Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ТРЕНИРОВАННОСТИ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ'

ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ТРЕНИРОВАННОСТИ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
145
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВАННОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ / СПОРТСМЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенов Евгений Николаевич, Чурикова Любовь Николаевна

В статье рассматриваются вопросы оперативной диагностики тренированности лыжниц-гонщиц на основе анализа тестов, выбор которых адекватно отражает состояние систем организма, лимитирующих достижение высокого результата с учетом специфики диагностики тренированности женщин. Определена диагностическая ценность тестов специальной тренированности лыжниц-гонщиц. Предлагается тренировка-тест, которая доступна в практической работе, и не требует сложной аппаратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семенов Евгений Николаевич, Чурикова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF DIAGNOSTICS AND ASSESSMENT OF FITNESS IN CROSSCOUNTRY SKIING

The article deals with the issues of operational diagnostics of the fitness of female skiers based on the analysis of texts, the choice of which adequately reflects the state of the body systems that limit the achievement of high results, taking into account the specifics of the diagnosis of women's fitness. The diagnostic value of tests of special fitness of female skiers is determined. A training test is offered, which is available in practical work, and does not require complex equipment.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ТРЕНИРОВАННОСТИ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ»

3. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры / О.Ю. Масалова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. - 126 с.

REFERENCES

1. Ignatieva, V Ya. (2016), Theory and methodology of handball: textbook, Sport, Moscow

2. Madzharov, A.P. (2011), Attack tactics, Gomel State University Press, Gomel

3. Masalova, O.Yu. (2018), Theory and methods of physical culture, Phoenix, Rostov-on-Don.

Контактная информация: gulamanmin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.04.2022

УДК 796.92

ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ТРЕНИРОВАННОСТИ В ЛЫЖНЫХ

ГОНКАХ

Евгений Николаевич Семенов, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Николаевна Чурикова, кандидат педагогических наук, профессор, Воронежская государственная академия спорта, г. Воронеж

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы оперативной диагностики тренированности лыжниц-гонщиц на основе анализа тестов, выбор которых адекватно отражает состояние систем организма, лимитируюшдх достижение высокого результата с учетом специфики диагностики тренированности женщин. Определена диагностическая ценность тестов специальной тренированности лыжниц-гонщиц. Предлагается тренировка-тест, которая доступна в практической работе, и не требует сложной аппаратуры.

Ключевые слова: тренированность, тестирование, лыжные гонки, спортсменки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p354-357

QUESTIONS OF DIAGNOSTICS AND ASSESSMENT OF FITNESS IN CROSSCOUNTRY SKIING

Evgeny Nikolaevich Semenov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lyubov Niko-laevna Churikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Voronezh State Academy

of Sports

Abstract

The article deals with the issues of operational diagnostics of the fitness of female skiers based on the analysis of texts, the choice of which adequately reflects the state of the body systems that limit the achievement of high results, taking into account the specifics of the diagnosis of women's fitness. The diagnostic value of tests of special fitness of female skiers is determined. A training test is offered, which is available in practical work, and does not require complex equipment.

Keywords: fitness, testing, cross-country skiing, sportswomen.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно современным представлениям, тренированность есть состояние, характеризующее подготовленность спортсмена к специфической деятельности и представляющее собой совокупность функциональных возможностей организма, в сочетании с физической, технической, тактической подготовленностью, которые определяют степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

Сложившаяся к настоящему времени методика врачебно-педагогической оценки включает: 1) диагностику здоровья; 2) определение морфофункциональных изменений основных систем организма; 3) проверку текущего функционального состояния; 4) ис-

следование адаптации к специфическим и неспецифическим нагрузкам [4, 5, 6].

В педагогическом контроле широкое распространение получили тесты, с помощью которых возможно определение состояний спортсмена - перманентного, текущего, оперативного [3]. В выборе тестов авторы выделяют два подхода. В основе первого лежит знание внутренних механизмов деятельности различных систем. Диагностика тренированности спортсмена основывается на анализе тестов, выбор которых адекватно отражает состояние систем организма, лимитирующих достижение высокого результата в избранном виде спорта. Второй подход заключается в установлении пригодности теста, путем выявления характера и величины связи между спортивно-техническим результатом и тестом [2].

