Научная статья на тему 'ВОПРОСУ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ МОДЕЛЕЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ДУХОВНЫХ ШКОЛ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1940-Х ГГ.)'

ВОПРОСУ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ МОДЕЛЕЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ДУХОВНЫХ ШКОЛ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1940-Х ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ И СЕМИНАРИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ВЫПУСКНИКИ / ИЗУЧАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПУБЛИКАЦИИ / КОНФЕРЕНЦИИ / МИТРОПОЛИТ ГРИГОРИЙ (ЧУКОВ)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тарнакин Николай Александрович

В статье рассматривается образовательный процесс, т. е. перечень изучаемых дисциплин, состав профессорско-преподавательской корпорации, структура учебного года и каникул дореволюционных духовных школ и Ленинградской духовной академии и семинарии, а также отдельные аспекты научноисследовательской работы - публикационная активность преподавателей и их участие в конференциях. Делаются выводы о том, что: 1) преемственность дореволюционных образовательной и научной моделей возможна благодаря преподавателям и выпускникам дореволюционных академий и семинарий; 2) в Ленинградских духовных школах сохраняется преемственность относительно основного перечня дисциплин богословского образования; 3) преемственности относительно публикационной активности преподавателей и их участия в конференциях практически не наблюдается. Делается предположение, что возвращение к дореволюционным моделям объясняется не столько нежеланием создать новую систему, сколько психологически более комфортной для тогдашних преподавателей реализацией старой, испытанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Тарнакин Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE CONTINUITY OF THE EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC MODELS OF PRE-REVOLUTIONARY THEOLOGICAL SCHOOLS AT LENINGRAD THEOLOGICAL ACADEMY AND SEMINARY (SECOND HALF OF THE 1940S)

The article examines the educational process, i. e. the list of disciplines studied, the composition of the teaching corporation, the structure of the academic year and vacations of pre-Revolutionary theological schools and the Leningrad Theological Academy and Seminary, as well as certain aspects of research work - the publication activity of teachers and their participation in conferences. It is concluded that: 1) the continuity of pre-Revolutionary educational and scientific models is possible thanks to teachers and graduates of pre-Revolutionary academies and seminaries; 2) in the Leningrad theological schools, continuity is maintained with respect to the main list of disciplines of theological education; 3) there is practically no continuity regarding the publication activity of teachers and their participation in conferences. It is suggested that the return to pre-Revolutionary models is explained not so much by the reluctance to create a new system as by the implementation of an old, tested model, psychologically more comfortable for the teachers of that time.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСУ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ МОДЕЛЕЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ДУХОВНЫХ ШКОЛ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1940-Х ГГ.)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

Н.А. Тарнакин

К вопросу о преемственности образовательной и научной моделей дореволюционных духовных школ в Ленинградской духовной академии и семинарии (вторая половина 1940-х гг.)

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_378

Аннотация: В статье рассматривается образовательный процесс, т.е. перечень изучаемых дисциплин, состав профессорско-преподавательской корпорации, структура учебного года и каникул дореволюционных духовных школ и Ленинградской духовной академии и семинарии, а также отдельные аспекты научно-исследовательской работы — публикационная активность преподавателей и их участие в конференциях. Делаются выводы о том, что: 1) преемственность дореволюционных образовательной и научной моделей возможна благодаря преподавателям и выпускникам дореволюционных академий и семинарий; 2) в Ленинградских духовных школах сохраняется преемственность относительно основного перечня дисциплин богословского образования; 3) преемственности относительно публикационной активности преподавателей и их участия в конференциях практически не наблюдается. Делается предположение, что возвращение к дореволюционным моделям объясняется не столько нежеланием создать новую систему, сколько психологически более комфортной для тогдашних преподавателей реализацией старой, испытанной модели.

Ключевые слова: Ленинградская духовная академия и семинария, преемственность, преподаватели, выпускники, изучаемые дисциплины, публикации, конференции, митрополит Григорий (Чуков).

