Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ВОПРОСЫ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
Inklyuziv ta’lim / Gender tengligi / Ta’limni o‘zgartirish / Gender stereotiplari / O‘qituvchilar malakasini oshirish / Ota-onalar ishtiroki / Teng imkoniyatlar / Inklyuziv dastur / Ta’lim muhiti

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахноза Тохтиярова

Ushbu maqola inklyuziv ta'lim va gender tengligi o'rtasidagi munosabatlarni o'rganib, gender istiqbollarini inklyuziv ta'lim dasturlariga kiritish zarurligini ta'kidlaydi. Maqola o'quv muhitida genderning rolini o'rganib, gender stereotiplarining turli xil ehtiyojlarga ega bo'lgan talabalarga ta'sirini ko'rib chiqadi va o'qituvchilarni ushbu stereotiplarni tan olish va hal qilishga tayyorlash muhimligini ta'kidlaydi. Shuningdek, gender-inklyuziv ta'lim muhitini shakllantirishda ota-onalarning qo'llab-quvvatlashi va ishtiroki muhimligi ta'kidlangan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ВОПРОСЫ ТЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Шахноза Тохтиярова

PhD, докторант ТГПУ им. Низами https://doi.org/10.5281/zenodo.10663523

Annotatsiya. Ushbu maqola inklyuziv ta'lim vagender tengligi o'rtasidagi munosabatlarni o'rganib, gender istiqbollarini inklyuziv ta'lim dasturlariga kiritish zarurligini ta'kidlaydi. Maqola o'quv muhitida genderning rolini o'rganib, gender stereotiplarining turli xil ehtiyojlarga ega bo'lgan talabalarga ta'sirini ko'rib chiqadi va o'qituvchilarni ushbu stereotiplarni tan olish va hal qilishga tayyorlash muhimligini ta'kidlaydi. Shuningdek, gender-inklyuziv ta'lim muhitini shakllantirishda ota-onalarning qo'llab-quvvatlashi va ishtiroki muhimligi ta'kidlangan.

Kalit so'zlar: Inklyuziv ta 'lim, Gender tengligi, Ta'limni o'zgartirish, Gender stereotiplari, O'qituvchilar malakasini oshirish, Ota-onalar ishtiroki, Teng imkoniyatlar, Inklyuziv dastur, Ta'lim muhiti

Аннотация. Данная статья исследует взаимосвязь инклюзивного образования и гендерного равенства, подчеркивая необходимость учета гендерных аспектов в рамках инклюзивных образовательных программ. Рассматривая роль гендера в обучающей среде, статья затрагивает влияние гендерных стереотипов на учащихся с разнообразными потребностями и выделяет важность подготовки учителей к осознанию и устранению этих стереотипов. Также акцентируется значимость поддержки и участия родителей в формировании гендерно-инклюзивной образовательной атмосферы.

Ключевые слова: Инклюзивное образование, Гендерное равенство, Трансформация образования, Гендерные стереотипы, Подготовка учителей, Участие родителей, Равные возможности, Инклюзивная программа, Образовательная среда

Abstract. This article explores the intersection of inclusive education and gender equality, addressing the vital need to consider gender aspects within inclusive educational frameworks. Examining the role of gender in an inclusive learning environment, the article delves into the impact of gender stereotypes on students with diverse needs and emphasizes the importance of teacher training in understanding and mitigating these stereotypes. It also highlights the significance of parental support and involvement in fostering a gender-inclusive educational atmosphere.

Keywords: Inclusive Education, Gender Equality, Educational Transformation, Gender Stereotypes, Teacher Training, Parental Involvement, Diverse Learning Needs, Equal Opportunities, Educational Environment

В государственной программе по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы особое внимание уделено обеспечению в стране гендерного равенства. Этот вопрос становится актуальным в условиях различных кризисов, например, в период коронавирусной пандемии. Пандемия Covid-19 во всем мире создала дополнительные проблемы для здоровья, безопасности и экономического благополучия женщин. Узбекистан не является исключением. Потеря доходов от трудовой деятельности, денежных переводов из-за рубежа и поступлений из других источников, возросшая нагрузка по ведению домашнего хозяйства, увеличение случаев домашнего насилия - всё это ухудшило условия жизни и здоровья женщин из малообеспеченных домохозяйств в городских и сельских районах страны.

