Научная статья на тему 'Вопросы финансового регионализма в восточноазиатской экономической интеграции'

Вопросы финансового регионализма в восточноазиатской экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухаммад Хасиб Азиз

Все большую роль в мировых интеграционных процессах играет финансовый регионализм, хотя это явление возникло совсем недавно. В 2009 г. на фоне углубляющегося мирового экономического кризиса страны Восточной Азии достигли соглашения о создании регионального валютного фонда объемом 120 млрд. долл. Цель фонда – оказание экстренной помощи странам региона вне рамок МВФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы финансового регионализма в восточноазиатской экономической интеграции»

Мухаммад Хасиб Азиз

независимый соискатель ТашГИВ

ВОПРОСЫ ФИНАНСОВОГО РЕГИОНАЛИЗМА В ВОСТОЧНОАЗИАТСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Все большую роль в мировых интеграционных процессах играет финансовый регионализм, хотя это явление возникло совсем недавно. В 2009 г. на фоне углубляющегося мирового экономического кризиса страны Восточной Азии достигли соглашения о создании регионального валютного фонда объемом 120 млрд. долл. Цель фонда - оказание экстренной помощи странам региона вне рамок МВФ.

На протяжении многих десятилетий региональная экономическая интеграция является неотъемлемым феноменом мировой экономики, расширяются ее масштабы и совершенствуются формы, растет число стран, активно участвующих в этом процессе.

В экономической теории принято выделять два аспекта региональной интеграции: регионализм и регионализацию. Регионализм, или "интеграция сверху", реализуется через формальные институты и договоренности на межгосударственном уровне, а регионализация, или корпоративная интеграция, - через спонтанное сближение и взаимопереплетение экономик стран региона. Регионализация охватывает процессы инвестиционного и торгового взаимодействия бизнес-структур, миграцию трудовых ресурсов, а также сотрудничество на уровне субнациональных органов власти (например, приграничное)1.

Как показывает анализ, в последнее время регионализм стал важной особенностью мировой системы торговли. За период после окончания второй мировой войны и до начала 2012 года появилось

1 Либман А. Модели корпоративной интеграции: региональные особенности. //Мировая экономика и международные отношения, №5, 2008. С. 47.

более 500 уведомлений относительно двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле, причем большинство из них было заключено в последние два десятилетия. В рамках интеграционных многосторонних и двусторонних соглашений в настоящее время реализуется около 60% международной торговли. По оценкам, к 2013 году 80% всей торговли на американском контингенте будет осуществляться в беспошлинном режиме2.

Как показывает мировая практика, многие страны являются членами одного или нескольких интеграционных объединений. В мире функционируют более 170 интеграционных объединений, 84% из них считаются свободными зонами торговли. Это связано с усложнением процессов либерализации торговли и инвестиций в рамках многосторонних соглашений ВТО. Со второй половины 1990 года усилился процесс создания межрегиональных зон свободной торговли с привлечением стран регионов, в результате появились крупные интеграционные объединения,

2 Масахиро К., Доменико Л. Финансовый регионализм. //Финансы и развитие. Сентябрь, 2012. С. 23.; Спартак А. Современный регионализм. // Мировая экономика и международные отношения, №1, 2011. С. 3.

Таблица 1.

Основные показатели отдельных экономических интеграционных объединений1

Площадь, млн. кв. км Населения, млн. чел. ВВП (ППС), трлн. долл. ВВП на душу населения (ППС), тыс. долл. Количество стран

ЕС 4,3 501,1 15,2 30,4 27

НАФТА 21,8 457,3 17,2 35,5 3

АСЕАН 4,5 601,0 3,1 5,1 10*

ЕврАЗЭС 20,4 182,3 1,7 9,3 5

Таблица 2.

Экспорт товаров в торговле между ведущими интеграционными объединениями мира, в процентах к общему количеству2

1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.

ЕС - - 67,5 66,8 65,3

НАФТА 42,6 46,0 55,6 55,8 32,3

МЕРКОСУР 8,9 20,5 21,0 12,9 15,7

АСЕАН 20,1 25,5 24,0 24,9 24,6

охватившие основные регионы мира (таблица 1).