Об авторе: Николай Александрович Тарнакин

Магистр теологии, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: tarnakin.n.a@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9218-346X

Ссылка на статью: Тарнакин Н.А. К вопросу о преемственности образовательной и научной моделей дореволюционных духовных школ в Ленинградской духовной академии и семинарии (вторая половина 1940-х гг.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №3 (8). С. 378-388.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 3 (8) 2021

N. A. Tarnakin

On the Issue of the Continuity of the Educational and Scientific Models of Pre-Revolutionary Theological Schools at Leningrad Theological Academy and Seminary (Second Half of the 1940s)

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_378

Abstract: The article examines the educational process, i. e. the list of disciplines studied, the composition of the teaching corporation, the structure of the academic year and vacations of pre-Revolutionary theological schools and the Leningrad Theological Academy and Seminary, as well as certain aspects of research work — the publication activity of teachers and their participation in conferences. It is concluded that:

1) the continuity of pre-Revolutionary educational and scientific models is possible thanks to teachers and graduates of pre-Revolutionary academies and seminaries;

2) in the Leningrad theological schools, continuity is maintained with respect to the main list of disciplines of theological education; 3) there is practically no continuity regarding the publication activity of teachers and their participation in conferences. It is suggested that the return to pre-Revolutionary models is explained not so much by the reluctance to create a new system as by the implementation of an old, tested model, psychologically more comfortable for the teachers of that time.

Keywords: Leningrad Theological Academy and Seminary, continuity, teachers, graduates, disciplines studied, publications, conferences, Metropolitan Gregory (Chukov).

About the author: Nikolai Aleksandrovich Tarnakin

Master of Theology, Postgraduate Student at St. Petersburg Theological Academy.

E-mail: tarnakin.n.a@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9218-346X

Article link: Tarnakin N. A. On the Issue of the Continuity of the Educational and Scientific Models of Pre-Revolutionary Theological Schools at Leningrad Theological Academy and Seminary (Second Half of the 1940s). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 378-388.

* Photos are taken from the open sources.

Введение

В 1943 г. была начата разработка Положения об организации богословских школ, которое в дальнейшем стало основой «Положения об академиях и семинариях»1. Патриархом Сергием (Страгородским) эта работа была поручена выпускнику Санкт-Петербургской духовной академии (1895 г.), магистру богословия архиепископу Саратовскому Григорию (Чукову)2. Это произошло после встречи 4 сентября 1943 г. И. В. Сталина с митрополитами Московским Сергием (Страгородским), Ленинградским Алексием (Симанским) и Киевским Николаем (Ярушевичем)3.

В 1946 г. усилиями митрополита Григория (Чукова) была открыта Ленинградская духовная академия и семинария4. При этом сразу же возникли сложности с формированием преподавательского состава, поскольку, во-первых, после репрессий 1930-х — начала 1940-х гг. существовал серьезный недостаток квалифицированных преподавателей. Во-вторых, советские власти, как правило, не давали регистрации в Ленинграде лицам, ранее репрессированным5. В-третьих, имели место негативные отзывы на предлагаемых преподавателей (например, на С. А. Купрессова) в адрес уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, причем иногда даже от церковнослужителей, что автоматически означало запрет на работу в академии6.

Тем не менее, несмотря на все сложности, во второй половине 1940-х гг. в Ленинградской духовной академии и семинарии была сформирована профессорско-преподавательская корпорация, костяк которой составили преподаватели и выпускники дореволюционных духовных школ: протоиерей Василий Верюжский, Сергей Алексеевич Купрессов, Василий Васильевич Четыркин, архимандрит Феогност (Дерюгин),

1 Сорокин В., прот. 60-летие возрождения духовных школ в Санкт-Петербурге // Христианское чтение. 2006. № 26. С. 5-6.

2 См.: Александрова-Чукова Л.К. Григорий (Чуков Николай Кириллович) // Православная энциклопедия. Т.Х11.М., 2006. С.592-598; Шкаровский М.В. Создание и деятельность Ленинградских Богословско-пастырских курсов в 1944-1945 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2015. № 2 (63). С. 121-139.

3 Прием товарищем И. В. Сталиным Митрополита Сергия, Митрополита Алексия и Митрополита Николая // Журнал Московской Патриархии. 1943. № 1. С. 5; Карпов Г.Г. Отчет Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г. Г. Карпова о приеме Председателем СНК СССР И. В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Сборник документов. М., 2009. С. 194-203.

