Научная статья на тему 'ОПЫТ ГЕРМАНИИ В БОРЬБЕ С COVID-19'

ОПЫТ ГЕРМАНИИ В БОРЬБЕ С COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
820
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ГЕРМАНИИ / ПАНДЕМИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА / ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ДИНАМИКА ВВП / GERMAN ECONOMY / PANDEMIC / GOVERNMENT SUPPORT FOR BUSINESS / INDUSTRIAL SECTOR / TOURISM INDUSTRY / GDP DYNAMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуйкин Егор Евгеньевич

Эпидемия коронавирусной инфекции оставила большой след в развитии мировой экономики с начала января 2020 года, которая впервые была зафиксирована в Китае: заметно ощутили негативное влияние COVID-19 заводы автомобиле- и машиностроения, а также фармацевтической промышленности. Появились осложнения и сбои в производственных цепочках создания стоимости крупных компаний. Отрасли международного выставочного и туристического бизнеса, транспортно-логистических компаний особо пострадали, так как их пришлось на время заморозить из-за угроз дальнейшего распространения коронавируса. Если проанализировать итоговые результаты 1 квартала 2020 года, можно поставить вопрос о начале мировой экономической рецессии и экономического кризиса. Германия столкнулась со многими проблемами COVID-19 в экономике и жизни людей в числе первых рядов стран Европейского союза. Это обосновывается высокой степенью открытости экономики, следовательно, подвластностью от импорта и экспорта потребительского рынка. Наблюдалась временная остановка производственных процессов, работодатели немецких компаний были вынуждены осуществить активный перевод своих сотрудников на неполную рабочую неделю. Кардинальные меры правительства ФРГ по борьбе с коронавирусной инфекции (введение локдауна для граждан) значительно изменили экономическое положение страны в худшую сторону. Германия подготовила обширную программу помощи хозяйствующим субъектам, которая включает пакеты финансовых мер в целях их поддержки. В статье обозначено влияние пандемии коронавируса на динамику ВВП страны, проанализировано состояние наиболее пострадавших отраслей в экономике. Также обозначен пакет финансовых мер для восстановления и поддержки пострадавших отраслей и сформулированы перспективы восстановления экономики Германии в пост пандемический период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMANY'S EXPERIENCE IN THE FIGHT AGAINST COVID-19

The coronavirus epidemic has left a big mark on the development of the global economy since the beginning of January 2020, which was first recorded in China: automobile and mechanical engineering plants, as well as the pharmaceutical industry, have noticeably felt the negative impact of COVID-19. There were complications and disruptions in the production value chains of large companies. The industries of international exhibition and tourism businesses, transport and logistics companies were particularly affected, as they had to be temporarily frozen due to the threat of further spread of the coronavirus. If we analyze the final results of the 1st quarter of 2020, we can raise the question of the beginning of the global economic recession and economic crisis. Germany has faced many of the challenges of COVID-19 in the economy and people's lives among the first ranks of European Union countries. This is justified by the high degree of openness of the economy, therefore, the subordination of the consumer market to imports and exports. There was a temporary shutdown of production processes, employers of German companies were forced to actively transfer their employees to part-time work. Drastic measures of the German government to combat coronavirus infection (introduction of lockdown for citizens) have significantly changed the country's economic situation for the worse. Germany has prepared an extensive program of assistance to business entities, which includes financial packages to support them. The article outlines the impact of the coronavirus pandemic on the country's GDP dynamics, and analyzes the state of the most affected industries in the economy. A package of financial measures to restore and support the affected industries is also outlined, and the prospects for the recovery of the German economy in the post-pandemic period are formulated.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ГЕРМАНИИ В БОРЬБЕ С COVID-19»

Опыт Германии в борьбе с COVID-19 Germany's experience in the fight AGAINST COVID-19

Нуйкин Егор Евгеньевич

Студент 2 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет (ТГУ)

Россия, г. Тольятти e-mail: nuikin. [email protected]

Nuikin Egor Evgenievich

2nd year student

The Institute of Finance, Economics and Management Togliatti State University (TSU) Russia, Togliatti

Научный руководитель Бордгардт Елена Алексеевна

Кандидат экономических наук, доцент департамента бакалавриата (экономических и управленческих

программ)

Тольяттинский государственный университет (ТГУ)

Россия, г. Тольятти e-mail: [email protected]

Scientific adviser Borgardt Elena Alekseevna

PhD (Economics), assistant professor of the Department of Undergraduate Studies (Economic and

Management Programs) Togliatti State University (TSU) Russia, Togliatti e-mail: [email protected]

Аннотация.