Главным показателем, отражающим уровень развития связей между международными экономическими интеграционными объединениями, является показатель торговли между странами-членами. Например, при достигнутом высоком уровне интеграции ЕС данный показатель в 2010 году был равен 65,3% (таблица 2).

Мировой опыт показывает, международная экономическая интеграция является эффективным инструментом в интегрировании национальной экономики в мировое хозяйство, а также возможностью обеспечения устойчивого экономического роста, повышения доходов населения, развития человеческого капитала, осуществления структурных сдвигов в экономике, управления и повышения качества производства и инвестиций.

Все большую роль в мировых интеграционных процессах играет финансовый регионализм, хотя это явление возникло совсем недавно. В мире публикуется

1 Красавина Л.Н. Тенденции развития международных валютных отношений в условиях глобализации мировой экономики. //Деньги и кредит, № 11, 2011. С. 17.

2 Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. /под ред.

Проф. А.С.Булатова, проф. Н.Н.Ливенцева. -М.: "Магистр", 2010. С. 167; International Trade Statistics. WTO. Geneva. 2011 йил маълумотлари асосида тузилган.

значительное количество теоретических работ, посвященных торговому регионализму, однако наши представления о финансовом регионализме являются весьма ограниченными, несмотря на его потенциально обширное воздействие на формирование международной финансовой архитектуры. Это справедливо и в отношении Европы, где недавно было предложено создать Европейский механизм стабильности, призванный выполнять функции механизма кредитования валютного союза для предоставления прямой помощи суверенным образованиям, и в отношении других регионов мира.

В этом контексте опыт Восточноазиатс-кой экономической интеграции вызывает огромный научно-практический интерес.

Концепция Восточноазиатской экономической интеграции впервые была сформулирована в середине 1960-х гг. японским экономистом Киеси Кодзима. Но практическая реализация этих идей начала осуществляться только в 2000-х гг. Вначале, в 1967 г., восточноазиатский «общий рынок» был реализован только странами - Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами - образован АСЕАН3. Только в 1990-х гг. восточноазиатская интеграция получила логическое завершение за счет вступ-

3 англ. Association of South-East Asian Nations, ASEAN

ления в ассоциацию Брунея, Вьетнама, Лаоса, Мьянмы и Камбоджи, что можно оценить как окончание длительного разделения Юго-Восточной Азии на две противостоящие группировки. Экономическая интеграция в регионе Восточной Азии осуществляется в рамках двух конкурирующих межправительственных организаций: АПТ (10 стран АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея) и Саммита Восточной Азии (страны АПТ, Индия, Австралия и Новая Зеландия).

Вскоре была выдвинута идея «АСЕАН + 3» - создание валютного интеграционного объединения в составе АСЕАН и трех крупнейших азиатских экономик - Китая, Японии и Южной Кореи. Первоначально предложение не встретило поддержки, казалось, было направлено в противодействие форуму АТЭС, но в 1997 г. в ответ на азиатский финансовый кризис страны АСЕАН + 3 приняли «Соглашение о свопе» (ASEAN Swap Arrangement), согласно которому центральные банки для избегания суверенных дефолтов могли заключать между собой двусторонние свопы доллар/национальная валюта, всего на общую сумму $ 300 млн. долл. Вскоре к этому механизму подключилась «Большая азиатская тройка» и было заключено соглашение, получившее название «Чиангмайская инициатива» (по названию таиландского города Chiang Mai). Общий объем договоров рос и составил около 1 млн. долл., к концу 2004 г. - 36,5 млн., 2007 г. - 64 млн., 2009 г. - 90 млн. 1 .

В 2009 г. на фоне углубляющегося мирового экономического кризиса страны Восточной Азии достигли соглашения о создании регионального валютного фонда объемом 120 млрд. долл. Цель фонда - оказание экстренной помощи странам региона вне рамок МВФ, 80% объема формирующегося фонда составят средства так называемой «северной тройки» -Китая, Японии и Республики Корея2. Это

1 Люкевич И.Н. Мировая денежная система как совокупность валютных регионов. //"Международная экономика", № 10, 2011. с. 70.

2 Севастьянов С. Новые проекты Азиатско-Тихоокеанской интеграции. //Мировая экономика и международные отношения, № 1, 2011. С. 49.