Предлагаемые авторами подходы к изучению диагностики тренированности закономерны для любого контингента спортсменов независимо от вида спорта, возраста, пола, подготовленности занимающихся. Специфика диагностики тренированности женщин заключается лишь в индивидуализированном ограничении контрольных нагрузок, предназначенных для оценки состояния тренированности спортсменок. Эти ограничения касаются силовых нагрузок, упражнений, связанных с натуживанием и длительной задержкой дыхания, прыжков в глубину с твердой опорой, большой по объему и мощности работы, выполняемой «до отказа».

Как видно из определения и содержания понятия, тренированность - это сложное, многофакторное состояние, которое определяется с помощью разнообразных врачебно-педагогических и физиологических наблюдений. Однако основным лицом, управляющим тренировочным процессом и определяющим тренированность спортсмена, является тренер, далеко не всегда владеющий инструментальными методами исследования (такими как определение МПК, регистрация и анализ ЭКГ и ЭМГ, биохимические анализы и пр.). Для тренера необходима разработка простых, доступных и информативных методов определения состояния тренированности [1, 5, 6].

Цель исследования заключалась в определении диагностической ценность тестов специальной тренированности лыжниц-гонщиц.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для практической реализации поставленной цели и задач исследования нами были применены следующие методы исследования: анализ литературных источников, опрос и собеседование, педагогические наблюдения, контрольно-педагогические испытания (тесты), педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследования проводились в процессе тренировочных занятий и лабораторных условиях. Все исследования проводились на базе ГБУ ВО СШОР № 12 и ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

Известно, что успехи в циклических видах спорта в значительной мере определяются возможностями вегетативных функций организма, поэтому и тесты для оценки состояния тренированности должны отражать состояние двигательной функции в сочетании с показателями вегетативной системы обеспечения движения.

Результаты комплексных исследований, анализируемые в динамике, на фоне данных об объеме, интенсивности и характере выполненных нагрузок, и сочетающиеся с постоянными педагогическими наблюдениями, являются основанием для коррекции тренировочного процесса, а также для оценки эффективности различных воздействий на организм спортсмена.

Одним из информативных и доступных в педагогической практике показателей степени напряженности в работе является частота сердечных сокращений (ЧСС). При тестировании тренированности лыжниц-гонщиц необходимо использовать такие специаль-

ные контрольные упражнения, которые вызывали бы повышение ЧСС, близкое к соревновательному. Выявлено, что между ЧСС при окончании нагрузки и пульс-суммой рабочего периода имеется тесная корреляционная зависимость: при одноминутной работе г=0,833, при более длительной работе г=0,976.

В ходе эксперимента для решения задачи - определения диагностической ценности тестов специальной тренированности лыжниц-гонщиц - в качестве модели специфической нагрузки было взято тренировочное занятие на лыжах, состоящее из 20-минутной подготовительной части, двух серий из 5 упражнений в каждой на 100-метровом участке подъема крутизны 5° (длительность работы 1 мин), с интервалами отдыха 2 мин между сериями 10 мин и прохождения 3 км дистанции на время по 1 км кругу, включающему тот же 100 м участок подъема той же крутизны.

Стандартная нагрузка повторялась через каждые 3 недели в течение всего зимнего тренировочного периода. В процессе ее выполнения регистрировались следующие показатели: время и темп передвижения на подъемах, частота дыхания и пульса на старте и финише каждого повторения, в интервалах отдыха замерялся физиологический тремор и частота, максимально быстрых движений ног (теппинг-тест) за 10 сек.

Эта тренировка-тест позволяет судить об уровне развития специальных двигательных качеств, адаптации вегетативных функций организма спортсменок и оперативно вносить коррективы в содержание, тренировочного процесса.

