Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СВЕТЕ ПОПРАВКИ 2020 ГОДА К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СВЕТЕ ПОПРАВКИ 2020 ГОДА К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
389
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПОПРАВКА / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВО / ENVIRONMENTAL SAFETY / ENVIRONMENTAL PROTECTION / AMENDMENT / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухлынина Мария Михайловна

В статье актуализируется вопрос развития российского конституционализма на современном этапе в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке 2020 г. в Конституцию Российской Федерации, в частности, автор останавливается на анализе поправки, касающиеся вопросов экологической безопасности и охраны окружающей среды, ее роли и значении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION IN THE LIGHT OF THE 2020 AMENDMENT TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article focuses on the development of Russian constitutionalism at the present stage in connection with the adoption of the Law of the Russian Federation on the 2020 amendment to the Constitution of the Russian Federation.in particular, the author focuses on the analysis of the amendment related to environmental safety and environmental protection, its role and significance.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СВЕТЕ ПОПРАВКИ 2020 ГОДА К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 349.6

РО! 10.23672/18738-8970-2138-8

Мухлынина Мария Михайловна

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции, Институт государства и права Российской академии наук 8uper-manya8ha@mail.ru

Maria M. Mukhlynina

Candidate of Law Sciences, Senior Research Associate Sectors of Constitutional Right and Constitutional Justice, Institute of the State and Law of the Russian Academy of Sciences super-manyasha@mail.ru

Вопросы экологической

безопасности и охраны окружающей среды в свете поправки 2020 года к конституции российской федерации

Issues of environmental safety

and protection in the light of the 2020 amendment to the constitution of the russian federation

Аннотация. В статье актуализируется вопрос развития российского конституционализма на современном этапе в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке 2020 г. в Конституцию Российской Федерации, в частности, автор останавливается на анализе поправки, касающиеся вопросов экологической безопасности и охраны окружающей среды, ее роли и значении.

Ключевые слова: экологическая безопасность, охрана окружающей среды, поправка, Конституция Российской Федерации, государство.

Annotation. The article focuses on the development of Russian constitutionalism at the present stage in connection with the adoption of the Law of the Russian Federation on the 2020 amendment to the Constitution of the Russian Federation.in particular, the author focuses on the analysis of the amendment related to environmental safety and environmental protection, its role and significance.

Keywords: environmental safety, environmental protection, amendment, Constitution of the Russian Federation, state.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) к ранее намеченной дате общероссийского голосования (22 апреля 2020 г.) по вопросу одобрения изменений в Конституцию России представил данные мониторингового исследования о важности для россиян поправок, планируемых к внесению в Конституцию Российской Федерации. Согласно полученным данным опроса третье место в рейтинге предпочтений россиян по конкретным конституционным поправкам занимает поправка о защите природы и сохранении уникального природного многообразия страны - всего 93 % опрошенных считают ее важной против 5 %, для которых эта тематика поправок не важна [1]. Еще более значимыми чем вопросы экологии для россиян оказались только социально значимые поправки о доступности и качестве медицинского обслуживания, и признании детей важнейшим приоритетом государственной политики России. Предпримем попытку найти научно обоснованный ответ на вопрос о том, какие конкретно планируются законодательные изменения в Основной закон России и почему в настоящее время охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на уровне законодательства и практики его применения является

важнейшими направлениями государственной политики, в том числе и в глазах населения.

Андрианов М.С., Боголюбов С.А., Бут Н.Д., Доб-рецов Д.Г., Ермакова К.П. и другие исследователи вполне резонно отмечают, что «правовой феномен еще более зримо и прочно вошел в жизнь современного общества как его ценность, как регулятор поведения людей, как гарант стабильности отношений, как средство проведения реформ и общественных преобразований», что в полной мере может быть экстраполирован на процессы правового регулирования общественных отношений в сфере охраны окружающей среды, в связи с тем, что последовательное совершенствование природоохранного законодательства может рассматриваться в качестве необходимого условия формирования режима законности в экологической сфере [2, с. 3]. Действительно, право, как регулятор общественных отношений имеет первостепенно важное значение. Начало 2020 года в России ознаменовалось масштабными изменениями практически во всех сферах жизнедеятельности страны, их алгоритм был заложен в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, прозвучавшем 15 января 2020 года, глава государства

тогда сказал: «Нам нужно быстрее, не откладывая, решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, перед которыми стоит страна» [3]. Серьезные преобразования законодательства уже не первый год происходят в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды, и это не точечные поправки в природоохранные законы, а масштабные изменения, ожидаемые и крайне необходимые в настоящее кризисное для экологии время. По информации Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 2017 год проведена значительная работа по совершенствованию природоохранного законодательства: принято более 60 федеральных законов и 180 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, направленных на обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды [4], что, в целом, говорит о постоянном развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы исследуемых правовых институтов и пристальном внимании государства к проблемам экологии.

Современная система природопользования во всем мире и в России характеризуется высокой степенью интенсивности антропогенных воздействий на все компоненты природной среды, поэтому для современного общества одним из важнейших аспектов указанной регламентации является необходимость обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды. Государственная политика в этой сфере основывается на Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, документах долгосрочного стратегического планирования, важнейшими из которых можно назвать: Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [5] и Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», определивший ключевые направления, по которым должны быть разработаны национальные проекты, общее их число 12, одна из них - экология [6].

