Научная статья на тему 'Защита пенсионных прав отчима и мачехи, воспитывающих ребенка-инвалида'

Защита пенсионных прав отчима и мачехи, воспитывающих ребенка-инвалида Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1249
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ / ЛЬГОТНОЕ ОСНОВАНИЕ / ОТЧИМ / МАЧЕХА / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самсонова Виктория Олеговна

В статье рассматривается важнейший элемент социального обеспечения граждан пенсионное обеспечение в контексте реализации мачехой или отчимом, воспитывавшим ребенка-инвалида до достижения им возраста восьми лет, права на досрочную страховую пенсию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита пенсионных прав отчима и мачехи, воспитывающих ребенка-инвалида»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2015. № 1-2 (17)

ЗАШИТА ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ОТЧИМА И МАЧЕХИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА-ИНВААИДА

© В. О. Самсонова

В статье рассматривается важнейший элемент социального обеспечения гражлан — пенсионное обеспечение в контексте реализации мачехой или отчимом, воспитывавшим ребенка-инвалила ло лостиментации корпоративных юрилических лиц.

Самсонова

Виктория ОлегОВНа Ключевые слова: лосрочная пенсия, льготное

основание, отчим, мачеха, лети-инвалилы.

федеральный судья Рославльского городского суда Смоленской области

В современном российском обществе достаточно часто встречаются случаи, когда семьи, имеющие ребенка-инвалида, состоят из отчима (мачехи) и по отношению к данным лицам такие дети в силу ст. 97 Семейного кодекса РФ являются падчерицами (пасынками) и в этом случае возникают отношения свойства.

Летом 2011 года Независимым институтом социальной политики совместно с Центром лонгитюдных обследований НИУ ВШЭ проводилось исследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе»1.

Одним из направлений указанного исследования стали вопросы распределения в семьях пасынков (падчериц) и потребность таких детей в постороннем уходе вследствие физического или умственного заболевания.

Полученные в ходе проведения данного исследования данные по этому вопросу, отражены в диаграмме 1.

1 По данным сайта Единого архива экономических и социологических данных (электронный ресурс: URL: http://www.sophist.hse.ru).

140 120 100 во 60 40 20 0

-УЯг-

\г- ' }-И—

-13-

первыи ребенок

второй ребенок

третии ребенок

о детей, яеляющи; (падчерицей)

г во детей. нуждвющи: бедствии физенеснхт

Диаграмма 1. Распределение в семьях пасынков (падчериц)

и потребность таких детей в постороннем уходе вследствие физического или умственного заболевания

В соответствии с нормами действующего семейного законодательства, для возникновения правовых отношений «отчим (мачеха)» — «падчерица (пасынок)» необходимо вступление в органах ЗАГС в брак мужчины и женщины, у которых (либо у одного из которых) имеется несовершеннолетний ребенок-инвалид (дети-инвалиды).

По смыслу главы 15 Семейного кодекса РФ пасынок и падчерица, отчим и мачеха относятся к членам семьи.

Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения граждан.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»2, введенного в действие с 1 января 2015 года (далее - ФЗ «О страховых пенсиях»), страховая пенсия по старости назначается досрочно при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, для отчима и мачехи не предусмотрены гарантии досрочного выхода на пенсию, закрепленные для биологических родителей ребенка-инвалида.

В тоже время, формулируя данную норму, скопированную из ранее действовавшего на территории Российской Федерации Федерального закона «О трудовых пенсиях» (ст. 28)3, законодатель главным критерием для реализации права на досрочную пенсию указал необходимость воспитания ребенка-инвалида до достижения им возраста восьми лет.

2 О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28 де-кабря 2013 г. № 400-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.09.2015).

3 О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.

Согласно Словарю русского языка С. И. Ожегова, понятие «воспитать» включает в себя значения — вырастить (ребенка), воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения4.

При этом для разностороннего воспитания ребенка-инвалида требуется намного больше сил, чем для здорового ребенка.

Детям-инвалидам, как и всем остальным детям, необходима материнская (отцовская) забота и ласка. Такие дети больше остальных нуждаются в здоровой окружающей обстановке вокруг себя, в том числе, создаваемой отчимом (мачехой). Порой данные лица являются единственными помощниками ребенка-инвалида в борьбе с тяжелым бременем.

Нам представляется, что для отчима (мачехи), воспитавших ребенка-инвалида до достижения им возраста восьми лет, должны быть предусмотрены гарантии, оговоренные для родителей в подп. 1 п. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».

