УДК 81'22
Григорян А.Э.
Отражение англо-американского лингвокультурного влияния
в современной русской просодии (на материале теленовостей)
В статье исследуется репрезентация англо-американского лингвокультурного влияния в дискурсе теленовостей. Проанализированы отличия американской интонации от английской, ключевые особенности английской интонации. При анализе русскоязычного материала с точки зрения влияния английских просодических моделей и элементов просодики применен фонопрагматический подход. Обоснован термин «просодическое заимствование».
The article is dedicated to representation of Anglo-American linguocultural influence in contemporary Russian prosody. The differences between American English and British English are analyzed as well as main features of British English intonation. Phonopragmatic approach is applied to analysis of Russian language material from position of influence of British prosodic models and prosodic elements. The term "prosodic borrowing" is justified.
Ключевые слова: лингвокультура, лингвокультурное влияние, просодика, просодическая модель, элемент просодики, фонопрагматический подход, просодическое заимствование.
Key words: linguoculture, linguocultural influence, prosody, prosodic model, prosodic element, phonopragmatic approach, prosodic borrowing.
Факт интенсивного влияния английского языка и его американского варианта на русский в последние годы является бесспорным. Говоря об этом влиянии, лингвисты рассматривают различные его проявления: лексические заимствования рассматривают Л.П. Крысин, Е.В. Маринова, псевдоэкзотизмы Дж.А. Данн, иноязычные вкрапления А.А. Леонтьев, В.Г. Костомаров, словообразовательные и фразеологические кальки, творческое заимствование Р. Ратмайр, изменение порядка слов в словосочетаниях И.Б. Левонтина, перенесение номинаций из чуждой лингвистической среды на русскую почву Г.Н. Скляревская. Языковой результат этого лингвокультурного влияния оценивается по-разному. А.Д. Дуличенко [3, с. 315-335] говорит об интерруском языке или руссангле, Р. Ратмайр называет его по аналогии с Franglais руссглийским и признает его «языковым феноменом, который нельзя упускать из виду или недооценивать и который требует внимания с разных точек зрения...» [6, с. 81]. Дж. Данн [10, р. 92] предлагает говорить не об англифицировании, а о глобализации в связи с проникновением в русский язык элементов не только английского языка, выделяя при этом области, в которых происходит англифицирова-ние. К ним он относит и интонацию, считая, что русские журналисты и ве-
© Григорян А.Э., 2014
дущие представители СМИ во многом копируют американскую интонацию. Настоящая статья имеет целью ответить на вопросы: «Присутствуют ли в современной русской речи заимствования на просодическом уровне?» и «Если да, то из какого языка происходит заимствование, из английского или его американского варианта»?
Под просодией понимается «общее название для фонетических су-прасегментных характеристик речи как на уровне восприятия (высота тона, громкость, длительность), так и на физическом уровне (частота основного тона, интенсивность, время). Просодия рассматривается как система супрасегментных фонетических средств, изучаемых как с позиции физических, так и воспринимаемых качеств» [4, с. 402]. Тон (происходит от греч. tonos - натяжение, напряжение) - это «наделенное значимостью контрастное варьирование высотно-мелодических голосовых характеристик при произнесении языковых единиц. В фонетическом отношении тон есть акустический коррелят физиологического действия - колебания голосовых связок, создающего эффект так называемого основного голосового тона» [4, с. 514-515]. Под ритмом (происходит от греч. rhytmos - размеренность, стройность, соразмерность) понимается «регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функцию» [4, с. 416]. Темпом (происходит от итальянского tempo, от лат. tempus - время) является «скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов» [4, с. 508]. Изначально термин «просодия» (греч. prosodia - ударение, мелодия) использовался применительно к стихам и пению и означал некоторую ритмическую и мелодическую схему, наложенную на цепочку звуков. Просодические характеристики относятся не к сегментным единицам языка (звуку, фонеме), а к суперсегментным единицам (слогу, фонетическому слову, синтагме), что объясняет их продолжительность, неточечность реализации.
