Научная статья на тему 'Вопросы дальнейшего совершенствования мер по предупреждению организованной преступности'

Вопросы дальнейшего совершенствования мер по предупреждению организованной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы дальнейшего совершенствования мер по предупреждению организованной преступности»

В.И. ОЛЕЙНИК

Начальник управления Департамента по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности Генеральной прокуратурыг РК, старший советник юстиции

ВОПРОСЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

На сегодняшний день в Республике Казахстан организованная преступность - это явление, которое стало реальностью. Организованная преступность открыто противопоставила себя государству, правоохранительным органам, обществу и закону.

Негативное влияние организованной преступности на социальные, политические, морально-психологические, экономические и правовые процессы, происходящие в обществе, обуславливается рядом таких факторов, как: слабая законодательная система, высокая коррумпированность государственных органов, существующими проблемами в социальной структуре общества и противоречиями в развивающей экономике.

Недостатки в деятельности правоохранительных органов также имеют множество причин, прежде всего, бессистемный характер противодействия организованной преступности. Это связано с их разобщенностью, узковедомственной направленностью, отсутствием углубленной специализации оперативно-следственных подразделений и четкого механизма их взаимодействия, недостаточным использованием всего комплекса оперативных возможностей, предусмотренных Законом Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности».

В этой связи необходим особый подход в борьбе с организованной преступностью, реализация которого требует усилий всех субъектов оперативно-розыскной деятельности (далее-ОРД). Координирующую роль в этом должны осуществлять органы прокуратуры, используя свои полномочия в этой сфере.

Сегодня основной задачей, поставленной перед субъектами ОРД, является разобщение организованных преступных групп, длительное время состоящих на специализированном учете и оказывающих негативное влияние на криминогенную обстановку в регионах.

Об этих и других вопросах, связанных с повышением эффективности противодействия орга-

низованной преступности шел предметный разговор на состоявшемся 19 сентября текущего года под председательством Генерального Прокурора заседании Координационного совета правоохранительных органов страны, по результатам которого принято конкретное решение.

Необходимо отметить, что в деятельности правоохранительных и специальных органов имеются и позитивные результаты. Приведу некоторые характерные примеры.

В течение 2005-2006 годов в результате спецмероприятий сотрудниками КНБ были установлены факты влияния и сращивания организованных преступных групп с коррумпированными должностными лицами таможни «Кор-гас» и других правоохранительных органов по организации контрабандного ввоза товаров народного потребления из КНР в Республику Казахстан.

Приговором Медеуского районного суда г. Ал-маты от 8 августа 2006 года признаны виновными и осуждены к различным срокам лишения свободы заместитель начальника ДТК по Алматинской области Рамазанов С.А., начальник отдела УБОП этой области Мамажанов Е.С. и другие лица (всего 20 человек).

В результате оперативных разработок КНБ и проведенных спецмероприятий, санкционированных Генеральной прокуратурой и прокуратурой г.Алматы возбуждены уголовные дела в отношении начальника таможни «Коргас», его заместителя, заместителя начальника 7-го Управления ДВД г.Алматы, лидера одной из организованной преступной группы (далее - ОПГ) и других лиц, которые в составе организованного преступного формирования занимались незаконными поборами и вымогательством денежных средств за беспрепятственный провоз контрабандного груза с участников внешнеэкономической деятельности, а также совершили ряд коррупционных и общеуголовных преступлений. В настоящее время по данному делу осуждено 20 лиц.

В Акмолинской и Атырауской областях пресечена деятельность ряда ОПГ, которые негативно влияли на криминогенную обстановку в этих регионах.

В Карагандинской области разоблачена деятельность нескольких организованных преступных групп, которые на протяжении длительного времени занимались хищениями металла с предприятий АО «Миттал Стил Темиртау» с целью дальнейшей реализации, в том числе за пределами страны.

Тенденцию распространенности имеют преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия. Большая их часть совершается в составе организованных преступных групп.

Оперативная обстановка по линии борьбы с наркобизнесом характеризуется существенным ростом активности транснациональных и региональных наркоструктур, специализирующихся на организации каналов наркотрафика, прежде всего, «тяжелых» наркотиков опийной группы из Центрально-Азиатских стран на территорию Казахстана и далее в Россию и Европейские страны.

