ТРУДОВОЕ ПРАВО И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УДК 349.3
DOI: 10.17072/2619-0648-2021-4-116-127
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ С УЧЕТОМ РАНЕЕ ДЕЙСТВОВАВШЕГО ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И. Р. Маматказин
Кандидат юридических наук,
доцент кафедры трудового и международного права Пермский государственный
национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15
E-mail: dekart74@yandex.ru
Аннотация: особенностью пенсионного обеспечения по обязательному пенсионному страхованию является законодательное закрепление в нем правила о применении ранее действующего законодательства при назначении страховых пенсий. Речь идет о законодательстве, которое регулировало пенсионные отношения в прошлый период, и о допустимости его применения даже в том случае, если на момент назначения пенсии оно утратило силу. Во многих ситуациях это связано с возможностью сохранить право на пенсию, сформировать страховой стаж в большем размере, чем по нормам действующего законодательства. Однако нужно учитывать, что нормы действующего пенсионного законодательства содержат льготы, которые отсутствовали в прежнем законодательстве и применение которых бывает более выгодным для застрахованного лица. Именно поэтому пенсионный закон предоставляет застрахованно-
© Маматказин И. Р., 2021
му лицу право выбора модели формирования его пенсионных прав: с применением норм ранее действовавшего законодательства или по законодательству, действующему в период назначения страховой пенсии. Данное правило введено в юридическую практику постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П, которое в настоящее время учитывается в различных нормах действующего законодательства.
Ключевые слова: страховая пенсия; конвертация пенсионных прав; постановление Конституционного Суда РФ № 2-П; формирование пенсионных прав; обязательное пенсионное страхование
ISSUES OF FORMATION OF PENSION RIGHTS IN MANDATORY PENSION INSURANCE, TAKING INTO ACCOUNT THE PREVIOUSLY EXISTING PENSION LEGISLATION
I. R. Mamatkazin
Perm State University
15, Bukireva st., Perm, Russia, 614990
E-mail: dekart74@yandex.ru
Abstract: in state pension insurance, there is a rule on the application of previously existing legislation in the appointment of insurance pensions. This is a feature of the Russian state pension insurance. The legislation that regulated pension relations in the previous period applies, even if it has become invalid at the time of pension assignment. This is due to the possibility to retain the right to a pension, to form an insurance experience in a larger amount than according to the norms of the current legislation. But the norms of the current pension legislation contain benefits that were absent in the previous legislation. In this case, the application of the current pension rules is more profitable for the insured person. In this regard, the pension law grants the right to discharge the insured person of the model of formation of his pension rights: with the application of the norms of previously existing legislation or according to the legislation in force during the appointment of the insurance pension. This rule was introduced into legal practice by the Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of January 29, 2004, № 2-P, which is currently taken into account in various norms of the current legislation.
Keywords: insurance pension; conversion ofpension rights; Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation № 2-P; formation of pension rights; mandatory pension insurance
В сфере обязательного пенсионного страхования применение законодательства при назначении пенсии имеет существенные особенности. Во многих случаях назначение пенсионного обеспечения производится по нормам не только действующего законодательства, но и законодательства, которое действовало в прошлое время. В целом ситуации, при которых применяется прежнее законодательство, довольно типичны для многих отраслей права и чаще всего связаны с разрешением споров. Но действие нормативных актов, утративших силу, рассматривается применительно к тем правоотношениям, которые действовали в прошлое время, когда они регулировались этим законодательством. Новые правоотношения возникают только на основании действующих норм права. Для обязательного пенсионного страхования существуют несколько иные правила: даже если пенсия назначается в настоящее время, при ее расчете могут быть применены положения нормативных актов, действовавших в прошлое время и фактически утративших силу.
Необходимость учета прав застрахованных лиц по ранее действовавшему пенсионному законодательству
Данное правило применения пенсионного законодательства имеет свою историю. Так, для пенсионных правоотношений стал значимым 2002 год -как год, в котором вступили в силу основные законы, регулирующие пенсионное обеспечение в сфере обязательного пенсионного страхования, кардинально изменившие и структуру пенсионного обеспечения, и принципы формирования пенсионных прав1. Изменились структура пенсии, порядок ее расчета, а самое главное, изменилось понимание стажа работы. Если до 2002 года право на пенсию было обусловлено общим трудовым стажем, представлявшим собой период работы или иной деятельности, то после 2002-го страховые пенсионные права основываются на страховом стаже. Принципиальное отличие в том, что наряду с работой и иной деятельностью в период страхового стажа в обязательном порядке должна производиться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Именно сочетание этих двух обстоятельств - работы и уплаты страховых взносов - позволяет включать тот или иной период в страховой стаж2. Но кроме основного существует еще ряд отличий, связанных с подтверждением и подсчетом стажа. В частности, общий трудовой стаж при определенных обстоятельствах мог быть зачтен в кратном размере: полуторном, двойном, тройном. Поэтому на-
1 Оценка пенсионной реформы 2002 г. и ее последствий дана многими специалистами, занимающимися проблемами права социального обеспечения. См., например: Захаров М. Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития: трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве: моногр. М.: Проспект, 2014. С. 89-90.