Способность поддерживать высокую скорость и темп движений характеризуют специальную работоспособность лыжниц-гонщиц. Сопоставление времени на отрезке и ЧСС на финише каждого повторения даёт возможность судить о реактивности сердечно -сосудистой системы в ответ на нагрузку и о степени мобилизации вегетативных функций в процессе всего тренировочного занятия. Уровень снижения ЧСС в интервалах отдыха свидетельствует о скорости восстановительных процессов после каждого упражнения и после всей нагрузки в целом. Количество повторений, которое способны выполнить спортсменки без снижения скорости, динамика прохождения 3 км дистанции, а также степень реализации скоростных возможностей на 100 м участке подъема крутизны 5° при прохождении соревновательной дистанции характеризуют уровень специальной выносливости и степень адаптации организма к этой нагрузке.

Исследования показали, что тремор и частота максимально быстрых движений начинают ухудшать свои показатели несколько раньше, чем падает скорость, по-видимому, эти изменения можно рассматривать как первые сигналы нарастающего утомления и информацию об ограничении количества повторений в тренировочном занятии.

Тренировка-тест, направленная на диагностику состояния тренированности спортсмена, может иметь разнообразные варианты в соответствии со спецификой вида спорта. В разных циклических видах спорта (плавании, гребле, беге, велоспорте) нагрузка длительностью 1 мин в интервальном режиме применяется довольно широко.

По данным Э.К. Артемовой (2011) и других авторов, работа длительностью 1 мин характеризует производительность организма [1]. Следовательно, степень адаптации к этой нагрузке при многократных наблюдениях может быть косвенным показателем динамики энергетической характеристики тренированности.

Однако при повторном тестировании необходимо соблюдать условия стандартизации. Тест должен быть валидным, т. е. предусматривать оценку того свойства, для характеристики которого он создан; надежным, т. е. регистрировать повторный результат в одинаковых стандартных условиях; объективным, т. е. соответствовать одним и тем же оценочным критериям и не зависеть от личности людей, проводящих измерение.

Перечисленным критериям стандартизации соответствует предлагаемая нагрузка, а высокая корреляционная связь регистрируемых показателей двигательной и вегетативной функции со спортивным результатом (г от 0,733 до 0,911) является свидетельством ее диагностической ценности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, фактически стандартная специфическая нагрузка позволит тренеру получить оперативную информацию о показателях двигательной и вегетативной функций на данном этапе подготовки. Многократное повторение тренировки-теста даст текущую информацию о динамике наблюдаемых функций и степени адаптации организма к стандартной специфической нагрузке на разных этапах подготовки.

Предлагаемая тренировка-тест доступна в практической работе, не требует сложной аппаратуры, решает задачи не только тренировочного воздействия, но и педагогического контроля, несущего информацию о тренированности спортсмена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемова Э.К. Физиолого-биохимическая характеристика механизмов энергетического обеспечения двигательной деятельности: учебное пособие для студентов институтов физической культуры / Э.К. Артемова, Е.Н. Семенов. - Воронеж : Научная книга, 2011. - 99 с.

2. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - Москва : Человек, 2009. - 272 с.

3. Семенов Е.Н. Формирование системы функциональных резервов спортсмена как основа прогнозирования его двигательных возможностей / Е.Н. Семенов, Е.В. Семенова // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : сборник научных статей Х Международной научно-практической конференции. - Воронеж: Научная книга, 2020. - С. 347-350.

4. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - Москва : Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.

5. Чурикова Л.Н. Организация тренировочного процесса лыжниц-гонщиц в условиях гипоксии / Л.Н. Чурикова, Е.А. Мещерякова // Перспективы развития студенческого спорта и Олим-пизма : сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов. - Воронеж : РИТМ, 2020. - С. 410-415.

6. Чурикова Л.Н. Особенности подготовки олимпийского резерва (на примере лыжных гонок) / Л.Н. Чурикова, Я.А. Цыганова // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и туризма : сборник научных статей VIII международной научно-практической конференции. - Мо-зырь : Изд-во МГПУ им. И.П. Шамякина, 2020. - С. 308-311.

