Научная статья на тему 'Вопросы экономической политики Армении в рамках интеграции в ЕАЭС'

Вопросы экономической политики Армении в рамках интеграции в ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / АРМЕНИЯ / ЕАЭС / ЭКСПОРТ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ECONOMIC POLICY / ARMENIA / EAEU / EXPORT / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорян К. Г.

В статье исследуются вопросы экономической политики Армении в период интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также новой индустриальной политики Армении и конкурентоспособности продукции. Выявлены факторы, оказывающие влияние на экспорт страны, оценена важность роли интеграции республики в ЕАЭС, а также обоснована необходимость нового механизма работы крупных компаний и малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the economic policy of Armenia in the period of integration of the Eurasian economic Union (EEU) and the new industrial policy of Armenia and competitiveness of products. The factors influencing the exports of the country, appreciated the importance of the role of the Republic's integration into the EAEU, as well as the necessity of a new mechanism of work of large companies and small and medium enterprises.

Текст научной работы на тему «Вопросы экономической политики Армении в рамках интеграции в ЕАЭС»

Григорян К.Г.,

к.э.н., доцент кафедры макроэкономики ГНКО «Армянский государственный экономический университет (АГЭУ)» E-mail: [email protected]

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АРМЕНИИ В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИИ В ЕАЭС

В статье исследуются вопросы экономической политики Армении в период интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также новой индустриальной политики Армении и конкурентоспособности продукции. Выявлены факторы, оказывающие влияние на экспорт страны, оценена важность роли интеграции республики в ЕАЭС, а также обоснована необходимость нового механизма работы крупных компаний и малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: экономическая политика, Армения, ЕАЭС, экспорт, малые и средние предприятия

Grigoryan K.G.

THE ISSUES OF RA ECONOMIC POLICY WITHIN INTEGRATION INTO EAEU

This article examines the economic policy of Armenia in the period of integration of the Eurasian economic Union (EEU) and the new industrial policy of Armenia and competitiveness of products. The factors influencing the exports of the country, appreciated the importance of the role of the Republic's integration into the EAEU, as well as the necessity of a new mechanism of work of large companies and small and medium enterprises.

Keywords: Economic policy, Armenia, EAEU, export, small and medium-sized enterprises

В 2015 году Армения вступила в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), где Россия - основной торговый и инвестиционный партнер Армении - играет главную роль. В связи с этим вопросы экономической политики Армении в рамках интеграции в ЕАЭС приобретают особую актуальность.

Необходимо отметить, что за последнее время в Армении наблюдается ухудшение показателей внешней торговли как по импорту, так и по экспорту. В значительной степени это связано с углубляющимся кризисом в России -ведущим партнером Армении по ЕАЭС. Только в январе - октябре 2015 года экспорт Армении сократился в годовом исчислении на 27,1 млн долл., или же на 2,2%. При этом объем вывоза товаров в страны СНГ уменьшился на 80,6 млн долл., или на 27,5%, то есть более чем на четверть. Для сравнения: по странам ЕС спад в нашем экспорте был на порядок меньше - около 3,3 млн долл., или же 0,9%. По «остальным» же странам имелся даже рост - на 56,8 млн. долл., или же на 9,7%, который отчасти скомпенсировал указанный выше спад [2].

К сожалению, по абсолютной величине сокращения экспорта Армении среди стран СНГ «лидирует» Россия [1]. По линии России экспорт Армении в январе - октябре 2015 года сократился на 74,6 млн долл. (или же на 29,4%). Согласно российским источникам, доля Армении во внешнеторговом обороте России составляет скромные 0,2% [2].

