воте жаловалось 6 человек. Длительность болей в животе составляла 1—3 дня, в 2 случаях они держались 7—9 дней. У всех 8 больных был жидкий, обильный, очень частый водянистый стул без патологических примесей.
Примерно через сутки самочувствие больных значительно улучшилось. Учитывая эпидемиологический анамнез, обнаружение в салате золотистого стафилококка с патогенными свойствами и клинические проявления заболевания, можно считать, что ведущим этиологическим фактором в данной вспышке являлся золотистый стафилококк; не исключено, что какую-то роль сыграл и вульгарный протей, выделенный из кала у 6 больных. В пользу высказанного мнения свидетельствуют отрицательные результаты определения реакции нарастания титра фага с дизентерийными и салмонеллезным фагами, а также отрицательные результаты посевов кала с целью обнаружения салмонелл и бактерий дизентерии.
Вторая вспышка наблюдалась также в декабре 1961 г. В клинику поступило 4 человека (мужчины) в возрасте от 30 лет до 41 года. Все они ели в столовой вареное мясо, которое было не совсем приятным на вкус. Через Р/2—2 часа у всех появились тошнота, боли в эпигастраль-•ной области, многократная рвота, а вскоре после появления рвоты частый жидкий стул, каловый, с примесью слизи. Температура не повышалась; все больные отмечали общую слабость. Госпитализированы одновременно через несколько часов после начала заболевания. В анамнезе все отрицают желудочно-кишечные заболевания. Боли в эпигастральной области держались у 2 больных 2 дня, у других 2 больных — 4 дня. Стул нормализовался в течение 6—8 дней. При ректороманоскопии у 2 больных слизистая оболочка без изменений, а у 2 обнаружен сфинк-терит. В клиническом анализе крови изменений не выявлено, за исключением одного больного, у которого количество лейкоцитов было 9400 при нормальных формуле и РОЭ. В моче патологии не обнаружено.
В первые дни из кала всех больных в большом количестве высевался вульгарный протей. Салмонеллы и бактерии дизентерии в кале не обнаружены. Всем 4 больным ставили реакцию агглютинации с выделенным протеем. У одного больного реакция была положительной в разведении 1 : 100, у 2 больных — в разведении 1 : 200. Выделение из кала больных в большом количестве вульгарного протея дает основание предполагать его этиологическую роль. В пользу протейной этиологии вспышки говорят положительные результаты реакции агглютинации с аутокультурами протея.
Поступила 19/ХИ 1962 г.
* * *
ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА В ФАРФОРОВОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
Кандидаты мед. наук Г. Е. Жирнова и А. П. Охрименко
9 #
Киевский институт гигиены труда и профзаболеваний
На предприятиях фарфоровой промышленности из года в год совершенствуется технология, улучшаются условия труда. Механизация многих производственных процессов значительно облегчила работу формовщиков, капсельщиков, живописцев и представителей других профессий.
Тем не менее даже на фарфоровых заводах, оснащенных передовой техникой, еще есть участки с высокой температурой воздуха, с за-
грязненностью и загазованностью воздушной среды, а также с наличием значительного инфракрасного излучения. Ряд производственных операций (загрузка и выгрузка горна, переноска полуфабрикатов и изделий, транспортировка исходных материалов во время переработки и т. д.) требует приложения больших физических усилий.
Мы изучали условия труда на фарфоровых заводах Украины, преимущественно в горных цехах и муфельных отделениях. Основным неблагоприятным фактором на этих производственных участках является лучистое и конвекционное тепло. Например, температура воздуха в период загрузки и выгрузки горна летом достигает 36—80°, а в помещении самого горнового цеха колеблется от 20 до 45°. Таким образом, здесь имеют место резкие температурные перепады (16—60°).
Зимой температура воздуха в горне такая же, как и летом, в помещении же горнового цеха она составляет 6—22°. «
Внутренняя поверхность горна имеет температуру 80—200°, наружная — 52—90°; интенсивность излучения в горне колеблется от 0,5 до 2 кал/см2/лшн.
Неблагоприятные микроклиматические условия в муфельном отделении создают печи, в которых происходит обжиг декорированных изделий. При П-образных муфельных печах зона загрузки и особенно зона выгрузки являются основными источниками выделения тепла. При выгрузке и перекладке изделия сохраняют температуру 80—184°. Интенсивность излучения на рабочем месте выборщика достигает 1,2—2 кал/см2/мин. Возле загрузочного окна интенсивность излучения равна 0,7—1,0 кал/см2/мин, температура воздуха доходит до 35—44°, относительная влажность —39—25%. Наружные поверхности имеют температуру печей 60—115°.
Данные хронометражных наблюдений показали, что выгрузка горна производится в течение 27г—37г часов; 18—32% рабочего времени выгрузчики расходуют на выполнение работы в горне в условиях высокой температуры окружающей среды. На переноску горячих капселей из горна они затрачивают 8—10% времени. В один прием выгрузчик выносит из горна по 2—3 капселя весом до 40 мг, за 1 час 49 минут чистой работы — 790 капселей общим весом 5960 кг.
