: вызовы и решения. Сборник научных трудов / Под ред. Р.М. Нижегородцева. Москва, 2020.
5. Информация о социально-экономическом положении России 01.01.2020 - 31.12.2020 гг. (РОСТАТ). [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/
6. Хапинин Д.С., Симоненко В.Н. Анализ самых известных мировых кризисов // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. 2018. № 1. С. 257-259.
Issues of state regulation of the economy in a complex epidemiological
situation in the Russian Federation Simonenko V.N., Pavlov R.V., Suray N.M.
Amur State University of Humanities and Pedagogy, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University) JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
Many developed countries, in order to level the economic consequences of the impact of the coronavirus epidemic COVID-19, introduced tax breaks for businesses (deferral of tax payments for VAT, insurance premiums, real estate tax, reduction in tax rates). Similar measures were introduced in Russia in terms of the introduction of tax holidays for 3 months, starting from March 30 for entrepreneurs affected by the coronavirus, a reduction in the insurance premium rate from 30% to 15% for small and medium-sized enterprises that seek to maintain employment at 90 % and others. The global trend in the regulation of employment in many countries during the pandemic was the underemployment program. There was a reduction in working hours and wages, while the state covered part of the
X X О го А С.
X
го m
о
ю
2 О M
lost wages of workers. As a result, it is planned to use mechanisms for the implementation of such programs in the future, probably with minor adaptations and adjustments to certain features.
This article analyzes the experience of regulating the economy by the state in the context of the outbreak of the coronavirus COVID-19, in particular, the labor market, stock market, tourism and air transportation market and regional budgets. The article also presents possible factors that enhance and weaken the development of the economy under the influence of the measures taken.
Keywords: human capital, global market, labor market, pandemic, COVID-19, state, crisis.
References
1. Abramov V.I., Evdokimov D.S. Application of an agent-based approach to analyze migration flows taking into account the epidemiological situation caused by the covid-19 pandemic // Problems of market economy. 2020. No. 3. S. 49-58.
2. Dudin, M. N. Coronavirus COVID-19 - a "joker" that can lead the world
economy into a deep recession / M. N. Dudin, N. V. Lyasnikov // MIRBIS Bulletin. 2020. No. 2 (22). S. 6-15.
3. Zhude A.G. The development of human capital and the labor market after
the pandemic epidemic // In the world of scientific discoveries. Materials of the IV International Student Scientific Conference. Ulyanovsk, 2020.S. 277-279.
4. Zaloznaya G.M., Iskhakova N.B. Socio-economic policy of the Russian
Federation in the context of a new coronavirus infection // Economics of the coronavirus: challenges and solutions. Collection of Scientific Papers / Ed. R.M. Nizhegorodtseva. Moscow, 2020.
5. Information on the socio-economic situation in Russia 01.01.2020 -
31.12.2020. (GROWTH). [Electronic resource]. - URL: https://rosstat.gov.ru/
6. Khapinin D.S., Simonenko V.N. Analysis of the most famous world crises
// Social and economic development of the APR: experience, problems, prospects. 2018.No. 1.P. 257-259.
CS
0
CS
01
O HI
m
X
<
m
o
X X