Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКИ ТАРНО-УПАКОВОЧНЫХ ГРУЗОВ'

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКИ ТАРНО-УПАКОВОЧНЫХ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортный пакет / поддно / вагон / железнодорожный склад / процесс погрузки грузов / transport package / forgery / wagon / railway warehouse / cargo loading process

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мерганов Аваз Мирсултанович

В данной статье рассмотрены вопросы экономической эффективности при перевозке тарно-упаковочных грузов. Были пронализированы методы погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных складах, проведено сопоставление расходов при различных способах погрузки. По результатам расчетов определена экономическая целесообразность в перевозке тарно-упаковочных грузов укрупненными транспортными пакетами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ECONOMIC EFFICIENCY DURING TRANSPORTATION OF TARE-PACKAGING GOODS

This article discusses the issues of economic efficiency in the transportation of packaging materials. The methods of loading and unloading goods in railway depots were pronounced, costs were compared for different methods of loading. According to the results of calculations, economic feasibility in the transportation of container-packing goods by enlarged transport packages was determined.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКИ ТАРНО-УПАКОВОЧНЫХ ГРУЗОВ»

Bu yerda:

Nn — tegishli ta'mir turi bo'yicha ta'mirga kiradigan lokomotivlar soni, lok

£MSobsh - lokomotivning umumiy bosib o'tgan masofasi, km

an - tegishli ta'mir dasturi bo'yicha ta'mirlash orasidagi masofalarning o'rtacha me'yori.[2]

So'ngi yillarda lokomotivlar ishini mustahkamligini oshirish, lokomotivlarning alohida uzellarini va agregatlarini ishdan chiqish holatini oldini olish, va shu asosida poyezdlar harakatini havfsizligini ta'minlashga jiddiy e'tibor berilmoqda. Bu muammoni yechishda hozirda mavjud rejaviy ta'mirlash tizimiga, eskirish va prognozlash jarayoni to'g'risida statistik ma'lumotlar asosida ta'mirlararo lokomotivlarning bosib o'tgan masofasini uzaytirishga alohida e'tibor berilishi kerak. Bu esa o'z navbatida texnik diagnostikalashning turli usullari va vositalaridan keng foydalanishni, lokomotivni amaldagi texnik holatiga qarab ta'mirlashga o'tishni taqozo qiladi. Buning natijasida esa nafaqat mexanizmlarning ishonchli ishlashi ta'minlanadi, balki ta'mir uchun material va mehnat harajatlarining umumiy hajmi qisqaradi.[3]

Hozirgi kunda qo'llanilayotgan ta'mirlash dasturini rejaviy-ogohlantiruvchi ta'mir deb atasa ham bo'ladi. Ta'mirlash rejasining bu tizimi lokmotivning yirik uzellari va qurilmalari uchun qo'llashda ko'proq samara bermoqda. O'z navbatida normal faoliyat yuritayotgan qurilmaning ishiga majburiy texnik aralashish ushbu qurilmaning ishini nafaqat yaxshilashi, balki, bir qator holatlarda uning texnik holatini yomonlashishiga olib kelishi ham mumkin. Amalda hali ekspluatatsiyaga yaroqli ko'plab detallar almashtiriladi, chunki ularni almashtirish muddati ta'mirlash rejasi bo'yicha yetib kelgan. Bu o'z navbatida ta'mir harajatlarini oshiradi, boshqa tomondan esa qurilmaning agregat va uzellarida alohida detallarning jipslashuvi buziladi. Qurilmani ishchi holatda ushlab turish tizimini takomillashtirishning yo'nalishlaridan biri rejaviy ta'mir dasturidan zamonaviy texnik vositalar va ma'lumotlarni iqtisodiy-matematik usullarni qo'llagan holda statistik qayta ishlash yordamida texnik diagnostikalshni takomillashtirish asosida talabga binoan yoki detal yoki uzellarning amaldagi holati bo'yicha ta'mirlashga o'tish xisoblanadi. Xulosa qiladigan bo'lsak, lokomotivning ta'mirlash dasturiga lokomotivlarning amaldagi holati, detallarining eskirish darajasi va shunga o'xshash omillarni oshiruvchi yoki kamaytiruvchi koeffitsientlar sifatida qo'llash maqsadga muvofiq bo'lar edi.

Adabiyotlar ro'yhati:

1. Temir yo'l transporti korxonalari iqtisodiyoti. O'quv qo'llanma. Fayzihodjayeva M. L., Ismailhodjayev A. I. TTYMI, 2012.

