Научная статья на тему 'Вопросы бахтинского наследия в российской гуманитаристике в 2010-х гг'

Вопросы бахтинского наследия в российской гуманитаристике в 2010-х гг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
133
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
SCIENTIFIC HERITAGE OF M. M. BAKHTIN / RECEPTION / DOMESTIC LITERARY CRITICISM OF THE 2000TH / RESEARCHES OF BAKHTIN STUDIES / TERMINOLOGICAL FRAMEWORK OF M. M. BAKHTIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горбунова М.Ю., Короткова Е.Г., Куряев И.Р., Паршина И.Ю., Ромашова Н.Ю.

Статья посвящена анализу основных аспектов рецепции М. М. Бахтина в отечественном научном пространстве в 2010-е гг., акцентирует внимание на способах осмысления и проблемах изучения творчества учёного, также включает анализ ключевых для данной проблематики работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы бахтинского наследия в российской гуманитаристике в 2010-х гг»

УДК: 8.82.Бахтин.20"

Филологические науки

Горбунова М. Ю., магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск.

Короткова Е. Г., магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск.

Куряев И. Р., магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск.

Паршина И. Ю., магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск.

Ромашова Н.Ю., магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск.

Самойленко В.А., магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск. Старцев Д. И., магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск.

ВОПРОСЫ БАХТИНСКОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИЙСКОЙ ГУМАНИТАРИСТИКЕ В 2010-Х ГГ.

Аннотация: статья посвящена анализу основных аспектов рецепции М. М. Бахтина в отечественном научном пространстве в 2010-е гг., акцентирует внимание на способах осмысления и проблемах изучения творчества учёного, также включает анализ ключевых для данной проблематики работ.

Ключевые слова: научное наследие М. М. Бахтина, рецепция, отечественное литературоведение 2000-х гг., бахтиноведческие исследования, терминологический аппарат М. М. Бахтина.

Annotation: The article is devotedto the analysis of the main aspects of reception of M. M. Bakhtin in domestic scientific space in the 2010th, focuses attention on ways of understanding and studying of creativity of the scientist, also includes the analysis of key works for this problem.

Keywords: scientific heritage of M. M. Bakhtin, reception, domestic literary criticism of the 2000th, researches of Bakhtin studies, terminological framework of M. M. Bakhtin.

Оценивая состояние бахтиноведческих исследований в 2010-е гг., прежде всего необходимо отметить возросший интерес авторов к общим проблемам научного наследия М. М. Бахтина, к этапам его формирования, отдельным концепциям, теоретическим построениям учёного, судьбам его работ в контексте развития гуманитарной мысли XX - нач. XXI вв. и др. Несмотря на то, что опыты осмысления и библиографического описания процесса освоения бахтинских идей современной наукой уже предпринимались [16; 79;88; 98], аналитических обзоров этой проблемы в отечественной гуманитаристике практически не существует. Именно в этом заключается основная цель данной главы.

В анализе наследия М. М. Бахтина важным аспектом остаётся аспект биографический, в значительной мере продолжающий интересовать исследователей в этом десятилетии. И 2010 год - год 115-летия со дня рождения М. М. Бахтина - оказался достаточно продуктивным. В свет выходит монументальная монография Н.А. Панькова, известного исследователя жизни и трудов мыслителя, «Вопросы биографии и научного творчества М. М. Бахтина» [120], в которой были опубликованы результаты его многолетних научных разысканий, где биографическая тематика сочетается с теоретико-

литературной, порой уступая ей ведущее место: в первой части книги подробно рассматривается дискуссия, вызванная двумя «ранними» докладами ученого, посвященным темам стилистики романа и соотношения между жанрами эпоса и романа. Исследователь также акцентирует внимание на уникальных материалах: отдельные письма и архивные документы публикуются в монографии впервые и освящают биографию и научное творчество М.М. Бахтина с новой стороны.

Определенный интерес представляет книга И. В. Клюевой и Л. М. Лисуновой «М. М. Бахтин - мыслитель, педагог, человек» [60], в которой собраны фрагменты студенческих конспектов бахтинских лекций, список книг из его личной библиотеки, что, несомненно, расширяет представление о круге интересов М. М. Бахтина и о саранском контексте его творчества.

Следует отметить и монографии исследователя биографии и творчества М. М. Бахтина Н. Л. Васильева «Михаил Михайлович Бахтин и феномен "Круга Бахтина"» [16], составленную из работ автора последних тридцати лет.В этой книгеавтор делает попытку систематизировать библиографически обновлённое собрание работ М. М. Бахтина, включая статьи, обзоры международных «бахтинских» конференций, рецензии и другие публикации с 1985 по 2012 гг.

Интерес исследователей привлекаютотдельные эпизоды жизни учёного: статья И. В. Клюевой рассматривает период жизни мыслителя, связанный с его пребыванием в Малеевке в 1963-1966 гг., автор также анализирует его творческие контакты того периода [59].В статье В. И. Лаптунаисследуется один из наиболее сложных и запутанных периодов жизни М. М. Бахтина: с момента его увольнения из Мордовского пединститута в июле 1937 г. до возвращения в Саранск в октябре 1945 г.[72]. Пересечение имён М. М. Бахтина и Н. М. Бахтина в общем пространстве журнала «Современные записки» фиксирует в своей статье О. Е. 0совский[103].