2 При этом и общий трудовой стаж до 2002 г., и страховой стаж после 2002 г. включали в себя периоды, не связанные с трудовой деятельностью, но обладающие социальной значимостью.
ряду с определенными преимуществами, которые обеспечило новое законодательство, многие пенсионные права граждан были фактически утрачены. Речь прежде всего об исключении из страхового стажа некоторых периодов работы и общественно полезной деятельности и неприменении порядка крат-
3
ности при подсчете некоторых периодов страхового стажа .
Данное обстоятельство и послужило основанием для обращения в конституционную судебную инстанцию. 29 января 2004 года Конституционным Судом РФ выносится знаковое для социального обеспечения постановление № 2-П, в соответствии с которым за застрахованными лицами сохраняется право на формирование пенсионных прав либо по пенсионному законодательству, действующему в момент выхода на пенсию, либо по пенсионному законодательству, действовавшему в период выполнения работы4. Это фактически означает, что вновь принятые пенсионные нормы не могут безоговорочно отменять нормы, действовавшие ранее, в тот период, когда лицо работало или осуществляло иную общественно полезную деятельность, и устанавливать абсолютно новый порядок пенсионного обеспечения. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ у лица должно быть право выбора того варианта пенсионного обеспечения, который ему более выгоден: по законодательству, действующему на момент выхода на пенсию, или по законодательству, действовавшему в прошлом, в период его работы.
Это постановление Конституционного Суда РФ и в настоящее время имеет огромную практическую и теоретическую значимость. Оно позволяет по-иному рассматривать вопрос об источниках правового регулирования пенсионных правоотношений, в ином ракурсе изучить взаимодействие пенсионных правоотношений и трудовых, понять, что, несмотря на самостоятельность и отраслевую обособленность, эти правоотношения взаимодействуют, что является не менее важным, чем взаимодействие пенсионного и финансового правоотношений по уплате страховых взносов5. Право социального обеспечения уже иначе воспринимает правовое регулирование пенсионных правоотношений, что, безусловно, отражается на правовых основах отрасли, включая парадигму права социального обеспечения6.
3 Седельникова М. Г. Право социального обеспечения на пути перемен: в поисках новых решений // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2018. № 4 (57). С. 114-117.
4 См. подробнее: Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учеб. для вузов. М.: Юрайт, 2021. С. 129.
5 О проблемах формирования пенсионных прав в финансовых отношениях см., например: Грянченко Т. В. Основные проблемы пенсионной системы РФ и ориентиры ее совершенствования // Труд и социальные отношения. 2015. № 1. С. 111-127.
6 О парадигме права социального обеспечения см.: ВасильеваЮ. В., Шуралева С. В. К вопросу о становлении и современном состоянии парадигм российского трудового права и права соци-
Порядок формирования пенсионных прав с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П
Постановление Конституционного Суда РФ наглядно показывает, что в трудовых отношениях работник не только обеспечивает себя заработной платой, но и формирует будущие пенсионные права. И пенсионные права формируются не в абстрактных трудовых отношениях, которые складывались в течение всей трудовой деятельности, а в конкретных правоотношениях в конкретный промежуток времени, в котором действовали нормы и трудового права, и пенсионного права и в соответствии с ними происходило формирование права на пенсию с адекватным уровнем замещения заработной платы застрахованного лица7. В конечном счете решение Конституционного Суда РФ фактически сформировало новое право для лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, - право выбора варианта учета пенсионных прав. В соответствии с этим правом застрахованное лицо может по своему выбору произвести учет пенсионных прав (прежде всего общего трудового стажа или страхового стажа) либо по действующему в момент выхода на пенсию законодательству, либо по законодательству, действовавшему в прошлый период.
