Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА'

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъекты Союзного государства / системы образования / ЕГЭ / централизованное тестирование / Белая Русь / Русская цивилизация / патриотическое воспитание / subjects of the Union State / education systems / Unified State Exam / centralized testing / Belaya Rus / Russian civilization / patriotic education

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сергеев Николай Михайлович

В статье рассматриваются различия в системах образования Республики Беларусь и Российской Федерации, возникшие за время суверенного развития обоих государств и создающие препятствия при формировании образовательного пространства Союзного государства. Предлагаются пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сергеев Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF FORMATION OF A UNIFIED EDUCATIONAL SPACE OF THE UNION STATE

The article examines the differences in the education systems of the Republic of Belarus and the Russian Federation that arose during the sovereign development of both states and create obstacles in the formation of the educational space of the Union State. Ways to overcome them are suggested.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Николай СЕРГЕЕВ

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация

В статье рассматриваются различия в системах образования Республики Беларусь и Российской Федерации, возникшие за время суверенного развития обоих государств и создающие препятствия при формировании образовательного пространства Союзного государства. Предлагаются пути их преодоления.

Введение

Действующий Договор о создании Союзного государства (как это ни странно) не предусматривает создания общего (не говоря уже о едином) образовательного пространства. В статье 18 упомянутого договора говорится лишь о том, что развитие науки, образования и культуры находится в совместном ведении Союзного государства и государств-участников.

Системы высшего и среднего образования Республики Беларусь и России остаются во многом похожими и взаимосвязанными. В то же время за «суверенный период» в них накопилось немало отличий, которые создают определенные трудности в рамках образовательного пространства Союзного государства.

В наследство от СССР Российской Федерации и Республике Бе-

СЕРГЕЕВ Николай Михайлович - представитель Института стран СНГ в Республике Беларусь, Минск, email: rujansergeev@mail.ru.

Ключевые слова: субъекты Союзного государства, системы образования, ЕГЭ, централизованное тестирование, Белая Русь, Русская цивилизация, патриотическое воспитание.

DOI: 10.48137/23116412_2024_3_83

ларусь досталась общая система образования с едиными стандартами и правилами. Эта советская основа в целом сохраняется до сих пор, делая образовательные системы двух государств достаточно схожими. Тем не менее, за годы раздельного существования системы образования двух стран развивались независимо друг от друга по расходящимся траекториям.

При этом в первые годы суверенности белорусские школьники продолжали учиться по старым советским и новым, но изданным в России, учебникам. Впрочем, это относилось исключительно к естественнонаучным предметам - физике, химии, математике. Что ка-

сается гуманитарных предметов -истории, литературы, географии и других, то здесь положение принципиально иное.

Естественно, что новые учебники пишутся в соответствии с программами, разработанными министерством образования Республики Беларусь. В то же время, учитывая общую советскую основу, принципиальных расхождений между российскими и белорусскими учебниками по естественнонаучным предметам не существует. При этом в Белоруссии российская учебная литература может использоваться в неформальном порядке в качестве дополнительных учебных пособий.

Попытки внедрения Болонской системы в высшем образовании РБ и РФ

За постсоветское время системы образования Республики Беларусь и России претерпели ряд реформ, которые в каждом из субъектов Союзного государства осуществлялись отдельно друг от друга. Причем порой складывалось впечатление, что реформы, по крайней мере, в Республике Беларусь проводились, с одной стороны, без ясно определенного плана, с другой, идеологическая направленность реформ была ориентирована на т.н. «Болонский процесс». Вот что сказано по этому поводу на портале Президента Республики Беларусь: «В 2015 году Рес-

публика Беларусь вошла в Европейское пространство высшего образования (Болонский процесс), что подчеркивает высокий уровень качества образования в стране»1.

Болонская система предусматривала введение в белорусских вузах двухступенчатого образования - бакалавриата(1-я ступень, 4 года) и магистратуры (2-я ступень, 1-2 года). Однако заимствованная из Европы двухступенчатая конфигурация высшего образования оказалась не только громоздкой и неудобной по сравнению с прежней советской системой, но и привела

1 Система образования Республики Беларусь // https://president.gov.by/ru/belarus/social/ education (дата обращения: 11.06.2024).