При этом стоит понимать, что вопросы биографии М. М. Бахтина непременно приводят любого исследователя к вопросу о так называемых «спорных текстах». И стоит отметить, до сих пор по этому поводу не утихают

дискуссии. Так, Н. Л. Васильев последовательно доказывает, что авторами «спорных» научных трудов являются В. Н. Волошинов и П. Н. Медведев [15; 16]. Ю. Тамбовцев в своём исследовании «Кто написал тексты Бахтина, Волошинова и Медведева?» [132] для решения поставленного вопроса прибегает к математическому методу, основанному на анализе частоты употребления непроизводных предлогов в текстах. Справедливости ради необходимо отметить, что и при использовании данного подхода к окончательным выводам об авторстве спорных текстовприйти не удаётся. Скандал, вызванный появлением книги Жан-Поль Бронкара и Кристиана Бота«Бахтин без маски» (2011) привёл к активизации полемики вокруг проблемы среди отечественных исследователей. Так, С. Н. Зенкин убедительно доказывает безосновательность ряда неоднозначных теорий, выдвинутых ими в провокационной монографии [48]. Не менее значимой в этом контексте является статья В. Л. Махлина и Н. М. Долгоруковой [83], если не «обнажившая» недальновидность данного исследования, то явно поставившая точку касательно вопроса о серьёзности этой работы.

Исследование процесса формирования теоретических (как философских, так и литературоведческих) концепций М. М. Бахтина также входит в область интересов учёных.Монография Н.Д. Тамарченко «„Эстетика словесного творчества" М. М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция» [131] становится своеобразным итогом многолетних исследований автора. Монография состоит из трёх частей: в первой части литературовед акцентирует внимание на проблемах завершения и эстетики незавершенности в рамках одного произведения и теории романного жанра. Две последующие части посвящены взаимосвязанности концепций М. М. Бахтина с историческим опытом отечественной и европейской эстетики.

Важным событием стал выход сборника «Хронотоп и окрестности» [141], в который вошли статьи, посвященные вопросам теории, творческого наследия и биографии М. М. Бахтина.Так,В.Ляпунов предлагает своего рода комментарий к трем автобиографическим текстам Н. М. Бахтина, уточняя

отдельные моменты его биографии [77]. В аспекте изучения становления бахтинской теории романа интересна работа Н. Перлиной [121], анализирующей влияние книги О. М. Фрейндерберг «Поэтика сюжета и жанра» на научный взгляд М. М. Бахтина. Автор отмечает, что идеи, изложенные в монографиистали важной общетеоретической частью в рукописи о Рабле.

Анализу концепции теории романа М. М. Бахтина, а также проблеме романизации драмы посвящена статья Л. Г. Тютеловой.Автор рассматривает вопросы границ эстетической реальности и открытости жанровых границ в рамках бахтинской концепции [133].К. Г. Исупов в своей работе анализирует теорию романа М. М. Бахтина с привлечением широкого набора литературоведческих категорий [52]. Вопрос формирования бахтинской философской мысли поднимается в работе Н. Л. Васильева [13], прослеживающего влияние философии Г. Шпета на «бахтинский круг».

Пристальное внимание учёных привлекает осмысление М.М. Бахтиным творчества отдельных писателей, в частности его рецепции ранней публицистики Ф. М. Достоевского[124], творчества В. Я. Брюсова [54], творчества Шекспира (в частности - анализу времени и «топографии») [81],смеховой составляющей в творчестве А. С. Пушкина [38; 39], а также рецензия учёного на сборник фольклорных текстов «Мордовские народные песни и сказки» [146].

Кроме того, сферой интересов исследователей продолжают оставаться поиск и выявление философских, литературных, социальных предпосылок формирования бахтинскихконцепций. Так, О. А. Богдановав своих работах анализирует процесс становления науки о Ф. М. Достоевском и участие в нём М. М. Бахтина [9; 11].Место и роль М. М. Бахтина в формалистском направлениив своей работе определяетИ. О. Шайтанов [145]. В. Л. Махлин даёт важный комментарий осмыслению Р. О. Якобсоном теоретических изысканий М. М. Бахтина [82]. Также продолжается анализ становления теории романа итермина «полифония» [10; 46].

Важнейшей составляющей бахтиноведческой науки являются осмысление влияния идей М. М. Бахтина на отечественную и зарубежную гуманитарную науку. Примером может служить антология В. Л. Махлина, которая позволяет проследить динамику рецепции идей М. М. Бахтина в России и за рубежом во второй половине XX века [87].

Значимость исследований М. М. Бахтина и Л. Е. Пинского показывает в своей статье И. О.Шайтанов. Автор отмечает, что неопубликованностьработ учёных в советское время отрицательно сказалась на развитииотечественного шекспироведения [144].

Важнейшим культурно-историческим событием для российской науки стало издание наиболее полного на сегодняшний день академического собрания сочинений М. М. Бахтина в 1995-2013 гг., получившего высокие оценки от научного сообщества, в работах которого анализируется значение этого события, влияние этого сборника на современную и будущую гуманитарную науку [51; 96; 97; 99].

Научные разработки М. М. Бахтина оказали существенное влияние на отечественное литературоведение, которое при анализе и интерпретации литературных явлений опирается на концепции мыслителя. Так, в исследованиях С. П. Гудковой теоретической основой послужило учение М. М. Бахтина о категории жанра. Литературовед даёт чёткое представление о системе современных крупных жанровых форм. Одной из важных основ этого исследования стали научные понятия, являвшиеся центром изысканий М. М. Бахтина(хронотоп, автор и философия поступка) [24; 29].При анализе повествовательных стратегий О. Ю. Осьмухина и С. А. Байковаиспользуютбахтинские концепции, в частности концепции смеха и карнавала[115].

Важным событием для бахтиноведения стал выход сборника «Михаил Михайлович Бахтин в современном мире», собравшего под своей обложкой материал по разным аспектам жизни и творчества великого мыслителя[78].