Мы также считаем необходимым внести такую дополнительную характеристику, как четкость/нечеткость артикуляции, поскольку ниже речь пойдет об американском английском. Известна шутливая фраза американцев о том, что они разговаривают так, будто рот их все время набит едой, то есть они глотают звуки, артикулируя их нечетко и экономя произносительные усилия, в отличие от англичан, которые артикулируют каждый звук четко.
Слово интонация произошло от латинского глагола intono (громко произношу). «Это понятие включает в себя совокупность просодических характеристик предложения: тона, длительности, громкости и фонации (качества голоса). Различают эмфатическую интонацию и неэмфатическую интонацию. Неэмфатическая интонация имеет простой мелодический рисунок, в ней ровно распределяется фразовое ударение, она характеризуется также отсутствием ясно выраженной тембральной окраски и заметных пе-
ремен в ритме и темпе. Эмфатическая же интонация связана с подтекстом, сознанием, специальным выделением слов, эмоциональностью» [5].
Рассмотрим разницу между американской интонацией и английской интонацией, как она описывается А.Д. Швейцером в классической работе «Очерк современного английского языка в США». На момент издания книги (1963) различия между американской и английской интонацией были недостаточно изучены, однако факт расхождений в области интонации между британским и американским вариантами английского языка ни у кого не вызывал сомнений, что доказывалось «лишь самыми общими наблюдениями, которые не подкрепляются конкретными исследованиями и экспериментальными данными» [7, с. 71]. Так, американский лингвист, автор классической работы по истории английского языка «History of the English Language» (История английского языка; здесь и далее пер. наш. -А.Г.) Альберт Бо (Albert Baugh) считает, что американская интонация более монотонна и отличается более медленным темпом [8, р. 435]. Схожую точку зрения высказывает и немецкий ученый Ганс Галинский, утверждая, что мелодический рисунок американской интонации более прост и сводится к простому повышению и понижению тона [9]. Еще в 20-х годах XX века Фредом Ньютоном Скоттом и Джорджем Филипом Крэппом было замечено, что английская интонация отличается большей широтой диапазона и более резкими переходами от высоких к низким тонам и наоборот [12, р. 16; 14, р. 50]. Кеннет Пайк (Kenneth L. Pike) в своей книге «The Intonation of American English» (Интонация американского английского) предпринимает попытку сопоставить некоторые черты американской интонации с английской. По его мнению, между английской интонацией Tune1, при которой ударные слоги образуют постепенно понижающийся ряд, и американской интонацией 02-3 02-3 02-4 (где о - ударение, а цифрами обозначена относительная высота тона от 1-го как самого высокого до 4-го как самого низкого) наблюдается функциональное соответствие. Также К. Пайк отмечает, что у американцев главное понижение тона используется для выражения крайней категоричности и уверенности, что, к сожалению, не иллюстрируется примерами. А.Д. Швейцер отмечает, что «в целом работа Пайка не носит сопоставительного характера, и встречающиеся в ней отдельные сравнения с британским вариантом английского языка делаются мимоходом и без должного обоснования» [7, с. 92].
В работе «An Outline of English Phonetics» Дэниел Джоунз (Daniel Jones) отмечает общее сходство между британским английским и американским английским и указывает на ряд различий между ними [14].
1. Американская интонационная конструкция, которая соответствует южноанглийскому Tune 2 (восходящий тон), отличается от последнего своим мелодическим рисунком: по наблюдениям Джоунза, предложения, которые в Англии произносятся с ^ne 2, в Америке произносятся на одном среднем или довольно низком тоне и лишь в конце предложения голос повышается.
Did it all happen yesterday?
•
* с « i t • t
Типичная южноанглийская интонация этого предложения:
Джоунз также отмечает другой мелодический рисунок, характерный
для американской интонации:
, _^__
► ' ♦ V *
По мнению исследователя, он встречается в тех случаях, когда англичане используют один из вариантов Tune 2 (восходящий тон). Как правило, такая интонация выражает неуверенность, колебание или носит дружелюбно-приветливую окраску, встречаясь в восклицаниях типа Hallo! и Good Bye!