Современный образовательный парадигма признает важность инклюзивного образования как ключевого элемента для развития образовательных систем. Позитивные изменения в этой области стали возможными благодаря трансформационному подходу, целью которого является создание равных возможностей для всех учащихся, независимо от их специфических потребностей. В данной статье рассмотрим, как эти принципы взаимодействуют с вопросами гендерного равенства в образовании и как это влияет на будущее образования[2].

Инклюзивное образование, основанное на принципах равенства и уважения к разнообразию, становится важным инструментом трансформации образовательных систем. Этот переход предполагает создание учебных сред, обеспечивающих полноценное развитие каждого ученика, независимо от его специальных потребностей.

В последние десятилетия образование стало полем интенсивных трансформаций, направленных на создание более инклюзивной среды для всех учащихся. Однако, чтобы добиться полной инклюзии, необходимо обращаться не только к вопросам особенных образовательных потребностей, но и к проблемам гендерного неравенства в образовательных учреждениях. В Узбекистане, как и во многих других странах, инклюзивное образование призвано не только предоставить равные возможности для детей с особыми образовательными потребностями, но и активно противостоять гендерным стереотипам.

Как известно, половину жителей Узбекистана или более 17 миллионов человек, составляют женщины и девочки. Эта цифра выше, чем население таких государств, как Швеция, Чехия, Греция. Они способны внести огромный вклад в процесс экономического роста и обеспечения устойчивого развития. В этих целях Узбекистан проводит активную политику обеспечения гендерного равенства и повышения социально-экономической и политической активности женщин и молодёжи[7].

Гендерные аспекты играют важную роль в инклюзивном образовании. В контексте учебной среды, где сталкиваются разные социокультурные факторы, необходимо обращать внимание на гендерные особенности каждого ученика. Разработка стратегий, учитывающих эти аспекты, поможет создать более благоприятную обстановку для обучения.

Одной из проблем, стоящих перед инклюзивным образованием, являются гендерные стереотипы. Девочкам и мальчикам с разными специальными потребностями может быть сложнее интегрироваться в класс из-за традиционных представлений о "типичных" интересах и возможностях каждого пола. Преодоление этих стереотипов способствует созданию более инклюзивной среды.

Профессиональное развитие педагогов включает в себя не только обучение методикам обучения учащихся с особыми потребностями, но и осознание гендерных вопросов. Учителя играют ключевую роль в формировании открытой и понимающей образовательной среды, свободной от гендерных предрассудков[8].

Родители также играют важную роль в инклюзивном образовании. Они должны быть осведомлены о том, как гендер влияет на обучение и адаптацию детей с особыми потребностями. Содействие родительской общественности в формировании положительных гендерных стереотипов способствует более успешной интеграции.

Разработка инклюзивных учебных программ должна включать в себя гендерную перспективу. Адаптированный материал, учитывающий различия в стиле обучения,

предпочтениях и потребностях учеников, поможет сделать образование более доступным для всех.

Вопросы гендерного равенства неотъемлемо связаны с целями инклюзивного образования. Только с учетом гендерных аспектов можно по-настоящему создать образовательную среду, в которой каждый учащийся имеет равные возможности для успешного обучения и развития. Осознание и решение этих вопросов способствует построению более справедливого и инклюзивного обществ[3].

Важно учесть гендерные аспекты в контексте инклюзивного образования. Равенство между мальчиками и девочками, учителями и учениками становится неотъемлемой частью успешной инклюзивной практики. В этом контексте гендерное равенство предполагает равные возможности и права для всех, независимо от их пола.