к заметному снижению уровня подготовки специалистов.

По этому поводу заместитель председателя Совета Республики НС РБ В. И. Бельский заявил: «Беларусь сделала неправильный шаг, когда сократила подготовку в вузах до четырех лет. Что касается двух-

ступенчатого системы, то она у нас не прижилась. Мы ее искусственно внедрили, но это не дало должных результатов. Нужно возвращаться к прежним проверенным формам»2.

В июне 2022 года Республика Беларусь и Россия прекратили участие в Болонском процессе.

Особенности системы среднего образования РБ

В начале 1990-х годов белорусские власти озадачились вопросом изменения доставшейся от БССР системы образования, которая на новом историческом этапе «должна соответствовать общественно-политическим реалиям». По сути, речь шла об изменениях в сторону сближения белорусской средней и высшей школы к западной образовательной модели. В 1994 году была опубликована концепция перехода к 12-летнему среднему об-разованию3, а в 1998 году началось ее внедрение. Тогдашний министр образования РБ В. И. Стражев утверждал, что переход к 12-летнему образованию поддерживало 75% учителей и директоров школ. Помимо того, в учебный процесс были введены 10-балльная система оценки знаний и централизованное тестирование школьников.

Однако реформа не пошла. Поток нареканий был столь велик, что

весной 2008 года этот вопрос рассматривался на уровне президента. Выступая на специальном совещании 17 апреля 2008 года, президент РБ А. Г. Лукашенко отметил следующее: «Надо рассмотреть проблему комплексно и ответить на вопросы: стали ли дети умнее и здоровее от того, что проведут в школе целых 12 лет; какие социальные, моральные и правовые последствия мы получим, задерживая за партой вполне созревших молодых людей?»4.

По итогам совещания 17 июля 2008 года был издан декрет президента «Об отдельных вопросах общего среднего образования», который завершил непродолжительную эпоху 12-летнего образования. Одновременно Лукашенко высказывался за возврат к пятибалльной системе оценки знаний учащихся, но проводники «европейской линии» сумели убедить президента

2 От Болонской системы нужно отходить // https://sputnik.by/20230821/ot-bolonskoy-sistemy-nuzhno-otkhodit--belskiy-1078721231.html (дата обращения: 11.06.2024).

3 Программа реализации реформы общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь. Мн.: НИО. 1997. 30 с.

4 Был ли ошибкой двенадцатый класс? // https://www.sb.by/articles/byl-li-oshibkoy-dvenadtsatyy-klass.html (дата обращения: 13.06.2024).

оставить все без изменения. Десятибалльная система оценки знаний действует в Белоруссии до сих пор5.

При этом говорить о каких-либо преимуществах десятибалльной

системы не приходится, зато между системами образования Республики Беларусь и Российской Федерации было создано еще одно различие.

Процесс унификации систем тестирования двух стран

В Республике Беларусь и России независимо друг от друга отказались от советской системы вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения, заменив их тестированием. В Российской Федерации - это единый государственный экзамен (ЕГЭ), в Белоруссии - централизованное тестирование (ЦТ). Долгое время эти системы никак не состыковывались друг с другом, и только в последние годы началось их сближение. Российский ЕГЭ одновременно выполняет роль выпускных школьных экзаменов и вступительных испытаний в высшие учебные заведения. В Белоруссии долгое время школьные экзамены сдавались отдельно от централизованного тестирования.

С 2023 года в систему выпускных и вступительных испытаний Республики Беларусь был включен централизованный экзамен (ЦЭ), который предполагает сдачу двух учебных предметов - государственного языка (русского либо белорус-

ского) и одной из дисциплин (по выбору учащихся): физика, математика, биология, химия, история, иностранный язык, обществоведение либо география.

Для последующей сдачи ЦТ выпускник/абитуриент вправе выбрать три предмета в соответствии с профилем избранного для поступления учебного заведения. При этом для получения аттестата об общем среднем образовании выпускники 11 класса сдают только централизованный экзамен.

