Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности оперативных подразделений ОВД Кыргызской Республики по борьбе с организованной преступностью и коррупцией'

Совершенствование деятельности оперативных подразделений ОВД Кыргызской Республики по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И КОРРУПЦИЯ / НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ORGANIZED CRIME AND CORRUPTION / SCIENTIFIC SUPPORT / IMPROVEMENT ACTIVITIES / POLITICAL AND SOCIALLY ECONOMIC INSTABILITY / OF OPERATIVE CRIME DETECTION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шейшеев А. Д.

Рассматриваются вопросы научного обеспечения разработки мер, направленных на совершенствование деятельности оперативных подразделений ОВД Кыргызской Республики в борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шейшеев А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT ACTIVITIES OF OPERATIVE DEPARTMENT OF THE INTERIOR OF KYRGYZ REPUBLIC IN THE FIGHT WITH ORGANIZED CRIME AND CORRUPTION

In article questions of scientific support the working out measures pointed on improvement activities of operative department of the interior of Kyrgyz Republic in the fight with organized crime and corruption.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности оперативных подразделений ОВД Кыргызской Республики по борьбе с организованной преступностью и коррупцией»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ И КОРРУПЦИЕЙ

А.Д. ШЕЙШЕЕВ,

адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика;

оперативно-розыскная деятельность E-mail: Nazi_1881@ mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы научного обеспечения разработки мер, направленных на совершенствование деятельности оперативных подразделений ОВД Кыргызской Республики в борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

Ключевые слова: организованная преступность и коррупция, научное обеспечение, совершенствование деятельности, политическая и социально-экономическая нестабильность, оперативно-розыскная деятельность.

IMPROVEMENT ACTIVITIES OF OPERATIVE DEPARTMENT OF THE INTERIOR OF KYRGYZ REPUBLIC IN THE FIGHT WITH ORGANIZED CRIME AND CORRUPTION

A.D. SHEISHEEV,

the graduated in a military academy of chair of operatively-search activity of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article questions of scientific support the working out measures pointed on improvement activities of operative department of the interior of Kyrgyz Republic in the fight with organized crime and corruption.

Keywords: organized crime and corruption, scientific support, improvement activities, political and socially economic instability, of operative crime detection activities.

Кыргызская Республика, устраняя негативные кризисные последствия этнических конфликтов, вступила в новую эпоху, характеризующуюся необходимостью осуществления кардинальных общественно-формационных изменений, глубокими преобразованиями экономических, политических, организационных основ государственной и общественной жизни.

Под их воздействием, по мнению избранного 30 октября 2011 г. Президента Кыргызской Республики А. Атам-баева, будет происходить обновление мировоззрения в области защиты прав и свобод человека, а также интересов создаваемого суверенного правового демократического государства и гражданского общества от угроз разного характера. Диалектика их формирования предъявляет исключительные требования к системе государственной власти, системе безопасности, правоохранительным органам, в том числе к оперативным подразделениям ОВД, стоящим на переднем крае борьбы с преступностью.

Националистически настроенные группировки граждан в ходе организованных ими переворотов оказали значительное влияние на личный состав милиции и других правоохранительных органов, на морально-психологическое и нравственное состояние сотрудников. Поэтому ре-формированиеОВД невозможно реализовать без коренных изменений в системе государственного управления, в

том числе и в силовых структурах. Необходимость реформирования всей правоохранительной системы и, прежде всего, органов внутренних дел, обусловлена осложнениями оперативной обстановки, ростом тяжких и особо тяжких преступлений (убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований, грабежей и разбоев, краж с проникновением в жилые и служебные помещения) и резким снижением их раскрываемости. Всего за 2010 г. зарегистрировано 33 528 преступлений, а в 2009 г. — 15 873. Убийств: 2011 г. — 388, 2010 г. — 909, 2009 г. — 419. Изнасилований: 2011 г. — 323, 2010 г. — 314, 2009 г. — 303. Разбойных нападений: 2011 г. — 438, 2010 г. — 536, 2009 г. — 35911.

Росту организованной транснациональной преступности и коррупции, должна противостоять высокоорганизованная правоохранительная система, профессионально подготовленные оперативные подразделения ОВД Республики.

В 2010 г. создано Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Ранее подразделение по борьбе с организованной преступностью было в составе Главного управления уголовного розыска, а по коррупции работали сотрудники ГУБЭПиК. В настоящее время ГУБЭПиК МВД расформировано, а рас-

1 Данные Информационно-аналитический центра МВД Кыргызской Республики о состоянии преступности за 2009—2011 гг.