Ядром научных интересов продолжает оставаться вопрос бахтинской терминологии. Сферой изучения и научного осмысления в современный период являются такие понятия, как «голос», «автор», «диалог», «амбивалентность» [28; 30;47; 56; 64;71; 75; 130; 137; 147].Понятия авторской маски, автора, героя продолжают быть центральными в работах исследователя О. Ю. Осьмухиной, применяющей идеи М. М. Бахтина на различном литературном материале [106-110; 112-114].Учёными также анализируются понятия «гипертекст» и «интертекст», особое внимание в контексте литературы XX века уделяется категории жанра [25;31; 89;128; 136].

При анализе литературного наследияХХ-ХХ1вв.современные учёные для развития отдельных тем, сюжетов, формальных конструкций и установления их закономерностейактивно используютбахтинские концепции [20; 23; 27; 66;140].Ряд работ также посвящен диалогу Бахтина с крупнейшими учеными-современниками, такими как Ю. М. Лотман [14].Идеи М. М. Бахтина являются основойисследований таких литературоведов, как И. В. Прихода, М. В. Мухина, В. П. Голубкова, Н. В. Невзорова, И. А. Авраменко, И. В. Горобченко [1; 21;22; 90; 125] и других ученых [2; 4; 17;26;45; 53; 65;70;74;80;86;105; 111; 116-119;126; 135; 142; 147].

В отечественном литературоведении 2010-2016 гг. активно развивается концепция «смехового слова» М. М. Бахтина.

Литературовед О. Е. Осовский в своей работе «„Смеховое слово" в терминологическом пространстве рукописи М.М. Бахтина о Рабле» рассматривает данный термин как самый важный в исторической поэтике М. М. Бахтина и активно разрабатываемый современными исследователями[101].

Также продолжаются исследования, в которых «смеховое слово» рассматривается в творчестве конкретного писателя[19;32;37-44;91-94;138].

Проблему неопубликованных работ М. М. Бахтина о становлении и специфике романного жанра, концепции «двуголосого слова» и разработки теории хронотопав своих статьях затрагивают учёные О. Е. Осовскийи С. А. Дубровская.В нихчётко определяется «значение концепции смехового слова

для понимания процесса развития комического дискурса в русской литературе Х1Х-ХХвв.» и исследуются основные характеристики «смехового слова», выявленные М. М. Бахтиным [104].

Одной из важных статей является «Смеховое слово как один из аспектов наследия» [102], в которой представлены основные характеристики «смехового слова», анализируются современные подходы к его изучению на фоне общего состояния отечественного и зарубежного бахтиноведения. С. А. Дубровская в своём исследованииосвещает ключевые вопросы, связанные с проблемами смеха, и даёт основные характеристики комического дискурса, утверждённые в ходе изучения смеховой культуры [37].

Важный этап в изучении бахтинских теорий - это «точечные» исследования отдельных аспектов его творчества, и особое место в ряду этих тем занимают вопросы терминологии.

Н. И. Чекан в работе «Два подхода к пониманию метафоры: О. М. Фрейденберг и М. М. Бахтина» производит сравнительный анализ понятия метафоры у двух крупнейших исследователей. Переосмысливая метафору, автор относит её к философским понятиям, аргументируя это возникновением метафорологии: «Природа феномена метафоры продолжает вызывать дискуссию, так в философии метафора предстаёт совершенно иначе, чем в литературоведении» [143].

В своих исследованиях О. Е. Осовский и В. П. Киржаева анализируют реализацию и становление терминологической системы мыслителя на примерах двух терминов - «гибридная конструкция» и «смеховое слово» - и их влияние на отечественное литературоведение в XX веке [57; 58]. И. Л. Попова рассматривает ряд понятий,таких как большая память, большое время, большой мир, большое тело, большой стиль и т.д. Многие из них не нашли широкого распространения как в теории М. М. Бахтина, так и в современной гуманитарной науке [123].

Теоретические разработки М. М. Бахтина широко применяютв лингвистике. Так,В. В. Дементьев в своей монографии наряду с освещением

вопросов о месте жанра в речевой системе, классификации речевых жанров, отношения речевого жанра к коммуникативным жанру, акту, речевому событию и др., большое внимание уделяетречежанровым идеям М. М. Бахтина, рассматривая развитие его научных открытий [33].

Реализация в языковой системе карнавализации широко освещена на примере различных языков в коллективной монографии «Карнавал в языке и коммуникации» [55].

В область исследования учёных попадает и теория диалога, разрабатываемая с применением методов и приёмов психолингвистики и герменевтики[67;128]. Теория речевых жанров изучается с позиций её влияния на современную функциональную лингвистику [3], а диалогическая концепция М. М. Бахтина реализуется в современной рекламной коммуникации [63].В статье «Ресурсы изобразительной модальности языка» Л. А. Гоготишвили предлагает интерпретацию теории изображения М. М. Бахтина с позиций феноменологии [18].

Концепции М. М. Бахтина широко применяются не только в собственно филологических отраслях знания, но и во всей отечественной гуманитаристике[7; 8; 36; 49; 50; 95;122;129]. Отдельно следует отметить работы в области философии, отражающие понимание Бахтиным таких категорий, как жанр, личность, автор и философия поступка [61; 69].Вызывающей большой интерес является работа Н. К. Бонецкой, в которой исследователь утверждает тезис о существовании единой философской идеи М. М. Бахтина, создавшего универсальное учение о человеческом бытии [12]. Вопросам философской герменевтики М. М. Бахтина посвящена статья А. В. Кривошеева, в которой на материале ранних работ мыслителяавтор выделяет важные герменевтические принципы [68]. Рассмотрение философских идей М. М. Бахтина широко представлено в работеМ. В.Логиновой, опубликованной в рамках междисциплинарного научно-методического семинара «М. М. Бахтин и современность: время второго прочтения» [76].В исследовании Ю. В. Колесниченко представлен детальный анализ философских работ М. М.

