Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

ВОПРОСЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
семья / социология / благополучие / угрозы / цифровизация / ценностные ориентиры / установки / демография / безопасность / family / sociology / well-being / threats / digitalization / value orientations / attitudes / demography / security

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрушина Т. С.

В статье рассмотрены факторы, формирующие угрозы благополучию и безопасности современных российских семей. Выявлен ряд материальных и информационных факторов, которые обуславливают недостаточную сформированность у молодежи установок на формирование семьи, ее сохранение. Проанализированы демографические и иные ценностные установки современной молодежи по отношению к семье, семейной жизни, рождению детей. Представлены рекомендации по снижению влияния факторов, которые формируют риски и угрозы институту семьи в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Петрушина Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF FAMILY WELL-BEING AND SECURITY IN MODERN WORLD

Article examines the factors that pose threats to the well-being and security of modern Russian families. A number of material and informational factors have been identified that cause insufficient formation of attitudes towards family formation and its preservation among young people. The demographic and other values of modern youth in relation to family, family life, and the birth of children are analyzed. Recommendations are presented to reduce the influence of factors that form risks and threats to the institution of the family in modern society.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 10 (79) Том 4. ОКТЯБРЬ 2024 г. УДК 316

Петрушина Т.С.

Институт государственного администрирования (г. Москва, Россия)

ВОПРОСЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация: в статье рассмотрены факторы, формирующие угрозы благополучию и безопасности современных российских семей. Выявлен ряд материальных и информационных факторов, которые обуславливают недостаточную сформированность у молодежи установок на формирование семьи, ее сохранение. Проанализированы демографические и иные ценностные установки современной молодежи по отношению к семье, семейной жизни, рождению детей. Представлены рекомендации по снижению влияния факторов, которые формируют риски и угрозы институту семьи в современном обществе.

Ключевые слова: семья, социология, благополучие, угрозы, цифровизация, ценностные ориентиры, установки, демография, безопасность.

Современный период цифровой трансформации общества существенно изменяет и систему общественных отношений на всех уровнях - как на общенациональном, так и на индивидуальном, межличностном и внутрисемейном уровне. В первую очередь, это отражается на системе ценностных ориентиров личности, в том числе, в части установок на формирование, сохранение семьи, взаимодействие в семье. Отдельные ценностные установки современного периода (например, установка на разделение труда с партнером в семье, установка на финансовую независимость партнеров, их самореализацию) являются достаточно значимыми, способствуют более высокому уровню адаптации и социализации. Однако иные установки и ориентиры, например, установка на индивидуализм, стремление отсрочить

рождение детей, чтобы «пожить для себя», формирует ряд вызовов для современной семьи, ее благополучия и безопасности.

В современных условиях социального кризиса ценность семейных отношений, с одной стороны, подвергается переосмыслению в качестве одного из значимых факторов благополучия человека, но с другой формируется ряд негативных воздействий на семейные отношения. К таковым относится, в первую очередь, инфантилизм людей того поколения, которые в настоящее время заключают браки или живут в браке, что негативно отражается на поддержании семьи. Негативное воздействие оказывает также и глобализация, информатизация общества, которая создает ложную иллюзию «близости» со всеми людьми, наличия множества дружеских контактов, при которых семейные отношения воспринимаются как «необязательные».

Это порождает рост числа маргинальных семей - семей, отчужденных от остального общества, по причинам финансовых трудностей, алкоголизма родителей, наркомании, тяжелого заболевания родственников в семье и иных проблем. Именно в таких семьях имеются наиболее сложные проблемы социализации и воспитания детей [3].

Достаточно деструктивное влияние на благополучие семей в России отказывает высокий уровень распространенности таких заболеваний, как алкоголизм и наркомания, которые являются основным фактором формирования неблагополучных семей. Проблема неблагополучных семей является достаточно значимым фактором, негативно влияющим на общество в целом, на развитие и воспитание подрастающего поколения. Эта проблема имеет место и в России и в других странах. В современных условиях в России отмечается постепенный рост числа неблагополучных семей, ввиду того, что наблюдаются некоторые условиях социально-экономического кризиса, что снижает уровень жизни, уровень дохода, отмечается рост алкоголизма в обществе, что вызвано социальной напряженностью. Кроме того, в России достаточно высока доля разводов (2 из трех браков расторгаются), а также большое число матерей-одиночек.