4 «В современных учебных заведениях им зажжена лампада знания перед алтарем Вечной Истины». Документы по истории развития богословской науки в Ленинградской Духовной Академии в первые годы ее существования (вступ. статья, публ. и примеч. Д.А. Карпука) // Христианское чтение. 2016. № 4. С. 110-156.

5 Шкаровский М.В. Санкт-Петербургские Духовные школы в ХХ-ХХ1 вв. Т.1. СПб., 2015. С. 378.

6 Там же.

Митрополит Григорий (Чуков)

Лев Николаевич Парийский, Александр Иванович Сагарда и др.7 Отметим, что первым ректором возрожденной академии и семинарии стал выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1904 г.) протоиерей Иоанн Богоявленский.

Таким образом, благодаря этим преподавателям мы можем говорить о преемственности, даже своего рода передаче традиций дореволюционных духовных школ в возрожденные Ленинградские духовные школы. Особо отметим, что в корпорации были выпускники не только Санкт-Петербургской, но и Московской (например, Георгий Павлович Миролюбов8) и Казанской духовных академий (например, Александр Александрович Углянский9).

Подробнее преемственность традиций дореволюционных духовных школ мы можем проследить через организацию образовательного процесса, научно-исследовательскую работу, административное устройство, историю повседневности студентов и преподавателей. В рамках настоящей статьи будут кратко рассмотрены образовательный процесс, т.е. перечень изучаемых дисциплин, состав профессорско-преподавательской корпорации, структура учебного года и каникул, а также отдельные

аспекты научно-исследовательской работы, т. е. публикационная активность преподавателей и их участие в конференциях.

Епископ Исидор (Богоявленский)

Организация образовательного процесса. Изучаемые дисциплины. Профессорско-преподавательская корпорация

Прямое сравнение изучаемых дисциплин дореволюционных и возрожденных духовных школах представляет серьезную проблему, поскольку ставит ряд вопросов. Во-первых, какой именно устав духовных академий — 1884 г. или 1910-1911 гг. — использовать для сравнения, ведь будущие преподаватели Ленинградской духовной академии учились по разным уставам? Во-вторых, с 1946 г. только началось формирование учебного процесса в возрожденных духовных школах, дисциплины включались и удалялись из программы, переименовывались, менялось их содержание.

Соответственно, далее для сравнения используются перечни дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии (по уставу 1910-1911 гг.) и Санкт-Петербургской духовной семинарии (по уставу 1884 г.), причем приведенные перечни дисциплин

7 Епископ Симеон (Бычков), протоиерей Владимир Благовещенский, Александр Иванович Макаровский, Георгий Павлович Миролюбов, Александр Александрович Углянский, Константин Александрович Сборовский, Павел Дмитриевич Вознесенский, Дмитрий Дмитриевич Вознесенский, Владимир Афанасьевич Некрасов, Михаил Филаретович Русаков, протоиерей Григорий Разумовский, Иван Иванович Зеленецкий и др. О них подр. см.: Профессора и преподаватели. 1946-1996. Биографический справочник / Сост. О. И. Ходаковская, А. А. Бовкало. СПб.: Издательство «Дивный остров», 2011. 160 с.

8 Миролюбов Георгий Павлович // Профессора и преподаватели. 1946-1996... С. 80-81.

9 Углянский Александр Александрович // Профессора и преподаватели. 1946-1996. С. 126-127.

соответствуют реальной преподаваемой программе Ленинградской духовной академии и семинарии. При этом отметим, что они являются «синтетическими», поскольку представляют собой искусственно усредненные, сборные списки дисциплин, преподававшихся во 2-й пол. 1940-х гг. Более же подробное сравнение требует отдельного, углубленного исследования.

Сравнительная таблица перечней дисциплин Санкт-Петербургской и Ленинградской духовных семинарий

Устав 1884 г.10 ЛДС 1946-1950 гг. Устав 1884 г. ЛДС 1946-1950гг.

Изъяснение Св. Писания Ветхого и Нового Заветов и библейская история Библейская история Ветхий Завет Новый Завет Начальные основания и краткая история философии История философии (до 1949 г.)