позволит названным странам играть в фонде ключевую роль.

Чиангмайская инициатива носила неодносторонний характер: реализация свопов на 100 % была возможна только при участии МВФ (без «привязки» можно было использовать только 10 %, а затем 20 % ресурсов); кроме того, были потенциальные сложности с управлением системой свопов, не было центрального органа, который бы контролировал активацию таких кредитных линий. Для преодоления этих практических неудобств Чиангмайская инициатива с 2010 г. преобразована в Чиангмайскую многостороннюю (англ. МиШЫега^а^оп) инициативу.

Чиангмайская инициатива, учрежденная вскоре после того, как США и МВФ выступили против предложения Японии о создании Азиатского валютного фонда, дополняет более широкий набор усилий по интеграции, направленных на углубление торговых и финансовых связей в Восточной Азии. Эти усилия включают Инициативу в отношении азиатских рынков облигаций и программы Азиатского облигационного фонда по развитию рынков облигаций в национальных валютах, в том числе запуск Механизма кредитных гарантий и инвестиций, призванный способствовать выпуску корпоративных облигаций в регионе.

Еще одним потенциально важным шагом является продвижение к заключению соглашения о свободной торговле АСЕАН + 3 или АСЕАН + 6 (АСЕАН + 3, расширенная за счет Австралии, Индии и Новой Зеландии), которое должно содействовать укрупнению рынка товаров, услуг и инвестиций. В рамках этих же усилий было внесено предложение учредить Азиатский диалог о финансовой стабильности, а также создать Индекс азиатской валютной корзины для оценки колебаний отдельных валют региона по отношению к региональному среднему курсу.

Вместо сети двусторонних соглашений страны АСЕАН + 3 создали общий фонд, фактически объединив валютные резервы региона. Каждый участник наделен правом заключать своп-сделки с фондом по обмену национальной валюты на долл.

Таблица 3

Вклады и мультипликаторы стран АСЕАН+3 в валютный фонд, сформированный в рамках Чиангмайской многосторонней инициативы1

Страна Взносы стран Мультипликатор

млрд. долл. %

Китай и Япония По 38,40 По 32,00 0,5

Южная Корея 19,20 16,00 1,0

Страны «плюс 3» 96,00 80,00 -

Индонезия, Таиланд, Малайзия, Сингапур По 4,77 По 3,97 2,5

Филиппины 3,68 3,07 2,5

Вьетнам 1,00 0,83 5,0

Камбоджа 0,12 0,10 5,0

Мьянма 0,06 0,05 5,0

Бруней, Лаос По 0,03 По 0,02 5,0

Страны АСЕАН 24,00 20,00 -

Всего 120,00 100,00 -

США в количестве, равном его вкладу, умноженному на мультипликатор (табл. 3).

Как показывает Чиангмайская инициатива, членами региональных финансовых механизмов являются разные по величине страны. На долю Китая, САР Гонконга и Японии приходится 64 процента финансовых взносов в АСЕАН + 3, что отражает значительный вес экономики этих стран.

С учетом крупных размеров экономики этих стран, они вряд ли станут заемщиками, но доля их квот подчеркивает важную функцию региональных финансовых механизмов как средства управления региональными вторичными эффектами и урегулирования последствий проблем, возникающих за пределами региона. Использование регионального механизма позволяет справиться с дезорганизацией внутрирегиональных торговых и инвестиционных потоков, возникшей из-за проблем в малых странах, и тем самым сохранить общую стабильность в регионе.

Чиангмайская инициатива располагает лишь ограниченными возможностями в плане формулировки и обеспечения выполнения условий, предъявляемых к экономической политике в связи с кризисным кредитованием, и таким образом, призванных дополнять программу МВФ. Это было закреплено в «увязке с МВФ», согласно ко-

1 Люкевич И.Н. Мировая денежная система как совокупность валютных регионов. //"Международная экономика", № 10, 2011. с. 70.

торой для любых заимствований, превышающих определенный порог, требуется одновременно действующая программа МВФ. Порог, первоначально установленный на уровне 10 процентов от максимального лимита заимствований, в настоящее время повышен до 30 процентов, а к 2014 году его планируется поднять до 40 процентов. Это ослабление увязки с МВФ может уменьшить важность одной из причин, по которым Чиангмайская инициатива еще никогда не приводилась в действие: ее обязательная увязка с МВФ и нежелание государств-членов инициативы брать займы у МВФ.