2. Lokomotiv deposining iqtisodiy-ijtimoiy rivojlanish rejasini ishlab chiqish. "Tarmoq iqtisodiyoti" fanidan4-bosqich bakalavriat talabalariga kurs ishini bajarishga doir topshiriq va uslubiy ko'rsatma. Fayzihodjayeva M.L., Egamberdiyeva X.A. TTYMI, 2019.

3. Совершенствование методов технического обслуживания и ремонта локомотивов. Кольцов С.В., Коваленко Л.В. Сборник научных трудов Донецкого института железнодорожного транспорта. 2018.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКИ ТАРНО-УПАКОВОЧНЫХ ГРУЗОВ

Мерганов Аваз Мирсултанович

Ташкентский институт инженеров делезнодорожного транспорта,

Ташкент, Узбекистан

ISSUES OF ECONOMIC EFFICIENCY DURING TRANSPORTATION OF

TARE-PACKAGING GOODS

Merganov Avaz

Tashkent Institute of Railway Engineers, Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены вопросы экономической эффективности при перевозке тарно-упаковочных грузов. Были пронализированы методы погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных складах, проведено сопоставление расходов при различных способах погрузки. По результатам расчетов определена экономическая целесообразность в перевозке тарно-упаковочных грузов укрупненными транспортными пакетами.

ANNOTATION

This article discusses the issues of economic efficiency in the transportation of packaging materials. The methods of loading and unloading goods in railway depots were pronounced, costs were compared for different methods of loading. According to the results of calculations, economic feasibility in the transportation of container-packing goods by enlarged transport packages was determined.

Ключевые слова: транспортный пакет, поддно, вагон, железнодорожный склад, процесс погрузки грузов.

Key words: transport package, forgery, wagon, railway warehouse, cargo loading process.

Перевозка тарно штучных грузов укрупненными транспортными пакетами является одной из методов увеличения эффективности процесса перервозки грузов. Перевозка тарно штучных грузов позволяет ускорить начальные и конечные операций осуществляемые на железнодорожном транспорте, перегрузке товаров с одного вида транспортна на другой, и тд. Однако, известно что вместимость грузового вагона уменьшается в случае погрузки с применением подднов. В этой связи необходимо провести технико-экономические рассчеты целесообразности перевозки тарно-штучных грузов укрупненными пакетами.

Повышенная стоимость погрузочно-разгрузочных работ при перевозках без поддонов значительно перекрывает эту небольшую экономию на перевозках при отказе от поддонов при доставке грузов.

Существует несколько наиболее встречаемых способов погрузки-разгрузки штучных грузов прирельсовых складов:

1. Взятие груза вручную в вагоне и укладка на поддон, транспортировка груза электропогрузчиком (Р-П-Э).

2. Взятие груза вручную в вагоне, укладка на поддон, транспортировка с применением ручной вилочной тележки (Р-П-ВТ).

3. Взятие груза вручную в вагоне, транспортировка с применением двухколёсной тележки (Р-Т).

4. Взятие груза вручную в вагоне, перемещение (Р).

5. Взятие груза вручную в вагоне, транспортировка с применением четырёхколёсной тележки (Р-Т).

6. Взятие груза вручную в вагоне, укладка на ленту телескопического конвейера (Р-СК).

7. Взятие груза вручную в вагоне, укладка на ленту передвижного конвейера (Р-ПК).

8. Взятие груза при помощи манипулятора в вагоне, укладка на поддон, транспортировка груза погрузчиком (М-П-Э).

9. Взятие груза при помощи манипулятора установленного на конвейерной системе подающей грузы к пакетоформирующей машине (М-К-ПФ).

10. Применение конвейерной погрузочно-разгрузочной машины (КПРМ) рисунок

2.6

11. Подъем готового транспортного пакета в вагоне, перемещение его погрузчиком, установка поддона с грузом в штабель (ТП-Э-Ш).

12. Взятие готового транспортного пакета в вагоне, перемещение с применением простейших приспособлений, установка поддона с грузом в штабель (ТП-Т-Ш) [1-3].

Для каждого способа перегрузки штучных грузов можно посчитать затраты труда на 100 тонн, вес груза будем учитывать до 30 кг и перемещение груза до 20 м.

