Научная статья на тему 'Право на досрочную пенсию в связи с воспитанием ребенка-инвалида по законодательству стран СНГ'

Право на досрочную пенсию в связи с воспитанием ребенка-инвалида по законодательству стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1821
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ / ВОЗРАСТ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА / ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА / СТАЖ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ОТЧИМ / МАЧЕХА / EARLY PENSION / DISABLED CHILD AGE / DISABLED CHILD UPBRINGING / WORK EXPERIENCE / DISABLED CHILDREN / STEPFATHER / STEPMOTHER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самсонова Виктория Олеговна

Статья посвящена сравнительному анализу норм законодательства стран СНГ об обеспечении права на досрочную пенсию родителей и лиц, их заменяющих, воспитавших детей-инвалидов. По результатам проведенного исследования автором предлагаются рекомендации по совершенствованию отдельных норм законодательства исследуемых стран, регулирующих правоотношения в части предоставления родителям ребенка-инвалида и лицам, их заменяющим, права на досрочную пенсию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The right to a pre-schedule pension due to upbringing of a disabled child according to the legislation of CIS

Pension maintenance is one of the most important elements of social support of citizens of CIS countries. Taking into account the significance of care for disabled children, legislature of certain CIS countries states additional pension maintenance guarantees, in particular, the right to an early grant of old-age retirement pension for the caregivers of such children. The author performs a comparative analysis of legal norms of CIS countries legislation (Russia, Belarus, Turkmenistan, Tadzhikistan, Armenia, Uzbekistan, Azerbaijan, Moldova, Kirghizia, Kazakhstan) related to the enforcement of rights to an early pension grant for parents and persons substituting them who have brought up disabled children. In the article the author pays attention to the fact that the rights to an early pension grant due to upbringing of disabled child are not stated in legislation systems of certain CIS countries. This list includes Armenia, Kazakhstan, Moldova. As a result of the study, the author emphasizes certain norms of pension legislation of the observed countries concerning the question of enforcement of the right to an early pension grant for actual caregivers of a disabled child as well as unsolved problems in this sphere of legislation. The article points out possible solutions to this problem in the above-mentioned countries and stresses their peculiarities. Firstly, the author highlights the difference in the approach of lawmakers to the subjective set of persons who receive the benefit. Secondly, the author points out a significant distinction in lawmakers' opinion concerning the age that should give the right to an early pension grant. Thirdly, legislators have various approaches to the question of the duration of disabled child upbringing period that should give the right to an early pension grant. As a result of the study, the author comes to a conclusion that an early pension grant for such a category of citizens is connected with an excessive psychological and emotional pressure as well as physical and material expenses. The author suggests recommendations concerning improvement of certain legal norms of the observed countries regulating legal relations in terms of the right to an early pension grant for parents and persons substituting them bringing up a disabled child. Having examined pension legislation norms of certain CIS countries, the author comes to a conclusion that the legislation of the Russian Federation regulating the question of enforcement of rights to an early pension grant for a disabled child's parents accumulates the very best from the practice of pension development of other CIS countries. As it appears to the author, Russia can use experience of a number of foreign CIS countries while regulating pension rights of citizens and update the legislation with norms that allow to exercise the right to an early pension grant not only for parents, fosters and caregivers bringing up disabled children, but for step-mother or step-father as well. It is possible that certain amendments will be made in Russian legislation which relate to the age of a disabled child that should give the right to an early pension grant.

Текст научной работы на тему «Право на досрочную пенсию в связи с воспитанием ребенка-инвалида по законодательству стран СНГ»

УДК 369.543

DOI: 10.17223/22253513/21/16

В.О. Самсонова

ПРАВО НА ДОСРОЧНУЮ ПЕНСИЮ В СВЯЗИ С ВОСПИТАНИЕМ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СТРАН СНГ

Статья посвящена сравнительному анализу норм законодательства стран СНГ об обеспечении права на досрочную пенсию родителей и лиц, их заменяющих, воспитавших детей-инвалидов. По результатам проведенного исследования автором предлагаются рекомендации по совершенствованию отдельных норм законодательства исследуемых стран, регулирующих правоотношения в части предоставления родителям ребенка-инвалида и лицам, их заменяющим, права на досрочную пенсию. Ключевые слова: досрочная пенсия, возраст ребенка-инвалида, воспитание ребенка-инвалида, стаж, дети-инвалиды, отчим, мачеха.