Причинами дисфункции семейных отношений могут быть различные психологические и социальные, индивидуальные и коллективные факторы.

Прежде всего, следует учитывать, что семейное и родительское поведение человека представляет собой совокупность психологического и физиологического состояний, при которых он в состоянии производить и обеспечивать потомство. Это подразумевает, что к репродуктивному здоровью относится не только сексуальное здоровье и нормальное функционирование репродуктивной системы, но комплекс социально-экономических показателей, оказывающих влияние на человеческую психику и нормы поведения, в буквальном смысле - «способность» человека создать семью, выполняющую свои социальные функции [6].

Отметим, что коллективные представления о семье в значительной степени определяют возможности семьи выполнять свои функции, либо тенденцию к дисфункциональной семье.

С учетом изложенного, большое значение имеет сегодня исследование факторов, которые формируют угрозы благополучию и безопасности семьи.

Цель исследования - проанализировать проблемы благополучия и безопасности семьи в современном мире.

Семейная система представляет собой систему взаимоотношений людей, основная цель которой - рождение и воспитание детей. Семейная система называется ригидной (в буквальном понимании - негибкой, неадаптивной), если она характеризуется низкой способностью адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, в силу чего перестает адекватно выполнять задачи, стоящие перед ней. В этом случае принято говорить о дисфункции семейной системы, то есть неспособности ее выполнять возложенные на нее задачи.

Семья выполняет в обществе одну из наиболее значимых функций -формирования человеческого капитала, что определяет дальнейшее развитие общества. Ввиду этого, от устойчивости семьи, выполнения ею функций, напрямую зависит и устойчивость общества. На современном этапе имеется ряд психологических исследований, которые анализируют связь развития института

семьи и формирования в обществе ценностных ориентиров, развития человеческого капитала [7].

Основная функция семьи - рождение и воспитание детей, поскольку эта функция реализуется в семье наиболее эффективно, чем одиночно. Таким образом, основная социальная функция семьи - это формирование подрастающего поколения, его социализация. С позиции психологии можно выделить и ряд иных функций семьи и семейных отношений, это такие как [6]:

- формирование социальных связей, обеспечивающих возможности поддержки и адаптации в сложных и кризисных ситуациях,

- формирование у индивида опыта родительства, выстраивания взаимоотношений с супругом, детьми, старшим поколением,

- формирование мотивации на трудовую деятельность, высокую производительность труда.

С учетом перечисленных основных функций семьи можно отметить, что дисфункция семейной системы характеризуется, соответственно, снижением возможности семьи выполнять те функции, которые она выполняет.

Понятие семьи, ее роль в развитии личности, широко исследовано в социологических, психологических, педагогических, культурологических исследованиях на протяжении длительного времени.

Многие просветители и педагоги периода XVШ-XIX вв. говорили о том, что именно «род жизни семьи и родителей, их ежедневный пример особенно важны в воспитании». Родители, согласно пониманию дореволюционной педагогической практики должны воздействовать на процесс образования и воспитания ребенка своим личным примером [8, а 56]. Это также предусматривало необходимость комплексной работы с семьей, а не только с отдельным ребенком. Следует отметить, что в дореволюционной России существовали и иные мнения. Так, например, противоположную приведённым точку зрения высказал педагог В. П. Кащенко, отметив, что родители не могут предложить своему ребенку продуманную систему воспитательных мер. Для этого родителям необходимо дать хотя бы первоначальные, элементарные

представления о воспитании детей в семье [2, а 34]. Таким образом, в данном случае также идет речь о просветительской роли школы и необходимости просвещения родителей. После революции в 20-30-е годы XX в. проблема поддержки неблагополучных семей, детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях, также рассматривались в работах многих ученых (В.В.Зеньковский, А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С. Макаренко и др.) [3, с.78].