Продолжительность рабочего времени ставильщиков при загрузке горна составляет 3 часа 15 минут — 3 часа 50 минут, подносчиков — 5 часов 33 минуты.
Ставильщик, устанавливая капсели под сводом, подвергается воздействию высокой температуры и облучения от свода и боковых поверхностей горна (0,5—2,0 кал/см2/мин). На выполнение работы под сводом, стоя на лестнице, ставильщик затрачивает от 23 до 30,5% времени. Подносчики на работу внутри горна расходуют 29% времени. За 3 часа 56 минут подносчик приносит в горн 822 капселя общим весом 8623 кг.
Следовательно, загрузчики и выгрузчики, ставильщики и подносчики выполняют интенсивную физическую работу в условиях высокой температуры окружающей среды.
Физиологические наблюдения мы проводили над 37 рабочими — загрузчиками и выгрузчиками горна, заборщиками и выборщиками у муфельных печей. Обследуемые были в возрасте от 23 до 52 лет с рабочим стажем от 2 до 20 лет. У выгрузчиков и загрузчиков при выполнении работы в горне отмечается повышение температуры одежды до 38—42°, кожи — до 37,8—39°, тела — до 37—39,5°. Пульс учащается до 134—182 ударов в минуту, наблюдается профузное потоотделение. Рабочие отмечают жжение на открытых участках тела.
В качестве примера на рис. 1 представлены данные хронометража одного из выгрузчиков горна и физиологические сдвиги его организма
во время работы и отдыха.
7 Гигиена и санитария, № 1
97
/23455739 /0 11 12 13 1415 15 17 1819 20 2! 22 23 24 2525 27 28 29 303/32
время ( О минутах)
После выполнения 15—20-минутного цикла работы в горне пульс и температура тела восстанавливаются до исходных величин в течение длительного времени. На рис. 2 показаны данные о восстановлении частоты пульса ставильщика после работы в горне. Длительное восстановление частоты пульса объясняется тем, что отдых рабочих проводится непосредственно у горна при повышенных температурах воздуха.
К концу смены у рабочих наблюдалось снижение мышечной работоспособности. У выгрузчиков после завершения выгрузки горна выносливость уменьшалась на 40—60%, а утомляемость
возрастала на 42—63%.
Время двигательной
на световой раз-¡у дражитель увеличивалось,
дифференци-
/ ШШП ^тт
реакции дражитель нарушалась
Рис. 1. Выгрузчик горна Ч. (летнее время).
количество ошибоч-
1 — пульс; 2 — температура тела; / — в горне; // — идет с грузом; /// — без груза; IV — отдых.
ровка;
ных реакций возрастало, что свидетельствует об общем утомлении организма. Тактильная чувствительность кожи ослабевала в 17г—2 раза, что, вероятно, объяснялось снижением возбудимости кожного анализатора.
Выполнение тяжелой физической работы при выгрузке и загрузке горна, характеризующееся большим статическим и динамическим на-
Рис. 2. Восстановление пульса у ставильщика X. (15/УП)
пряжением, не вызывало, однако, у рабочих повышения артериального давления. Наоборот, происходило снижение его (максимального на 10—15 мм, минимального на 5 мм).
Рабочие, обслуживающие муфельную печь (заборщики и выборщики), на выполнение основной работы — заборку изделий для обжига и выборку обоженных изделий — затрачивают 60% времени, на задвигание и выдвигание ящиков в печь—11%. Относка посуды в ящиках на склад занимает 9% рабочего времени.
Выполнение физической работы в неблагоприятных условиях в муфельном отделении сопровождалось повышением температуры тела до
37,2—37,5° и кожи до 34,5—35,8°, учащением пульса до 116—136 ударов в минуту. Артериальное давление (максимальное) у большинства рабочих к концу смены снижалось на 5—12 мм, уровень минимального артериального давления оставался без изменений.
Па основании исследований была разработана программа оздоровительных мероприятий по нормализации условий труда в фарфоровом производстве. Кроме того, разработан проект санитарных правил для фарфоровых, фаянсовых и майоликовых заводов. Основные мероприятия по нормализации неблагоприятных условий работы на фарфоровом заводе следующие.
1. Механизация трудоемких ручных операций, поточная транспортировка полуфабрикатов, поточная линия по выборке и ставке изделий в горнах.
2. Оборудование мест отдыха с подачей охлажденного, очищенного и увлажненного воздуха в цехах с особо неблагоприятными условиями труда (горновой, капсельный, формовочный).
3. Подача охлажденного и очищенного воздуха в период охлаж-дания горнов, при выгрузке и загрузке изделий в их верхнюю зону. Установка у фурм вокруг горнов форсунок для водовоздушного души-рования.
4. Оборудование общей приточно-вытяжной вентиляции во всех производственных помещениях.
5. Тепло- и газоизоляция наружных поверхностей горна, сушил, муфельных печей. Достижение температуры поверхностей, не превышающей 35°.
Поступила 23/VII 1962 г.
# & Я
г • « • •
• I
9
* ф
I
4
#
ЛЯ