Право выбора пенсионного обеспечения непосредственно связано с вопросом конвертации, или преобразования, пенсионных прав. Конвертация пенсионных прав необходима ввиду того, что в относительно небольшой промежуток времени (с 1990 года по настоящее время) действовало несколько пенсионных законов и каждый из них устанавливал свой порядок расчета пенсии. Конвертация фактически означает расчет пенсии по ранее действовавшему законодательству на последний день действия пенсионного закона и преобразование результата путем совершения определенного математического действия в величину, соответствующую величине, из которой рассчитывается пенсия по действующему законодательству8.
Порядок конвертации впервые был закреплен в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях в РФ). Данный закон полностью отменял действие предыдущего Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о государственных
ального обеспечения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 3 (41). С. 454-477.
7 Роик В. Д. Пенсионная система России: от советского к седому обществу. М.: Проспект, 2017. С. 36.
8 Право социального обеспечения: учеб. и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. М.: Юрайт, 2021. С. 224-229.
пенсиях в РФ 1990 г.) и устанавливал принципиально новый расчет пенсии из пенсионного капитала застрахованного лица. Вследствие этого потребовалось в обязательном порядке определить правила преобразования пенсионных прав, сформированных до 2002 года, в пенсионный капитал застрахованного лица9. В дальнейшем порядок конвертации был предусмотрен и в действующем Законе о страховых пенсиях. В соответствии с ним размер трудовой пенсии преобразовывается в индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), необходимый для расчета страховой пенсии.
Но особенностью Закона о трудовых пенсиях в РФ являлось то, что в своей первоначальной редакции он принимал во внимание лишь один вариант расчета пенсии по Закону о государственных пенсиях 1990 г. (последний содержал два варианта расчета), не предоставляя застрахованным лицам право выбора.
Действовавший с 1992 по 2001 год порядок расчета пенсий основывался на таких параметрах, как заработная плата и трудовой стаж (общий и специальный). После 2002 года основой для расчета пенсии становятся страховые взносы: либо общая сумма страховых взносов в виде пенсионного капитала (по Закону о трудовых пенсиях в РФ), либо страховые взносы, преобразованные в индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Страховой стаж, время работы, уже непосредственного влияния на размер пенсии не оказывает. Тем не менее от величины страхового стажа зависело и зависит получение права на пенсию10.
Закон о государственных пенсиях в РФ 1990 года действительно содержал два порядка расчета пенсий. Первый порядок был закреплен непосредственно в первоначальной редакции закона: пенсия рассчитывалась путем умножения стажевого коэффициента на размер заработной платы застрахованного лица. Второй порядок расчета пенсии был введен с 1 февраля 1998 года и предусматривал в качестве основного элемента расчета пенсии величину «индивидуального коэффициента пенсионера» (ИКП)11. Размер пенсии определялся как произведение ИКП на стажевый коэффициент и на
9 Статья 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ.
10 Периоды страхового стажа и порядок его подсчета по Закону о страховых пенсиях мало чем отличаются от периодов и порядка расчета страхового стажа по Закону о трудовых пенсиях в РФ. Поэтому вопросы конвертации пенсионных прав и применения постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004 г. непринципиальны к периодам действия Закона о трудовых пенсиях в РФ и Закона о страховых пенсиях. Совсем иное положение было при переходе пенсионных отношений в 2002 году к регулированию Законом о трудовых пенсиях в РФ.
11 Индивидуальный пенсионный коэффициент определялся как отношение заработной платы пенсионера к средней заработной плате в стране за тот же период и по общему правилу не мог превышать значения 1,2. Исключение было сделано только для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.
размер средней заработной платы в стране за предшествующий назначению пенсии квартал. Следует отметить, что ко второму порядку расчета пенсии не применялось ограничение по максимальному размеру пенсии, поэтому его значение, как правило, было выше. Но второй порядок расчета пенсии, с применением ИКП, производился только в отношении неработающих пенсионеров.
Существенное отличие между двумя алгоритмами расчета пенсии заключалось и в порядке подсчета общего трудового стажа. Если первый порядок расчета пенсии позволял включить в трудовой стаж четырнадцать видов периодов, многие из которых учитывались в кратном размере - полуторном, двойном, тройном, то порядок расчета с применением ИКП позволял включить только шесть периодов, исчисляемых без применения кратности. Именно это и не учли законодатели, устанавливая в Законе о трудовых пенсиях в РФ порядок конвертации пенсионных прав только по одному варианту расчета пенсии. Именно это и явилось нарушением прав застрахованных лиц, выявленным Конституционным Судом РФ. В частности, первый порядок расчета пенсий позволял внести в страховой стаж время профессиональной подготовки, включая время получения высшего и среднего профессионального образования; время ухода за ребенком включалось в стаж в размере до 3 лет (вместо 1,5 года); периоды военной службы по призыву учитывались в двойном размере; в полуторном размере учитывалось время работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях12.