Бахтина параллельно с философскими идеями Вл. Соловьева и особое внимание уделяется теориям личности в трудах этих мыслителей [62]. С. В. Сботова и М. В. Пац, используя категорию хронотопа М. М. Бахтина, определяют феномен пути в русской гуманитаристике и выделяют особенности осмысления темы пути в трудах крупнейших ученых XIX - ХХвеков (Ключевский, Бердяев) [127]. Анализ влияния наконцепцииМ. М. Бахтинароссийских философских идей XIX - начала XX вв.продемонстрировано в работе В. А. Ульяновой [134]. Е. В. Демидова в своих работах анализирует категорию Другого в ранних философских трудах М. М. Бахтина [34; 35].

Вопросам рецепции М. М. Бахтина посвящены статьи Е. А. Богатырёвой, написанные по итогам бахтинской конференции в Бертиноро (2011 год), где автор описывает круг дискуссионных вопросов наследия М. М. Бахтина, обсуждаемых в рамках этой конференции [6].

В осмыслении творчества М. М. Бахтина важен вопрос влияния «бахтинского круга». Ю. П. Медведев и Д. А. Медведева, ранее представивших широкому кругу читателей свои мысли по поводу значения «бахтинского круга» для истории и культуры [85], вновь возвращаются к этому феномену и пытаются его теоретически обосновать. Особое место в работе отведено анализу рецепции М. М. Бахтина современниками.Здесь авторы утверждают значимость деятельности «бахтинского круга» для мировой гуманитарной мысли, а также его неоспоримое влияние на становление и эволюцию взглядов М. М. Бахтина [84].

Заметна в контексте рецепции М. М. Бахтина работа Л. Фуксона, опубликованнаякак реакция на издание последнего тома собрания сочинений М. М. Бахтина. Автор «отклика» на выпусктрудов М. М. Бахтина оценивает теоретическую глубину работы комментаторов и их несомненный вклад в возможность наблюдать за эволюцией взглядов мыслителя [139].

В рецензии на труд И. Л. Поповой «Книга М. М. Бахтина о Франсуа Рабле и её значение для теории литературы» Дж. Лароккаотмечает

фундаментальность исследования автора. По словам литературоведа, в книге представлена «блестящая картина изучения Рабле в европейском контексте иширокий, наглядный обзор европейских истоков книги Бахтина» [73]. Значительна в оценке исследования И. Л. Поповой является и рецензия О.Е. Осовского, вышедшая в «Известиях РАН»[100].

Таким образом, изучение творчества М. М. Бахтина остаётся одним из приоритетных направлений всовременной гуманитаристике. Отразив в этой главе основные труды, посвящённые рецепции великого русского мыслителя, можно с уверенностью утверждать, что исследователи, опираясь на предыдущую традицию, значительно развивают и обогащают корпус бахтинских идей.

Библиографический список:

1. Авраменко И. А. Диалогические отношения в романе В. Вулф «На маяк» // Мировая литература в контексте культуры. 2012. № 1 (7). С. 5156.

2. Акимова Т. И. «Галантный диалог» в системе авторских стратегий писателя ХУШ века // М. М. Бахтин в современном мире. 2016. С. 163-167.

3. Алпатов В. М.Соссюр и Бахтин // Жанры речи. 2016. № 1 (13). С. 9-17.

4. Алташина В. Д. Диалог и диалогизм в романах Кребийона-сына // StudiaLitteramm. 2016. Т. 1. № 1-2. С. 140-152.

5. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 1-6. М.: Русские словари; Языки славянских культур, 1997-2012.

6. Богатырева Е. А. XIV Бахтинская конференция «Бахтин: проверка большим временем» (Бертиноро, Италия, июль 2011 г.) // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2012. № 3 (68). С. 193-198.

7. Богатырева Е. А. Разноречие и разногласия: дискуссии о М. М. Бахтине в Бертиноро // Культурологический журнал. 2012. № 3. С. 15.

8. Богданова М. А. Телесность человека в парадигме гуманитарного мышления М. М. Бахтина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 2. С. 38-42.

9. Богданова О. А. Вячеслав Иванов и становление науки о Достоевском на рубеже 1910-1920-х годов (М. М. Бахтин, Б. М. Энгельгардт, В. Л. Комарович) // Литературоведческий журнал. 2016. № 39. С. 143-170.

10. Богданова О. А. О происхождении литературоведческого понятия «полифония» // Stephanos. 2016. № 3 (17). С. 220-226.

11. Богданова О. А. Эстетические идеи Б. Христиансена и российская наука о Достоевском в 1910-1920-е гг. (М. М. Бахтин, Б. М. Энгельгардт, В. Л. Комарович, Ю. А. Никольский) // Новый филологический вестник. 2014. № 4 (31). С. 21-33.

12. Бонецкая Н. К. Бахтин глазами метафизика. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 560 с.

13. Васильев Н. Л. Густав Шлет и Михаил Бахтин: к истокам метаязыка «бахтинского круга» // Густав Шпет и его философское наследие. У истоков семиотики и структурализма : монография. 2010. С. 312-321.

14. Васильев Н. Л. Еще раз о диалоге между Тарту и Саранском: (Ю. М. Лотман и М. М. Бахтин) // Невельский сборник. 2012. Вып. 18. С. 46-50.

15. Васильев Н. Л. История вопроса об авторстве «спорных текстов», приписываемых М. М. Бахтину // Хронотоп и окрестности. 2011. С. 68-105.