Наркогруппировки предпринимают меры по расширению рынка сбыта наркотиков, распространяя зону преступной деятельности практически на весь спектр развлекательных центров. Основным каналом поступления в Казахстан синтетических наркотиков, предназначенных для реализации в ночных клубах, является маршрут из Германии через территорию России.

Выявлен ранее не встречающийся в оперативной практике наших спецслужб маршрут наркотрафика из Таджикистана и Кыргызстана через Казахстан в Китай.

В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий при попытке транспортировки около 10 кг. героина в международном аэропорту г. Алматы были задержаны пассажиры авиарейса Алматы - Пекин, две гражданки России и сопровождавший их гражданин нашей страны. В дальнейшем задержан организатор данного преступления гражданин Азербайджана.

В целях противодействия наркодельцам с международными связями Комитетом по борьбе с наркобизнесом и контролем за оборотом наркотиков МВД только в истекшем году было проведено более 40 оперативно-розыскных мероприятий по методу «контролируемая поставка», из которых 21 международная. Из незаконного оборота изъято свыше 350 кг. наркотических средств.

За указанный период пресечена деятельность 8 организованных преступных групп, которыми совершено более 30 преступлений данной категории.

Например, в г. Шымкенте задержан Махаев И.М., который на протяжении длительного времени занимался поставкой наркотиков из Таджикистана транзитом через Казахстан в Европу. В ходе проведения спецоперации данный канал наркотрафика был ликвидирован, по месту жительства Махаева было изъято 40 кг. героина. В Австрии задержан его родной брат, который в настоящее время осужден за незаконный оборот наркотиков к 12 годам лишения свободы.

Современную организованную преступность не обуздать без широкого международного сотрудничества.

Важнейший международный документ, направленный на консолидацию усилий в этом направлении - Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (резолюция №55\25, которая вступила в силу 29 сентября 2003 года) и которую ратифицировали уже почти 100 государств.

В текущем году Казахстан рассматривает вопрос о ратификации этой Конвенции, поэтому после ее ратификации, главная задача - обеспечить эффективное выполнение этой Конвенции и Протокола к ней.

В целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов на данном направлении представляется необходимым:

1) укрепить систему безопасности госграниц;

2) усилить миграционный контроль за въездом, пребыванием и выездом иностранных граждан;

3) привести национальное законодательство в соответствие с требованиями международного законодательства;

4) постоянно совершенствовать и расширять правовую базу международного сотрудничества, в первую очередь, по вопросам выдачи преступников, конфискации и возврата преступных доходов;

5) регулярно проводить рабочие встречи с зарубежными коллегами в целях обмена информацией о лидерах и участниках организованных преступных формирований, а также их связях;

6) эффективно использовать оперативные возможности зарубежных коллег, каналы НЦБ Интерпола и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами преступлений (БКБОП) на территории го-

сударств-участников СНГ для выявления и пресечения деятельности организованных преступных формирований;

7) регулярно проводить совместные комплексные оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и раскрытию наиболее опасных преступлений транснационального характера;

8) постоянно повышать уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Перечисленные меры составляют лишь незначительную часть в широком диапазоне мер, осуществление которых позволит позитивно повлиять на ситуацию в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью.

Процессы глобализации и интеграции создали новые возможности для ОПГ, которые используют их для расширения своей преступной деятельности. Им стало легче использовать легальную экономику для сокрытия своих операций, быстрого перевода и отмывания доходов. Используя новые информационные технологии, они имеют возможность поддерживать связь и координировать свои действия, невзирая на государственные границы.

Наибольшую криминальную активность при этом проявляют граждане стран СНГ, на долю которых приходится около 90% данных преступлений.

Несмотря на это, в структуре правоохранительных органов нет специализированных подразделений, предметно ориентированных на борьбу с организованной экономической и коррупционной преступностью.

В этой связи представляется необходимым рассмотреть вопрос о создании такого специализированного подразделения в органах финансовой полиции, с наделением полномочий по выявлению организованных преступных групп, занимающихся «латентными» экономическими и коррупционными преступлениями.

Сегодня в борьбе с организованной преступностью мы должны обратить внимание на экономический сектор, именно там создаются условия для совершения коррумпированных преступлений, происходит сращивание ОПГ с государственным аппаратом.

Органами финансовой полиции только за последние полтора года было зарегистрировано 16 преступлений, предусмотренных статьей 235 УК РК.