В советский период большее значение придавалось общественному воспитанию личности, а не воспитанию личности в семье. Между тем, был сформирован облик советской семьи, как определенного идеала, существовали примерные критерии «идеальной семьи». Семья рассматривалась как важный фактор социализации, атрибут взрослого зрелого человека [7]. Так, в период СССР родительство воспринималось молодыми людьми как часть и элемент семейной жизни, во многом, установки на родительство в тот период - это повторение опыта собственных родителей.

Однако в настоящий момент отмечается изменение установок в части формирования более осознанного родительства с одной стороны, либо - крайне неосознанного, с другой.

На современном этапе в российском обществе соответствующее представление о семье отсутствует. В частности, в отдельных исследованиях -социологических опросах молодежи, сделан акцент на том, что более половины респондентов стремятся обрести счастливую семью, согласно другим оценкам, около 60% молодежи стремятся обрести индивидуальное благополучие, которому дети и семья могут помешать [4]. Таким образом, функция семьи не воспринимается подрастающим поколением как значимая, более важным для определенной части общества выступает индивидуальное благополучие. Такие социальные установки, в значительной степени определяют и возможности семей выполнять возложенные на них функции, а также восприятие этих функций со стороны участников семейных отношений.

Таким образом, в современных коллективных представлениях сама функция семьи - как функция воспитания и социализации подрастающего поколения, утрачивает значимость, что также является фактором угроз семье.

Современный период развития общества, цифровая трансформация общества формирует ряд проблемных вопросов благополучия и безопасности семьи, как социальной структуры, обеспечивающей развитие личности.

В первую очередь следует затронуть проблему общих установок на семейные отношения в обществе. Нельзя не отметить высокий уровень инфантилизма современных молодых семей, которые находятся в возрасте создания семьи. Так, большинство современной молодежи не стремятся брать на себя ответственность за партнера, семья не воспринимается как значимая часть жизни. Многие молодые люди предпочитают индивидуальную жизнь, откладывают вступление в брак и рождение детей до 30 лет и более. При этом, в более позднем возрасте для человека значительно сложнее сформировать семью, ввиду того что сложнее перестраивать собственную жизнь и привычки [5].

Отметим, что развитие института семьи в обществе зависит не столько от материальных факторов, сколько от индивидуальных и коллективных установок людей на создание семьи, адекватного представления о семье и ожиданий от нее. Удовлетворенность супружескими и добрачными отношениями базируется на совпадении ожиданий и реальны выгод и рисков от этих отношений, что обусловлено в целом, психологическими особенностями личности человека, не только по отношению непосредственно к установкам в области отношений и семьи, но и иным. При совпадении или максимальном приближении ожидания и реальной ситуации удовлетворенность отношениями (браком) будет высока, при несовпадении - соответственно низкая.

Гендерные установки формируются как социальными условиями (необходимость вступления в брак, роль мужчины в семье и обществе, его равенство либо неравенство с женщиной), так и семейными ценностями и личным опытом. Существенно зависят гендерные установки от уровня зрелости личности - наличия запроса к потенциальному супругу (супруге), или самому

себе в части удовлетворения его потребностей. Неадекватная самооценка, убежденность в том, что «достоин большего», чем партнер или партнерша, которая с ним рядом, также формирует неудовлетворенность добрачными или семейными отношениями.

Таким образом, можно отметить взаимосвязь между представлениями о семье и удовлетворенностью браком либо стремлением вступить в него. Представление о семье формируется под влиянием таких факторов, как собственный опыт в семье (в качестве ребенка), опыт отношений с противоположным полом, информационное поле, создаваемое окружением и СМИ.

Для российского общества в части специфики семейных отношений существует достаточно противоречивая ситуация смешения «восточных» и «западных» установок на развитие семьи. В частности, многие российские семьи стремятся быть, с одной стороны, независимыми от родителей (что соответствует западному подходу), но с другой - стремятся получать опеку со стороны своих родителей (что соответствует восточной, многопоколенной семье). Это не способствует формированию ответственного отношения к семье, собственным детям и супругу (супруге). Кроме того, это формирует дополнительную нагрузку на старшее поколение, которое находится в возрасте экономически активного населения.