Скорее всего, любое дальнейшее ослабление увязки с МВФ будет зависеть от параллельного укрепления потенциала в области экономического надзора, поддерживаемого новым подразделением - Центром макроэкономических исследований АСЕАН + 3 (АМРО). АМРО должен будет доказать свою способность в достаточной степени дистанцироваться от государств-членов, чтобы не только исполнять полномочия, но и стать авторитетом в сфере независимой оценки экономической политики своих государств-членов. Эта проблема характерна для региональных финансовых механизмов в целом и даже для самого МВФ.

Азиатским банком развития в 2006 г. предложено начать диалог о введении общеазиатской расчетной денежной еди-

ницы ACU (Asian Currency Unit) по модели, заимствованной от ECU (European Currency Unit). Эта идея поддержана Японией.

Таким образом, можно говорить о том, что единая валюта стран Юго-Восточной Азии - реальная и в целом не такая далекая перспектива. Чиангмайская многосторонняя инициатива является второй после еврозоны реально действующей валютной интеграцией, в регионе наблюдается высокий уровень внутренней торговли, и это торговля высокотехнологичными товарами. Валютный союз будет основан на иене - одной из самых сильных мировых валют, являющейся составной четырех валют корзины SDR.

Однако на сегодняшний день перспективы ACU тормозятся многочисленными дезинтегрирующими факторами. Во-первых, регион дифференцирован по уровню экономического и социального развития, например, масштаб рынка облигаций, варьируется от 2 млн. долл. в Индонезии до 300 млн. долл. в Корее (среднедушевой ВВП дифференцирован от 20о долл. в Мьянме до 40000 долл. в Японии)1. Во-вторых, мобильность факторов производства находится на низком уровне, страны Восточной Азии по-прежнему сохраняют ограничения на операции, связанные с движением капитала, почти полностью выведена за

рамки либерализации торговля товарами сельскохозяйственного производства и автомобильной промышленности. В-третьих, появление азиатской валюты приведет к спросу на нее. Но в настоящее время Япония и Китай заинтересованы не столько в связанном с этим укреплением, сколько в сохранении заниженных курсов своих валют. В-четвертых, отсутствуют практические продвижения в реализации Чианг-майской инициативы, в частности, не было ни одной активации свопов. Отсутствует единый контролирующий и регулирующий центр - аналог МВФ, который в перспективе мог бы взять на себя функции эмитента региональной валюты. Но создание такого наднационального института невозможно без страны-лидера, способной настоять на таком решении, а в регионе за лидерство соперничают Япония, КНР, а также Республика Корея. В-пятых, политические факторы. Различия политических систем, территориальные споры и, в целом, Юго-Восточная Азия не считает себя единым регионом (как, например, Европа) и отдает приоритет двустороннему, а не многостороннему сотрудничеству. Кроме того, позиция некоторых стран (Японии, Сингапура, Республики Корея) нередко зависит от американской позиции.

Список литературы:

Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. /под ред. проф. А.С.Булатова, проф. Н.Н.Ливенцева. -М.: "Магистр", 2010.

Либман А. Модели корпоративной интеграции: региональные особенности. //Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2008. С. 47-53.

Масахиро К., Доменико Л. Финансовый регионализм. //Финансы и развитие. Сентябрь 2012. С. 23-25.

Спартак А. Современный регионализм. //Мировая экономика и международные отношения, № 1, 2011. С. 3-15.

Красавина Л.Н. Тенденции развития международных валютных отношений в условиях глобализации мировой экономики. //"Деньги и кредит", № 11, 2011. С. 17-23.

Люкевич И.Н. Мировая денежная система как совокупность валютных регионов. //"Международная экономика", № 10, 2011. с. 67-81.

Севастьянов С. Новые проекты Азиатско-Тихоокеанской интеграции. //Мировая экономика и международные отношения, № 1, 2011. С. 48-54.

International Trade Statistics. WTO. Geneva, 2011.

1 Люкевич И.Н. Мировая денежная система как совокупность валютных регионов. //Международная экономика, № 10, 2011. с. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.