Богословие: Языки:

Основное Догматическое Нравственное Сравнительное Основное Догматическое Нравственное Сравнительное Древние (латинский и греческий) Для желающих: Французский Немецкий Еврейский Древние Английский Немецкий

История Церкви вообще и Российской в отдельности История и обличение русского раскола Гражданская история Русская история История христианской Церкви Практическое пастырское руководство Гомилетика Литургика Церковное пение Практическое руководство для пастырей Гомилетика Литургика Церковное пение

Русская словесность с историей Русской литературы Русский язык (Стилистика) Церковно-славянский язык Алгебра, геометрия и основания пасхалии Физика Логика, психология Дидактика

Иконописание (факультативно) Катехизис Конституция СССР

Отметим также следующее. Во-первых, полный курс обучения распределялся до революции на шесть лет, в ЛДС — на четыре года. Во-вторых, студенты дореволюционной семинарии на 5-м и 6-м годах обучения проходили педагогическую практику в специально созданной для этого начальной школе с ежедневными уроками, под руководством учителя дидактики, т.е. педагогики11.

Как видим, до революции в семинариях преподавались и богословские дисциплины, и предметы общего образования, такие как, например, алгебра и геометрия. Подобные предметы были и в возрожденных духовных школах, например, Конституция СССР. Примечательно введение в семинарскую программу «Катехизиса», что можно объяснить невысоким богословским уровнем тогдашних абитуриентов. Также обращает на себя внимание отсутствие предметов по всеобщей истории.

10 Устав Православных Духовных семинарий // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. (Далее — ПСЗРИ). Т. 4. СПб., 1887. С. 444.

11 Там же. С. 445.

Сравнительная таблица перечней дисциплин Санкт-Петербургской и Ленинградской духовных академий

Устав 1910-1911г.12 ЛДА 1946-1950 гг. Устав 1910-1911г. ЛДА 1946-1950 гг.

Ветхий Завет Новый Завет Ветхий Завет Новый Завет Систематическая философия Логика Психология Логика Психология

Патрология Патрология Византология

История Древней Церкви История Русской Церкви История Древней Церкви История Русской Церкви Катехизис Конституция СССР

Пастырское богословие с аскетикой Гомилетика Литургика Церковное право Пастырское богословие Практическое руководство для пастырей Гомилетика Литургика Каноническое право По выбору: История философии или Педагогика История философии (до 1949 г.) История религиозно-философской мысли (после 1949 г.)

Богословие: Языки:

Основное Догматическое Нравственное Основное Догматическое Нравственное Древние (греческий) Новые языки (для желающих) Древние (греческий, латинский, еврейский) Английский Немецкий

Церковная археология с связи с историей христианского искусства История и обличение русского раскола История и обличение русского сектантства История и обличение раскола и сектантства Церковная археология История Русской и Славянских Церквей История Западных исповеданий Из прочих предметов составлялись четыре группы

Полный курс обучения до революции и в Ленинградской духовной академии распределялся на четыре года. Обращает на себя внимание, что в Ленинградской академии сохраняется преемственность относительно основного перечня дисциплин, который можно назвать «костяком» богословского образования.

Также отметим, что в дореволюционной академии из студентов составлялись параллельные группы, в которых преподавались дисциплины «по выбору». Согласно уставу духовных академий 1884 г., таковых групп было две13. Согласно уставу 1910 г. — шесть14, однако в 1911 г. их количество было сокращено до четырех15. Группы своих названий не имели, однако по содержанию их можно было бы назвать «филологическим направлением», «историческим», «библейским», «церковно-практическим» и т.д. Соответственно, они напоминают современную магистратуру с разными направлениями подготовки.

12 Изменения действующего Устава Духовных Академий // ПСЗРИ. Т. 31. СПб., 1914. С. 868-869.

13 Устав Православных Духовных Академий // ПСЗРИ. Т. 4. С. 238-239.

14 Устав Православных Духовных Академий // ПСЗРИ. Т. 30: 1910. СПб., 1913. С. 424.

15 Изменения действующего Устава Духовных Академий // ПСЗРИ. Т. 31. С. 868.