Высокий уровень инфантилизма современных молодых людей не способствует формированию навыков исполнения ролей в семье. При этом, часто распределение ролей в семье может меняться по мере развития и жизни семьи, рождения детей и их взросления, что также обуславливает разнообразие семейных конфликтов, угрозу возникновения ситуации потенциального развода (например, при отсутствии ожидаемой от супруга поддержки в той или иной ситуации).

Оценки современного состоянии демографических установок молодежи противоречивы. В частности, в отдельных исследованиях сделан акцент на том, что более половины респондентов стремятся обрести счастливую семью,

согласно другим оценкам, около 60% молодежи стремятся обрести индивидуальное благополучие, которому дети и семья могут помешать [5].

Однако можно привести и данные социологических опросов, согласно которым, большинство молодых людей (выборка - мужчины и женщины в возрасте 20-30 лет) полагают, что рождение детей должно осуществляться после достижения материального благосостояния (38%), еще 51% полагают, что им должны помочь родители, и только 6% надеются на помощь государства [4].

Особого внимания заслуживает исследование в котором отмечено, что большинство молодых людей (выборка в возрасте 18-30 лет) полагает, что в семье достаточно 2 детей (67%), только 9% полагают, что детей должно быть трое или больше, а 6% сознательно хотят остановиться на одном ребенке [5].

В данном случае можно вспомнить о социальных ролях в современном обществе - гендерах, которые также несбалансированны на современном этапе. В частности, зачастую поведение юношей близко к женскому (например, использование декоративной косметики, следование моде), а поведение девушек (курение, ненормативная лексика) - к мужскому. Подобная неопределенность социальной гендерной роли, ее несовпадение с биологическим полом также негативно сказывается на родительском поведении таких личностей, социальных установках относительно семьи, и следовательно, на качестве семьи [6].

Немаловажное значение для становления семейных ценностей у молодых женщин с высшим образованием имеет популяризация «гражданских браков», не зарегистрированных в органах ЗАГС, в современном обществе.

На первый взгляд, они не представляют социальной угрозы - молодые люди пробуют жить вместе некоторое время с тем, чтобы понять, насколько гармоничны их отношения. Однако на практике «некоторое время» порой растягивается на годы, а иногда и на десятки лет.

Проблема такого «гражданского брака», который с точки зрения законодательства именуется «сожительством», состоит в том, что в нем не одна из сторон не берет на себя социальную ответственность за другую, не говоря уже об ответственности по отношению к детям. Дети в таком браке часто не

рождаются, или же регистрируются только на мать, то есть по факту растут у матери-одиночки, что также не является социально здоровым для ребенка и привития ему семейных ценностей.

Одним из факторов распада семьи выступает именно рождение ребенка, ввиду того, что родители оказываются не готовы к такой ответственности.

Кроме того, к личностным и общественным факторам, которые могут обусловить распад семьи, конфликты в семье, которые отражаются на воспитании и развитии детей, можно отнести:

1. Нравственные установки (неготовность к браку, восприятие брака, как «развлечения», а не как ответственности).

2. Завышенные ожидания от партнера (желание получать опеку от партнера, в отсутствие желания давать эту опеку партнеру), эгоцентризм.

3. Материальные и финансовые трудности, которые существенно возрастают с рождением ребенка.

В современном обществе существует две крайности: с одной стороны -гиперответственное отношение к сексуальной жизни, браку, детям и рождение детей к сорока годам, с другой напротив - раннее начало половой жизни и рождение детей еще до совершеннолетия. В первом случае это, как уже говорилось, гиперопека, либо чрезмерно либеральное воспитание, при котором ребенку все позволено, во втором - напротив, отказ от своих родительских функций, передача ребенка старшему поколению на воспитание, либо, в худшем случае, отказ от ребенка.

