Научная статья на тему 'ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ'

ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1785
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ / ЛИЦА С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ / ПОНИЖЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / ЖЕНЩИНЫ / ВОСПИТАВШИЕ ТРЕХ ИЛИ БОЛЕЕ ДЕТЕЙ / ЖЕНЩИНЫ-СЕВЕРЯНКИ С ДЕТЬМИ / РОДИТЕЛИ И ОПЕКУНЫ ИНВАЛИДОВ С ДЕТСТВА / OLD-AGE INSURANCE PENSION / NORTHERNERS BY CHILDREN / PARENTS AND GUARDIANS OF DISABLED PEOPLE SINCE CHILDHOOD / PERSONS WITH FAMILY RESPONSIBILITIES / REDUCED RETIREMENT AGE / WOMEN WHO RAISED THREE OR MORE CHILDREN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азарова Елена Герасимовна

Российское законодательство предоставляет определенным категориям граждан с семейными обязанностями возможность получить страховую пенсию по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Научный интерес вызывают критерии предоставления такой пенсии, условия, требуемые для ее назначения, их теоретическое обоснование и проблемы совершенствования законодательства. Цель исследования - комплексный анализ общего и особенного в условиях предоставления права на страховую пенсию по старости следующим категориям граждан: женщинам, родившим и воспитавшим трех и более детей; женщинам с двумя детьми, работавшим в северных регионах страны; родителям и опекунам инвалидов с детства. Задачи исследования: определить, доступна ли для указанных лиц возможность получения досрочной пенсии; проанализировать, насколько точны и однозначны понятия, применяемые при регулировании соответствующих отношений; исследовать теоретическое обоснование досрочного пенсионного обеспечения и предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в рассматриваемой области. Методы исследования: формально-логическое толкование, системный и сравнительный анализ. Выполнение застрахованными гражданами социально значимых функций воспитания и семейного ухода за детьми, в том числе инвалидами, связано с повышенными психологическими, эмоциональными и физическими нагрузками, большими материальными затратами. Эти объективно значимые обстоятельства, а также трудности двойной занятости (дома и на работе по найму) дают законодателю основания устанавливать для них особые условия пенсионного обеспечения. Досрочный выход на пенсию указанных лиц не следует связывать с поощрением рождаемости. Он справедлив и целесообразен при любой демографической ситуации. Понимание круга лиц, выполняющих семейные обязанности в отношении детей и нуждающихся в пенсионных льготах, со временем меняется, что влечет за собой и его расширение. В то же время возможность получения пенсии должна быть одинаковой для всех застрахованных граждан с равными семейными обязанностями и достаточным страховым стажем, независимо от уровня их заработной платы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY RETIREMENT BENEFITS FOR INSURED PERSONS WITH FAMILY RESPONSIBILITIES

Russian law provides certain categories of citizens with family responsibilities with the opportunity to receive an old-age insurance pension before reaching the generally established retirement age. The criteria for the provision of such a pension, the conditions required for its appointment, their theoretical justification and the problems of improving legislation are of great scientific interest. The purpose of the study is a comprehensive analysis of the general and special conditions for granting the right to an old-age insurance pension to the following categories of citizens: women who have given birth and raised three or more children; women with two children working in the northern regions of the country; parents and guardians of persons with disabilities since childhood. The objectives of the study: to determine whether the possibility of receiving early retirement benefits is available for these individuals; to analyze how accurate and unambiguous the concepts used in the regulation of the relevant relations are; to study the theoretical justification of early retirement benefits and proposals for further improvement of the legislation in this area. Research methods: formal logical interpretation, systemic and comparative analysis. The performance of socially significant functions of upbringing and family care for children, including those with disabilities, by insured citizens is associated with increased psychological, emotional and physical stress, and high material costs. These objectively significant circumstances, as well as the difficulties of dual employment - at home and at work for hire - give the legislator grounds to establish special conditions of pension provision for them. Early retirement of these individuals should not be associated with the promotion of fertility. It is fair and appropriate for any demographic situation. The understanding of the circle of people who perform family responsibilities for children and need pension benefits changes over time, which also leads to its expansion. At the same time, the possibility of receiving a pension should be the same for all insured citizens with equal family responsibilities and sufficient insurance experience, regardless of their salary level.

Текст научной работы на тему «ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ»

DOI: 10.12737/jrl.2020.135

Досрочное пенсионное обеспечение застрахованных лиц с семейными обязанностями

АЗАРОВА Елена Герасимовна, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

Россия, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: labour@izak.ru

Российское законодательство предоставляет определенным категориям граждан с семейными обязанностями возможность получить страховую пенсию по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Научный интерес вызывают критерии предоставления такой пенсии, условия, требуемые для ее назначения, их теоретическое обоснование и проблемы совершенствования законодательства.

Цель исследования — комплексный анализ общего и особенного в условиях предоставления права на страховую пенсию по старости следующим категориям граждан: женщинам, родившим и воспитавшим трех и более детей; женщинам с двумя детьми, работавшим в северных регионах страны; родителям и опекунам инвалидов с детства. Задачи исследования: определить, доступна ли для указанных лиц возможность получения досрочной пенсии; проанализировать, насколько точны и однозначны понятия, применяемые при регулировании соответствующих отношений; исследовать теоретическое обоснование досрочного пенсионного обеспечения и предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в рассматриваемой области.

Методы исследования: формально-логическое толкование, системный и сравнительный анализ.

Выполнение застрахованными гражданами социально значимых функций воспитания и семейного ухода за детьми, в том числе инвалидами, связано с повышенными психологическими, эмоциональными и физическими нагрузками, большими материальными затратами. Эти объективно значимые обстоятельства, а также трудности двойной занятости (дома и на работе по найму) дают законодателю основания устанавливать для них особые условия пенсионного обеспечения. Досрочный выход на пенсию указанных лиц не следует связывать с поощрением рождаемости. Он справедлив и целесообразен при любой демографической ситуации. Понимание круга лиц, выполняющих семейные обязанности в отношении детей и нуждающихся в пенсионных льготах, со временем меняется, что влечет за собой и его расширение. В то же время возможность получения пенсии должна быть одинаковой для всех застрахованных граждан с равными семейными обязанностями и достаточным страховым стажем, независимо от уровня их заработной платы.

Ключевые слова: страховая пенсия по старости, лица с семейными обязанностями, пониженный пенсионный возраст, женщины, воспитавшие трех или более детей, женщины-северянки с детьми, родители и опекуны инвалидов с детства.