Гендерные аспекты играют ключевую роль в инклюзивном образовании. Например, девочки с особыми образовательными потребностями могут сталкиваться с двойными стереотипами, что затрудняет их интеграцию в образовательное окружение. С другой стороны, осознавая гендерные аспекты, учителя и педагоги могут создавать более адаптированные и включающие методы обучения.

Необходимо обратить внимание на гендерные неравенства среди педагогического состава. Содействие женщинам в профессии учителя и создание условий для продвижения женщин на руководящие должности в образовании является важным аспектом гендерной трансформации в этой сфере.

Рассмотрим конкретные практические аспекты влияния гендерного равенства на инклюзивное образование. Например, как адаптировать учебные программы для учета гендерных различий, как формировать в классах атмосферу взаимопонимания и уважения.

В контексте инклюзивного образования, гендерное равенство играет существенную роль, оказывая влияние на различные аспекты учебного процесса. Одним из практических аспектов является необходимость адаптации учебных программ с учетом гендерных различий. Это включает в себя рассмотрение того, какие подходы к обучению могут быть более эффективными для детей разного пола, учитывая их индивидуальные особенности и потребности.

Другим важным аспектом является формирование в классах атмосферы взаимопонимания и уважения между учащимися, независимо от их гендерной принадлежности. Это предполагает создание образовательной среды, в которой каждый ученик чувствует себя равноправным членом классной общности, где уважение к индивидуальным различиям, включая гендерные, становится важной частью образовательного опыта.

Кроме того, проблемы гендерного равенства в инклюзивном образовании могут также касаться профессиональной деятельности педагогов и персонала образовательных учреждений. Обеспечение равных возможностей для женщин и мужчин в профессиональном росте и распределении обязанностей важно для создания более справедливой и равноправной системы образования.

Таким образом, рассмотрение практических аспектов гендерного равенства в инклюзивном образовании требует системного подхода к адаптации программ, формированию атмосферы взаимопонимания в классах и обеспечению равенства в профессиональной сфере образования.

Инклюзивное образование в Узбекистане является неотъемлемой частью стратегии развития образования. Продвижение гендерного равенства в этой сфере требует совместных усилий общества, образовательных учреждений и государства для создания образовательной среды, в которой каждый ученик может раскрыть свой потенциал, независимо от пола. В заключение отметим, что инклюзивное образование и гендерное равенство взаимосвязаны и взаимозависимы. Эти два принципа формируют основу для построения образовательных систем, открытых для всех, независимо от их индивидуальных особенностей и гендерной принадлежности. Дальнейшее развитие образования требует глубокого внимания к этим вопросам и их внедрения в педагогическую практику.

REFERENCES

1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-60 «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» от 28.01.2022 г.

2. UNESCO. (2020). *Global Education Monitoring Report 2020: Inclusion and education: All meansall.* Paris: UNESCO. [Ссылка](https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pfЭ000373364)

3. Ainscow, M., & Miles, S. (2008). *Making Education for All inclusive: Where next?* Prospects, 38(1), 15-34. [DOI: 10.1007/s11125-008-9058-4](https://doi.org/10.1007/s1n25-008-9058-4)

4. United Nations. (2015). *Transforming our world: The 2030 Agenda for Sustainable Development.* New York: United Nations. [Ссылка](https://sdgs.un.org/2030agenda)

5. Florian, L. (2014). *Reimagining special education: Lessons from the inclusion movement.* New York: Taylor & Francis.

6. Skrtic, T. M. (2018). *Disability and democracy: Reconstructing (special) education for postmodernity.* New York: Routledge.

7. Национальный статистический комитет Республики Узбекистан. (2022). *Образование в Республике Узбекистан: Статистический сборник.* Ташкент: Национальный статистический комитет Республики Узбекистан. [Ссылка](http://www.stat.uz/ru/)

8. Booth, T., & Ainscow, M. (2011). *Index for Inclusion: Developing learning and participation in schools.* Bristol: Centre for Studies on Inclusive Education. [Ссылка](https://www.csie.org.uk/resources/inclusion-index-english/index.shtml)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.