У этой интонационной конструкции есть еще один распространенный в Америке вариант:
» 1 * i t
В такой интонационной конструкции высота голоса остается ровной (средней или низкой), а конец высказывания произносится с высоким нисходяще-восходящим тоном (fall-rise). Отличие от южноанглийского fall-rise в меньшем диапазоне понижения и большей высоте по отношению к предшествующим слогам, произносимым ровно.
Иногда в этой интонационной конструкции отмечается повышение тона в одном из слогов, предшествующих тому, на который падает нисходяще-восходящий тон:
I 1 \J I
Джоунз говорит, что такая интонация может означать резкое противопоставление или крайнюю неуверенность, или придавать фразе подчеркнуто вежливую окраску.
Все вышеизложенное позволяет сделать ряд предварительных выводов относительно американской и английской интонаций:
1) американская интонация отличается от английской более ровным тоном (низким или средним) на месте английского Tune 2 с повышением тона лишь к концу предложения;
2) значимые по смыслу слова в американской интонации выделяются или повышением тона или понижением-повышением тона;
3) при повышении тона его высота более ярко выражена в американской интонации, нежели в английской;
4) при понижении тона в интонационной конструкции fall-rise (нисходяще-восходящий тон) диапазон понижения в американской интонации меньше, чем в английской;
5) американская интонация менее сложна, менее разнообразна и более тяготеет к ровному тону.
Перейдем к рассмотрению английской интонации с точки зрения современной фонетики [1].
В английской интонации различаются следующие тоны:
1. Low Fall (низкий нисходящий).
2. Medium Fall (средний нисходящий).
3. High Fall (высокий нисходящий).
4. Low Rise (низкий восходящий).
5. Medium Rise (средний восходящий).
6. High Rise (высокий восходящий).
7. Fall-Rise (нисходяще-восходящий).
8. Rise-Fall (восходяще-нисходящий).
9. Rise-Fall-Rise (восходяще-нисходяще-восходящий).
10. Mid Level (ровный).
В структуре английской синтагмы различаются следующие компоненты: pre-head (предударное начало), head (шкала), nudeus (ядро синтагмы), tail (послеядерные безударные слоги). «Главным компонентом синтагмы, определяющим ее интонационный смысл, является ядерный слог, или ядро. Ядерный слог является последним ударным слогом в синтагме. Ядру могут предшествовать ударные и безударные слоги. Предъядерная часть может образовывать шкалу» [1, с. 8].
Низкий нисходящий тон обычно выражает законченность суждения, уверенность говорящего и категоричность высказывания. Высокий нисходящий тон сообщает фразе живой, дружеский смысл, указывает на живой интерес адресанта. Низкий восходящий тон показывает незавершенность, неуверенность говорящего, придает ответу или сообщению категоричность. Если при этом тоне за последним ударным слогом следуют безударные слоги, то повышение тона осуществляется на безударных слогах, в то время как конечный ударный слог произносится на низком, почти ровном тоне, как в вопросительной синтагме Isn'tit? Высокий восходящий тон
употребляется при переспросах, а нисходяще-восходящий сообщает синтагме большую степень незавершенности, неуверенности, служит для вежливых поправок, выражения сомнения, противоречия, контраста, а также упрека. Восходяще-нисходящий тон часто показывает эмфатическое ударение слова и несет оттенок взволнованности, ровный же тон указывает на нежелание акцентировать синтагму, ее незначительность, а также нерешительность. Заметим, что сложные тоны (нисходяще-восходящий, восходяще-нисходящий и восходяще-нисходяще-восходящий) употребляются в разговорной речи довольно редко. Это наблюдение касается и дискурса теленовостей, о котором будет сказано ниже.
Для полноты обзора английской интонации с точки зрения современной фонетики необходимо привести основные сведения о шкалах.