Как справедливо указал Конституционный суд РФ в определении № 231-О5, подп. 1 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.

Бесспорным является тот факт, что мачеха или отчим, в чей семье воспитывается ребенок-инвалид, наравне с биологическими родителями несут тот же объем обязанностей по отношению к этому ребенку, и, соответственно, по нашему мнению, имеют право на дополнительную гарантию, обусловленную выполнением социально значимой функции воспитания ребенка-инвалида.

Более того, п. 9 ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет.

Из смысла ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что пенсия по потери кормильца может быть назначена только членам семьи умершего кормильца. Для отчима и мачехи пятилетний срок воспитания и содержания пасынка (падчерицы) является необходимым условием приравнивания их к членам семьи.

Кроме того, п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военно-служащих...»6оговаривает, что отчим и мачеха погибшего (умершего) военно-

4 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986.

5 Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 г. № 231-0 «По жалобе гражданина Галеева Конспая Амамбаевича на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Электронный ресурс: URL: http://www/ksrf.ru (дата обращения 20.09.2015).

6 Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и

служащего имеют право на получение страховых выплат при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет (по отношению к отчиму и мачехе военнослужащий является в данном случае пасынком или падчерицей).

Таким образом, российское законодательство в отдельных случаях допускает возможность уравнивания мачехи и отчима в правах на пенсионное обеспечение с биологическими родителями.

Кроме того, в определении № 816-О Конституционный Суд РФ7 обозначил, что учитывая важность заботы о детях, оставшихся без попечения матери, законодатель вправе в пределах своих дискреционных полномочий установить дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения (в частности, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости) для женщин, на которых не распространяется действие подп. 1 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в настоящее время это норма подп. 1 п. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Аналогичная позиция высказана Конституционным Судом и в другом судебном акте8.

Более того, как следует из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении № 1365-О-О9, одним из обязательных условий досрочного назначения трудовой пенсии по указанному основанию, является достижение ребенком-инвалидом с детства возраста 8 лет, что вызвано особой значимостью ухода и воспитания детей до достижения ими указанного возраста, когда ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе, свидетельствует о многолетней заботе о нем.

Мы считаем, что возможность предоставления мачехе или отчиму права на досрочную пенсию возможно только в том случае, если ребенок-инвалид проживал с этим лицом совместно до достижения восьмилетнего возраста и находился на его иждивении.

психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 30.03.1998. № 13. Ст. 1474.

7 Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 г. № 816-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гончар Веры Петровны на нарушение ее конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Электронный ресурс: URL: http://www/ksrf.ru (дата обращения: 20.09.2015).

8 Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 № 22-П «По делу о проверке конституционности части 11 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобой гражданки Г.Н. Куликовой». Электронный ресурс: URL: http://www/ksrf.ru (дата обращения: 20.09.2015).

9 Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 № 1365-О-О «По запросу Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Электронный ресурс: URL: http://www/ksrf.ru (дата обращения: 20.09.2015).

Документальным подтверждением данных юридических фактов могут являться соответствующие записи в личном деле работника, являющегося отчимом или мачехой ребенка-инвалида, справка жилищных органов или органов местного самоуправления, справки из медицинских учреждений, подтверждающие осуществление лечения и реабилитации ребенка-инвалида в присутствии сопровождающего лица, являющегося отчимом или мачехой, справки о доходах всех членов семьи и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях — решение суда об установлении данного факта.

Как справедливо отметили О. Г. Зубарева и М. Н. Малыхина, «...необходимо считать семейные отношения сложившимися, если воспитание и содержание пасынка (падчерицы) осуществлялось надлежащим образом не менее пяти лет при условии совместного проживания»10.

Ярким примером подобной ситуации является спор по делу по иску К.Л.М. к пенсионному органу об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости11.

Инициировав иск к пенсионному органу, К.Л.М. просила о признании отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, незаконным.

Истица требования мотивировала тем, что ответчиком ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что сын К.И.Б, 1992 года рождения, являвшийся ребенком-инвалидом, был усыновлен ею только в возрасте 12 лет, но фактически его воспитанием она занималась с одиннадцатимесячного возраста, когда вступила в брак с его отцом. По решению суда ребенок был оставлен проживать с отцом после расторжения брака с предыдущей супругой — матерью К.И.Б.

Истица полагала, что ею соблюдены все условия для назначения досрочной трудовой пенсии по старости: достижение возраста 50 лет, наличие необходимого страхового стажа 15 лет и воспитание ребенка инвалида с детства до достижения ребенком возраста 8 лет.

