ББК 80.74
А. Ю. Цымбал
ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ КОМПЛЕКС В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ РЕЧИ: ИНТОНАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Рассматриваются особенности интонационной реализации вопросно-ответного комплекса в академической презентационной речи. Особое внимание уделяется прагматической функции данного комплекса и устойчивым интонационным моделям, используемым ораторами — носителями американского варианта английского языка.
Ключевые слова: вопросно-ответный комплекс, интонационное оформление, экспрессия, персуазивный дискурс, академическая презентация, стратегия и тактики диалогизации.
The article deals with the peculiarities of intonational figuration of question answering module in the academic presentation. Special attention is paid to the pragmatics function of question answering module and stable intonation patterns used by native speakers.
Key words: question answering module, intonational figuration, expression, persuasive discourse, academic presentation, dialogisation strategy and tactics.
Средства осуществления диалогизации устной речи находятся в фокусе большого количества исследований. Особого внимания с точки зрения прагматической значимости и особенностей интонационного оформления в академической презентационной речи заслуживает вопросно-ответный комплекс как элемент категории диалогичности. Вопросно-ответный комплекс ритмически организует научную речь, облегчает ее восприятие, повышает общую экспрессию, активизируя внимание слушателей, что и определяет актуальность изучения избранной темы.
Предметом исследования выступают интонационные особенности вопросно-ответного комплекса, функционирующего в академической презентационной речи носителей американского варианта английского языка.
Основная цель исследования — выявление и анализ устойчивых интонационных моделей данного комплекса в рамках его прагматической значимости.
Выделение вопросно-ответного комплекса для интонационного исследования объясняется тем, что в ораторской презентационной речи он является одним из основных средств ее диалогизации.
Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:
1) сформулировать концептуальную базу исследования на основе анализа имеющихся в специальной литературе сведений;
2) проанализировать акцентно-мелодический контур простого и анафорического вопросно-ответного комплекса в речи носителей американского варианта английского языка, описать его структуру и роль в вовлечении слушателей в дискурс академической презентации.
© Цымбал А. Ю., 2017 2017. Вып. 3 (10). Филология. История. Философия •
Для решения указанных задач применялись следующие методы исследования: метод сплошной выборки, лингвистический анализ исследуемых речевых единиц, слуховой анализ презентационной речи, количественная обработка числовых значений с последующей лингвистической интерпретацией полученных данных.
Материалом для проведения эксперимента послужили аудио- и видеозаписи устной речи 30 информантов (мужчины и женщины), сделанные на научных конференциях (объем звучания 100 минут) и извлеченные из сети Интернет (объем звучания 200 минут) [3, с. 6]. В тридцати анализируемых презентациях было выявлено 25 структурных единиц, которые рассматривались как вопросно-ответные комплексы.
Вопросно-ответный комплекс привносит диалогичность в научную речь и являет собой двучастную форму: первая часть — вопросительное высказывание (простой комплекс) или интеррогативная группа (сложный комплекс), вторая — одно или несколько высказываний, содержание которых представляет ответную реплику [2].
Простой вопросно-ответный комплекс в академической презентационной речи носителей языка выражен двумя вариантами комбинаций моделей тезиса, вопроса и ответа. В первом случае для интонационного оформления тезиса используется модель простого повествовательного высказывания, завершаемая тоном «Low Fall». Собственно вопрос оформляется моделью специального вопроса с нисходящим тоном. Ответ представляет собой много-синтагменное высказывание, первая часть которого завершается тоном «Fall-Rise», имеющим значение некатегоричности, контраста, противопоставления, незаконченности, а вторая часть — тоном «Low Fall», имплицирующим законченность, уверенность говорящего, категоричность высказывания.
+/- Low Pre-Head + (Stepping Head + Low Fall) +/- Tail: There are 'twenty or 'thirty most important diseases of humanity ||
+/- High Pre-Head + (Stepping Head + Low Fall) +/- Tail: 'How do they originate?
[+/- High Pre-Head + Stepping + Fall-Rise] + [Stepping Head + Low Fall + Tail]: And the vanswer is \ there's 'many 'common features to them ||
Во втором случае простой вопросно-ответный комплекс также имеет структуру «тезис, вопрос, ответ». При этом для интонационного оформления тезиса используется модель многосинтагменного повествовательного высказывания, завершаемая тоном «Rise + Fall», придающим суждению определенность и законченность, эмоциональную окрашенность, удивление. Собственно вопрос оформляется повторяющейся моделью специального вопроса с нисходящим тоном. Ответ представляет собой многосинтагменное высказывание, первая часть которого завершается тоном «Fall-Rise», а вторая часть — тоном «Low Fall». На основе вышесказанного можно предположить, что простой вопросно-ответный комплекс имеет устойчивую, клишированную интонационную структуру, используемую ораторами — носителями языка.