Нарастающая тенденция совершения преступлений ОПГ в экономическом секторе дик-

тует необходимость совместной работы по разоблачению организованных преступных групп и противодействию их финансирования.

Для лишения организованной преступности возможности эффективной деятельности нужно лишить ее легального и нелегального (преступного) бизнеса.

В юридической практике появилось такое понятие, как «организованная коррупция», которая развивается при активном участии ОПГ.

Развитие «организованной коррупции» связано с осуществлением так называемого «кры-шевания» со стороны государственных и правоохранительных органов, их участие в спорах хозяйствующих субъектов. Такое участие имеет характер коррупционной услуги. Необходимо учитывать, что «крышевание» со стороны государственных органов направлено преимущественно не на защиту от криминалитета, а на получение нелегальных доходов, носящих коррупционный характер.

Малоизученной околокриминальной формой организованной коррупции, находящейся вне должного реагирования со стороны правоохранительных органов, является рейдерство. Рейдеры, это специалисты по перехвату оперативного управления или собственности коммерческих организаций с помощью специального инициирования конфликтов и методов коррупции.

Как видим, происходит совершенствование криминального профессионализма потенциальных субъектов подкупа.

Любая социальная группа, в том числе преступная, не может возникнуть сама по себе. На ее поведение оказывает влияние совокупность тех или иных факторов, как внешних, так и внутренних.

Организованные этнические преступные формирования, как правило, состоят из руководителей (организаторов), пособников (коррумпированных должностных лиц), исполнителей -специалистов в различных областях профессиональных знаний, и исполнителей - боевиков, охранников.

Проблема этнической преступности - представляет особый интерес для теоретиков и практиков в связи с тем, что это один из видов преступности, который имеет огромную латентность.

Поэтому должна существовать стратегия борьбы с организованной этнической преступностью, которую целесообразно строить с учетом психологических и поведенческих особен-

ностей представителей различных этнических общностей.

Роль оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованными преступными формированиями.

Успех борьбы с организованной преступностью во многом предопределяется специфической организацией борьбы с ней (в том числе специализированных подразделений с высококвалифицированными кадрами), широким использованием возможностей того, что за рубежом называют негласным расследованием, а у нас является не только оперативно-розыскной, но и контрразведывательной, разведывательной деятельностью.

Все чаще результаты конкретных оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) передаются в следственные подразделения для решения вопроса о возбуждении уголовных дел либо для приобщения к материалам дела в качестве доказательств.

В целом уголовно-процессуальным законодательством должен быть предусмотрен простой и в то же время гарантирующий соблюдение конституционных прав граждан порядок использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве.

Противодействие организованной преступности требует инициативной деятельности правоохранительных органов, в этом отношении активное выявление и своевременное пресечение преступлений данной категории, путем использования оперативных возможностей приобретает главенствующее значение.

Основным критерием оценки деятельности правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью должно стать не количество выявленных преступлений этой категории, а количество лидеров и членов ОПГ, преступная деятельность которых пресечена, и их вина в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 235, 237 УК РК, доказана вступившим в законную силу судебным приговором.

Организованная преступность является социальным явлением. Поэтому не только перед правоохранительными органами, но и другими государственными органами стоит задача выработки эффективной системы противодействия организованной преступности.

На наш взгляд, необходим комплексный подход к решению этого вопроса. Только проводя социальные преобразования с участием различных субъектов профилактики можно вли-

ять на причины и условия, способствующие развитию организованной преступности.

Следует выгделить ряд задач, направленныгх на совершенствование методов борьбыг с организованной преступностью.

Прежде всего, необходимо проведение общегосударственной политики. Должна осуществляться разработка государственных программ борьбы с организованной преступностью, учитывающая и региональную специфику.

Необходимо создать комплекс социально-правовых и социально-экономических условий, способствующих повышению результативности борьбы с данным явлением. Следует вовлекать в процесс контроля над организованной преступностью те государственные структуры, которые располагают подобными механизмами. Необходимо обеспечить совместность действий всех государственных структур с установлением взаимной ответственности. Реализация последнего должна основываться на правовой базе и коллегиальных решениях органов управления с участием первых руководителей заинтересованных ведомств.

Совершенствования требует и законодательство в этой сфере.