Исторический опыт развития человеческой цивилизации показывает исключительную важность института защиты пенсионных прав граждан в условиях демократического, социального, правового государства, что подтверждено их закреплением в большинстве основополагающих нормативно-правовых актов зарубежных стран СНГ. При этом в массиве таких пенсионных гарантий право на пенсию на льготных условиях занимает одно из главных мест.

По этой причине изучение опыта других стран имеет большое значение для лучшего понимания и решения вопросов, стоящих перед нашей пенсионной системой.

Кроме того, в силу связей между нашими странами необходимо понимание соотношения пенсионного обеспечения в этих государствах с точки зрения гарантий пенсионных прав граждан при переезде из одного государства в составе СНГ в другое.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [1], введенного в действие с 1 января 2015 г. (далее -ФЗ «О страховых пенсиях»), страховая пенсия по старости назначается досрочно при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Кроме того, опекуну инвалида с детства или лицу, являющемуся опекуном инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждые 1 год и 6 месяцев опеки, но не более чем на 5 лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

Право на пенсию по возрасту в России имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, а женщины - 55 лет.

Поскольку новое законодательство о страховых пенсиях разрабатывалось по принципу преемственности, основные его постулаты заимствованы из ранее действующего ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [2]1, в том числе и касаемо права на пенсию на льготных условиях одного из родителей инвалида с детства.

Однако длительное время [3] в Российской Федерации право на досрочное назначение пенсии имела только мать ребенка-инвалида, воспитывавшая его до восьмилетнего возраста.

Такая практика изменилась после принятия Конституционным Судом РФ определения от 27 июня 2005 г. № 231-О [4]. В данном судебном акте Конституционный Суд РФ разъяснил, что поскольку право на досрочное назначение пенсии не обусловлено фактом рождения ребенка, а взаимосвязано с воспитательной функцией, отец не может лишаться права на нее по признаку половой принадлежности.

Немаловажной нормой российского пенсионного закона является то, что факт смерти ребенка не лишает родителей или лиц, их замещающих, права на пенсию на льготных условиях.

Согласно подп. 6 п.1 ст. 12 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 этого ФЗ, засчитывается и период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом.

Как справедливо отмечается Н.О. Деркач, ФЗ «О страховых пенсиях» сохранил права на получение досрочной пенсии с введением дополнительной ставки тарифа страховых взносов, что можно оценивать как шаг в сторону более жесткого реформирования данной части пенсионной системы [5].

В Республике Азербайджан в соответствии со ст. 8 Закона Азербайджанской Республики от 07.02.2006 № 54-ШГ «О трудовых пенсиях» допускается назначение пенсии по возрасту матери инвалида с детства, при достижении ею возраста 50 лет и наличии стажа не менее 5 лет, если она такого ребенка воспитывала до восьмилетнего возраста [6].

При этом время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет засчи-тывается в страховой стаж (ст. 21 Закона Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях»).

В то же время в Республике Беларусь право на пенсию по возрасту при достижении 50 лет и стаже работы не менее 20 лет имеют матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия [7. Ст. 20]. Факт работы матери в период воспитания детей-инвалидов значения не имеет.

Право на пенсию предоставляется за воспитание (в течение 8 и более лет) не только одного ребенка-инвалида (инвалида с детства), но и нескольких. Если воспитание детей-инвалидов осуществлялось в различные периоды

1 В соответствии с ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ данный документ не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному федеральному закону.

времени, то для определения права на пенсию может производиться суммирование периодов их воспитания.

Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, в Республике Беларусь имеют право на досрочную пенсию при достижении возраста 55 лет и наличии работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала такого права и отказалась от него в пользу отца или не использовала его в связи со смертью.