Ряд дореволюционных дисциплин «по выбору» в Ленинградской академии был введен в основной перечень. Можно предположить, что причина этого заключается в тогдашних реалиях. В те годы найти преподавателей было проблематично16, поэтому переносы дисциплин можно объяснить привлечением к учебному процессу конкретного специалиста. Так, чтение курса лекций по «Истории и обличению раскола и сектантства» было поручено С. А. Купрессову. Особо отметим, что до революции данный курс был актуален, но в 1940-1950-е гг. практически потерял свое значение, т. е. курс был перенесен, однако смысл его изменился с практического на чисто теоретический, исторический17.

Далее рассмотрим численность профессорско-преподавательской корпорации (представлена в таблице) и систему званий и должностей.

Численность профессорско-преподавательской корпорации

1984 г. 1910 г. 1947 г. 1950 г.

8 Ординарных проф. 9 Ординарных проф. 3 профессора 3 профессора

9 Экстраорд. проф. 10 Экстраорд. проф.

9 Доцентов 10 Доцентов 5 доцентов 11 доцентов

3 Лектора 3 Лектора 3 преподавателя 6 преподавателей

=29 =32 =11 =20

Штат профессорско-преподавательской корпорации дореволюционной академии (без семинарии) состоял из 29 человек в 1884 г.18 и из 32 человек в 1910 г.19 Корпорация возрожденных Ленинградских академии и семинарии к концу первого учебного года насчитывала всего лишь 11 человек20, к сентябрю 1950 г. — уже 2021.

С 1934 г. СССР перешёл на 2-х ступенчатую систему присуждения ученых степеней: кандидат и доктор наук22, в церковной же системе оставалась 3-х ступенчатая система: кандидат — магистр — доктор. При этом Ленинградские духовные школы изначально приняли советскую систему званий и должностей. Можно предположить, что данный переход был осуществлен из-за контроля властей за системой оплаты труда преподавателей. Перечень же ученых степеней остался прежним из-за сравнительно большого числа дореволюционных выпускников, что также может восприниматься как преемственность. (Тем более, что переход на новую систему степеней явно не был бы признан государством.)

Структура учебного года и каникул в духовных школах претерпела незначительные изменения. До революции учебный год в духовных академиях продолжался с 15 августа (по уставу 1910-1911 гг. — с 16) до 15 июня. В семинариях учебный год начинался по-разному в зависимости от региона, при этом на летние каникулы было отведено полтора месяца. В Ленинградских духовных школах учебный год начинался по-разному (1 октября в 1948 г., 1 сентября в 1950 г.) и оканчивался в июне, в праздник

16 Причем не просто преподавателей, а преподавателей, удовлетворяющих строгим требованиям государства.

17 Купрессов С.А. Лекции по обличению раскола и сектантства, читанные доцентом Купрессо-вым С. А. студентам II курса Ленинградской Духовной Академии в 1947/1948 уч. году. Л., 1948. [Машинопись]. 574 с.

18 Устав Православных Духовных Академий // ПСЗРИ. Т. 4. С. 239.

19 Приложение к § 134 Устава Православных Духовных Академий // ПСЗРИ. Т. 30. Отд. 2: приложения. СПб., 1913. С. 219-220.

20 Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские Духовные школы... С. 400.

21 Там же. С. 472.

22 См.: Постановление СНК СССР от 13.01.1934 № 79 «Об ученых степенях и званиях» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 12 от 14.01.1934.

Св. Троицы. Зимние каникулы студенты зачастую проводили в академии, как правило, посещая театры, музеи, выставки и т. д.23

Научно-исследовательская работа. Публикационная активность преподавателей. Участие в конференциях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До революции проблем с публикацией статей не возникало (даже при условии сохранения цензуры), поскольку, прежде всего, существовал целый ряд православных научных журналов24. В советский период все было сложнее. Во-первых, опубликоваться можно было только в «Журнале Московской Патриархии»25. Во-вторых, большая часть статей носила информационный, новостной характер. Однако и научные публикации тоже были. За рассматриваемый период обнаружено четыре статьи, которые принадлежат выпускникам дореволюционных духовных школ: протоиерею Василию Верюжскому26, Льву Николаевичу Парийскому27 и Александру Ивановичу Сагарде28, в чем опять-таки можно усмотреть преемственность и передачу опыта научной работы.

