Метод был успешно апробирован при определении остаточных количеств карагарда в почве, обработанной препаратом в дозах 6,8 и 10 кг/га, а также во фруктах.
Выводы
1. Разработан хроматографический метод определения гербицида карагарда в воде, почве и растительном материале.
2. Предложенный метод достаточно чувствительный (1 мкг в пробе) и может быть применен в практике санитарно-эпидемиологической службы.
Поступила 15/ V111 1975 г.
Обзоры
УДК 6 13.6:636(047)
Проф. С. X. Николов, канд. мед. наук Н. А. Камбулин, М. В. КолупаРва
ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА В СОВРЕМЕННОМ ЖИВОТНОВОДСТВЕ
Кубанский медицинский институт им. Красной Армии, Краснодар
Генеральное направление современного животноводства — это переход его на индустриальную основу путем создания новых промышленных комплексов и реконструкции существующих ферм с механизацией и автоматизацией производственных процессов. В связи с этим возникает необходимость проектирования новых типов зданий, в которых под одной крышей может размещаться большое поголовье скота с безвыгульным его содержанием, организации новых технологических процессов, все большего приближения характера труда животноводов к труду промышленных рабочих.
В настоящее время уже функционируют специализированные откормочные фермы и площадки, рассчитанные на содержание 6—30 тыс. голов крупного рогатого скота, молочные фермы на 1000 коров и более. Созданы свиноводческие комплексы на 10—100 тыс. поголовья и птицефабрики на 500 тыс. — 1 млн. кур бройлеров и более. На таких комплексах и механизированных фермах осуществляется дальнейшее разделение труда, появляются новые профессии, которых не было при традиционном способе животноводства. Тяжесть и условия труда работников разных служб и подразделений далеко не одинаковы и должны изучаться с учетом их специфичности.
Условия труда персонала в современном животноводстве в большой мере определяются микроклиматом помещений, который в свою очередь зависит от вида и числа животных, конструктивных особенностей здания, теплопроводности строительных материалов, наличия и эффективности работы вентиляционных, отопительных устройств, системы удаления навоза, климатических условий и сезона года. Так, в зимнее время температура в животноводческих помещениях колебалась от 3 до 12°, а в жаркие летние дни повышалась иногда до 30—35°. Эти отклонения от нормативных требований часто связаны с недостаточным утеплением ограждающих конструкций здания, для строительства которых с целью удешевления используют материалы с большой теплопроводностью. Зимой на стенах выпадает конденсат, резко возрастает концентрация углекислоты, аммиака и других вредных газов (Л. Ф. Борисовец и М. А. Раздобудько; МагвсИаг^, и др.). Диапазон колебаний влажности в помещениях для животных весьма велик и зависит от их количества, сезона года, эффективности вентиляции и отопле-
Содержание С02, N113 и Н25 в воздухе животноводческих помещений (поданным разных
авторов)
Вид помещения СО, (в %) Автор X х» ZS Автор H.S (в ыг/м') Автор
Свинар- 0,1—0,64 И. Р. Андриев- 4—49 Г. С. Шенкман; 6—39 П. Т. Лебедев;
ники ский и П. Т. Лебедев 0-следы Г. С. Шенкман
М. С. Бойко;
Г. С. Шенк-
ман
0,38—0,52 П. Т. Лебедев С. С. Саввате- 0-следы Л. Ф. Борисо-
Коров- 0,1—0,62 И. Д. Барен- 5—45 ева и соавт.; вец и
ники цев И. Д. Барен- М. А. Раз-
цев добудько
• 0,2—0,3 П. В. Орлов и П. Н. Александрович 3—135 П. В. Орлов и П. Н. Александрович; Л. Ф. Борисовец
Птичники 0,1—0,34 М. А. Хабибу- 8—61 М. А. Хабибу- 1—6 H. Н. Аллах-
лов, Г. Г. Зари- лов, вардиев и
Г. Г. Зари- А. С. Султа-
нов 14—28 нов Н. Н. Аллах-вардиев и А. С. Султанов нов
ния. По данным Л. Ф. Борисовец и М. А. Раздобудько, С. С. Саввате-евой и соавт. и др., влажность воздуха в животноводческих помещениях колеблется от 35 до 100%, особенно она возрастает, когда для удаления навоза используют гидросмыв (А. Т. Семенюта; В. С. Долгов, и др.).
Скорость движения воздуха в помещениях для животных варьирует от 0,1 до 1,1 м/с. В нормах технологического проектирования (НТП-СХ-1-72) предлагается ориентироваться на скорость движения воздуха 0,3—1 м/с. Однако скорость движения воздуха более 1 м/с при температуре 20° значительно превышает оптимальную величину для людей и может быть опасной для животных (Rist и соавт.). Вопрос об оптимальной величине скорости движения воздуха в животноводческих помещениях разработан недостаточно и подлежит дальнейшему изучению (А. П. Онегов и соавт.). Воздушная среда животноводческих помещений всегда содержит газообразные продукты, среди которых, помимо С02, наибольшее значение имеют NH3 и H2S. Фактическое содержание этих газов в животноводческих помещениях, как это видно из таблицы, колеблется в широких пределах.