Право на пенсию по возрасту в Республике Беларусь предоставляется так же, как и в России, - мужчинам при достижении 60 лет, а женщинам - при достижении 55 лет.

Таким образом, представляется, что формулировка белорусского закона в части указания на возможность получения права на досрочную пенсию в случае воспитания ребенка-инвалида (инвалида с детства) не менее 8 лет в период до его совершеннолетия является более корректной.

Безусловно, воспитание ребенка-инвалида до восьмилетнего возраста весьма важно, так как именно в этот период ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе. Но, на наш взгляд, не менее важен и так называемый «подростковый возраст», когда у ребенка происходит половое созревание и физические изменения, формируются навыки межличностного общения, система ценностей и ребенок самоопределяется в области образования и профессии. В этот период (с 8 до 18 лет) забота родителей и лиц, их замещающих, не менее важна для ребенка-инвалида, а порой и более значима, чем до достижения 8 лет.

Обращает на себя внимание позиция узбекского законодателя при формулировании норм, закрепляющих право на льготную пенсию.

В соответствии с нормами пенсионного законодательства Республики Узбекистан право на пенсию на льготных условиях имеют матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьмилетнего возраста [8. Ст. 12].

Право выхода на пенсию на пять лет ранее определенного в законе возраста - 55 лет - имеют матери при наличии стажа работы не менее 20 лет.

Между тем правовые нормы Республики Узбекистан допускают возможность при назначении такой пенсии наравне с родными детьми учитывать воспитание женщиной пасынков и падчериц, если она их воспитывала не менее 5 лет до достижения ими возраста 8 лет.

В соответствии со ст. 37 Закона Республики Узбекистан от 03.09.1993 г. № 938-ХП «О государственном пенсионном обеспечении граждан» время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, нуждающимся в постороннем уходе (по заключению лечебного учреждения), засчитывается в стаж работы.

С практической точки зрения важным является подход законодателя Республики Таджикистан к формулировке права на досрочную пенсию в связи с воспитанием ребенка-инвалида.

С 1999 г. в Республике Таджикистан сформирована пенсионная система, основанная на страховых принципах, и с 1 января 2013 г. в этом государстве назначаются страховые и государственные пенсии.

В ст. 13 Закона Республики Таджикистан «О страховых и государственных пенсиях» определено, что женщины, имеющие детей-инвалидов и воспитавшие их до 8 лет, при наличии страхового стажа не менее 20 лет, имеют право досрочного выхода на пенсию в 53 года (на общих основаниях женщина имеет право выхода на пенсию в 58 лет) [9].

Согласно ст. 15 Закона Республики Таджикистан «О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан» матери инвалидов с детства, воспитавшие их до 8 лет, имеют право на пенсию по возрасту при достижении 50 лет и стаже работы не менее 20 лет с зачетом в стаж времени ухода за детьми или при стаже работы не менее 15 лет без зачета в стаж указанного времени ухода за детьми. При этом к числу инвалидов с детства относятся также дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, имеющие право на получение социальной пенсии [10].

В силу ст. 63 этого закона в стаж работы засчитывается время ухода за инвалидом I группы или ребёнком-инвалидом до 18 лет, нуждающихся в постороннем уходе. При этом нуждаемость в постороннем уходе определяется в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

В соответствии со ст. 9 Закона Кыргызской Республики от 21 июля 1997 г. № 57 «О государственном пенсионном социальном страховании» женщины, имеющие детей-инвалидов и воспитавшие их до 8 лет, при наличии страхового стажа не менее 20 лет имеют право досрочного выхода на пенсию в 53 года (на общих основаниях женщина имеет право выхода на пенсию в 58 лет) [11].

При этом согласно ст. 8 названного выше закона в страховой стаж засчи-тывается время ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет.

В Республике Казахстан право выхода на досрочную пенсию в связи с воспитанием ребенка-инвалида не предусмотрено. Однако в соответствии со ст. 13 Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 г. № 105-У «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» при исчислении трудового стажа для назначения пенсионных выплат время ухода за инвалидом в возрасте до 16 лет, пострадавшим от последствий атомных испытаний, экологических бедствий или зараженным вирусом иммунодефицита человека либо больным СПИДом, засчитывается в трудовой стаж [12].