Разница в размерах пенсий и в порядке подсчета трудового стажа создала весьма спорную ситуацию. Расчет пенсии первым способом давал возможность увеличить размер трудового стажа путем включения в него дополнительных периодов и подсчета стажа в кратном размере, но в итоге давал меньший размер пенсии. Расчет с применением ИКП давал больший размер пенсии, но ограничивал виды периодов, включаемых в трудовой стаж, и исключал кратность его подсчета. Это в конечном итоге привело к тому, что если у застрахованного лица имелась достаточная продолжительность трудового (страхового) стажа для получения права на пенсию, то ему было выгоднее использовать вариант расчета пенсии с более высоким ее размером. Но если трудового (страхового) стажа для получения права на пенсию было недостаточно, то возникала необходимость в применении первого варианта расчета, даже с меньшим итоговым значением, но с возможностью получить само право на пенсию.
12 Актуальные проблемы права социального обеспечения: учеб. для вузов / В. А. Агафонов [и др.]; под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2021. С. 169-172.
Первоначальной редакцией Закона о трудовых пенсиях в РФ не предусматривались оба варианта расчета пенсии для целей конвертации пенсионных прав, что и послужило основанием для обращения в Конституционный Суд РФ. Как было сказано ранее, Конституционный Суд РФ признал необоснованными положения пенсионного законодательства, согласно которым лицо не имело возможности применить пенсионные нормы, действовавшие в период его работы, к формированию пенсионных прав в те периоды работы, когда действовали данные пенсионные нормы. При этом Конституционный Суд предоставил право выбора, согласно которому застрахованное лицо могло само определить, какой из вариантов пенсионного обеспечения ему более выгоден: по законодательству, действующему на момент назначения пенсии, или же по законодательству, действовавшему в период его работы.
Вопросы практического применения ранее действовавшего законодательства при назначении страховых пенсий
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П были внесены изменения в статью 30 Закона о трудовых пенсиях РФ. На сегодняшний день данная статья, содержащая правила конвертации пенсионных прав за период до 2002 года, предусматривает два варианта конвертации, соответствующие двум вариантам расчета пенсий по Закону о государственных пенсиях 1990 года.
Изменение статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ является не единственной корректировкой пенсионного законодательства, произведенной в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П; положения данного постановления восприняты и действующим законодательством. Многие действующие нормативные акты в сфере обязательного пенсионного страхования, включая Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях), в своих нормах учитывают правило, введенное конституционной инстанцией.
В частности, пункт 8 статьи 13 Закона о страховых пенсиях содержит положение, согласно которому при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях и за-считывавшиеся в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы, могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета стажа, предусмотренных законодательством, действовавшим в период выполнения работы
(в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
На основании пункта 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы в тяжелых, вредных, опасных условиях труда (которые связываются с правом на досрочную страховую пенсию по старости), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, которое действовало в период выполнения данной работы (деятельности).
Подзаконный акт - Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015, - также содержит норму, подтверждающую право лица на выбор варианта учета пенсионных прав. В соответствии с пунктом 58 данного акта при исчислении страхового стажа периоды работы или иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы, могут включаться в страховой стаж с применением правил подсчета стажа, установленных ранее действовавшим законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Необходимо учитывать, что право выбора пенсионного законодательства - действовавшего в период работы или действующего в момент назначения пенсии - относится ко всем страховым пенсиям, включая пенсии, назначаемые по льготным основаниям. В частности, правила подсчета педагогического стажа для назначения досрочных пенсий лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, регламентируют четыре нормативных акта - в зависимости от периода, в который протекала педагогическая деятельность:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, - для учета педагогической деятельности в период с 1 января 2002 года и по настоящее время;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067, - для учета педагогической деятельности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона о государственных пенсиях в РФ 1990 г., утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, - для учета педагогической деятельности в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, являющийся приложением к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года13.
Таким образом, педагогический работник, выходящий на досрочную страховую пенсию по старости в 2020 году в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях и осуществлявший педагогическую деятельность в период с 1990 года и до момента назначения пенсии, может потребовать применить к подсчету всего периода педагогического стажа действующее постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, а может настаивать на применении к какому-то периоду стажа норм, действовавших в период его работы.