В 2021 году Республика Беларусь и Российская Федерация ввели систему взаимного признания результатов ЕГЭ и ЦТ, что позволило белорусским выпускникам поступать в российские вузы по результатам ЦТ, а россиянам - в вузы Белоруссии, соответственно, по итогам ЕГЭ6.

В начале апреля 2024 года вышло Постановление министерства образования Республики Беларусь, в соответствии с которым российские абитуриенты, начиная с теку-

5 12 лет, оценки и экзамены: какие реформы пережила белорусская школа? // https:// sputшk.by/20190923/12-let-otsenki-i-ekzameny-kakie-reformy-perezhila-belomsskaya-shkola-1042801544.html (дата обращения: 13.06.2024).

6 Требуется единый экзамен для поступления в вузы двух стран / / https://rg.ru/2021/07/21/ trebuetsia-edinyj-ekzamen-dlia-postupleniia-v-vuzy-dvuh-stran.html (дата обращения: 13.06.2024).

щего года, смогут поступать в белорусские вузы на бюджетную форму обучения по результатам ЕГЭ. Всего для этих целей определено 125 специальностей в различных вузах республики. По словам министра образования РБ А. И. Иванца, для обучения российских граждан в белорусских высших учебных заведениях на бюджетной основе выделено порядка тысячи мест. Притом бюджетные места для российских граждан не входят в квоту бюджетных мест для белорусских студентов и являются двумя параллельными потоками, которые между собой не связаны.

Следует отметить, что до принятия данного постановления граждане России, сдавшие ЕГЭ, могли поступать в высшие учебные заведения Республики Беларусь только на платную форму. После окончания белорусских вузов российские выпускники могут трудоустроиться по полученной специальности, в том числе на белорусские предприятия7.

За последние годы произошел существенный рост квот, выделяемых правительством России на обучение на бюджетной основе студентов из Белоруссии. Так, если в 2018/2019 учебном году бюджет-

ных мест для белорусских студентов в российских вузах было выделено всего только 203, в 2019/2020 году - 241, в 2021/2022 году - 700, то в 2023/2024 учебном году - уже 1300 мест8. 1300 мест предоставляется для поступления в российские вузы на бюджет и в текущем году.

Данная квота дает право на бесплатное обучение в российском вузе, стипендию и место в общежитии. Российские вузы пользуются большой популярностью у белорусских абитуриентов. Общее культурно-языковое пространство и традиционно высокое качество образования привлекают белорусскую молодежь. Кроме того, по ряду специальностей (в частности, по ядерной энергетике), востребованных в Белоруссии, образование можно получить только в России. Всего по данным министерства науки и высшего образования РФ, на начало февраля 2024 года в России училось более 12,5 тысяч белорусских граждан на разных уровнях и специальностях. Из них порядка 5 тысяч человек обучается за счет федерального бюджета9.

Однако белорусские абитуриенты, желающие поступать в российские вузы, столкнулись с неожиданной проблемой. В мае 2023 года

7 Россияне смогут поступать в вузы Беларуси на бюджет по результатам ЕГЭ // https:// sputmk.by/20240406/rossiyane-smogut-postupat-v-vuzy-belarusi-na-byudzhet-po-rezultatam-ege-1085245127.html (дата обращения: 13.06.2024).

8 Как бесплатно получить образование в России: квоты, экзамены при вузах и ЦТ // https:// sputnik.by/20210422/Kak-besplatno-poluchit-obrazovanie-v-Rossii-kvoty-ekzameny-pri-vuzakh-i-TsT-1047459224.html (дата обращения: 14.06.2024).

9 Как бесплатно получить образование в России: квоты, экзамены при вузах и ЦТ // https:// sputnik.by/20210422/Kak-besplatno-poluchit-obrazovanie-v-Rossii-kvoty-ekzameny-prl-vuzakh-i-TsT-1047459224.html (дата обращения: 13.06.2024).

вступил в силу закон, предусматривающий отмену отсрочки от призыва на военную службу для студентов, поступающих в зарубежные, включая российские, высшие учебные заведения. Данный закон вполне оправдан относительно тех, кто уехал на Запад, но он затрагивает и тех ребят, которые получают образование в России и после завершения учебы будут трудиться на благо Союзного государства, а значит, и Республики Беларусь.