В Республике Туркменистан право на досрочный выход на пенсию гарантировано женщинам, достигшим 54 лет, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста ребёнка-инвалида, при условии ее участия в обязательном пенсионном страховании в течение не менее чем 15 лет [13. Ст. 23].

В то же время в стаж работы в соответствии со ст. 29 Кодекса при условии уплаты за них в соответствии с Законом Туркменистана «О государственном пенсионном страховании» пенсионных взносов по обязательным видам государственного пенсионного страхования засчитываются периоды ухода со стороны неработающих лиц за ребёнком-инвалидом в возрасте до 16 лет - не более 6 лет и нахождения лица в отпуске по уходу за ребёнком -не более 6 лет.

Таким образом, в большинстве стран СНГ законодатель, допуская досрочную пенсию для лиц, воспитавших ребенка-инвалида, в их числе называет только мать ребенка.

Нами приветствуется позиция узбекского законодателя, наделившего правом на досрочную пенсию мачеху ребенка-инвалида, воспитывавшую его не менее 5 лет до достижения восьмилетнего возраста.

Следует отметить, что в ряде стран СНГ не закреплено в пенсионных законах право выхода на досрочную пенсию по причине воспитания ребенка-инвалида. К таким странам относится Армения, Казахстан, Молдова.

Анализ положений законов о пенсиях стран СНГ позволяет сделать несколько выводов.

Так, закрепление пенсионных прав граждан в странах СНГ в целом соответствует международным стандартам и принятым на себя государствами обязательствам по обеспечению достойных пенсий.

Большинство стран СНГ имеет примерно одинаковое регулирование пенсионных прав граждан, характерное для всех постсоциалистических государств бывшего СССР.

В то же время законодательство Российской Федерации, регулирующее вопрос об обеспечении права на досрочную пенсию родителей ребенка-инвалида, аккумулирует в себе все лучшее, что есть в практике пенсионного развития государств - членов Содружества.

Как представляется, Россия может воспользоваться опытом ряда зарубежных стран СНГ при регулировании пенсионных прав граждан и дополнить законодательство нормами, допускающими возможность воспользоваться правом на досрочную пенсию, помимо родителей, опекунам и попечителям, воспитывающим детей-инвалидов, также мачехе или отчиму ребенка-инвалида.

Не исключаем внесение в российский закон и изменений, касающихся возраста ребенка-инвалида, с которым связывается право предоставления льготной пенсии.

Литература

1. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.12.2013).

2. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.

3. О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: Федеральный закон от 03.06.2006 № 77-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2384.

4. Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 № 231-О «По жалобе гражданина Галеева Конспая Амамбаевича на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 29. Ст. 3097.

5. Деркач Н.О. Эволюция досрочного выхода на пенсию в Российской Федерации // Пенсионный фонд: опыт, традиции, инновации: сб. тр. конференции. Барнаул, 2015.

6. О трудовых пенсиях: Закон Азербайджанской Республики от 07.02.2006 № 54-ШГ (ред. от 31.05.2013) // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. 2006. № 3. Ст. 208.

7. О пенсионном обеспечении: Закон Республики Беларусь от 17.04.1992 г. № 1596-XII (ред. от 08.01.2015) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1992. № 17. Ст. 275.

8. О государственном пенсионном обеспечении граждан: Закон Республики Узбекистан от 03.09.1993 г. № 938-Х11 (ред. от 04.12.2014) // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. 1993. № 9. Ст. 338.

9. О страховых и государственных пенсиях: Закон Республики Таджикистан от 12.01.2010 г. № 595 (ред. от 18.03.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.base. spin-form.ru/show_doc.fwx?rgn=30443/ (дата обращения: 15.10.2015).

10. О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан: Закон Республики Тад-жикистна от 25.06.1993 № 796 (ред. от 18.03.2015) // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1993. № 15-16. Ст. 350.

11. О государственном пенсионном социальном страховании: Закон Кыргызской Республики от 21.07.1997 г. № 57 (ред. от 24.07.2015) // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1997. № 8. Ст. 392.