Правило, введенное постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П, актуально и в настоящее время при назначении и расчете страховых пенсий. В частности, данное правило позволяет учесть в страховом стаже периоды до 2002 года с применением действовавшего в то время законодательства. Это во многих случаях способствует увеличению продолжительности страхового стажа: работа в условиях Крайнего Севера может быть исчислена в полуторном размере, военная служба по призыву - в двойном размере, время ухода за ребенком может составлять период до 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности.
Увеличение размера страхового стажа является существенным при определении права на страховую пенсию. Но в то же время необходимо учитывать, что конвертация пенсионных прав будет проводиться по пункту 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ и расчетный размер пенсии на 31 декабря 2001 года будет ниже, чем при альтернативном варианте, предусмотренном пунктом 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ.
13 Пункт «м» Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30 (ч. II), ст. 4306.
Выводы
1. Не всегда применение ранее действовавшего законодательства приводит к увеличению пенсионных прав. Поэтому совершенно обоснованно введение данного правила не императивными нормами, а нормами, предусматривающими выбор. В частности, как указывалось ранее, время военной службы по призыву до 2002 года может быть зачтено в страховой стаж в двойном размере. Но это исключает применение действующего пенсионного законодательства - например, пункта 12 статьи 15 Закона о страховых пенсиях, в соответствии с которым за каждый год службы по призыву начисляется коэффициент в размере 1,8. Аналогичная ситуация наблюдается и с периодами ухода за детьми: применяя законодательство, действовавшее до 2002 года, можно существенно увеличить размер страхового стажа, но действующий Закон о страховых пенсиях предусматривает начисление коэффициентов за периоды ухода за детьми в размере от 1,8 до 5,4 за полный год в зависимости от количества детей.
2. В отношении досрочных страховых пенсий также возможны ситуации, в которых действующее пенсионное законодательство является более эффективным. Например, постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 в списке должностей педагогических работников указана должность «музыкальный работник». Но в перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, являющемся приложением к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, данная должность отсутствует. Поэтому застрахованному лицу, трудившемуся в должности музыкального работника, выгоднее применить постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 и к периодам, имевшим место до 1 января 1992 года, иначе период работы в должности музыкального работника до 1 января 1992 года в педагогический стаж не будет включен.
3. Нужно понимать, что правило, введенное постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П, не предусматривает суммирования пенсионных льгот, определенных ранее действовавшим законодательством и законодательством действующим. Либо лицо применяет ранее действовавшее законодательство с учетом пенсионных льгот, которые были им предусмотрены, либо лицо применяет законодательство, действующее в момент назначения пенсии, с учетом действующих правил и льгот.
Библиографический список
Актуальные проблемы права социального обеспечения: учеб. для вузов / В. А. Агафонов [и др.]; под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2021. 605 с.
Васильева Ю. В., Шуралева С. В. К вопросу о становлении и современном состоянии парадигм российского трудового права и права социального обеспечения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 41. С. 454-477. DOI: 10.17072/1995-4190-2018-41-454-477.
Грянченко Т. В. Основные проблемы пенсионной системы РФ и ориентиры ее совершенствования // Труд и социальные отношения. 2015. № 1. С. 111-127.
Захаров М. Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития: трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве: моногр. М.: Проспект, 2014. 309 с.
Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учеб. для вузов. М.: Юрайт, 2021. 449 с.
Право социального обеспечения: учеб. и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. М.: Юрайт, 2021. 406 с.
Роик В. Д. Пенсионная система России: от советского к седому обществу. М.: Проспект, 2017. 256 с.
Седельникова М. Г. Право социального обеспечения на пути перемен: в поисках новых решений // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2018. № 4 (57). С. 114-117.
Информация для цитирования
Маматказин И. Р. Вопросы формирования пенсионных прав ^ в обязательном пенсионном страховании с учетом ранее действо-^ вавшего пенсионного законодательства // Ex jure. 2021. № 4. C. 115-127. DOI: 10.17072/2619-0648-2021-4-115-127.
X
Щ Mamatkazin I. R. Issues of Formation of Pension Rights in Mandatory Pension Insurance, Taking into Account the Previously Existing Pension Legislation. Ex jure. 2021. № 4. Рр. 115-127. (In Russ.). DOI: 10. 17072/2619-0648-2021-4-115-127.