Для современных молодых женщин отмечается специфика установок на родительство, как вид деятельности, что не способствует формированию их ответственности за семью. Это обусловлено тем, что по уровню самооценки и степени социального признания родительский труд в России, в отличие от стран Европы и США, является непрестижным и низкостатусным. Это, безусловно, является отрицательным фактором материнства при выборе молодых женщин, которые, имея высшее образование, в любом случае имеют определенные амбиции, ради которых они получали высшее образование. Удовлетворить

потребность в высоком положении в обществе, высоком социальном статусе при помощи материнства фактически невозможно.

Основным мотивом материнства, как труда, для молодых женщин может выступать мотив престижа. Это обусловлено несколькими социальными факторами - реалиями современного общества, а именно [3]:

- выраженный детоцентризм (ребенок на сегодняшний день возведен в культ, матери «соревнуются» друг с другом в социальных сетях в части лучшего ухода, кормления, воспитания и т.д.),

- вещизм и индустрия красоты - молодая женщина с высшим образованием, под воздействием мотива престижа, может руководствоваться, к примеру, возможностью демонстрировать вещи своего ребенка - лучшую коляску, игрушки, одежду и т.д., поднимая, тем самым, свой социальный статус,

- позиция жертвы, как по отношению к мужчине-партнеру, которому женщина может подчеркивать тот факт, что ради ребенка она отказалась от успешной карьеры, и по отношению к ребенку,

- «эффект группы», боязнь «отстать» от ближайшего окружения одноклассниц и однокурсниц, которые уже обзавелись детьми.

Нельзя не отметить и такую угрозу институту семьи в информационном пространстве, как трансляция стратегий поведения, так называемых, «стилей жизни» (от англ. - «lifestyle»), которые не соотносятся с формированием установок на семейные отношения [1].

К числу таких стилей жизни относятся, к примеру:

- стиль жизни, направленной на развитие карьеры, индивидуальную жизнь «для себя», которая предусматривает саморазвитие, путешествие,

- стиль жизни «чайлд-фри», осознанный отказ от детей,

- стиль жизни, предусматривающий установку «брать от жизни все», направленный на развлечения, свободное времяпрепровождение, отказ от работы, нежелание вступать в социальные отношения в широком смысле -трудовые, семейные и др.

Популяризация в информационном пространстве соответствующих стиле жизни или стратегий поведения не способствует формированию у молодежи установок на создание семьи, ее последующее сохранение. Многие молодые люди формируют под влиянием данного информационного фактора представление о том, что вступление в брак, создание семьи, рождение детей будет препятствовать их личному счастью, карьерным перспективам, привычному образу жизни.

Немаловажным фактором, который обуславливает угрозу институту семьи является высокий уровень распространения наркомании и алкоголизма в современном обществе. В современных условиях достаточно большое число детей воспитывается в семьях, где имеют место эти явления.

В связи с этим, в современных условиях наблюдается рост числа неблагополучных семей, которые требуют особого подхода, оказания помощи, комплексной социальной работы со стороны социальных институтов - школы, учреждений здравоохранения, органов опеки, органов социальной защиты. По оценкам авторов в российском обществе доля неблагополучных семей составляет около 20% (т.е. каждая пятая семья), в школах таких семей - 0,6%, а детей, которые демонстрируют признаки девиантного поведения - 5,5% [1].

Можно выделить несколько типов семей, как объектов социальной работы:

1. Осиротевшая неполная семья — образуется в результате смерти одного из родителей. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи и оказывают помощь матери.

2. Неполная разведенная семья — семья, в которой родители разведены, живут отдельно. Ребенок, выросший в такой семье, получает социально-психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда.

3. Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких-либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак, либо же отец ребенка не стремится принимать на себя ответственность за него.

4. Семья в трудной жизненной ситуации, например, утратившая доход по объективным причинам, однако, настроенная на заботу о ребенке (детях).

5. Неблагополучная семья, в которой имеют место факты злоупотребления алкоголем одного из родителей, факты насилия и др.