12. О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 21.06.2013 г. № 105-V // Казахстанская правда. 2013. № 212-213 (27486-27487).

13. Кодекс Туркменистана от 19.10.2012 «О социальной защите населения» (ред. от 08.11.2014) // Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2012. № 4 (1010). Ст. 91.

Samsonova Victoria O. Federal judge of Roslavl city court of the Smolensk region (Roslavl, Russian Federation)

THE RIGHT TO A PRE-SCHEDULE PENSION DUE TO UPBRINGING OF A DISABLED CHILD ACCORDING TO THE LEGISLATION OF CIS

Key words: early pension, disabled child age, disabled child upbringing, work experience, disabled children, stepfather, stepmother.

Pension maintenance is one of the most important elements of social support of citizens of CIS countries.

Taking into account the significance of care for disabled children, legislature of certain CIS countries states additional pension maintenance guarantees, in particular, the right to an early grant of old-age retirement pension for the caregivers of such children.

The author performs a comparative analysis of legal norms of CIS countries legislation (Russia, Belarus, Turkmenistan, Tadzhikistan, Armenia, Uzbekistan, Azerbaijan, Moldova, Kirghizia, Kazakhstan) related to the enforcement of rights to an early pension grant for parents and persons substituting them who have brought up disabled children.

In the article the author pays attention to the fact that the rights to an early pension grant due to upbringing of disabled child are not stated in legislation systems of certain CIS countries. This list includes Armenia, Kazakhstan, Moldova.

As a result of the study, the author emphasizes certain norms of pension legislation of the observed countries concerning the question of enforcement of the right to an early pension grant for actual caregivers of a disabled child as well as unsolved problems in this sphere of legislation.

The article points out possible solutions to this problem in the above-mentioned countries and stresses their peculiarities.

Firstly, the author highlights the difference in the approach of lawmakers to the subjective set of persons who receive the benefit.

Secondly, the author points out a significant distinction in lawmakers' opinion concerning the age that should give the right to an early pension grant.

Thirdly, legislators have various approaches to the question of the duration of disabled child upbringing period that should give the right to an early pension grant.

As a result of the study, the author comes to a conclusion that an early pension grant for such a category of citizens is connected with an excessive psychological and emotional pressure as well as physical and material expenses.

The author suggests recommendations concerning improvement of certain legal norms of the observed countries regulating legal relations in terms of the right to an early pension grant for parents and persons substituting them bringing up a disabled child.

Having examined pension legislation norms of certain CIS countries, the author comes to a conclusion that the legislation of the Russian Federation regulating the question of enforcement of rights to an early pension grant for a disabled child's parents accumulates the very best from the practice of pension development of other CIS countries.

As it appears to the author, Russia can use experience of a number of foreign CIS countries while regulating pension rights of citizens and update the legislation with norms that allow to exercise the

right to an early pension grant not only for parents, fosters and caregivers bringing up disabled children, but for step-mother or step-father as well.

It is possible that certain amendments will be made in Russian legislation which relate to the age of a disabled child that should give the right to an early pension grant.

References

1. The official internet-portal of legal information. (2015) Pension insurance: Federal Law № 400-FZ of December 28, 2013 (as amended on June 29, 2015). [Online] Available from: http:// www.pravo.gov.ru. (In Russian).

2. The Russian Federation. (2001) On labor pensions in the Russian Federation: Federal Law 173-FZ of December 17, 2001. Sobranie zakonodatel'stva RF [The Russian Official Gazette]. 52 (Part 1). Art. 4920. (In Russian).

3. The Russian Federation. (2006) Amendments to Article 28 of the Federal Law "On labor pensions in the Russian Federation": Federal Law 77-FZ of June 3, 2006. Sobranie zakonodatel'stva RF [The Russian Official Gazette]. 23. Art. 2384. (In Russian).

4. The Russian Federation. (2005) Decision 231-O of the Constitutional Court of the Russian Federation of June 27, 2005, On the complaint of citizen Galeev Konspay Amambaevich about violation of his constitutional rights in Subparagraph 1 of Paragraph 1 of Article 28 of the Federal Law "On labor pensions in the Russian Federation". Sobranie zakonodatel'stva RF [The Russian Official Gazette]. 29. Art. 3097. (In Russian).