Вопросам охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в Основном законе нашей страны уделяется не мало внимания, они затрагиваются в статьях: 9, 36, 41, 42, 58, 71, 72 и 114. Однако, в принятом Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [7], вопросы экологии нашли свое продолжение. Так в статье 114 Конституции в пункте слово «экология» заменена на термин «а также в области охраны окружающей среды». Считаем данную замену понятий вполне обоснованной в связи с тем, что правовая категория «охрана окружающей среды» содержится в

Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [8], ей дано законодателем четкое опреление, а термин «экология» рассматривается в большей мере в науках естественных, в частности, биологии. а не юридической науке.

Новые положения, ранее не существовавшие в Конституции появились в подпункте «е» 5 и 6 статьи 114, эти поправки, касаются деятельности Правительства РФ: предполагается дополнить пунктом «е.5» и «е.6» следующего содержания:

«е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным»

«е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры» [7].

Следует отметить, что поправки в Конституцию обязывают Правительство принимать меры к сохранению природного богатства и биологического разнообразия России, к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Теперь в Основном законе страны предлагается закрепить необходимость ответственного отношения к животным. Председатель профильного комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды В. Бурматов прокомментировал конституционные новеллы так: «Поправки в Конституцию об ответственном обращении с животными, экологическом воспитании и сохранении экологии - шаг на пути к формированию государственной политики в сфере охраны окружающей среды, - и уточнил, что важность поправок в Конституцию заключается в том, что те федеральные законы и подзаконные акты, а также законы, которые принимаются в субъектах РФ, не могут противоречить Конституции» [9].

Таким образом, работа законодателя в связи с внесением поправок в Основной закон не только не закончена, она требует дальнейших законодательных новелл и, безусловно, активной правоприменительной деятельности. Однако, благодаря оформленным конституционным поправкам, запрос населения, научной общественности о важности охраны окружающей среды, сохранении экологии, об ответственном обращении с животными, о значимости экологического воспитания, был услышан законодателем и зафиксирован в виде норм в Основном законе России. Как нами уже отмечалось, Конституция РФ в широком смысле призвана устанавливать общий «юридический каркас», который можно назвать «правопорядком», на его основе функционирует весь государственный механизм и органы местного самоуправления, обеспечиваются права и свободы граждан [10, с.157].

Литература:

Literature:

1. ВЦИОМ: большинство россиян поддерживают социальные поправки в Конституцию Официальный сайт ВЦИОМ новость от 27.04.2020. URL : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10257

2. Андрианов М.С. Законность: теория и практика : монография / М.С. Андрианов, С.А. Боголюбов, Н.Д. Бут, Д.Г. Добрецов, К.П. Ермакова и др. Отв. ред. д. юрид. наук, проф. Ю.А. Тихомиров, д. юрид. наук Н.В. Субанова). - «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации: Юридическая фирма «Контракт». 2017. С. 3.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 16.01.2020. № 7.

4. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 мая 2017 г. № 134-СФ «О мерах по реализации основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» официальный сайт Государственной Думы РФ. URL : https://duma.consultant.ru/ documents/3717755

5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

6. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

7. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03. 2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 16.03. 2020. № 11. Ст. 1416.

8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

9. Официальный сайт партии Единая Россия. URL : https://er.ru/news/191123/ 11 марта 2020, Бурматов: Поправки в Конституцию об экологии -шаг к формированию госполитики в сфере охраны окружающей среды.

10. Мухлынина М.М. Конституционные основы обеспечения экологического правопорядка // Материалы II Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития экологического, земельного и аграрного права» (Москва, ИГП РАН, 17 июня 2019 г.). [Электронный ресурс]. Электрон. дан.(1,9 Мб). М. : Институт государства и права РАН, 2020. С. 157-162.

1. VTSIOM: the majority of Russians support social amendments to the Constitution Official website of VTSIOM news from 27.04.2020. URL : https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=10257

2. Andrianov M.S. Legality: theory and practice : monograph / M.S.Andrianov, S.A. Bogolyubov, N.D. Bout, D.G. Dobretsov, K.P. Ermakova and others. ed. d. jurisprudence, prof. Yu.A. Tikhomirov, d. jurisprudence N.V. subanova). - «Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation, Academy of the Prosecutor General's office of the Russian Federation: «Contract» Law firm, 2017. P. 3.

3. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 15.01.2020 «Message of the President to the Federal Assembly» // Rossiyskaya Gazeta. 16.01.2020. № 7.

4. Resolution of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation of may 24, 2017 № 134-SF «On measures to implement the fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period up to 2030» official website of the State Duma of the Russian Federation. URL : https://duma.consult-ant.ru/documents/3717755

5. Decree of the President of the Russian Federation of 31.12.2015 № 683 «On the national security Strategy of the Russian Federation» // Collection of legislation of the Russian Federation. 04.01.2016. № 1 (part II). Art. 212.

6. Decree of the President of the Russian Federation № 204 of may 7, 2018 "on national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024"

7. The law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation from 14.03.2020 № 1-FKZ «On improving the regulation of certain issues of organization and functioning of public authorities» // collected legislation of the Russian Federation. 16.03.2020. № 11. Art. 1416.

8. Federal law from 10.01.2002 № 7-FZ (ed. from 27.12.2019) «On the protection of the environment» // Collection of legislation of the Russian Federation. 14.01.2002. № 2. Art. 133.

9. Official website of the United Russia party https://er.ru/news/191123/11 March 2020, Burmatov: Amendments to the Constitution on ecology are a step towards the formation of state policy in the field of environmental protection.

10. Mukhlynina M.M. Constitutional foundations of environmental law enforcement // Materials of the II International scientific and practical conference «Modern trends in the development of environmental, land and agricultural law» (Moscow, IGP RAS, June 17, 2019). [Electronic resource] / - Electron. Dan.(1,9 MB). M. : Institute of state and law of the RAS, 2020. P.157-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.