6. Маргинальная семья - крайний вариант неблагополучной семьи.

Достаточно часто маргинальные семьи - это семьи, в которых достаточно

существенные конфликты по различным вопросам, что вызвано спецификой родительского поведения супругов (одного или обоих). Следует учитывать, что семейное и родительское поведение человека представляет собой совокупность психологического и физиологического состояний, при которых он в состоянии производить и обеспечивать потомство. Это подразумевает, что к репродуктивному здоровью относится не только сексуальное здоровье и нормальное функционирование репродуктивной системы, но комплекс социально-экономических показателей, оказывающих влияние на человеческую психику и нормы поведения.

Несмотря на достаточно обширное распространение в России неблагополучных семей различного типа, на современном этапе не сформирован комплексный подход к организации социальной работы с такими семьями. Это, зачастую, усугубляет ситуацию в семьях. Дети, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях, не получают необходимого социального опыта взаимодействия в семейных отношениях, что негативно сказывается на их жизни в дальнейшем, в рамках вступления уже в собственные семейные отношения. Организация комплексной работы с неблагополучными семья сегодня является одной из наиболее актуальных проблем, поскольку сложности в таких семьях не ограничиваются одной сферой, к примеру, только финансовой, но также лежат в области социально-бытовой сферы, сферы защиты интересов детей, сферы

здравоохранения, образования и воспитания, а также просвещения родителей, организации работы с ними.

Отметим, что и для благополучных семей существует ряд проблем, которые препятствуют, к примеру, рождению второго и последующих детей. Это, к примеру, недостаточное число мест в детских садах и школах, недостаточное число бесплатных кружков и секций для детей. Таким образом, это недостаточно развитый уровень социальной и материальной инфраструктуры для детей, семей с детьми.

С учетом изложенного, нивелирование угроз институту семьи в современном обществе, лежит через такие механизмы, как: формирование информационной повестки, которая направлена на создание и поддержку у молодежи ценностных установок на создание семьи, ее ценность, развитие институтов поддержки благополучных и неблагополучных семей, развитие социальной и материальной инфраструктуры для семей с детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андрюшина Е.В., Панова Е.А. Влияние государственной политики на семейные стратегии студенческой молодежи // Ars Administrandi. 2019. Т. 11. №

2. С. 200-219;

2. Лебедев П.А. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. М.: Педагогика, 1990. 608 с;

3. Недвецкая М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи - М.: АПК и ППРО. 2006. 148 с;

4. Павлов Б.С., Бондарева Л.Н. Особенности культуры демографического поведения молодых семей на Урале // Дискуссия. 2012. № 6. С. 85-93;

5. Ростовская Т.К., Кучмаева О.В. Трансформация образа желаемой модели семьи у разных поколений: результаты Всероссийского социологического исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 527-545;

6. Ростовская Т.К., Карповская Е.Е. Изучение особенностей семейно-демографической политики как фактора изменении молодой семьи: социологический анализ // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. №. 2. С. 57-66;

7. Смирнов В. А., Груздев В. В. Семейная политика российского государства в условиях больших вызовов: основные проблемы и противоречия // Ars Administrandi. 2021. Т. 13. №. 1. С. 71-88;

8. Холодный Г.М. Историческая записка Тамбовской гимназии 1786-1886 гг. Тамбов: Типо-литография Д. С. Семенова, 1887. 328 с

Petrushina T.S.

Institute of Public Administration (Moscow, Russia)

ISSUES OF FAMILY WELL-BEING AND SECURITY IN MODERN WORLD

Abstract: article examines the factors that pose threats to the well-being and security of modern Russian families. A number of material and informational factors have been identified that cause insufficient formation of attitudes towards family formation and its preservation among young people. The demographic and other values of modern youth in relation to family, family life, and the birth of children are analyzed. Recommendations are presented to reduce the influence offactors that form risks and threats to the institution of the family in modern society.

Keywords: family, sociology, well-being, threats, digitalization, value orientations, attitudes, demography, security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.