Кратко рассмотрим участие преподавателей в конференциях. До революции научных конференций в современном понимании не существовало. Они начали появляться в конце XIX в. в форме т.н. «съездов», как, например, «Съезды русских естествоиспытателей и врачей» или «Менделеевские съезды»29. Отметим, что из преподавательского состава академии в работе подобных мероприятий («Археологические съезды»30) деятельное участие принимал профессор Николай Васильевич Покровский31.

В возрожденных духовных школах конференций также не было, хотя причины этого в ином. Прежде всего, научно-богословское сообщество только еще начинало восстанавливаться и специалистов для полноценного собрания просто не хватало.

23 См., напр.: Парийский Л. Каникулы в Ленинградских Духовных школах // Журнал Московской Патриархии. 1951. № 2. С. 48.

24 О научной деятельности академии в дореволюционный период см.: Карпук Д.А. Санкт-Петербургская Духовная Академия // Православная энциклопедия. Т. LXI. М., 2021. С. 368-374.

25 См.: Алешин А.А. Проблемы развития духовного образования на страницах «Журнала Московской патриархии» в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. 1943-1948 годы // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 8 (337). С. 79-87; Добыкин Д.Г., Тарнакин Н.А. Русская православная библеистика в СССР. Период с 1922 по 1953 гг. // Христианское чтение. 2017. № 4. С. 225-237.

26 См. Верюжский В., прот. О Церкви Христовой (Божеская и человеческая сторона в земной Церкви) // Журнал Московской Патриархии. 1949. № 11. С. 31-36.

27 См.: Парийский Л. О церковнославянском языке в русском православном богослужении // Журнал Московской Патриархии. 1946. № 6. С. 54-58; Его же. Обличение папства католическим святым // Журнал Московской Патриархии. 1950. № 2. С. 52-60.

28 См.: Сагарда А.И. Место устной традиции в истории развития древнецерковной мысли (актовая речь в ЛДА) // Журнал Московской Патриархии. 1949. № 1. С. 32-42; № 2. С. 27-33.

29 См.: Лоскутова М.В. Съезды русских естествоиспытателей и профессорско-преподавательский корпус университетов Российской Империи (1860-1910-е гг.) // Профессорско-преподавательский корпус российских университетов. 1884-1917 гг.: Исследования и документы. Томск, 2012. С. 76-93; Козлов В.В. Очерки истории химических обществ СССР.М., 1958. С. 555-584.

30 См.: Баталов А. Л. Археологические съезды // Православная энциклопедия. Т.Ш.М., 2001. С. 501-502.

31 См.: Санюк Г., свящ. Литургическая наука в Санкт-Петербургской Духовной академии на рубеже XIX-XX вв. (К 100-летию со дня кончины проф. Н. В. Покровского) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 101-112; «Академия идет в глубь веков и черпает свои живительные силы в богословской науке древне-вселенской Церкви, с которою сохраняет постоянную и неразрывную связь» (Из неопубликованного Отчета о состоянии Петроградской духовной академии за 1917 г.) (Вступ. статья, публ. и примеч. Д.А. Карпук, К. Бабак) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 115-117.

При этом отметим, что в деле активизации научно-исследовательской деятельности преподавателей Ленинградской академии с конца 1940-х гг. важную роль играл Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС). Первый раз его руководство обратилось в Совет академии осенью 1948 г. с предложением принять участие в научных конференциях в Греции, посвященных 1900-й годовщине прибытия апостола Павла в Европу. Однако на это последовал отказ, обоснованный недостаточной комплектацией библиотеки академии актуальной иностранной научной литературой32. Тем не менее, в последующем преподаватели академии начали принимать подобные приглашения и выезжать за рубеж для участия в различных конференциях, межконфессиональных диалогах и т.п. Очевидно, в то время это был единственный способ участия в полноценных научных собраниях33.

Заключение

Таким образом, рассмотрев перечни дисциплин, состав профессорско-преподавательской корпорации, структуру учебного года, публикационную активность преподавателей и их участие в конференциях, приходим к следующим выводам.