Обычно в эмоционально нейтральных высказываниях предъядерная часть синтагмы образует нисходящую шкалу (Descending Head), которая включает две разновидности:
1. Падающая шкала (Falling Head):
i This is the 'sixth Jesson. —' ■ -
2. Ступенчатая шкала (Stepping Scale):
l Is I Ills 'lesson ,difficult? —•_.*
Различают также высокую ровную шкалу (High Level Head), в которой предъядерная часть синтагмы включает один ударный слог:
V This is a (lessori "'"Л,
Менее частотными являются следующие типы шкал. Broken Dеscending Stepping Scale - нисходящая ступенчатая шкала с нарушенной постепенностью:
.—-Г—
Gradually Descending Sliding Scale - постепенно нисходящая ступенчатая шкала:
_Л"
Gradually Descending Scandent Scale - нисходящая прерывистая шкала:
• » — ' -v.
Gradually Ascending Rising Scale - ступенчатая восходящая шкала:
Gradually Ascending Climbing Scale - плавно восходящая шкала:
, —_Lj__
Low Level Scale - низкая шкала:
• — — » I i i *
Mid Level Scale - средняя шкала:
_ * _ . ,
» _■«»
[1, с. 4-5].
В нашем тексте приняты следующие обозначения тонов и пауз:
1) первый ударный слог внутри нисходящей шкалы - \
2) низкий нисходящий тон - Л
3) высокий нисходящий тон - Л
4) низкий восходящий тон -
5) высокий восходящий тон -'
6) восходяще-нисходящий тон -
7) нисходяще-восходящий тон -
8) пауза между синтагмами - I
9) пауза между предложениями - II
Речи британских теледикторов посвящено диссертационное исследование М.А. Деминой. В нем реализован фонопрагматический подход к исследованию просодических особенностей британской дикторской речи. Суть его заключается в следующем: выбор просодической модели диктора зависит от прагматической цели сообщения, ожидаемого воздействия, который должен быть оказан на адресата. М.А. Демина приводит следующий перечень целей коммуникации, по которым сгруппирован материал.
1. Возмущение и осуждение.
2. Намерение развлечь аудиторию.
3. Выражение торжественности, значимости происходящего.
4. Намерение избежать скандала, приуменьшить важность, значимость события.
5. Намерение вызвать удивление, потрясение.
6. Выражение превосходства, а также пренебрежения по отношению к содержанию сообщения.
7. Сообщение трагической новости [2, с. 22].
На обширном материале исследовательница доказывает, что именно цель сообщения диктует отбор просодических средств британского диктора. Среди выводов, которые делает М.А. Демина и которые значимы для предпринимаемого нами анализа влияния англо-американской произносительной традиции на русскую речь, наше внимание привлекло следующее заключение исследователя: «Эффективность некоторых английских просодических моделей настолько высока, что они могут заимствоваться дикторами других национальностей, в частности, русскими. Контрольный эксперимент настоящего исследования подтвердил, что в последнее время в речи русских ведущих информационных программ присутствуют наиболее эффективные английские просодические модели, которые русские дикторы заимствуют у своих иностранных коллег для придания своей речи, по их мнению, большей убедительности и выразительности. Английские просодические характеристики значительно модифицируют привычный зигзагообразный мелодический контур русской речи, делая ритм более четким и ярко выраженным» [2, с. 24]. М.А. Демина, негативно оценивая результат такого просодического заимствования, подчеркивает далее: «Однако в действительности иностранные, чуждые русскому языку мелодические контуры в дикторской речи СМИ вызывают отторжение у русской аудитории, настораживают слушателей и даже настраивают их весьма враждебно. Заимствования на просодическом уровне в данном случае, к сожалению, могут свидетельствовать лишь об обеднении русской звучащей речи, а также об угрозе потерять самобытность и самодостаточность русской интонации» [2, с. 24]. Продолжая и развивая тезис М.А. Деминой о просодическом заимствовании, мы решили ответить на некоторые вопросы, а именно: какие просодические модели или элементы просодики наиболее интенсивно заимствуются сегодня в русской речи, которую мы слышим в электронных средствах массовой информации?; для каких целей коммуникации используются заимствованные просодические модели?