Еще в период, когда упомянутый закон находился в стадии законопроекта, родители старшеклассников, намеревавшихся продолжить образование в российских вузах, многократно обращались к законодателям и в министерство обороны РБ с просьбой сделать исключение для белорусских студентов российских вузов как для граждан Союзного государства. Однако обращения родительской обще-

ственности действия не возымели. Министерство обороны РБ недвусмысленно заявило: «Принятие изменений в закон о воинской обязанности обусловлено интересами обороны и национальной безопасности Республики Беларусь. Его публичное обсуждение на основании части третьей пункта 2 статьи 7 закона не предусмотрено»10.

Таким образом, с одной стороны, Россия открывает дополнительные возможности получения белорусской молодежью качественного образования в российских вузах. И одновременно белорусская сторона создает дополнительные трудности на этом пути. Очевидно, что эта ситуация противоречит принципу равных возможностей, которые граждане Российской Федерации и Республики Беларусь должны иметь на всей территории Союзного государства и требует ис-правления11.

Понятие патриотизм и воспитание молодежи

После событий 2020 года в Республике Беларусь существенно возросло внимание к патриотическому воспитанию детей и молодежи. По мнению Национального института образования, «патриотизм выступает в качестве фактора единения, сплочения различных социальных,

национальных, религиозных и иных групп и формирует убеждение в необходимости всесторонней, в том числе и военной, защиты Отечества»12.

Только здесь возникает закономерный вопрос: что в данном случае понимается под Отечеством? С

10 Родители и студенты в тревожном ожидании: что будет в законе об отсрочках? // https:// sputnik.by/20230418/postupit-za-granitsu-nelzya-ostatsya-chto-budet-s-otsrochkami-dlya-studentov-1074496849.html

11 Там же.

12 Военно-патриотическое воспитание учащихся в учреждениях общего среднего образования в контексте современных вызовов // https://adu.by/images/2022/10Z4.pdf

конца 1991 года до президентской кампании 2020 года Отечество однозначно ограничивалось Республикой Беларусь. В декабре 2021 года Александр Лукашенко дал обновленное емкое определение понятию Отечество: «Мы имеем сегодня единое Отечество от Бреста до Владивостока. Это та территория, где живет один народ»13. Однако, чтобы это определение Отечества не осталось всего лишь красивым изречением, ему необходимо правовое оформление на уровне Союзного государства.

Стержнем патриотического воспитания детей, молодежи и вообще населения должно быть осознание неразрывного национально-культурного единства белорусов с русским народом, Белой Руси с Великой Россией, их принадлежности к великой цивилизации Русского мира. Только в этом случае созданная в Республике Беларусь система патриотического воспитания взрастит патриотически и созидательно настроенную молодежь.

В настоящее время система патриотического воспитания имеет следующие очертания. С 1 сентября 2021 года в средних учебных заведениях РБ была введена должность руководителя военно-патриотического воспитания (военрука), деятельность которого «направлена на формирование у молодежи вы-

сокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к службе в Вооруженных Силах, выполнению гражданского долга по защите интересов Родины».

По сведениям министерства образования РБ, на 1 января 2024 года в учреждениях общего среднего образования показатель обеспеченности руководителями по военно-патриотическому воспитанию составил 95 процентов. В 220 средних учебных заведениях республики создано 337 профильных классов военно-патриотическому направленности, в которых обучается более 4 тысяч учащихся14.

В Республике Беларусь действует девять кадетских училищ. По одному училищу - в Брестской, Гомельской, Гродненской, Могилев-ской областях и Минске, по два - в Витебской и Минской областях. Всего в них обучаются порядка тысячи восемьсот кадетов. Кроме того, на базе Гомельского, Полоцкого, Гродненского и Могилевского областного кадетских училищ созданы ресурсные центры по военно-патриотическому воспитанию.

Помимо кадетских училищ, действуют Специализированный лицей МВД Республики Беларусь и Лицей при Гомельском инженерном институте МЧС Республики Беларусь (срок обучения - 5

13 Лукашенко о Союзном государстве: будет единое Отечество // https://sputnik. by/20211213/lukashenko-o-soyuznom-gosudarstve-budet-edinoe-otechestvo-1058687162.html (дата обращения: 14.06.2024).