Во-первых, говорить о преемственности возрожденных духовных школ можно лишь благодаря преподавателям и выпускникам дореволюционных академий и семинарий, которые, будучи носителями традиций духовного образования Российской империи, стали основой профессорско-преподавательской корпорации. Эти традиции старорежимные преподаватели и желали, и старались передать новому, уже советскому поколению воспитанников.

Во-вторых, в Ленинградских духовных школах сохраняется преемственность относительно основного списка дисциплин богословского образования. Однако с преподаванием философских предметов дело обстояло сложнее. Например, «История философии» в семинарии читалась лишь до января 1949 г., когда было принято решение — по-видимому, из-за давления властей — о приостановлении ее преподавания. В академии эту дисциплину переименовали в «Историю религиозно-философской мысли»34.

В-третьих, относительно публикационной активности преподавателей и их участия в конференциях преемственности практически не наблюдается, т.к. условия, в которых она осуществлялась, существенно разнятся.

Подытоживая, зададимся вопросом — какой вообще смысл в преемственности? Ведь в 1943 г. богословское образование начало возрождаться в совершенно иной обстановке, новой стране, где больше не было духовного сословия, церковного воспитания и специальной литературы. Следовательно, в идеале требовалось создание новой образовательной системы. Поначалу так и произошло — были организованы Богословский институт в Москве и Богословско-пастырские курсы в Ленинграде.

Однако уже в 1945 г. духовное образование в Ленинграде было реорганизовано и начало строиться по дореволюционному образцу. Это можно объяснить желанием ускорить процесс подготовки церковных кадров в ситуации снижения давления советского государства на Церковь. Обратной стороной этого ускорения и стала указанная преемственность, которая порой принимала несколько прямолинейный характер.

32 Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские Духовные школы... С. 425.

33 Также стоит упомянуть защиты магистерских диссертаций и актовые речи как отдельные элементы жизни возрожденных духовных школ, которые, будучи заимствованы из дореволюционной практики, также могут восприниматься как часть научной преемственности. Однако этот аспект требует отдельного исследования. См., напр.: Карпук Д.А. Богословская наука в Санкт-Петербургской Духовной Академии (к 295-летию со дня основания и 70-летию со дня возрождения) // Христианское чтение. 2016. № 6. С. 10-30.

34 Александрова-ЧуковаЛ.К. Деятельность Учебного Комитета Священного Синода в 19461955 гг.: к 70-летию основания // Портал Богослов. Ru. URL: https://bogoslov.ru/artide/4888315 (дата обращения 30.06.2021).

Также можно предположить, что возвращение к дореволюционному образцу объясняется не столько нежеланием создать новую систему, сколько психологически более комфортной для тогдашних преподавателей реализацией старой, испытанной модели.

Источники и литература

1. «Академия идет в глубь веков и черпает свои живительные силы в богословской науке древне-вселенской Церкви, с которою сохраняет постоянную и неразрывную связь» (Из неопубликованного Отчета о состоянии Петроградской духовной академии за 1917 г.) (Вступ. статья, публ. и примеч. Д.А Карпук, К. Бабак) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 113-132.

2. «В современных учебных заведениях им зажжена лампада знания перед алтарем Вечной Истины». Документы по истории развития богословской науки в Ленинградской Духовной Академии в первые годы ее существования (вступ. статья, публ. и примеч. Д.А Карпука) // Христианское чтение. 2016. №4. С. 110-156.

3. Александрова-ЧуковаЛ.К. Григорий (Чуков Николай Кириллович) // Православная энциклопедия. Т. XII. М., 2006. С. 592-598.

4. Александрова-ЧуковаЛ.К. Деятельность Учебного Комитета Священного Синода в 1946-1955 гг: к 70-летию основания // Портал Богослов. Ru. URL: https://bogoslov.ru/ article/4888315 (дата обращения 30.06.2021).

5. Алешин А. А. Проблемы развития духовного образования на страницах «Журнала Московской патриархии» в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. 1943-1948 годы // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. №8 (337). С. 79-87.

6. Баталов А.Л. Археологические съезды // Православная энциклопедия. Т. III. М., 2001. С. 501-502.