Для цитирования: Азарова Е. Г. Досрочное пенсионное обеспечение застрахованных лиц с семейными обязанностями // Журнал российского права. 2020. № 11. С. 97—112. DOI: 10.12737/jrl.2020.135

Российский законодатель учитывает выполнение гражданами, подлежащими обязательному пенсионному страхованию, их семейных обязанностей. Так, в страховой стаж включаются периоды ухода за детьми определенного возраста, за инвалидами и некоторыми дру-

гими членами семьи. При наличии у гражданина нетрудоспособных иждивенцев пенсия устанавливается ему в повышенном размере. Страховая пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации той заработной платы и иных выплат и вознаграждений,

которые утрачены не только застрахованными (вследствие старости либо инвалидности), но и — в случае их смерти — находившимися на их иждивении членами семьи.

Существенной реакцией на выполнение семейных обязанностей является досрочное назначение страховой пенсии по старости. Особое значение она приобрела в связи с недавним повышением общеустановленного пенсионного возраста, так как разрыв между возрастом приобретения права на обычную и досрочную пенсии увеличился1.

Законопроект № 489161-7 о повышении пенсионного возраста, внесенный Правительством РФ в Государственную Думу 16 июня 2018 г., ко второму чтению был существенно пересмотрен с учетом замечаний Президента РФ. В его телеобращении от 29 августа 2018 г. сказано: «В нашей стране отношение к женщинам особое, бережное. Мы понимаем, что они не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с восьми до пяти лет. Мы должны предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть, если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей — на четыре года раньше. А для женщин, у кото-

1 Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют по общему правилу лица, достигшие 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) — с учетом переходных положений, согласно которым до указанных значений пенсионный возраст повышается в течение пяти лет — с 2019 по 2023 г.

рых пять и более детей, все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет»2.

С учетом нововведений действующим ныне законодательством (ст. 32 Закона о страховых пенсиях) предусмотрено досрочное пенсионное обеспечение следующих лиц с семейными обязанностями: 1) женщин, родивших и воспитавших трех, четырех, пятерых или более детей; 2) женщин, работавших в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях и родивших двух и более детей; 3) родителей и опекунов инвалидов с детства.

Статья 32 Закона о страховых пенсиях была дополнена ч. 3, согласно которой во всех указанных выше случаях не учитываются дети, в отношении которых застрахованное лицо было лишено родительских прав либо отменено усыновление. Лишаясь родительских прав, мать и (или) отец теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе право на льготы, установленные для граждан, имеющих детей (п. 1 ст. 71 Семейного кодекса РФ). Это касается и пенсионных льгот. По мнению Т. М. Савицкой, если до лишения родительских прав многодетная мать успела реализовать право на досрочную пенсию, оснований для прекращения ее выплаты не имеется3. Такая позиция, на наш взгляд, не согласуется как со ст. 71 СК РФ, так и с ч. 3 ст. 32 Закона о страховых пенсиях, поскольку непризнание родительских прав в отношении хотя бы одного из детей, наличие которых необходимо для досрочного пенсионного обеспечения,свидетельствует об отсутствии права не только на будущую, но и на получаемую пенсию,

2 URL: https://iz.ru/782931/ekaterina-korinenko/osnovnaia-zadacha-obespechit-ustoichivost.

3 См.: Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации / под общ. ред. М. Ю. Зурабова; отв. ред. Ю. В. Воронин. М., 2007. С. 795.

а согласно п. 3 ч. 1 ст. 25 названного Закона утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию влечет прекращение ее выплаты.

Из правила о том, что дети не учитываются при отмене усыновления, следует и обратное: усыновленные дети должны приниматься во внимание наравне с родными. Некоторые авторы полагают, что ч. 3 ст. 32 Закона о страховых пенсиях расходится с предыдущим текстом этой статьи, согласно которому пенсия назначается женщинам, родившим определенное число детей4. Но усыновленные дети учитывались при пенсионном обеспечении и ранее. Семейным законодательством они приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам усыновителей по происхождению, утрачивая права и освобождаясь от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам). Конечно, с юридической точки зрения правильнее было бы говорить в данном случае о пенсионных правах женщин, родивших (усыновивших) соответствующее число детей. Однако при таком уточнении неизбежно встал бы вопрос о праве на досрочную пенсию также и мужчин-усыновителей. В то же время очевидно, что пенсионное обеспечение в основном предоставляется женщинам, воспитывавшим собственных детей5. Противоречи-

4 См.: Нижегородцев О. Пенсионная реформа — 2018: что должен знать кадровик // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2018. № 11. С. 11—16.

5 Отметим, что на рассмотрении Государ-

ственной Думы находится законопроект Государственного Совета Удмуртской Республики о предоставлении права на досрочную пенсию мужчинам (вне зависимости от состояния в браке) — отцам, воспитавшим до восьми лет трех и четырех детей и достигшим соответственно 61—62-летнего возраста, при наличии у них не менее 20 лет страхового стажа. Главную цель законопроекта его авторы видят в симметричном смягче-

вость требований законодателя отражается и в научных публикациях. Так, С. А. Чирков считает принципиально важным, что право на досрочное пенсионное обеспечение обусловлено женской природой, возможностью деторождения. Поэтому такая пенсия априори не может быть назначена отцу детей. И тут же автор утверждает, что право на нее в полной мере распространяется на женщин, воспитывающих усыновленных детей6.

Пенсионное обеспечение каждой из названных выше категорий граждан имеет свои особенности, которые рассматриваются далее. Предварительно отметим, что согласно Закону о страховых пенсиях с 1 января 2015 г. любая страховая пенсия по старости, в том числе досрочная, назначается при дополнительном юридическом факте — наличии определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). ИПК отражает в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица, сформированные с учетом начисленных и уплаченных пенсионных страховых взносов (ст. 3 Закона о страховых пенсиях). Пенсия по старости назначается при наличии ИПК не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Закона о страховых пенсиях). Требуемая величина относительных единиц, именуемых также баллами, вводится постепенно, увеличиваясь на 2,4 балла в год. В 2020 г. необходимо иметь 18,6 балла. С 2025 г. пенсия по старости не будет назначаться при отсутствии 30 баллов. Для определения ИПК страховые взносы работника сопоставляются с теми взносами, кото-

нии последствий повышения пенсионного возраста для многодетных мужчин. См.: Документы к законопроекту № 887383-7 от 22 января 2020 г. URL: sozd.duma.gov.ru.