Кроме этого, Евразийский банк развития (ЕАБР) ожидает, что рост ВВП Армении в 2016 году продолжится, составив, правда, всего 2,2%. Причина -внешняя уязвимость, неопределенная экономическая ситуация в России, от рынка которой Армения серьезно зависит, низкие темпы роста в Европе, сложная геополитическая обстановка в регионе и т.д. Несмотря на привязку к российскому рынку и его падающую покупательную способность, в Арме-

нии, в отличие от других государств ЕАЭС, национальная валюта шоковой девальвации не испытала [3]. Надо еще заметить, что потоки односторонних переводов в Армении попадают в руки компаний, доминирующих в сфере импорта пищевых и других потребительских товаров (на которые население тратит основную часть переводов родственников) [4].

Очевидно, что крупные импортеры, накопив капитал, также стремятся диверсифицироваться и вкладывают деньги в местное производство, а затем стремятся выйти за узкие рамки национального рынка. В этой связи им также выгодно поощрение экспорта и возможность использовать освобожденную по закону от налогов часть прибыли в инвестициях для расширения экспорта. В балансе интересов крупных игроков в пользу перехода к цивилизованному рынку все больше и больше играет роль возможность стать международно признанной компанией, конкурировать на внешних рынках и иметь доступ к внешнему финансированию.

Более того, для предприятий должен быть создан реальный мотивацион-ный механизм направления прибыли на реинвестиции и развитие экспорта. Правила этого механизма должны быть понятными и транспарентными, и вышеуказанные льготы адресными -направляться прежде всего предприятиям, реинвестирующим прибыль в расширение экспортного производства.

Кроме того, в условиях снижения инфляции Центральный банк РА также должен вести дело к снижению ставок рефинансирования и давать ясный сигнал коммерческим банкам о необходимости снижения процентных ставок по кредитам, особенно для малых и средних предприятий (МСП), которые, как правило, являются добросовестными клиентами. Пока же высокий процент коммерческих банков не дает компаниям в реальном секторе экономики, и

прежде всего МСП, развернуть свою производственную деятельность [4].

Важным аргументом для крупных предприятий должно быть понимание, что для выхода на внешние рынки необходимо повышение конкурентоспособности, включение в международные рейтинги, а также доступ к более дешевым международным финансовым ресурсам. А для этого они должны проходить международный аудит, а некоторые из них смогут также акционироваться и выпускать ценные бумаги как на внутреннем, так и на внешних финансовых рынках. Международная бухгалтерская отчетность и контроль инвесторов, а также инвестбанков и рыночных аналитиков только помогут им стать более конкурентоспособными. Опыт многих малых стран, таких как Словения, Швейцария и др., показывает, что это намного более перспективный путь развития для больших компаний и конгломератов.

Необходимо подчеркнуть, что набор отраслей, выбранных Правительством РА для промышленной и экспортной политики, в целом отражает понимание, что географическое положение Армении требует наращивания экспорта легких и компактных товаров с высокой добавленной стоимостью (бриллианты, часы, драгоценности, точные приборы, биотехнология, медикаменты), что позволяет использовать грузовую авиацию как средство транспортировки [6].

Однако перспективным направлением развития экспорта в век Интернета является экспорт всего того, что можно оцифровывать и посылать по широкополосному Интернету (что требует инвестиций для снижения стоимости его использования в Армении). Для республики это уникальный шанс, разрубающий гордиев узел проблем наземной транспортировки грузов. Учитывая предыдущий опыт и активное развитие новых направления ИКТ (информационно-

коммуникационные технологии) в Армении, эта сфера вполне способна активнее развивать экспорт услуг, включая программирование, другие ИТ-услуги, а также финансовые и бизнес-услуги, е-туризм, телемедицину, онлайн-образование, услуги архитекторов, дизайнеров, переводчиков и др. [4].

Наряду с налоговыми, финансовыми льготами для экспортеров необходимо также создать другие системы поддержки экспортеров. Армения располагает уже сетью посольств, где должны активно работать торговые представители или дипломаты, которые играют роль торговых представителей.