Для этого рассмотрим русские выпуски новостей сообразно обозначенным выше группам (цели коммуникации) на фоне английских (для анализа просодики новостных выпусков Первого канала была использована компьютерная программа Speech Analysis, общее время звучания корпуса рассмотренных новостей составило 33 мин. 59 сек.)
Согласно выводам М. А. Деминой, достижение цели коммуникации Выражение торжественности, значимости происходящего английскими дикторами возможно благодаря расширенному диапазону речи, расширенному диапазону произнесения ключевых слов, частотному употреблению восходящих тонов, частотному употреблению постепенно нисходящей ступенчатой шкалы, нисходящей ступенчатой шкалы с нарушенной постепенностью, высокой предшкалы, замедленному темпу речи, длительному произнесению ударного слога в ключевом слове, ярко выраженному размеренному ритму.
Русские теледикторы при прочтении торжественной значимой новости также используют восходящие тоны на ключевых словах, а также высокую предцентровую часть, сочетая их с расширенным диапазоном произнесения ключевых слов и расширенным диапазоном речи. Фрагментарно русскими дикторами заимствуется постепенно нисходящая ступенчатая шкала, в меньшей степени это касается нисходящей шкалы с нарушенной постепенностью. Также русские и английские теленовости с коммуникативной целью выражения торжественности, значимости происходящего объединяются размеренным ритмом, низким темпом произнесения, длительным произнесением ударного слога в ключевом слове, наличием отчетливого, спокойного ритма. Частота основного тона при произнесении торжественной новости низкая. Добавим к этому и то, что русские теледикторы в большей степени выделяют ключевые слова повышением громкости речи. Наши выводы доказываются нижеследующим фрагментом, приведенным с интонационной разметкой, знаки которой были представлены нами ранее:
Сегодня в Москве на Поклонной горе\ открыли памятник российским
воинам героям Первой мировой войны/ в которой\ наша страна. понесла, самые большие потериII Были уб\иты по разным данным от семисот тысяч до двух миллионов солдат и офицеровIIВ огне'глобального катаклизма сгорели не только человеческие жизни но и целые государстваII Погибли четыре империи в том числе Российская^ \Ей пришлось пережить распад революцию и гражданскую войнуI Выступая сегодня в день столетней годовщины вступления России в войну/ Владимир Путин призвал помнить
уроки историиII Он подчеркнул открытый сегодня памятник не только дань великим подвигам наших воинов но и напоминание о том насколько
1
хрупок мир..
Намерение развлечь аудиторию у английских теледикторов реализуется при помощи широкого диапазона речи, расширенного диапазона произнесения ключевых слов, частотного использования эмфатических сложных и нисходящих тонов, употребления разнообразных эмфатических шкал, высокой предшкалы, а также среднего темпа произнесения и менее ярко выраженного ритма.
В группе Намерение развлечь аудиторию англо-американское лингво-культурное влияние на уровне просодики не так заметно. Тем не менее, диапазон речи так же, как и у английских дикторов, является широким, а диапазон произнесения ключевых слов - расширенным. Отличием от английских теленовостей у русских является частотное использование восходящих тонов вместо нисходящих, хотя эмфатические сложные тоны также используются. Доля нисходящих тонов в этой группе существенно ниже, чем в британских теленовостях, также используются эмфатические
шкалы, отличные от английских. Русские теледикторы при произнесении новостей этой группы заимствуют у своих английских коллег средний темп речи и менее ярко выраженный ритм. Частота основного тона, как и у английских теленовостей здесь средняя, однако высокая предцентровая часть, как и у британских дикторов, сохраняется. Ниже приводится расшифровка теленовости из группы намерение развлечь аудиторию с интонационной разметкой:
В прессу попали первые фотоснимки с главной свадьбы года как её
уже' назвали поклонники Анджелины Джолил и Брэда ПиттаИ Как выяснилось Джоли предстала в наряде" над дизайном которого поработали все шестеро детей пары II Подол и фату украсили их рисункиII Утверждают чтол Питт позаимствовал галстук у одного из сыновей потому что свой перед церемонией забыл!