6 См.: Чирков С. А. Развитие демографической функции в пенсионном праве, или Новые досрочные страховые пенсии многодетным мамам. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс». 2019.

рые могут быть начислены на предельную величину базы для их исчисления за соответствующий год: чем ближе оплата его труда к максимально учитываемой, тем выше ИПК за соответствующий год, и наоборот7. При рассмотрении проекта Закона о страховых пенсиях профильным комитетом Госдумы отмечалось: поскольку ИПК за один год страхового стажа рассчитывается путем деления годовой суммы фактически начисленных за работника страховых взносов на максимально возможный их размер, а полученный результат умножается на 10, это означает, что при заработной плате, равной предельной облагаемой сумме, составлявшей в 2013 г. чуть более 47 тыс. в месяц, это дает за год 10 баллов, половина максимально облагаемой суммы — 5 баллов и т. д. При требовании 30 баллов лица с минимальным заработком для получения пенсии по старости должны будут проработать не менее 30 лет8. «По предварительным прогнозным оценкам можно предположить, что около 2,5 млн застрахованных лиц не смогут заработать 30 баллов до достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с низким заработком»9. Эти

7 Подробнее см.: Галаева Л. А. Индивидуальный пенсионный коэффициент в структуре сложных фактических составов, определяющих право на страховые пенсии по старости на общих основаниях // Социальное и пенсионное право. 2017. № 2.

8 См.: Решение Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов от 14 ноября 2013 г. «О проекте федерального закона № 364062-6 "О страховых пенсиях"». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9 Там же. Как пишет Э. Г. Тучкова, тре-

бование ИПК введено с единственной целью — любой ценой сократить расходы на выплату страховых пенсий: у работников

с минимальной заработной платой никогда не возникнет право на вхождение в страховую пенсионную систему даже при наличии 15-летнего страхового стажа. «Вряд ли можно считать социально оправданными

расчеты основывались на данных 2013 г. В связи с увеличением минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума ситуация несколько изменилась. Так, если работнику в 2019 г. была начислена заработная плата в минимальном размере (11 280 руб.), его ИПК за этот год составил 1,8 балла. Однако тенденция снижения баллов при ежегодном повышении предельной базы для начисления страховых взносов сохраняется.

Таким образом, сегодня во многом определяющими и для размера пенсии, и для приобретения права на нее являются не только длительный период уплаты страховых взносов, но и весомая сумма последних. При этом величина требуемого ИПК одинакова для женщин и мужчин, для обычного и досрочного пенсионного обеспечения. В то же время отметим, что пенсионные баллы начисляются не только за страховые, но и за иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, в частности периоды ухода за детьми и инвали-дами10. Уход за детьми в возрасте до полутора лет в зависимости от порядкового номера их рождения дает за год 1,8 балла в отношении первого ребенка, 3,6 балла — второго, 5,4 балла — третьего и четвертого, а уход за инвалидом или за престарелым, достигшим 80 лет, — 1,8 балла. Тем не менее при соблюдении прочих условий досрочного пенсионного обеспечения лицо с семейными обязанностями, получающее невысокий

решения, которые "отсекают" от страховой пенсии лиц, длительное время подлежавших обязательному пенсионному страхованию, но получавших низкие заработки» (Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография / отв. ред. М. Л. Захаров, Ю. В. Воронин. М., 2017. С. 99).

10 Периоды проживания супругов военнослужащих вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться, а также проживания за границей супругов дипломатов, учитываемые не более пяти лет в общей сложности, дают за год 1,8 балла.

заработок, в том числе из-за работы с неполным рабочим временем, рискует не приобрести 30 баллов ИПК в течение требуемых, как правило, 15 лет страхового стажа.

Многодетные женщины. Женщины с пятью и более детьми. Повышая общий пенсионный возраст, законодатель не изменил его в отношении женщин, родивших пять и более детей. Пенсия может быть назначена по достижении 50 лет, если они воспитали детей до 8-летнего возраста и имеют страховой стаж не менее 15 лет. Поскольку достаточно иметь пятерых детей, фактически необходимо воспитать до указанного возраста не менее пяти детей. При лишении родительских прав в отношении хотя бы одного из пятерых детей такая пенсия не может быть назначена. Однако это не исключает возможность ее получения матерью как имеющей четырех либо трех детей — по достижении соответствующего возраста.

Специальным условием назначения пенсии является воспитание детей до достижения восьми лет. По мнению Конституционного Суда РФ, данное требование вызвано особой значимостью ухода и воспитания ребенка до того возраста, когда он приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе. Это условие свидетельствует, кроме того, о многолетней заботе о детях11.

Хотя воспитание родных и усыновленных детей дает одинаковые права, при этом не имеет значения, как долго последние воспитывались. Суд может принять решение о записи усыновителей (по их просьбе) в книге записей рождений в качестве родителей (ч. 1 ст. 136 СК РФ). Если усыновительница записана ма-

11 См., например, определение КС РФ от 25 мая 2017 г. № 948-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Н. Е. Заплавной на нарушение ее конституционных прав п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

терью ребенка любого возраста, пре-зюмируется, что она воспитывала его с рождения. Дети, усыновленные после достижения восьми лет, в отношении которых усыновительница статуса матери не приобрела, во внимание не принимаются.

Считается, что воспитание осуществлялось, если ребенок дожил до восьми лет. Такое допущение согласуется с ч. 4 ст. 10 Закона о страховых пенсиях, в соответствии с которой нахождение детей на иждивении родителей предполагается и не требует доказательств. Не имеет значения, проживали ли они с матерью или отдельно от нее, например с отцом или бабушкой. Они могут жить отдельно в связи с получением образования, в частности, в суворовских военных или нахимовских военно-морских училищах, различных школах-интернатах и др., либо находиться в детском доме, доме-интернате, центре содействия семейному воспитанию и проч. При этом неважно, состоят ли они на полном или частичном государственном обеспечении. Пребывание детей у родственников или в указанных организациях не освобождает родителей от прав и обязанностей в отношении детей и не может служить основанием для отказа в назначении пенсии их матери.