16. Васильев Н. Л. М. М. Бахтин и феномен «Круга Бахтина»: В поисках утраченного времени. Реконструкции и деконструкции. Квадратура круга. М. : Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 408 с.

17. Гоготишвили Л. А. Бахтинская имманентно-диалогическая внутренняя форма как альтернатива гумбольдтианскому и потебнианскому подходам // Vox. Философский журнал. 2013. № 15. С. 138-141.

18. Гоготишвили Л. А. Ресурсы изобразительной модальности языка (феноменологические вариации на темы Бахтина) // Vox. Философский журнал. 2012. № 13. С. 133-163.

19. Головчинер В. Е. Комедийное, комическое, смеховое («Дни Турбиных М. Булгакова, «Мандат» Н. Эрдмана) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 7. С. 47-75.

20. Голубева-Монаткина Н. И. О ритме художественной прозы в свете идей М. М. Бахтина и переводе // Русский язык и культура в зеркале перевода. 2016. № 1. С. 105-113.

21. Голубкова В. П., Невзорова Н. В. Проблема карнавализации литературы в концепции М. М. Бахтина // Актуальные проблемы современного литературоведения. 2011. № 7. С. 51-61.

22. Горобченко И. В. Своеобразие художественного пространства в романе Джона Стейнбека «Гроздья гнева» // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 248-251.

23. Гудкова С. П. Книга стихов как крупная жанровая форма в творчестве русскоязычных писателей Мордовии (на материале поэтических изданий 2014-2015 гг.) // Вестник угроведения. 2016. № 2(25). С. 27-36.

24. Гудкова С. П. Крупные жанровые формы в русской поэзии второй половины 1980-2000-х годов :дис. ... канд. филол. наук. МГПИ. Саранск, 2011. 527 с.

25. Гудкова С. П. Основные тенденции развития русской поэзии Мордовии // Вестник угроведения. 2015. № 4 (23). С. 22-31.

26. Гудкова С. П. Особенности жанровых трансформаций в современной поэзии (на примере балладного цикла М. Степановой «Песни северных южан") // Гуманитарные науки и образование. 2013. №1. С. 102106.

27. Гудкова С. П. Процесс романизации в отечественной поэзии рубежа ХХ-ХХ1 веков // М. М. Бахтин в современном мире. 2016. С. 172177.

28. Гудкова С. П. Пушкинские реминисценции в поэме Т. Кибирова «История села Перхурова» // Русская речь. 2010. № 1. С. 40-44.

29. Гудкова С. П. Современная русская поэзия (проблематика, поэтика, судьбы крупных жанровых форм). Саранск : Изд-во Мордов. ун-та,

2010. 300 с.

30. Гудкова С. П., Дубровская С. А. Слово в пространстве современной поэзии // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. № 3. С. 420-422.

31. Гудкова С. П., Пивкина Е. В. Жанровая природа баллады в теоретическом осмыслении отечественного литературоведения // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2. С. 104-108.

32. Гудкова С. П., Дубровская С. А., Шаронова Е. А. Своеобразие художественного пространства драматургии А. С. Пушкина: смеховой дискурс // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 4. С. 123-127.

33. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с.

34. Демидова Е. В. Отсутствие другого в философии поступка М. М. Бахтина // Этическая мысль. 2014. Т. 14. № 14. С. 271-288.

35. Демидова Е. В. Появление другого у раннего М. М. Бахтина // Этическая мысль. 2015. Т. 15. № 15. С. 66-76.

36. Денисов А. Д. Фрейдизм в творчестве братьев Бахтиных // Вече.

2011. № 23. С. 213-221.

37. Дубровская С. А. В. Я. Пропп и М. М. Бахтин о фольклорном смехе и «Смеховом слове» // Язык и поэтика русского фольклора: к 120-летию со дня рождения В. Я. Проппа. 2015. С. 15-17.

38. Дубровская С. А. М. М. Бахтин о карнавальном смехе и «смеховом слове» А. С. Пушкина // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. 2013. С. 79-84.

39. Дубровская С. А. М. М. Бахтин о смеховом слове А. С. Пушкина // М. М. Бахтин в современном мире. 2016. С. 180-186.

40. Дубровская С. А. Карнавальный контекст литературного поведения членов общества «Арзамас» // Образование и наука: современные тренды. Коллективная монография. 2016. С. 29-38.

41. Дубровская С. А. Образ степи в смеховом мире Н. В. Гоголя // Вестник Мордовского университета. 2011. № 1. С. 109-112.

42. Дубровская С. А. «Смеховое слово» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (интегративный подход к исследованию художественного произведения в вузе) // Интеграция образования. 2011. № 1. С. 115-120.

43. Дубровская С. А. «Смеховое слово» в пародических балладах М. А. Дмитриева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 10 (54). С. 108-112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44. Дубровская С. А., Гудкова С. П. Гоголевское «смеховое слово» в литературном сознании поэта-современника // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 1. С. 24-27.

45. Дудина Т. П. Семантический полифонизм «малой» драматургии Л. Толстого // Филоlogos. 2016. № 31 (4). С. 5-11.

46. Егоров О. Г. У истоков теории романа: М. М. Бахтин и Б. А. Грифцов // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2016. № 2. С. 27-37.

47. Зенкин С. Н. Амбивалентность сакрального и словесная культура (Бахтин и Дюркгейм) // Новое литературное обозрение. 2015. № 2 (132). С. 58-71.

48. Зенкин С. Н. Некомпетентные разоблачители // Новое литературное обозрение. 2013. № 199. С. 358-366.

49. Зотов С. Н. К эпистемологии литературоведения: пространственность художественного смысла в теории М. М. Бахтина // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2011. № 3. С. 45-52.