Для намерения вызвать у целевой аудитории возмущение и осуждение дикторами BBC и Sky News привлекаются расширенный диапазон речи, частотные эмфатические нисходящие тона, употребления эмфатических шкал, а также длительного произнесения ударного слога в ключевом слове и четкого ритма, который создается выделением ключевых слов циклично повторяющимися нисходящими тонами.
В группе возмущение и осуждение ориентация русских дикторов на своих заокеанских коллег как на образец ощущается довольно сильно, что доказывается заимствованием просодической модели британских теледикторов. Ключевые слова в этой группе выделяются нисходящими тонами, что создает четкий ритм, который сообщает законченность и категоричность суждению, заимствуются как эмфатические шкалы, так и постепенно нисходящая шкала, также для этой группы характерны нисходящие эмфатические тона, расширенный диапазон речи, средняя частота основного тона, частичное использование высокой предцентровой части, в особенности в абсолютном начале фрагмента, расширенный диапазон произнесения ключевых слов, которые, в отличие от британских теленовостей, иногда выделяются повышением тона, хотя понижение тона на них наиболее характерно. Ударный слог в ключевых словах, как и у британских теледикторов, произносится долго и отчетливо. Приведем теленовость из этой группы с интонационной разметкой:
Барак Обама при\знал сотрудники американских спецслужб пытал иподозреваемых в причастности к теракту одиннадцатого сентября две
тысячи первого года! Громкое заяв\ление президент СШАЛ сделал выступая перед членами Сената! Позже на пресс-конференции в Белом Доме изначально она посвящалась экономике! О\бама даже не стал дожидаться соответствующего вопросаII По многим свидетельствам сотрудники ЦРУ избивали подозреваемых подвергали их унижениям выставляли
на холод и не давали спать II Президент США также заявил о своём полном доверии руководителю ЦРУ Джону Бреннану/ который признал что его ведомство взломало компьютеры специальной комиссии Конгресса по
расследованию деятельности спецслужб/! Теп\ерь сенаторы утверждают
их умышленно вводили в заблуждениеII
Намерение избежать скандала, преуменьшить важность, значимость события реализуется при помощи среднего диапазона речи, суженного диапазона произнесения ключевых слов, частотного употребления ровного тона, частотного употребления постепенно нисходящей ступенчатой шкалы и ровной шкалы, низкой частотности употребления эмфатических шкал, а также при помощи быстрого темпа и менее ярко выраженного ритма.
Так же, как и британские теледикторы, русские ведущие при произнесении новости из группы намерение избежать скандала, приуменьшить важность, значимость события используют среднюю частоту основного тона и средний диапазон речи при суженном диапазоне произнесения ключевых слов, которые, тем не менее, иногда выделяются восходящими тонами, что отличает русские теленовости от британских. Сближает их, помимо вышеперечисленного, заимствование русскими теледикторами ровной шкалы и, в меньшей степени, постепенно нисходящей ступенчатой шкалы, отсутствие эмфатических шкал, повышенный темп произнесения новости и отсутствие отчетливого ритма, как и господство ровного тона:
Тем временем в столице Ирака родственники солдат погибших от рук боевиков группировки Исламское государство разгромили здание пар-
ламентаИ В зале заседаний повреждено оборудование избиты несколько
охранниковII Депутатов как сообщается успели эвакуироватьIIА за, несколько часов до этого в жилых кварталах Багдада взлетели на воздух два
заминированных автомобиляИПо\гибли по предварительным данным около двадцати, человек/ до пятидесяти ранены II Не исключено что за этим терактом тоже стоят боевики Исламского государства/ ожесточенные
бои с ними продолжаются в Ираке уже несколько месяцевИ По \данным ООН только за август жертвами исламистов стали почти полторы
тысячи человекII Напомню/ группировка Исламское государство действует и в СирииИИзвестно что там террористы получали поддержку США,
в борьбе с Башаром АсадомИ
Намерение вызвать удивление, потрясение осуществляется благодаря расширенному диапазону речи, широкому диапазону произнесения ключевых слов, частотного употребления эмфатических сложных тонов, частотного употребления постепенно нисходящей ступенчатой шкалы,
нисходящей ступенчатой шкалы с нарушенной постепенностью, высокой предшкалы, длительного произнесения ударного слога в ключевом слове и четкого ритма.