Когда детей воспитывает не мать (усыновительница), например, в случае ее смерти, а другие лица (отец, мачеха, бабушка, старшая сестра, опекун, попечитель, приемный родитель), досрочная страховая пенсия им не назначается. В научной литературе ставился вопрос о возможности назначения такой пенсии женщинам, воспитывающим пасынков и падчериц, т. е. детей супруга12. Предложение о предостав-

12 Так, В. О. Самсонова, ссылаясь на положительный пример Республики Узбекистан, поднимает этот вопрос применительно к пасынкам и падчерицам — инвалидам с детства, поскольку, воспитывая ребенка-инвалида, мачеха или отчим, находясь в

лении им (при определенных условиях) права на пенсию с учетом длительного фактического воспитания детей без их усыновления представляется обоснованным. Хотя мачеха, согласно ныне действующему законодательству, осуществляет содержание и воспитание пасынка (падчерицы) исключительно добровольно, это не умаляет ее роли в воспитании детей мужа, иногда и за счет отказа от рождения собственных. Статья 80 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г. предусматривала обязанность отчима и мачехи содержать пасынков (падчериц), находившихся на их содержании и воспитании. Согласно ст. 97 действующего СК РФ на пасынков и падчериц судом может быть возложена обязанность по содержанию отчима и мачехи, особенно если последние не менее пяти лет надлежащим образом выполняли свои обязанности по их воспитанию или содержанию. На наш взгляд, законодатель мог бы положительно решить вопрос о назначении мачехе досрочной пенсии с учетом пасынков и падчериц, если она воспитывала их до 8-летнего возраста без участия родной матери.

Женщины с четырьмя и тремя детьми. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях женщины, родившие четырех детей и воспитавшие их до достижения 8-летнего возраста, при наличии страхового стажа не менее 15 лет приобретают право на пенсию по достижении 56 лет — на шесть лет позже, чем имеющие пятерых детей. Женщинам, родившим и воспитавших трех детей, пенсия может быть на-

сходной с биологическими родителями ситуации, так же подвержены повышенным психологическим и эмоциональным нагрузкам, физическим и материальным затратам, обусловленным наличием в семье «особого ребенка» (см.: Самсонова В. О. Пенсионное обеспечение семей, воспитывающих ребенка-инвалида: российский и зарубежный опыт правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2017. № 3).

значена при тех же условиях, но по достижении 57 лет (п. 12 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях). Как отмечает С. А. Чирков, в первое время поэтапного повышении пенсионного возраста льготы по назначению досрочной пенсии матерям, имеющим трех или четырех детей, являются «спящими», поскольку право на обычную страховую пенсию по старости у них возникает раньше, чем на досрочную «многодетную». Так, в 2019 г. страховая пенсия по старости женщинам могла быть назначена по достижении 55,5 лет, а в 2020 г. — 56,513. Фактически льгота, установленная для женщин с четырьмя детьми, станет актуальной со второй половины 2020 г., а для матерей с тремя детьми — в 2021 г., когда пенсионный возраст для назначения женщинам обычной страховой пенсии по старости будет составлять 58 лет. Для женщин с меньшим числом детей или бездетных этот возраст будет повышаться и далее, пока не достигнет 60 лет.

Остальные правила установления досрочной пенсии матерям трех и четырех детей аналогичны изложенным выше в отношении женщин с пятью детьми, если они не имеют права на пенсию как матери (опекуны) инвалидов с детства или матери-северянки. Напомним, что пенсия не может быть назначена при отсутствии требуемой величины ИПК.

Женщины, работавшие в северных районах и приравненных к ним местностях. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях женщинам, родившим двух и более детей, пенсия по старости назначается по достижении 50-летнего возраста при наличии страхового стажа не менее 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не

13 Так, если они родились в период с января по июнь 1964 г., пенсия могла быть назначена соответственно с июля по декабрь 2019 г.; родившимся с июля по декабрь 1964 г. — с января по июнь 2020 г.

менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях (далее — женщины-северянки, северяне). Дополнительное условие их пенсионного обеспечения — наличие ИПК, о котором говорилось выше. Право на досрочную пенсию не зависит от места проживания ко времени обращения за ней, будь то северные или иные регионы.

Впервые пенсионные льготы северянам были установлены ст. 25 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон № 4520-1), согласно которой пенсия назначалась досрочно женщинам, имеющим двух детей и более. Законодатель не оговаривал и не оговаривает возраст детей и не устанавливает требования к их воспитанию в течение какого-либо срока. Поскольку в нынешнем пенсионном законе говорится о женщинах, родивших, а не имеющих детей, важен факт рождения (усыновления) хотя бы двоих детей. Их возраст, факт (и продолжительность) воспитания значения не имеют. Во внимание принимаются и дети, умершие в любом возрасте. Дети мужа от прежнего брака (пасынок, падчерица) не учитываются, если не были усыновлены мачехой ко времени обращения за пенсией. Не учитываются также приемные дети и дети, находившиеся под опекой (попечением).

Таким образом, северянкам пенсия может быть установлена досрочно при меньшем числе детей по сравнению с женщинами, трудившимися в иных районах и местностях. Однако им необходимо иметь не 15, а 20 лет страхового стажа. Отметим, что по общему правилу северянам пенсия первоначально устанавливалась по достижении женщинами 50, мужчинами 55 лет, если те и другие проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 ка-

лендарных лет в приравненных к ним местностях и имели не менее 20 лет общего трудового стажа. Соответственно, льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных регионах. Частью 2 ст. 25 Закона № 4520-1 было установлено правило исчисления требуемого северного стажа для лиц, работавших в северных регионах с разным статусом. Пенсия им назначалась за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, к этим районам приравненных, считался за девять месяцев работы на Крайнем Севере. Идентичные нормы были воспроизведены впоследствии в ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях) и в ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Поскольку в них сохранилось упоминание о 15-летнем периоде работы на Крайнем Севере, а женщинам с детьми достаточно 12 лет такой работы, при назначении им досрочной пенсии суммирование стажа на разных территориях, предусмотренное ныне п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях, не производится. Так, если женщина проработала в северных регионах 20 лет, из них — 11 лет в районах Крайнего Севера и 9 лет — местностях, к этим районам приравненных, пенсия как родившей двух детей с учетом смешанного стажа ей не полагается. Таким образом, женщины с детьми в свое время были поставлены в этом отношении в худшее положение по сравнению с северянами, не имеющими детей, у которых разный северный стаж суммируется. Дать логичное объяснение подобному юридическому казусу не представляется возможным14. В настоящее

14 На это обращают внимание и другие авторы, полагая, что п. 2 ст. 32 Закона о страховых пенсиях нуждается в дополнении,

время указанное различие смягчается тем, что для остальных северян, включая женщин, не имеющих детей или родивших (усыновивших) лишь одного ребенка, пенсия назначается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях с учетом положений, согласно которым их пенсионный возраст постепенно будет повышаться до 60 лет.