14 В Беларуси почти 4 тыс. школьников обучаются в классах военно-патриотической направленности // https://www.belta.by/society/view/v-belarusi-pochti-4-tys-shkolnikov-obuchajutsja-v-klassah-voenno-patrioticheskoj-napravlennosti-613481-2024/ (дата обращения: 13.06.2024).

лет, 7-11классы). В обоих лицеях обучаются юноши с последующим поступлением в высшие учебные заведения МВД Республики Беларусь (Академия МВД РБ, Могилев-ский институт МВД РБ) и МЧС Республики Беларусь (Командно-инженерный институт МЧС РБ, Гомельский инженерный институт МЧС РБ).

Вместе с тем ключевым звеном в системе кадетского образования является Минское суворовское военное училище (МСВУ основано в 1953 г., срок обучения - 5 лет, 7-1 классы).

При этом главной идеей военно-патриотического воспитания суворовцев и кадетов выступает память о подвиге воинов Красной армии и советских партизан в годы Великой Отечественной войны.

Выпускники МВСУ и кадетских училищ в подавляющем большинстве становятся курсантами военных учебных заведений, учебных заведений МВД и МЧС. Так, в 2023 году 74,3 процента выпускников кадетских училищ связали свое будущее со службой в вооруженных силах, правоохранительных органах и МЧС. Что касается выпускников МВСУ, то там подобный показатель более 90 процентов. Подготовку военных кадров в Белоруссии осуществляют Военная академия Республики Беларусь, Институт пограничной службы

Республики Беларусь, а также военные факультеты ряда гражданских высших учебных заведений15.

Всего в 2024 году в военные учебные заведения и военные факультеты высших учебных заведений Белоруссии, в которых осуществляется подготовка кадров для вооруженных сил, других силовых структур и МЧС, предполагается принять в общей сложности 1 250 курсантов.

Помимо того, в 2024 году министерство обороны РБ планирует направить на обучение в военные учебные заведения министерства обороны России 116 курсантов. В 2023 году на обучение в военные учебные заведения Российской Федерации было направлено 97 белорусских курсантов. Это следует из опубликованных белорусским министерством обороны контрольных цифр приема курсантов на 2024 год16. После завершения обучения офицеры будут проходить службу в Вооруженных силах РБ, во Внутренних войсках МВД РБ, Государственном пограничном комитете РБ и КГБ РБ.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на малочисленность групп курсантов из РБ, прибывающих на учебу в Россию, и отметить, что обучение российских курсантов в белорусских военно-учебных заведениях не производится.

15 Военные учебные заведения Республики Беларусь // https://dyatlovo.gov.by/ru/voen_z-ru/ (дата обращения: 13.06.2024).

16 Военное образование. Контрольные цифры приема в ВУЗы // https://www.mil.by/ru/ educatюn/priem/ (дата обращения: 13.06.2024).

Заключение

В 2024 году исполняется 25 лет Договору о создании Союзного государства, но за этот уже немалый срок так и не определена та идейная основа, на которой можно было бы выстроить прочное здание союзной государственности.

После драматических событий 2020 года в РБ и отказа (вынужденного) официального Минска от едва не погубившей белорусскую государственность политики «многовекторности», в научной среде и в обществе в целом достигнуто согласие в вопросе отрицания коллаборационистской б-ч-б - символики и пронацист-ской идеологии.

Патриотическое воспитание молодежи строится (с изрядной долей формализма) на памяти о Великой Отечественной войне, которая в то же время основывается в большинстве своем на событиях, происходивших на территории Белоруссии: оборона Брестской крепости и Могилева, операция «Багратион», партизанское движение. При этом практически ничего не говорится о том, что воины Красной армии, советские партизаны и подпольщики сражались за Советскую Родину от Бреста до Владивостока.

Представляется крайне необходимым подготовка и введение уже в ближайшее время единого для Республики Беларусь и России школьного курса по истории Великой Отечественной войны. В Белоруссии уже выросло целое поколе-

ние молодых людей, которые довольно смутно представляют себе ход войны, не имеют представление о роли центральных органов СССР в организации отпора врагу и партизанского движения на оккупированных территориях.

