Научная статья на тему 'Вопрос как средство активизации познавательной деятельности учащихся профессиональных колледжей'

Вопрос как средство активизации познавательной деятельности учащихся профессиональных колледжей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОПРОС ОТВЕТНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варга Велта Владимировна

В статье анализируются варианты использования вопросов на уроках усвоения новых знаний и закрепления умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопрос как средство активизации познавательной деятельности учащихся профессиональных колледжей»

образовательной среды среднего специального учебного заведения; расширение учебных планов за счет включения в них дисциплин международного профиля, раскрывающих специфические черты профессиональной деятельности.

4. Персонализированные функции, выделяемые на уровне развития отдельно взятой личности: формирование индивидуальной образовательной траектории, новых знаний и компетенций; совершенствование уровня владения иностранным языком; ознакомление с зарубежной культурой и историей.

Показателями разных уровней культурной воспитанности являются: убежденность в достаточности своих знаний и умений; стремление к получению новых знаний на общем фоне достаточно сформированных умений; высокая культура, хорошие знания и умения [1, с. 9], что способствует повышению качества подготовки квалифицированных специалистов, владеющих профессиональной культурой.

Список литературы

1. ИльясовД.Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров //

Вестник ТГПУ. Ташкент, 2010. Выпуск 2 (92). С. 30-34.

ВОПРОС КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ

Варга В.В.

Варга Велта Владимировна — старший преподаватель, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются варианты использования вопросов на уроках усвоения новых знаний и закрепления умений.

Ключевые слова: вопрос - ответная форма обучения, активизация познавательной деятельности.

При всем разнообразии используемых на уроке приемов трудно себе представить обучение без почти обязательного компонента: вопрос - ответ. Вопросы ставятся и разрешаются самим преподавателем при объяснении учебного, материала, вопросы занимают центральное место в беседе, постановка вопросов сопровождает многие виды самостоятельных работ учащихся. Вопросы на уроке служат двум целям: проверить, насколько учащиеся усвоили знания, и побудить учащихся мыслить [1].

Поскольку обучение можно представить как постоянное решение учебных задач (в широком понимании этого слова), то вопрос можно рассматривать как почти обязательный структурный элемент любой учебной задачи. Это справедливо и в том случае, когда условие задачи «свернуто» и выступает неявно, в виде своеобразного «фона» (ранее изученный учебный материал, личный жизненный опыт и т.п.) к вопросу.

В дидактике известна классификация вопросов по сложности и характеру действий, которые выполняются при ответах на эти вопросы. Это могут быть, например, вопросы к задачам, в которых требуется:

1. определение понятий; формулирование законов и правил;

2. применение понятий, правил, законов с иллюстрацией на конкретных примерах;

3. раскрытие взаимозависимостей между явлениями;

4. изложение доказательств и вывод формул;

5. описание приемов расчета, испытаний;

6. описание приемов практических действий, и др.

В то же время целесообразно представить себе и несколько иную классификацию вопросов в зависимости от той психологической ситуации, которая возникает у учащихся в результате их постановки. Такая классификация представляет особый интерес, если учесть, что компонент обучения «вопрос - ответ» не должен рассматриваться лишь только в качестве контрольного инструмента, он должен играть основную роль и на стадии образования у учащихся системы представлений и понятий, при приобретении знаний и формировании умений.

Если на стадии контроля перед учащимися должны ставиться вопросы и решаться задачи разной сложности, разнообразного характера, способные вызвать различные ситуации, то на стадии

приобретения учащимися новых знаний должны как можно шире использоваться задачи (вопросы), вызывающие проблемные ситуации. С точки зрения того, какая ситуация возникает в результате постановки вопроса (задачи), последние можно разбить на две категории: обычные, т.е. непроблемные задачи (вопросы), и задачи (вопросы) - учебные проблемы.

Рассмотрим, например, возможные варианты подхода к проведению урока, на котором надо сформировать новые представления. Если преподаватель преподнесет материал в готовом виде, то вопросы перед учащимися могут быть поставлены лишь на стадии контроля. В этом случае даже наиболее сложные вопросы не вызовут проблемную ситуацию, поскольку для ответа потребуется в основном лишь усилие памяти: материал ведь был ранее изучен. Тот же учебный материал можно преподнести в виде серии проблемных заданий, опытов.

В этом случае перед учащимися появляется обильный материал для рассуждения, и они еще на стадии изучения (а не контроля или самоконтроля, как это отмечалось ранее) сами поставят вопрос. Это уже не обычный непроблемный вопрос, возникает учебная проблема, разрешить которую учащиеся могут лишь в результате продуктивной мыслительной деятельности. Область поиска решения проблемы значительно расширена по сравнению с таковой для случая «непроблемный вопрос - ответ», но в то же время направление поиска не является совершенно неопределенным -подбор опытов и ситуаций нацеливает учащихся на формулирование гипотез, с чего, собственно, и начинается процесс решения проблемной задачи.

Таким образом, при традиционном построении урока задавать вопросы учащимся можно лишь после изучения нового материала и направлены они на контроль, ибо ответ или заранее известен учащимся, или требует некоторых усилий для припоминания.

Для того чтобы учащиеся сами были вынуждены задать себе вопросы еще на стадии изучения, когда ответы им неизвестны, надо организовать учебную проблему.

Список литературы

1. Рудякова Т.И. Учимся задавать вопросы (о роли вопросов на уроках английского языка) // Вестник науки и образования, 2016. № 8 (20). С. 61-63.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПОДХОДОВ УЧАЩИХСЯ

Адилова Г.П.

Адилова Гулзейнет Пулатовна - старший преподаватель, кафедра методики преподавания математики, физико-математический факультет, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются основные подходы современных отечественных педагогов к проблемам проектного обучения, и отмечается, что данный вид деятельности воспринимается как путь повышения мотивации учащихся. Также проектная деятельность обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности.

Ключевые слова: образование, педагогическая технология, проектная деятельность, творчество, учащиеся.

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создавать условия для формирования такой личности. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым относится и метод проектов. Проектная деятельность на уроках математики :

- создает устойчивую положительную мотивацию к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач;

- формирует чувство ответственности за выполняемую работу;

- создает условия для отношений сотрудничества между учащимися;

- формирует навыки применения программного обеспечения в разных прикладных областях;

- способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.