Эпидемия коронавирусной инфекции оставила большой след в развитии мировой экономики с начала января 2020 года, которая впервые была зафиксирована в Китае: заметно ощутили негативное влияние COVID-19 заводы автомобиле- и машиностроения, а также фармацевтической промышленности. Появились осложнения и сбои в производственных цепочках создания стоимости крупных компаний. Отрасли международного выставочного и туристического бизнеса, транспортно-логистических компаний особо пострадали, так как их пришлось на время заморозить из-за угроз дальнейшего распространения коронавируса. Если проанализировать итоговые результаты 1 квартала 2020 года, можно поставить вопрос о начале мировой экономической рецессии и экономического кризиса. Германия столкнулась со многими проблемами COVID-19 в экономике и жизни людей в числе первых рядов стран Европейского союза. Это обосновывается высокой степенью открытости экономики, следовательно, подвластностью от импорта и экспорта потребительского рынка. Наблюдалась временная остановка производственных процессов, работодатели немецких компаний были вынуждены осуществить активный перевод своих сотрудников на неполную рабочую неделю. Кардинальные меры правительства ФРГ по борьбе с коронавирусной инфекции (введение локдауна для граждан) значительно изменили экономическое положение страны в худшую сторону. Германия подготовила обширную программу помощи хозяйствующим субъектам, которая включает пакеты финансовых мер в целях их поддержки. В статье обозначено влияние пандемии коронавируса на динамику ВВП страны, проанализировано состояние наиболее пострадавших отраслей в экономике. Также обозначен пакет финансовых мер для восстановления и поддержки пострадавших отраслей и сформулированы перспективы восстановления экономики Германии в пост пандемический период.

Annotation.

The coronavirus epidemic has left a big mark on the development of the global economy since the beginning of January 2020, which was first recorded in China: automobile and mechanical engineering plants, as well as the pharmaceutical industry, have noticeably felt the negative impact of COVID-19. There were complications and disruptions in the production value chains of large companies. The industries of international exhibition and tourism businesses, transport and logistics companies were particularly affected, as they had to be temporarily frozen due to the threat of further spread of the coronavirus. If we analyze the final results of the 1st quarter of 2020, we can raise the question of the beginning of the global economic recession and economic crisis. Germany has faced many of the

challenges of COVID-19 in the economy and people's lives among the first ranks of European Union countries. This is justified by the high degree of openness of the economy, therefore, the subordination of the consumer market to imports and exports. There was a temporary shutdown of production processes, employers of German companies were forced to actively transfer their employees to part-time work. Drastic measures of the German government to combat coronavirus infection (introduction of lockdown for citizens) have significantly changed the country's economic situation for the worse. Germany has prepared an extensive program of assistance to business entities, which includes financial packages to support them. The article outlines the impact of the coronavirus pandemic on the country's GDP dynamics, and analyzes the state of the most affected industries in the economy. A package of financial measures to restore and support the affected industries is also outlined, and the prospects for the recovery of the German economy in the post-pandemic period are formulated.

Ключевые слова: экономика Германии, пандемия, государственная поддержка бизнеса, промышленный сектор, туристическая индустрия, динамика ВВП.

Key words: German economy, pandemic, government support for business, industrial sector, tourism industry, GDP dynamics.

Актуальность темы исследования связана с изучением опыта Германии поддержания и восстановления экономики страны на фоне коронавирусной инфекции, которая охватила весь мир. Каждая отдельная страна имеет свой уникальный опыт в положительном или отрицательном контексте. Правительство ФРГ имеет также свой подход, и некоторые меры будут полезны для заимствования другим странам.

Цель исследования: выявить, как пандемия коронавируса отразилась на экономике Германии, а также узнать опыт правительства по рычагам управления и стабилизации экономического положения страны на фоне мировой пандемии.

Согласно данным Федерального бюро статистики за 4 квартал 2019 г. экономика Германии показала сокращение на 0,1%. В ходе пандемии по итогам 1 квартала 2020 года экономика страны также сократилась на 2,2%, что стало самым большим квартальным падением с момента глобального финансового кризиса. Сокращение ВВП по итогам двух последовательных кварталов технически означает наступление рецессии в стране (Рис.1).

Германия (Germany)

Года

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

По оценкам специалистов, во втором квартале 2020 года спад экономики составил от 10-14%. По итогам года прогнозируется падение ВВП в пределах 5-10%. Последствия пандемии коронавирусной инфекции для экономики Германии, в целом, могут оказаться серьезнее, чем от финансового кризиса 2008 года. Самые крупные потери наблюдаются в промышленном производстве (Рис.2).