В последнее время в Республике Беларусь на официальном уровне много говорится о братской России, но при этом линия на отдельность Белоруссии от России в идеологической работе неуклонно выдерживается.

17 сентября в Республике Беларусь отмечается государственный праздник - День народного единства, который установлен в 2021 году. 17 сентября 1939 года начался Освободительный поход Красной армии в Западную Белоруссию, находившуюся под владычеством Польши. Патриотическая общественность более двух десятилетий добивалась установления в этот день памятной или праздничной даты. Однако после установления праздника на официальном уровне практически не упоминается о Державе, принесшей освобождение Западной Белоруссии: «Дата выбрана не случайно: этот день стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного в 1921 г. по условиям Рижского договора. Восстановленное в 1939 г. единство позволило Беларуси выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в между-

народном сообществе, стать одним из соучредителей ООН»17.

Еще более проблематично дела обстоят с историей дореволюционного периода. За годы существования белорусской «суверенной исторической науки» образовался влиятельный слой историков-поль-щизников, проводящих давнишнюю линию иезуитов «чтобы на Руси не было Руси», вся «научная» деятельность которых сводится к формированию в белорусском обществе отчужденного отношения к России и навязыванию фальшивой концепции отдельности белорусов от русского народа. Исходя из этого, надо понимать, что работа созданной Российско-белорусской комиссии по истории будет непростой, и от историков, стоящих на

позиции общерусского единства, потребуется научная честность, принципиальность и твердость в отстаивании исторической правды.

Наряду с этим для дальнейшего развития Союзного государства необходимо создание правовых скреп белорусско-российского единства. Для чего Федеральным собранием России и Национальным собранием Республики Беларусь необходимо согласованно принять законы «О едином Отечестве (от Бреста до Владивостока)» и «О гражданстве Союзного государства», благодаря которым белорусские и российские граждане перестанут, наконец, быть друг для друга иностранцами, и это будет решительный шаг на пути воссоединения триединого русского народа.

Список литературы

1. Лёвкин Г. А., Петровский Н. А. Создание и перспективы развития Союзного государства России и Беларуси // Огарёв-Online. 2024. № 3. С. 1-6.

2. Шведков И. А. Интеграционные процессы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // Вестник науки. 2024. № 5 (74). С. 387-393.

3. Багдасарян С. Д., Гришина Т. М. Стратегия национальной безопасности РФ в условиях евразийской интеграции и кризиса международных отношений // Власть. 2024. № 3. С. 40-46.

4. Храмцова Ф. И., Надольская В. И. Методология совершенствования государственной идеологической политики в Республике Беларусь // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. Vol. 3-4 (90). С. 62-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 17 сентября - День народного единства // https://gosstandart.gov.by/17-sentyabrya-%E2%80%93-den-narodnogo-yedinstva (дата обращения: 13.06.2024).

SERGEEV Nikolay M. - representative of the Institute of CIS Countries in Belarus, Minsk, email: rujansergeev@mail.ru.

Keywords: subjects of the Union State, education systems, Unified State Exam, centralized testing, Belaya Rus, Russian civilization, patriotic education.

ISSUES OF FORMATION OF A UNIFIED EDUCATIONAL SPACE OF THE UNION STATE

Annotation

The article examines the differences in the education systems of the Republic of Belarus and the Russian Federation that arose during the sovereign development of both states and create obstacles in the formation of the educational space of the Union State. Ways to overcome them are suggested.

References

1. Levkin G. A., Petrovsky N. A. The creation and prospects of the development of the Union State of Russia and Belarus // Ogarev-Online. 2024. No. 3. pp. 1-6.

2. Shvedkov I. A. Integration processes between the Russian Federation and the Republic of Belarus // Bulletin of Science. 2024. No. 5 (74). pp. 387-393.

3. Baghdasaryan S. D., Grishina T. M. The strategy of national security of the Russian Federation in the context of Eurasian integration and the crisis of international relations // Power. 2024. No. 3. pp. 40-46.

4. Khramtsova F. I., Nadolskaya V. I. Methodology of improving state ideological policy in the Republic of Belarus // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2024. Vol. 3-4 (90). pp. 62-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.