[+/- High Pre-Head + Stepping + Mid Level] + [Stepping Head + Rise + Fall]: So first we have the 1 content of what do you > say \ and then the delivery skills of how do you [say it ||
+/- High Pre-Head + Stepping Head + Low Fall +/- Tail: Now 1which one is more important? ||
[+/- High Pre-Head + Stepping + Fall-Rise] + [Stepping Head + Low Fall +/- Tail]: And the 1answer is [that it is vneither \ they are \equally important ||
Анафорический вопросно-ответный комплекс является классическим приемом стилистического синтаксиса, ведущим к ритмизации ораторской речи, повышающим ее общую экспрессию. Такая организация текста существенно усиливает значимость каждого элемента, вводимого на фоне повтора, актуализирует его [1].
В академической презентации анафорический вопросно-ответный комплекс представляет собой последовательность трех специальных вопросов, имеющих одинаковое начало, т. е. является лексической, грамматической и звуковой анафорой (контактный анафорический повтор), активно используемой в рассматриваемой речи и реализующей тактику вовлечения адресата в рассуждение в рамках стратегии диалогизации. Контактная анафора — повторение слов или частей сложного предложения либо начальных элементов соседних предложений. Интонационно анафорический вопросно-ответный комплекс представляет собой комбинацию многосинтагменных высказываний, в которых первая нетерминальная синтагма оформляется низким восходящим тоном, далее следует нисходяще-восходящий тон и завершающая конструкция оканчивается низким нисходящим тоном.
+/- High Pre-Head + Stepping Head + Low Fall +/- Tail:
'Why did it vtake us | until the 1nineteen eighties | to \recognize thispan.dem-
ic?\\
Why did it 1take us until nineteen eighty \one | to >actually er | identify the 1syndrome that was 1killing individuals?^
1Why did it 1take us until 1nineteen eighty Nfour | to know that this was a disease which was 1caused by a virus | 'HIV? \\
And 1why did it1take us until nine'teen eighty six | or eighty \seven | before the 'president of United 1States 1even would ac>knowledge er | the disease by 1using the word 1AIDS in public addresses? \\
Еще одним примером анафорического вопросно-ответного комплекса является последовательность из трех специальных вопросов, также имеющих одинаковое начало (в данном случае вопросительное слово how). Интонационное оформление первых двух вопросов идентично: они завершаются низким восходящим тоном (с тем отличием, что в первом вопросе используется «Accidental Rise». Третий вопрос оформляется низким восходящим тоном, типичным для вопросительных конструкций, подчеркивающим незавершенность и придающим высказыванию более непринужденное звучание. За последним вопросом следует ответ в виде многосинтагменного повествовательного высказывания, где первая нетерминальная синтагма оформляется низким восходящим тоном, далее используется средний ровный тон, затем низкий нисходящий и последняя конструкция завершается эмфатическим высоким нисходящим тоном, которому предшествует скользящая шкала, придающая высказыванию оттенок игривости, удивления, кокетства:
+/- High Pre-Head + Stepping Head + Accidental Rise + Low Fall +/- Tail: How many of you expected me to say e\xactly what I did? ||
+/- High Pre-Head + Stepping Head + Low Fall +/- Tail: 1How many waited for it? \\
+/- High Pre-Head + (Stepping Head + Low Rise) +/- Tail: 1How many expected that? ||
[+/- High Pre-Head + Stepping Head + Low Rise] + [Stepping Head + Mid Level] + [Stepping Head + Low Fall] + [Sliding Head + High Fall]: And
2017. Вып. 3 (10). Филология. История. Философия •
the 1answer of course \ is that 1everybody 1here >knew\ e\xactly\ what I was going to \say ||
Таким образом, в соответствии с задачами исследования были выявлены варианты использования вопросно-ответных комплексов, представленных двумя разновидностями (простой и анафорический), проанализировано их интонационное оформление, разработаны модели простого и анафорического комплексов, оценена их прагматическая значимость. Изученный материал дает основание утверждать, что и простой, и анафорический вопросно-ответные комплексы активно применяются в академической презентационной речи и реализуют тактику вовлечения адресата в рассуждение в рамках стратегии диалогизации, различаясь лишь степенью эмфазы, и имеют устойчивую, клишированную интонационную структуру, используемую ораторами — носителями языка.
Библиографический список
1. Голев С. В. Политическая психология // Политология : основы политологии. URL: http://bookish.link/politologii-osnovyi/politicheskaya-psihologiya924.html (дата обращения: 26.05.2017).
2. Хаджимурадова Х. А. Экспрессивно-прагматическая роль вопросительных конструкций в философской публицистике // Инфоурок : русский язык и литература. URL: https://infourok.ru/ekspressivnopragmaticheskaya-rol-voprositelnih-konstrukriy-v-filosofskoy-publicistike-vs-soloveva-621367.html (дата обращения: 26.05.2017).
3. Цымбал А. Ю. Интонационно-стилистические и коммуникативно-прагматические характеристики устных презентаций : дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 2015. 220 с.