Таблица 1. Состав персонала погрузочно-разгрузочного участка

№ Наименование операции Описание операции Персонал

1 Формирование транспортного пакета Установка поддона, укладка груза на поддон, также сортировка 2 грузчика

2 Перемещение груза вручную Взятие груза из штабеля, перемещение с грузом, укладка 4 грузчика

3 Перемещение груза с применением простейших механизмов Установка тележки под поддон с грузом или без, перемещение 2 грузчика

4 Перемещение груза с помощью конвейра (стационарного или телескопического) Погрузка груза на ленту конвейра, перемещение по ленте, снятие груза 2 грузчика

5 Перемещение груза с помощью электропогрузчика Захват поддон с грузом транспортировки, подъем в высотку, укладка в штабель 1 грузчик

6 Перемещение груза с помощью погрузочно-разгрузочной машины Штучные грузы перемещаются по ленте конвейра, контроль погрузки-разгрузки с помощью грузчика-оператора 1 грузчик

Таблица 2. Затраты труда на перегрузку на 1 тонну тарно-штучных грузов

№ Код технологии Затраты труда, чел.-ч.

1 Р-П-Э 21,6

2 Р-Р-ВТ 34,0

3 Р-Т 43,3

4 Р 57,5

5 Р-СК 39,8

6 М-П-Э 28,2

7 М-К-ПФ 18,3

8 КПРМ 23,5

9 ТП-Э-Ш 6,14

10 ТП-Т-Ш 12,3

Стоимость погрузки или выгрузки грузов из рефрижераторных вагонов определялось по методу предложенной в работе «Логистика пакетных перевозок штучных грузов».

Сп = 518,1 (1)

где ^ - трудоёмкость погрузки (или выгрузки) 1 тонны груза, чел.-ч/т;

518,1 w• q - расходы на оплаты труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ 1 вагона;

827,9 - эксплуатационные издержки на содержание и ремонт пути, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, на погрузчик, на грузовую рампу, на раздвижные ворота из склада на рампу (одного вагона).

При установлении общей стоимости транспортировки плодоовощной продукции затраты на погрузочно-разгрузочные работы грузов принимались одинаково. Результаты расчетов на работы по погрузке и разгрузке при транспортировке плодоовощной продукции по рассматриваемым нами вариантам приведены в таблице 3 [4-5].

Таблица 3. Расходы на погрузку и разгрузку грузов из рефрижераторного вагона в расчёте на 1 тонну и на всю транспортную партию_

Условия перевозок Технология погрузки и разгрузки q, т Стоимость погрузки и выгрузки, у.е.

Всего на рефрижераторный вагон 1 тонна груза

Перевозка пакетами Вилочным погрузчиком 30 3564,5 118,8

40 4200,7 105,0

Перевозка в дощатых поддонах Вилочным погрузчиком 33 3755,3 113,8

44 4455,2 101,3

Перевозка поштучно Погрузка и разгрузка вручную 34,5 17885,8 518,4

46 23295,8 506,4

Приведенные данные в табл. 2.4 показывают, что стоимость работ по погрузке и разгрузке плодоовощной продукции при транспортировке грузов на поддонах в 4,5-5 раза меньше стоимости данных работ при доставке грузов поштучно.

Уменьшение влияния стоимости работ по погрузке и разгрузке грузов в общей стоимости перевозок с увеличением расстояния перевозок обуславливается ростом доли стоимости самой транспортировки.

Список литературы

1. Ковалев В. И. Системы автоматизации и информационной технологии управления перевозками на железных дорогах / Учебник для вузов под редакцией В.И. Ковалева, А.Т. Осьминина, Г.М. Грошева. - М.: Маршрут, 2006. - 526 с.

2. Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы, 2000 - 90 с.

3. Расчёты и проектирование железнодорожного пути: Учебник для студентов вузов ж.д. трансп. / В.В. Виноградов, А.М. Никонов, Т.Г. Яковлева и др.; Под ред. В.В. Виноградова и А.М. Никонова. - М.: Маршрут, 2003 486 с.

4. Илесалиев Д.И, Мерганов А.М., Махкамов Н.Я. Сравнительный анализ факторов, влияющих на доставку пакетных грузов / Инновационный транспорт, 2019. - Вып. 3. - № 33. - С. 50-38.

5. Илесалиев Д.И., Светашев А.А. К вопросу о сокращении пробега погрузчика / ТошТИМИ Ахбороти. Чорак журнали (Вестник ТашИИТа. Ежеквартальный журнал), 2018. - Вып. 4. - С. 124-129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.