Среди газов, загрязняющих воздух животноводческих помещений, особое внимание гигиенистов, зооветеринарных работников привлекает аммиак. В литературе имеются данные о токсичности его для людей, а также животных и птиц (Cornberg и Wolfermann). Необходимо отметить, что содержание аммиака обычно повышается в холодное время года, когда одновременно в воздухе животноводческих помещений увеличивается содержание углекислоты, возрастает относительная влажность и падает температура, поэтому повышение частоты заболеваемости среди рабочих в эти сезоны обусловлено воздействием комплекса факторов (Berger; Rojahn), из которых наибольшее значение имеет аммиак, понижающий устойчивость организма к инфекции (Hoogerkamp). Многие авторы, в частности, подчеркивают, что повышенная влажность воздуха усиливает раздражающее и токсическое действие аммиака (С. В. Кузнецов и соавт.; M. М. Сайфутдннов; Маг-schang). Значительно реже, чем аммиак, в воздухе помещений для животных обнаруживается сероводород. Его содержание обычно повышается при
m
очистке навозных желобов, навозохранилищ, расположенных под щелевыми полами. При этом его концентрация может быть значительной чаще всего в зимний период.
Специфической неблагоприятной особенностью животноводческих помещений является неприятный запах, обусловленный наличием в воздухе небольших количеств нескольких десятков химических соединений (амины, сульфосоединения, спирты, альдегиды, кетоны, летучие жирные кислоты, меркаптан, индол, скатол и др.), которые образуются при разложении экскрементов животных, особенно свиней и птиц. Этот запах легко поглощается стенами, предметами помещений, одеждой, кожей и волосяным покровом людей, долго сохраняется и не исчезает даже при однократном мытье тела и стирке спецодежды (С. X. Николов и М. В. Колупаева). Он неблагоприятно воздействует на работающих, разносится на большие расстояния и является причиной многочисленных жалоб населения, а за рубежом —судебных исков (Hoogerkamp).
В большинстве эксплуатируемых животноводческих помещений освещенность недостаточна, не отвечает зоогигиеническим требованиям и не соответствует нормам технологического проектирования. Механизация животноводческих помещений, оснащение их вентиляционными устройствами, оборудованием для раздачи кормов, навозоудаления значительно повышает уровень шума.
В воздухе животноводческих помещений всегда содержатся пыль и микроорганизмы. Концентрация пыли резко возрастает при раздаче сухих, объемистых кормов, в периоды повышенной активности животных, во время уборки помещений и при нарушении работы вентиляции. Содержание пыли в воздухе животноводческих помещений нередко превышает допустимые концентрации в десятки раз (В. М. Михайлов и соавт.; С. С. Сав-ватеева и соавт.). Большая часть пылинок, как и водяных капелек, обнаруживаемых в воздухе помещений для животных, имеет в диаметре менее 10 мкм (А. П. Онегов и соавт.). Преобладает пыль органического происхождения. Так, в пыли крупных птичников обнаружено 50—68% сырого протеина, 7—10% веществ, экстрагируемых эфиром, сырой жир, 3—6% клетчатки (Anderson и соавт.).
Воздух животноводческих помещений нередко содержит большое количество микроорганизмов, в том числе патогенных и условно патогенных. Количество их значительно варьирует в 1 л воздуха. Так, в свинарниках число микробов составило 28—11 400 в 1 л воздуха (И. Р. Андриевский и М. С. Бойко; Fiser), в коровниках —50—47 100 (Gordon) и в птичниках — от 500 до 1 млн. (Kosters и Muller).
Скученное содержание животных способствует инфицированию помещений и повышает риск обсеменения патогенными возбудителями продукции животноводства, особенно молока и яиц. Это приводит к росту числа токсикоинфекций и интоксикаций (В. Н. Колесова; А. П. Шицкова и соавт.; Fiser).