50. И. Кант и М. Бахтин: вечный мир и диалог : сб. ст. / под.ред. А. А. Сауткина, А. В. Копылова. Мурманск : МГГУ, 2014. 175 с.

51. Исупов К. Г. Бахтин академический // Вопросы литературы. 2013. № 4. С. 309-331.

52. Исупов К. Г. Перспективы развития методов научной эстетики в свете аксиологии М. М. Бахтина // Общество. Среда. Развитие. 2013. № 3 (28). С. 75-83.

53. Исупов К. Г. Эстетика новой архаики // Вопросы литературы. № 6. 2016. С. 231-283.

54. Казеева Е. А. Бахтинская рецепция творчества В. Я. Брюсова // М. М. Бахтин в современном мире. 2016. С. 186-191.

55. Карнавал в языке и коммуникации : кол.монография ; под ред. Л. Л. Фроловой. М. : РГГУ, 2016. 432 с.

56. Кириленко Н. Н. Диалог в классической трагедии и комедии (специфика жанра) // Новый филологический вестник. 2014. № 4 (31). С. 3448.

57. Киржаева В. П. Понятие «гибридной конструкции» в терминологическом поле М. М. Бахтина // М. М. Бахтин в современном мире. 2016. С. 196-200.

58. Киржаева В. П., Осовский О. Е. О двух терминах М. М. Бахтина в контексте истории отечественного литературоведения ХХ века // Филология и культура. 2016. № 1 (43). С. 223-228.

59. Клюева И. В. М. М. Бахтин между столицей и провинцией: встречи в Малеевке (1963-1966) // Центр и периферия. 2015. № 3. С. 102-105.

60. Клюева И. В., Лисунова Л. М. М. М. Бахтин - мыслитель, педагог, человек. Саранск : «Саранск», 2010. 468 с.

61. Колесниченко Ю. В. Личность как бытие: концепция личности в ранних философских работах М. М. Бахтина // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. № 4 (36). С. 65-79.

62. Колесниченко Ю. В. Философия личности как преодоленная феноменология. Вл. Соловьев и М. М. Бахтин // Вопросы философии. 2012. № 1. С. 105-116.

63. Колмакова В. В. Концепция диалогизма М. М. Бахтина в современной рекламной коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10 (40): в 3-х ч. Ч. II. С. 80-83.

64. Конев В. А. Монологи в диалоге о едином и различии // Международный журнал исследований культуры. 2010. № 1. С. 65-78.

65. Комаров С. А. Феномен индивидуального художественного мышления писателя в версии М. М. Бахтина (по книге «Проблемы поэтики Достоевского») // XXIII Ершовские чтения. 2013. С. 129-130.

66. Красильников Р. Л. Танатопоэтика в свете идей М. М. Бахтина // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 1 (22). С. 83-88.

67. Красильникова В. Г. Металингвистика модернизма: М. М. Бахтин и Дж. Джойс // Вопросы психолингвистики. 2010. № 11. С. 56-58.

68. Кривошеев А. В. «Тотальная ответственность ответа» как герменевтический принцип в философии М. М. Бахтина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 2. С. 140-146.

69. Крижевский М. В. Неокантианские дискуссии в литературоведении: Б. М. Энгельгардт и М. М. Бахтин о романе Достоевского // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 153-157.

70. Куксова М. В. Поэтика скандала в малой русской прозе (на материале новеллистики М. Зощенко и Вяч.Шишкова) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 1-2. С. 145147.

71. Лаппо М. А. Творческие ресурсы участников диалога: коммуникативный и содержательные аспекты (на материале бесед В. Д. Дувакина и М. М. Бахтина) // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. 2014. № 2. С. 198-206.

72. Лаптун В. И. Михаил Бахтин: Саранск - Москва - Савёлово. И вновь Саранск (1937-1945) // Центр и Периферия. 2015. № 4. С. 75-86.

73. Ларокка Дж. Рец. на кн.: [Попова И.Л. Книга М.М. Бахтина о Франсуа Рабле и ее значение для теории литературы. М. : ИМЛИ РАН, 2009. 464 с.] // Вопросы литературы. 2012. № 2. С. 488-491.

74. Левая Т. Н. Шостакович и Бахтин. Контрасты жанра // Очерки и исследования о Д. Шостаковиче. 2013. С. 143-158.

75. Липич Т. И. Диалог как форма взаимодействия культур // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. 2014. № 1 (1). С. 63-69.

76. Логинова М. В. «Настоящая философия есть молчание»: размышления о философствовании М. М. Бахтина // М. М. Бахтин и современность: время второго прочтения. 2012. С. 44-51.

77. Ляпунов В. Из комментария к «Русской революции глазами белогвардейца» Николая Бахтина // Хронотоп и окрестности. 2011. С. 164169.

78. М. М. Бахтин в современном мире : материалы VI международных саранских Бахтинских чтений, посвященных 120-летию со дня рождения ученого. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2016. 404 с.

79. М. М. Бахтин: pro et contra ;подред. К. Г. Исупова. СПб. : Российский христианский гуманитарных институт, 2001. С. 552.

80. Маслова Е. Г. Карнавализация в романе Т. Моррисон «Смоляное чучело» // М. М. Бахтин в современном мире. 2016. С. 213-219.

81. Махлин В. Л. М. М. Бахтин о Шекспире // Литературоведческий журнал. 2015. № 36. С. 165-174.

82. Махлин В. Л. Наследие и рецепция, или Р. Якобсон о М. Бахтине // Вопросы литературы. 2016. № 6. С. 94-108.

83. Махлин В. Л., Долгорукова Н. М. Ресентиментодураченных // Вопросы литературы. 2013. № 6. С. 444-450.