5. Derkach, N.O. (2015) Evolyutsiya dosrochnogo vykhoda na pensiyu v Rossiyskoy Federatsii [The evolution of early retirement in the Russian Federation]. In: Pensionnyy fond: opyt, traditsii, innovatsii [The Pension Fund: Experience, Tradition, Innovation]. Barnaul: Azbuka.

6. Azerbaijan Republic. (2013) O trudovykh pensiyakh: Zakon Azerbaydzhanskoy Respubliki ot 07.02.2006 № 54-IIIG (red. ot 31.05.2013) [On labour pensions: Azerbaijan Republic Act 54 IIId of February 7, 2006 (ed. May 31, 2013)]. Sobranie zakonodatel'stva Azerbaydzhanskoy Respubliki. 3. Art. 208.

7. Belarus Republic. (1992) O pensionnom obespechenii: Zakon Respubliki Belarus' ot 17.04.1992 g. № 1596-XII (red. ot 08.01.2015) [On pension provision: Act № 1596-XII of April 17, 1992 (as amended of August 1, 2015)]. Vedomosti Natsional'nogo sobraniya Respubliki Belarus'. 17. Art. 275.

8. The Republic of Uzbekistan. (1993) O gosudarstvennom pensionnom obespechenii grazhdan: Zakon Respubliki Uzbekistan ot 03.09.1993 g. № 938-KhII (red. ot 04.12.2014) [On State Pensions: Law № 938-XII of the Republic of Uzbekistan of September 3, 1993 (as amended on April 12, 2014)]. Vedomosti Verkhovnogo SovetaRespubliki Uzbekistan. 9. Art. 338.

9. The Republic of Tajikistan. (2010) O strakhovykh i gosudarstvennykh pensiyakh: Zakon Respubliki Tadzhikistan ot 12.01.2010 g. № 595 (red. ot 18.03.2015) [On insurance and state pensions: Law № 595 of the Republic of Tajikistan of January 12, 2010 (as amended on March 18, 2015]. [Online] Available from: URL: http://www.base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=30443/. (Accessed: 15th October 2015).

10. The Republic of Tajikistan. (1993) O pensionnom obespechenii grazhdan Respubliki Tadzhi-kistan: Zakon Respubliki Tadzhikistna ot 25.06.1993 № 796 (red. ot 18.03.2015) [On pension provision of citizens of the Republic of Tajikistan: Law 796 of the Republic of Tajikistan of June 25, 1993 (as amended on March 18, 2015)]. AkhboriMadzhlisi OliRespubliki Tadzhikistan. 15-16. Art. 350

11. The Kyrgyz Republic. (1997) O gosudarstvennom pensionnom sotsial'nom strakhovanii: Zakon Kyrgyzskoy Respubliki ot 21.07.1997 g. № 57 (red. ot 24.07.2015) [State Pension Social Insurance: Law 57 of the Kyrgyz Republic of July 21, 1997 (as amended on July 24, 2015)]. Vedomosti Zhogorku Kenesha Kyrgyzskoy Respubliki. 8. Art. 392.

12. The Republic of Kazakhstan. (2013) O pensionnom obespechenii v Respublike Kazakhstan: Zakon Respubliki Kazakhstan ot 21.06.2013 g. № 105-V [On pension provision in the Republic of Kazakhstan: Law № 105-V of the Republic of Kazakhstan of June 21, 2013]. Kazakhstanskaya prav-da. 212-213 (27486-27487).

13. Turkmenistan. (2012) Kodeks Turkmenistana ot 19.10.2012 "O sotsial'noy zashchite nase-leniya" (red. ot 08.11.2014) [The Code of Turkmenistan of October 19, 2012, "On social protection of the population" (ed. November 8, 2014)]. VedomostiMedzhlisa Turkmenistana [Bulletin of the Mejlis of Turkmenistan]. 4(1010). Art. 91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.