Объём промышленного производства в Германии

Рисунок 2. Объём промышленного производства в Германии с января по ноябрь 2020 г. помесячно, % [6]

По данным портала Statista.com доля промышленного производства (за исключением сектора строительства) в экономике Германии в 2019 г. достигала 24,2% [7]. При этом на сектор автомобильной промышленности приходится около 20% промышленного производства и 5% всех рабочих мест в стране. Данный сектор испытал особенно сильное негативное воздействие в связи с закрытием заводов, срывом поставок комплектующих и падением спроса. Опрос Института экономических исследований Мюнхенского университета показал, что 4 из 10 автопроизводителей вынуждены были сократить рабочих на фоне падения производства на 97% [4].

Большие потери в отрасли гостиничного хозяйства, как и всей туристической индустрии Германии наблюдались в связи с ограничениями передвижения граждан между ЕС и внешним миром, которые ввели Брюссель и Берлин. Наряду с принятыми мерами по карантину это привело к ощутимым убыткам аэропортов, ресторанного, розничного, развлекательного и музейного бизнеса. В настоящее время 12 тыс. туристических агентств и 3 тыс. туроператоров не получают соответствующую поддержку со стороны государства. Турбизнес в глубочайшем кризисе. По оценкам пострадавших, убытки составляют до 290 млрд. евро [8].

По мнению международных экспертов для того, чтобы Германии выйти на изначальный уровень экономического развития необходимо около 7 лет. При этом нивелировать воздействия поможет применение цифрового потенциала в экономике Германии. Экономика страны может восстанавливаться вплоть до 2028 года, если правительство будет игнорировать и не применять повсеместно на практике цифровые технологии, которые представляют данные в электронном виде, что является необходимостью в современном мире 21 века.

Впрочем, падение немецкой экономики оказывается меньше по сравнению с соседними Францией (сокращение на 5,8%) и Италией (сокращение на 4,7%). Частично такой эффект объясняется тем, что некоторые регионы разрешили продолжить работу заводам и строительным компаниям, а также беспрецедентным мерам поддержки, принятым правительством. Одновременно с этим Германия, остающаяся высоко ответственной страной в плане налоговой политики, обозначила весьма смелый план восстановления экономики. Прописанный в плане пакет финансовой помощи специалисты называют «крупнейшим из всех когда-либо реализуемых». Так, меры непосредственного бюджетного стимулирования достигают в общей сложности 346 млрд. евро (10,1% ВВП), отсрочки по уплате налогов и других платежей - 500 млрд. евро (14,6% ВВП), а другие механизмы повышения ликвидности, включая предоставление правительственных гарантий - 932 млрд. евро (27,2% ВВП) [2].

Наиболее финансово значимые меры поддержки бизнеса во время пандемии заключаются в следующем

[5]:

1. 100 млрд. евро направлены на докапитализацию и покупку долей участия в компаниях, пострадавших от пандемии, через Фонд стабилизации экономики;

2. 50 млрд. евро прямых субсидий самозанятым и микропредприятиям (до 15 тыс. евро на компанию);

3. 10 млрд. евро на дополнительные компенсации в рамках программы сокращенного рабочего времени (Kurzarbeitergeld);

4. 3,1 млрд. евро ежегодно на период 2021-2024 гг. на дополнительные инвестиции в частный сектор;

5. 2 млрд. евро на расширение финансирования стартапов, новых технологических компаний и малого

бизнеса;

6. 33,5 млрд. евро в виде налоговых льгот и других сокращений налоговых поступлений;

7. 500 млрд. евро в виде отсрочек по уплате налогов, включая 70 млрд евро отсрочки по прямым налогам на прибыль компаний, и 430 млрд евро по косвенным налогам и социальным взносам (основано на экспертной оценке Bruegel);

8. 365,5 млрд. евро на расширение существующей программы государственных гарантий бизнесу в рамках национального банка развития «Кредитный институт по восстановлению» (KfW) и 100 млрд евро на рефинансирование крупных задолженностей' перед этой организацией;

9. 400 млрд. евро на предоставление гарантий и поддержание ликвидности компаний в рамках Фонда стабилизации экономики. Кроме того, аналогичные меры налоговой и кредитно-гарантийной поддержки предприятий в размере не менее 140 млрд. евро широко принимаются органами власти на региональном и местном уровнях [3].

По последним доступным подсчетам Брюссельского международного аналитического центра «Брейгель» (BRUEGEL), Германия во многих случаях существенно опережает некоторые развитые государства в плане бюджетных расходов на поддержку экономики и предотвращение распространения инфекции (Таблица 1).

Таблица 1. Дискреционные бюджетно-налоговые меры, принятые в рамках борьбы с последствиями пандемии

COVID-19 по состоянию на 30 апреля 2020 г., в процентах от ВВП за 2019 г. [1]

Страна Непосредственное бюджетное воздействие Отсрочки Другие механизмы предоставления ликвидности/гарантии

Германия 10,10% 14,60% 27,20%

США 9,10% 2,60% 2,60%

Франция 2,40% 9,40% 14,00%

Италия 0,90% 13,20% 29,80%

Дополнительный бюджет предусматривает выделение 55 млрд. евро, что подчёркивает решительность действий на поддержку экономики страны и социальной сферы. Министерство финансов направляет эти средства на автомобильное производство, возведение и обустройство детских садов, а также на ответные меры, направленные на борьбу правительства ФРГ против негативного влияния пандемии коронавируса на экономику страны. Основная идея заключается в незамедлительных и гибких действиях ФРГ, чтобы иметь преимущество относительно обычного режима принятий решений.