84. Медведев Ю. П., Медведева Д. А. Круг М. М. Бахтина. К обоснованию феномена // Звезда. 2012. № 3. С. 202-215.

85. Медведев Ю. П., Медведева Д. А. Труды и дни Круга М. М. Бахтина [Электронный ресурс] // Звезда : сетевой журнал. 2008. №7. URL: http://magazmes.russ.ru/zvezda/2008/7/me14.html (дата обращения: 07.04.2017).

86. Мешков В. М. Николай Гоголь и Михаил Бахтин // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2016. № 1 (33). С. 24-30.

87. Михаил Михайлович Бахтин ; под ред. В. Л. Махлина. М. : РОССПЭН, 2010. 448 с.

88. Михаил Михайлович Бахтин : библиографический указатель ; под ред. Л. И. Янькиной. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2015. 60 с.

89. Морженкова Н. В. Модернистская поэтика в свете жанровой концепции М.М. Бахтина // Вестник Удмуртского Университета. Серия история и филология. 2015. Т. 25. № 6. С. 83-88.

90. Мухина М. В. Понятие «завершенность» и жанр романа // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2011. Т. 4. № 4. С. 87-91.

91. Мухина С. А. Комическое начало в творчестве Ф. М. Достоевского в оценке отечественного литературоведения // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 5. С. 138143.

92. Обухова И. А. «Смеховое слово» в деревенских рассказах П. С. Романова (на материале сборника «Три кита») // Симбирский научный вестник. 2011. № 3. С. 221-226.

93. Обухова И. А. «Смеховое слово» в «Записках юного врача» и «необыкновенных приключениях доктора» М. А. Булгакова // Симбирский научный вестник. 2011. № 2. С. 198-202.

94. Обухова И. А. «Смеховое слово» в ранних рассказах Пантелеймона Романова // Комическое в русской литературе XX в.. 2012. С. 160-165.

95. Ольхов П. А. Историзм М. М. Бахтина и современные проблемы эпистемологии исторического знания // Философия и культура. 2011. № 7. С. 116-124.

96. Ольхов П. А. Старый новый Бахтин // Вопросы литературы. 2013. № 4. С. 285-293.

97. Осовский О. Е. Бахтин вчера, сегодня, завтра: к завершению издания собрания сочинений М. М. Бахтина // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 2 (14). С. 101-106.

98. Осовский О. Е. В зеркале «другого»: рецепция научного наследия М.М. Бахтина в англо-американском литературоведении 1960-х - середины 1990-х годов. Саранск : «Красный Октябрь», 2003. 147 с.

99. Осовский О. Е. Рец. на кн.: [Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 6 Т. М.: русские словари; Языки славянских культур, 1996-2012] // Известия Российской Академии Наук. Серия литературы и языка. 2015. № 2. С. 61-67.

100. Осовский О. Е. Рец. на кн.: [Попова И. Л. Книга М. М. Бахтина о Франсуа Рабле и ее значение для теории литературы.М.: ИМЛИ РАН, 2009. 464 с.] // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2012. Т. 71. № 2. С. 76-80.

101. Осовский О. Е. «Смеховое слово» в терминологическом пространстве рукописи М. М. Бахтина о Рабле // Новые российские гуманитарные исследования. 2011. № 6. С. 51.

102. Осовский О. Е. Смеховое слово как один из аспектов наследия М. М. Бахтина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-2. С. 24-28.

103. Осовский О. Е. Сохраняя «духовное лицо» русской литературы: подлинная история «Современных записок» в архивных материалах и примечаниях к ним // Вопросы литературы. 2016. № 1. С. 353-371.

104. Осовский О. Е., Дубровская С. А. Разработка концепции «смехового слова» в трудах М. М. Бахтина 1930-1960-х гг. //

Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4 (34): в 3 -х ч. Ч. I. С. 163-167.

105. Осовский О. О. Советская метапроза 1920-х - начала 1930-х гг. и литературная критика русской эмиграции (по материалам журнала «Современные записки») // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 1. С. 186-190.

106. Осьмухина О. Ю. Авторская маска в пролетарском контексте («Байки Антропа из Лисьих гор» М. Волкова) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: искусствоведение. Филологические науки. 2013. № 2. С. 14.

107. Осьмухина О. Ю. Авторская маска как форма выражения авторского сознания на рубеже ХХ-ХХ! вв.: теоретико-литературный аспект // Жанр. Стиль. Образ. Актуальные вопросы современной филологии. 2016. С. 23-29.

108. Осьмухина О. Ю. Из России На Запад и обратно. Автор, Маска и «Нарратология» // Вопросы литературы. 2010. № 1. С. 459-467.

109. Осьмухина О. Ю. Мифопоэтическое пространство отечественного романа рубежа XX-XXI вв. (на материале прозы В. Пелевина и Д. Липерскова) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. №4-2. С. 123-126.

110. Осьмухина О. Ю. В. Пелевин и «Лолита»: преломление набоковской традиции авторской маски в романном творчестве В. Пелевина // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2011. № 1. С. 47-53.

111. Осьмухина О. Ю. Поэтика скандала в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. С. 46-49.

112. Осьмухина О. Ю. Преломление традиции авторской маски в русской прозе 1830-х гг. (на материале творчества А. Вельтмана, О.

Сенковского, В. Даля) // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349. С. 11-18.

113. Осьмухина О. Ю. Смеховая интерпретация политических реалий в современной прозе рубежа XX-XXI веков // М. М. Бахтин в современном мире. 2016. С. 219-223.

114. Осьмухина О. Ю. Специфика повествования в новеллистике Е. Попова 1970-80-х гг. (Сб. «Веселие Руси») // Вопросы филологии. 2011. № 38. С. 138-146.

