Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

тиями. Освещение палат должно создавать благоприятные условия для работы медицинского персонала и пребывания больных, обеспечивать требуемые качественные и количественные характеристики. Инсоляцию палат, ее длительность и глубину следует дифференцировать в зависимости от профиля больницы (отделения) и светоклиматических условий местности.

В палатах необходимо предусмотреть искусственное освещение (общее, местное, прикроватное, ночное). Полезно также устраивать в палатах облучательные установки длительного действия для профилактики явлений светового голодания больных, повышения их иммунологической реактивности и для борьбы с внутрибольничными инфекциями.

Применение полимерных материалов в строительстве лечебно-профилактических учреждений имеет некоторую специфику. Необходимо применять полимеры высокого качества, обеспечивающие более высокий уровень-теплового комфорта, устранение электростатических явлений и проведение дезинфекции с помощью химических и физических методов. Контроль за полимерными материалами должен осуществляться санэпидстанциями в процессе предупредительного и текущего санитарного надзора. В лечебно-профилактических учреждениях могут быть использованы только те полимеры, которые включены в «Перечень полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве».

Поступила 15/У111 1972 г.-

УДК 613.6-053.6

Проф. И. А. Арнольда

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР (Москва)

Актуальность вопросов гигиены труда подростков вытекает из современного состояния научно-технического прогресса, оказывающего огромное влияние на развитие всех областей знаний. Девятым пятилетним планом народного хозяйства СССР ставится задача завершить комплексную механизацию важнейших производственных процессов в промышленности, причем особо подчеркивается необходимость механизации вспомогательных работ. Сейчас мы переживаем переходный этап от механизации к автоматизированному производству, являющийся промежуточным периодом между ручным трудом и полной автоматизацией и характеризующийся широким применением конвейерной системы.

Гигиена труда подростков должна двигаться опережающими темпами по отношению к санитарно-гигиенической практике и изучать условия труда профессий автоматизированного производства. Однако основное направление исследований по гигиене труда подростков должно исходить из реального современного экономического развития страны, при котором большинство подростков не удастся сразу «пересадить» в век автоматики. Многим из них предстоит работать в условиях конвейерного производства с вытекающими отсюда подчас негативными явлениями, которые необходимо преодолеть посредством научно обоснованных социальных и гигиенических мероприятий.

Рекомендуемые параметры микроклимата палат

Строительно-климатические зоны

Параметры температуры (в %)

для взрослых

для детей»'

Первая 20—22 21—22

Вторая 20—21 20—23

Третья 19—22 20—23

Четвертая 18—22 19—24

1 За исключением палат для недоношенных и новорожденных детей.

Переходя к конкретному формулированию наших задач, следует иметь в виду, что научно-технический прогресс сказывается противоречиво в отношении влияния условий труда и факторов производственной среды на организм подростков. Так, наряду с положительным действием, когда развитие техники изменяет и нередко радикально снимает профессиональные вредности, возможно возникновение новых профессиональных вредностей.

При конвейерном производстве отрицательным элементом является монотонный характер труда, при котором наряду с общей нагрузкой отмечается перегрузка небольшой группы нервных клеток, при этом возникает также дефицит движения.

Ускорение технологических процессов обусловливает более интенсивное воздействие таких факторов, как шум, вибрация и пылеобразование. Новая технология подчас таит в себе опасность возникновения эмоциональных стрессов и конфликтных ситуаций, что особенно важно учитывать в связи с повышенной эмоциональностью и неадекватностью реакции лиц подросткового возраста в подобных ситуациях. Внедрение вибрационной техники во многих отраслях народного хозяйства способствовало высокой производительности труда, однако, как показано (А. И. Цысарь), она не всегда безопасна даже при 3-часовом рабочем дне, т. е. в процессе производственного обучения.