Для скорейшего выхода из конъюнктурной регрессии отдан большой приоритет в пакете мер Германии, чтобы максимально сохранить коммерческий потенциал. В следствие этого делается большой акцент на поддержание ликвидности фирм, предоставление дополнительных сроков для уплаты налогов и предоставления

финансовых гарантий. Ожидается, что данные действия помогут избежать разорения компаний из-за падения спроса и логистических проблем. Предприятия получат поддержку, чтобы перевести сотрудников на сокращенную рабочую неделю и ввести гибкий график работы для сокращения рисков повсеместных увольнений и потери человеческого капитала. Ко всему этому стоит ещё добавить помощь выплаты заработной платы при остановке работы из-за коронавирусной пандемии. В случае усугубления положения, правительство готово временно войти в капитал определенных фирм, а также предоставить возможность дополнительных прямых субсидий домашним хозяйствам и предпринимателям, которые пострадали больше всего. ФРГ имеет обширные возможности для поддержания и повышения спроса: снижение корпоративных налогов, а также налога солидарности, воплощение инвестиционных программ (урбанистка, цифровые технологии, строительство), повышение бюджета на образование и НИОКР, введение ускоренной амортизации.

Стоит отметить, что ФРГ смогло добиться меньшего падения экономики относительно других прогрессивных стран Европы. У Франции наблюдается спад на 5,8%, а у Италии данный показатель на отметке 4,7%. Данный эффект частично достигнут Германией из-за эффективных мер поддержки промышленных предприятий, а также строительного сектора. Однако, рынок труда имеет большие потрясения на данный момент, так как многие компании прибегли к массовым увольнениям, чтобы сократить простой и издержки заведений, предприятий. На фоне этих событий значительно возрос уровень безработицы, и даже поддерживающие меры правительства Германии по программам краткосрочных оплачиваемых отпусков не смогли улучшить данную ситуацию. Вторая волна коронавируса только ускорит рост безработицы, что может дальше провоцировать социальную и экономическую нестабильность. По данной причине правительство ФРГ концентрирует все свои силы и финансовые возможности на восстановление прежних экономических показателей. Необходимо учитывать тот факт, что во время неопределенности сложно оценить дальнейшее развитие событий, и в любом случае вернуть предшествующие показатели за короткий промежуток времени достаточно сложно. Тем не менее, есть ответные действия на последствия пандемии, и они отличаются менее разрушительными процессами относительно других стран, что даёт дополнительный стимул для развития экономического потенциала.

Можно сделать вывод, в отличие от многих стран мира, Германия без промедления приняла всеобъемлющие комплексные меры реагирования. Среди мер борьбы с экономическими последствиями пандемии COVID-19 - отдельная общенациональная программа помощи микропредприятий и самозанятых объемом в 50 миллиардов евро. Сильная, хотя и уже снижающаяся экономика позволила правительству принять беспрецедентный по своему охвату и объему пакет мер поддержки деловой активности и социальной помощи гражданам, который смягчил экономические последствия распространения коронавирусной инфекции. Одним из приоритетов антикризисной программы является сохранение как можно большего рабочих мест в фирмах любого размера в условиях их временного вынужденного простоя. Хотя дальнейшее восстановление будет увязано с состоянием и перспективами глобальной экономики, Германия, по оценкам, сможет преодолеть их успешнее своих европейских соседей' и большинства других государств мира.

Список используемой литературы:

1. Страновой обзор «Опыт Германии в борьбе с COVID-19» (подготовлен Департаментом международного и регионального сотрудничества Счетной палаты РФ от 26.05.2020 г.) [Электронный ресурс]. -URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Germany-Covid-19.pdf

2. Федеральное Бюро статистики Германии [Электронный ресурс]. - URL: https://www.destatis.de

3. Официальный сайт Европейской комиссии [Электронный ресурс]. - URL: https://ec.europa.eu

4. Институт экономических исследований Мюнхенского университета [Электронный ресурс]. - URL: https ://www. ifo. de

5. Международный валютный фонд [Электронный ресурс]. - URL: https://www.imf.org

6. Глобальный финансовый портал [Электронный ресурс]. - URL: https://www.investing.com

7. Международный статистический портал «Statista.com» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.statista.com

8. Туристический портал «ТУРПРОМ» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tourprom.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.