При назначении пенсии в связи с работой в северных регионах к этой работе в порядке, определяемом Правительством РФ, приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 1—10 и 16—18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях (ч. 1 ст. 33 этого Закона). Иными словами, всем северянам, включая женщин с детьми, пенсии назначаются с зачетом в их специальный (северный) стаж работ с особыми условиями труда. Однако во внимание принимаются лишь работы, перечисленные в указанных пунктах ч. 1 ст. 30 Закона. Это работы: подземные, с вредными условиями труда и в горячих цехах; непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве; в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности; в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах; в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью и многие другие. Согласно постановлению Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 651 приравнивание к работе в северных регионах работы с особыми условиями труда в иных регионах осуществляется путем суммирования того и другого стажа работы. Если же стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выра-

исправляющем такое положение. См.: Гу-сов К. Н, Циндяйкина Е. П., Цыпкина И. С. Особенности трудового договора с отдельными категориями работников: науч.-практ. пособие / под ред. К. Н. Гусова. 2-е изд. М., 2018.

ботан в северных регионах, он учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях.

Право северян на досрочную пенсию зависит от того, включена ли территория, где они работали, в специальный перечень. При этом следует руководствоваться тем перечнем районов и местностей, который применялся при назначении государственных пенсий по старости по состоянию на 31 декабря 2001 г. (ч. 2 ст. 32 Закона о страховых пенсиях). Речь идет о перечне, действовавшем накануне вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (1 января 2002 г.)15.

Если впоследствии в названный Перечень вносились либо будут вноситься изменения, они при исчислении северного стажа учитываться не должны. То есть в случае включения в него начиная с указанной выше даты новых районов и местностей работа на соответствующих территориях северной не считается, а при их исключении из Перечня либо при перемещении в состав территорий с иным статусом стаж учитывается так, как он учитывался по состоянию на указанную выше дату, даже если в период работы данного лица соответствующая территория к северной не относилась16. Обоснован-

15 Это Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029. Он был изложен в новой редакции в постановлении Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. № 12, а затем неоднократно изменялся и дополнялся.

16 Такое правовое регулирование, по мнению Конституционного Суда РФ, направлено на обеспечение реализации пенсионных прав всех лиц, работавших в северных регионах, и само по себе не может расцениваться как нарушающее их конституционные права (см. определение КС РФ от 24 марта 2015 г. № 512-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражда-

ность позиции законодателя, не учитывающего возможность назначения пенсии с учетом «утяжеления» статуса северной территории, вызывает сомнение.

Воспитатели инвалидов с детства. Страховая пенсия по старости согласно п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях назначается досрочно:

одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения 8-летнего возраста: мужчинам, достигшим 55, женщинам — 50 лет и имеющим соответственно не менее 20 и 15 лет страхового стажа;

опекунам или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения 8-летнего возраста, — с уменьшением пенсионного возраста, предусмотренного ст. 8 Закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые полтора года опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если мужчины и женщины имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно. Напомним, что необходимо также иметь определенное число баллов ИПК.

Первоначально право на пенсию предоставлялось лишь матерям инвалидов с детства, как это было предусмотрено ранее ст. 11 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Фактически же пенсия назначалась и назначается также и матерям детей-инвалидов, хотя эти категории инвалидов различаются17. Между тем для

нина В. М. Золотухина на нарушение его конституционных прав п. 2 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

17 В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид» (ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Соответственно, и при-

назначения досрочной пенсии могут быть представлены документы, подтверждающие, что ребенок признавался не только инвалидом с детства, но и ребенком-инвалидом18.

Полагаем, что более точным было бы воспроизвести в Законе о страховых пенсиях формулировку ст. 18 Закона СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», где говорилось, что к числу инвалидов с детства относятся также дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Сегодня предоставление досрочной пенсии лицам, воспитывающим детей-инвалидов, не основывается на букве Закона, а лишь вытекает из ее смысла, поскольку для возникновения права на пенсию достаточно воспитание инвалида до достижения им 8-летнего возраста.

В Законе говорится о воспитании инвалидов, но не называется минимальное их число, необходимое для получения досрочной пенсии. Поэтому она назначается при воспитании хотя бы одного инвалида. В то же время воспитание одним лицом двух или более инвалидов с детства не приводит к снижению возраста назначения пенсии и сокращению требуемого стажа.

чина «инвалидность с детства» устанавливается в настоящее время лицам, достигшим 18-летнего возраста. Исходя из таких различий, можно встретить публикации об отсутствии права на пенсию у родителей ребенка-инвалида. См., например: Ситуация: как назначается пенсия матери (отцу) ребенка-инвалида? // Электронный журнал «Азбука права». 2020. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

18 См. п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утв. приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н.

Хотя досрочную пенсию длительное время получали только матери инвалидов, с учетом позиции Конституционного Суда РФ сейчас она может быть назначена также их отцам и опекунам. Конституционным Судом РФ отмечено, что право женщин на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от их семейного положения, непосредственного воспитания детей (в домашней обстановке или в специальных интернатах), представляет собой гарантию особой социальной защиты (льготу) одного из родителей — матери, выполнявшей социально значимую функцию воспитания ребенка — инвалида с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами. Но поскольку это право не обусловлено фактом рождения ребенка, осуществление воспитательной функции его отцом в отсутствие матери (в связи со смертью, лишением родительских прав и в других ситуациях отсутствия материнского попечения) может служить лишь основанием для дифференциации условий назначения пенсии (по страховому стажу и возрасту), но не для лишения отцов права на нее (по сути, только по признаку половой принадлежности)19.

19 См. определение КС РФ от 27 июня 2005 г. № 231-О по жалобе гражданина К. А. Галеева на нарушение его конституционных прав положением подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Суд отметил, что согласно положениям ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» 1981 г. национальное законодательство должно принимать во внимание потребности «работников, имеющих обязанности в отношении членов их семей, которые действительно нуждаются в уходе». Законодатель в зависимости от объективно значимых обстоятельств вправе устанавливать льгот-

При внесении изменений в пенсионное законодательство в соответствии с позициями Конституционного Суда РФ законодатель предоставил возможность получения досрочной пенсии отцам инвалидов с детства, включая и тех, кто воспитывал их совместно с матерями, а также опекунам таких инвалидов, поскольку они воспитывают детей в равных с родителями условиях20.