Также при помощи промышленной политики и государственно-частного партнерства надо дать стимул диверсификации и росту экспорта, поддержать целый ряд отраслей с экспортным потенциалом и поддержать МСП. Такая политика должна позволить увеличивать прибыль и мотивировать предприятия к направлению прибыли на реинвестиции и развитие экспорта. А это значит, что государство идет на применение системы льгот, подталкивающих предприятия реинвестировать прибыль для развития и расширения экспортного производства товаров и услуг. Эти льготы могут быть налоговыми (полное или частичное освобождение от налогов, налоговая скидка, ускоренная амортизация оборудования), финансовыми (кредиты по ставкам ниже рыночной от госбанков или субсидий при получении кредитов от коммерческих банков) и торговыми (освобождение от НДС, экспортных пошлин или импортных пошлин на оборудование, производящее экспортную продукцию). БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Айрапетян Л.Г. Внешнеэкономическое взаимодействие Россия - Армения в контексте современных глобальных вызовов // Трансформация системы мирохозяйственного взаимодействия в контексте современных гло-

бальных вызовов: Материалы между-нар. научно-практ. конф. 1111С, молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов. 17-18 мая 2016 г. - Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2016. - 326 с.

2. Армения поставила «рекорд» по спаду экспорта в Россию среди стран СНГ // Нюз ей ем [Электронный ресурс]. - URL: http://news.am/rus/news/ 302997.html.

3. Джорбенадзе И. Маленькая страна на большом рынке // Информационное агентство «Росбалт» [Электронный ресурс]. - 12.02.2016. - URL: http://www.rosbalt.ru/exussr/2016/02/12/! 489339.html.

4. Инджикян Р. Можем ли стать экономически развитой страной? // Голос Армении. - 2013. - 21 сент.

5. Назарян Г.А. Воздействие вступления в Евразийский экономический союз на экономику Армении // Трансформация системы мирохозяйственного взаимодействия в контексте современных глобальных вызовов: Материалы Междунар. научно-практ. конф. 1111С, молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов. 17-18 мая 2016 г. - Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс-РГЭУ (РИНХ)», 2016. - 326 с.

6. Grigoryan K. Study of the Peculiarities of Export Developments in EU Member Countries and in Armenia // Romanian Journal of European Affairs. -2012. - Vol. 12. - № 3. - September. -P. 65-82.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Ajrapetjan L.G. Foreign economic interaction between Russia - Armenia in the context of contemporary global challenges // The transformation of the system of world economic cooperation in the context of contemporary global challenges: Materials of international scientific-practical conference of teaching staff, young scientists, graduate students, undergraduates, students. 17-18 may 2016. -

Rostov-on-Don: IPK RSUE (RINH), 2016. - 326 p.

2. Armenija postavila «rekord» po spadu jeksporta v Rossiju sredi stran SNG // Njuz ej em [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://news.am/rus/news/302997.html.

3. Dzhorbenadze I. Malen'kaja stra-na na bol'shom rynke // Informacionnoe agentstvo «Rosbalt». 12.02.2016 [Jelektronnyj resurs] - URL: http://www.rosbalt.ru/exussr/2016/02/12Z1 489339.html.

4. Indzhikjan R., Mozhem li stat' jekonomicheski razvitoj stranoj ? // Golos Armenii. - 2013. - 21.09.

5. Nazarjan G.A. Vozdejstvie vstuplenija v Evrazijskij jekonomicheskij

sojuz na jekonomiku Armenii. // Trans-formacij a sistemy mirohozjajstvennogo vzaimodejstvija v kontekste sovremennyh global'nyh vyzovov: Materialy Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. PPS, Molodyh uchenyh, aspirantov, magistrantov, studen-tov. 17-18 maja 2016. - Rostov-na-Donu: Izdatel'sko-poligraficheskij kompleks-RGJeU (RINH)», 2016. - 326 s.

6. Grigoryan K. Study of the Peculiarities of Export Developments in EU Member Countries and in Armenia // Romanian Journal of European Affairs. -2012. - Vol. 12. - № 3. - September. P. 65-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.