В этой группе англо-американское лингвокультурное влияние ощущается сильно. Как и британские тележурналисты, русские дикторы при произнесении новости из этой группы используют расширенный диапазон речи и широкий диапазон произнесения ключевых слов, часто сочетая их с высокой предцентровой частью, что особенно заметно у теледикторов-женщин. Заимствуются постепенно нисходящая ступенчатая шкала и, при протяженной синтагме, нисходящая ступенчатая с нарушенной постепенностью. Присутствуют эмфатические восходящие и нисходящие тона, частота основного тона средняя, наличествует четкий ритм, ударный слог произносится долго, ключевые слова выделяются громкостью произнесения:
Жители \Киева уже ощутили последствия кризиса на себе причем в
самом прямом смыслеIIВ \городе отключили горячую водуII Людям объяснили Асделано это для экономии газа!И осенью,; все вернетсяII Однако многие опа\саются что с наступлением холодов проблемы с отоплением
просто прибавятся к трудностям с водойII О\на кстати еще и подорожала вдвоеII
1 1
Выражение превосходства, а также пренебрежения по отношению к содержанию сообщения оформляется у британских дикторов благодаря суженному диапазону речи, узкому диапазону произнесения ключевых слов, частотному употреблению восходящих тонов, частотному употреблению постепенно нисходящей ступенчатой шкалы и ровной шкалы, а также благодаря замедленному темпу и спокойному, размеренному ритму, придающему речи монотонность.
В этой группе англо-американское лингвокультурное влияние на уровне просодии ощущается в меньшей степени, поскольку диапазон речи в данной группе у русских теледикторов является широким, а диапазон произнесения ключевых слов - расширенным, темп - средним, а не замедленным, ритм - энергичным, а не монотонным. Интонация в этой группе является привычной русской волнообразной, частота основного тона - средней. Сближает русские и английские теленовости частотное использование восходящих тонов, однако для русских теленовостей характерно, пусть и в меньшей степени, использование нисходящего тона на ключевых словах:
Сейчас другой поворот 'темы экономики Украины/Государственный долг страны в следующем году достигнет пиковой отметки / семьдесят три процента от валового внутреннего продуктаII Эти данные обнародовал сегодня вечером Международный валютный фонд / пожалуй 'главный сейчас кредитор киевской' власти IIИ сегодня же в Киеве получил развитие
подход взять и заново поделить по отношению к стратегически важным
X 1 / г 1
предприятиям II
Сообщение трагической новости у английских теледикторов дается при помощи узкого диапазона речи, узкого диапазона произнесения ключевых слов, частотного употребления нисходящих тонов, минимального присутствия эмфатических тонов и шкал, ровной шкалы, среднего, иногда замедленного темпа речи, менее четко выраженного ритма.
Просодическая модель при произнесении трагической новости у русских теледикторов очень близка английской: новость произносится на ровном тоне, частота основного тона низкая, темп речи замедленный, эмфатические тоны практически отсутствуют, ритм не выражен ярко. При узком диапазоне речи и узком диапазоне произнесения ключевых слов ключевые слова иногда выделяются незначительным повышением тона или, что реже, его понижением. Произнесение новостного фрагмента начинается повышением тона, а заканчивается его понижением, однако это можно сказать только об абсолютном начале и абсолютном конце фрагмента, внутри фрагмента тон ровный со слабым повышением на ключевых словах, а иногда - понижением. Факт заимствования просодической модели у английских теледикторов доказывается нижеследующим фрагментом, представленным с интонационной разметкой:
Печальная новость /в Москве, скончалась народная артистка России Ольга Воронец, она была человеком редкой красоты и талантаИ Ее называли легендой народной, песни IIВ середине 50-х годов на международном фольклорном фестивале во Франции/Ольга Воронец исполнила "Калинку" с таким успехом/что французские зрители певицу потом так и называли/
Ольга-КалинкаII Всенародная слава пришла к ней в 1971 году после вых
ступления на фестивале Песня, года/Вся страна запела/Зачем вы девочки красивых любите"/ "Горька, ягода"/ "Гляжу./в озёра/ синие"II Ольга Воронец всегда была крайне требовательна к своему репертуаруIIО том как она выбирала, песни/ Ольга Борисовна рассказала в эфире Первого канала в своём последнем интервью в программе "Пусть говорят"¡1 Ольге Борисовне было восемьдесят восемь, лет/ она прожила большую и яркую
жизнь/как и ее песни.