7. Верюжский В., прот. О Церкви Христовой (Божеская и человеческая сторона в земной Церкви) // Журнал Московской Патриархии. 1949. № 11. С. 31-36.

8. Добыкин Д. Г., Тарнакин Н. А. Русская православная библеистика в СССР. Период с 1922 по 1953 гг. // Христианское чтение. 2017. № 4. С. 225-237.

9. Изменения действующего Устава Духовных Академий // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. СПб., 1885-1916. Т.31: 1911. СПб.: Гос. тип., 1914. С. 868-870.

10. КарповГ.Г. Отчет Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г. Г. Карпова о приеме Председателем СНК СССР И. В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов. М., 2009. С. 194-203.

11. КарпукД.А Санкт-Петербургская Духовная Академия // Православная энциклопедия. Т. LXI. М., 2021. С. 360-383.

12. КарпукД.А. Богословская наука в Санкт-Петербургской Духовной Академии (к 295-летию со дня основания и 70-летию со дня возрождения) // Христианское чтение. 2016. №6. С. 10-30.

13. Козлов В.В. Очерки истории химических обществ СССР. М.: Изд. АН СССР, 1958.

14. Купрессов С. А. Лекции по обличению раскола и сектантства, читанные доцентом Купрессовым С.А. студентам II курса Ленинградской Духовной Академии в 1947/1948 уч. году. Л., 1948. [Машинопись]. 574 с.

15. Лоскутова М.В. Съезды русских естествоиспытателей и профессорско-преподавательский корпус университетов Российской Империи (1860-1910-е гг.) // Профессорско-преподавательский корпус российских университетов. 1884-1917 гг.: Исследования и документы / Науч. ред. М. В. Грибовский, С. Ф. Фоминых. Томск, 2012. С. 76-93.

16. Парийский Л. Каникулы в Ленинградских Духовных школах // Журнал Московской Патриархии. 1951. №2. С. 48.

17. Парийский Л. О церковнославянском языке в русском православном богослужении // Журнал Московской Патриархии. 1946. № 6. С. 54-58; Его же. Обличение папства католическим святым // Журнал Московской Патриархии. 1950. № 2. С. 52-60.

18. Постановление СНК СССР от 13.01.1934 №79 «Об ученых степенях и званиях» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 12 от 14.01.1934.

19. Прием товарищем И. В. Сталиным Митрополита Сергия, Митрополита Алексия и Митрополита Николая // Журнал Московской Патриархии. 1943. № 1. С. 5.

20. Приложение к § 134 Устава Православных Духовных Академий // ПСЗРИ. Т. 30: 1910, отд-ние 2: приложения. СПб., 1913. С. 219-220.

21. Профессора и преподаватели. 1946-1996. Биографический справочник / Сост. О. И. Ходаковская, А. А. Бовкало. СПб.: Издательство «Дивный остров», 2011. 160 с.

22. СагардаА.И. Место устной традиции в истории развития древнецерковной мысли (актовая речь в ЛДА) // Журнал Московской Патриархии. 1949. № 1. С. 32-42; № 2. С. 27-33.

23. Санюк Г., свящ. Литургическая наука в Санкт-Петербургской Духовной академии на рубеже Х1Х-ХХ вв. (К 100-летию со дня кончины проф. Н. В. Покровского) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 101-112.

24. Сорокин В., прот. 60-летие возрождения духовных школ в Санкт-Петербурге // Христианское чтение. 2006. № 26. С. 5-6.

25. Устав Православных Духовных Академий // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. СПб., 1885-1916. Т. 4: 1884. СПб.: Гос. тип., 1887. С. 232-243.

26. Устав Православных Духовных Академий // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. СПб., 1885-1916. Т. 30: 1910. СПб.: Гос. тип., 1913. С. 868-870.

27. Устав Православных Духовных семинарий // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. СПб., 1885-1916. Т. 4: 1884. СПб.: Гос. тип., 1887. С. 437-448.

28. ШкаровскийМ.В. Санкт-Петербургские Духовные школы в ХХ-ХХ1 вв. Т.1. СПб., 2015.

29. Шкаровский М.В. Создание и деятельность Ленинградских Богословско-пастырских курсов в 1944-1945 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2015. №2 (63). С. 121-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.