115. Осьмухина О. Ю., Байкова С. А. «Вторичный сюжет человеческой трагикомедии»: авторская стратегия прозы Евг. Попова : монография. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2016. 230 с.

116. Осьмухина О. Ю. Байкова С. А. Игровое повествование как форма воплощения речевого сознания автора и героя в новеллистике Евг. Попова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. Т. 1. № 3-1. С. 71-80.

117. Осьмухина О. Ю., Короткова Е. Г. Хронотоп квартиры в малой прозе М. А. Булгакова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-1 (66). С. 35-38.

118. Осьмухина О. Ю., Куряев. И. Р. Специфика преломления традиции романа воспитания в прозе М. Шишкина (на материале «Записок Ларионова») // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 3. С. 235-240.

119. Осьмухина О. Ю., Старцев Д. И. Готическая мотивика прозы А. Р. Беляева (на материале романа «Остров погибших кораблей» и рассказа «Страх») // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. С. 256-259.

120. Паньков Н. А. Вопросы биографии и научного творчества М. М. Бахтина. М. : Изд-во МГУ, 2010. 720 с.

121. Перлина Н. Еще раз о том, как по ходу работы над книгой о Рабле Михаил Бахтин читал Поэтику сюжета и жанра Ольги Фрейденберг // Хронотоп и окрестности. 2011. С. 209-227.

122. Полякова Е. А. «Эстетическое завершение»: к вопросу о сопоставлении философской эстетики Ницше и Бахтина // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2011. № 7 (69). С. 11-26.

123. Попова И. Л. Проблема памяти и забвения: М. М. Бахтин о механизмах сохранения / стирания следов традиции в истории культуры // StudiaLitterarum. 2016. Т. 1. № 1-2. С. 73-90.

124. Прийма И. Ф. Бахтин и Луначарский о публицистике Достоевского // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-2 (61). С. 29-32.

125. Прихода И. В. Истоки «диалогичности» М. М. Бахтина: полифонический роман Ф. М. Достоевского // Альманах современной науки и образования. 2011. № 3. С. 235-238.

126. Рождественская О. Ю. «Проникновенное слово» и «преломляющее слово» в системе понятий М. М. Бахтина // Вестник центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2015. № 4. С. 112-114.

127. Сботова С. В., Пац М. В. Осмысление феномена пути в русской гуманитаристике ХГХ-ХХ вв. (В. О. Ключевский, Н. А. Бердяев, М. М. Бахтин) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 58-61.

128. Селянина В. Л. К истокам интертекстуальности // В мире научных открытий. 2010. № 4-7. С. 88-92.

129. Столович Л. Н. А. З. Штейнберг и М. М. Бахтин. К истории идеи диалога // Телескоп : журнал социологических и маркетинговых исследований. 2011. № 4. С. 17-24.

130. Тамарченко Н. Д. Автор «имманентный» и автор «внежизненно-активный» // Александр Павлович Скафтымов в русской литературной науке и культуре. 2010. С. 28-34.

131. Тамарченко Н. Д. «Эстетика словесного творчества» М. М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М. : Изд-во Кулагиной, 2011. 400 с.

132. Тамбовцев Ю. А. Кто написал тексты Бахтина, Волошинова и Медведева? // Вестник Омского университета. 2011. № 23. С. 238-243.

133. Тютелова Л. Г. Теория романа М. М. Бахтина и проблема романизации драмы // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 2/1. С. 121-126.

134. Ульянова В. А. Истоки и влияния российской философской мысли конца XIX начала XX века на творчество М. М. Бахтина // Социально-политические науки. 2012. № 1. С. 162-164.

135. Фаритов В. Т. Элементы народно-смеховой культуры в «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше (Ницше и Бахтин) // Litera. 2016. № 3. С. 6074.

136. Фатеева А. С. От феноменологической стратегии М. М. Бахтина к интертекстуальности культуры // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2014. № 3. С. 68-72.

137. Фаустов А. А. Оплощение голоса: вокруг одного бахтинского термина // Порядок хаоса - хаос порядка. 2010. С. 173-194.

138. Фролова О. Г. Самоирония как средство создания комического в романе В. В. Набокова «Дар» // Актуальные Проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 6-2. С. 37-40.

139. Фуксон Л. Ю. Время для диалога // Новый мир. 2012. № 8. С. 175-181.

140. Харитонов О. А. Теория полифонии в романной практике XX века // Филоlogos. 2016. № 28 (1). С. 71-75.

141. Хронотоп и окрестности: юбилейный сборник в честь Николая Панькова ; под ред. Б. В. Орехова. Уфа : Вагант, 2011. 388 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

142. Чебанная Е. И. Бахтин и Шекспир: об особоммонологизме Гамлета как героя и литературного архетипа // XXVI Шекспировские чтения 2016: 400 лет бессмертия поэта. 2016. С. 72-74.

143. Чекан Н. И. Два подхода к пониманию метафоры: О. М. Фрейденберг и М. М. Бахтина // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6. № 6-2 (28). С. 175-179.

144. Шайтанов И. О. История с пропущенными главами. Бахтин и Пинский в контексте советского шекспироведения // Вопросы литературы. 2011. № 3. С. 233-274.

145. Шайтанов И. О. Формализм как явление исторической поэтики. Эстетика новой архаики // Вопросы литературы. 2016. № 6. С. 7-29.

146. Шаронова Е. А. М. М. Бахтин и мордовское литературоведение 1940-1950-х годов: рецепция М. М. Бахтина на сборник А. И. Маскаева // М. М. Бахтин в современном мире. 2016. С. 237-242.

147. Яндль И. Структура театральной постановки и бахтинское понятие диалогизма // Новый филологический вестник. 2014. № 3 (30). С. 112-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.