Представляется необходимым правоохранительным органам инициировать разработку и принятие специального закона «О борьбе с организованной преступностью», а также Концепции либо Стратегии в данном направлении. Имеются пробелы законодательства в процессе сбора доказательственной базы, необходимой для применения уголовных санкций и мер к субъектам, чья деятельность связана с преступностью.

Одной из причин недостаточно эффективной борьбы с организованной преступностью, является отсутствие уголовной ответственности за участие в организованной преступной группе (часть 1 статьи 235 УК РК).

В действующем уголовном законодательстве отсутствует понятие транснациональной организованной преступности.

Понятие «транснациональная организованная преступность» юристы и законодатели других стран предлагают излагать в следующей редакции - «совокупность совершенных преступлений, заранее объединившихся устойчивой группой лиц, наносящих ущерб двум и более государствам либо интересам юридических или физических лиц двух и более государств».

В этой связи предлагается внести соответству-

ющие дополнения в статью 31 УК РК, проработать на законодательном уровне вопросы борьбы с транснациональной преступностью, с созданием соответствующего специализированного учета у субъектов ОРД.

Борьба с организованной преступностью должна вестись не только ликвидацией физических субъектов еедеятельности, но и устранением возможностей для их благополучного развития и функционирования.

Именно наличием финансовой базы и сильна организованная преступность. Имея значительные денежные средства, организованная преступность может подкупить чиновников органов государственной власти, набрать в свои ряды боевиков для силового обеспечения проводимых криминальных операций, материально-

го поддержания лиц, находящихся в местах лишения свободы, их родственников и т.п. Именно данная цель определяет средства и методы ее достижения.

Говоря о законодательном совершенствовании методов борьбы с организованной преступностью необходимо также совершенствовать и ведомственные нормативные правовые акты в части, закрепления законодательной базы по легализации результатов ОРД, ввода их в уголовный процесс и др.

Для успешного воздействия на организованную преступность необходимо определить цель профилактического воздействия, наметить поэтапные задачи ее достижения, создать условия, в том числе организационные, для их решения и эффективного применения.

* * * * *

Институт законодательства Республики Казахстан представляет:

Правовые проблемы реформирования государственной службы суверенного Казахстана: Монография / Коллектив авторов. - Астана: Институт законодательства Республики Казахстан, 2003 г. - 476 с.

ПроМвъя проСтмндо |ПфЧ fcMPU—HMi

«гужОы

сдодишн» Ниисгшй

Коллектив авторов: Сапаргалиев Г., Шиллер С., Сакиева Р., Жанузакова Л., Ишмухамедова А., Онлашева Ж., Сулейменова Г., Сейдалина Ж., Жалбуров Е., Мухамеджанов Э., Айдарбаев С., Са-лимгерей А., Крепак П.

Издание подготовлено Институтом законодательства Республики Казахстан под научным руководством члена-корреспондента НАН, доктора юридических наук, профессора Сапаргалиева Г.С.

1. Лапшин Д.В. Вопросы совершенствования мер по предупреждению организованной преступности.//Юрист, №9 -2003г. - 64-66 с.

2. Тен Д.С. Юридические лица как субъектыi организованной преступной деятельности. // Экономика и право Казахстана, №18\2005 - 50-53 с.

3. Белоцерковский С.Д. Роль оперативно-розыгскной деятельности в борьбе с организованными преступными формированиями. //Прокурорская и следственная практика, №1-2, 2007г. - 106,108-110 с.

4.Астанин В.В. Криминологическая характеристика проявлений организованной коррупции. // LEX RUSSICA, №1-2007г., январь - 174-182 с. //Научныге трудыг Московской государственной Академии.

5. Сухаренко А.Н. Противодействие транснациональной организованной преступности в России. //Международное и публичное частное право, №2(35) - 37-38 с.

6. Касьяненко М.А. О некоторыгх этносоциальных особенностях этнических преступным группировкок в РФ //Российский следователь, №7 - 2007г. - 30-32с.

7.Голик Ю., Коробеев А. Теоретические основыi к осмыгслению организованной преступности. Преступность планеты земля: Глобальная угроза, поиски адекватныгх ответов. Конгресс ОНН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. //Предупреждение преступности, №2 - 2004г. - 109с.

8. Долгова А.Н. Закономерности преступности, организованная преступность и криминология. /Прокурорская и следственная практика, №1-2 - 2007г. - 85 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.