Решением Щелковского городского суда Московской области от 09.12.2014 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.

При разбирательстве жалобы, суд апелляционной инстанции указал, что ребенок-инвалид К.И.Б. был усыновлен истицей уже после достижения им установленного законом восьмилетнего возраста.

Московский областной суд констатировал, что выводы Щелковского городского суда являются правильными, согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11.05.2012 г. № 816-О, согласно которой то обстоятельство, что в правоприменительной практике при определении права женщины на назначение трудовой пенсии по данному основанию учитываются и усы-

10 Зубарева О.Г., Малыхина М.Н. Правовой статус пасынков (падчериц) и отчима (мачехи): условия реализации имущественных прав и обязанностей // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 120.

11 Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25.02.2015 г. по делу № 33-4072/2015. Электронный ресурс: URL: http://www/mosoblsud.ru (дата обращения: 20.09.2015).

новленные дети при условии, что усыновление состоялось до достижения каждым из них восьмилетнего возраста, т. е. при наличии подтвержденной правовой связи с каждым усыновленным ребенком до достижения им определенного возраста, само по себе не предполагает распространение такой практики на случаи, когда такая связь до достижения ребенком восьмилетнего возраста не подтверждена.

Анализ данной ситуации позволяет говорить о несовершенстве российского закона, поскольку мачеха ребенка-инвалида, непосредственно с ним проживавшая одной семьей и воспитывавшая его до восьмилетнего возраста, не сможет реализовать право на досрочную пенсию, а вот биологическая мать этого ребенка, не лишенная родительских прав, и, соответственно, участвующая в его воспитании в определенной степени, такое право иметь будет, поскольку действующее законодательство12 не запрещает биологической матери ребенка-инвалида, проживать отдельно от него и, при достижении установленного в законе возраста и стажа, воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 1 п. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».

В связи с этим, представляется, что предложенное нами нововведение будет соответствовать ст. 19 Конституции РФ, поскольку воспитывая ребенка-инвалида до восьмилетнего возраста, мачеха или отчим находятся в сходной с биологическими родителями ситуации и также подвержены повышенным психологическим и эмоциональным нагрузкам, физическим и материальным затратам, обусловленных наличием в семье «особого ребенка».

Как указал Конституционный Суд РФ13, право на досрочное назначение пенсии, не обусловлено фактом рождения ребенка, в связи с чем, предложенная нами гарантия для мачехи или отчима также не будет противоречить позиции Конституционного Суда РФ в этой части.

Принятие предложенных изменений не только восстановит социальную справедливость, но и будет способствовать повышению роли и ответственности отчима и мачехи, за воспитание детей-инвалидов.

Предлагается дополнить подп. 1 п. 1 с. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» нормой — «страховая пенсия по старости назначается досрочно при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, одному из родителей инвалидов с детства, мачехе или отчиму, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

12 См., например, Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 г. № 157н // Российская газета от 28.11.2014 г. № 272.

13 Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2005г. № 231-О «По жалобе гражданина Галеева Конспая Амамбаевича на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». URL: http://www/ksrf.ru (дата обращения: 20.09.2015).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25.02.2015 г. по делу № 33-4072/2015. URL: http:// www/mosoblsud.ru (дата обращения: 20.09.2015).

2. Единый архив экономических и социологических данных. URL: http:// www.sophist.hse.ru (дата обращения: 20.09.2015).

3. Зубарева О. Г., Малыхина М. Н. Правовой статус пасынков (падчериц) и отчима (мачехи): условия реализации имущественных прав и обязанностей // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 120.

4. Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 г. № 157н // Российская газета от 28.11.2014 г. № 272.

5. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 30.03.1998. № 13. Ст. 1474.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986.

7. Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 г. № 231-О «По жалобе гражданина Галеева Конспая Амамбаевича на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». URL: http://www/ksrf.ru (дата обращения: 20.09.2015).

8. Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 № 1365-О-О «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». URL: http://www/ksrf.ru (дата обращения: 20.09.2015).

9. Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 г. № 816-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гончар Веры Петровны на нарушение ее конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». URL: http://www/ksrf.ru (дата обращения: 20.09.2015).

10. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.09.2015).

11. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст.4920.

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 № 22-П «По делу о проверке конституционности части 11 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобой гражданки Г. Н. Куликовой». URL: http://www/ksrf.ru (дата обращения: 20.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.