Состав микрофлоры воздуха помещений для животных и птиц весьма разнообразен. Выделены разные виды бактерий (кишечная палочка, сальмонеллы и другие энтеропатогенные бактерии, кокки, туберкулезная палочка, бруцеллы), различные грибы и вирусы. В обследованных промышленных свинарниках в воздухе количество а- и ß-гемолитических стрептококков составляло 57—70% от общего числа микробов (Fiser). В составе микрофлоры воздуха крупных птичников нередко обнаруживалось большое количество спор грибов (актиномицеты, аспергиллы и др.). Особенно высокое содержание грибов выявлено в воздухе кормоцехов при работе с пораженными плесенью грубыми кормами и силосом. Однако в настоящее время опубликовано немного работ, посвященных изучению заболеваемости животноводов и состояния их здоровья, особенностей труда персонала крупных животноводческих ферм и комплексов, физиологических параметров трудовых процессов, оценке их тяжести и влияния на организм производ-
ственных вредностей. В доступной нам литературе отмечено, что общий уровень заболеваемости животноводов так же, как и механизаторов, выше, чем у других профессиональных групп сельскохозяйственных рабочих (Л. А. Шульженко; М. М. Фолик, и др.). Указано, что чаще ведущими формами заболеваний как по случаям, так и по дням нетрудоспособности являются простудные, болезни периферической нервной системы, органов дыхания и пищеварения, травматизм (А. Н. Шилова и Е. М. Тульчин-ский; Л. Ф. Борисовец; Г. С. Шенкман; Н. К. Конакова и соавт., и др.). По мнению ряда исследователей, пыль, богатая органическими веществами, в частности белками, нередко вызывает аллергические заболевания (КеМе1 и БсНхуаггЬаиег; 1?о]а11п). Значительное число авторов указывают на различную частоту заражения животноводов антропозоонозами (Г. С. Шенкман; А. Е. Суворова и соавт., и др.).
Приведенный выше материал позволяет сделать некоторые обобщения относительно условий труда персонала животноводческих ферм и комплексов, в первую очередь работников, непосредственно занятых обслуживанием животных. Эта категория рабочих подвержена воздействию неблагоприятных микроклиматических факторов, что особенно выражено в зимний и переходный периоды, когда температура в помещениях для животных может значительно снижаться, повышается относительная влажность воздуха, возрастает концентрация углекислоты, аммиака, сероводорода и дурно пахнущих экскрементов животных.
В воздухе живоноводческих помещений нередко содержится большое количество пыли, микроорганизмов, включая патогенные и условно патогенные. Контакт с животными, их выделениями повышает возможность инфицирования персонала, риск заражения антропозоонозами, гельминтозами.
Следствием воздействия комплекса этих факторов, а в ряде случаев и тяжести труда у работников животноводства является повышенная заболеваемость опорно-двигательного аппарата, респираторных органов, периферической нервной системы; относительно много заболеваний аллергического характера.
Индустриальный путь развития животноводства выдвигает перед гигиенистами и врачами других профессий ряд новых проблем, для решения которых необходимо проведение сложных комплексных гигиенических, эргономических и физиологических исследований с привлечением медиков, а также химиков и других специалистов с целью разработки системы мероприятий по улучшению условий труда в животноводческих комплексах, устранению профессиональных вредностей и заболеваний, предупреждению загрязнения окружающей среды.
ЛИТЕРАТУРА. Аллахвардиев И. И., Султанов А. С. — В кн.: «Сборник науч. трудов Московск. вет. акад.», 1973, т. 66, с. 156—157. — Андриевский И. Р., Б о й к о М. С. — Там же, с. 96—97. — БаранцевИ. Д. — Там же, с. 12—13. —Б орисовец Л. Ф.— «Гиг. и сан.», 1971, № I, с. 34—37.—О н ж е.