1
Проведенное исследование английской и американской интонации, а также русских теленовостей на фоне английских позволяет сделать ряд выводов.
1. Американская интонация отличается от английской большей монотонностью и меньшим присутствием восходящих тонов.
2. В современной практике русских телевизионных СМИ имеет место просодическое заимствование из английского языка, а не из его американ-
ского варианта, поскольку русские теледикторы в своей практике ориентируются на британских коллег.
3. При анализе русских теленовостей на фоне британских целесообразен фонопрагматический подход.
4. В наибольшей степени англо-американское лингвокультурное влияние проявляется в следующих группах теленовостей, сформированных по цели коммуникации: выражение торжественности, значимости происходящего; намерение вызвать возмущение и осуждение; намерение избежать скандала, преуменьшить важность, значимость события; намерение вызвать удивление, потрясение; сообщение трагической новости.
5. В меньшей степени англо-американское лингвокультурное влияние проявляется в группе новостей намерение развлечь аудиторию.
6. В наименьшей степени англо-американское лингвокультурное влияние проявляется в группе выражение превосходства, презрения по отношению к содержанию сообщения.
7. Среди элементов просодики, которые заимствуются, особенно интенсивно применяется ровная шкала, постепенно нисходящая ступенчатая шкала, в меньшей степени - нисходящая шкала с нарушенной постепенностью и эмфатические шкалы, а также высокая предцентровая часть, в особенности в абсолютном начале фрагмента и у женщин-дикторов; восходящие эмфатические тоны.
Список литературы
1. Боднар С.С., Яценко Г.С. English sounds and intonation. - Казань, 2013. - 77 с.
2. Демина М.А. Фонопрагматическая обусловленность речи телеведущих информационных программ (на материале британского варианта английского языка): авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2012. - 28 с.
3. Дуличенко А. А. Русский язык конца XX столетия. - Мюнхен: Verlag von Otto Sagner, 1994. - 359 с.
4. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1990. -
868 с.
5. Павлова О.В. Формирование культуры устной речи через обучение фонетике и темпо-ритмическим особенностям. - [Электронный ресурс]: www.conference.meli.ru/section_2/2_5_Pavlova.doc
6. Ратмайр Р. Русская речь и рынок: Традиции и инновации в деловом и повседневном общении. - М.: Языки славянской культуры, 2013. - 412 с.
7. Швейцер А. Д. Очерк современного английского языка в США. - М.: Высш. шк., 1963. - 184 с.
8. Baugh A.C. A History of the English Language. - N.Y., 1957. - 486 р.
9. Galinsky H. Amerikanisches und Britisches English. - München, 1957. - 364 р.
10. Dunn J.A. The role English in the development of modern Russian // Sprachwandel in der Slavia: die slavischen Sprachen an der Schwelle zum 21 Jahrhundert. - F. am Main, 2000. - S. 87-101.
11. Jones D. An Outline of English Phonetics. - Cambridge, 1956. - 414 р.
12. Krapp G.P. The rise of English literary prose. - N.Y., 1915. - 272 р.
13. Pike K.L. The Intonation of American English. - Ann Arbor 1956. - 346 р.
14. Scott F.N. The standard of American speech and other papers. - Cambridge, 1926. - 276 р.