Родители инвалидов с детства. Если ребенка воспитывали оба родителя, пенсия может быть назначена любому, но лишь одному из них. Законодатель не устанавливает препятствий для того, чтобы их выбор менялся. Так, если матери, получающей пенсию в связи с воспитанием ребенка-инвалида, впоследствии будет назначена досрочная пенсия за работу с особыми условиями труда, отец может претендовать на досрочную пенсию за воспитание этого ребенка. При воспитании в семье двух или более инвалидов с детства пенсия может быть назначена досрочно каждому из родителей за воспитание разных детей.

Право родителей на пенсию не зависит от того, является ли ребенок инвалидом на момент обращения за ней, устанавливалась ли ему инвалидность до достижения 8-летнего возраста. Здоровый ребенок может быть признан инвалидом, например, вследствие травмы, полученной в 14-летнем возрасте. Не исключены и ситуации, когда на основании медицинских документов за прошлое время инвалидность с детства устанавливается уже после достижения 18 лет. Важно,

ные условия назначения пенсий, однако не может вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, если эти различия не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

20 См. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 77-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"».

чтобы фактически данное лицо стало инвалидом до совершеннолетия21. Не имеет значения и тяжесть инвалидности: на равных основаниях учитываются инвалиды с детства первой, второй и третьей групп. С учетом изложенного очевидно, что требуемый факт воспитания до восьми лет в отношении детей, которые были признаны или стали инвалидами с детства после достижения этого возраста, считается имевшим место, поскольку в данном случае важно именно воспитание данного ребенка до указанного возраста, а не его ранняя инвалидность. Наряду с родными детьми могут приниматься во внимание, как отмечалось, инвалиды с детства, усыновленные до достижения ими 8-летнего возраста.

Опекуны инвалидов с детства22. Досрочная пенсия может быть на-

21 Причина инвалидности с формулировкой «инвалид с детства» определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет. Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если у инвалида в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности (см. п. 4 разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утв. постановлением Минтруда России от 15 апреля 2003 г. № 17).

22 Отношения, возникающие в связи с

установлением, осуществлением и прекращением опеки над детьми, регулируются СК РФ, а также ГК РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»(далее — Закон об опеке) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Основанием возникновения отношений между опекуном и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна. В нем может быть указан срок действия его полномочий, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события (ч. 6 ст. 11 Закона об опеке).

значена, как говорилось выше, также опекунам инвалидов с детства или лицам, которые были их опекунами ранее. В соответствии со ст. 145 СК РФ опека устанавливается над оставшимися без попечения роди-телей23 детьми, которые не достигли 14-летнего возраста, т. е. малолетними, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте от 14 до 18 лет в тех же целях устанавливается попечительство. При этом и те и другие дети именуются подопечными. Согласно пенсионному законодательству при определении права на пенсию во внимание принимаются только периоды опеки над детьми-инвалидами, но не попечительства над ними или над инвалидами с детства.

Хотя законодатель об этом умалчивает, при воспитании инвалида двумя опекунами пенсия может быть назначена лишь одному из них — по тем же правилам, как и родителям, воспитывающим одного инвалида. Если два лица опекают двух или более инвалидов, они оба могут получить пенсию с учетом периодов воспитания разных инвалидов. Право на досрочную пенсию имеют граждане, являющиеся опекунами на момент обращения за пенсией либо являвшиеся таковыми ранее. При этом необходимо, чтобы опекунство было установлено и опекун (бывший опекун) воспитывал инвалида с детства до достижения им восьми лет, независимо от продолжительности периода воспитания.

Возраст выхода на пенсию опекунов, как отмечалось, определяется не так, как родителей. Он рассчитывается индивидуально следующим образом: пенсионный возраст, установленный по состоянию на 31 декабря 2018 г. (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), уменьшается на один год за каждые полтора года опеки, но не более, чем на пять лет в

23 О случаях отсутствия родительского попечения см. ст. 121 СК РФ.

общей сложности. Опека, осуществлявшаяся менее полутора лет, при снижении пенсионного возраста во внимание не принимается. Период попечения над ребенком, достигшим 14 лет, не учитывается, что вряд ли справедливо.

Орган опеки и попечительства, исходя из интересов детей, может при необходимости назначить одно и то же лицо опекуном нескольких подопечных, например родных братьев и сестер. Соответственно, при определении пенсионного возраста периоды ухода за ними в разное календарное время могут суммироваться.

Закон об опеке (ч. 4 ст. 12) содержит понятие предварительной опеки, которая назначается временно. Лицо, осуществляющее такую опеку, обладает всеми опекунскими правами и обязанностями, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного. Соответственно, воспитание инвалида с детства в период предварительной опеки должно также учитываться при определении пенсионного возраста опекуна и продолжительности его страхового стажа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если подопечный временно отсутствует в месте своего жительства, в частности в связи с обучением, пребыванием в медицинской организации и др., осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна в отношении него не прекращается (п. 6 ст. 15 Закона об опеке). Поэтому нет оснований и для исключения этого времени из периода его воспитания при определении пенсионного возраста опекуна.

Продолжительность осуществления опеки, влияющая на снижение пенсионного возраста опекуна, включает только те периоды, когда ребенок официально был признан инвалидом с детства (ребенком-инвалидом), а опекун имел соответствующий статус. При отстранении от опекунства гражданин лишается права на дальнейшее осуществление опекунских обязанностей, не может быть вновь назначен опекуном

или попечителем этому или другому ребенку, быть усыновителем либо приемным родителем (ст. 127, 146, 153 СК РФ). Соответственно, бывший опекун лишается и возможности увеличения периода опеки, учитываемого при досрочном назначении пенсии. Однако это не исключает его права на пенсию при наличии всех необходимых для этого условий.