крытием и расследованием преступлений в сфере экономики занимается Финансовая полиция при Правительстве Кыргызской Республики. В настоящее время на территории Кыргызстана действует 12 организованных преступных групп, из них 5 преступных групп — устойчивые, в которых 30 человек являются активными членами. Всего на оперативном учете состоит 300 человек.

Принятыми мерами с начала 2011 г. были задержаны 150 членов ОПГ, из которых 18 имели статус «смотрящих» и «авторитетов»2.

На этом криминогенном фоне проявляется устойчивая тенденция роста коррупции, распространения ее организованных форм, активного противодействия криминальной среды нормальному исполнению правоохранительной функции государства. Все это ставит перед властями и ученными задачи разработки научно-обоснованной стратегии и тактики обеспечения национальной безопасности и борьбы с преступностью3.

Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что сам процесс реформирования системы органов внутренних дел и их оперативных подразделений проходил без должного научного обеспечения организации оперативно-розыскной деятельности; не учитывался ранее использованный опыт и научные разработки, проводившиеся в странах СНГ по проблемам обеспечения национальной безопасности, внутриполитической стабильности и консолидации общества, в реализации которых важная роль отведена оперативным подразделениям ОВД.

Как показывает исторический опыт, формирование правоохранительных структур и их оперативных подразделений предопределяется не только состоянием правопорядка, но и происходящими социально-экономическими преобразованиями развития государства как во внутренней, так и во внешней политике. Обеспечение эффективной борьбы с организованной преступностью и коррупцией связано, прежде всего, с организацией работы и осуществлением функций профессиональных органов, способных решать поставленные перед ними задачи.

Организованная преступность породила криминальную ситуацию, требующую неотложных законодательных, организационно-управленческих мер, материальных ресурсов на оснащение правоохранительных органов и обучение сотрудников методам борьбы с организованной преступной деятельностью. Одна из причин сложившейся в сфере борьбы с организованной преступностью ситуации — недостаточная научная проработка проблемы, отсутствие ясных представлений о стратегии и идеологии борьбы, а также правовых, криминологических и оперативно-розыскных концепций и соответствующих научных рекомендаций по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступной деятельности4.

В настоящее время организованная преступность выступает одним из основных факторов политической и социально-экономической нестабильности в Республике. Новая власть, пришедшая к управлению страной в апреле 2010 г., обозначила позицию по данной проблеме и громогласно «объявила войну» криминалу; были предусмотрены меры по изменению структуры оперативных подразделений МВД; введен в действие Закон Кыргызской Республики «О противодействии организованной преступности».

Особо необходимо отметить ст. 13 Закона Кыргызской Республики «О противодействии организованной преступности», направленную на пресечение коррумпированных связей: «В целях предотвращения установления коррумпированных преступных связей организованных преступных групп, банд, организаций или сообществ с государственными служащими, в ходе служебных проверок деятельности государственных служащих может быть применена проверка на полиграфе (детекторе лжи), а также проверка их материального положения»5.

Следует отметить, что правовая основа организации деятельности, оперативных подразделений ОВД представляет собой многочисленное звено иерархического построения источников права. Этим обуславливается важность установления их сущности, функции и роли в правовом регулировании общественных отношений, а также в системе законодательства.

Главным нормативно-правовым актом является регламентирующий оперативно-розыскную деятельность Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», который определяет содержание ОРД и систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий6.

Нам представляется, что именно с этих позиций следует проанализировать комплекс проблем, связанных с организацией и управлением оперативными подразделениями ОВД; необходимо также принятие мер на законодательном уровне по улучшению деятельности оперативных аппаратов ОВД по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

В современных условиях с методологической и научно-практической точек зрения следует исходить из того, что реформирование и модернизация оперативных под-

2 Данные Информационно-аналитический центра МВД Кыргызской Республики о состоянии борьбы с организованной преступность за 2011 г.

3 Синилов Г.К. История ОРД: от древности до современности: моногр. В 2 ч. Ч. 1. М., 2010. С. 3.

4 ОвчинскийВ.С., Эминов В.Е., Яблоков Н.П. Основы борьбы с организованной преступностью: моногр. М., 1996. С. 6.

5 Закон Кыргызской Республики от 22 июля 2011 г. N° 122 «О противодействии организованной преступности», принятый Парламентом Кыргызской Республики 17 июня 2011 г. Ст. 13 «Предотвращение установления коррумпированных связей с государственными служащими и должностными лицами».