Наряду с новыми производственными процессами возникают и новые производственные здания, оценка которых с точки зрения гигиены труда подросков представляет интерес. Так, безоконные и бесфонарные здания с люминесцентным освещением и кондиционированием воздуха, несмотря на использование в них прогрессивной санитарной техники, не могут нас удовлетворить в смысле охраны здоровья подростков, поскольку в них отсутствует такой мощный биологический фактор, как естественный дневной свет.

Ускоренное развитие химической промышленности обусловливает больший контакт молодежи с токсическими веществами в процессе производственной практики. Развитие сельского хозяйства потребовало выпуска тракторов высокой мощности и навесных сельскохозяйственных машин с большими рабочими скоростями, а это означает увеличение при работе с ними вибрации, шума, пылеобразования.

На основе изучения негативных явлений, связанных с новой техникой, психофизиологических основ разделения труда в условиях конвейерной системы, сущности монотонности, анализа влияния факторов производственной среды на организм подростков должны быть разработаны меры по устранению или смягчению неблагоприятных воздействий с тем, чтобы предупредить истощение нервной системы у подростков, сохранить и укрепить их здоровье. В наших условиях открывается возможность профилактики монотонности путем расширения «сферы функций», чередования скорости движения ленты конвейера, работы не в заданном, а в свободном ритме. Следовательно, даже в рамках разделенного труда можно преодолеть действие монотонности и обеспечить эмоциональную насыщенность и оптимальную работоспособность за счет правильной организации рабочего времени и режима отдыха путем включения физкультурных упражнений. В значительной степени этому будет способствовать большая эстетичность производственных помещений, оптимальная световая окраска производственного интерьера, технологического оборудования, музыкальное сопровождение трудовых процессов, т. е. «функциональная музыка», соответствующая трудовому ритму.

Правильное построение режима труда и отдыха подростков является в современных условиях ведущей задачей. Необходимо прежде всего обеспечить оптимальные условия труда и работоспособности. Этот режим должен соответствовать требованиям эргономики и психофизиологии подросткового возраста, в частности ритму его жизнедеятельности.

Оптимальное использование свободного времени подростка предполагает восстановление его физиологических функций в пределах, обеспечивающих гомеостаз, и повышение уровня знаний, поскольку значение их по мере прогресса техники бурным темпом возрастает. Сейчас свободное время подростков, особенно при сочетании работы с учебой, распределено неравномерно, что, естественно, не может не отразиться на состоянии их здоровья и требует рациональной организации режима дня.

Новая техника, расширяя арсенал орудий труда, изменяет содержание и условия, в которых протекает трудовой процесс, уплотняет рабочее время, повышает удельный вес деятельности с повышенной нервно-психической нагрузкой. В силу этого очень важно определять работоспособность различных возрастных и половых групп подростков. Теоретической концепцией, которая должна быть положена в основу определения работоспособности, как и повышенной чувствительности подростков к факторам производственной среды, является адаптация применительно к анатомо-физиоло-гическим особенностям подросткового организма.

Адаптация организма подростков к темпам и ритмам труда, естественно, ограничивается физиологическими закономерностями, которые не всегда могут совпасть с темпами и ритмами работы машин, конвейера, автоматических линий. Только выявление закономерностей развития адаптационных процессов позволит найти оптимальное сочетание темпов и ритмов биологических и производственных.

Эргономические аспекты гигиены труда подростков должны быть построены на основе всестороннего комплекса, сочетающего изучение условий среды, психофизиологических особенностей труда и конструирования рабочих объектов (рабочей мебели, кабин машин, тракторов, панелей пультов управления, элементов оборудования рабочих мест) применительно к анатомо-физиологическим особенностям развивающегося организма.

Актуальным является в наши дни вопрос об акселерации, т. е. ускоренном физическом развитии и половом созревании молодежи. Хотя механизмы акселерации до сих пор неясны, накоплено достаточное количество фактов, устанавливающих отсутствие параллелизма между ускорением физического развития и процессами адаптации в подростковом возрасте, что важно иметь в виду при разработке гигиенических нормативов и законодательных актов по охране труда подростков.