Как отметил Конституционный Суд РФ, родители и опекуны обладают различным правовым статусом, поэтому дифференциация условий назначения им досрочной пенсии не может рассматриваться как нарушающая права опекунов и не согласующаяся с конституционным принципом равенства. Согласно п. 1 ст. 71 СК РФ, как отмечалось, родители теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на досрочную пенсию по старости. В отношении же опекунов действующее законодательство аналогичных положений не содержит. Вместе с тем в отличие от родителей инвалидов с детства снижение возраста выхода на пенсию опекунам (бывшим опекунам) осуществляется лишь за фактическое время опеки24.

страховой стаж и его исчисление. В целях досрочного пенсионного обеспечения страховой стаж определяется и подсчитывается по общим правилам, установленным для страховых пенсий, поэтому подробно на них останавливаться не будем25. Периоду работы и периодам иной деятельности, в него включаемым, иным (не страховым) периодам, засчитываемым в страховой

24 См. определение КС РФ от 3 ноября 2009 г. № 1365-О-О о проверке конституционности подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

25 Подробнее см.: Чирков С. А. Об уточнении правил подсчета и подтверждения страхового стажа в 2017 году. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2017.

стаж, правилам подсчета и порядку его подтверждения посвящена гл. 3 (ст. 11—14) Закона о страховых пенсиях26. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. При совпадении по времени страховых и иных периодов учитывается один из них по выбору претендента на пенсию.

В статье 12 Закона о страховых пенсиях перечислены так называемые нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности, т. е. те, за которые уплачивались страховые взносы. Такие периоды страховой стаж не формируют, они ему «сопутствуют»27. Особую значимость они имеют для рассматриваемых в статье категорий граждан, о чем уже говорилось выше. При этом важно, что законодатель не требует соблюдения каких-либо пропорций между страховыми и иными периодами.

Большой интерес для лиц с семейными обязанностями могут представлять правила добровольного включения в систему обязательного пенсионного страхования (см. ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Фе-дерации»)28. Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию могут, в частности: физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взно-

26 См. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015.

27 Там же.

28 См. Правила подачи заявления о добро-

вольном вступлении в правоотношения по

обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, утв. приказом Минтруда России от

31 мая 2017 г. № 462н.

сов; физические лица, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в целях уплаты пенсионных страховых взносов за себя. Минимальный размер страховых взносов определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного подп. 1 п. 2 ст. 425 Налогового кодекса РФ, увеличенное в 12 раз. То есть сумма добровольных взносов должна быть не менее той, которая должна уплачиваться при оплате труда, вдвое превышающей ее минимум. Если неработающее лицо уплачивало страховые взносы в добровольном порядке либо кто-то делал это за него, до 1 января 2015 г. они учитывались только при исчислении размера пенсии, но не при формировании страхового ста-жа29. Начиная с указанной даты периоды, за которые такие взносы уплачиваются, засчитываются в страховой стаж, с учетом которого назначается пенсия. Иными словами, часть страхового стажа фактически можно «докупить». Этот дополнительный стаж сказывается и на ИПК, от которого также зависит право на пенсию. Однако продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты добровольных страховых взносов лицами, указанными

29 Как отмечает С. А. Чирков, периоды добровольной уплаты взносов в ПФР, не имеют самостоятельного значения при формировании страхового стажа, как и нестраховые периоды, а носят по отношению к страховым периодам, связанным с уплатой страховых взносов, сопутствующий, подчиненный характер. Из этого следует, что для назначения пенсии одними нестраховыми периодами и периодами добровольной уплаты взносов не обойтись, требуется хотя бы один день работы. См.: Чирков С. А. Развитие демографической функции в пенсионном праве ...

выше, не может составлять более половины стажа, требуемого для назначения пенсии по старости.

о правовой природе досрочного пенсионного обеспечения. Досрочное пенсионное обеспечение лиц с семейными обязанностями не имеет однозначного теоретического обоснования. Так, по мнению С. А. Чиркова, пенсионные льготы для лиц с детьми — яркое выражение демографической функции права социального обеспечения. Автор видит развитие этой функции в увеличении общей продолжительности засчитываемых в страховой стаж периодов ухода за детьми, во введении более выгодного порядка учета этих периодов (исходя из количества детей), в появлении новых пенсионных льгот для многодетных матерей. В то же время он допускает и иную позицию, согласно которой преимущества при пенсионном обеспечении нельзя признать стимулированием рождаемости: они являются отложенными, так как реализуются в отдаленной перспективе, и поэтому не нужны. Однако С. А. Чирков не согласен с такой позицией из-за отсутствия соответствующих актуальных социологических исследований. В любом случае пенсионные льготы, по его мнению, выступают социально справедливым и оправданным поощрением. Уход за ребенком по сути является общественно полезной и экономической деятельностью, которую следует приравнять к работе30.

Не останавливаясь на правомерности признания демографической функции у права социального обеспечения и не отрицая значимости пенсионных льгот для лиц с семейными обязанностями, отметим, что их сохранение при повышении пенсионного возраста для остальных граждан и даже щадящее повышение этого возраста для женщин с тремя и четырьмя детьми свидетельствуют, на наш взгляд, не о стимули-

30 См.: Чирков С. А. Развитие демографической функции в пенсионном праве ...

ровании рождаемости, а об осознании законодателем того обстоятельства, что распространение общих правил на указанные уязвимые категории граждан оставило бы многих из них вообще без страхового обеспечения либо подорвало их здоровье из-за двойной занятости — на работе и дома,непосильной в предпенсионном возрасте. Это не соответствует официально декларируемой необходимости сбережения народа и сокращения естественной убыли населения. Отметим также, что льготы для родителей инвалидов с детства вряд ли свидетельствуют о поощрении рождения таких детей.

Более убедительной представляется приведенная выше позиция Конституционного Суда, считающего, что законодатель вправе устанавливать льготные условия назначения пенсий в зависимости от таких объективно значимых обстоятельств, как уход за детьми и их воспитание, сопряженных с повышенными психологическими нагрузками, физическими и материальными затратами. Суд также констатировал, что установление для соответствующей категорий граждан особых мер социального обеспечения согласуется с конституционными ценностями справедливости и юридического равенства, а также с основанным на них принципом сбалансированности прав и обязанностей31. Неоднократно Конституционный Суд обращал внимание и на то, что гарантии социальной защиты должны соответствовать общепринятым в правовом и социальном государстве стандартам и гуманитарным ценностям32. Таковы же, по сути, и доводы Президента РФ, отметившего,

31 См. определение КС РФ от 3 ноября 2009 г. № 1365-О-О о проверке конституционности подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

32 См., например, постановление КС РФ от 22 марта 2007 г. № 4-П по делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О бюджете Фонда

что именно на женщинах, помимо работы, лежит, как правило, забота о семье, детях и внуках. Очевидно, что в многодетных семьях или при наличии у детей инвалидности семейные нагрузки и заботы возрастают. На наш взгляд, досрочные пенсии для лиц с семейными обязанностями в связи с выполнением ими важной социальной функции являются обоснованным актом социальной справедливости. Такие пенсии должны предоставляться и сохраняться безотносительно к тому, нуждается ли страна в повышении рождаемости и влияют ли эти пенсии на демографическое поведение граждан.