REFERENCES

1. Artemova, E.K. and Semenov, E.N. (2011), Physiological and biochemical characteristics of the mechanisms of energy supply of motor activity: textbook for students of institutes ofphysical culture, Scientific Book, Voronezh.

2. Godik, M.A. (2009), Physical training offootball players, Man, Moscow.

3. Semenov, E.N. and Semenova, E.V. (2020) "Formation of a system of functional reserves of an athlete as a basis for predicting his motor capabilities", Biomedical and pedagogical bases of adaptation, sports activity and healthy lifestyle, collection of scientific articles of the X International Scientific and Practical Conference, Scientific Book, Voronezh, pp. 347-350.

4. Solodkov, A.S. and Sologub, E.B. (2005), Human Physiology. General. Sports. Age group, textbook, Olympia Press, Moscow.

5. Churikova, L.N. and Meshcheryakova, E.A. (2020), "Organization of the training process of female skiers in hypoxia", Prospects for the development of student sports and Olympism, collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference of Students with international participation, RHYTHM, Voronezh, pp. 410-415.

6. Churikova, L.N. and Tsyganova, Ya.A. (2020), "Features of Olympic reserve training (on the example of cross-country skiing)", Actual problems of physical education, sports and tourism: collection of scientific articles of the VIII International Scientific and Practical Conference, Republic Belarus, Mozyr, pp. 308-311.

Контактная информация: churikoval@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.05.2022

УДК 796.386

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОТБОРА НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

Лидия Константиновна Серова, доктор психологических наук, профессор, Екатерина Рудольфовна Чернухина, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В спорте отбор проводится неоднократно. Очень важен отбор на стадии определения будущей успешной профессиональной деятельности. В настольном теннисе это отбор перспективных юных спортсменов на тренировочном этапе. Был проведен факторный анализ различных параметров отбора, в результате которого были отобраны для эксперимента наиболее информативные показатели, которые стали модельными характеристиками игроков в настольный теннис на тренировочном этапе.

Ключевые слова: отбор, настольный теннис, факторный анализ. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p358-361

MODEL CHARACTERISTICS OF TABLE TENNIS PLAYERS AS A BASIS FOR SELECTION AT THE TRAINING STAGE

Lydia Konstantinovna Serova, the doctor of psychology, professor, Ekaterina Rudolfovna Chernukhina, the post-graduate student, the Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

In sports, selection is carried out repeatedly. Selection at the stage of determining future successful professional activities is very important. In table tennis, this is the selection of promising young athletes at the training stage. A factor analysis of various selection parameters was carried out, as a result of which the most informative indicators were selected for the experiment, which became model characteristics of selecting table tennis players at the training stage.

Keywords: selection, table tennis, factor analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Постоянный рост спортивных достижений предъявляет высокие требования к системе подготовки спортсменов-игровиков. Основная роль подготовки - отбор наиболее перспективных кандидатов. В связи с вышесказанным существует необходимость в своевременном повышении качества отбора и поиске талантливых спортсменов.

Отличительной чертой спортивного отбора от высокого процента иных профессий, в которых профессиональный отбор осуществляется лишь на начальном этапе производственной деятельности, является то, что в карьере спортсмена-профессионала отбор повторяется неоднократно, в течение всей многолетней подготовки [3].

Проблема отбора уже давно не находится в стадии становления, а превратилась в самостоятельную науку. Прогнозируя возможности ребенка или подростка, тренер ставит перед собой задачу создания талантливых индивидуумов с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию.

Проблема отбора наиболее перспективных детей находится в стадии постоянного совершенствования и поиска новых разработок, вопреки многочисленным имеющимся данным на сегодняшний день. В современной системе подготовки спортсменов от игроков начальной подготовки до высшего спортивного мастерства особенным представляется этап прогнозирования их результатов в будущем [2].

Тренировочный этап углублённой специализации (иначе ТЭ(СС)) рассчитан на спортсменов, которые выполнили первый спортивный разряд или разряд кандидат в ма-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.