Внедрение современных достижений науки в практику требует систематической разработки научно обоснованных нормативов для условий и режима труда подростков. Научно-технический прогресс охватывает и учебный процесс, в частности мы имеем в виду применение при профессиональном обучении подросков технических средств — телевидения, программированных учебных звукозаписей и др. Однако наряду с положительным влиянием этих средств в процессе усвоения знаний (наглядность учебного материала, эмоциональные моменты) возможны и отрицательные явления при отсутствии соответствующих гигиенических условий (недостаточность освещения, неправильная планировка и др.), они могут вызвать неблагоприятные сдвиги со стороны нервной системы, различных анализаторов. Использование технических средств требует также известного периода адаптации к ним и, следовательно, целесообразна система ступенчатости при их использовании.

Технический прогресс обусловливает увеличение потока информации, которую должна воспринять работающая и учащаяся молодежь, особенно та, которая занимается в техникумах, профессионально-технических училищах со средним образованием (которые становятся массовыми), в вечерних^ школах, а также в процессе индивидуального и бригадного обучения на производстве. В связи с этим возникает задача оптимизации подачи информации, установления гигиенических условий восприятия и переработки информации, дифференцированных для разных профессий, специально-

3 Гигиена и санитария М 11

65

стей и возрастных групп с учетом психологических особенностей усвоения, функциональных возможностей и состояния здоровья подростков.

Изменения характера труда, интенсивная учеба молодежи вызвал» к жизни новый фактор, который привлекает внимание. Речь идет о гиподинамии, т. е. ограничении двигательной активности. Гиподинамия характеризуется комплексом расстройств ряда систем организма, в частности локомоторного аппарата, вегетативных функций, обменных процессов при одновременном снижении работоспособности. Исследования, проведенные на производстве (К. В. Ильинский) у 2 групп радиомонтажников при выполнении ими однотипной работы, но при различной двигательной активности, выявили существенные различия в характере изменений функциональных показателей ряда систем организма, а также работоспособности. Введение комплекса регламентированных перерывов с включением вводной гимнастики и физкультпауз способствовали снятию неблагоприятных функциональных сдвигов, связанных с дефицитом движений. Следовательно, профилактика гиподинамии требует разработки и обоснования оптимального режима двигательной активности в процессе труда и учебы подростков. При этом нужны дифференцированные нормы применительно к специфике учебно-трудовой деятельности подростков при разных профилях обучения и различных производствах с учетом анатомо-физиологических особенностей растущего организма.

Научно-технический прогресс открывает большие возможности для выбора молодежью профессий и сфер приложения способностей. В связи с этим должны получить широкое распространение система профессиональной ориентации в школе и профессиональный отбор на производстве. Выбор профессий и специальностей должен базироваться на психофизиологических основах, особенно при выполнении работ со значительным нервно-психическим напряжением или же в экстремальных условиях (климатических или производственных). Создаются также предпосылки для вовлечения в трудовую деятельность и ограниченно трудоспособных подростков, т. е. юношей и девушек, имеющих различные формы хронических, заболеваний или дефекты. Возникают задачи, связанные с научной разработкой вопросов экспертизы трудоспособности, а также мер по рациональному обучению и трудоустройству в облегченных условиях труда и учебы.

При изучении и разработке рекомендаций по оздоровлению условий труда и учебы подростков следует шире использовать возможности современной техники, позволяющей при эффективности санитарно-гигиенических мероприятий устранить неблагоприятные факторы труда и обеспечить оптимальные условия жизни, труда, учебы и быта молодых строителей коммунизма.

Поступила 17/11 1973 г..

Методы исследования

УДК 613.155:625.282

А. А. Прохоров, И. С. Новикова, И. В. Первухина, И. К. Рыжова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА В КАБИНЕ ЛОКОМОТИВА ПРОДУКТАМИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЯ

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

Проведенные в разных странах и, в частности, в СССР исследования» показали, что отработанные дизельные и бензиновые газы содержат большое количество различных веществ, таких, как окись и двуокись углерода,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.