— «Здравоохр. Российск. Федерации», 1972, № 6, с. 17—22. — Борисовец Л. Ф., Раздобудько М. А. — В кн.: Гигиена труда. Киев, 1966, с. 94—97. —Долгов В. С. — В кн.: «Сборник науч. трудов Московск. вет. акад.», 1973, т. 66, с. 224— 225. — К о л е с о в а В. Н. — «Гиг. и сан.», 1973, № 5, с. 26—29. — К о н а к о-ва Н., Круглова И., Чеботарев Ф. — «Свиноводство», 1975, № 7, с. 34— 35. — К у з н е ц о в С. В., С л е п н е в К. В., Баранов В. П. и др. — «Сельское х-во за рубежом. Животноводство», 1972, 2, 45—53. —Лебедев П. Т. Микроклимат помещений для животных и методы его исследования. М., 1973. —Михайлов В. М., Баталов А. В., Б у ш м а к и н А. Г. и др. — В кн.: Гигиена труда в сельском хозяйстве. Саратов, 1973, с. 28—30. — Н и к о л о в С. X., Колупаева М. В. — В кн.: Материалы 3-го съезда гигиенистов и санитарных врачей Азербайджана. Баку, 1975, с. 409—410. — Он его в А. П., X р о б у с т о в с к и й И. Ф., Черных В. И. — Гигиена сельскохозяйственных животных. М., 1972. —Орлов П. В., Александрович П. Н. — В кн.: «Сборник науч. трудов Московск. вет. акад.», 1973, т. 66, с. 28—29. —Савватеева С. С., Шугрин С. Н., Соколов В. В. и др. — В кн.: Гигиена труда в сельском х-ве. Саратов, 1973, с. 35—37. — С а й ф у т -Д и н о в М. М. Биологическое действие и гигиеническая характеристика малых концентраций аммиака в атмосферном воздухе. Автореф. дне. канд. М., 1967. — Семеню-
та А. Т. — «Ветеринария», 1970, № 11, с. 50—53. —Суворова А. Е. и др. — В кн.: Бруцеллез, туляремия, сибирская язва на Северном Кавказе. Ставрополь, 1967, с. 37— 39. — Ф а л и к М. М. — В кн.: Вопросы гигиены. Омск, 1968, с. 209—211. — X а б и -б у л о в М. А., 3 а р и н о в Г. Г. — «Ветеринария», 1972, № 4, с. 22—25. — Ш е н к -м а н Г. С. — «Гиг. и сан.», 1972, № 5, с. 98—99. — Шилова А. Н., Тульчин-с к и й Е. М. — «Сов. здравоохр.», 1965, № 1, с. 23. — Ш и ц к о в а А. П., Калина Г. П., Брызгалова Е. А. — «Гиг. и сан.», 1971, № 6, с. 70—75. —Ш п и ц И. С., Данилова А. К., Беклемишева E.H. — В кн.: «Сборник науч. трудов Мос-ковск. вет. акад.», 1973, т. 66. — А n d е г s о п D. Р., Wolf D. R. et а. — «Am. J. vet. Res.», 1968, v. 29, р. 1049—1058. — В е г g е г М. — «Mh. Vet.-Med.», 1966, v. 1, р. 500—508. — Cornberg G., Wolfermann H. F. —«Schweinezucht und Schweinemast», 1964, Bd 12, S. 1.—Gordon W. А. M. — «Brit. vet. J.», 1963, v. 119, p. 263— 273. — К e i t e 1 W., S с h w а г г b а u e r E. — «Mh. Vet. Med.», 1970, v. 25, p. 476— 479. — К о s t e г s J., M u 1 1 e г W. — In: 8. Kongress der dtschen Veterinär-medizinischen Gesellschaft, Berichte. Hamburg, 1969, S. 154—158. — Marschang F. — «Dtsch. tierarztl. Wschr.», 1973, Bd 80, S. 88—91. —R ist M., Dürrer A., Keller T. et a. — «Schweiz, landwirt. Mh.», 1970, Bd 48, S. 373—378. — Rojahn A. — «Tier-zühter», 1969, Bd 22, S. 646—648. —
Поступила 28/XI 1975 r.
УДК 615.9:632.95(047)
Доктор мед. наук К. К. Врочинский, канд. мед. наук В. Н. Маковский, канд. биол. наук К■ С. Стефанский
ВЛИЯНИЯ ХЛОРОРГАНИЧЕСКИХ ПЕСТИЦИДОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Зарубежные авторы указывают, что уровень пестицидов в различных звеньях природной среды достаточно высок. Природные биологические системы не в состоянии в короткий срок обезвредить интенсивно применяемые пестициды, которые затем из окружающей среды проникают в организм человека и могут кумулироваться в нем. Особенно много данных о содержании пестицидов в жировой ткани человека (табл. 1). Этот процесс происходит в различных странах и не ограничивается одним континентом. Поэтому можно говорить уже не о случаях, а о закономерностях накопления пестицидов в организме человека. Жировая ткань не только удерживает пестициды, но и отдает их при некоторых состояниях организма, так что токсические вещества могут распространяться по всему организму (Тго]апо\У5ка и соавт.). Обнаруживают пестициды, циркулирующие в крови человека (табл. 2). Они могут передаваться потомству, о чем свидетельствует содержание пестицидов в молоке кормящих женщин (табл. 3). Обнаруженные кон-
Таблица 1
Содержание некоторых хлорорганических пестицидов в жировой ткани людей (в мг на 1 кг
веса)
Страна Число обследованных ДДТ Лнндан Гептахлор и его эпок-сид Алдрин и днлдрнн
США 12 990 4,9—14,4 0,06- 12 0.1—1,5 0,11—2,9
Англия 1 215 2,6—3,3 0,02- 0,8 0,04 0,2—1,8
Голландия 53 7,1—2,2 0,1 — 0.2 0,01—0,03 0,2—0,5
Франция 10 5,2 1,2 — —
Дания 18 3,3 — — 0,2
Италия 22 15,4 0,06- 0,2 0.2—1,4 0,5—1,0
Канада 47 4,3 0,06- 0,2 0,07—0,4 0.2—0,5
Австрия 65 2,0—10,2 0,7 0,02 0,7
Новая Зеландия 52 6,0 — — 0,8—0,3
Индия 35 12—30,0 0,9- 4,9 0,03—0,4