Заметим, что именно отсутствие необходимых мер своевременной материальной компенсации семейной занятости родителей является для

социального страхования Российской Федерации на 2002 год».

многих граждан основной причиной отказа вообще иметь детей или желаемое их число. Общеизвестно, что уровень жизни российских семей с детьми при прочих равных условиях существенно ниже, чем бездетных. Между тем согласно ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. семье должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, особенно при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Наличие и расширение досрочного пенсионного обеспечения лиц с семейными обязанностями — весомый аргумент для постановки вопроса о необходимости увеличения их материальной поддержки и в периоды воспитания детей, прежде всего малолетних, без привязки к размерам семейных доходов.

Библиографический список

Галаева Л. А. Индивидуальный пенсионный коэффициент в структуре сложных фактических составов, определяющих право на страховые пенсии по старости на общих основаниях // Социальное и пенсионное право. 2017. № 2.

Гусов К. Н., Циндяйкина Е. П., Цыпкина И. С. Особенности трудового договора с отдельными категориями работников: науч.-практ. пособие / под ред. К. Н. Гусова. 2-е изд. М., 2018.

Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации / под общ. ред. М. Ю. Зурабова; отв. ред. Ю. В. Воронин. М., 2007.

Нижегородцев О. Пенсионная реформа — 2018: что должен знать кадровик // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2018. № 11.

Самсонова В. О. Пенсионное обеспечение семей, воспитывающих ребенка-инвалида: российский и зарубежный опыт правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2017. № 3.

Ситуация: как назначается пенсия матери (отцу) ребенка-инвалида? // Электронный журнал «Азбука права». 2020. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография / отв. ред. М. Л. Захаров, Ю. В. Воронин. М., 2017.

Чирков С. А. Об уточнении правил подсчета и подтверждения страхового стажа в 2017 году. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2017.

Чирков С. А. Развитие демографической функции в пенсионном праве, или Новые досрочные страховые пенсии многодетным мамам. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2019.

Early Retirement Benefits for Insured Persons with Family Responsibilities

E. G. Azarova

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow 117218, Russian Federation

E-mail: labour@izak.ru

DOI: 10.12737/jrl.2020.135

Russian law provides certain categories of citizens with family responsibilities with the opportunity to receive an old-age insurance pension before reaching the generally established retirement age. The criteria for the provision of such a pension, the conditions required for its appointment, their theoretical justification and the problems of improving legislation are of great scientific interest.

The purpose of the study is a comprehensive analysis of the general and special conditions for granting the right to an old-age insurance pension to the following categories of citizens: women who have given birth and raised three or more children; women with two children working in the northern regions of the country; parents and guardians of persons with disabilities since childhood. The objectives of the study: to determine whether the possibility of receiving early retirement benefits is available for these individuals; to analyze how accurate and unambiguous the concepts used in the regulation of the relevant relations are; to study the theoretical justification of early retirement benefits and proposals for further improvement of the legislation in this area.

Research methods: formal logical interpretation, systemic and comparative analysis.

The performance of socially significant functions of upbringing and family care for children, including those with disabilities, by insured citizens is associated with increased psychological, emotional and physical stress, and high material costs. These objectively significant circumstances, as well as the difficulties of dual employment — at home and at work for hire — give the legislator grounds to establish special conditions of pension provision for them. Early retirement of these individuals should not be associated with the promotion of fertility. It is fair and appropriate for any demographic situation. The understanding of the circle of people who perform family responsibilities for children and need pension benefits changes over time, which also leads to its expansion. At the same time, the possibility of receiving a pension should be the same for all insured citizens with equal family responsibilities and sufficient insurance experience, regardless of their salary level.

Keywords: old-age insurance pension, persons with family responsibilities, reduced retirement age, women who raised three or more children; northerners by children; parents and guardians of disabled people since childhood.

For citation: Azarova E. G. Early Retirement Benefits for Insured Persons with Family Responsibilities. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2020, no. 11, pp. 97—112. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2020.135

References

Chirkov S. A. Ob utochnenii pravil podscheta i podtverzhdeniya strakhovogo stazha v 2017 godu. Access from SPS "Consultant Plus". 2017.

Chirkov S. A. Razvitie demograficheskoy funktsii v pensionnom prave, ili Novye dosrochnye strakhovye pensii mnogodetnym mamam. Access from SPS "Consultant Plus". 2019.

Galaeva L. A. Individual pension ratio in the structure of complicated sets of facts determining the right to insurance old-age pensions on regular basis. Sotsial'noe i pensionnoe pravo, 2017, no. 2, pp. 26—29. (In Russ.)

Gusov K. N., Tsindyaykina E. P., Tsypkina I. S. Osobennosti trudovogo dogovora s otdel'nymi kategoriyami rabotnikov. Ed. by K. N. Gusov. 2nd ed. Moscow, 2018.

Kommentariy k pensionnomu zakonodatel'stvu Rossiyskoy Federatsii. Ed. by M. Yu. Zurabov, Yu. V. Voronin. Moscow, 2007. 944 p.

Nizhegorodtsev O. Pensionnaya reforma — 2018: chto dolzhen znat' kadrovik. Kadrovaya sluzhba i upravlenie personalom predpriyatiya, 2018, no. 11.

Samsonova V. O. Pension coverage of families raising disabled child: russian and foreign experience of legal regulation. Sotsial'noe i pensionnoe pravo, 2017, no. 3. rp. 39—43. (In Russ).

Situatsiya: kak naznachaetsya pensiya materi (ottsu) rebenka-invalida? Elektronnyy zhurnal "Azbuka prava", 2020. Access from SPS "Consultant Plus".

Sotsial'noe obespechenie: nastoyashchee i budushchee. Ed. by M. L. Zakharov, Yu. V. Voronin. Moscow, 2017. 688 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.