6 Закон Кыргызской Республики от 16 октября 1998 г. № 131 «Об опер ативно-р озыскной деятельности».

84

Вестник Московского университета МВД России

№ 3 / 2012

разделений системы МВД Республики должны быть ориентированы на опережающую их адаптацию. Без этого все очередные преобразования оперативных подразделений ОВД сведутся лишь к решению задачи выживания, а сама система будет обречена на отставание от темпов и характера общественного развития, потребностей государства и общества в области борьбы с преступностью.

В этой связи, необходимо отметить, что познание и улучшение на этой основе качества оперативно-розыскной деятельности и, соответственно, усиление борьбы с преступностью, в том числе организованной, и коррупцией неразрывно связано со стратегическим управлением, организацией и планированием деятельности ОВД. Речь идет не об увеличении штатной численности оперативных подразделений, а о дальнейшем совершенствовании организационных мер и, прежде всего, определении оптимальной модели структуры этих подразделений и их функционального обеспечения. Представляется, что это должно стать одним из принципиальных и важных положений, условий повышения эффективности и качества ОРД.

Сегодня организованные преступные группы различных стран получили большой простор для своих преступных действий и защиты своих членов от разоблачения, так как организованная преступность по-прежнему «не знает границ», активно объединяется и сотрудничает7.

Не менее важный вопрос, требующий решения, — проблема взаимодействия и международного сотрудничества оперативных подразделений ОВД Кыргызской Республики между собой и с ОВД иностранных государств. Изучение практики международного сотрудничества в борьбе с преступностью показывает, что действующее в настоящее время международное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании и конкретизации с учетом происходящих интеграционных процессов. Тем более в обстановке постоянно растущей активизации и повышения «профессионализма» организованных преступных формирований и коррупционеров.

Как уже было отмечено, тактику борьбы с организованной преступностью в значительной мере определяют, с одной стороны, маскировка ее системы (структур, их состава, лидеров, финансовых операций, планов, взаимоотношений с государственными органами, повседневной жизни членов преступных объединений), с другой, — так называемая активная оборона, т.е. совокупность действий, направленных на дестабилизацию правоохранительный системы8.

Данное обстоятельство указывает на необходимость разработки концептуальных положений по совершенство системы управления и организации оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел.

Для грамотной борьбы с коррупцией необходимо понимать не только правовую, но и экономическую сущность. Коррупция — сложный комплексный феномен. Несовершенство экономических условий хозяйствования рождает спрос, а несовершенство правовых и морально-этических норм рождает предложение9.

И сегодня остро стоит вопрос: хватит ли сил и средств, согласованного взаимодействия в борьбе с организованной преступностью и процветающей коррупцией в интересах будущего Кыргызской Республики? А главное: хватит ли властям и правоохранительным органам республики политической воли во всех начинаниях по борьбе с ОПГ, связанных с коррумпированной системой госаппарата? На этот вопрос в стране сегодня нет однозначного ответа.

В условиях либерализации всего комплекса государственных мер, призванных поднять экономику и улучшить благосостояние народа и его безопасность, проблемы борьбы с организованной преступностью, способной проникать во все сферы жизнедеятельности общества, приобретают особое значение. Большая часть организованной преступности остается латентной. Проблема усугубляется низкой раскрываемостью. Причина этого в недостаточном правовом обеспечении мер борьбы с организованной преступностью, низком профессионализме кадров, отсутствии должной материальной базы и многом другом.

В научном плане проблема организации деятельности оперативных подразделений ОВД издавна привлекала внимание целого ряда исследователей различных областей знаний. Однако, большинство исследований проводилось в иной социально-экономической и криминальной ситуации, они отдалены от сегодняшнего дня многими годами и не носили характера комплексного изучения рассматриваемой проблемы в рамках самостоятельного исследования. В связи с этим многие сложные вопросы до настоящего времени по ряду причин остаются малоизученными. Разработка действенных мер, поиск и внедрение в практику новых организационных и правовых основ организации оперативно-розыскной деятельности ОВД — актуальная в теоретическом и практическом отношении проблема.

В целях научного обеспечения разработки концептуальных положений необходимо провести комплексное исследование вопросов и разработку мер по совершенствованию системы оперативных подразделений ОВД Кыргызской Республики в борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

7 ОвчинскийВ.С., Эминов В.Е., Яблоков Н.П. Указ. соч. С. 116.

8 Горяинов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник. М., 2012. С. 597.

9 Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. М., 2009. С. 8, 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.